Ключевые компетенции классного руководителя
учитель английского языка
В докладе рассматриваются ключевые компетенции классного руководителя.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Подготовила: Т. Юхтенко,
I квалификационной категории
Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов.
«Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. » – эта позиция нашего государства на долгие годы определили направление в деятельности специалиста по воспитательной работе. одной из приоритетных задач современной системы образования является воспитание и развитие личности каждого учащегося: раскрытие потенциала энергичного и целеустремленного человека, который умеет самостоятельно справляться с трудностями, преодолевая жизненные проблемы, уверенно идет вперед к своей цели, реализуя свои лучшие качества и способности.
Как было упомянуто выше, воспитание и обучение представляет собой взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому отделить обучение от воспитания практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. Учителя-предметники никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся, но ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель, т. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося. Классный руководитель – это посредник между обществом и ребенком, который организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и помогает осуществлять развитие личности.
В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Современный классный руководитель – это педагог – профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Современная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. его ключевые компетенции.
Ключевые компетенции ученика – это результат профессиональных компетентностей педагога.
Процесс формирования профессиональной педагогической компетентности классного руководителя в условиях образовательной среды только тогда будет эффективным, когда классный руководитель будет обладать набором ключевых компетенций.
Деление на компетенции условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно, но так или иначе условное деление все же существует.
Рефлексивно-аналитические компетенции включают умение анализировать собственную деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. Сюда же включается и способность предвидеть последствия и возможные результаты деятельности. Воспитатель стремится овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценить уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
Организаторские компетенции воспитателя предполагают умение ставить перед собой и детьми цели, которые дадут ожидаемый результат: планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; делить цель на более мелкие задачи, превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса. Есть и другие характеристики организаторской функции, например, готовность к использованию различных методов и способов стимулирования деятельности: поощрение, оказание доверия, предъявление разумных требований, выдвижение близких и дальних перспектив, обращение к игре, состязательность и конкуренция и пр.
Коммуникативные компетенции классного руководителя должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Самое главное – подходить к воспитаннику с “оптимистической гипотезой”, верить в его потенциальные возможности, развивать их, поддерживать и защищать школьника. В коммуникативные функции включаются также умения корректировать межличностные отношения между детьми, выступать объективным арбитром в решении конфликтов, помогать взаимопониманию учителей-предметников и учащихся класса, устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами, достигать взаимопонимания с родителями.
Воспитательный процесс весь устремлен в будущее, а воспитатель, по выражению А. Макаренко, “проектирует” личность, осуществляя в повседневной работе заранее составленную программу деятельности. Анализируя опыт лучших наставников, можно обнаружить в их работе немало элементов проектирования и предвидения. Прежде чем начать работу с детьми, они представляют, какими хотят видеть своих выпускников. Составляется план движения к этой цели, определяются задачи работы с коллективом, намечаются стержневые, ведущие дела. Такой перспективный план воспитательной работы (как отдельный собственный план действий) становится профессиональной необходимостью, нормой для классного руководителя, что позволит работать ритмично, последовательно, учитывая взросление школьников.
Информационная компетентность предусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры?
Безусловно, слова Леонардо да Винчи о том, что «плох тот ученик, который не превосходит учителя», актуальны до сих пор, но одновременно с этим, нельзя не уметь делать то, что умеют твои ученики.
Современные дети довольно хорошо ориентируются в области новых информационных технологий, но зачастую, решение, казалось бы, простой проблемы ставит их в тупик. Так может стоит классному руководителю познакомится с основами медиапедагогики, и обычный классный час превратится из монолога учителя в своеобразный киноклуб с просмотром видеоролика, скачанного с ютуба. Мой опыт показывает, что ученики, довольно свободно ориентируясь в сети Интернет, не могут найти необходимую информацию, воспользоваться ею в должном объеме. Очень часто учащиеся испытывают трудности с выделением главной мысли, отбором первостепенного и второстепенного материала, поэтому целесообразно при планировании и осуществлении ВР использовать проектную деятельность. Наряду с информационной компетенцией это позволит развить такие умения, как рефлексия, анализ, планирование и будет способствовать становлению ребенка как личности, формируя необходимые интеллектуальные качества. Методика проектной деятельности была рассмотрена нашим коллективом в прошлом учебном году. Если мы обратимся к общешкольному плану ВР, то увидим, что в апреле запланирована защита проектов в рамках международного дня памятников и исторических мест.
Кроме того, говоря о современных школьниках и их информационной компетентности, нельзя не упомянуть о социальных сетях. У классного руководителя есть замечательная возможность увидеть многие острые точки взаимоотношений его воспитанников и вывести общение за рамки класс-парта-доска.
Владение вышеперечисленным набором педагогических компетенций предполагает конкретизацию целей воспитания в виде следующих задач:
* помогать школьникам в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формировать самосознание, ценностное отношение к собственной жизни;
* приобщать учащихся к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и своего отечества, своего народа;
* выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого школьника, создавать условия для удовлетворения их способностей в разнообразных сферах деятельности и общении;
* стремиться к тому, чтобы дети приобщались к фундаментальным нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), к культуре общения;
* развивать чувства обретения внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, собственного достоинства, самоуважения;
* воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, формировать гражданскую и социальную ответственность;
* формировать положительное отношение к труду как к высшей ценности жизни, развивать потребности к творческому труду;
* приобщать к здоровому образу жизни, стимулировать стремление быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью.
Вывод: Главная задача классного руководителя – организовывать воспитательную деятельность с детьми, решая все вопросы не за них, а вместе с ними. Только тогда мы сможем добиться развития ключевых компетенций наших воспитанников.
Также вас может заинтересовать
- Взаимосвязь между посещением культурных центров и духовно-нравственным развитием школьников
- Нравственное воспитание на уроках права
- Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе в условиях школы – интерната
- Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе
- Работа с книгой-одна из компетенций обучающихся.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС
Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам. С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов. Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
нельзя улучшить, минуя голову учителя»
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. Мы знаем, какие требования предъявляются к выпускнику школы, как всесторонне анализируются результаты обучения. Достижение таких результатов невозможно без развития компетенций учителя, его постоянного самосовершенствования.
К сожалению, классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.
При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»
Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.
Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.
Согласно словарю С. Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.
К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.
Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:
Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма – низкий).
Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
Четвёртая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
– его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
– его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
– его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:
через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;
через обучение на курсах повышение квалификации;
через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях введения ФГОС:
приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.
Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
знание законодательства о современном образовании;
нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
умение применять правовую базу о защите детства;
применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.
изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей имеет следующий вид:
Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)
Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)
Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).
Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).
Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия). Я считаю, что в нашей школе этот алгоритм существует и работает!
Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
методическую и обучающую деятельность;
обучение на курсах повышения квалификации;
применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
проведение мониторинговых исследований,
анализ воспитательной деятельности.
В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
1
Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития.
2
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Дистервег
3
«Компетентность человека» предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды.
4
Компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере
5
Элементы педагогической компетентности специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета; методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся; социально-психологическая компетентность в сфере общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
6
Четыре базовых варианта деятельности классных руководителей: Классный руководитель – организатор. Классный руководитель – психолог Поддерживающий классный руководитель Классный руководитель – социальный организатор
7
Повышение компетентности классных руководителей осуществляется через: – чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; – методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении – обучение на курсах повышения квалификации; – применение в своей деятельности опыта школьных коллег; – проведение мониторинговых исследований; – анализ воспитательной деятельности.
8
Нормативно-правовая Аналитическая Компетентность здоровосбережения Социокультурная Социально-педагогическая
9
Мониторинг Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
10
Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса Понятие мониторинга – Научно обоснованное, диагностика – прогностическое планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения Цель – Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания Принципы: Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность Функции : Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая
11
Методики и диагностики методика изучения уровня профессионализма классных руководителей; методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя; диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания; диагностика успешности педагога; диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей.
12
Повысить качество воспитательной работы можно: совершенствуя положительное развивая достигнутое преодолевая недостатки предупреждая ошибки
1
П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ. В ЕРХОРЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАСЕДАНИЕ 1
2
В ОСПИТАТЕЛЕМ И УЧИТЕЛЕМ НАДО РОДИТЬСЯ ; ИМ РУКОВОДИТ ПРИРОЖДЕННЫЙ ТАКТ. Дистервег
4
К ОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ, КАЧЕСТВ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СФЕРЕ
5
Э ЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета; методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся; социально-психологическая компетентность в сфере общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
6
Ч ЕТЫРЕ БАЗОВЫХ ВАРИАНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ : Классный руководитель – организатор. Классный руководитель – психолог Поддерживающий классный руководитель Классный руководитель – социальный организатор
7
П ОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ : – чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; – методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении – обучение на курсах повышения квалификации; – применение в своей деятельности опыта школьных коллег; – проведение мониторинговых исследований; – анализ воспитательной деятельности.
8
С ПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Нормативно-правовая Аналитическая Компетентность здоровосбережения Социокультурная Социально-педагогическая
9
М ОНИТОРИНГ Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
10
К ОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Понятие мониторинга – Научно обоснованное, диагностика – прогностическое планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения Цель – Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания Принципы: Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность Функции : Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая
11
М ЕТОДИКИ И ДИАГНОСТИКИ методика изучения уровня профессионализма классных руководителей; методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя; диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания; диагностика успешности педагога; диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей.
12
П ОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЖНО : совершенствуя положительное развивая достигнутое преодолевая недостатки предупреждая ошибки
” Повышение уровня профессиональной компетентности классного руководителя Руководитель МО классных руководителей Смирнова Т. Выступление на педагогическом. ” — Транскрипт
1
Повышение уровня профессиональной компетентности классного руководителя Руководитель МО классных руководителей Смирнова Т. Выступление на педагогическом совете школы БОУ ВО «Грязовецкая школа – интернат II вида»
2
Понятие компетентности 1. Компетентность – знания, опыт в определенной области науки, жизни (современный экономический словарь) 2. Компетентность – (от латинского competes – надлежащий, способный) способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Компетентностный (системно- деятельный) подход – это переход к самым современным образовательным технологиям Компетентность Компетенции характеризует субъект деятельность сама деятельность 4. Профессиональная компетентность – определяется опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к творческому отношению к делу
3
Пути повышения компетентности классных руководителей – через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; – через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы); – через обучение на курсах повышения квалификации; – через применение в своей деятельности опыта школьных коллег. – особый путь – консультирование деятельности и совместный анализ ее реализации компетентными специалистами и классными руководителями
4
Анализ состояния и организация повышения компетентности классных руководителей – Что входит в компетентность классного руководителя в данном образовательном учреждении? – Каков уровень воспитательной компетенции классных руководителей (по параметрам). Насколько и в чём проводимая в школе методическая работа полезна классным руководителям? – Сколько педагогов и чему обучились на курсах повышения квалификации по проблемам воспитания? – Сколько и какой современной методической литературы по проблемам воспитания имеет школа и педагоги – Как организован в школе опыт совместного обсуждения педагогами своей деятельности и передачи – освоения опыта коллег, какова эффективность такой работы
5
Поддержка и развитие вариативности в деятельности классных руководителей Классный руководитель не может быть «мастером на все руки» социальный организатор Поддержива ющий психолог организатор Классный руководитель
6
Модель компетентного классного руководителя Классный руководитель должен: владеть техниками самопознания и саморазвития для формирования у воспитанника конкурентоспособности на региональном рынке труда и образовательных услуг; иметь устойчивую позитивную мотивацию в воспитательной деятельности; обладать психологической мобильностью; быть готовым к самостоятельной исследовательской деятельности при решении воспитательных задач; гибко планировать собственную профессиональную стратегию.
Педагогический совет. « Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития».
Педагогический совет « Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития». Актуальность темы, посвященной профессиональному имиджу педагога, обусловлена зависимостью успешности учебного процесса от качества взаимоотношений, складывающихся в системе учитель – ученик. Имидж учителя, позволяет педагогу предъявлять себя ученику в качестве профессионала, в то же время не нивелируя его человеческую индивидуальность. Создание привлекательного имиджа учителя является важным фактором для построения позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.
Целевая аудитория: для завучей
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Порядок вывода комментариев:
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
В помощь учителю
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Презентация “Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития” по педагогике – проект, доклад
Слайды презентации
МОУ «Гимназия г. Троицка», МО педагог-психолог гимназии Корзенникова С.
Какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства классного руководителя помогают нашим «цветам жизни» расти, расцветать и развиваться?
Имидж классного руководителя
Что такое имидж?
Имидж (от англ. «image» – образ, представление) – внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение окружающих. Имидж (от англ. image – «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Имидж образовательного учреждения:
Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения:
Привлекательный имидж педагогов -важный фактор позитивного имиджа самого образовательного учреждения.
Предмет любимый, потому что нравится преподаватель. Из двух способов воздействия: « убеждать» и «нравиться» – наиболее эффективен второй.
Основные составляющие имиджа классного руководителя:
Предпочтения цветов Старшеклассники Педагоги
«Учатся у тех, кого любят». Гете Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
Измените свою жизненную установку – если она не способствует успеху, измените свой имидж – и вас ждет успех!
Спасибо за внимание!
Список похожих презентаций
Заседание МО классных руководителей
Вопросы:. Создание детского коллектива Дружба между мальчиками и девочками Девиантное поведение Психологические особенности пубертатного периода Адаптация.
МО классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую.
Конфликты и пути их разрешения
Конфликт. – это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения.
Животные и их детеныши
ГУСЕНИЦЯ. На яблуні панночка оселилася, У просторий, зелений костюм вбралася. І гуляє з гілки на гілку, об’їдає її як цукерку. Тріщить костюм по всіх.
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Презентация “Профессиональная компетентность классных руководителей” по педагогике – проект, доклад
Социальная компетентность
Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. Все компетентности социальны в широком.
Профессиональная культура педагога
коммуникация –это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации. Основные коммуникативные задачи говорящего были определены.
Проведение классных часов
Цель:. повышение компетенции классных руководителей школы в вопросах современных воспитательных технологий; способствование формированию у классных.
Оформление классных журналов
Финансовый документ. Классный журнал является документом строгой отчетности. За ведение и сохранность журнала отвечает классный руководитель и заместитель.
Методика проведения классных часов
Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного.
Педагогический совет « Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития», март, 2010 МОУ «Гимназия г. Троицка», МО педагог-психолог гимназии Корзенникова С.
Вопрос: Какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства классного руководителя помогают нашим «цветам жизни» расти, расцветать и развиваться?
Что такое имидж? Имидж (от англ. «image» – образ, представление) – внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение окружающих. Имидж (от англ. image – «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Значение имиджа Предмет любимый, потому что нравится преподаватель. Из двух способов воздействия: « убеждать» и «нравиться» – наиболее эффективен второй.
Предпочтения цветов Старшеклассники Педагоги синий 83% синий 57% серый 57% серый 43% бежевый 67% белый 69% зеленый 43% черный 79% голубой 47%