профессиональные компетенции гост

Показать все разделы библиотеки управления

a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества;

b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и (или) опыта;

c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;

d) регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.

Примечание – Применимые действия могут включать, например, проведение обучения, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или же наем лиц, обладающих требуемым уровнем компетентности.

С целью обеспечения необходимого уровня компетентности персонала организации следует устанавливать и обеспечивать выполнение плана повышения квалификации персонала и соответствующих процессов, способствующих выявлению, развитию и повышению уровня компетентности работников организации путем принятия следующих мер:

– определения уровня профессиональной и личной компетентности работников, которая может понадобиться организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе согласно ее миссии, видения, стратегии, политике и целям;

– определения текущего уровня компетентности работников организации и расхождений между тем, что имеется и что требуется на настоящий момент и может потребоваться в будущем;

– осуществления действий, направленных на повышение и (или) достижение требуемого уровня компетентности работников с целью устранения расхождений;

– анализа и оценки результативности мер, принимаемых для достижения необходимого уровня компетентности работников;

– поддержания достигнутого уровня компетентности.

Примечание. ИСО 10015 для получения дополнительных методических указаний по повышению компетентности и подготовке кадров.

Управление персоналом. Процедура

Назначение и область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Сокращения и обозначения
5. Процедура
5. Общие положения
5. Планирование приема на работу
5. Подготовка персонала к работе
5. Проведение обучения персонала
5. Проверка компетентности персонала
5. Анализ результатов оценки компетентности персонала
5. Мотивация сотрудников к достижению поставленных целей
6. Ответственность

Процедура описывает процесс обеспечения испытательной лаборатории (испытательного лабораторного центра) качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности заказчиков.

Процедура устанавливает требования к мониторингу компетентности сотрудников лаборатории (центра), работающих в области деятельности лаборатории (центра).

Требования настоящей документированной процедуры распространяются на всех сотрудников лаборатории (центра).

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 “Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий”;

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”.

Анализ – определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей.

Компетентность – уровень качества выполнения той или иной задачи.

Компетенция – это способность решать определенные профессиональные задачи.

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

ВЛКК – внутрилабораторный контроль качества
ГСО – государственный стандартный образец
ИЛ – испытательная лаборатория
ИЛЦ – испытательный лабораторный центр
КД – корректирующее действие
МВИ – методика выполнения измерений
МСИ – межлабораторные сравнительные испытания
НД – нормативная документация
СМ – система менеджмента
УОАП – учет обучения и аттестации персонала

Персонал ИЛ (ИЛЦ) является одним из ключевых видов ресурсов. От персонала зависит эффективность, работоспособность и благополучие ИЛ (ИЛЦ) в целом.

Процесс управления персоналом включает в себя множество задач по кадровому учету, обучению, развитию, мотивации, планированию, анализу и оценке персонала.

Каждый сотрудник, которому поручена та или иная работа, должен быть компетентным, иметь необходимое образование, подготовку, навыки и опыт для выполнения работы.

Сотрудники ИЛ (ИЛЦ) обучены и внедрены в конкретный метод проведения исследования согласно “Акту внедрения методики измерения/испытания” А-NN-ГГ.

Инженеры ИЛ (ИЛЦ) обучены обработке и оформлению результатов для заказчика.

Руководители подразделений лаборатории обучены и обладают компетенцией для выдачи заключений по результатам выполненных работ в подразделении лаборатории.

Все записи и формы управляются в соответствии с процедурой “Управление документацией и записями СМ в испытательной лаборатории”.

Потребность в кадрах определяет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании задач, стоящих перед лабораторией (центром), и предложений руководителей подразделений лаборатории.

Требования к квалификации и компетенции персонала перечислены в должностных инструкциях для принимаемых сотрудников.

Критериями приема сотрудника на работу являются:

  • наличие высшего, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему выполняемой работе;
  • опыт работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области деятельности не менее срока, установленного в должностной инструкции сотрудника.

Руководители подразделений лаборатории подают “Заявку на комплектование персоналом” З-NN-ГГ (далее – заявка) на вакантную должность руководителю ИЛ (ИЛЦ).

Руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании заявок от руководителей подразделений формирует и утверждает единую заявку и передает ее в Отдел кадров.

Отдел кадров приглашает соискателя с соответствующей заявке квалификацией в ИЛ (ИЛЦ). Если соискатель удовлетворяет представленным требованиям, то после собеседования с руководителем подразделения лаборатории и руководителем ИЛ (ИЛЦ) он принимается на работу.

Руководитель подразделения лаборатории определяет место работы для вновь принятого сотрудника, проводит первичный инструктаж и организует стажировку на рабочем месте.

Вновь принятые сотрудники проходят обучение на рабочем месте безопасным методам и приемам выполнения работ в течение десяти рабочих смен, после чего аттестационная комиссия оформляет протокол с допуском вновь принятого сотрудника к работе.

Для участия в лабораторной деятельности ИЛ (ИЛЦ) вновь принятые сотрудники знакомятся с системой менеджмента ИЛ (ИЛЦ) (руководством по качеству, политикой в области качества ИЛ (ИЛЦ), процедурами, инструкциями) и МВИ.

Для допуска вновь принятого сотрудника к работе в области деятельности ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории определяет наставника – наиболее опытного и высококвалифицированного сотрудника лаборатории.

Наставник, ответственный за работу вновь принятого сотрудника, назначается распоряжением руководителя ИЛ (ИЛЦ) сроком до 3 лет работы по специальности.

Наставник составляет “План основных тем подготовки стажера” П-NN-ГГ, который состоит из двух разделов:

  • изучение СМ ИЛ (ИЛЦ) (руководства по качеству, политики в области качества ИЛ (ИЛЦ), процедур и инструкций);
  • изучение МВИ: теоретическое и практическое (определяет руководитель подразделения лаборатории).

Стажер ведет “Дневник подготовки стажера” Ж-NN-ГГ, где записывает выполненную работу согласно Плану основных тем подготовки стажера после каждого выполнения им контрольной пробы или исследования (испытания), измерения.

Наставник проверяет ведение Дневника подготовки стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера с еженедельной отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.

Руководитель подразделения лаборатории контролирует ведение Дневника подготовки стажера раз в квартал с отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.

Стажер изучает МВИ (теоретическая часть) и выполняет исследование под контролем наставника с соблюдением требований МВИ (практическая часть). Наставник и руководитель подразделения лаборатории проверяют результаты исследований с оценкой “удов”/”не удов” в Дневнике подготовки стажера после проверки ВЛКК.

При удовлетворительных результатах контрольных задач МВИ руководитель подразделения лаборатории оформляет Акт внедрения методики измерения/испытания, который утверждает руководитель ИЛ (ИЛЦ), допуская стажера к выполнению данной МВИ самостоятельно под контролем наставника.

Акты внедрения методики измерения/испытания передаются на хранение менеджеру по качеству. Менеджер по качеству хранит акты в месте, установленном Номенклатурой дел. Копии актов хранит руководитель подразделения лаборатории в месте, установленном Номенклатурой дел.

Выполнение стажером пробной работы в области деятельности подтверждает комиссия в составе руководителя подразделения лаборатории и ведущего инженера подразделения лаборатории. Руководитель подразделения лаборатории оформляет “Акт пробной работы” А-NN-ГГ, который утверждает руководитель ИЦ (ИЛЦ).

Акты пробной работы хранит менеджер по качеству в месте, установленном Номенклатурой дел.

Первичные записи стажера при выполнении МВИ проверяет и подписывает наставник или руководитель подразделения лаборатории.

Дневник подготовки стажера хранится в течение всего периода стажировки и по истечении срока стажировки утилизируется стажером.

Записи, сделанные в журналах первичных технических записей принятым сотрудником, проверяются и подписываются наставником или руководителем подразделения лаборатории.

Срок подготовки стажера определяет руководитель подразделения лаборатории, исходя из Плана основных тем подготовки, удовлетворительных результатов владения материалом и навыков работы, отслеживаемых по Дневнику подготовки стажера.

В конце стажировки руководитель подразделения лаборатории выпускает распоряжение о допуске работника (стажера) к самостоятельной работе, которое подписывает руководитель ИЛ (ИЛЦ).

Руководство нацеливает своих работников на постоянное повышение своего образовательного и профессионального уровня, всемерно способствуя получению работниками различных видов и форм образования, ориентирует их на глубокие знания внешней и внутренней документации.

Для эффективной организации развития персонала лаборатории необходимо своевременно решать следующие задачи:

  • поддерживать способных к обучению работников;
  • распространять и внедрять лучшее из накопленного знания;
  • систематически обучать сотрудников лаборатории.

Обучение и проверку знаний требований СМ ИЛ (ИЛЦ) и МВИ в области деятельности сотрудников лаборатории организуют руководители подразделений лаборатории в процессе лабораторной деятельности.

Планирование обучения персонала необходимо осуществлять на основе принципа непрерывности повышения квалификации каждого сотрудника в течение всей его производственной деятельности в лаборатории.

Обучение руководителей и специалистов предполагает следующие основные виды обучения:

  • Самоподготовка
    Самостоятельное повышение квалификации, изучение НД по профилю работ лаборатории, методов, приемов работы, перенимание опыта работы других работников и т.д.
  • Техническая учеба
    Изучение новых документов по профилю работы лаборатории, изучение новых методов работы для качественного оказания услуг, изучение использования компьютерной техники при оказании услуг и т. д. в сторонних организациях.
  • Периодическое обучение
    Обучение по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей (обновление теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями НД и особенностями развития СМ).
  • Обучение в области качества
    Обучение, организуемое регулярно, каждые 3 года, для всего состава сотрудников по проблемам в области качества ИЛ (ИЛЦ). Занятия проводит менеджер по качеству или приглашенные специалисты. В программу обучения включаются темы: международные стандарты ИСО, вопросы внедрения и совершенствования СМ, изучение новых документов СМ ИЛ (ИЛЦ) и т. п.

На Предприятии предусмотрен непрерывный процесс обучения сотрудников и повышения их квалификации в соответствии с годовым планом подготовки кадров.

Руководитель ИЛ (ИЛЦ) распоряжением назначает ответственного за учет обучения и аттестации персонала (далее – УОАП).

Руководители подразделений лаборатории формируют “План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год” П-NN-ГГ на основании результатов лабораторной деятельности с указанием:

  • сотрудников для обучения (аттестации или переаттестации);
  • тем обучения;
  • организаций, в которых будет проводиться обучение;
  • сроков;
  • стоимости.

Руководители подразделений лаборатории утверждают План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год у руководителя ИЛ (ИЛЦ) и передают ответственному за УОАП.

Ответственный за УОАП составляет “Заявку в годовой план подготовки кадров” З-NN-ГГ и утверждает у руководителя ИЛ (ИЛЦ).

Сформированную Заявку в годовой план подготовки кадров ответственный за УОАП передает в подразделение Предприятия, отвечающее за организацию обучения.

Обучение персонала ИЛ (ИЛЦ) организует сотрудник подразделения Предприятия, отвечающего за организацию обучения, согласно Заявке в годовой план подготовки кадров как внутри, так и вне Предприятия.

При внешнем обучении в специализированных организациях сотрудники ИЛ (ИЛЦ) получают подтверждение повышения квалификации, аттестации — свидетельства, дипломы и т.

При внутреннем обучении в ИЛ (ИЛЦ) или на Предприятии сотрудник проходит:

  • подготовку (повышение квалификации) при несоответствии требованиям должностной инструкции;
  • аттестацию (переаттестацию) при соответствии требованиям должностной инструкции.

Руководители подразделений лаборатории организуют профессиональную подготовку (повышение квалификации) вновь принятого и штатного персонала ИЛ (ИЛЦ) не реже 1 раза в 3 года, если срок не определен в НД на персонал.

Проверку компетентности персонала проводят руководители подразделений лаборатории согласно должностным инструкциям или в рамках мероприятий ВЛКК деятельности, которую выполняет сотрудник.

Руководители подразделений лаборатории:

  • разрабатывают должностные инструкции;
  • согласовывают их с Отделом труда и заработной платы и Юридическим отделом;
  • утверждают должностные инструкции у руководителя ИЛ (ИЛЦ).

Проверка компетентности сотрудников ИЛ (ИЛЦ) необходима для определения профессиональной подготовки и гарантии качества результатов исследований в области деятельности ИЛ (ИЛЦ).

Менеджер по качеству/руководитель ИЛ (ИЛЦ) контролирует выполнение проверки компетентности персонала руководителями подразделений лаборатории.

Руководители подразделений лаборатории осуществляют контроль компетентности исполнителей путем проверки:

  • наличия допуска к выполнению метода исследования (Акт внедрения методики измерения/испытания или Акт пробной работы);
  • технических записей исследований;
  • выполнения “Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории” П-NN-ГГ;
  • технических записей контрольных исследований с применением ГСО или СО (при возможности);
  • оценки участия в МСИ (“План проведения МСИ на 202__ год” П-NN-ГГ);
  • обучения внешнего и внутреннего (План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год).

Для подтверждения технической компетентности лаборатории руководители подразделений лаборатории планируют участие сотрудников в МСИ (План проведения МСИ на 202__ год), выбирая МВИ для контроля качества работы сотрудников и результатов испытаний. Мероприятия по проверке квалификации (МСИ) и сравнительным испытаниям должны планироваться и организовываться в соответствии с процедурой “Участие лаборатории в проверках квалификации”.

Лаборатория обязана участвовать в МСИ (где такая деятельность доступна и применима) не реже 1 раза в год и в течение 5 лет принять участие в МСИ по всем методам области деятельности. При повторном МСИ рекомендуется менять провайдера МСИ, исполнителей и оборудование.

При получении неудовлетворительного результата МСИ и ВЛКК руководитель подразделения лаборатории должен действовать согласно процедуре “Корректирующие действия”. Результативность корректирующих действий по МСИ должна быть подтверждена повторным участием лаборатории в МСИ в наиболее короткие сроки.

Для мониторинга лабораторной деятельности стажеров руководители подразделений лаборатории контролируют:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение десяти рабочих смен;
  • ведение Дневника стажера;
  • оценку знаний СМ ИЛ (ИЛЦ) в Дневнике стажера;
  • наличие Акта внедрения или Акта пробной работы по методу выполнения исследований в области деятельности;
  • технические записи во внедренном методе (результаты, полученные стажером, подписываются наставником или руководителем подразделения лаборатории);
  • технические записи контрольных исследований с применением ГСО и СО (при возможности).

За проверку компетентности в рамках ВЛКК у сотрудников, выполняющих испытания, отвечают ответственные за контроль качества результатов в лаборатории согласно утвержденному “Плану ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории”. Руководитель подразделения лаборатории контролирует выполнение Плана ВЛКК в своем подразделении.

Ответственный за контроль качества результатов отмечает выполнение контрольных проб при выполнении Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории в “Карточке сотрудника” Л-NN-ГГ в электронном виде.

Карточка сотрудника состоит из двух частей.

Первая часть Карточки сотрудника (“Общие сведения”) содержит:

  • ФИО сотрудника;
  • должность, номер должностной инструкции;
  • матрицу ответственности СМ ИЛ (ИЛЦ);
  • сведения об образовании, диплом;
  • свидетельства о повышении квалификации (диплом, аттестат);
  • сведения об ознакомлении с процессами СМ (руководство по качеству, процедуры, инструкции);
  • опыт по исследованиям в области деятельности.

Вторая часть Карточки сотрудника (“Освоение методик”) содержит:

  • номер метода исследования;
  • номер Акта внедрения;
  • дату участия в МСИ (с указанием номера свидетельства, относительной неопределенности);
  • дату проведения ВЛКК (с указанием номера пробы и относительной неопределенности);
  • достижения и промахи (информация о результатах, приведших к поощрению (овладение новым МВИ, обнаружение причины несоответствия и его устранение) или наказанию (отказ в выполнении распоряжения руководства или неудача при реализации)).

Руководители подразделений лаборатории контролируют ведение карточек сотрудников лаборатории ответственным за контроль качества результатов в лаборатории.

Все мероприятия, связанные с подготовкой персонала, должны приводить к повышению квалификации и расширению компетенций сотрудников. Оценка компетентности персонала подтверждает способность сотрудников качественно выполнять работу, на которую их назначают.

Анализ результатов проверки компетентности сотрудников выполняет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании “Отчета и оценки работы персонала лаборатории за месяц/год” О-NN-ГГ. Результаты проверки компетентности исполнителей предоставляют руководители подразделений лаборатории раз в год для анализа со стороны руководства.

Руководители подразделений лаборатории из Карточки сотрудника определяют:

  • необходимость включения сотрудника в Заявку в годовой план подготовки кадров (не реже одного раза в три года);
  • число проверок правильности расчетов и оформления отчетов о результатах исследований (правильность заключений о соответствии, оценки неопределенности) и их соответствие требованиям МВИ;
  • качество работы и получаемых результатов исполнителя при выполнении Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории;
  • необходимость внесения изменений в План ВЛКК в рамках проверки компетентности сотрудника в МВИ;
  • необходимость участия сотрудника в МСИ (План проведения МСИ на 202__ год);
  • мотивацию сотрудника в достижении целей Политики качества ИЛ (ИЛЦ) (сравнение результатов деятельности).

Менеджер по качеству анализирует результаты оценки компетентности персонала по итогам участия в МСИ и определяет:

  • ведущего специалиста по МВИ;
  • необходимость проведения ВЛКК сравнения;
  • необходимость сравнения результатов пробы с другой лабораторией;
  • необходимость проверки КД после МСИ.

Мотивация персонала в поддержании СМ обеспечивает регулярное выполнение сотрудниками требуемых действий для повышения качества работы. Мотивация обеспечивает добровольное, а не административное вовлечение сотрудников в СМ. Если мотивация персонала низкая, то внедрение СМ и ее работа невозможны.

Мотивация персонала стимулирует повышение качества своего труда.

Для достижения целей по качеству мотивация персонала необходима на всех уровнях управления:

Уровень управления

Ответственность

Контроль

Сотрудник

Выполнение требований СМ подразделения лаборатории

Руководитель подразделения лаборатории

Коллектив подразделения лаборатории

Обеспечение качества результатов исследований

Руководитель подразделения лаборатории

Коллектив ИЛ (ИЛЦ)

Соблюдение Политики в области качества ИЛ (ИЛЦ)

Руководитель ИЛ (ИЛЦ)

Мотивировать персонал можно индивидуально, изменяя:

  • условия работы;
  • ресурсы;
  • признание;
  • взаимоотношения;
  • ответственность.

Методы стимулирования могут быть:

  • материальные (получение материальных благ в денежном выражении, материальном объекте или услуге) – применимы для отдельного сотрудника или групп сотрудников;
  • нематериальные (получение эмоциональных выгод в виде повышения самооценки, психологического комфорта, гордости за результат работы и пр.) – применимы для всего коллектива, т. к. позволяют “сформировать” причастность каждого сотрудника.

Мотивация персонала может быть:

  • внешняя – оказание на персонал определенного воздействия, которое приведет к получению результата и получению за него либо поощрения, либо наказание;
  • внутренняя – самостоятельное стремление персонала выполнить определенные действия для удовлетворения внутренних потребностей и возможного получения выгоды.

При внедрении СМ и в ходе ее работы применяют внешнюю мотивацию персонала.

Задача внешней мотивации в стимулировании и развитии внутренней мотивации персонала. Добиться этого можно за счет регулярной оценки мотивации персонала.

На основании результатов работы персонала ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории:

  • анализирует мотивацию персонала;
  • включает анализ мотивации персонала в Отчет и оценку работы персонала лаборатории за месяц/год;
  • предлагает стимулирование или наказание сотрудника по итогам месяца/года.

Руководители подразделений лаборатории несут ответственность за:

  • определение потребности в новых кадрах и подачу Заявки на комплектование персоналом;
  • разработку должностных инструкций;
  • проведение собеседований с соискателями на вакантные должности;
  • определение места работы для вновь принятого сотрудника;
  • определение наставников в лаборатории;
  • проверку результатов исследований стажера;
  • оформление Акта внедрения методики измерения/испытания и Акта пробной работы;
  • допуск работника (стажера) к самостоятельной работе;
  • формирование Плана обучения сотрудников ИЛ (ИЛЦ);
  • организацию профессиональной подготовки вновь принятого и штатного персонала;
  • проверку компетентности персонала;
  • планирование участия сотрудников в МСИ;
  • поддержание мотивации персонала в СМ;
  • анализ мотивации персонала, оформление Отчета и оценки работы персонала лаборатории за месяц/год;
  • предоставление возможности сотрудникам развивать необходимую компетентность и расширять компетенции.

Наставник несет ответственность за:

  • обучение вверенного ему стажера;
  • составление Плана основных тем подготовки стажера;
  • проверку ведения Дневника подготовки стажера, первичных записей стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера;
  • проверку результатов исследований стажера;

Ответственный за УОАП несет ответственность за составление Заявки в годовой план подготовки кадров.

Ответственный за контроль качества результатов в лаборатории несет ответственность за внесение сведений о выполнении контрольных проб ВЛКК в карточки сотрудников.

Менеджер по качеству несет ответственность за:

  • контроль выполнения проверки компетентности персонала;
  • оформление карточек сотрудников;
  • анализ результатов оценки компетентности персонала по итогам участия в МСИ.

Руководитель ИЛ (ИЛЦ) несет ответственность за:

  • формирование единой заявки на комплектование персоналом;
  • проведение собеседований с соискателями на вакантные должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector