Презентация, доклад Профессиональная компетентность педагога
Слайды и текст этой презентации
Профессиональная компетентность педагога
План
1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений.
Ковыляева Елена
Презентация «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства»
Хочу поделиться с вами темой моего выступления «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства»
Мастерство-это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, мастер-врач, так и может быть прекрасным мастером педагог. (Слова прекрасного советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко)
Творчески работающий педагог, создает свою систему для получения хорошего результата в доступных условиях. Конечно-же творчество педагога, является одним из звеньев педагогического мастерства. Получается, что педагогическое мастерство и профессиональная компетентность являются условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Профессиональная компетентность- это в первую очередь владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями, навыками, которыми конечно же, должен владеть каждый педагог. В связи с этим возникает потребность в организации методической работы по 3 компонентам профессиональной компетенции.
Гносеологический компонент профессиональной компетентности включает знания теоретических, методических основ, знание современных технологий, требований, предъявляемых к современному педагогу, нормативных документов. По данному направлению мы в своем детском саду проводим различные мероприятия: педагогические советы, консультации, семинары.
Следующий это личностный компонент профессиональной компетенции, который включает готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе. По данному направлению организовываются совместные мероприятия педагогов : мастер-классы, показ открытой образовательной деятельности, семинары.
Деятельностный компонент, который включает в себя гностические, коммуникативные, творческие, организаторские умения. В данном направлении ведется работа с педагогами в выборе своей темы по самообразованию, переход педагога на более высокий уровень профессионализма.
Для формирования педагогического мастерства система работы выстроена по трем направлениям:
Первое направление направлено на работу с конкретным педагогом, где главной задачей является формирование индивидуальной системы педагогической деятельности.
Второе направление направлено на работу с коллективом. Это подразумевается методическая работа, она направленна на выявление и распространение педагогического опыта.
Третье направление направлено на систему непрерывного образования, что предполагает знание нормативных документов, внедрение инновационных технологий науки и практики. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, постоянная работа над своим саморазвитием-это и есть условие для достижения педагогом профессионального мастерства.
Таким образом, одним из условий развития педагогического мастерства и профессиональной компетентности является постоянное стремление к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, готовностью к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога, его творческий подход к работе, есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Надежда Говорова
Мастер-класс для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.
Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Повлиять на профессиональное становление педагога.
Определить составляющие профессиональной компетентности и перечень основных профессиональных компетенций для педагога нашего ДОУ.
Назвать на первый звук своего имени (какая Я).
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и скажите свой ответ, который охарактеризуйте личностным качеством.
На столе у вас дерево – яблони, а под ними ароматные яблочки, да именно те которые вы себе представляли.
Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на яблочке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в корзиночки, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из корзины, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в корзине не останется ни одного яблочка. В итоге каждый из педагогов получает разное количество яблок, а, значит, и качеств.
У нескольких педагогов спросить : «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
А теперь нужно выбрать 9 качеств из перечисленных, тех которые вы считаете важные для профессии – воспитателя и написать на яблочках, а потом повесить их на яблоню.
Работа с теоретическими понятиями по теме (сопровождается презентацией)
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».
Профессиональные качества педагога
• Интерес и любовь к детям
• Увлеченность педагогической деятельностью
• Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
• Педагогический такт
• Педагогический оптимизм
• Педагогическое воображение
• Организаторские способности
Составляющей профессионализма является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др. , в том числе ИКТ-технологии.
– Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях – очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Упражнение для снятия напряжения и усталости:
– Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши;
– Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
– Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;
– Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой;
– Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;
– Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
– Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из девяти представленных. (на трех золотых яблочках пишем эти качества).
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность:
Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее и позитивное.
Спасибо за внимание!
Любовь Казакова
Профессиональная компетенция учителя, как условие повышения качества образования обучающихся
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании.
Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетентность», «компетенция», соответствующие пониманию современных целей образования.
Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов :
• умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;
• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
• уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
• уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
• владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
• использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
• уметь организовать понятийную работу детей.
• воспитание учащихся.
И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования.
Профессиональная компетенция педагога :
· активная жизненная позиция;
· профессиональные знания и умения;
· профессиональные личностные качества;
· творческие умения.
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
Педагог начальной школы должен:
Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций :
• Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
• Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
• Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
• Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
• Способность к самоанализу, к само размышлению.
• Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.
• Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.
• Восприимчивость к новаторам.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога :
самостоятельное изучение методической литературы;
работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах.
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;
системная подготовка и/ или переподготовка;
посещение проблемных семинаров и вебинаров.
Обобщение и распространение опыта:
конкурсы/ проекты (очные, дистанционные);
обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, семинарах, конференциях.
Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения : очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.
Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессионально – педагогической деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Педагог должен понимать, что:
– нужно быть готовым к постоянным переменам;
– строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
– главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
– любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно владеть новыми компетенциями в образовании :
– работа с одарёнными воспитанниками;
– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
– обучение детей, для которых русский язык не является родным;
– работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющие серьёзные отклонения в поведении и др.
Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках и внеурочной деятельности?
Компетенции Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
Участие в проектах.
Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Проведение экспериментов.
Работа с учебником.
Фотографирование объектов.
Работа над рефератом.
Участие в экскурсии.
Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Поиск информации в библиотеке.
Поиск информации в электронных энциклопедиях.
Поиск информации в школьной медиатеке.
Использование информации из Интернета.
Создание презентации.
Создание буклета.
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются :
• грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);
• умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
• профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества : социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы. Это не администратор, а скорее инноватор. Он не поручает то-то сделать так-то, а вдохновляет людей. Основа его действий не план, а видение перспективы. Он доверяет людям, полагается на них, верит в способности каждого. Это энтузиаст, не только принимающий решения, но и превращающий решения в реальность. Это человек инициативный, творческий, гибкий, умеющий изменять себя. Он энергичен и работоспособен.
Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Филиал НП ЦО «Лицей «Столичный», метод объединение эстетического цикла 2016-2017.
Руководитель: Ткачук Н.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Метод обединение эстетического цикла 2016-2017. руководитель Ткачук Н.
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
- Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
- Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Краткость – сестра таланта
Структура ключевых компетенций в образовании
Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
Решать учебные и самообразовательные проблемы.
Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Получение и обработка информации.
Обращение к различным источникам данных и их использование.
Организация консультации с экспертом.
Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Понимать произведения искусства и литературы
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
Выступать на публике.
Дискутировать и защищать свою точку зрения.
Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Устанавливать и поддерживать контакты.
Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
Вести переговоры.
Сотрудничать и работать в команде
Организовывать свою работу
Принимать ответственность.
Овладевать инструментарием моделирования
Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
Вступать в проект.
Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
Придумывать новые решения.
Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
Быть упорным и стойким перед трудностями.
Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
В профессиональную компетентность педагога входят:
(знания в области специальности);
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
От эрудита до
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности ?
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
- диагностирования, тестирование
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования
- Создания творческих групп
- Повышение квалификации
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
Анализ деятельности учителя
- Интерес и любовь к детям
- Увлеченность педагогической деятельностью
- Дисциплинированность
- Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
- Педагогический такт
- Педагогический оптимизм
- Педагогическое воображение
- Организаторские способности
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
– это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
- Профессиональное (предмет преподавания)
- Психолого-педагогическое и психологическое
- Методическое
- Эстетическое
- В области ИКТ –технологий
- В области охраны здоровья
- Политическое
- Языковое
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя
- Повышение качества преподавания предмета
- Готовность к педагогическому творчеству
- Профессиональный и карьерный рост
- Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
- Соответствие учителя требованиям общества и государства
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога
Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации.
Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.
Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха.
Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций.
Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
- В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы;
- Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов;
- Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов:
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения.
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем ».
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.
Компетенция – это норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.
- Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
- Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи на основе владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
- Социальная компетентность — социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.
Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.
Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.
Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог работает не автоматически, а постоянно продумывает свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.
Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.
Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также самообразование
Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но не у всех педагогов есть большой опыт и желание постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее, у нас есть такие педагоги и мы видим, что их число растет.