ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКСКУРСОВОДА ПОДГОТОВКА ПЕРЕПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИОННОГО ГИДА ПЕРЕВОДЧИКОВ

– Организация и проведение экскурсий по телецентру.

– Подготовка индивидуальных текстов экскурсий, подборка фактического материала.

– Разработка и освоение новых экскурсионных тем, внесение дополнений и изменений в тексты экскурсий в соответствии с новыми материалами.

– Грамотная речь.

– Владение методикой проведения экскурсий.

– Способность удерживать внимание группы, быть интересным собеседником, чувство юмора, коммуникабельность, стрессоустойчивость, внимательность и тактичность в общении.

– Умение легко воспринимать новые интересные идеи и готовность к дополнительным усилиям для их воплощения.

– Владение основами психологии и поведения людей при общении с группой.

– Умение налаживать контакт с разными психотипами людей.

– Умение держать дисциплину со школьниками.

– Умение оперативно находить решения в изменившейся ситуации.

– Разработка новых маршрутов.

– Профессиональный поиск информации и материалов для корпоративного сайта и размещение их на сайте.

– Продвижение услуги «экскурсии» в интернете и др. off-line способами

– Собственные программы приветствуются.

– Высшее образование.

– Опыт работы от 1 года.

– График работы: с 09. 00 до 18. 00 понедельник-пятница (сб. -вс. по договоренности)

– Добровольное медицинское страхование

Тимирязевская, ВДНХ, Москва, улица Академика Королева

Приглашаем на программу «Экскурсионное дело»Центр дополнительного образования Чувашского государственного университета им. Ульянова объявляет прием на дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Экскурсионное дело», 252 ч. Программа включает 9 дисциплин (модулей), позволяющих полностью освоить профессиональные компетенции экскурсовода и оказывать экскурсионные услуги:

К освоению программы допускаются лица, имеющие / получающие среднее профессиональное или высшее образование. По окончании программы выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право ведения нового вида профессиональной деятельности. Форма обучения: очно-заочная с частичным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСтоимость обучения: 10 000 руб. Старт программы – в феврале 2022 г. Период обучения – 4 месяца.

ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают – «профессия» и «специальность».

Профессия — форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – врач, специальность врача – терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. Профессия – основной род занятий, термин «специалист» указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист – это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов: сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экскурсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсоводом, должен лучше всего водить экскурсии на исторические темы. Неправильно было бы его обязывать разрабатывать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику проводимых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению профессионального мастерства. И третья группа экскурсоводов – это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.

Престиж профессии — это уважение, которым она пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии – взаимосвязанные понятия. Однако следует иметь в виду, что моральный престиж профессии экскурсовода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте – в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной престижности.

Кобзарь Анна, выпуск 2020, гид-переводчик

Все мы пришли на первое занятие улыбчивыми, бодрыми (несмотря на февраль), воодушевленными и готовыми к новым знаниям и приключениям. Мы только переступили порог школы, а нам уже всё нравилось. Тогда мы ещё не знали на самом-то деле, что нас ждёт впереди. Мы не знали, что кто-то отсеется, и не думали даже о том, как мы устанем на протяжении нескольких месяцев проводить все без исключения выходные друг с другом, а не со своими семьями, и как это трудно, оказывается, без выходных. Не знали, что начнётся пандемия и вместо занятий, где нам все рассказывают и раскладывают по полочкам, появится дополнительная личная ответственность. всё это было ещё впереди. И мы улыбались, и впитывали каждое слово преподавателей, узнали много нового о нашем крае и его реальной уникальности. Мы перестраивали свой мозг и учились рассказывать, не так как нам понятно и привычно, а как понятно и уютно будет нашим «туристам» и «экскурсантам». И мы уставали, да! И пытались отлынивать от домашних заданий. Н О в итоге мы победили. Победили, понимаете, по-настоящему победили! Мы прошли весь этот путь юного экскурсовода от начала и до конца. Мы написали свои выпускные работы, и они оказались успешными, потому что нас за собой вели лучшие из лучших. А РГО были настолько отчаянно-бесстрашными и целеустремлёнными, что провели нашу выпускную экскурсию на улице в самый разгар пандемии, когда нас могли остановить за то, что так много людей собралось в одном месте и ходят по городу. Но они подготовились и были готовы бороться за наши права и за наш выпуск. И мы выпустились! Я нами очень горжусь. Горжусь собой. Благодарю АРГО и всех моих сокурсников. Ведь когда путь тернист и интересен, этот выпуск и эти знания остаются с тобой надолго и по-настоящему используются в твоей жизни.

Караваев Григорий, выпуск 2018, гид-экскурсовод-водитель

В 2018 году, можно сказать случайно, попал в Школу гидов при туркомании АРГО. То, что случайностей не бывает, я еще раз убедился в процессе обучения. Ну не бывает случайных людей на таких курсах, от каждого курсанта веяло туризмом, романтизмом. Короче, команда подобралась разношерстная, но приветливая, отзывчивая. Шло время и я, удивляясь самому себе, уже в преклонном возрасте, взахлеб листал страницы интернета с желанием найти новое, незнакомое еще мне в истории Барнаула и всего Алтая. Конечно же, путеводными звездами для нас, курсантов, были наши преподаватели, профи своего дела. Мы с удовольствием слушали их лекции, всегда дополненными историями, рассказами из жизни. Пришло время расставаться, мы теперь гиды-экскурсоводы, звание, которое нужно подтверждать в каждом туре. Встреча с однокурсниками на просторах Алтая всегда вызывает улыбку на устах. В завершении хочу выразить благодарность всему преподавательскому составу, ну и конечно организаторам этого интересного образовательного процесса -туристическую компанию АРГО!!!

Береженцева Елена, выпуск 2018, экскурсовод

Арго по информации из газеты Вечерний Барнаул. Я была удивлена, увидев программу обучения, в которой была не только методика и техника проведения экскурсий, история и краеведение, но и геология, археология, психология и анимация, религия и искусство, архитектура. И даже ораторское искусство! И все это было! Лекции вели преподаватели с научными званиями, искусствоведы, музейные специалисты. Было очень интересно, и все пригодилось. Отличная организация работы и помощь в подготовке экзаменационной экскурсии. Я новенькая в этом городе, и курсы мне помогли прижиться. Теперь этот город мне не просто нравится, он родной. И друзья – единомышленники!

Кощеева Елена, выпуск 2018, гид-экскурсовод

В любом возрасте можно изменить свою жизнь! Главное желание получить новые знания, новые возможности и много новых друзей! Я вступила на корабль под названием Арго (школа гидов) и теперь всегда на плаву!

Завгородняя Марина, выпуск 2015, гид-экскурсовод

Туристическая фирма «Арго», проводит уже не один год школу гидов. Надо сказать, что сотрудники фирмы подходят к этому делу очень основательно и профессионально! В школе интересный план лекций и практик. Профессионально подбираются лекторы, которые могут дать действительно нужные знания и эти знания становятся платформой новой профессии. Очень важно, что в этой школе нет возрастных ограничений, а это в наше время важно! Школа дает старт в профессию экскурсовода для людей любого возраста!

Шиманова Наталья, выпуск 2009, гид-переводчик

Пожалуй, это единственная школа в нашем городе, которая предоставляет такое полное и целенаправленное обучение для тех людей, кто решил связать свое будущее с туризмом и выбрать одну из интереснейших профессий —профессию гида. Эта школа дала мне базовые знания, которые я в дальнейшем стала развивать. Профессиональные учителя, нужно сказать, что достаточно требовательные, обучали нас таким интересным вещам как речевая культура-как правильно выступать публично, как управлять свои голосом и т. Должна сказать, что это очень пригодилось мне, когда я работала в Греции и выступала с презентациями экскурсий для туристов. Также для меня было интересно краеведение, благодаря которому я узнала историю своего города, в котором прожила всю жизнь, но о котором оказывается знала очень мало. Ну и конечно школа гидов познакомила меня с интересными людьми, с которыми мы до сих пор общаемся!!! Поэтому я очень рада, что попала сюда и желаю школе гидов “Арго” дальнейшего развития и роста.

Бисимбу Лариса, выпуск 2008 года, экскурсовод

Я благодарна педагогам Школы Гидов за полученные знания. Лекции по краеведению, экскурсоведению и другим предметам — необходимая основа для разработок собственных экскурсионных программ. Но, самое главное, я поняла, что мир для человека, увлеченного экскурсионным делом — постоянный и неиссякаемый источник вдохновения. Экскурсовод — человек, который смотрит на мир радостными и удивленными глазами, воспринимая мира в солнечном свете. В общем, есть такая профессия — делиться радостью!

Роговая Оксана, выпуск 2008, гид-переводчик

Не скажу, что обладаю исключительными знаниями английского языка, поэтому сначала не могла определиться, стоит ли идти на гида, не будет ли сложно с языком. Но мне сказали: «Надо попробовать. Если действительно совсем получаться не будет — то перейти-то учиться на экскурсовода (без уроков английского) всегда можно. Но вообще, язык потом можно будет подучить, главное — все материалы и свидетельство в нужный момент будут уже в кармане. А самое главное, надо просто хотеть, и всё получится. Так и получилось. Несмотря на то, что группа подобралась весьма разновозрастная, от старшего школьного до возраста пенсионного, мы сразу нашли общий язык и хорошо подружились. И кроме главного, ради чего мы собрались — уметь красиво вести экскурсию, знать правила и отдельные тонкости её разработки — от подбора материала до самого, пожалуй, щепетильного момента — как и когда представить экскурсантам шофёра, если он, по долгу службы, всегда находится к ним спиной — мы получили громадный объём и других знаний и информации, которая не только просто интересна, но ещё и полезна. Во-первых, нам дали приличный материал по истории и развитию Барнаула на английском языке. Честно сказать, не знаю, в каком другом источнике ещё это можно было бы взять. Во-вторых, мы узнали, как выглядел Барнаул в прошлых веках, когда он был настоящим столичным городом со всеми атрибутами столицы, высшим обществом и вечерними променадами по ажурному арочному мосту у городской плотины. В-третьих, нас водили на экскурсии — и они были, честно, очень интересными — в музей животного мира Алтая и музей археологии (здесь, в том числе, рассказ шёл и о мистической алтайской принцессе, из-за которой, как говорят, случилось недавнее алтайское землетрясение); музеи находятся в АлтГУ, но за пятилетнее обучение в этом ВУЗе я ни разу не была в них и ни разу о них не слышала; нас трижды возили на экскурсию по городу (не считая четвёртой, последней, экзаменационной, уже в качестве гидов — нарядных и с микрофоном в руке. Когда мы такой толпой высадились в очередной точке экскурсии — у «Нулевого меридиана» на пл. Советов, — проезжавшие мимо молодые люди, убавив скорость, нам что-то кричали и размахивали руками из окон автомобиля, а у Мемориала Победы прохожие останавливались невдалеке, прислушивались и одновременно с рукой ученицы-экскурсовода поднимали головы, вглядываясь в барельефы на стелле. В-четвёртых, мы узнали, что прямо в черте нашего города находятся пещеры, о существовании которых мало кто знает; узнали, сколько в Горном Алтае стоянок древних людей и в каких местах их нужно искать; где в крае, в каких реках можно намыть настоящее золото; где находится скала, целиком состоящая из горного хрусталя нежно-розового оттенка, — чудо, которое пытались взорвать, да так и не вышло; узнали много нового и почти невероятного об алтайских шаманах и всю правду об алтайском землетрясении и землетрясениях вообще (причём об этих вещах мы получили две книги, написанные преподавателями-учёными, которые и вели эти лекции). Мы примеряли облачения шаманов, костюмы народов, населявших наш край в глубокой древности, держали в руках их многокиллограммовые мечи (точные копии оригиналов) и огромные бубны шаманов, увешанные разноцветными ленточками. Кроме того, мы слушали лекции по психологии, имиджелогии, культуре речи, где давались практические советы, которыми, действительно, можно и нужно пользоваться в жизни. Например, на уроках культуры речи каждому индивидуально показали все плюсы и минусы манеры речи, дикции и тембра голоса, подсказали, как их можно улучшить. К слову сказать, похожие уроки у специалистов берут люди публичных профессий — дикторы, депутаты, — а частные уроки по этому предмету стоят бешеных денег. Нам же никаких дополнительных финансовых вложений не потребовалось. Но всего не перечислишь. Просто ещё хочу сказать напоследок, что мне очень понравилось, что школа гидов «АРГО» приглашает для ведения лекций преподавателей из солидных учебных заведений, многие из которых имеют учёную степень. О своём предмете они рассказывают с горящими глазами, увлекательно и увлечённо. Слушаешь и тоже увлекаешься, загораешься энтузиазмом и думаешь, почему же я не знал этого до сих пор?. Большое спасибо организаторам, руководителям и всем преподавателям школы гидов «АРГО»! Говорю за себя, но подозреваю, что к моему мнению могут присоединиться и другие обучившиеся, мне было, действительно, интересно! Не говоря уже о том, что за 4 месяца у меня появились реальные навыки ещё одной, новой, профессии. Да хотя бы теперь есть возможность просто интересно рассказать друзьям, и особенно — людям, приехавшим из других мест, о нашем городе. Чтобы знали и помнили, и удивлялись, и досадовали, почему же они раньше ничего такого не знали о нём.

Тимофеева Ольга, выпуск 2004, экскурсовод

Очень приятно писать отзыв о работе туристической компании «Арго», так как эта компания явно выделяется из всех туристических компаний, ведущих свою работу в Алтайском крае. Помимо своей основной деятельности по предоставлению туристических услуг, сотрудники этой компании не только сами постоянно повышают свои знания, свой профессионализм, но и к тому же, организуют курсы подготовки гидов по городу Барнаулу, Алтайскому краю и Республики Алтай. Я, работая в санатории-профилактории «Берёзовая роща» Банка России с 2000 года в качестве заведующего службой культурно-оздоровительного досуга, набирала группы на экскурсии по разным направлениям Алтая. Для этого приглашала опытных экскурсоводов из различных туристических агентств. Конечно, благодаря им, их знанию и любви родного Алтая, я сама глубоко прониклась этим интересным делом, как краеведение. Так как в нашем санатории отдыхают сотрудники Центрального Банка России со всех регионов, то мне постоянно приходилось предварительно перед самой экскурсией рассказывать отдыхающим о нашем большом и загадочном крае, чем он был интересен и чем он ещё будет интересен всей нашей стране. Несмотря на то, что у меня образование — фольклорист и я сама интересовалась постоянно историей и этнографией нашего края, чувствовала, что мои знания не настолько велики, чтобы рассказать об Алтае и о Барнауле так, как я это чувствую и понимаю. И тут сама судьба свела меня с Шишкиной Еленой Геннадьевной, которая мне и предложила посетить курсы гидов. В 2004 году это был первый выпуск, в который я и попала. Первоначально меня обрадовала большая группа желающих обучиться на этих курсах, но потом всё встало на свои места. Оказывается, что, во-первых — сама история края не всем была интересна, а кому-то не понятна, во-вторых — работать с людьми (взрослыми и детьми) могут далеко не все: сказываются определённые условия — отсутствие поставленного голоса, грамотной речи, возрастной психологии, лёгкости изложения знаний и собственных мыслей или просто определённые комплексы. Поэтому, к счастью или, к сожалению, до выпускных экзаменов дошли не все (по собственной воле). Но те, кто прошёл эту школу гидов, действительно получили колоссальные знания по краеведению, экскурсоведению, культуре и постановке речи и многое другое, не менее нужное и интересное не только для экскурсовода, но и в целом, для современного уверенного человека. Теперь экскурсии провожу я сама и мне безумно приятно показывать наш город, наш край и доказывать для всех гостей, которые уже буквально объездили весь мир, что Алтай настолько удивительный край, что о нём вскоре заговорит весь мир! И это, на мой взгляд, у меня получается. Это я слышу от моих экскурсантов и чувствую, что они, попадая на Алтай, забывают о погоне за деньгами, славой и т. , забывают о бренном. Они становятся чище, открытей — они становятся ПРОСТО ЛЮДЬМИ — ДЕТЬМИ ПРИРОДЫ! А это в наше время самое главное!

Авраменко София, выпуск 2009, гид-переводчик

Я закончила школу гидов «Арго» в 2008 году по специальности гид-переводчик и поехала по направлению на работу в Турцию. Я работала в компании «ODEON TOURS»-турецкая сторона , «CORAL TRAVEL»-российская сторона в регионе Кемер в должности туристического гида. В мои обязанности входило сопровождение гостей (туристов) во время экскурсий; например: рафтинг, рыбалка на горной речке, аквапарк, турецкая ночь, турецкая баня и др. ; также провожать гостей до аэропорта и до отелей во время длинных экскурсий, таких как «Израиль» и «Северный Кипр». Также я выполняла и другие виды работ; например: работала трансферным гидом. В обязанности трансферного гида(трансфермена) входит сопровождение гостей из аэропорта в отель и из отеля в аэропорт, предоставление необходимой информации о стране и о компании «ODEON TOURS» во время трансфера. Хочу сказать, что мои ожидания оправдались, я довольна результатами работы, получила много новых впечатлений, удалось хорошо заработать. Большое спасибо фирме «Арго» за помощь в удачном трудоустройстве. В наступающем новом году планирую продолжить работу в компании «ODEON TOURS»-“CORAL TRAVEL«. Всем нуждающимся в трудоустройстве хочу посоветовать воспользоваться услугами компании «Арго». Надёжная фирма, дружелюбный компетентный персонал, преподаватели высшего класса, индивидуальный подход.

Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 29 августа 2022 г. N 130″О создании аттестационной комиссии по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области”

В целях проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области, в соответствии с Федеральным законом от 24. 1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2022 N 833 “Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков”, Законом Новосибирской области от 05. 2017 N 187-ОЗ “Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области” приказываю:

Создать аттестационную комиссию по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области.

Утвердить прилагаемые Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области и ее состав.

Настоящий приказ вступает в силу с 01 сентября 2022 года.

Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Положениеоб аттестационной комиссии по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области(утв. приказом министерства экономического развития Новосибирской области от 29 августа 2022 г. N 130)

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 20. 2021 N 93-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников”, постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2022 N 833 “Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков”, и определяет порядок формирования и деятельности аттестационной комиссии по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области (далее соответственно – аттестационная комиссия, соискатель).

Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Новосибирской области, законами Новосибирской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Новосибирской области, Губернатора Новосибирской области, а также настоящим Положением.

Организационное обеспечение деятельности аттестационной комиссии осуществляет отдел развития внутреннего и въездного туризма управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области (далее соответственно – отдел, министерство).

Функции аттестационной комиссии

На аттестационную комиссию возлагаются следующие функции:

1) установление сроков проведения квалификационных экзаменов;

2) принятие квалификационных экзаменов у соискателей;

3) принятие решений об аттестации или об отказе в аттестации;

4) формирование вопросов для квалификационного экзамена и направления их для утверждения в министерство.

III. Порядок работы аттестационной комиссии

Министерство создает аттестационную комиссию и утверждает ее состав приказом министерства.

Не менее двух третей состава аттестационной комиссии должны составлять представители организаций, представляющих профессиональные сообщества туроператоров, турагентов, экскурсоводов (гидов) и (или) гидов-переводчиков, образовательных организаций, которые осуществляют подготовку экскурсоводов (гидов) и (или) гидов-переводчиков, организаций, осуществляющих туристскую деятельность, музеев и иных объектов показа, научных и некоммерческих организаций в сфере культуры, истории, краеведения, искусствоведения, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру.

Для проведения аттестации экскурсовода (гида), гида-переводчика, предполагающих оказывать услуги на национальных туристских маршрутах и (или) туристских маршрутах, проходящих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, аттестационная комиссия привлекает к участию в проведении аттестации, в том числе посредством видео-конференц-связи, не менее одного члена аттестационной комиссии каждого субъекта Российской Федерации, указанного в заявлении об аттестации.

Для осуществления всесторонней оценки знаний и умений соискателей, в том числе оценки владения иностранным языком (иностранными языками), аттестационная комиссия вправе привлекать экспертов в соответствующей области.

Для осуществления оценки знаний и умений глухих и слабослышащих соискателей аттестационная комиссия привлекает экспертов, владеющих жестовым языком, и (или) переводчиков жестового языка.

В состав аттестационной комиссии входят председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя аттестационной комиссии, секретарь аттестационной комиссии и члены аттестационной комиссии.

Заседания аттестационной комиссии проводятся под руководством председателя аттестационной комиссии, а в случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.

К функциям председателя аттестационной комиссии относится:

1) осуществление общего руководства аттестационной комиссией;

2) утверждение протоколов заседаний аттестационной комиссии.

К функциям секретаря аттестационной комиссии относится:

1) уведомление членов аттестационной комиссии о дате, времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии;

2) подготовка протокола заседания аттестационной комиссии в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания аттестационной комиссии.

Заседания аттестационной комиссии проводятся по месту нахождения министерства.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если в его работе приняло участие более половины членов аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и иных органов по вопросам, относящимся к компетенции аттестационной комиссии.

При прохождении аттестации соискателей, оказывающих услуги на национальных туристских маршрутах и (или) туристских маршрутах, проходящих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, аттестационная комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей указанных субъектов Российской Федерации.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку заседания аттестационной комиссии, он обязан до начала заседания уведомить об этом председателя аттестационной комиссии либо его заместителя. В таком случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в заседании аттестационной комиссии.

Заседания аттестационной комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания аттестационной комиссии.

Отдел в течение трех рабочих дней со дня поступления рассматривает заявления и прилагаемые к нему документы и проверяет достоверность и полноту представленной соискателем документации, и по результатам их рассмотрения принимает решение о допуске или об отказе в допуске соискателя к прохождению квалификационного экзамена по основаниям, указанным в пункте 19 Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2022 N 833.

Перечень заявлений, прошедших проверку и допущенных до рассмотрения аттестационной комиссией, передается отделом секретарю аттестационной комиссии.

Основанием для проведения заседания аттестационной комиссии является поступление секретарю аттестационной комиссии заявлений на прохождение аттестации, прошедших проверку и допущенных к прохождению квалификационного экзамена.

При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия руководствуется перечнем вопросов тестирования и практических заданий, который утверждается министерством по предложению аттестационной комиссии и размещается на официальном сайте министерства в сети “Интернет” для ознакомления (без взимания платы).

По результатам квалификационного экзамена аттестационной комиссией принимается решение об аттестации соискателя либо об отказе в аттестации по основаниям, указанным в части тринадцатой статьи 4. 4 Федерального закона от 24. 1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

Результаты практического задания оцениваются путем простого голосования членов аттестационной комиссии.

Решение об аттестации соискателя принимается аттестационной комиссией большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на ее заседании.

В случае равенства голосов членов аттестационной комиссии решающим является голос председательствующего на заседании.

Решение аттестационной комиссии оформляется в виде протокола заседания аттестационной комиссии в течение трех рабочих дней со дня проведения заключительного этапа квалификационного экзамена, который подписывается председательствующим на заседании аттестационной комиссии и секретарем и утверждается ее председателем.

Протокол заседания аттестационной комиссии содержит:

1) номер и дату его составления, время начала и окончания проведения квалификационного экзамена (этапов квалификационного экзамена);

2) сведения о соискателе с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность соискателя;

3) информацию о результатах квалификационного экзамена;

4) решение об аттестации соискателя либо об отказе в аттестации.

К протоколу заседания аттестационной комиссии прилагается видеозапись хода проведения квалификационного экзамена (каждого из этапов квалификационного экзамена).

Протокол заседания аттестационной комиссии, включая видеозапись хода проведения квалификационного экзамена, подлежит хранению министерством в течение пяти лет.

Решение аттестационной комиссии направляется министерством соискателю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, через сеть “Интернет” или посредством Единого портала в день подписания протокола заседания аттестационной комиссии.

В случае принятия аттестационной комиссией решения об аттестации соискателя министерство в день подписания протокола аттестационной комиссии вносит сведения об экскурсоводе (гиде) или гиде-переводчике в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в соответствии с требованиями к формированию и ведению реестра, утверждаемыми Федеральным агентством по туризму и выдает аттестат экскурсовода (гида) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2022 N 833 “Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков”.

В течение пятнадцати дней со дня подписания протокола заседания аттестационной комиссии министерство выдает экскурсоводу (гиду) или гиду-переводчику либо его уполномоченному представителю нагрудную идентификационную карточку экскурсовода (гида) или гида-переводчика.

Составаттестационной комиссии по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области(утв. приказом министерства экономического развития Новосибирской области от 29 августа 2022 г. N 130)

РешетниковЛев Николаевич – министр экономического развития Новосибирской области, председатель комиссии; ПавловаАнна Алексеевна – заместитель министра – начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области, заместитель председателя комиссии; БелоусоваИрина Александровна – консультант отдела развития внутреннего и въездного туризма управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области, секретарь комиссии; БеленокИрина Александровна – генеральный директор автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования “Сибирская академия туризма” (по согласованию); ВоротниковаЕлена Юрьевна – директор МКУ “Центр развития туризма Маслянинского района Новосибирской области” (по согласованию); ГоловИван Михаилович – исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью “Олимпия-Райзен-Сибирь” (по согласованию); ГорошкоНадежда Владимировна – доцент кафедры географии, регионоведения и туризма федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Новосибирский государственный педагогический университет”, кандидат географических наук (по согласованию); ЕфимоваМария Леонидовна – руководитель экскурсионного бюро “Ветер перемен” (по согласованию); МикитченкоДмитрий Владимирович – председатель правления Некоммерческого партнерства “Новосибирская ассоциация туристских организаций”(по согласованию); МихеевИван Михайлович – заместитель начальника управления культуры мэрии города Новосибирска – начальник отдела образования, культурно-досуговой деятельности и сохранения культурного наследия (по согласованию); НюренбергерЛариса Борисовна – заведующий кафедрой бизнеса в сфере услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Новосибирский государственный университет экономики и управления “НИНХ”, доктор экономических наук, профессор (по согласованию); РаткевичРимма Викторовна – директор общества с ограниченной ответственностью “Парнас” (по согласованию); СкулкинаЕлена Валентиновна – директор по продажам общества с ограниченной ответственностью “Туристическое агентство “НОВОСИБИРСК” (по согласованию); ТрофимоваТатьяна Андреевна – начальник научно-просветительного отдела государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области “Новосибирский государственный краеведческий музей” (по согласованию); ЦойМарина Евгеньевна – заведующий кафедрой маркетинга и сервиса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Новосибирский государственный технический университет” (по согласованию); ЩукинаЕлена Михайловна – директор муниципального автономного учреждения культуры города Новосибирска “Музей Новосибирска” (по согласованию).

«Гид-Экскурсовод»

Программа повышения квалификации

Гид-экскурсовод – это интересная, разносторонняя профессия, которая совмещает знания истории, географии, архитектуры, литературы с навыками путешественника и оратора. Экскурсовод – это лицо родного города в глазах приезжающих гостей. Гид-экскурсовод – профессия неограниченного творчества, импровизации, свободы действия. Рабочее место экскурсовода – улицы города. Рабочий инструмент – голос и знания. Отличается коммуникабельностью, уравновешенностью, доброжелательностью, наличием организаторских способностей.

Особенности учебного процесса:

Программа курса

Программа профессиональной переподготовки

Требования к образованию:

Требования к опыту работы: нет.

Обзор документа

Аттестационная комиссия по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории Новосибирской области: порядок формирования, организация деятельности.

Аттестационная комиссия по проведению аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков на территории субъекта создается министерством экономического развития Новосибирской области.

– установление сроков проведения квалификационных экзаменов;

– принятие квалификационных экзаменов у соискателей;

– принятие решений об аттестации или об отказе в аттестации;

– формирование вопросов для квалификационного экзамена и направления их для утверждения в министерство.

В состав комиссии включаются представители организаций, представляющих профессиональные сообщества туроператоров, турагентов, экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков, образовательных организаций, которые осуществляют подготовку экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, организаций, осуществляющих туристскую деятельность, музеев, научных и некоммерческих организаций в сфере культуры, истории, краеведения, искусствоведения и централизованных религиозных организаций.

Организационное обеспечение деятельности аттестационной комиссии осуществляет отдел развития внутреннего и въездного туризма управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития области.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

ЭКСКУРСОВОД – ПРОФЕССИЯ

Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До 1960-х годов работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др. Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях – сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 1970-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций «Спутника», «Интуриста», Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 1990-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКСКУРСОВОДА ПОДГОТОВКА ПЕРЕПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИОННОГО ГИДА ПЕРЕВОДЧИКОВ

Таблица 3. 1 Этапы становления профессии экскурсовода

Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *