Профессиональные компетенции педагога и качество образования

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. ), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки” и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.

Не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частями 6 и 9 настоящей статьи, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечни, указанные в части 6. 1 настоящей статьи.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

“Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по применению профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”, представленные по запросу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки”

Согласно положениям профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”, утвержденного приказом Минтруда России от 08. 2015 N 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 г. , рег. N 38993) <1> (далее – профессиональный стандарт, профессиональный стандарт “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”):

<1> См. Официальные документы в образовании. – 2016. – N 18, 19. – Ред.

– для должности “профессор” предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – подготовкой кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

– для должностей “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель” предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

– для должности “доцент” – реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Вопрос. Следует ли из положений профессионального стандарта запрет на привлечение образовательными организациями педагогических работников, замещающих должности:

– “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель”, “доцент” к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

– “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель”, “профессор” к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры?

Ответ. Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195. 3 Кодекса если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195. 3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29. 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:

– “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26. 2010 N 761н <1>;

<1> См. Официальные документы в образовании. – 2011. – N 1. – С. 4 – 63. – Ред.

– “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования”, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11. 2011 N 1н <2>.

<2> См. Официальные документы в образовании. – 2011. – N 14, 15. – Ред.

Профессиональный стандарт “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования” содержит квалификационные требования к старшему преподавателю, преподавателю и ассистенту.

Кроме квалификационных требований профессиональный стандарт перечисляет трудовые функции (трудовые действия, необходимые знания, умения и иные характеристики) в пунктах 3. 1, 3. 2, 3. 3, 3.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обращаем внимание на концевую сноску N 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3. 8 “Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации” также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3. 8 “Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации” даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (п. 9 “Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации”), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Согласно положениям профессионального стандарта для должностей “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель”, “доцент” предусмотрены требования к образованию и обучению – высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Для должности “профессор” аналогичное требование предъявляется для преподавания по программам ординатуры.

Вопрос. Следует ли из положений профессионального стандарта требование к педагогическим работникам, привлекаемым к реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительного профессионального образования и замещающим должности “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель”, “доцент”, “профессор”, иметь высшее образование, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), а также дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования – профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)?

Ответ. Дополнительное профессиональное образование для должностей “ассистент”, “преподаватель”, “старший преподаватель”, “доцент”, профессор” будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29. 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

«Методическая компетентность – действенный инструмент повышения качества образования»

Цель:  актуализация развития методической компетентности учителя как составляющей повышения качества образовательного процесса.

Задачи:  проанализировать структуру методической компетентности;

представить компоненты методической подготовки учителя и соотнести их с уровнями проявления методической компетентности.

Информационный блок.

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замы­каются на конкретном исполнителе — школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику раз­личных инноваций и для успешной реализации поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональ­ной компетентности и профессионализма.

Компетентностный подход — это создание условий для овладения комплексом компетенции, направленных на формирование лично­сти, способной адаптироваться в условиях социально-политическо­го, рыночно-экономического, информационно-коммуникационно­го насыщенного пространства. Проще говоря, школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педа­гог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Профессионализм — это достижение высоких образцов осуществле­ния нескольких сторон педагогического труда (деятельности, обще­ния, личности педагога). Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобре­тения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенство­вать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога — это способность пе­дагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. Также мы не должны забывать, что компетентный педагог — это прояв­ляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств. Это стремление к новому творческо­му осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.

Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уро­вень профессиональных, педагогических, психологических, соци­альных качеств.

К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

• общепедагогическая профессиональная компетенция;

• предметная компетенция;

• управленческая компетенция;

• рефлексивная компетенция;

• информационно-коммуникативная компетенция;

• компетенция в сфере инновационной деятельности;

• креативная компетенция.

Прежде всего компетентный педагог должен уметь:

• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения по­требуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных услови­ях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

• видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и во­просам;

• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с инте­ресами учащихся;

• закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

• планировать учебное занятие с использованием всего много­образия форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследователь-ских методов;

• ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

• в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

• привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех во->в, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и со-окательной характеристикой;

оценивать не только предметные достижения, но и развитие ностных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в >циуме.

Педагог должен понимать, что:

• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вче­рашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

• главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум не­удач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители — самые верные союзники учителя;

• любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

• передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

• придерживаться представлений о том, что существуют раз и на­всегда заданные способы правильного и неправильного решения раз­личных проблем;

• следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом, компетентность учителя — это синтез профес­сионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса Обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). На сегодняшний день становится очевидным, что традиционный преподаватель (мо­нополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать дея­тельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

• определение путей совершенствования профессиональной ком­петентности.

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

• работа в МО, творческих группах, педмастерские, мастер-клас­сы, предметные декады;

• активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях;

• участие в различных конкурсах профессионального мастерства;

• участие в исследовательских работах, создание собственных пу­бликаций;

• обобщение и распространение опыта;

• творческий отчет;

•  использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий;

• разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Анализ деятельности учителя:

• разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов; • самоанализ деятельности.

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыраже­ние — это основные условия для формирования авторитета педагога. Во все времена в школе самый ответственный за качество образова­ния человек — это учитель — образец поведения, подражания для де­тей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.

Современный учитель — это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профес­сиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом, владеющая информационной компетентностью в до­статочном объеме.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что Мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Сказал  Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, ува­жающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Практический блок.

Участники делятся на группы. Ведущий предла­гает определить наиболее важные умения, состав­ляющие методическую компетентность педагога.

Представление результатов работы в группах.

Деловая игра «Уровни методической компетентности и критерии их до­стижения»

На экране представлены критерии, составля­ющие методическую компетентность педагога. Ведущий предлагает группам определить, к ка­кому уровню относится каждый критерий.

Уровни методической компетентности педагога и критерии их достижения

Первый (эмпирический) Второй (конструктивный) Третий (творческий)

*педагог,  основываясь на существую­щих   методических   рекомендациях,

разработках, может проанализировать предложенные решения на теоретиче­ской основе и осознанно выбрать по­следовательность применения педаго­гического инструментария;

* педагог имеет определенную сумму зна­ний, но в своей практической деятель­ности руководствуется готовыми разра­ботками, рекомендациями, не умея са­мостоятельно анализировать и констру­ировать учебный процесс, находить обо­снованное теоретически, а не эмпири­чески решение педагогической задачи;

* педагог осуществляет на теоретической основе осмысление цели действий, ожи­даемых результатов, условий их выпол­нения;

* педагог самостоятельно конструиру­ет учебный процесс, свободно приме­няя на практике теоретические осно­вы (в области фундаментальной нау­ки, методики преподавания предмета и психолого-педагогической науки) педа­гогической деятельности, находит обо­снованное решение любой педагогиче­ской и дидактической задачи, ориен­тируется на развитие учащихся и са­моразвитие.

Подведение итогов работы в группах,составление памятки для педагогов

Памятка для педагогов

Готовить детей к переменам может толь­ко тот педагог, который готов к переменам, личностно развивается в профессии, обладает высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной де­ятельности, то есть профессионально компе­тентный педагог.

Методическая компетентность учите­ля включает:

*владение системой научных знаний;

* умение планировать, отбирать, синте­зировать и конструировать учебный материал по предмету;

*умение выбирать или адаптировать не­обходимые для конкретного образова­тельного процесса технологии, методы, приемы и средства;

* готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету;

* умение реализовывать деятельностный подход к обучению и организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей;

*готовность к применению инновацион­ных технологий обучения;

^ опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные реше­ния в проблемных ситуациях; ^ опыт эмоционально-ценностного отно­шения к природе, обществу и человеку.

Игра «Проблема на ладошке»

Ведущий. Сейчас предлагаю каждому участ­нику посмотреть на проблему совершенствова­ния методической компетентности как бы со сто­роны, т. если бы вы держали ее на ладошке.

(Ведущий держит на ладошке теннисный мя­чик. ) Я смотрю на мяч. Он круглый и неболь­шой, как наша Земля во Вселенной. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, чтобы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профес­сиональное продвижение и развитие? (Участ­ники поочередно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают свое отношение к ней

Галеева, Н. Мониторинг для учителя / Н. Галеева // Управление школой. – 2005. – № 23.

Хуртова, Т. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / Т. Хурто-ва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.

3-   Кухарев, Н. Акмеологические основы педагогического развития образовательных систем / Н. Куха-рев, Л. Категова // Юраванне у адукацьп – 2004. – № 3- – С. 10-14.

4-   Кухарев, Н. Мониторинг качественных показателей в деятельности руководства и педагогического коллек­тива школы и процесс их диагностики: научно-методическое пособие / Н. Кухарев. – Гомель: ИРО, 20Ю.

Глинский, А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, аоо8. – 295 с.

Жук, А. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект / А, И. Жук, Н. Кошель. -Минск, 1996. – зоу с.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

Выражается это в следующих компетенциях.

  • Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  • Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  • Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  • Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

Также профстандарт педагога школы 2022 года закрепляет за ними определенные функции:

  • Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  • Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;решают профильные задачи в рамках своей деятельности;разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.
  • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
  • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
  • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого, с осени 2022 года учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе. Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об.

«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,

Доклад на августовском совещании.

Профессионализм учителя как условие повышения качества образования

Построение  уроков  русского  языка.

«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч.

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци.

Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования

В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

Профессиональные компетенции педагога и качество образования

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *