Профессиональные компетенции мастера профессионального обучения

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Профессиональные компетенции мастера профессионального обучения

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Важно! Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ч. 1 ст. 197 ТК РФ).

Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

При этом необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Подготовка работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора (ст. 198 ТК РФ).

Формы подготовки работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.

Указанная обязанность работодателя закреплена, например, Федеральным законом от 21. 2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  Федеральным законом от 30. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 20. 1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Законом РФ от 11. 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Такая обязанность может быть возложена на работника и трудовым договором.

Важно! Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования.

Работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование законодательством установлены гарантии и компенсации.

В случае  отрыва работника  от работы за ним сохраняются:

  • место работы (должность),
  • и средняя заработная плата по основному месту работы.

Ученику выплачивается стипендия не менее установленной ученическим договором. Размер стипендии установлен в размере не менее МРОТ. Практическая работа оплачивается по установленным расценкам. Выплачивается средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Важно! Подготовка и обучение работника по направлению работодателя должны производится за счет средств самого работодателя.

При этом в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

По общему правилу (ст. 197 ТК РФ), подготовка и обучение является правом работника, а не его обязанностью.

Однако, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.

Профессиональным образованием является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональным обучением является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Условия о необходимости проведения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования закреплены,  например, Федеральным законом от 21. 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  Федеральным законом от 30. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 20. 1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Законом РФ от 11. 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Подготовка работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются:

  • ­ коллективным договором,
  • ­ соглашениями,
  • ­ трудовым договором.

Направление на обучение работника (группы работников)  может быть оформлено приказом  (распоряжением) работодателя.

Для направления работника на обучение работодателю необходимо   выбрать образовательную организацию и заключить с ней договор на предоставление образовательных услуг по соответствующей программе обучения.

Законодательством предусмотрена возможность в определенных случаях взыскать с работника затраты, связанные с его обучением.

Важно! В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” центры занятости населения осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости населения за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

Пособие по безработице, выплачиваемое гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению центров занятости населения, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

​Важно! Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании оказывается при условии признания гражданина безработным.

Оказание указанной государственной услуги осуществляют центры занятости населения.

Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан осуществляется бесплатно.

Центры занятости населения оказывают содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, если:

гражданин не имеет квалификации;

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Основанием для рассмотрения вопроса о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан является обращение безработного гражданина в центр занятости населения с соответствующим заявлением по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги.

Заявление подается гражданином в центр занятости населения, в котором гражданин состоит на учете в качестве безработного, в форме электронного документа с использованием единой цифровой платформы. Гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления в электронной форме. Заявление считается принятым центром занятости населения в день его направления гражданином. В случае если заявление направлено гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день. Уведомление о принятии заявления направляется гражданину в день его принятия. Уведомления, направляемые центрами занятости населения гражданину, формируются автоматически с использованием единой цифровой платформы. Государственная услуга предоставляется на основании сведений о гражданине, внесенных на единую цифровую платформу. Данные сведения могут быть представлены самим гражданином или получены центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при государственной регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы.

​Важно! Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, должны иметь лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

Порядок содействия в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании включает следующие процедуры:

а) информирование граждан об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;

б) формирование и направление гражданину предложения о предоставлении государственной услуги;

в) прием заявления гражданина;

г) проведение предварительной беседы с гражданином;

д) формирование и направление гражданину предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;

е) подбор и согласование с гражданином профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования;

ж) направление гражданину уведомления о проведении медицинского освидетельствования и выдача гражданину направления на медицинское освидетельствование;

з) подбор и согласование с гражданином иной профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, в случае представления медицинского заключения о наличии противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности по выбранной ранее профессии (специальности);

и) подбор и согласование с гражданином организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с выбранной гражданином профессией (специальностью) и образовательной программой обучения;

к) оформление и выдача гражданину договора о направлении на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование и направления на обучение;

л) внесение сведений об обучении гражданина на единую цифровую платформу;

м) оказание финансовой поддержки гражданину при направлении его для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность;

н) формирование и направление гражданину заключения о предоставлении государственной услуги.

Важно! Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Финансовая поддержка безработным гражданам в случае их направления для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность включает:

  • оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
  • суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

К лицам, имеющим право на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования, в приоритетном порядке относятся:

В России с начала XX века практически не осуществлялась целевая специальная подготовка преподавателей профессионального обучения для профессиональных учебных заведений. Преподавателями реальных училищ, профессиональных школ, как правило, становились выпускники университетов и отраслевых институтов, не имевшие педагогического образования.

Формирование системы специального педагогического образования начинается с 1920 г. , когда Совнаркомом был утвержден при Наркомпросе Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр), которому было поручено решение всех вопросов по подготовке педагогических работников (технопедагогов) для средних и низших профессиональных учебных заведений. С этой целью в составе педагогической секции Главпрофобра выделяется отдел технопедагогических курсов и учреждений, в задачи которого входила организация учебных заведений по подготовке преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

В 20-30-е годы сложились два направления подготовки инженерно-педагогических кадров для профтехобразования: преподавателей и инструкторов (в будущем – мастеров производственного обучения)

Первым учебным заведением по подготовке преподавателей для техникумов, средних и низших технических школ и курсов стал Петроградский технико-педагогический институт, открывшийся 15 декабря 1920 г. и имевший социологический, технической математики и физики, электромеханический, инженерно-строительный и другие факультеты. В 1923 г. в Москве открывается индустриально-педагогический институт им. Либкнехта, имевший также несколько отделений по подготовке преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам. В этот же период открываются курсы по подготовке педагогов данного профиля при различных технических высших учебных заведениях.

В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов – мастеров производственного обучения. На курсы набирались опытные рабочие с производства, иногда не имевшие даже начального образования. В 1925-1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум.

Как видим, 20-30 годы были чрезвычайно плодотворными для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразные формы, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол.

На этом начальном этапе развития инженерно- педагогическая подготовка называлась системой специального педагогического образования. Система специального педагогического образования включала подготовку педагогов профессионального образования по различным специальностям: инженеров-педагогов (технопедагогов), агрономов-педагогов, педагогов-экономистов, инструкторов производственного обучения и др.

В разработке теоретических основ подготовки педагогов для профтехнической школы приняли участие такие ученые-педагоги, М. Алексинский, И. Анкудинов, С. Гайсинович, А. Евстигнеев-Беляков, И. Каиров, С. Купидонов, М. Рубинштейн и др. , давшие в своих трудах научное обоснование содержания и организационных форм подготовки преподавателей специальных дисциплин и инструкторов производственного обучения.

В 40-е годы продолжают активно создаваться индустриально-педагогические техникумы по подготовке мастеров производственного обучения. В 1960 году количество таких техникумов достигло 60. В 60-х годах создаются инженерно-педагогические факультеты при вузах, к 1975 году их насчитывалось 24.

Начало новому этапу в подготовке педагогов для профессиональных учебных заведений положила организация инженерно-педагогического института в Свердловске (1979 г. Открытие специализированного высшего учебного заведения имело целью подготовку педагогических кадров для профессиональных учебных заведений системы профтехобразования. Это было вызвано, прежде всего, преобразованиями, которые происходили в системе народного образования и в промышленности. Все это предъявляло высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, работавших в системе профессионального образования и, в первую очередь, в профтехобразовании.

Так постепенно росло не только количество учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров, но и совершенствовалось методическое и техническое обеспечение этой профессии. Были разработаны профессионально-квалификационные характеристики инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения, возросла роль психолого-педагогической подготовки.

Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим деятельность мастера производственного обучения складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой) и педагогической, которая в итоге определялась как профессионально-педагогическая деятельность. Мастер производственного обучения, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовят кадры в профессиональных училищах. Следовательно, можно говорить об интеграционной деятельности мастера производственного обучения: профессиональной (отраслевой, т. соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической. Таким образом, в процессе профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения преследуется следующая цель: подготовка специалиста по обучению профессиональным знаниям и умениям в профессиональных училищах, а также непосредственно на производстве. Мастер производственного обучения должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки. Мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования.

В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи. Затем последовало преобразование СИПИ в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (с 2002 года – Российский государственный профессионально-педаго­гический университет), а индустриально-педагогических техникумов и колледжей – в профессионально-педагогические. Это связано с тем, что профессионально-педагогическое образование было признано новым специфическим видом образования. Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом. В 1997 году разработан и принят временный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям); в 2002 году утверждена новая редакция этого госстандарта, где ранее существовавшая квалификация «мастер производственного обучения» заменена на квалификацию «мастер профессионального обучения».

Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием (ППО) стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования.

В профессионально-педагогическое пространство, кроме профтехшколы, попадает подготовка педагогов для любых ступеней и направлений профессиональной школы: и начальной, и средней и высшей, что кардинально меняет структуру этого вида образования.

Условия развития системы ППО определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе. Наиболее принципиальными являются: демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на ППО и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов.

Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях.

Система профессионально-педагогического образования – это сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии.

Профессионально-педагогическое образование– это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.

Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения, в первую очередь, для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения.

Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах заканчивается присвоением выпускникам квалификации мастер профессионального обучения; техник.

Согласно ГОС СПО по специаль­ности «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускник колледжа (техни­ку­ма) должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, согласно которой может заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях).

Основными видами деятельности выпускника являются:

– учебно-воспитательная – осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих), формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся; личностно-ориентированного подхода в работе с ними;

– учебно-методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;

– организационно-управленческая – организация учебно-про­изводственного и воспитательного процесса, практики обучающихся; руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива – исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности;

– производственно-технологическая (конструкторско-техноло­гическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Выпускник среднего профессионального образования по квалификации мастера профессионального обучения должен

–формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых;

– проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

– организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

– обеспечивать связь теории с практикой;

– разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов);

– формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

– использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

– пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

– разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

– нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

– вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

– внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

– применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;

– основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

– государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

– учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

– анатомию, возрастную физиологию и гигиену;

– общую и профессиональную психологию;

– общую и профессиональную педагогику;

– основы педагогического мастерства;

– методику профессионального обучения и воспитания;

– основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

– средства информационных технологий и методы работы с ними;

– государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;

– основы рыночной экономики и менеджмента;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

По квалификации техника, технолога и т. требования к умениям и знаниям выпускника устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Вопросы и задания для самопроверки

В чем отличие педагогической деятельности преподавателя и инструктора?

Чем характеризуются 30-е годы становления инженерно-педагогического образования в СССР?

Назовите учебные заведения, в которых до 1979 года готовили преподавателей и мастеров производственного обучения для системы начального профессионального образования?

Чем знаменателен 1979 год в системе подготовки кадров для начального профессионального образования?

Почему деятельность мастера производственного обучения называется профессионально-педагогической?

В чем суть реорганизации инженерно-педагогической системы подготовки кадров в 90-е годы?

В чем сущность профессионально-педагогического образования?

Что представляет собой система профессионально-педагогического образования?

Перечислите виды деятельности выпускника профессионально-педагогического (индустриально-педагогического) учебного заведения на производстве, в профтехучилище, определяемые Государственным образовательным стандартом.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

Науч­но-технический и социальный прогресс приводят к измене­нию профессионализма рабочих и их квалификации. Различа­ют понятия «квалифицированный рабочий», «рабочий широ­кого профиля», «рабочий высокой квалификации».

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос профессиональной компетенции, так как на современном этапе развития общества необходимо, чтобы молодой специалист после окончания образовательного учреждения владел не только знанием и умением, но и компетенциями. В ФГОС прописаны общие и профессиональные компетенции, которые необходимы для дальнейшей работы.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

1 Профессиональная компетентность специалиста

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений , достаточной для осуществления цели данного рода деятельности.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. Сластенин). По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера производственного обучения будем понимать как результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерны профессиональное самосознание, целостное ведение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей, способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях(Г. Романцев). В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, владение профессией.

Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция. Так, известный психолог А. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретённых знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связанно понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) толкуется как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка термин «компетенция» ставит в один раз с понятиями «полномочие», «власть», «право». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки. таким образом, компетенция – это компетентность в действии.

Профессионально-педагогическая компетенция мастера производственного обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально – педагогической деятельность в профессиональном образовательном учреждении.

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

2 Взаимосвязь компетентности и компетенций

С профессионально-педагогических позиций компетенций рассматривается как совокупность профессиональных , личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

Компетентность – это проявленная компетенция человека, достигаемая самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления жизненного и профессионального опыта, который формируется в виде различных компетенций. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые определяют конкретные виды деятельности, установленные профессиональным образовательным стандартами.

Актуальность компетентностного подхода обусловлена не определенностью окружающей среды и динамизмом протекания процессов, которые диктуют необходимость формирования «нового профессионала», не только владеющего профессиональной деятельностью на высоком уровне, но и умеющего жить и реализоваться в условиях неопределенности.

Совокупность различных качеств личности трактуется как компетентность в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой качественную характеристику, содержащую систему ключевых (надпредметных), общепредметных и предметных компетенций.

Перечисленные компетенции образуют иерархическую структуру: ключевые компетенции формируются на межпредметном (надпредметном) уровне содержания образования, общепредметные – определенной группой учебных предметов и образовательных областей, а предметные компетенции имеют частный характер , связанный с особенностями конкретных дисциплин.

Общепредметные и предметные компетенции принято относить к профессиональным компетенциям в конкретной сфере деятельности и дополнить их общими компетенциями, которые включают ряд ключевых компетенций (наиболее актуальных в определенный, конкретный период времени).

Профессионально – педагогическая компетентность мастера производственного обучения включает много составляющих (компетенций). Однако выделяют, как правило, те которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, ФГОС третьего поколения определяет два основных вида компетенций

Компетентность мастера производственного обучения
 
 
Общие компетенции
 
Профессиональные компетенции

Рисунок. 1 Компетенции мастера производственного обучения

– общие (ОК) – компетенции, необходимые для успешный деятельности как в профессиональной , так и во внепрофессиональной сферах;

– профессиональные (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Кроме общих и профессиональных компетенций приведённых в ФГОС третьего поколения, выделяют наиболее значимые , ключевые компетенции, которые являются «ключом» основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных (профессиональных) компетенций. К ним относится компетенции: когнитивная (познавательная), социальная, правовая, коммуникативная, информационная, креативная и др. В квалификационных характеристиках специалистов чаще приводят правовую, коммуникативную и информационную компетенции.

Приведем общие компетенции мастера производственного обучения, данные ФГОС третьего поколения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу, принимая на себя ответственность за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение классификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания , смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общие компетенции мастера производственного обучения могут быть с группированы в четыре направления (корме ОК 12): компетенции, направленные на самоорганизующуюся деятельность и работу в коллективе (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8); компетенции, связанные с собственной профессиональной деятельностью (ОК 1, ОК 9, ОК 11); компетенции, имеющие информационно-коммуникативную направленность, (ОК 4, ОК 5); компетенции, имеющие мотивационно-организаторскую направленность на работу с обучающимися (ОК 7, ОК 10)

Отметим, что современные работодатели при приеме спе­циалистов на работу обращают большое внимание не только на профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные компетенции – совокупность компетенций, связанных с коммуникативными, социально-мотивационными, образо­вательными и другими аспектами профессиональной дея­тельности, определяющими компетентность выпускника. Иными словами, сегодня требуются компетентные работни­ки качественно нового уровня образованности, восприимчи­вые к инновациям, целеустремленные, коммуникабельные, умеющие работать как самостоятельно, так и в команде (кол­лективе), обладающие профессиональной мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего карьерного роста. В качестве основных компонентов конкурентоспособности современного выпускника выделяют: профессионализм (профессиональная компетентность) по специальности; лич­ностную составляющую компетентности – коммуникатив­ные умения, необходимые как при трудоустройстве, так и ра­боте в трудовом коллективе, и способность добиваться про­фессионального и карьерного роста.

Жуков Г. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения : учеб. пособие. : НОУ ИСОМ, 2005, 248 с.

Жуков Г. Матросов П. , Каплан С. Основы общей или профессиональной педагогики : учеб. пособие: под общей ред. Скаминикой. : Гардарики, 2005. 382 с.

Зеер Э. Психология профессионального образования : учеб. пособие. 2-е изд. , перераб. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2003.

Климов. Введение в психологию труда : учебник для вузов. Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998, 350 с.

Кузнецов В. Ведение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие М. : Академия, 2007. 176 с.

Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения / В. Евдокимов, Т. Исполитова, И. Исипова, О. Тарасюк. : МГИУ, 2005. 156 с.

Код ОКВЭД 85

Мои коды (0)Сохранённых кодов нет. Чтобы добавить код в свой список, нажмите рядом с ним на “звездочку”. 3: Обучение профессиональноеРасшифровка кода ОКВЭД 85

  • P – Раздел «Образование»
  • 85 – Класс «Образование»
  • 85.3 – Подкласс «Обучение профессиональное»

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования

Профессиональные компетенции мастера профессионального обучения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *