Профессиональные компетенции государственных служащих это

Профессиональные компетенции государственных служащих – это основные требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям, а также к объему работы для должностей государственной службы, соблюдение которых обеспечивает эффективное осуществление функций органов публичного управления.

Оценка профессиональной компетентности государственных служащих – это специальная нормативно регламентированная управленческая деятельность, опосредующая систему мероприятий, направленных на оценку специальных знаний, навыков и умений, а также деловых качеств лиц, претендующих на замещение и замещающих должности государственной службы, для гарантирования эффективной реализации служащими их должностных обязанностей.

Методы оценки профессиональной компетентности государственных служащих

Административной реформой предусматривалась необходимость введения комплексной оценки профессиональной компетенции лиц, замещающих должности государственной службы. Комплексная оценка реализуется:

  • на этапе отбора лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы;
  • на этапе реализации служебных обязанностей в рамках аттестации или квалификационного экзамена.

Кроме того, оценка эффективности деятельности служащего осуществляется при определении результативности деятельности служащего за отчетный период.

Для оценки профессиональной компетентности служащих используют следующие методы:

  • методы рейтинговой оценки. Здесь процедура оценки может включать оценку по отдельным параметрам, в частности по инициативности, эффективности, результативности и пр., или оценку посредством сравнения с идеальной моделью, включающую комплекс характеристик эффективного служащего;
  • методы целевой оценки. Эти методы отражают степень достижения служащим за конкретный период служебной деятельности поставленных целей и задач. Указанные методы применимы только в том случае, когда цели и задачи могут быть измеримы по установленным параметрам и, соответственно, имеется фактическая возможность проверить достижения этих параметров служащим;
  • методы оценки поведения служащего при разрешении конкретной служебной ситуации. Здесь оценка предполагает сопоставление поведения служащего в рамках конкретного случая реализации полномочий с эталонным, образцовым поведением.

На практике кадровые службы органов государственной власти сталкиваются со следующими проблемами в оценке профессиональной компетентности служащих:

  • отсутствие необходимых временных ресурсов для эффективной оценки ввиду большой загруженности;
  • формализм в оценке компетентности служащих. Этот недостаток обусловлен ограничением применения методов, позволяющих оценить социально-экономическую полезность деятельности служащих, достижение ими целей и задач публичного управления.

Специальное законодательство в области гражданской службы закрепляет гарантии равного доступа к должностям всех граждан при соблюдении ими профессионального, возрастного и ряда других цензов.

Кроме того, специальным законодательством закреплены принципы профессионализма и компетентности лиц, замещающих должности гражданской службы, а также законности и открытости служебной деятельности. Названные правовые принципы гражданской службы выступают основой для разработки и утверждения профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции определяются исходя из:

  • названных выше принципов функционирования системы гражданской службы;
  • требований к возрасту, профессиональному образованию, навыкам, умениям, профессиональному опыту лица, замещающего должности гражданской службы, исполнение которых обеспечило бы эффективное решение задач публичного управления в рамках соответствующей должности в пределах полномочий соответствующего органа публичного управления;
  • объема работы, который должен быть реализован лицом на соответствующей должности, для обеспечения эффективного публичного управления в конкретной общественной сфере.

Таким образом, профессиональные компетенции гражданского служащего – это не формальный набор требований к конкретной должности, но совокупность профессиональных и личных качеств, которые позволяют гражданскому служащему реализовывать свои полномочия эффективно в необходимом объеме для решения задач органа публичного управления.

Итак, для определения содержания профессиональных компетенций для конкретной должности гражданской службы используются параметры эффективности осуществления гражданской деятельности, в число которых входят:

  • объем выполненной работы: количество осуществленных в соответствии с планом деятельности органа работ и количество внеплановой служебной деятельности;
  • качество выполненной работы. Обычно этот критерий находит отражение в показателе, объединяющем выполнение работы эффективно с первого раза, инициативность и прогрессивность предпринимаемых действий для разрешения нестандартных ситуаций при реализации служебных обязанностей;
  • исполнение служебных обязанностей в сроки, установленные законом и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Кроме того, профессиональные компетенции должны ориентировать гражданского служащего на постоянный профессиональный рост и профессиональное саморазвитие. Указанное позволит обеспечить не только рост эффективности текущей деятельности (например, сокращение сроков обработки поступающих в орган публичного управления запросов), но и эффективно выполнять служебные обязанности при увеличении, изменении или усложнении трудовой нагрузки.

Кадровая служба органов государственной власти должна оказывать содействие профессиональному развитию служащих посредством сотрудничества с высшими учебными заведениями, учреждения специальных курсов, ориентированных на специфику практической государственной гражданской деятельности. Сегодня по указанному направлению наличествуют проблемы: отсутствие системного подхода к обучению служащих, отсутствие надлежащего финансирования и пр.

Профессиональная компетентность лиц, замещающих должности государственной службы, в целом может быть охарактеризована как возможность эффективной реализации лицом служебных полномочий посредством осуществления профессиональной деятельности по обеспечению функционирования органов или деятельности должностных лиц государственной власти.

Иными словами, профессиональная компетентность лиц, замещающих должности государственной службы, отражает то, насколько эффективно такие служащие реализуют возложенные на них обязанности для достижения целей и задач публичного управления.

Теорией и практикой выработаны следующие критерии оценки эффективности реализации служебных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы:

  • объем и качество выполненной работы;
  • выполнение работы в установленные сроки;
  • эффективность действий, реализуемых служащим для выполнения своих служебных обязанностей.

Оценка профессиональной деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, по указанным критериям позволяет определить их соответствие предъявляемым к должности требованиям для эффективной реализации служебных обязанностей.

Значение профессиональных компетенций государственных служащих

В прогнозных документах Министерства экономического развития страны одним из необходимых условий социально-экономического развития называется совершенствование государственной службы. При этом в качестве основного направления такого совершенствования называется рост и реализация кадрового потенциала на государственной службе, что, в свою очередь, позволит наиболее эффективно решать задачи публичного управления и, соответственно, обеспечить развитие общества и реализацию осуществление прав личности.

В качестве частных мероприятий совершенствования государственной службы предусматриваются:

  • оптимизация аттестационных и оценочных процедур гражданской службы посредством включения в состав комиссий представителей институтов гражданского общества;
  • формирование резервной системы кадров на должности гражданской службы посредством использования конкурсных процедур, утверждения на службе системы поддержки лиц, вновь поступивших на службу, по схеме «наставник – ученик»;
  • увязывание оплаты труда с достигнутыми показателями результативности исполнения служебных обязанностей, для чего необходимо разработать и внедрить в систему государственной службы механизм комплексной оценки трудовой деятельности служащих;
  • модернизация системы дополнительного профессионального обучения лиц, состоящих на гражданской службе, согласно актуальным целям и задачам публичного управления.

Названные направления совершенствования системы государственной службы требуют и совершенствования профессиональных компетенций государственных гражданских служащих.

Профессиональные компетенции государственных служащих представляют собой требования к профессиональным характеристикам лица, замещающего должность государственной гражданской службы, позволяющим обеспечить эффективное осуществление функций органов публичного управления.

При этом необходимо отметить, что утвержденные на сегодняшний момент профессиональные компетенции гражданских служащих нельзя признать в полной мере соответствующими задачам обеспечения эффективного публичного управления. Так, профессиональные компетенции сегодня закрепляют требования к осуществлению избыточного объема работы, что, в свою очередь, приводит к понижению качества исполнения служебных полномочий и нарушению прав личности.

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

КОМАНДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАР­СТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Профессиональные компетенции государственных служащих это

/ под редакцией Шклярук Марии Сергеевны, Гаркуши Натальи Сергеевны

Цифровая трансформация экономики и государственного управления Российской Федерации — актуальный вызов и амбициозная задача, которая требует привлечения, развития и удержания профессионалов в государственном секторе экономики. При этом в эпоху цифровизации конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры обостряется, что наиболее заметно в таких областях, как разработка высокотехнологичных решений, создание цифровых сервисов, управление на основе данных и др.

Недостаточно высокий уровень цифровых компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих, а также сотрудников подведомственных организаций и учреждений является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой экономики в России. Государству необходимы специалисты принципиально нового качества, которых сейчас объективно недостаточно, однако негибкая, зарегламентированная кадровая система государственной службы не позволяет быстро реагировать на динамичные изменения. Поэтому подготовка управленческих кадров сопряжена с большой ответственностью в части формирования востребованных компетенций и развития компетентности в цифровой сфере.

Важность применения компетентностного подхода и создания модели компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления подтверждается, с одной стороны, потребностями цифровой экономики и технологическими трендами, а с другой — отсутствием осознанного подхода к решению этого вопроса в нормативных и методических документах по отбору кадров для замещения должностей государственной гражданской службы.

В течение последних лет в органах государственного управления регулярно поднимается вопрос о необходимости сформировать модель компетенций служащих, которая отвечала бы современным вызовам цифровизации. Тем не менее ни в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в отраслевых документах до сих пор не отражен данный приоритет. В ключевых нормативных и методических документах, определяющих кадровую политику в системе государственного управления, отсутствуют актуальные требования к цифровым компетенциям. Это создает дополнительные сложности при формировании структурных подразделений, призванных создавать цифровые продукты, сервисы, услуги, в государственных органах, иными словами, именно тех команд, которым в первую очередь предстоит отвечать на вызовы цифровизации.

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС (cdto. ranepa. ru) разработал модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления (далее — модель компетенций) и ролевую модель команды цифровой трансформации. Эти модели будут интересны и кадровым службам органов государственного управления, и руководителям, которые считают своим приоритетом формирование эффективных цифровых команд и реализацию цифровой трансформации. Настоящий документ призван дать ответ на вопросы:

  • Какими компетенциями должны обладать участники цифровой трансформации в системе государственного управления?
  • Какие роли могут быть в команде цифровой трансформации?

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС выражает особую благодарность за участие в подготовке данной публикации Александру Вячеславовичу Ожаровскому.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27. 2004 № 79-ФЗ.

Значение оценки профессиональной компетенции государственных служащих

Профессиональная деятельность лиц, замещающих должности государственной службы, характеризуется следующими сущностными признаками:

  • социальная значимость такой профессиональной службы. Служащие, замещающие должности государственной службы, ежедневно реализуют права и обязанности, входящие в состав их полномочий, тем самым реализуя круг полномочий, возложенных на должностное лицо или орган, деятельность или функционирование которых они обеспечивают. Иными словами, от эффективности деятельности служащих зависит эффективность публичного управления в целом, в том числе удовлетворение населения федеральной, региональной и муниципальной властью, уровень благосостояния населения, уровень развития федеральной, региональной и местной территории и пр.;
  • сложность такой профессиональной деятельности. Государственная служба опосредует решение функций и задач публичного управления в различных сферах общественной жизни, что требует от государственных служащих не только знания административных процедур и процессов реализации своих полномочий, в том числе оказания государственных и муниципальных услуг, но и знание социальных, экономических, географических, демографических и иных особенностей объекта управления;
  • ответственность перед населением. Ввиду высокой социальной значимости государственной службы служащие несут персональную ответственность за надлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Названные специфические характеристики деятельности государственных служащих требуют от государства разработки и реализации эффективных механизмов отбора на должности службы лиц, которые соответствуют требованиям к специальным знаниям, практическим навыкам и умениям, к деловым качествам морально-нравственного характеристикам для эффективной реализации функций публичного управления.

При этом оценка деятельности государственных служащих должна реализовываться не только на стадии отбора кандидатов на должности службы, но и в процессе реализации служебной деятельности.

Понятие компетенции и компетентности в науке. Профессионализм в государственном управлении. Квалификационные требования к профессиональным навыкам органов муниципального управления. Компетенции государственного служащего в профессиональном образовании.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Бакалавриат РАНХиГС по направлению «ГМУ» выделяет следующие дополнительные (к приказу Минобрнауки) профессиональные навыки выпускников Образовательный стандарт бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Российская академия народного хозяйства и государственной? службы при Президенте Российской? Федерации» / Протокол No 3 от 17 марта 2015 г

· участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития

· участие в обеспечении рационального использования и контроля ресурсов органов государственной власти

· планирование деятельности организации и подразделений

· содействие развитию механизмов общественного участия

· участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества

· участие в разрешении конфликтов

· участие в организации внутренних коммуникаций

· поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы

· участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления

· проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов

· оценка результатов проектной деятельности

а также следующие профессиональные компетенции:

· способность использовать основы экономических знаний

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках

· способность формировать личные ценностно-смысловые установки, отражающие интересы общества

· способность формирования и реализации кадровой политики

· умение применения законодательства о противодействии коррупции

· умение использовать деловой стиль письма при подготовке документов и в служебной переписке

Бакалавриат ГУУ по направлению «ГМУ» выделяет профессиональные компетенции выпускников, полностью повторяющие Приказ Минобрнауки Образовательный стандарт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный Университет Управления» от 2014 года. Однако, в матрице соответствия составных частей ОП и компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы университет предлагает следующие дисциплины, отличные от стандарта программы, которые развивают развивающие полезные для дальнейшей деятельности компетенции и навыки выпускников:

· прогнозирование и планирование

· этика государственной и муниципальной службы

· управление национальной безопасностью

· маркетинг территории

· антикризисное управление

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя

· государственная гражданская служба;

· военная служба;

· государственная служба иных видов Федеральный закон от 13. 2015 N 262-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации” п. 1 ;

Порядок поступления на государственную гражданскую службу, замещение вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, правила публикации информации о конкурсах в СМИ устанавливается Федеральными законами и разными НПА РФ.

Общественно-политическая ситуация в РФ, задачи перехода к новым экономическим отношениям предъявляют новые особые требования к уровню компетентности и профессионализма государственных служащих. Качество работы государственного аппарата и его кадровый состав напрямую влияют на авторитетность государства перед его населением.

58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий в том числе общие квалификационные требования к гражданам, замещающих должности на государственной службе закрепляет наравне с такими принципами построениями государственной службы, как законность и открытость – компетентность и профессионализм государственных служащих.

Применительно к госслужащим профессионализм предполагает в первую очередь понимание направления деятельности соответствующего органа, готовность в соответствии с должностными регламентами деятельности исполнять свои служебные обязанности и следовать интересам населения государства.

Общие требования к знаниям, навыкам, умениям, профессионализму и компетенциям государственных гражданских служащих закреплены в Приказе Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 “Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии”:

· знание государственного языка Российской Федерации (русского языка);

· владение правовыми основами

· знание Конституции РФ

· знание Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”;

· знание Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”;

· знание Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”;

· знание основ делопроизводства и документооборота

· владение знаниями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий Приказ Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 “Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии”

Помимо вышеперечисленных знаний и навыков согласно Указу Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для Федеральных государственных гражданских служащих», существуют особые требования к стажу государственной гражданской службы (ГГС):

· для замещения высших должностей – не менее 6-ти стажа ГГС или не менее 7-ми лет стажа работы по специальности

· для замещения главных должностей – не менее 4-хлет стажа ГГС или не менее 5-ти лет работы по специальности

· для замещения ведущих должностей – не менее 2х лет стажа ГГС или не менее 4х лет работы по специальности

· для замещения старших и младших – без предъявления требований к стажу

Важно отметить, что на настоящий момент каждый государственная структура имеет собственный регламент или справочник квалификационных требования необходимых для исполнения обязанностей должностных лиц соответствующего органа.

Далее рассмотрим некоторые необходимые квалификационные навыки в соответствии с уровнями государственной власти: федеральным, региональным, муниципальным. Следует учесть, что государственные должности, помимо разделения по группам и уровням, подразделяются также по специализациям, которые предусматривают наличие у претендующего на должность для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. При этом специализация и регламент деятельности госслужбы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей органа и предмета его ведения.

правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;

знание соответствующих деятельности ФЗ и НПА (ALL – далее А)

знание правил делового этикета (A)

знание правил и нормы охраны труда (А)

знание техники безопасности и противопожарной защиты (А)

знание служебного распорядка центрального аппарата

знание порядка работы со служебной информацией (А)

навыки планирования рабочего времени (А)

навыки систематического повышения своей квалификации

навыки организации и планирования выполнения поручений (А)

навыки делового письма

навыки публичного выступления (А)

навыки использования графических объектов в электронных документах

навыки пользования информационно-коммуникационными сетями (в том числе с сетью Интернет) (А)

навыки анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере

навыки работы в операционной системе (А)

навыки владения необходимым программным обеспечением (А)

навыки владения компьютерной техникой и оргтехникой (А)

навыки подготовки презентаций

навыки обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному и иному обеспечения деятельности структурных подразделений

навыки сбора и систематизации информации

навыки работы с НПА

навыки эффективного сотрудничества с коллегами (А)

умение адаптироваться к новой ситуации

владение современными технологиями работы с информацией и информационными системами (A)

· региональный и муниципальный

навыки из пункта «федеральный уровень», помеченные отметкой «А»

навыки работы с обращениями граждан

навыки взаимодействия с соответствующими специалистами других государственных органов, ведомств и организаций

навыки разработки проектов НПА

навыки составление деловых документов (проектов приказов, решений по обращениям, запросов, сопроводительных писем; служебных записок и других документов)

навыки работы с базами данных

навыки урегулирования конфликтов

навыки выявления проблем в реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты

знание порядка приема, первичной обработки, отправки и регистрации документов

знание порядка рассмотрения обращений граждан

знание основ государственного и муниципального управления

умение вести деловое и профессиональное общение

умение работать с людьми

умение четко и грамотно излагать своихи мысли

умение работать в условия оперативности

владение приемами выстраивания межличностных отношений

Делая выводы из вышеперечисленных навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы в государственных органов разных уровней стоит отметить, что на федеральном уровне отличительные от остальных уровней компетенции сводятся к надлежащему исполнению своих обязанностей, знаниями распорядка органа, работе со служебной информацией, а также владениями навыков систематического повышения квалификации. Равным образом на данном уровне должностей ценится умение работать с презентациями, учитывая все составляющие и способствующие навыки.

На региональном же и муниципальном уровне привилегии отдаются навыкам, помогающим вести эффективную работу с населением и его меняющимися потребностями. Например, навыки урегулирования конфликтов, делового общения, а также работы с обращениями граждан.

Методами исследования в рамах данной дипломной работы являются экспертное интервью и анкетирование среди государственных служащих федеральных и муниципальных органов власти.

1) должностная категория: руководитель, помощник (советник), специалист

2) компетентность в сфере государственной службы

3) стаж более 5 лет

4) опыт найма на работу молодых специалистов

Цель: 1) выявление общих необходимых компетенций для успешного исполнения обязанностей государственного служащего 2) выявление наиболее привлекательных для работодателей компетенций у выпускников программы бакалавриата «Государственное и муниципальное управление».

· Выбрать наиболее распространенные компетенции в образовательных программах по направлению «ГМУ» и размещенных вакансиях на официальном сайте государственной службы РФ;

· Разработать анкету на основе вышеуказанных компетенций для опроса должностных лиц;

· Подготовить список вопросов для интервью с экспертами;

· Провести экспертный опрос по теме наиболее востребованных компетенций у молодых специалистов, претендующих на замещение должностей соответствующего государственного органа;

· Провести анкетирование должностных лиц участвующих в исследовании государственных органов с целью выявлении наиболее существенно полезных для эффективного исполнения обязанностей компетенций;

· Проанализировать полученные результаты;

Интервьюирование проводилось с 15 по 27 апреля 2016 года

В структуру интервью входило шесть вопросов.

Таким образом, выборка экспертов включила в себя следующих должностных лиц:

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Заместитель начальника отдела Федеральной Антимонопольной Службы

Сотрудник Департамента управления делами Счетной палаты РФ

Сотрудник Администрации Губернатора Московской Области

Заместитель руководителя Администрации Люберецкого Муниципального района

Заместитель руководителя Администрации города Люберцы

Начальник информационно-аналитического управления администрации города Люберцы

Сотрудник отдела социальных коммуникаций администрации города Люберцы

Итого: 5 государственных служащих федерального уровня, 6 – регионального и муниципального.

Имена экспертов не разглашаются по просьбе самих респондентов.

Анкетирование проводилось с 15 по 27 апреля 2016 года параллельно с проведением интервью. После интервьюирования эксперта, были опрошены должностные лица соответствующего государственного органа. Единственным критерием отбора была официальная численность в штате соответствующего государственного органа.

Результаты обучения по ФГОС оцениваются с помощью различных видов компетенций. Данный формат применителен к сфере профессионального образования и заключается в том, что обучающийся по избранному профилю специальности получает

· определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;

· совокупность методик и методологий применения теоретических знаний в практической деятельности;

· определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и преддипломных практик).

Все эти параметры должны оцениваться одинаково и по равному признаку, поэтому их всех объединяет термин «компетенция».

ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управление», регламентирует результаты освоения программы. Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:

Общекультурные компетенции (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности;

Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:

· использование основ философских знаний. Данная компетенция необходима для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Необходима для формирования гражданской позиции выпускника (ОК-2);

· использование основ экономических знаний в различных сферах его деятельности (ОК-3);

· использование основ правовых знаний в различных сферах (ОК-4);

· устная и письменная коммуникация на русском и иностранном языках. Необходима для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

· способность работать в коллективе и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· самоорганизация и самообразование (ОК-7)

· использование средств физической культуры. Необходима для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

· способность оказазывать первую помощь , использовать методы защиты в условия чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Вышеперечисленные компетенции отражают нечто общее. Они направлены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма. А также на формирование работоспособности и умения работать в команде.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) – это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности.

К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:

· поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов (ОПК-1);

· способность находить организационно-управленческие решения оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

· проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий, распределение и делегирование полномочий (ОПК-3);

· деловое общение и публичные выступления, ведение переговоров, деловой переписки и поддержание электронных коммуникаций (ОПК-4);

· навыки составления бюджетной и финансовой отчетности (ОПК-5);

· способность решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-6);

Как можно отметить, общепрофессиональные компетенции рассматриваются как вспомогательные навыки, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания.

Профессиональные компетенции (ПК) – как было сказано в подглаве об общих понятиях, – это способность успешного применения практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач в соответствующей деятельности.

ПК в ФГОС и в других образовательных стандартов ВУЗов делятся по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу бакалавриата на:

· определение приоритетов профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);

· навыки использования основных теорий, мотивации, лидерства и власти (ПК-2);

· применение основных экономических методов (ПК-3);

· проведение оценки инвестиционных проектов (ПК-4);

· разработка методических и справочных материалов (ПК-5);

· навыки количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды (ПК-6);

· моделирование административных процессов и процедур (ПК-7);

· применение информационно-коммуникационных технологий в профдеятельности (ПК-8);

· осуществление межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-9);

· взаимодействие в ходе служебной деятельности, в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

· владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа госслужбы (ПК-11);

· разработка социально-экономичеких проектов (программ развития) (ПК-12);

· использование современных методов управления проектами (ПК-13);

· проектирование организационной структуры, осуществление разделения полномочий (ПК-14);

· ведение делопроизводства и документооборота (ПК-15);

· осуществление технологического обеспечения служебной деятельности (ПК-16);

· владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17);

· принятие участия в проектировании и организационных действиях (ПК-18);

· эффективное участие в групповой работе (ПК-19);

· свободное ориентирование в правовой системе РФ (ПК-20);

· определение параметров качества управленческих решений (ПК-21);

· оценивание соотношений планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);

и исполнительно-распорядительную.

· планирование и организация деятельности органов госвласти (ПК-23);

· владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг (ПК-24);

· организация контроля исполнения, проведение оценки качества управленческих процессов (ПК-25);

· навыки сбора, обработки информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти (ПК-26);

· участие в разработке и реализации проектов в области госпуравления (ПК-27).

Исходя из вышеперечисленных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции сформированы на основе практически необходимых молодому специалисту навыков для эффективного исполнения обязанностей.

Далее рассмотрим образовательные стандарты ВУЗов, готовящих специалистов по направлению подготовки ГМУ. Были рассмотрены три ведущих ВУЗа: НИУ «Высшая Школа Экономики» (далее ВШЭ), Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (далее РАНХигС) и Государственный Университет Управления (ГУУ).

Стоит отметить, что в описании компетенций из образовательных стандартов данных ВУЗом отсутствуют или присутствую частично компетенции уже ранее указанные компетенции в Приказе от Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. №1567.

Бакалавриат НИУ-ВШЭ по направлению «ГМУ» выделяет следующие дополнительные (к приказу Минобрнауки) профессиональные навыки выпускников данной образовательной программы Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»/ Протокол от 31. 2014 No 7:

· проведение проектных исследований

· участие в подготовке научных и аналитических отчетов

· составление прогнозов развития отдельных организаций

· участие в проведении антикоррупционной экспертизы НПА

· мониторинг и оценка качества государственных услуг

· оценка регулирующего воздействия

· участие в экспертизе информации конкурсных и аттестационных комиссий

· участие в выявлении вызовов и угроз экономической безопасности

· участие в закупках, в том числе управление государственными и муниципальными заказами

· обеспечение обратной связи с заинтересованными гражданами, организациями и институтами гражданского общества

участие в разработке должностных регламентов

а также такие профессиональные компетенции как:

· знание основных понятий, законов, моделей, теорий микро- и макроэкономики и экономических закономерностей функционирования общественного сектора

· умение анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами

· умение диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений

· способность предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения

· умение осуществлять планировать и осуществлять проекты и проектные мероприятия

· способность работы с данными социально-экономической статистики

· способность организовывать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей

· способность придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

· способность и готовность к общественному диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества

· способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов

· способность проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость.

В обобщенном виде результаты исследования можно представить следующим образом. Во-первых, все без исключения эксперты признали нехватку государственных органов в молодых специалистах. Данное мнение было обосновано тем, что молодые специалисты обладают

· повышенной работоспособностью,

· высокой оперативностью действий,

· «цепким умом» и хорошей памятью,

· «свежим» мышлением,

· чистой биографией

· и сопутствующий возрасту максимализмом и честностью

Все респонденты были сильно заинтересованы в работе с молодыми специалистами, даже несмотря на то, что последние не всегда имеют навыки практического опыта.

Наличие образования по направлению «ГМУ» часть экспертов посчитала крайне важным для дальнейшей деятельности специалиста, часть не посчитала это фактором первой необходимости, но отметила его наличие желательным. Интересно отметить, что та часть экспертов, которая посчитала профильное образования полезным в основном принадлежала группе должностей федерального уровня. Они указали на то, что молодые специалисты ГМУ изначально настроены на системную работу, имея структурированный подход к решению управленческих задач. Представители же региональных и муниципальных органов отметили, что за всю их государственную службу редко сталкивались с выпускниками подобных образовательных программ.

Стоит указать на то, что представители и федеральных и муниципальных уровней власти назвали одним из «плюсов» наличия образования ГМУ- универсальность специалиста. Объясняя на примере, эксперты говорили о том, что находясь на руководящей должности, необходимо уметь взаимодействовать с представителями совершенно разных профессий, сфер общественной жизни и типами характера, соответственно универсальность специалиста позволит ему быстрее налаживать контакт, что в следствии приведет к более эффективной работе.

Также, эксперты отметили, что наличие любого высшего образования так или иначе снижает стартовые издержки найма нового сотрудника, так как сокращается период и сложность его обучения и адаптации.

Наиболее конкурентоспособными навыками при поступлении на государственную службу эксперты назвали в первую очередь, коммуникативные навыки, знание правовых основ, ориентацию во внешнем и внутреннем политическом пространстве, владение IT технологиями и непосредственно навыки по специальности должности на которую специалист претендует.

Региональные и муниципальные служащие отметили острую необходимость в коммуникативных навыках, так как деятельность на данном уровне государственной власти наиболее плотно связана с работой с населением, и требует, к примеру, такие умения, как навыки разрешения конфликтов. Служащие федерального уровня также отметили важность наличия навыков коммуникации, во-первых, для межличностного общения внутри подразделения или департамента, во-вторых для общения с вышестоящими инстанциями и публичных выступлений.

Общие и профессиональные компетенции в совокупности на начальном уровне играют очень большую роль. Так как изначально молодой специалист еще не имеет опыта, а значит может опираться только на личностные качества, приобретенные в жизненном опыте, и профессиональные компетенции, которые он приобрел в ходе получения высшего образования. В дальнейшем, при наличии опыта управления и замещения руководящей, отмечают эксперты, специалист может работать даже в сфере несвязанной с его профильной деятельностью, поскольку как руководству его основная задача заключается в организации общего процесса, поэтому не всегда необходима полная осведомленность в вопросах узкой специализации. Для этого в государственных структурах существуют специализированные кадры, чья деятельность и квалификация строго регламентирована.

Для эффективной работы в государственном органе молодой специалист должен понимать на какую должность он идет, и какие его личностные качества могут ему помочь в исполнении своих обязанностей. Эксперты отметили такие полезные качества как коммуникабельность, позитивное мышление, оперативность реагирования на поставленные задачи, восприимчивость к новой информации, целеустремленность, энтузиазм, работоспособность, стрессоустойчивость, воспитание, исполнительность, чувство такта, терпение, активная гражданская позиция, лидерские качества и структурированность мышления.

В ходе обсуждения эксперты также несколько раз отмечали необходимость навыков делового этикета, должностной субординации и навыки делового общения. Большинство экспертов посчитали данные навыки считали неотъемлемой частью эффективной коммуникации на государственной службы, так как деятельность каждого государственного служащего осуществляется по регламенту, в таких структурах соблюдение норм и правил необходимо, иначе молодой специалист рискует возможностью нормального функционирования в системе. К тому же, так как государственный служащий является представителем государства, он обязан уметь вести диалог соответствующим образом.

Служение общественным целям и интересам также оказалось одним из важных навыков, необходимых при замещение должности государственного служащего. Эксперты отметили, что развитие гражданского долго перед обществом является необходимым аспектом для работы в любой госстурктуре.

Подводя итог беседы с экспертами, можно отметить следующее: во-первых, навыки коммуникации, делового этикета и знания правовых основ являются важными компонентами «идеального» молодого специалиста; во-вторых, компетенции государственного служащего помимо разделения по узкой специализации делятся на уровни государственной власти. К примеру, на федеральном уровне важнее иметь навык составления нормативных и нормативно-правовых документов, а на региональном и муниципальном – обеспечение механизма общественного участия населения в управлении.

Список литературы

1 Международный Пакт от 16. 1966 “О гражданских и политических правах”

2 Конституция Российской Федерации

3 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

4 Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

5 Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

7 Федеральный закон №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)

8 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации №1496 от 15. 2001г.

9 Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для Федеральных государственных гражданских служащих»,

10 Министерство образования и науки Российской Федерации «Отчет о результатах реализации мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261, в 2009 – 2013 годах»

11 Приказ Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 “Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии”

12 Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. №1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38. 04 Государственное и Муниципальное управление (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 05. 2015 №35894)

13 Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»/ Протокол от 31. 2014 No 7

По результатам исследования в группу таких компетенций можно отнести в основном навыки, так или иначе соотносимые с коммуникативной деятельностью, а именно

· нормы делового этикета, делового общения,

· ведение деловой переписки,

· навыки регулирования конфликтов,

· защита служебной информации,

· готовность нести ответственность за собственные решения,

· и планирование рабочего времени.

Помимо всего вышеперечисленного, навык ведения делопроизводства и документооборота, закрепленный в общем стандарте должностных регламентов, как основополагающий для надлежащего исполнения обязанностей государственного служащего, был указан в каждом образовательном стандарте рассматриваемых ВУЗов, однако ни одной дисциплины, соответствующей целенаправленному развитию данного профессионального навыка найдено не было.

Основой проблемой современных образовательных программ по направлению «ГМУ» по результатам исследования является большая ориентировка на получение студентом знаний, но не навыков в работе. Несмотря, на введенный компетентностный подход, молодым специалистам не хватает чувства «реальности» и умения правильно применять полученные знания на практике. Такие факторы позволяют сделать вывод, что нынешние образовательные стандарты по направлению обучения «ГМУ» теряют свою актуальность в связи с динамичной внешней средой.

Результаты анкетирования Вы можете увидеть на диаграмме (Таблица 1) (в диаграмме приведены сокращенные названия компетенций, полный список можно посмотреть в Приложении №2).

Как мы можем заметить по результатам анкетирования, лидирующими по привлекательности для нанимателей являются такие компетенции, как: коммуникативные навыки, навыки сбора и обработки информации, защита служебной информации, умение вести проекты, соблюдение субординации, взаимодействие согласно этическим требованиям к служебному поведению, самоорганизация и самообразование, взаимодействие с гражданами, умение работать в коллективе, умение ориентироваться в правовой системе РФ, эффективное планирование рабочего времени, готовность к ответственности за собственные решение и способность вести делопроизводство и документооборот. Респонденты выделили их как наиболее необходимые навыки на начальном этапе работы молодого специалиста в государственных органах.

Необходимо отметить, что государственные служащие регионального и муниципального уровня настаивали на необходимости компетенции участия в развитие механизмов общественного участия, так как право населения участвовать в вопросах управления закрепляется Конституцией РФ в разделе вопросов регулирования деятельности органов местного самоуправления.

На основании результатов двухэтапного исследования были выделены три наиболее актуальные и привлекательные компетенции и навыки для нанимателей – это (не включая обязательные компетенции, регулируемых Приказом от Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. №1567)

· коммуникативные навыки

· навыки деловой этики

Исследования также показало необходимость постоянного отслеживания меняющихся требований к компетенциям которые варьируются в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране. Именно по этим причинам, направление «ГМУ» требует модернизации и внедрения новых методов обучения, нацеленных на получение наиболее востребованных «на выходе» навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *