В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)”.
Утвержденприказом Министерстватруда и социальной защиты Российской Федерацииот “__” ______2016 г. N__
4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.
Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”, Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”, обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 “О коррекционном и инклюзивном образовании детей” образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В статье 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Советском Союзе до 1995 года подготовка специалистов для системы специального образования велась по одной специальности “Дефектология”. С 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей “Образование” были выделены как самостоятельные специальности: 031500 – Тифлопедагогика;
031600 – Сурдопедагогика;
031700 – Олигофренопедагогика;
031800 – Логопедия;
031900 – Специальная психология; 032000 – Специальная педагогика и психология (дошкольная).
К каждой специальности была разработана соответствующая квалификационная характеристика. Однако в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 08. 2013 N 678) до настоящего времени сохранились лишь два наименования “учитель-дефектолог” и “учитель-логопед (логопед)”; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: “сурдопедагог”, “олигофренопедагог”, “тифлопедагог” были объединены под названием “учитель-дефектолог”.
В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня.
Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
•Работа с одаренными детьми;
•Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
•Работа с детьми мигрантами;
•Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
•Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
В последнее время педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам педагога также возросли.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года была создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов. До 2018 года Минобрнауки РФ провел работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступил в силу в 2017 году.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
- Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
- Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,
олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года
Педагог – дефектолог реализует следующий вид деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности:
Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи;
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся;
Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;
Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся.
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных Отношений
Для реализации трудовой функции любого педагога «Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию» предусмотрены следующие трудовые действия :
- организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся;
- обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- планирование и проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
- осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся;
Трудовая функция ” Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся” предусматривает следующие трудовые действия:
- определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ;
- планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- планирование занятий в рамках освоения адаптированных основных
- общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и
- индивидуально-дифференцированного подходов к обучению;
- разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
- корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации.
Для реализации трудовой функции «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений»
предусмотрено выполнение следующих трудовых действий:
- выбор методик для диагностики особенностей развития обучающихся с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
- разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты.
Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность служит
потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней , что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.
Профессиональный педагог должен знать:
- Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся;
- Современные классификации интеллектуальных нарушений;
- Современные методики выявления интеллектуальных нарушений;
- Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений;
- Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей);
- Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышение качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
«Плохой учитель преподносит истину,
а хороший — учит её находит»
Адольф Дистервег (немецкий мыслитель)
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в
детях горячее стремление к знанию и к учению».
Ян Амос Каменский (чешский педагог)
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Скоропупова Наталья Львовна, учитель – логопед МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов
Учитель-логопед – представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л. Семушина, Т. Филичева, Е. Агеева, В В. Юртайкин, В. Рудин-ский и др. ), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:
-диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;
-коррекционная функция участие учителя – логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
Общепедагогической – владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;
Специальной – владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;
Технологической владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности;
Коммуникативной – установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами;
Рефлексивной – регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр. ), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Речевые дефекты лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития, формируются все стороны психики ребенка. Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на формирование личности. Учитель – логопед должен ориентироваться во всех дисциплинах профессионального блока такие как «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др. , чтобы профессионально построить коррекционную работу.
Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.
Жукатинская E. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога. // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. – Липецк: ЛГПУ, 2007,-Вып 4,-С. 156-160.
Жукатинская E. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2005/2006 учебный год. Липецк, 2006. Выпуск 5. – С. 49-53.
Жукатинская E. Психолого-педагогическая диагностика в обследовании детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие; – Липецк, ЛГПУ, 2006. – 191с.
Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов и специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Учитель –логопед ГБДОУ д/с № 21 к омбинированного вида Московского р-на г. Санкт-Петербурга Багринова Ж.
«Мотивация» – совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. Мотивация педагогической деятельности отражает субъективное отношение к ней педагога, имеет диагностическое значение как показатель развития его личностных свойств и вовлеченности в педагогическую деятельность. Совокупность наиболее устойчивых мотивов образует педагогическую направленность. В исследованиях Реана выявлена связь между мотивацией педагогической деятельности и удовлетворенностью педагогической профессией: чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем выше удовлетворенность профессией.
Именно Личность (её ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения : ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя. Мотивация личности обусловлена её направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это Динамическое Свойств о , ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И , наконец, это выражение целостной позиции специалиста (его жизненных ценностей и ориентации). Личность Педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности Любовь к воспитанникам Самообразование и целеустремленность
Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Решать учебные и самообразовательные проблемы. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Использование имеющихся педагогических инноваций и создание собственных инновационных приемов. Принимать на себя ответственность за получаемое образование. Создание авторской инновационной программы, участие в педагогических исследованиях.
Исследовательские компетенции: 1. Самостоятельное обнаружение проблем в решении конкретных практических задач. Получение и обработка информации. Поиск и внедрение в педагогическую практику новых педагогических идей, психодиагностических методов и процедур новых способов и оптимальных методов решения педагогических и коррекционных задач, для решения образовательных проблем, построения коррекционно-образовательного процесса. Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Трансляция своего опыта в педагогическое сообщество. Представление и обсуждение результатов исследования, положительного опыта своей профессиональной деятельности в разнообразных аудиториях.
Социально-личностные компетенции : 1. Компетенция саморазвития и самовыражения. Рефлексивная компетенция. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Знание законов и нормативных актов. Оценивать социальную ситуацию, связанную со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Быть способным к социальному взаимодействию. Владеть совместной профессиональной деятельностью. Толерантность, уважение к межкультурным различиям. Осмысленно воспринимать и бережно относиться к историческому и культурному наследию.
Коммуникативные компетенции педагога: 1. Обладать способностью к межличностной коммуникации. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. Эмпатия. Выстроить доверительные отношения с ребёнком. Владение грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы. Дискутировать, грамотно и тактично высказать мнение, аргументировать свою позицию. Сотрудничать и работать в команде. Способность и готовность к сотрудничеству. Выстраивание коммуникативного пространства. Реализация сетевых форм сотрудничества.
Личностно-адаптивные компетенции педагога: 1. Использовать новую информацию и информационно-коммуникативные технологии. Реализация личностного ресурса педагога. Креативность, творческий подход. Проявлять эмоциональную и поведенческую гибкость. Быть упорным и стойким перед трудностями. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
Вопросы Направления коррекционно-развивающей работы педагога. Компетенции современного учителя-логопеда в рамках специального и интегрированного образования. Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным » Адольф Дистервег ( немецкий педагог и просветитель) Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность , управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. Самообразование осуществляется добровольно; Осуществляется сознательно ; Планируется, управляется и контролируется самим человеком ; Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Направления самообразования учителя-логопеда Профессиональное ( предмет исследования) Психолого-медико-педагогическое Нейропсихологическое Неврологическое Нейропедагогическое В области здоровье- сберегающих технологий В области ИКТ-технологий Методическое Лингвистическое (языковое)
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда Повышение качества профессиональных компетенций Готовность к педагогическому творчеству Профессиональный рост Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
Компетенции современного учителя-логопеда в рамках дошкольного образования Компетентность-осведомлённость , авторитетность , обладание компетенцией , знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; Э то системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда: Профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ; Профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога ); Милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию ); Опыт.
Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда Профилактическая ( абилитационная ) работа Педагогическая диагностика и консультирование Специальное педагогическое просвещение Психологическая и психотерапевтическая помощь Образовательная и социально-педагогическая деятельность Организация психолого-медико-педагогической службы сопровождения в ДОУ Методическая деятельность в рамках наставничества в ДОУ Научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии
личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей : возрастных , психофизиологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного для ребёнка; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности; з нать психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ; у меть проектировать индивидуальный учебный процесс для ребёнка с ОВЗ; с оздавать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду в условиях ДОУ; р еализовать различные способы коррекционно-педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; с облюдать конфиденциальность служебной информации; о существлять профессиональное самообразование по вопросам коррекции и развития детей с ОВЗ;
Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, вера в него, формирование позитивной «Я» концепции каждого ребёнка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха); Принцип комплексности – коррекционную помощь можно рассматривать только в комплексе, с учётом междисциплинарного подхода; Принцип деятельностного подхода – коррекционно-развивающая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности ребёнка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо также ориентироваться на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребёнка.
Учитель-логопед – это Специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – субъект профессиональной деятельности, транслирующий нормы отношения к людям с ОВЗ в социум. Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья –учителя-логопеда. Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Адресатом помощи учителя-логопеда являются дети с ОВЗ К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дошкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. это дети с ОВЗ, дети-инвалиды либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям (индивидуальной программы) обучения, индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) или использования индивидуальных программ развития и абилитации для детей-инвалидов (ИПРА),специальных образовательных программ (СИПР).
Цель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Формируется установка: К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции , что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может , несмотря на имеющееся нарушение. Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи воспитанникам с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении содержания образовательных программ дошкольного образования в условиях ДОУ. Коррекционно-педагогическая работа учителя-логопеда, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребенка. Учитель-логопед в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы.
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС Обновление содержания работы учителя-логопеда проходит следующие этапы : постановка целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований Стандарта для лиц с ОВЗ ; самообразование и повышение квалификации педагога. создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в ОО; реализация в работе с воспитанниками личностно-ориентированного и индивидуального подхода; поддержка индивидуальности детей с ОВЗ; обязательная организация специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей ( условия обучения, воспитания и развития); оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений;
организация психолого-педагогического сопровождения ; м оделирование индивидуально ориентированных образовательных и адаптированных образовательных программ на основе использования новых педагогических и здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов, учитывая особенности психофизиологического развития детей с ОВЗ; создать оптимальные условия реализации для их реабилитационного потенциала; д инамическая оценка эффективности коррекционно-развивающих мероприятий в освоении ребёнком с ОВЗ АОП; оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений; обучение родителей эффективным приёмам образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
построение вариативного развивающего обучения, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка; учёт у категории обучающихся с ОВЗ психофизических особенностей и индивидуальных возможностей; темповых особенностей ребёнка с ОВЗ; построение вариативного развивающего обучения, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
необходимость разработки Рабочей Адаптированной программы по коррекционному курсу (для группы детей с однородной структурой нарушения, зачисленных в группы компенсирующей направленности на основании заключения ТПМПК с использованием форм и методов психолого-медико-педагогической помощи; разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ и индивидуальных образовательных маршрутов ребёнка с ОВЗ; планирование и корректировка образовательных и коррекционных задач по результатам логопедической диагностики с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка с ОВЗ; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательно-коррекционных задач развития детей с ОВЗ с учётом специфических психофизических особенностей их развития.
организация психолого-педагогического сопровождения; обучение родителей эффективным приёмам образования ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий ; коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей с ОВЗ на основе специальных педагогических подходов ; использование новых образовательных технологий и разнообразных видов организации работы с обучающимися с ОВЗ ; с оздание собственных инновационных приемов.
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приёмов, методов и средств обучения и коррекции, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; выстраивание партнёрского взаимодействия с родителями(законными представителями) детей с ОВЗ для решения образовательных и коррекционных задач; использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения. Учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (логопедическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося ребёнка с ОВЗ, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с содержанием адаптированной для обучающихся с ОВЗ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Содержание деятельности учителя-логопеда реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое коррекционно- развивающее аналитическое консультативно-просветительское и профилактическое организационно-методическое
Диагностическое направление Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Результаты логопедического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях ПМП консилиума. ДОУ. Диагностическое направление работы включает в себя: п ервичное логопедическое обследование; знание клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей. в ыявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их речевом, физическом и (или) психическом развитии. владение современными нейропсихологическими методиками обследования речевого развития детей. систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией речевого развития с учётом особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ; проверку соответствия выбранной адаптированной программы , индивидуального образовательного маршрута, специальных форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка с ОВЗ, специальных условий для получения образования.
Коррекционное направление Коррекционное направление работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на психоречевую деятельность ребенка с тяжёлыми нарушениями речи в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в подгруппах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 5 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую направленность. Знание современных психолого-педагогических подходов в коррекции речевых нарушений у детей и их применение в деятельности. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование логопедом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Владение знаниями о психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с речевой патологией и психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с сочетанной патологией (нарушения речи при недоразвитии интеллекта, нарушения речи у детей с сенсорными нарушениями, нарушения речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Аналитическое направление Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие воспитанника с ОВЗ и оценку его эффективности, а также проведение анализа и оценки взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности учителя-логопеда обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: 1) Системный анализ речевого и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психоречевого и когнитивного развития обучающегося , но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексного индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в системе психолого-медико-педагогического сопровождения в ДОУ; 3) Владение приемами составления планирования на основании результатов диагностики речевого развития.
3) Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 4) Обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания воспитанников. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок с ОВЗ; 5) Профилактику перегрузок. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ребёнка с ОВЗ; 6 ) Взаимодействие специалистов в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь – май). Результаты обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОУ. По итогам работы консилиума корректируется коррекционная работа всех педагогов и специалистов с воспитанниками с ОВЗ, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных , третичных нарушений развития. Учитель-логопед разрабатывет рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов. Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными воспитанниками составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной групповой работе. В других случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление учителя-логопеда на собрании или методическом объединении, где специалист более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения речевого развития.
Организационно-методическое направление Это направление деятельности учителя-логопеда включает подготовку к ПМП консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам; участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, обследование детей по заявлению родителей на ТПМПК. При подготовке ПМП консилиума ДОУ на конкретного воспитанника, нуждающегося в индивидуальном психолого-медико-педагогическом сопровождении, учитель-логопед оформляет логопедическое представление , которое содержит основные диагностическизначимые характеристики психофизических особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения развития. Коррекционная работа учителя-логопеда строится на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольных общеобразовательных учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы. Работа специалистов и педагогов с обучающимися в условиях реализации Стандарта должна строиться с учетом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования ( Приказ Минобрнауки РФ от 17. 2013 № 1155).
Новые требования к подготовке учителя-логопеда Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям : Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы. Знание актуальных проблем логопедии и теоретических основ работы с конкретной категорией детей. Данные знания помогут учителю-логопеду организовать эффективный коррекционно-образовательный процесс, помочь советами родителям и педагогам. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию. Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.
Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей. Владение понятийным аппаратом и терминологией. Для этого учитель-логопед взаимодействует с разными специалистами, проходит своевременную подготовку в профессиональном направлении. Серьезные требования предъявляются к личности педагога: — он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь; — педагог в специальном образовательном пространстве должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников; — должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.
Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ. Учитель-логопед в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Цели работы учителя-логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития : – оказать квалифицированную поддержку родителям ; – помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду ; – создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; – формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу. Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда , грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование.
Процесс обучения детей с ОВЗ – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося ребёнка с ОВЗ, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, здоровьесбережения , воспитания, общего развития и социализации.