Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность»
В статье представлены этапы развития понятия «грамотность». В исследовании разработана периодизация трансформации (эволюции) понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические эпохи. В современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для развития компетентности.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ГРАМОТНОСТЬ
Текст научной работы
Термин «функциональная грамотность» возник в последней трети XX века в ответ на глобальные вызовы современности, связанные с переходом общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной, в противовес ранее используемому понятию «грамотность» в международной образовательной практике. Рассмотрим периодизацию, по которой прослеживается эволюции понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды: от понятия «грамотность» до расширенного понятия «функциональная грамотность», а в дальнейшем до понятия «функциональная грамотность как основа развития компетентности» в связи с ростом требований общества к развитию и уровню образованности индивида. Период становления и развития ценностного отношения к пониманию проблемы грамотности в общественной жизниII. Период массового обучения грамотности детей и неграмотного взрослого населенияМероприятия по ликвидации неграмотности осуществлялись с 1919 года по 1930-е годы и вошли в историю педагогики как первое массовое и обязательное (инициированное государством) обучение грамоте неграмотных взрослых и подростков школьного возраста. В данный период грамотность понимается как обладание человеком умением читать и писать на родном или русском языке. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся достаточно долго: вплоть до 80-х годов ХХ века грамотность главным образом понимается как умение читать и писать, что фиксируют словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари. III. Период исследования проблемы грамотности на международном уровнеВ 50-х годах XX века проблема грамотности населения начинает рассматриваться не только как проблема отдельно взятой страны, но и на международном уровне в связи с созданием в 1945 году Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Многолетние исследования ЮНЕСКО по проблемам распространения грамотности и повышения качества образования способствуют дальнейшему упорядочиванию используемой терминологии в данном вопросе. На основе анализа вышеназванных рекомендаций можно сделать вывод, что понимание полуграмотного человека в международных документах ЮНЕСКО остается вполне традиционным, а в понимании грамотного человека появляются некоторые ранее не принимавшиеся во внимание аспекты оценки грамотности, а именно: умение понимать прочитанное и писать о собственной жизни. При этом грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Дальнейшее рассмотрение и изучение новых аспектов оценки грамотности послужит импульсом к полной переоценке понятия «грамотность» на последующих этапах развития общества. Период разграничения понятий «грамотность» и «функциональная грамотность»В 70-х годах XX века начинается постепенный пересмотр и переосмысление понятия «грамотность» в международной образовательной практике. Изменения в общественной жизни вынуждают отойти от традиционного элементарного понимания грамотности и приводят к значительному расширению исследуемого понятия «грамотность». Первичное документальное закрепление данного процесса происходит в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, где впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность». Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблема достижения элементарной грамотности большинством населения в развивающихся странах и, во-вторых, как проблема достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах в противовес к наблюдаемой функциональной безграмотности у достаточно больших групп населения. На конгрессе ЮНЕСКО приводятся данные о том, что примерно треть населения США в возрасте до 30 лет, то есть самый активный и трудоспособный возраст, является функционально безграмотным. По статистическим данным 1985 года почти 7 миллиардов долларов в год США приходилось затрачивать для того, чтобы содержать в федеральных тюрьмах заключённых, которые были осуждены за непреднамеренно совершенные преступления вследствие своей функциональной неграмотности. Около 3-х миллионов совершеннолетних граждан Канады в 1987 году причислены к группе функционально безграмотных, что составляло в то время почти 30 % от всего населения (из них 8 % опрошенных имеют высшее образование и более 80 % закончили школьный курс обучения). Период включения понятия «функциональная грамотность» в проблемное поле компетентностного подхода в образованииРезультаты международных исследований наглядно демонстрируют, что в начале XXI века нельзя считать решенной проблему достижения функциональной грамотности даже в самых обеспеченных и экономически стабильных государствах. Следовательно, перед системой образования многих стран встает вопрос о необходимости создания и использования таких методов и технологий обучения, которые способствовали бы подготовке подрастающих поколений к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях. Таким образом, в настоящее время исследователи единодушны во мнении, что формирование функциональной грамотности человека не может закончиться одновременно с окончанием школы, так как в условиях информационного общества данный процесс будет продолжаться всю жизнь в связи с постоянно происходящими изменениями в различных сферах деятельности, и человек будет поставлен перед необходимостью освоения новых норм и правил жизнедеятельности. Разработанная периодизация способствует систематизации научных точек зрения на эволюцию понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды.
- Предотвращение рисков в деятельности метрологических лабораторийЕрлыченкова А.С.NovaInfo 129, с.32-33, 23 ноября 2021, Экономические науки,
- Ерлыченкова А.С.
- Современные проблемы профессиональной подготовки кадровКропотова Н.А.NovaInfo 109, с.61, 17 октября 2019, Педагогические науки,
- Кропотова Н.А.
- Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентовФролова П.И.NovaInfo 53, с.265-269, 31 октября 2016, Педагогические науки,
- Фролова П.И.
- Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентностиФролова П.И.NovaInfo 52, с.222-230, 15 октября 2016, Педагогические науки,
- Сущностные особенности детской игры как средства воспитанияФролова П.И.NovaInfo 52, с.197-203, 14 октября 2016, Педагогические науки,
Список литературы
МОУ
«Специализированная школа №35 г. Донецка», ДНР
ВОЗМОЖНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация. В данной статье автор раскрывает содержание
понятия функциональная грамотность, приводит примеры заданий по информатике,
направленных на формирование читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, глобальной грамотности и креативного мышления.
Ключевые слова: функциональная грамотность, задания,
читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальная
компетенции, креативное мышление.
Цель современного образования
– формирование функционально грамотной личности, согласно Р. Бунееву, это
«взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью,
способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением
выбирать профессиональный путь и др.
Функциональная
грамотность – индикатор общественного благополучия А. Леонтьев в одной из
своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и
умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека
свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста
– для его понимания, сжатия, трансформации».
Определим особенности
заданий на формирование функциональной грамотности:
–
Задание
– это задача, поставленная вне предметной области и решаемая при помощи
предметных знаний.
–
В
каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная
обучающемуся.
–
Контекст
заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
–
Ситуация
требует осознанного выбора модели поведения.
–
Вопросы
изложены простым, ясным языком и немногословны, требуют перевода с обыденного языка
на язык предметной области.
–
Используются
иллюстрации – рисунки, таблицы.
Готовность учителя к
развитию функциональной грамотности обучающихся можно определить по следующим
критериям:
–
Овладение
основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью.
–
Овладение
практиками формирования и оценки функциональной грамотности.
–
Понимание
роли учебных задач как средства формирования функциональной грамотности.
–
Умение
отбирать или разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной
грамотности.
–
Овладение
практиками развивающего обучения.
–
Умение
работать в команде.
Качество образовательных
достижений обучающихся в основном определяется качеством учебных заданий,
предлагаемых им педагогами.
Составляющими
функциональной грамотности по мнению PISA являются:
читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальная
компетенции и креативное мышление.
Рассмотрим примеры
заданий в традиционной формулировке и сформулированных с целью формирования
указанных составляющих функциональной грамотности.
Читательскую грамотность
характеризуют три группы базовых читательских умений работы с информацией: найти
и извлечь; интегрировать и интерпретировать; осмыслить и оценить.
При этом предполагается анализ
информации, представленной в нескольких текстах и критическое осмысление
содержания представленных текстов для получения достоверной информации.
Традиционная формулировка
задания.
Преобразуйте текстовую
информацию в табличную. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.
Формулировка задания для
формирования читательской грамотности.
При помощи внешних
источников уточните, какие из алмазов были разделены на отдельные бриллианты. Проверьте достоверность изложенной в тексте информации. Составьте обобщающую
таблицу на основе изученной информации. Отсортируйте алмазы по весу и постройте
столбчатую диаграмму.
При формировании математической
грамотности особое внимание уделяется оценке математических рассуждений и компьютерному
моделированию. При этом предполагается анализ информации графиков, диаграмм,
таблиц для понимания истинного и ложного утверждения; решение реальных проблем,
включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.
Формулировка задания для
формирования математической грамотности.
Системный администратор
раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он
помещает архив, может быть меньше, чем суммарный объём архивируемых файлов. Администратор
хочет сэкономить место на диске для хранения архивов. Из-за этого он выбирает 4
наибольших по объему архивов и удаляет их. Тем самым сэкономив место на диске. Известно, какой объем занимает файл каждого пользователя.
Сформированность естественно-научной
грамотности проверяют по трем группам базовых умений: научное объяснение
явлений; научная интерпретация данных и доказательств; понимание и анализ
информации, представленной в различных контекстах: личном, научном,
профессиональном, общественном.
При этом предполагается активное
применение интерактивных информационных моделей.
Дан массив, состоящий из 31
элемента, заполненных случайными целых числами из диапазона от 15 до 35. Найдите
индекс элемента линейного массива, имеющего максимальное значение.
Формулировка задания для
формирования естественно-научной грамотности.
Сотрудник метеостанции
каждый день фиксировал дневную температуру воздуха в июне. Определите числа
месяца с максимальной дневной температурой.
В содержание финансовой
грамотности входят понятия: деньги и операции с ними, планирование и управление
финансами, риск и вознаграждения, финансовая среда.
При этом должны быть
сформированы познавательные умения: выявление финансовой информации, анализ
информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение
финансовых знаний.
var S, Smax:real;
Составьте трассировочную
таблицу к программе.
Формулировка задания для
формирования финансовой грамотности.
Определите по программе,
в каком году будет куплен автомобиль, если начальная сумма – 500 000р. ,
требуемая сумма – 1 350 000 р. , годовой процент составляет 8%.
Креативное мышление
предполагает способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, нового знания, эффектного выражения воображения.
Формулировка задания для
формирования креативного мышления.
Организаторы движения
«Нет вредным привычкам!» подготовили заготовку для логотипа. Для создания логотипа
вы можете использовать инструменты Paint для
рисования, наборы форм и шаблонов.
Глобальная компетентность
– это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Она включает в себя
знания, когнитивные умения, отношения и ценности и опирается на креативность,
критическое мышление, коммуникацию и кооперацию.
Формулировка задания для
формирования глобальной компетенции.
Ставится проблема: «Роботизация
может стать проблемой для человечества». Группам участников выдается лист,
размеченный на 9 клеток (3х3). За 2 минуты лист нужно заполнить связанными с
проблемой словами.
Лист передается по кругу,
каждый участник должен внести свой вклад. Затем участники совместно составляют
предложение (используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали,
горизонтали и диагонали), подтверждая сформулированную в начале занятия
проблему.
Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся может быть
обеспечено успешной реализацией ГОС, за счет достижения планируемых предметных,
метапредметных и личностных результатов, при условии, что в учебном процессе реализован
комплексный системно-деятельностный подход, и процесс усвоения знаний представляет
собой выполнение обучающимися заданий на применение знаний и умений.
Босова,
Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л. Босова,
А. Босова. – 2-е изд. , пересмотр. – Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2017. – 88 с. : ил.
Леонтьев, А. От психологии чтения к психологии обучению чтению /
А. Леонтьев // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции
(26-28 марта 2001 г. – В 2-х ч. 1 / Под ред. Усачевой. – Москва:
2002. – С. 35-38.
Мацкевич, В. Функциональная грамотность / В. Мацкевич, С. Крупник
// Всемирная энциклопедия: Философия. – Москва: АСТ; Минск: Харвест –
Современный литератор, 2001. – С 1172-1173.
Скачано с www. znanio
Форма реализации: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Объем часов: 18 часов.
Период реализации: июнь-ноябрь 2022 года.
Категория слушателей: сотрудники педагогических вузов.
Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области формирования функциональной грамотности студентов педагогических программ.
Планируемые результаты обучения:
- ключевые направления государственной политики в сфере образования Российской Федерации. Приоритеты развития педагогического образования. Направления цифровой трансформации образования. Особенности воспитательную работы в вузе;
- нормативные правовые акты и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам ВО. Подходы к проектированию образовательных программ и оценочных средств «от результата». Основные принципы проектирования компетентностно-ориентированных оценочных средств;
- требования к результатам обучения в соответствии с ФГОС ОО. Функциональная грамотность и компетенции 4К как составляющая требований ФГОС ОО. Направления функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, цифровая). Подходы к формированию и оцениванию критического и креативного мышления школьников. Подходы к оцениванию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий через наблюдение за выполнением групповых проектов.
- анализировать нормативно-правовую базу по организации образовательного процесса в сфере высшего образования. Использовать знание нормативно-правовой базы при организации образовательного процесса, при разработке и реализации образовательных программ высшего педагогического образования;
- анализировать соответствие оценочных средств ОПОП основным принципам компетентностно-ориентированного оценивания результатов освоения образовательной программы педагогической направленности, готовности студента к педагогической деятельности;
- формировать оценочные средства для проверки сформированности профессиональных компетенций с учетом критериев оценки элементов функциональной грамотности;
- проектировать оценочные средства по модулю (дисциплине) «от результата» с учетом критериев оценки сформированности направлений функциональной грамотности.
Примечание: Обучение проводится для группы слушателей не менее 30 человек из числа сотрудников одного педагогического вуза (количество слушателей и сроки проведения по согласованию с вузом). Очная часть обучения проводится на базе вуза.
Обучение бесплатное: (не является публичной офертой).
Жизнь в современном мире требует от людей не только наличие профессионализма, образованности, воспитанности, но ещё и умения выживать в экстремальных ситуациях. Требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности у населения, а в первую очередь у школьников. Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях определяет его приспособленность в условиях современного мира.
Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т. требует творческой активности.
В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетентности, финансовая грамотность, креативное мышление.
6 октября в Каменск-Уральском городском округе прошел второй этап регионального мониторинга функциональной грамотности. В нем приняли участие учащиеся 5-х классов из школ округа (по выборке). Основная цель мониторинга – оценка сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Весной 2021 года на первом этапе участниками такого мониторинга были учащиеся 4-х из школ (по выборке) и 8-х классов (всех школ).
Диагностические работы в рамках мониторингового исследования по функциональной грамотности проводятся в форме онлайн-тестирования на специальной платформе.
По результатам анализа результатов мониторинга функциональной грамотности учителя могут определить «сильные» и «слабые» направления по формированию функциональной грамотности, выявить пробелы, требующие дальнейшей работы с ними, акцентировать внимание обучающихся на возможности применения предметных знаний в различных ситуациях в повседневной жизни.
Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идет о школьниках).
Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.
Но очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Как проверить уровень функциональной грамотности
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.
Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Так как PISA — международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на Олимпиаде.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки — например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление, креативность при решении нестандартных задач.
Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми компетенциями.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы заняли 31-е место. Это значит, что в 2018 году больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень функциональной грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней функциональной грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.
Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод: функциональная грамотность — необходимая компетенция для всех российских педагогов.
Есть Указ Президента РФ от 07. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
- глобальную конкурентоспособность российского образования;
- вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
- изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
- доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
- характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.
Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
На онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: новые компетенции педагога» педагоги смогут узнать еще больше о функциональной грамотности и о том, как ее развить и наработать. А еще там можно будет вместе с единомышленниками проанализировать 2020 год в образовании, обсудить профессиональный опыт, который получили учителя, подумать, как использовать его дальше и какие компетенции следует развивать.
Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock
Какие компетенции связаны функциональной грамотности?
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность , глобальные компетенции и креативное мышление
Что входит в состав функциональной грамотности?
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность , читательская грамотность , естественнонаучная грамотность , финансовая грамотность , глобальные компетенции и креативное мышление
Какие направления функциональной грамотности?
В функциональную грамотность входят 6 направлений : читательская грамотность , математическая грамотность , естественнонаучная грамотность , глобальные компетентности, финансовая грамотность , креативное мышление
Какие виды функциональной грамотности являются важными для жизни?
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности , глобальные компетенции и креативное мышление