Профессиональные компетенции педагога психолога это

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий».

Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4. 3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю; А – методика не имеет ограничений для применения, В – методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С – методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого Можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консулътирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностыо на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество – экстраверсия (обращенность вовне), Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностыо компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. ), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» – душа и «метрос» – измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, Которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т.

Еще один результат соблюдения данного принципа – отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок. Ошибки совершают все люди, даже профессионально компетентные. Но хороший специалист отличается от плохого тем, что он, во-первых, быстрее замечает свои ошибки, так как чаще использует рефлексию в своей работе, и, во-вторых, не будет упорствовать в своей ошибке и найдет способы ее исправить, даже если это грозит на какой-то момент снижением его авторитета.

Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению – их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формировано устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обосновано решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом-психологом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов – психологов.

В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

Служба практической психологии сегодня рассматривается как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения.

Определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов-психологов.

Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом.

Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения. Психолог образования является для педагогов и учащихся не только носителем психологических знаний.

Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий.

В основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики: 1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Основными критериями оценки профессионализма психолога являются: 1. Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и как я это буду делать. ) 2. Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики. Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю. ) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать?) 4. Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения. ) 5. Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребенку. Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение. ) 6. Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения. Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т. ) 9. Участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия как пассивная, так и активная. ) 10. Востребованность психолога. (По итогам отчетной документации, по количеству проведенных видов работы, по мнению детей, педагогов).

Предполагается повышение квалификации педагогов – психологов в русле следующих направлений:

• повышение психологической компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений;

• организация постоянно – действующих семинаров по работе с детьми девиантного поведения;

• курсы по вопросам деятельности педагогов – психологов в связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, ЕГЭ;

• научно – практические семинары, которые бы удовлетворяли профессиональные запросы психологов, работающих в учреждениях образования различных типов (например, в инновационных учреждениях детских домах, специализированных образовательных учреждениях и пр.

Важно отметить, что самые различные формы профессионального сотрудничества могут рождать содержание, благодаря которому будет происходить повышение квалификации. Создание условий для повышения профессионализма психологов позволило бы улучшить качество психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации образования.

Таким образом, одной из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов – психологов является создание эффективной модели повышения квалификации педагогов – психологов.

Для решения указанной задач создаются лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которые выступают инициатором интеграции научно-методических, информационных и кадровых ресурсов образовательных учреждений всех уровней образования, где успешно трудятся психологи.

  • -Проект «Неделя физического и психического здоровья»
  • -Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»
  • -Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
  • -Какие применять методы, чтобы психологически подготовить детей к сдаче норм ГТО

Коррекционная и развивающая работа

Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога

Ольга Самуйлова методист ГБОУ ДПО «Московский центр качества образования»

Новая система оплаты труда требует контроля качества образовательных услуг, выстраивания рейтинга работников, что, в свою очередь, невозможно без учета многочисленных факторов. По каким критериям может оценивать вашу работу администрация, чтобы назначить премию, расскажем в материале.

Сложность оценки качества работы педагога-психолога заключается в ее специфичности. Один из основных критериев оценки качества образования в школе — учебная успеваемость, которая в работе педагога-психолога ДОО не поддается прямому объективному контролю и учету. Поэтому внимание должно уделяться формальным критериям и содержательной стороне вопроса, которые укладываются в рамки компетентностного подхода.

Модель профессионального стандарта основана на компетентностном подходе

Разработка модели профессиональной компетентности педагога-психолога — отдельная самостоятельная задача, которая должна стоять перед научным сообществом. Если в области образования общие компетентности педагога прописаны (В. Шадриков), то в области психолого-педагогического сопровождения эта задача только решается.

Модель профессиональной компетентности педагога-психолога

Чтобы разработать критерии оценки качества работы психолога, возьмем за основу модель профессиональной компетентности педагога-психолога С. Чеботаревой1. Она состоит из трех блоков:

Универсальные компетенции.

Полифункциональные компетенции.

В первый блок входят работоспособность, надежность, ответственность, организованность, самоменеджмент, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность, предприимчивость, коммуникативность, профессиональная ответственность, конкурентоспособность, активность, инициативность, навыки организации собственной познавательной деятельности, стремление к постоянному саморазвитию, наличие личного профессионального плана.

Второй блоксостоит из двух составляющих:

  • личностная:профессиональная направленность личности, эмпатия, толерантность, рефлексивность, ассертивность, самоконтроль, коммуникативные способности, интеллектуальные способности, профессиональное мышление и профессиональное общение;
  • мотивационно-ценностная:альтруистические мотивы, общечеловеческие ценности, личность как ценность, гуманистические установки, нацеленность на позитивное в человеке, осознание значимости профессиональной деятельности, мотивация достижений в деятельности и способность актуализироваться в ней, уважение к человеку, высоконравственность и моральная устойчивость.

Функциональные компетенции третьего блока: диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская, профилактическая, консультативная, научно-исследовательская, экспертная, экстренная.

По мнению С. Чеботаревой, каждая из копетенций включает когнитивную и деятельностную составляющие. Откажемся от подобного деления, добавим еще один вид деятельности — методический.

Второй блок компетенций стабилен во времени, не требует периодических диагностических срезов и учитывается один раз при приеме на работу. Универсальные компетенции также стабильные, но можно оценивать их динамику. Третий блок отражает содержательную сторону деятельности педагога-психолога и не может быть обобщен, а оценка строго формализована.

В основу оценки деятельности педагога кладут внешние по своему содержанию критерии. Несмотря на специфику работы педагога-психолога, отдельные стороны его профессиональной деятельности поддаются качественной и количественной оценке. В этом случае оценка переходит от этой общей модели к частным случаям работы психологов различных специализаций.

Содержание критериев оценки деятельности педагога-психолога

Приведем пример, по каким критериям оцениваются компетенции педагогов-психологов центров психолого-медико-социальных сопровождений Москвы (таблица 1). Их оценка проводится в виде самоотчета. Его потом проверяют, выставляют баллы и заверяют методист, руководители отделов и руководитель образовательной организации.

Критерии оценки компетенций педагога-психолога в психолого-медико-социальных центрах

Компетенции
Критерии
Максимальный балл
Универсальные профессиональные компетенции
Работоспособность
Имеет награды, грамоты, благодарственные письма за отчетный период (перечислите, какие)
5
Надежность
Выполнил перспективный план работы, %
3
Организованность
Не опаздывает на работу (%), заполняет журнал разъездов
3
Самоменеджмент
Своевременно ведет документацию (заполняет журнал педагога-психолога)
1
Имеет портфолио
1
Социально- профессиональная мобильность
Использует инновационные методы в профессиональной деятельности
1
Ведет электронные базы данных (журнал специалиста)
1
Работает с интернет-ресурсами (dogm. mos. ru, mcko. ru, gppc. ru, mioo. ru)
1
Предприимчивость
Сколько внебюджетных денег специалист принес Центру (тысяч рублей)
5
Профессиональная ответственность
Имеет документ, который подтверждает квалификацию в данном виде деятельности, профиле работы
1
Конкурентоспособность
Заменяем другими специалистами (какое количество специалистов в Центре работает по этим же проблемам)
3
Является членом в профессиональных сообществах
3
Владеет различными профессиональными техниками и методиками работы (подкрепляет документально)
1
Активность
Участвует: в ПМПК/ППк первичном приеме детей родительских клубах грантах конференциях в качестве слушателя конференциях в качестве докладчика супервизиях / проводит супервизии
1 1 1 1 1
Осуществляет междисциплинарное взаимодействие в работе
1
Навыки организации собственной познавательной деятельности
Посещает курсы повышения квалификации, часы/год
3
Проходит профессиональную переподготовку
5
Получает ученую степень
5
Участвует в профессиональных конкурсах
4
Инициативность
Выполняет задания сверх перспективного плана работы. Количество выдвинутых инноваций, предложений с целью увеличить эффективность деятельности и пр. 3
Функциональные профессиональные компетенции
Содержание видов работ
Демонстрирует положительную динамику в работе
3
Имеет положительные отзывы клиентов (от общего количества детей)
3
Просветительская
Проводит родительские клубы
3
Проводит родительские собрания на базе ДОО
3
Выступает на телевидении и радио
3
Организует наставничество
1
Пишет популярные статьи
3
Профилактическая
Проводит тематические встречи на базе Центра или ДОО
1
Научно-исследовательская
Публикует статьи в научных журналах, сборниках тезисов
3
Оценивает эффективность собственной деятельности
3
Организует преемственность образовательного маршрута
1
Экспертная
Проводит экспертизу, пишет заключения
1
Методическая
Имеет собственные программы (да, нет)
1
Последняя дата обновления программы
1
Пособия, которые использует в работе (перечислить)
3
Взаимодействует со всеми участниками образовательных отношений (родителями, воспитателями)
3
Осуществляет информационную поддержку профессиональной деятельности (раздаточный материал, памятки, буклеты, информация на сайте)
1
Имеет высокую значимость для участников образовательных отношений (родителей, детей, педагогов)
3
Выполняет требование к соотношению часов методической работы и часов работы с детьми
1
Использует апробированные методики
1

Первый блок универсальных компетенций представлен в виде объективных критериев, которые возможно оценить количественно.

Второй блок компетенций оценивается с помощью традиционных психодиагностических методик. Этот блок не учитывается при составлении рейтинга, но включается в качестве повышающего коэффициента.

Третий блок компетенций оценивает профессиональные знания, умения и навыки. Руководитель проводит мониторинг научной, методической и просветительской составляющей деятельности педагога-психолога. Учитывает при этом документацию, которую он ведет, опубликованные статьи, проведенные мероприятия и другие подобные критерии.

По итогам оценки всех показателей выставляют общий балл, который определяет позицию специалиста в рейтинге. Рейтинг носит безоценочный характер, демонстрирует наглядные материалы. На общее обсуждение выносят минимальный балл, который определяет профпригодность или же критическую эффективность работы за отчетный период.

Максимальное количество баллов, которое может набрать специалист, — 100. Как установить минимальный балл, за которым последует штраф работника за низкие рабочие показатели, — тема отдельного исследования.

Как апробировали модель оценки качества в Москве

Апробация данной модели оценки качества работы педагогов-психологов была проведена в условиях ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Гармония”»2 Департамента образования города Москвы (далее — ЦППРиК). Оценили работу каждого педагога-психолога по каждому пункту по баллам. Далее был составлен рейтинг, на основании которого распределили стимулирующую часть фонда оплаты труда (таблица 2, данные 2012 года).

Объем премиальных средств рассчитывался следующим образом: премиальный фонд за месяц делился на набранное всеми работниками количество баллов, в результате чего выявлялась стоимость одного балла рейтинга. Это число умножалось на общее количество набранных работниками баллов, и получалась итоговая сумма премиальных, которая выплачивалась конкретному работнику.

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОГБОУ СПО механико- технологического колледжа

п Старая Кулатка Рафикова Равиля Рашитовича ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ.

Я, Рафиков Равиль Рашитович , преподаватель высшей категории ОГБОУ СПО механико- технологического колледжа р. п Старая Кулатка.

В 1989 году я окончил Саратовский Ордена Знак Почета институт механизации сельского хозяйства им М И Калинина по специальности инженер-механик. С 2001 года работаю в механико-технологическом колледже преподавателем специальных дисциплин отделения 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

В процессе работы осуществляю классное руководство группами данной специальности.

Преподаю дисциплины : « Устройство автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Диагностика автомобилей», «Автомобильные перевозки».

Являясь преподавателем спецдисциплин принимаю участие в разработке рабочих программ , календарно тематических планов в соответсвии с федеральными стандартами.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного специалиста, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

  • учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции:  учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к выбранной специальности, выявление и развитие их творческих  способностей.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий: личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, кейс метод , информационно-коммуникационные технологии обучения. Для этого в своей работе я опираюсь на основные методы обучения:

  • методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
  • метод контроля и самоконтроля учебной деятельности

На учебных занятиях и практических работах направляю своё общение со студентами на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого студента. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала.

В основе моей организации индивидуальной работы со студентами на занятиях вошло изучение работы каждого студента по своевременному выявлению уровня усвоения каждого раздела программы.

В процессе работы я стараюсь

  • создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе группы и заинтересованности группы в работе каждого студента
  • стимулирую студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения конкретного заданий без боязни ошибиться, получить неверный результат. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные)
  • использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
  • оцениваю деятельность не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его личных достижений
  • на занятиях стараюсь создать такую педагогическую ситуацию общения, которая позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

Для того чтобы  в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку для каждого обучающегося.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности студентов, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые  оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.

Прежде всего, обращаю внимание на уровень умственного развития,  потому что он сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность. Все эти качества отражаются в учебном процессе. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Поскольку задача преподавателя – не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих студентов необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения.

На занятиях учащихся со слабой подготовкой стараюсь не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а даю достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашиваю их в письменной форме, чтобы сформировать у них уверенность в своих силах, осторожно оцениваю неудачи этих студентов, обязательно поощряю за старание; не требую от них немедленного включения в учебную деятельность на уроке,  постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока,  в момент выполнения заданий не отвлекаю такого студента.

У учащихся с  более сильной подготовкой чередую задания разных типов, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания преподавателя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

Работая в условиях колледжа над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся.

Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении спец дисциплин. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих студента к учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

Выбор заданий предоставляется самому ученику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Для формирования творческих способностей учащихся провожу занятия с применением кейс методов.

Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли.

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого студента должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача преподавателя – помочь каждому ученику достичь такого успеха.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах), требующей мобилизации имеющихся знаний и умений. На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих студентах волю к победе и стремление к преодолению трудностей.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение игры «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, различные турниры и конкурсы, в рамках декады специальности.

Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих студентов и во внеурочную деятельность. С 2010г. веду факультатив по изучению электрооборудования и диагностики современных автомобилей. Результатом такой работы стало участие обучающихся в апреле 2013 г в областном конкурсе «Мастер золотые руки» в номинации «Автомеханик» и студент нашего колледжа Милюткин Дмитрий занял первое место, а так же стал победителем Всероссийского конкурса по эгидой WSR. Студент 4 курса отделения «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Левин Антон в ноябре 2013 года занял 3 место на открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям в номинации «Автомеханник».

Преподаватель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние студенты не мыслят себя без компьютера. В моем кабинете диагностики электронного оборудования 4 компьютера с лицензионным программным обеспечением для проведения виртуальных лабораторных работ , поэтому под рукой преподавателя всегда имеются на электронных носителях энциклопедии, различные материалы к урокам (иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).

На успешность деятельности преподавателя влияет качества материально-технической базы. В кабинете много стендов , практическая значимость которых при проведении занятий неоценима. Мною создан электронный учебник на основе программы CursLab, разработаны учебно –методические комплексы (УМК) по всем дисциплинам, так же разработан ЭУМК по профессиональному модулю 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, по своим предметам. Создал личный мини сайт в Социальной сети работников образования «Наша сеть». Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ, поэтому в курсе последних событий в области образования. За прошедший аттестационный период про шел курсы повышения квалификации по теме «Педагогические основы деятельности преподаватели по подготовке водителей автотранспортных средств” с 13. 09 – 28. 09 на базе ОГБО СПО МТТ с Большое Нагаткино 72ч. , и с 10. 12 – 20. 12 в Учебном центре подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности при ГАОУ СПО «Калужский колледж ИТ и управления» по программе дополнительного образования «Электронная диагностика и ТО современных автомобилей» в объеме 72ч.

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступал на заседании педагогического совета, провел практическое занятие по использованию на занятиях технологий Кейс-технология.

Одним из результатов моей профессиональной деятельности является участие в конкурсе «Лучший УМК дисциплины» и победа в номинации « За высокое качество и практическую ценность инновационных методов»

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у обучающихся, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования кейс метода деятельности на учебном занятии. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.

Данные представленные в материалах самоанализа удостоверяю

Дата __________ Директор

ОГБОУ СПО МТК ____________ Р. Умяров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *