Для цитирования
ISSN 2221-5662 (Print)
Эмоциональный интеллект крайне важен для профессионального руководителя. Любовь Маляревская, генеральный директор АО «Русская Медиагруппа», рассказала, как его можно прокачать.
Эмоциональный интеллект отражает возможность и способность человека понимать эмоциональное состояние другого индивида, предсказывать его в ответ на действия, обстоятельства, ситуации, а также понимать и правильно трактовать свои эмоции и чувства, и что еще важнее — уметь ими управлять.
Вне сомнений, такое качество является одним из важнейших для человека в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности.
HR-эксперт, специалист по оценке персонала, бизнес-тренер Автор 27 публикаций
Уже вполне знакомое понятие. Уже даже отчасти востребованная компетенция. Но на уровне «желательно»! А значит пока оценкой уровня развитости эмоционального интеллекта на собеседованиях мало кто занимается. Но мне кажется уде можно собрать некоторые примеры оценки и включить в сценарий собеседования.
Начну с примитивного примера. «Да что ему объяснять? Он меня не слышит, он меня не понимает», «Я ему говорю, а ему Что в лоб, что по лбу», Наверняка знакомо из: сферы услуг (претензии клиентов), сферы продаж (работа с возражениями), управление персоналом (разногласия с сотрудниками), воспитание детей и мужей (жён). Все реплики говорят о том, что рациональные части оппонентов не смогли договориться, а эмоциональные даже не пытались.
✔Вы оцениваете эмоциональный интеллект?
Если да, то какими кексами и вопросами?
Может ли этот навык быть для кого-то необязательным или даже вредным — разбирались в материале РБК Трендов
Дарья Аулова, HRD компании-разработчика умных HRtech-решений TalentTech, рассказывает о преимуществах гибких навыков, о том, в каких случаях эмоциональный интеллект может нанести вред коллективу, а также как замерить и сбалансировать этот показатель в команде.
Почему эмоциональный интеллект может помешать работе
Важно понимать, что навык может далеко не всегда приносить практическую пользу. Например, в одной медицинской компании проверяли, сколько времени сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. По итогам исследования менеджеры не выявили никакой связи между ЭИ и помощью: последняя определялась личными мотивами и ценностями, а не умением понимать эмоции и управлять ими.
4 октября 2017, 16:53
Кейс на оценку социальной чуткости об эмоционально выгорающем сотруднике
Данный кейс я составил для оценки и развития социальной чуткости в модели эмоционального лидерства. При оценке кейса важно отделять гипотезы участников и кандидатов от объективно описанных фактов. Кроме того, основной упор делается на оценку той активности, которую кандидат или участник тренинга направляет на поиск способов и конкретных формулировок, направленных на выяснение ситуации.
25 мая 2020, 18:40
Тест на определение уровня эмпатии (методика И. ЮСУПОВА)
Этот тест полезен для тестировния кандидиатов на многие профессии, которые связаны с общением с другими людьми. Например, менеджеров по продажам, hr-менеджеров, продавцов-консультатов, диспетчеров на телефоне, медицинский работников и педагогов. В то же время считаю важным напомнить, что количество времени на оценку и этапов оценки при подборе персонала должно быть умереннным и не излишним. А это уже зависит от уровня компетнций и опыта вашего Менеджера по подбору персонала
30 октября 2017, 14:38
Некрасов заболел. Оценка эмпатии и умения сопереживать (конкурс)
Бывает трудно подобрать задание, в котром бы отразилась способность руководителя управлять человеческими ресурсами грамотно. При этом не теряя человеческие качества (забота о подчиненном, сопереживание, умение дать совет и т. ), проявить себя именно как руководитель. Как используется универсальный алгоритм работы с информацией (сбор информации-анализ-прогноз), как происходит заглядывание в будущее (видит ли испытуемый альтернативы, учитывает ли разные сценарии развития событий), предпринимае
4 октября 2017, 17:01
Пример отчета по диагностике эмоционального интеллекта
Пример внутрикорпоративного отчета топ-менеджера по результатам оценки его эмоционального интеллекта методом 360 градусов. К сожалениею, не отображаются графики, но и текстовая часть тоже вполне информативна. Достаточно четко видны дефицитарные компетенции и их связь со стилями лидерства, реализованными кандидатом.

Еще 10 лет назад сложно было себе представить, что от маркетологов будут требоваться знания диджитал-инструментов, а от программистов — умение договариваться с людьми, при этом самыми востребованными компетенциями для всех станут коммуникативные навыки и креативное мышление. Профессиональный мир меняется, а значит, и базовые требования к специалистам постепенно обновляются. Кейс из жизни: Владимир — программист, работает уже 5 лет в компании, лучше всех пишет код и отлично выполняет самые сложные задачи. Но ему трудно находить общий язык с заказчиками, поэтому презентацией продукта занимался его коллега Александр, которого недавно повысили до руководителя отдела, хотя тот работает всего 2 года в фирме. Владимир спросил напрямую, почему ему не предложили это место. Ответ был такой: начальник отдела должен уметь в первую очередь договариваться с людьми, продвигать новые идеи и вести за собой коллектив — всеми этими компетенциями обладает Александр. Вывод: работодатели стали ценить узкопрофессиональные знания наравне с универсальными навыками. Давайте рассмотрим, что требуют современные условия работы и какие компетенции нужно развивать. А также порекомендуем бесплатные онлайн-курсы, чтобы вы могли прокачать нужные способности. На платформе «Россия — страна возможностей» вы найдете более 120 бесплатных онлайн-курсов по развитию профессиональных и универсальных компетенций. Выберите в фильтре необходимый навык и пройдите обучение в свободное время.
Титов Д. , Сошинов А. Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. 2013. № 3. 45-50.
Матяш Н. , Павлова Т. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. 119-122.
Пономарева М. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Минск: Бестпринт, 2009. 76 с.
Бутина-Гречаная С. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Чернышевского. 2010. № 5. 244-247.
Сумина К. Теоретические аспекты исследования роли семьи в развитии ребенка // Акмеология. 2016. № SI. 94-95.
Копылова Т. Развитие эмпатии у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной реализации инклюзивного образования // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. 26-31.
Маллер А. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации средствами воспитания в обществе эмпатии и толератности: «Дети как дети» // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. 14-22.
Мукина Е. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6. 122-132.
Альбекова С. , Данилова Т. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Молодежный научный вестник. 2017. № 4. 45-48.
Готтман Дж. , Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 272 с.
Ерохина Е. Эмпирическое обоснования психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. 103-109.
Кузьмина В. Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. 250-255.
Комлик Л. , Меренкова В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. 37-40.
Чернышева Н. , Фоминых Е. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 3. 237-240.
Арбатская К. , Устинова Н. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. 85-89.
Гребенникова Е. , Шелехов И. , Берестнева О. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей инвалидов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2. 129-141.
Кустова Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции. СПб. : Ленинградский государственный университет им. Пушкина, 2015. 176-179.
Гринина Е. , Рудзинская Т. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. № 2. 163-168.
Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2015. 667 с.
Фетискин Н. , Козлов В. , Мануйлов Г. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. : Институт Психотерапии, 2009. 544 с.
Гришко Е. , Ермолова В. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. 28-33.
Иванова В. , Гребенникова Е. , Шелехов И. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 12. 48-53.
Эмоциональный интеллект. Модель Гоулмана
Именно эмоциональный интеллект помогал людям выживать в доисторические времена. Чтобы не стать жертвой, человеку приходилось уметь уживаться с соплеменниками, распознавать свои и чужие чувства, управлять ими даже в опасных ситуациях, а также понимать, что им движет. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин выявил связь между контролем эмоций и самосохранением. Эти мысли отражены в его третьей работе по эволюционной теории «Выражение эмоций у человека и животных». Сейчас смешанная модель Дэниела Гоулмана — одна из самых популярных. Научный журналист объединил когнитивные способности с характеристиками личности. В любой профессии требуются компоненты эмоционального интеллекта, поэтому его необходимо развивать.
Базой стала модель Майера-Саловея-Карузо. Психологи выделили 4 составляющие эмоционального интеллекта:
- Восприятие и оценка эмоций по мимике, жестам, голосу и походке.
- Эмоции как стимуляция умственной деятельности. Когда человек осознает, какую эмоцию испытывает, он может использовать ее для развития мышления и креативности. При этом решение задач становится более эффективным. Но в большинстве случаев эмоции превращаются в фактор мотивации неосознанно.
- Понимание эмоций. Способность воспринимать эмоцию с позиции информации, которую она несет. Если страшно, ты выбираешь одно из трех действий: бежать, атаковать или застыть на месте. Нужно уметь распознавать чувства свои и оппонента, предугадывать, во что может перерасти та или иная эмоция.
- Управление эмоциями. Чтобы научиться владеть собой, важно прийти в состояние осознанности: понять, какая эмоция доминирует, сможешь ли ты с ней совладать. Такой контроль может помочь в достижении целей, если способ поведения будет выбран правильно.
- Гоулман добавил к выделенным компонентам еще несколько, сделав акцент на воле к победе, здоровой самооценке, социальных навыках и энтузиазме. Так была создана смешанная модель:
- Самосознание — грамотная самооценка (понимание своих способностей и преимуществ), уверенность в себе, анализ эмоций и использование шестого чувства.
- Саморегуляция — оптимизм, стремление к победе, честность, владение эмоциями.
- Мотивация.
- Эмпатия — умение сопереживать. Принимая решения, не забывать о чувствах других.
- Социальные навыки — умение подталкивать людей в нужном направлении, работать в команде и разрешать конфликты.
Вопросы, которые нужно задать при выборе профессии
- Что я люблю делать, а что мне категорически не нравится?
- Что я умею, какие профессии соответствуют моим навыкам и желаниям? Чему я смогу научиться?
- Какие профессии востребованы в настоящем? Какие профессии будут востребованы в будущем?
- Какие вопросы в области профориентации мне пока не ясны? Где я могу найти ответы? Кто и как мне может помочь?
- Где учат той профессии, которую я выбрал? Куда я смогу поступить? Какие есть риски?
- Как выбрать из нескольких профессий?
Важно ответить на них, опираясь на аспекты эмоционального интеллекта. Так ребенку будет проще понять, чего он хочет, какие цели преследует, и трезво оценить свои сильные и слабые стороны.
Индикаторы компетенции
- Осознает свои эмоции, понимает причины их возникновения, способен описать их вербально
- Внимательно выслушивает других
- Открыт, заинтересован и уважительно относится к мнениям людей, отличающимся от его собственных
- Распознает чувства других людей
- Реагирует, подозревая недовольство и невысказанные эмоции других людей
- Понимает возможные реакции на свое поведение, действия и суждения
- Отслеживает, когда высказывание понято не верно или выбран конфронтационный путь
- Замечает, когда другому человеку неловко, и показывает свое понимание
- Выявляет и реагирует на напряженность между членами команды
- Предлагает окружающим помощь и поддержку
- Открыт для различных норм, ценностей, культур, правил и действует соответственно
Один за всех, и все за одного! Социальный интеллект
Самыми востребованными стали гибкие навыки. Без умения работать в команде и прислушиваться к мнению других карьеру не построить. Эмоциональный интеллект уже давно превратился в социальный.
К 8 классу детей следует подготовить к карьерной осознанности: когда школьник рационально и эмоционально понимает, чего хочет от жизни. Основную роль в становлении играет, конечно, семья.
Видение ребенка часто расходится с мнением родителей, и чтобы не допустить конфликта, нужно подключать родных к профориентационным мероприятиям. Можно организовать встречу со студентами или молодыми специалистами. Во время живой беседы ребята обменяются опытом, идеями и смогут конкретнее сформулировать планы на будущее.
Развитие эмоционального и социального интеллекта напрямую связано с возможностью принимать решения. В работе всегда приходится общаться с коллегами и начальством. Прийти к ожидаемому результату поможет умение не только прислушиваться к другим, но и отстаивать свою точку зрения. А для этого важно грамотно оценивать ситуацию, просчитывать возможные пути решения проблемы. «Могу» должно совпадать с «хочу»!
Чем важен EQ для руководителя
Для руководителя эмоциональный интеллект необходим, поскольку именно он позволяет воздействовать на внутреннюю мотивацию сотрудника. Если говорить про EQ применимо к профессиональной деятельности, то это способность осознавать и управлять своими эмоциями, возникающими в рабочих процессах, понимать эмоции сотрудников, и в зависимости от цели воздействовать на эмоции сотрудников, которые могут вызвать более высокий уровень лояльности компании и более высокую ответственность.
Как мы уже говорили выше, когда руководитель обладает высоким ЭИ, он в первую очередь может осознавать свои эмоции и управлять ими. Важность этого момента заключается в том, что эмоции — это наши сигналы, которые мы вербально или невербально передаем окружающим. На работе таким образом воздействуем на сотрудников, и зачастую эмоции являются более действенным инструментом передачи информации чем просто слова и указания, обращенные к конкретному человеку.
Более того, высокий ЭИ позволяет предусмотреть и спланировать, какие эмоции вызовет то или иное ваше действие у сотрудника.
Людям с высоким ЭИ проще создать атмосферу доверия в коллективе и воодушевить сотрудников для достижения результата. Кроме того, руководитель, обладающий высоким ЭИ, располагая к себе сотрудников, может предвосхитить и предвидеть проблемы и сложности в коллективе, так как сотрудники будут чувствовать, что могут поделиться своими мыслями и беспокойством. В то же время они могут быть более инициативными, и поэтому креативные и полезные предложения не останутся незамеченными.
Более того, ради целей, поставленных руководителем, близким по духу и эмоциям, сотрудники могут свернуть горы, работая сверхурочно или выполняя новые для себя обязанности, понимая, что это ценят и приветствуют.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июля 2022 года; проверки требуют 5 правок.
Как понять уровень своего ЭИ
Начните с ответов на следующие вопросы:
- Часто ли понимаете чувства и эмоции других людей?
- Часто ли другие люди ведут себя для вас непредсказуемо или неожиданно?
- Можете ли вы найти объяснения или причины такому поведению?
- Как часто к вам обращаются с просьбой, советом, подсказкой по работе?
- Обращаются ли к вам с личными просьбами?
Если вы ответили «Да» три и более раза, то у вас высоко развит эмоциональный интеллект, который все же важно поддерживать.
Во всех остальных случаях вам стоит уделить внимание его развитию.
Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-ОнаПравить
- Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
- Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
- Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
- Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
- Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
- Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
- Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
- Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
- Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
- Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
- Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимся обстоятельствам.
- Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
- Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
- Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
- Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.
Профессиональные типы Джона Холланда
Эмоциональный интеллект объединяет понятия, без которых нельзя обойтись, живя в социуме: навыки публичных выступлений и убеждения, эмоциональная поддержка, эмпатия, лидерство, умение работать в команде, проницательность, управление конфликтами, понимание других.
Все люди разные, у каждого свои интересы, мотивация и установки. Когда подросток начинает задумываться, кем хочет стать, важно не только рассказать ему о профессиях, но и задать правильные вопросы относительно его склонностей и желаний.
Американский психолог Джон Холланд разработал эффективный тест, в основу которого легла его теория профессиональных предпочтений. В ней профессору удалось связать теорию личности человека с теорией выбора профессии.
Ученый выделил 6 профессиональных типов:
- Реалистический — кулинар, инженер, автослесарь, стоматолог, механик, ветеринар, программист. Эти люди прекрасно себя чувствуют в предметной области. Они легко принимают решения, разбираются в технике, интересуются научными открытиями.
- Исследовательский — юрист, диетолог, биолог, фармацевт, химик, финансовый аналитик. Такие специалисты склонны к самообучению. Они живут в мире идей, с удовольствием исследуют мир, наблюдая за людьми и процессами. Предпочитают работать в аналитических центрах, НИИ, маркетинговых компаниях.
- Художественный — актер, музыкант, экскурсовод, дизайнер, копирайтер. Это творческие, эмоциональные и чувствительные люди, склонны прислушиваться к интуиции. Они любят находиться в центре внимания, ищут публичности и обладают богатым воображением.
- Конвенциональный — бухгалтер, библиотекарь, архивариус, редактор, статистик. Предпочитают работать со знаковыми системами, поэтому их профессии связаны с расчетами и документацией. Работники такого типа чтят традиции, соблюдают общепринятые правила и нормы. Они сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы и исполнительны, но зачастую замкнуты и необщительны.
- Социальный — врач, педагог, психолог, консультант, социальный работник, менеджер по продажам. Стремятся к общественной деятельности, любят делиться знаниями и опытом, обладают даром убеждения. Такие специалисты ориентированы на общение, легко налаживают контакты, умеют договариваться и работать в команде.
- Предпринимательский — адвокат, риелтор, бизнесмен, дипломат, политик, брокер, журналист. Люди этих профессий — хорошие ораторы. Они ведут за собой, заражая других своими идеями и энтузиазмом. Ценят репутацию, деньги, им важен статус. Специалисты такого типа вовлечены в сферы бизнеса, политики, журналистики, адвокатуры.
Как и когда нужно анализировать эмоциональный интеллект
Один из самых распространенных способов измерения эмоционального интеллекта — тест MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test), основанный на самооценке, а также оценке индивида окружающими. Оригинальный MEIS состоит из 12 отдельных частей (субтестов). В нем можно выделить четыре основных компонента:
- выявление эмоций означает способность распознавать, что чувствует человек и окружающие;
- использование — способность их генерировать;
- понимание указывает на умение человека идентифицировать сложные чувства и эмоциональные цепочки;
- управление — навык, который позволяет направлять их в нужное русло, себе и другим.
Сотрудникам важно не только отчитываться по выполненным задачам, но и делиться своим состоянием и получать необходимую поддержку руководства, которое должно вовремя распознавать ухудшение состояния человека, фиксировать снижение продуктивности и предпринимать шаги для улучшения ситуации. Сделать это можно с помощью технологий, которые отслеживают выполнение целей конкретного сотрудника, а также агрегируют аналитику по ним. Следя за уровнем вовлеченности в работу, можно увидеть все отклонения от нормы.

Руководителям нужно доносить до своей команды, что эмоционально интеллектуальные люди не заостряют внимание на своих ошибках, но при этом и не забывают о них. Если вы думаете о своих промахах слишком долго, это развивает беспокойство и неуверенность, но если забываете о них, то ошибки могут повториться. Важно учиться превращать провалы в выводы — это руководитель может показать на своем примере.
Компании стоит анализировать эмоциональный интеллект сотрудника, когда приходит негативная обратная связь насчет него или явно страдает коммуникация с клиентами — возможно, причина кроется в неразвитой способности понимать других людей. К тому же, на уровень ЭИ надо смотреть, когда речь идет о повышении работника.
Исследования показывают, что ЭИ, как и любое умение, может принести как пользу, так и вред. Поэтому, если мы собираемся обучать эмоциональному интеллекту в школах и развивать его на работе, важно учитывать ценности, которые ему сопутствуют, и сферы, где он действительно полезен.
Как прокачать эмоциональный интеллект
Есть много упражнений и советов по развитию EQ, я расскажу вам о тех, что применимы в корпоративной культуре и помогут руководителям лучше понять себя, улучшить показатели в коллективе и раскрыть эмоциональный потенциал — как собственный, так и своих сотрудников.
Поймите себя через свои эмоции
Эмоции всегда говорят нам о том, что произошли события, которые важны для нас.
К сожалению, чаще всего самый лучший тренажер — это неприятный опыт, опыт, связанный с негативными эмоциями. Вспомните рабочие ситуации, в которых вы себя чувствуете или чувствовали себя дискомфортно. Подумайте, что именно повлияло на ваши эмоции и проанализируйте эту аргументы. Если бы была возможность поступить в той ситуации иначе, как бы вы поступили, чтобы избежать этих негативных эмоций?
Примите свои слабости
Как только вы переживете все неприятные и неудобные эмоции, которые испытываете в рабочих моментах, вы начнете видеть и понимать свои слепые зоны и слабые места, над которыми можно работать в процессе. Однако просто понимать эмоции для руководителя будет недостаточно — нужно научиться управлять ими.
Планируйте свои эмоции
Возьмите за правило планировать важные рабочие встречи и разговоры. Заранее записывайте то, что планируете обсуждать и проговаривайте то, что необходимо будет сказать. Когда запишете, попробуйте поменяться с вашим будущим собеседником местами и понять, как вы себя почувствуете, какие эмоции испытаете, если это скажут вам, и вы окажетесь в положении вашего собеседника.
Управляйте эмоциями
К сожалению, контролировать эмоции невозможно. Это понятие в данном контексте заменяется на «правильно реагировать».
Нельзя разделить эмоции на «хорошие» или «плохие», а вот реакции можно. К примеру, радость — это прекрасная эмоция, когда с вами произошло что-то хорошее и вы делитесь этим с людьми. Но она бывает и разрушительной, если возникнет от причинения кому-то вреда.
Планируйте эмоции собеседника
Один из самых сложных этапов, который заключается в том, чтобы представить итог разговора и понять, какие эмоции оппонента вы хотите вызвать в конечном итоге. Как только вы это поймете, можете смело начинать планировать беседу — психологи называют это «целенаправленным поведением». Во время беседы слушайте, наблюдайте и спрашивайте, чтобы вовремя скорректировать разговор и поведение. Учитывайте интонацию, язык тела собеседника и его словесные обороты. Если вы чувствуете, что вербальные и невербальные сигналы не совпадают, задавайте ему дополнительные вопросы, которые упростят понимание точки зрения другой стороны.
Даже при глубоких профессиональных знаниях и навыках, колоссальном опыте в работе с коллективом, руководители не всегда добиваются выдающихся успехов у своих команд, что чаще всего обусловлено неспособностью корректно взаимодействовать с подчиненными, учитывая эмоциональную сторону вопроса. В настоящее время значительную часть ручного труда и рутинной работы заменили технологии, и человеческая природа более необходима в части творческого и иррационального, а это напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Критика теории эмоционального интеллектаПравить
Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.
- Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
- Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
- Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
- Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание
Программа учит техникам управления стрессом и развития эмоционального интеллекта, позволяющим производить своевременную оценку психологического состояния сотрудников государственной службы.
Стоимость8 648 ₽
ИсторияПравить
В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока (Michael Beldoch) Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation.
В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).
В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Как эмоциональный интеллект поможет в профориентации
Выбор профессии начинается с создания образа будущего. Прежде чем решить, кем будешь работать, нужно понять, как и с кем ты предпочитаешь общаться. Анна Макарчук, руководитель Центра толерантности Еврейского музея, и Анастасия Михеева, руководитель Карьерного центра гимназии Skolkovo, рассказали об основных принципах профориентационной работы с точки зрения эмоций, ожиданий и темперамента школьника.
Статья основана на материалах проекта «Путь к профессии», организованного ГК «Просвещение» совместно с «Профилум» и детским лагерем ГЕРОИ.
Изображение: Education photo created by freepik – www. freepik. com
18 октября 2021
Смешанная модельПравить
Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).
Программа обучения
Если говорить об эмоциональном интеллекте в рабочей среде, то он так же необходим, как образование и профессиональные навыки. Все процессы в компаниях создаются людьми, даже технологии, которые выполняют процессы за них. Для наиболее эффективной работы внутри организации необходимо, чтобы сотрудниками двигала внутренняя мотивация, поскольку материальная мотивация краткосрочна. Чтобы создавать и поддерживать внутреннюю мотивацию у своих сотрудников нужно прибегать к помощи EQ. Для примера: в одной ситуации лучшим решением будет похвалить сотрудника публично, в другой просто поговорить наедине и выслушать, кому-то для оперативной работы нужен строгий взгляд и так далее.
Эмоциональная грамотностьПравить
эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности».
Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на 5 частей:
- Осознание своих чувств.
- Обладание чувством сопереживания.
- Умение управлять своими эмоциями.
- Победа над эмоциональными проблемами.
- В целом: эмоциональная интерактивность.
Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений, в том числе с помощью диалога и самоконтроля. Способность осознавать и воспринимать чужие чувства позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, в результате чего возникает навык рационального поведения в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Штайнер называет эту способность «эмоциональной интерактивностью». Поэтому модель эмоциональной грамотности Штайнера заключается прежде всего в конструктивном решении эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы построить надежное будущее. Он считает, что личная власть может быть увеличена, а отношения трансформированы. Акцент делается на индивидууме, и как таковой побуждает человека смотреть вовнутрь, а не на социальную среду, в которой действует индивид.
Помощь в достижении лучших результатов
Сам навык эксперты зачастую представляют в виде пирамиды, состоящей из девяти уровней:
- В основе лежат эмоциональные стимулы: это информация, которую мы ежедневно получаем из окружающей среды. Она помогает нам лучше понимать мир и людей вокруг.
- На второй ступени находится способность точно декодировать выражения чувств других людей, которые те передают невербальным путем — например, интонацией, мимикой, движениями тела.
- Следом идет самосознание, то есть четкое представление о собственной личности, ее сильных и слабых сторонах, мыслях, убеждениях, мотивах и чувствах.
- Далее следует самоуправление, позволяющее контролировать реакцию и руководствоваться не только чувствами.
- На пятой ступени — социальная осведомленность и сочувствие, способность поставить себя на место другого человека, понять его потребности, точку зрения. Сочувствуя, мы можем принять эмоции других людей и сыграть активную роль в их жизни.
- Следующий уровень — социальные навыки, необходимые для эффективного управления эмоциями других и даже для влияния на них. Это, например, умение управлять конфликтами, выстраивать социальные связи и так далее.
- После прохождения всех шести уровней человек достигает вершины иерархии потребностей американского психолога Абрахама Маслоу — самоактуализации. Эта ступень ведет к реализации личного потенциала, саморазвитию и достижению значительных результатов в этом.
- Маслоу также предположил, что люди, которым удалось пойти дальше, могут испытывать состояние трансцендентности. На этом этапе человек помогает другим реализовать себя.
- Последний уровень пирамиды — эмоциональное единство или внутренняя гармония.
Сотрудник с высокоразвитым ЭИ знает, какую эмоцию и как нужно использовать. Он также понимает, какие чувства эффективны в его деятельности, а какие, наоборот, работают против него. Все это создает благоприятную атмосферу и позволяет сохранять баланс между интересами бизнеса и отдельного человека.

ЛитератураПравить
- Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
- Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-260-5.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2020. — С. 356. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-717-4.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. — ISBN 978-5-91657-729-7
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
- Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0.
Что входит в компетенцию эмоциональный интеллект?
По их мнению, эмоциональный интеллект включает в себя четыре компонента: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как собственные, так и другого человека), 2) способ- ность направлять свои эмоции в помощь разуму, 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция, 4) способность управлять эмоциями
Какое умение относится к сфере эмоциональной компетенции?
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ, англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач
Как эмоциональный интеллект помогает в работе?
Без сомнений, сотрудники эффективнее работают в команде, когда имеют более развитый эмоциональный интеллект. Они эффективнее общаются с членами команды, делятся идеями и открыты для идей других. Они с меньшей вероятностью будут хватать все рычаги и «управлять шоу» в одиночку и не подумав о других членах команды