Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

«Формирование профессиональной компетентности педагогической работы через самообразование”

Зам. директора по УВР МБОУ «ООШ №33» Кириенко Лариса Алексеевна

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Педагог 21 века – это:

-гармонично развитая личность;

-умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания;

-умеющий организовать рефлексивную деятельность;

-обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

2)ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ НАЛИЧИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ информационно-аналитическая справка, заверенная работодателем или иные материалы, характеризующие результативность профессиональной деятельности (по усмотрению аттестуемого)

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Если процесс образования:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

это одна из добровольных форм повышения компетентности педагога.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

  • стадия «выживания» – на первом году работы в школе;
  • стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
  • стадия зрелости , наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Мотивы , побуждающие преподавателя к самообразованию:

1) Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и т. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Мотивы , побуждающие преподавателя к самообразованию:

2) Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Всегда появляется желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

3)Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

2) повышение квалификации:

– в рамках курсовой подготовки;

– с использованием дистанционных технологий-интернет;

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп;

4) индивидуальная самообразовательная работа (чтение методической литературы, посещение семинаров и конференций, просмотр вебинаров, участие в разнообразных конкурсах, разработка и размещение технологических карт в печатных изданиях и в сети Интернет и т

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Каковы могут быть  результаты самообразования педагога:

  • повышение качества работы;
  • разработанные и/или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала;
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

У творчески работающего учителя

возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы,

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

“Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование “.

Профессиональные компетенции кандидата педагогических наук

«Современные требования к профессиональной компетентности учителя.

Каким должен быть современный учитель?»

Цель педагогического совета

Активизировать деятельность педагогов по развитию профессиональных компетенций, способствующих совершенствованию навыков педагогического мастерства

Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования

Форма проведения: работа в группах сменного состава.

Стадия вызова.

Компетенция – совокупность знаний и навыков, позволяющая выполнять профессиональные задачи. Компетенции зависят от знаний и/или умений, приобретенных в процессе обучения и/или практической работы.

– Ключевые компетенции учителя

– Общепредметные (базовые) компетенции

– Предметные компетенции

В настоящее время оценка деятельности педагогов осуществляется чрез аттестацию.

Существующая система оценки профессиональной компетенции педагога не дает возможности оценить знания, умения и навыки, личностные качества учителя, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Проблема профессионального развития качества педагогической деятельности связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога.

В качестве такого инструмента следует рассматривать систему сертификации профессиональных компетенций педагогических работников.

Согласно «ГПРО 2016-2019» с 2019г. планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников.

Смысловая стадия. Учителя делятся на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учитель работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, “кластер”). По окончании работы учителя переходят в другие группы – группы экспертов.

Стадия размышления: работа в группе “экспертов”.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Вопросы для обсуждения

1 Национальная система квалификаций, ее структура.

Новая система подготовки педагогических кадров. Изменения в квалификации педагогических работников.

Механизмы оценки компетенций и присвоения квалификаций.

Подведение итогов.

Стратегия формирования национальной системы квалификаций в Казахстане

На основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы было выявлено, что предпосылками создания НСК стали серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, отсутствие рынка квалификаций, основанных на компетенциях, наличие негибкого перехода от обучения к трудовой деятельности.

Почти во всех странах Европейского союза существует следующая структура НСК: Национальная рамка квалификации; отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты и процедура оценки и подтверждения, т. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудовой деятельности.

В Казахстане за последние годы проделана большая работа в области формирования НСК: утверждены Национальная рамка квалификаций, Отраслевые рамки квалификаций, разработаны профессиональные стандарты по ряду профессий.

Главным элементом или ядром национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций, которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций. Этот набор критериев может быть заложен в дескрипторы (описания) уровней, или сформулирован отдельно в виде четкого перечня дескрипторов уровней.

Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». Восемь рекомендуемых уровней описаны в форме результатов обучения.

Результаты обучения подразделяются на три категории: знания, способности и компетенции. Они указывают на то, что в квалификации в различных комбинациях представлен весь спектр результатов образования, включая теоретические знания, практические и технические навыки, а также социальную компетенцию, для которой решающей является способность к сотрудничеству с другими людьми.

НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. Тем самым НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.

В НРК приводится структурное описание требований к личностным и профессиональным компетенциям, к умениям и навыкам, к знаниям, их детализация осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.

Отраслевая рамка квалификаций сферы образования (далее – ОРК) является структурным элементом Национальной системы квалификаций и охватывает 4 уровня Национальной рамки квалификаций, начиная с пятого уровня. ОРК состоит из 12 подуровней: по четыре подуровня на пятом и шестом, по два подуровня на седьмом и восьмом уровнях и разработана с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.

Действующая ОРК включает в себя описание квалификаций по пяти уровням, соответствующим четвертому, пятому, шестому, седьмому и восьмому уровням НРК. Описание квалификаций по подуровням дается в профессиональном стандарте педагога.

Профессиональные стандарты являются одним из важнейших элементов национальной квалификационной рамки, т. документами, устанавливающими требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.

Разработанный профессиональный стандарт «Педагог» определяет требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности. В концептуальную основу профессионального стандарта положена модель современного педагога.

Профессиональный стандарт служит для планирования повышения квалификации педагога и его карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню.

Профессиональный стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации педагога характеризуются по 12 подуровням ОРК в сфере образования и в соответствии с 5-ю уровнями НРК (с 4 по 8 уровни) по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные компетенции». Дескрипторы 12 подуровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций педагога:

1) степень самостоятельности отражена в обобщенном показателе «умения и навыки»;

2) степень ответственности прописывается в обобщенном показателе «личностные и профессиональные компетенции»;

3) степень сложности отражается в обобщенном показателе «знания», сложность труда педагога связана с его принадлежностью к типу профессий «человек-человек». Педагогическая деятельность – это не прямое воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом деятельности педагога является педагогический процесс, а ученик из объекта воздействия переходит на позицию субъекта деятельности.

В профессиональном стандарте педагога выделены пять трудовых функций: обучающая; воспитывающая; методическая; исследовательская; социально-коммуникативная. Трудовые функции, кроме воспитывающей, ранжированы по уровням квалификации. Воспитывающая функция является «сквозной» для всех уровней и отражает ценности педагогической профессии.

Наличие системы квалификаций очень важно для развития как вертикальной мобильности граждан в пространстве профессионального образования, так и горизонтальной мобильности с одной профессиональной траектории на другую за счет встроенного в систему механизма официального признания частичных квалификаций.

Как следует из вышеизложенного, разработка и реализация НСК, основанной на результатах обучения, требует пересмотра национальной системы образования, обучения и обучения в течение всей жизни и развития связи между ними.

Внедрение независимой сертификации квалификаций – веление времени

Модернизация системы образования сопровождается, прежде всего, введением единых образовательных стандартов и повышением качества образования. В условиях обновления содержания образования кардинальные изменения коснулись всей системы образования Республики Казахстан. С 2016-2017 учебного года начато внедрение нового стандарта образования в массовой школе. Следующий аспект модернизации системы образования – подготовка педагогических кадров в системе технического и профессионального и высшего образования.

Дальнейшая модернизация системы образования в стране выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. При этом основным условием эффективности организации образовательного процесса является профессиональная компетентность.

Система профессионального педагогического образования направлена, прежде всего, на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика.

В ГПРОН на 2016-2019 годы с 2019 года планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников. Для реализации поставленной задачи в первую очередь необходимо привести в соответствие действующие должности педагогических работников с уровнями квалификаций НРК и ОРК в сфере образования и науки.

Педагогические работники без категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – стажер», педагогические работники второй категории соответственно к уровню – «учитель». Педагогические работники первой категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – модератор». Педагогические работники высшей категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – исследователь». Для получения квалификационного уровня «учитель– эксперт» и «учитель – мастер» необходимо пройти аттестацию по новой модели.

Аттестуемые педагогические работники проходят этап школьного оценивания через наблюдение уроков и для представления рекомендации аттестационной комиссии. Претенденты на уровни «учитель-исследователь» и «учитель-мастер» представляют портфолио (рефлексивный отчет) на основе педагогической практики для независимого оценивания.

В качестве механизма аттестации на должность учителя вводится квалификационный экзамен. Предлагаемые квалификационные уровни применяются для педагогических работников Назарбаев Интеллектуальные школы. Исходя из реальной практики предлагается новая структура педагогического образования, которая включает в себя следующие этапы:

– предпрофильная ориентация на базе основного среднего образования в течение 5 лет с получением удостоверения о среднем образовании и рекомендации школы;

– профильная педагогическая подготовка за счет факультативных занятий в педагогических классах на базе общего среднего образования в течение 2 лет с получением аттестата о среднем образовании и сертификата, позволяющего выпускникам педагогических классов работать гувернерами, помощниками воспитателя детских садов;

– на уровне технического и профессионального образования обучение в прикладном педагогическом бакалаврите в течение четырех лет, последние два года из которых полностью совпадают с двухлетной образовательной программой для выпускников профильной педагогической подготовки. При этом 4-х летний прикладной бакалавриат планируется на переходный период, суть которого заключается в следующем: все педагогические колледжи предлагается перевести в структуру вузов, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим специальностям. Следовательно подготовка педагогических кадров на уровне ТиПО будет прекращена;

– на уровне педагогического бакалавриата подготовка в вузе с получением диплома о присуждении академической степени бакалавра образования;

– годичная педагогическая интернатура для получения высшего педагогического образования, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом;

– двухгодичная научно-педагогическая магистратура при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа с получением диплома об академической степени магистра педагогических наук;

– трехгодичная научно-педагогическая докторантура с получением диплома ученой степени доктора педагогических наук;

– на уровне дополнительного образования для взрослых – повышение квалификации педагогических работников с получением квалификационного сертификата.

Согласно данной модели первую ступень высшего педагогического образования составляет прикладной бакалавриат, по окончании которого выпускникам присваивается академическая степень бакалавра дополнительного образования. Вторая ступень – педагогический бакалавриат – дает возможность выпускникам работать в школах только учителями- стажерами. Для дальнейшего роста предлагается пройти годичную педагогическую интернатуру, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом.

Кроме того, на любой ступени каждого уровня педагогического образования, предоставляется возможность продолжить профессиональную деятельность в качестве учителя-стажера без прохождения педагогической интернатуры и института наставничества. При этом сохраняется возможность поступать в научно-педагогическую магистратуру при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа и соответствия условиям приема абитуриентов каждого вуза. Таким образом, полный цикл высшего педагогического образования предполагает 5-летнее обучение. Получение высшего педагогического образования открывает доступ к обучению по программам научно-педагогической магистратуры и далее научно-педагогической докторантуры PhD.

При этом присвоение данных квалификаций должно осуществляться в системе независимой сертификации. При этом целью сертификации является установление соответствия специалиста своим уровнем профессиональной подготовки требованиям профессионального стандарта педагога, сформированностью и развитием профессиональных компетенций, а также выраженностью профессионально важных личностных качеств.

В основе сертификации лежит процесс демонстрации кандидатом имеющихся у него знаний, умений и опыта, осуществляемый на добровольной основе. Качество сертификации зависит от используемого диагностического инструментария, который должен четко соответствовать характеру и содержанию оцениваемых компетенций, а сами процедуры оценки должны включать в себя комплексные практические задания, подлежащие выполнению в реальной трудовой среде.

Система независимой сертификации профессиональных квалификаций базируется на отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты. Дескрипторы уровней квалификаций, как требования к профессиональным компетенциям, отражаются в профессиональных стандартах.

Система оценки профессиональных компетенций педагогов является наиболее сложным узлом при реформировании традиционной системы профессионального образования.

Оценка – это процесс создания и сбора свидетельств деятельности работников для вынесения на основе этих свидетельств заключения о наличии или отсутствии требуемых компетенций, определяющих наличие профессиональной квалификации, на основе заранее определенных критериев.

Основой для формирования критериев является требования профессионального стандарта «Педагог». Для разработки процедур оценки профессиональных компетенций педагогических работников необходимо ориентироваться на их трудовые функции, и требования к качеству выполнения этих функций. Эти требования формулируются по следующим параметрам: действия, подлежащие выполнению в рамках каждой трудовой функции, необходимых для этого знаний и умений. Другими словами, оценка направлена на вынесение суждения относительно того, что кандидат знает, понимает и умеет делать в их взаимосвязи.

Свидетельства, необходимые для принятия решения по оценке, рассматриваются по критериям:

– достоверности – они должны быть непосредственно связаны с объектом оценки;

– достаточности – требуется достаточный объем свидетельств для демонстрации устойчивого качества деятельности в течение определенного периода времени.

В основу оценки профессиональных компетенций положены следующие принципы:

– оценка основана на четких критериях.

– критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности в рамках трудовой функции.

– оценка основана на представленных свидетельствах освоения профессиональных компетенций.

В процессе оценки осуществляется поиск ответа на вопрос: может ли кандидат:

– выполнять конкретную деятельность;

– еще не может выполнять;

– недостаточно данных для формирования суждения об оценке.

Важность ответа на эти вопросы в ходе независимой сертификации профессиональных компетенций определяется тем, что при отрицательном результате оценки кандидат должен получить четкие рекомендации, что ему нужно делать для того, чтобы успешно пройти оценивание следующий раз. Или что еще ему нужно освоить (и где и как это можно сделать), какие еще свидетельства необходимо представить.

Качество проводимой оценки характеризуется:

– обоснованностью, когда средства/формы/методы оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является задачей обучения, причем оценка проводится согласно установленным критериям, которые едины как для тех, кто проводит оценку, так и для кандидатов;

– обеспеченностью, т. когда методы оценки подкреплены необходимыми ресурсами (оборудованием, материалами, инструментами и т

– достоверностью, т. должны быть созданы одинаковые условия для оценки всем кандидатам (единые задания), а лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут именно данным кандидатом. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать приобретенные знания и опыт для выполнения конкретных трудовых функций.

Процедура оценки профессиональной компетенции включает в себя следующие этапы:

– информационная поддержка кандидата (процедуры, формы проведения оценки, критерии оценки, требования к кандидатам, роль экспертов и т

– сбор и предоставление кандидатом установленного перечня документов (документов об образовании, обучении, рекомендации работодателей, дипломы, сертификаты, портфолио, самоописания);

– проведение экспертом по оценке собеседования с кандидатом анализа предоставленных документов;

– составление плана проведения оценки (для проверки теоретических знаний и практических умений);

– комплексный анализ результатов проведенной оценки, данных самоописания и портфолио.

К основным возможным формам оценки можно отнести:

– тесты и экзамены;

– самоописание (описание собственных компетенции);

– методы «портфолио»;

– имитационные задания (доказательства, собранные в ситуации, максимально приближенной к трудовой среде).

При этом тесты/экзамены, наблюдение и имитационные задания относятся к основным методам, а самоописание и портфолио – к дополнительным, обеспечивающим объективность и обоснованность оценки.

Оценка должна быть направлена на интегрированную диагностику теоретических знаний и практических умений. В реальной деятельности работник целостно актуализирует компетенции, представляющие собой совокупность знаний, умений, опыта, ценностных установок.

Для планирования оценки необходимо разработать «Руководство по оценке» по каждой трудовой функции, которое станет основой для разработки «Памятки по оценке» для кандидатов, где их знакомят с процедурами оценки, направленными на подтверждение качественного выполнения кандидатом каждой трудовой функции. Результаты оценки заносятся в контрольную ведомость, где указаны установленные критерии и результаты оценки.

Педагогический совет по теме «Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Определить основные направления деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по управлению формирования ключевых компетенций учащихся.

Повысить профессиональное мастерство и расширить знания педагогов по теме педагогического совета.

– познакомить с содержанием терминов «компетентность», «компетенции» «компетентностный подход»;

– показать пути формирования ключевых компетенций у учащихся в различных сферах деятельности;

– определить эффективные формы педагогической работы в аспекте компетентностного подхода.

Уважаемые коллеги, российские школы сегодня повсеместно заняты переходом на новые ФГОС. Их отличительной чертой является кардинально новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от знаю и умею – к знаю и применяю на практике. Поэтому наш педсовет посвящен вопросу «Формирования компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Предлагаем следующую повестку педсовета:

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся, как одно из требований, предъявляемых к современной системе образования.
  • Формирование ИКТ-компетенций учащихся начальной школы при реализации проекта “1 ученик: 1 компьютер”.
  • Формирование ИКТ-компетенций учащихся основной школы при реализации проекта “1 ученик: 1 компьютер”.
  • Формирование исследовательской компетенции учащихся старших классов на уроках литературы.
  • Формирование проектных и исследовательских компетенций учащихся на уроках английского языка.
  • Из опыта использования электронных учебников на уроках математики.

В концепции модернизации российского образования и ФГОС  отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Именно умение применять знания на практике, применять самостоятельность в постановке задач и их решении, в поиске дополнительных или совершенно новых знаний – составляет основу понятия компетентность, которая определяет качество современного образования. В современных условиях, когда последовательно и наступательно осуществляется перевод общества в иную социально-экономическую систему, по-новому должны функционировать все обслуживающие ее подсистемы, в том числе и образовательная школа.

Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. К числу таких образовательных результатов относятся формирование ключевых компетенций.

Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет нашему ученику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объем информации, осложнение отношений между людьми диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи как профессиональные, так и личностно значимые; личности с определенным набором ключевых компетенций. Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и других. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Ключевые компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающим людям адаптироваться в изменяющемся обществе.

К основным ключевым компетентностям относятся: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетентности.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:1. Дидактические требования:

– четкое формулирование образовательных задач- определение оптимального содержания урока- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний- выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля- реализация на уроке всех дидактических принципов.

Психологические требования:- определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения- особенности самоорганизации учителя- организация познавательной деятельности- организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений-организованность учащихся- учет возрастных особенностей3. Требования к технике проведения урока:- урок должен быть эмоциональный- темп и ритм урока должен быть оптимальным- полный контакт учителя и учащихся- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда- смена видов деятельности- обеспечение активного учения каждого ученика. Требования к гигиене урока:- температурный режим- проветривание- освещение- предупреждение утомления- чередование видов деятельности- физминутка- правильная рабочая поза учащихся- соответствие роста школьной мебели. Формируются компетентности, если:- обучение носит деятельностный характер- идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера)

– если создаются такие условия для приобретения опыта и достижения цели

– применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский и проблемный методы, развивающее обучение)- усиление практической направленности школьного образования- если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.

21 век называют веком информатизации. ИКТ технологии пронизывают буквально все сферы и структуры нашей жизни, и система образования никак не может стоять в стороне и не принимать участия в этом глобальном процессе.

ФГОС требуют от системы образования радикальных действий и преобразований, с целью повышения уровня информатизации, а значит и уровня ИКТ компетенции современных детей.

Информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в том числе и в области образования.

Неограниченный ни временем, ни пространством, беспрепятственный доступ к информации и наличие базовых компетенций и умений грамотно работать с этой информацией делают современного молодого человека конкурентно-способным, профессионально востребованным и успешным в жизни. В современном мире все более отчетливо проявляется прямая зависимость между компетентностями человека и качеством его жизни.

Принимая во внимание реалии новой жизни, авторы и разработчики ФГОС и других нормативно-правовых документов в области образования впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы отмечают формирование и развитие компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из важнейших компетенций, которую школа должна дать своим выпускникам.

– новая цель образования;

– новое содержание образования;

– новое целеполагание для учащихся и учителей;

– новые средства обучения;

– новые технологии обучения;

– новые требования к подготовке учителя.

Однако, успешное решение проблем внедрения ФГОС в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Сегодня каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование.

И так, требования стандартов определены, понятны и закономерны. Большая часть педагогов уже не первый год работает в новой системе, но в реальности не все так как хотелось бы думать.

Да, педагоги работают над формированием компетентностей обучающихся, в том числе и с использованием ИКТ технологий, но происходит это не системно, а эпизодически и чаще всего сводится к демонстрации презентаций, хотя каждый педагог понимает, что компьютер – это лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения и способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Педагоги должны осознать, что планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий.

Педагоги вынуждены работать в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение стандартов нового поколения и достижение поставленных перед образованием целей невозможно.

Примерный перечень содержания компетентности учителя содержится во многих документах, однако, для нас ориентиром служит Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)), в котором четко определены требования, преъявляемые к педагогу и его профессиональной компетенции, а также дается определение ИКТ компетенции педагога (Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно

В профессиональную педагогическую ИКТ- компетентность входят:

  • Общепользовательская ИКТ-компетентность.
  • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
  • Предмено-педагогическая ИКТ-компетентность.

Таким образом, меняется мир вокруг нас, меняются дети, значит должен меняться и сам педагог. Профстандарт должен стать толчком к развитию педагогов, дать педагогам потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, потребность в соответствии духу времени и желании быть востребованными и интересными детям.

В заключении хочу сказать, что к учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. “Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет”. Бичер Генри Уорд Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса.

УУД – это неотъемлемая часть ФГОС. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка обучающихся в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Опытом работы по формированию ИКТ компетенций учащихся начальной школы при реализации проекта “1 ученик: 1 компьютер” поделится учитель начальных классов.

Все усилия школы направлены сегодня на реализацию интересов личности, таких как умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения, умение работать с информацией, умение коммуникации в широком социальном плане. Именно информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Учитель биологии. также работает над реализацией проекта “1 ученик: 1 компьютер” и представит нам опыт работы по формированию ИКТ компетенций учащихся основной школы.

Портрет выпускника школы за последнее время претерпел значительные изменения. Мы уже говорили о том, что ребенок должен быть подготовленным и всесторонне развитым, способным решать вопросы и находить варианты решения ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Среди набора компетенций, которыми должен обладать выпускник школы выделяют исследовательскую и проектные компетенции. Выступление учителя русского языка и литературы будет посвящено формированию исследовательской компетенции учащихся старших классов на уроках литературы.

Некоторые качества личности, ранее не были обязательными для жизни в обществе или, по крайней мере, это качества на которые раньше не делали особого акцента, такие как способность быстро ориентироваться в быстро меняющемся мире, самостоятельно осваивать новые знания и профессии, умение находить общий язык с людьми разных культу, сегодня приобретают все большую значимость в обществе и также входят в число обязательных для формирования компетенций. Проектно-исследовательские технологии на уроках иностранного языка – это благодатная почва для формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся. Свой опыт работы по формированию проектных и исследовательских компетенций учащихся на уроках английского языка вам представит учитель английского языка.

Новые ФГОС задают требования не только к результатам освоения ООП, но и к учебно-методическому сопровождению образовательного процесса. С 1 сентября 2015г. в России можно издавать только те учебники, у которых есть электронная версия. О том как обстоит дело у нас, о том на какие «плюсы» и «минусы» стоит обратить внимание при использовании на уроках электронных учебников расскажет учитель математики.

Подводя итог нашей сегодняшней работе хочется еще раз подчеркнуть, что в основу модернизации системы российского образования заложен компетентностный подход, основной смысл которого в том, что главной задачей современной школы становится подготовка компетентного выпускника, то есть такого, который обладает компетенциями, необходимыми ему для успешной социализации. Только человек самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть проблемы и принимать ответственность за их решение, готовый постоянно обновлять свои знания, работая с разными источниками информации, может стать успешным. Современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые предоставляет ему компетентностный подход, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в наше время все было иначе и не под силу освоить новое». Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но больше – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованности а самообразовании.

В решение педсовета предлагаю вынести:

  • Одобрить опыт работы учителя русского языка и литературы __.; учителя начальных классов __.; учителя английского языка ___.; учителя математики ___.; учителя биологии __ по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, использованию ИКТ технологий для формирования ключевых компетентностей обучающихся и рекомендовать к распространению.
  • Определить как одну из приоритетных учебных и воспитательных задач школы  – создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся.
  • Подготовить методические материалы «Реализация компетентностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ технологии, как способы формирования ключевых компетенции обучающихся» и разместить информацию в методическом кабинете школы. (Срок: до 01.02.17г. Отв. заместитель директора по УВР).
  • Активнее изучать основы проектной и исследовательской деятельности, применение ИКТ технологий и шире применять их на практике, с цель формирования компетенции учащихся. (Срок: постоянно).
  • При планировании и организации урочной, внеклассной и внеурочной деятельности применять технологии, формы и методы, позволяющие активно формировать ключевые компетентности у учащихся. (Срок: постоянно).

Прошу проголосовать за решение педсовета. Против. Воздержались.

Коллеги, спасибо за работу. Дальнейших вам творческих успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *