Профессиональные компетенции мастер производственного обучения

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Профессиональная компетентность преподавателей

и мастеров производственного обучения,

развитие творческого потенциала».

Профессиональная компетентность – качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Понятие компетентность, компетентностный подход в образовании получили широкое распространение с 1960-1970 гг. в западной, в конце 1980 гг. в отечественной литературе. Авторы Толкового словаря под редакцией Д. Ушакова объясняют компетентность как осведомленность, авторитетность, компетенция – «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий».

Целесообразность введения  понятия профессиональная компетентность обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей  такие понятия как профессионализм, квалификация, профессиональные способности.

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:

– совокупность знаний, умений определяющих результативность труда;

– объем навыков выполнения задачи;

– комбинация личностных качеств и свойств;

– комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

– единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.

Компетентносный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.

При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить, прежде всего, ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

– деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций учащихся, их интеллектуальных способностей;

– результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с учащимися, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной деятельности.

Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения  новых педагогических технологий могут быть следующие:

– соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения;

– наличие эмоционального контакта с учащимися, личностно-ориентированный характер обучения и др.

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь – это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности: индивидуальное обучение по программам творческого педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Программы урочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса:

индивидуально – личностное развитие;

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.

турниры; аукцион идей.

В своей работе я использую все возможные средства для того, чтобы увлечь ребят профессией. Хорошим подспорьем в этом являются тесты с техническим программным содержанием. Ребята с интересом решают поставленные ситуации, отвечают на заданные вопросы.

Иногда задания бывают групповыми, когда несколько студентов должны прийти к кому-то решению. Интересно наблюдать, как они включаются в работу, как выявляется лидер, как в споре находится нужный вариант.

Перед прохождением  практики группе студентов дается задание: изготовить макет детали автомобиля. В ходе выполнения работы решается сразу несколько педагогических задач: вырабатываются навыки коллективного труда, прикладного мастерства, развивается логическое мышление, творческая деятельность.

В моей практике был студент Рахматулин Альберт. В начале обучения это был пассивный студент, не проявляющий никакого интереса к обучению, но после нескольких занятий производственного обучения  Альберт изменил отношение к предмету, он стал задавать вопросы, готовиться к занятиям, читать дополнительную литературу. Я старалась помочь ему в выборе нужной литературы, разъясняла трудные для него вопросы.

К концу обучения он стал целенаправленным молодым человеком, чётко определившимся  в выборе профессии. Сейчас  Альберт работает на станции технического обслуживания и мечтает открыть свое дело.

Таким образом, деятельность мастера, я считаю, должна строиться на том, чтобы, используя весь арсенал педагогического мастерства, вселить в души студентов любовь к выбранной профессии.

Министерство профессионального образования

и занятости населения Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомобильно — технический колледж»

«Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся»

Мастер производственного обучения:  Т. Таранова

2021 г.

С О Д Е Р Ж А Н Е.

Введение ______________________________________________32. Основная часть _________________________________________63. Заключение ____________________________________________124. Приложение № 1________________________________________145. Приложение № 2________________________________________206. Приложение № 3________________________________________237. Список используемой литературы _________________________27

Тема: «Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся».

В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.

Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т. ), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т. В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.

Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.

Есть прописная истина – двери в отношения открываются на себя. Может поэтому с подростками мне всегда легко общаться. Ребята говорят, что я могу расположить к себе. Коллеги утверждаю, что у меня всегда дружелюбный настрой, душевная удовлетворенность, искренность, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, приветливое выражение лица, улыбка, улыбка, еще раз улыбка.

Педагогическое  кредо каждого преподавателя и мастера производственного обучения: «Каждый учащийся – личность. Наша  задача найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие»

Педагогические принципы, которых придерживаются в своей деятельности все мастера производственного обучения и преподаватели нашего колледжа:

Если ты любишь то, чему учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности, будет гораздо меньше.

Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать с учащимися – вот основа деятельности мастера производственного обучения.

Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участникам событий.

Учащиеся в колледже, обеспечивающие получение профессионального образования, поступают в возрасте 15 – 16 лет, когда уже у каждого из них сформированы свой личностный жизненный опыт, ценностные ориентации, мотивы (положительные либо отрицательные) к учению. Уровень знаний по общеобразовательным предметам колеблется от 3,0 до 5,8 балла. Практика показывает, что большинство учащихся не подтверждают свой уровень обученности. Кроме этого при организации работ необходимо учитывать, что учащиеся приходят из разных школ, районов края, немало поступает и иногородних, многие из которых (80 – 90 %) из малообеспеченных, неполных семей, а также дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.

Все эти особенности мастеру производственного обучения необходимо учитывать при формировании коллектива группы, обучении и воспитании. Несмотря на то, что учащиеся имеют разный уровень мотивации, всех их необходимо обучить избранной профессии, влюбить в профессию, не разочаровать тех, кто целенаправленно решил стать строителем.

С первых дней методом наблюдения, используя результаты диагностики психолога, мнения родителей и близких, даже друзей, я выявляю особенности, лучшие качества, интересы ребят и начинаю их развивать, вовлекая учащихся в групповую, индивидуальную деятельность, предвосхищаю их успех, доверяя более сложные работы либо общественные поручения, предлагаю участвовать в оценивании работ своих коллег, помогать мне в подготовке рабочего места, инструмента, разработке инструкционных карт, подборе литературы, использованию Интернет-ресурсов и т. Стараюсь заметить каждый шаг успеха, а у кого не получается, уверяю в обязательном его достижении при условии выполнения таких правил:

  • обязательно верить в успех и хотеть добиться его;
  • добиваться успеха, не боясь трудностей и затрат усилий;
  • не гнушаться нищими детьми – никому не ведомо, кем они станут;
  • с годами разум приходит к человеку и из мальчика вырастает мужчина.

Результативность работы также обеспечивается, если сумел добиться взаимодействия с родственниками учащихся. За все годы работы у меня появилась интуиция, опыт, которые позволяют чувствовать учащихся, направлять их, корректировать их поведение и учить мастерству.

Позитивная результативность опыта  выражается в том, что даже те учащиеся, которые пришли в колледж, не имея выраженного профессионального мотива, а также те, кто имели пробелы в знаниях по предметам профессионального и специального цикла, в результате осваивали специальность, успешно сдавали экзамены, пробные работы по специальности и получали установленный разряд.

В течение всей профессиональной деятельности я работала над развитием профессиональных умений и навыков учащихся, воспитанием их как личностей, развитием их творческого потенциала.

Однако время диктует новые требования не только к условиям работы на производственных объектах и в учебных мастерских, не только к тем передовым технологиям, которые мы внедряем в учебно-производственный процесс, но и к работе мастера производного обучения, использованию им компетентностного подхода в обучении учащихся.

В современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться  на рынке труда, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.

Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование профессиональных компетенций учащихся.

Научно – методическое обоснование

В литературе понятие «компетентность» определяется как характеристика личности, позволяющая ей (или даже дающая право) решать, выносить суждения в определенной области.

Обязательными компонентами компетентности являются:

  • ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности;
  • знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
  • умение, опыт, навык.

Профессиональная компетентность – это формирование таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.

Компетенция – это способность применять совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств учащегося в определенном контексте для решения проблем (задач) продуманным образом в соответствии с образовательным стандартом профессионального образования.

Понятие «компетенция» включает в себя интеграцию узловых понятий, таких как знания, умения и навыки, но:

  • в отличие от навыка – компетенция осознана;
  • в отличие от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия, она совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;
  • в отличие от знания – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Понятие «компетентностный подход» логически следует из определения слова «подход», что в словарном толковании В. Даля означает «находиться в основе чего-то». Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях.

На практике компетентностный подход в профессиональном образовании возник на пересечении «мира образования» и «мира труда».

Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования, которое ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Основные требования к компетентности современного специалиста:

  • владение необходимым объемом профессионально значимых знаний, умений и навыков;
  • наличие профессиональной культуры;
  • умение оперативно и грамотно решать производственные задачи, планировать собственную деятельность;
  • трудолюбие;
  • исполнительность;
  • честность;
  • добросовестность.

Интенсивное развитие строительной отрасли, внедрение современных, высокотехнологичных зарубежных и отечественных строительных материалов, соответственно высокие требования к качеству строительных работ диктует и новые требования к организации учебного процесса, деятельности мастера производственного обучения.

Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности в моей работе является развитие конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащение их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.

Конкурентоспособный рабочий – это тот специалист, который обладает профессиональными мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем ключевых профессиональных компетенций.

Поставленную задачу можно выполнить, понимая и принимая, что каждый учащийся – личность, главное найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие.

Исходя из этого, свою работу мастера направляю на становление профессионального имиджа учащихся, на развитие профессиональных компетенций, эрудиции, творческих начал и культуры личности.

Объектом педагогического опыта является процесс развития конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащения их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами действий, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.

Предметом – содержание деятельности мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся.

Основные задачи педагогической деятельности:

Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций учащихся, личностного потенциала будущих специалистов.

Воспитание у учащихся потребности в созидательной деятельности, творчестве; положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека и общества.

Воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.

Углубление представлений о профессионально значимых качествах конкурентоспособности специалиста.

Развитие готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, к труду как средству самореализации, способности к планированию своего профессионального будущего.

Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся носит системный и планомерный характер.

Условно ее можно разделить на четыре блока:

  • Учебно-профессиональная деятельность ( выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;  организация профессиональной адаптации учащихся; ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, мастерские в учебном заведении, выставки и т.д.); участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями и организациями на проведение обучения в условиях производства; организация  работы ученического самоуправления в группе, обеспечение выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развитие организованности, точности, пунктуальности, дисциплинированности; организация и участие группы в проведении профессиональных декад; помощь в проектировании профессионального роста учащихся; осуществление профессионального консультирования учащихся путем активизации их самосознания через проведение ролевых, деловых и имитационных игр; организация и проведение в группе конкурса «Лучшие из лучших» (см. приложение №1); ознакомления учащихся с технологическими и материаловедческими новинками по публикациям в средствах массовой информации; организация самостоятельной работы учащихся для развития у них стремления к профессиональному самосовершенствованию.)
  • Внеучебная деятельность: (организация выставок технического творчества; приобщение учащихся к традициям трудового коллектива через совместные производственные дела (прохождение производственной практике на предприятиях города Уссурийска, Уссурийский Картонный Комбинат, ООО «Приморстрой», ремонт кабинетов учебного корпуса, ремонт общежития, столовой.); организация и проведение конкурсов профессионального мастерства (участие в конкурсе от уссурийского городского округа «мы строители»); организация и проведение Дней открытых дверей; оформление тематических стенгазет («Мы против сигарет», «Скажи наркотикам нет» и т.д.; организация вечеров отдыха (вечер посвящения в профессию, выпускной вечер и т.д.); организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами-выпускниками (экскурсия на предприятие УКК, ООО «Приморстрой»); посещение выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в строительной деятельности (строительная компания «ДальТоргСервис» проводит выставки в области современного строительства и строительных материалов на рынке строительства, один раз в квартал).
  • Методическая деятельность: (работая в КГБ ПОУ «АТК» г.Уссурийск, мною были разработаны рабочие учебно-программные документации и их корректировки в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания, участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т.д.; разработка методических рекомендаций по организации и проведению современных форм работы по развитию конкурентоспособности специалиста; изучение и использование банка данных лучшего педагогического опыта работы по данной проблеме.

Деятельность по формированию профессиональных компетенций начинается с первых дней прихода учащихся в учебную группу. И здесь важно правильно организовать работу, связанную с адаптацией учащихся (приложение №2).

Целью деятельности мастера в адаптационный период является:

  • смягчить трудности адаптации подростка к новой социальной роли учащегося;
  • помочь ему в принятии и успешном освоении новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с переходом к профессиональному обучению.

В этом учебном году у меня первокурсники и уже с сентября  я работаю над  адаптационном периоде учащихся.

При формировании творческого потенциала учащихся важным является организация общения и взаимоотношений с ними, помощь учащимся в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде, развивать качества инициативности, самостоятельности, открытости, искренности, высокой степени ответственности за качество выполняемых видов работ в соответствии с квалификационными требованиями, рационализаторской деятельности (приложение №3).

Эффективность работы с учащимися отслеживается по результатам мониторинга качества обучения учащихся группы по предмету «Учебная практика», результативности участия учащихся в конкурсах профессионального мастерства.

Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Учебная практика» в учебных группах проводится 2 раза в год.

Целями мониторинга являются:

  • определение качества профессионального образования;
  • определение степени рациональности выбора педагогических средств, используемых в педагогическом процессе;
  • определение адекватности дидактических средств (формы, методы, методические приемы, режим учебной деятельности и др.) заявленным целям, возрастным особенностям обучающихся, специфике среды их жизнедеятельности;
  • выявление проблемных зон в организации процесса обучения и оказание практической помощи по их устранению.

По результатам мониторинга качества профессионального образования по предмету «Учебная практика» в группе отмечается положительная динамика на всех периодах обучения учащихся (приложение №4).

Одним из показателей работы является участие учащихся группы в конкурсах профессионального мастерства.

Мои обучающиеся внесли свой вклад в строительство многоквартирного дома по ул. Раздольная г. Уссурийск, выполняли капитальный ремонт общежития на Уссурийском картонном комбинате для сотрудников комбината. Многие выпускники стали верными друзьями по жизни, независимо от социального положения.

Успешность применения  опыта зависит от качества работы педагогов учебных заведений, их профессионально-педагогической компетентности, терпения, потребности в непрерывном образовании и повышении своего профессионального уровня.

Изменение требований к качеству подготовки будущих специалистов в свою очередь обуславливает повышение требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников.

Только компетентный мастер производственного обучения, выходя за рамки узкопрофессиональной деятельности и ориентируясь на потребности учащихся, создает дополнительные возможности для индивидуализации воспитания, оптимизации учебно-воспитательного процесса, эффективного педагогического воздействия.

О полной качественной и результативной (либо нерезультативной) работе мастера производственного обучения можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт.

Выпускники нашего колледжа способны:

  • к выполнению видов деятельности (работ) в соответствии с уровнем квалификации; умениями нести личную ответственность за результаты труда;
  • готовы к самостоятельной профессиональной деятельности; к труду как средству самореализации в жизни, способны проявлять настойчивость в достижении жизненного успеха через планирование своего профессионального будущего.
  • способны организовывать, планировать свою деятельность и поведение в зависимости от изменяющихся условий в сфере производства.
  • профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне;
  • способностью учитывать интересы и потребности коллектива;

Департамент образования и науки

КГБ ПОУ «Автомобильно — технический колледж»

Урока учебной практики

Тема урока: Приемы нанесения раствора на поверхности.

Исполнитель мастер п/о: Т. Таранова

2016 г.

«___» _______ 20__ г.

Дата проведения: _____________

Группа № __ (обучение по программам профессиональной подготовке на базе специальных коррекционных школ).

Профессия: «Штукатур» (19727), «Маляр» (13450)

Тема программы: Приемы выполнения основных операций штукатурных работ.

Тема урока: Приемы намазывания раствора на поверхности.

Учебная цель: научить учащихся правильным приемам намазывания раствора на поверхности при помощи того или иного инструмента.

Сформировать и развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Установить связи и следствия, провести анализ элементов, свойств изучаемых объектов.

Научить учащихся рационально организовывать, планировать свой труд, находить пути совершенствования операций, приемов и навыков.

Сформировать нравственные, поведенческие качества, ответственное отношение к труду, трудолюбие.

Сформировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных качеств и способностей.

Сформировать способность адекватно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: Урок повторительно – обобщающий.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстративный.

Ручные инструменты штукатура:

–  деревянная терка;

– отрезовка.

Карточки – задания.

Ход урока.

Сообщение темы урока, целей, форм и методов работы на уроке, этапов урока и их преодоление, метода рефлексии на начало и конец урока, оценивание работы учащихся по рейтинговой системе, до сведения учащихся доводятся критерии оценки:

  • «5» – 17 – 20 баллов
  • «4» – 14 – 16 баллов
  • «3» – 12 – 13 баллов
  • «2» – такой оценки мы не знаем.

Выбор экспертной группы (2 человека – мастер производственного обучения и учащийся группы, либо 2 учащихся группы). Задача экспертной группы – фиксировать правильность ответов каждого учащегося, заносить балы в «Ведомость успеха».

Разбивка на 2-е команды.

Работа в командах:

I этап – «Разминка».

Каждому учащемуся по очереди задаются вопросы по ранее изученным темам, ответы – «да» или «нет». Эксперты отмечают правильные ответы в «Ведомость успеха». За каждый правильный ответ – 1 балл.

ВопросыОтветы 1. Грунт – первый слой штукатурного намета. Нет2. Толщина обрызга – 7-9 мм. Нет 3. Для обрызга используют жидкий раствор. Да 4. Перед нанесением штукатурного раствора поверхность смачивают. Да 5. Простая штукатурка состоит из одного слоя. Нет 6. Улучшенная штукатурка состоит из двух слоев. Нет 7. В высококачественной штукатурке может быть два и более слоев грунта. Да 8. Накрывка – третий слой штукатурного намета. Да 9. Назначение накрывки – выравнивание поверхности. Нет 10. Первый слой штукатурного намета не разравнивают. Да 11. Грунт наносят правилом. Нет 12. накрывку наносят по схватившемуся грунту. Да 13. Натирку затирают и заглаживают. Да 14. При набрасывании раствора кельмой работает вся рука. Нет 15. Раствор может набрасывать кельмой, соколом, полутерком. Нет16. Раствор можно намазать соколом и полутерком. Да 17. Раствор для намазывания должен быть не очень густым. Да 18. Грунт разравнивают пролутерком сверху – вниз. Нет 19. Полутерок при работе держат двумя руками. Да20. Ровность поверхности проверяют правилом. Да21. Для накрывки используют мелкий просеянный песок. Да22. Перед нанесением накрывки поверхность смачивают. Да23. Грунт выравнивает поверхность. Да24. Толщина улучшенной штукатурки-20мм. Нет25. Затирку выполняют гладилками. Нет26. Терки бывают деревянные и войлочныеДа27. Затирку выполняют вкруговую и вразгонку. Да28. Лузг-это внутренний угол примыкания стены и потолка. Да29. Для натирания лузгов, усенков и фасок используют терки. Нет30. Марка раствора зависит от марки цемента. Да31. Для оштукатуривания фасадов используют цементный раствор. Да32. Марка раствора зависит от марки цемента. Да33. Слой обрызга наносят кельмой. Да34. Накрывку затирают теркамиДа35. Накрывка – третий слой штукатурного намета. Нет36. В подвалах и на чердаках выполняют улучшенную штукатурку. Нет

II этап – Работа с тестом.

Каждому учащемуся выдается тестовое задание на выбор правильного ответа, в котором 10 вопросов с тремя ответами, один из которых – правильный.

Время на выполнение – 5 минут.

ВопросыВарианты ответов1. Как называется наружный угол в месте примыкания двух стен?•        А – усенок•        Б – лузг•        В – фаска2. Какими растворами оштукатуривают фасады?•        А – известковыми•        Б – цементными•        В – глиняными3. Какой из строительных материалов является природным?•        А – стекло•        Б – шлакоблок•        В – древесина4. Какие приспособления используют для работы на высоте внутри помещения?•     А – леса•     Б – подмости•         В – вышки

III этап – «Узнай свой инструмент»

Каждой команде предлагаются по три ручных штукатурных инструмента (кельма, сокол, полутерок, терка, гладилка, отрезовка). После подготовки и обсуждения в команде один учащийся должен назвать инструмент, дать ему характеристику, рассказать о назначении; другой – должен показать приемы работы им.

Время на подготовку – 5 минут.

IV этап – «Собери цепочку».

Каждой команде в конверте выдаются отдельные операции по подготовке поверхностей под оштукатуривание, одной – по подготовке деревянной поверхности, другой – по подготовке бетонной поверхности.

Командам необходимо из отдельных фрагментов составить цепочку технологической последовательности выполнения операций.

Каждому учащемуся команды, быстрее справившейся с заданием, эксперты выставляют , по 2 балла, учащимся другой команды – по 1 баллу.

V этап – игра «Ипподром».

Одна команда «Крутые наездники» получает карточки с вопросами, другая команда «Арабские скакуны» – с правильными ответами. Каждому нужно найти свою пару: «Крутому наезднику» – своего «Арабского скакуна». Во время игры учащиеся свободно перемещаются по кабинету, что требует определенной культуры поведения.

Время на игру – 5 минут.

Подведение итогов урока, подсчет баллов экспертной группой.

адаптационного периода учащихся группы

№Содержание деятельностиСрокиОтветственныеI этап – ориентировочный1. Изучение личных дел учащихсяСентябрь Мастер п/о2. Изучение медицинской документации с целью выяснения особенностей психофизического развития, состояния здоровья будущих учащихсяСентябрь Мастер п/о3. Изучение материалов, которые могут быть предоставлены социальным педагогам училища, инспектором ИДН, социальными службами городасентябрьМастер п/о4. Систематизация полученной информации с целью предварительного выделения так называемых групп риска, социального неблагополучия, возможных или точно определенных аномалий развития, соматически ослабленных учащихся. сентябрьМастер п/оII этап – основной1. Групповое организационное собраниеСентябрьМастер п/о2. Участие в Дне здоровьяоктябрьМастер п/о3. Мероприятия, направленные на знакомство с учебным заведением, выбранной специальностью  посещения производственных мастерских, экскурсии на производственные объектыСентябрьМастер п/о4. Анкетирование учащихсяСентябрьМастер п/о5. Подготовка и проведение групповых мероприятий (вечера отдыха)В течение годаМастер п/о6. Вовлечение учащихся в работу кружков технического и художественного творчества, психологической и правовой направленности, спортивные секцииСентябрьМастер п/о, 7. Консультации родителейВ течение годаМастер п/о8. Анкетирование родителейСентябрьМастер п/о9. Анализ жилищно-бытовых условий учащихся (посещение на дому)В течение годаМастер п/о10. Составление дневника педагогического наблюдения учащихсяСентябрьМастер п/оIII этап – коррекционно-развивающий1. Выявление дезадаптированных учащихсяСентябрь, октябрьМастер п/о2. Работа с дезадаптированными учащимисяСентябрь, октябрьМастер п/оIV этап – контрольно-рефлексивный1. Отслеживание путем наблюдения и анкетирования динамики развития личностных особенностей учащихся, межличностного взаимодействия в группе, уровня воспитанности учащихсяВ течение годаМастер п/о2. Контроль за процессом адаптации по следующим направлениям:адаптация учащихся к правилам, требованиям, регламентирующим повседневное поведение в учебном заведении;социально-психологическая адаптация, обусловленная вхождением в коллектив;адаптация, связанная с освоением профессиональной деятельности. В течение годаМастер п/о

работы по формированию творческого потенциала учащихся

(на весь период обучения)

Цель: развитие творческой личности учащегося, способной реализовать себя в профессиональной деятельности и социуме.

Раскрытие творческих способностей учащихся в процессе учебно-производственной деятельности;

Создание условий для развития творческого потенциала учащихся через совместную и индивидуальную творческую деятельность;

Развитие профессиональных компетенций и формирование практического опыта.

№Содержание деятельностиСрокиОтветственныеОрганизационная деятельность1. Выявление высокомотивированных в профессиональной деятельности  учащихся Ежегодно(сентябрь, октябрь)Мастер п/о 2. Создание условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей. В течение периода обучения в колледжеМастер п/оУчебно – профессиональная деятельность1. Оказание консультативной помощи учащимся в процессе учебно-профессиональной деятельности по освоению содержания программы профессионального образованияВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о2. Использование активных форм обучения, моделирование нестандартных ситуаций в процессе производственного обученияВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о3. Анализ содержания дисциплин теоретического и производственного обучения с целью своевременного внесения изменений в содержание обучения с учетом новых отраслевых технологий, материалов, оборудованияВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о4. Разработка творческих, опережающих заданий на один разряд выше установленного для учащихся, способных их выполнитьВ течение периода обучения в УОМастер п/о5. Проведение творческих отчетов по профессииВ течение периода обучения в училище согласно плана работы МК на текущий учебный годМастер п/о6. Проведение конкурсов «Лучшие из лучших»В течение периода обучения в колледже Мастер п/оВнеучебная деятельность1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей, интересов, склонностейВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о2. Организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами выпускникамиВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о3. Организация выставок работ учащихся, творческих презентаций по новым отраслевым технологиям, организация участия в научно-практической конференции «Новое в строительстве»В течение периода обучения в колледжеМастер п/о4. Организация участия учащихся в конкурсах технического творчества учебного заведения, республикиВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о5. Оказание поддержки учащимся в развитии мотивации и творчества в профессиональной деятельностиВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о6. Содействие формированию творческого потенциала, творческого мышления и воображения учащихсяВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о7. Участие подростков в органах самоуправления группы, колледжа. Развитие инициативы учащихсяВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о8. Оказание консультативной помощи родителям по развитию индивидуальных способностей учащихсяВ течение периода обучения в колледжеМастер п/оМетодическая деятельность1. Разработка сценариев мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала и профессиональной направленности учащихсяВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о2. Разработка положений, подготовка и проведение конкурсов технического творчества, презентаций творческих работ в группе, учебном заведенииВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о3. Организация и участие в семинарах-практикумах, конференциях по развитию творческого потенциала педагогов и учащихсяВ течение периода обучения в колледжеМастер п/о4. Самообразование: посещение отраслевых выставок, работа над темой «Конкурентоспособность и профессиональная компетентность молодых специалистов»Постоянно Мастер п/о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Данилова Е. Ваше рабочее место. /Народное образование, 1997. – № 10/.

Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. / Управление, 2001 – № 45/.

Ломакова Т. Наш общий дом. / Директор школы, выпуск № 6, 2001/.

Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. / Народное образование, 2003. – № 10/.

Презентация профессии
Профессия мастера производственного обучения, строго говоря, появилась одновременно с зарождением производства. Она очень близка к профессии учителя. Только мастер – не просто преподаватель, который учит знаниям и воспитывает учащихся, это высококвалифицированный рабочий, наставник, специалист с «золотыми руками», который в совершенстве владеет своим предметом на практике. Мастер производственного обучения не только передает учащимся знания по предмету, но и главным образом способствует формированию у них практических умений и навыков по определенной производственной специальности. Мастера (мастеровые) пользовались всеобщим уважением еще в период формирования ремесел, как самые искусные рабочие, в совершенстве овладевшие своей специальностью. Мастера производственного обучения обучают самым разным профессиям. Например, повар-кондитер, художник по костюмам, мастер растениеводства, водитель, оператор швейного оборудования, продавец, контролер-кассир, грумер, регулировщик РЭАиП (радиоэлектронной аппаратуры и приборов), мастер сухого строительства. Все эти варианты объединяет одно: практическое профессиональное обучение учащихся в сфере производства товаров и услуг. Мастер производственного обучения – профессия уважаемая, спрос на нее на рынке труда Москвы будет только возрастать. Преимущества профессии: полезные для жизни ручные навыки; возможность постоянно совершенствоваться в своей специальности; удовольствие от наставничества, передачи наработанного опыта подрастающему поколению. Ограничения профессии: возможно воздействие на здоровье факторов вредного производства; высокая личная ответственность за жизнь и безопасность учащихся во время практических занятий.

Тип и класс профессии
Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами. В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности. В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями. Дополнительные типы:
«Человек – Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. «Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами. Профессия мастера производственного обучения относится к классу эвристических, потому что она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения. Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.

Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда. В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры. Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:

Пути получения профессии
В профессию мастера по производственному обучению каждый человек приходит своим, уникальным путем. Чаще всего это может быть второй и даже третьей профессией. Для профессии мастера производственного обучения не требуется получение высшего образования, достаточно начального или среднего профессионального образования определенного профиля. Многие будущие мастера сначала заканчивают учреждение среднего профессионального образования (профильный колледж, лицей, училище, техникум) и начинают трудиться на производстве, повышают свою квалификацию, достигают выдающихся успехов в своей области и только после этого начинают делиться своим опытом, работать в качестве мастера. Как правило, мастер производственного обучения владеет несколькими смежными специальностями, причем не менее чем на 1-2 квалификационных разряда выше уровня выпускников учреждения среднего профессионального образования. Для других хобби перерастает в профессию. Третьи заканчивают учреждение высшего профессионального образования, после чего приступают к педагогической работе в качестве мастера. Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

Области применения профессии
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:

Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры. Специализация и освоение смежных областей
Мастера производственного обучения – люди увлеченные. Чаще всего они совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности (от стартового восьмого до тринадцатого разряда, высшей категории). Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Также по ходу организации выставок, ярмарок, выступлений учащихся порой они осваивают смежные профессии (например, книгоиздатель, менеджер проекта). Управленческое карьерное развитие
Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению, заведующим учебной частью в техникуме. Организация собственного дела
Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель. Родственные профессии
Учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учебного заведения. В зависимости от специальности,  можно работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *