Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.
Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.
Компетентностный подход в педагогике
По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.
А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.
Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.
Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.
Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.
Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.
В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.
В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:
- Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
- Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.
Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.
Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.
Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.
Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.
Классификация и перечень компетенций педагога
Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.
Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.
Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.
Ключевыми личностными компетенциями являются:
Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.
Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.
Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.
Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.
Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.
Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности
- Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
- Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
- Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
- Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
- ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
- ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера – учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
- Психолого-педагогические.
- Общие и специальные предметные.
Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.
Для кого этот стандарт?
Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.
Для чего этот стандарт?
Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:
- это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
- это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
- это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Какие изменения?
Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.
- Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
- Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;создание программ и методик всех уровней общего образования. - деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
- педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
- создание программ и методик всех уровней общего образования.
В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:
- Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
- Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества, связанные с развитием цифровых технологий
Новый документ включает в себя требования, касающиеся освоения учителем современных цифровых технологий и инструментов. В том числе учителя обязаны:
- обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
- успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
- применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
- пользоваться цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
- использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
- находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
- вести электронную документацию;
- придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.
Если говорить о преподавании в широком смысле, то новый документ предполагает следующие профессиональные компетенции современного педагога:
- формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
- обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
- использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
- применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.
Мы убедились, что современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.
Стоит помнить, что, помимо перечисленных компетенций, хороший педагог должен пользоваться эффективными стратегиями обучения и воспитания, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать контакт с коллегами и семьями учеников.
Очень часто дети переносят отношение к педагогу на преподаваемый им предмет. Поэтому важно поддерживать интерес в глазах подопечных, быть современным и идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои способности и повышая компетентность.
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от образования, точнее от качества образования.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.
Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др. ) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства профессиональных сообществ, налогоплательщиков).
В последние годы проблема качества образования оказалась и в центре внимания российской общественности. Одной из приоритетных задач современной российской образовательной политики является создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Создание такой системы диктуется необходимостью обеспечения, с одной стороны, государственных гарантий на получение образования, с другой – законных интересов потребителей в качественном образовании.
Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В стратегии модернизации российского образования ключевая роль отводится реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.
Сегодня высшая школа переживает процесс реформирования, среди которых в первую очередь следует назвать введение двух уровневой системы высшего профессионального образования и компетентносного подхода к оценке качества образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения.
К причинам интенсивного развития компетентностного подхода относят следующие факторы и тенденции:
- появление нового типа экономики, вызвавшее потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда и видов профессиональной деятельности;
- интенсивное развитие информационных технологий;
- возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов;
- рост динамики модификации профессий, их глобализация.
Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях.
Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.
Первое понятие также имеет многочисленные трактовки. В частности, в работах отечественных и зарубежных исследователей можно встретить следующие формулировки.
Компетенция – это знание и понимание того, как действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях (проект TUNING – Настройка образовательных структур в Европе).
Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек).
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области (ФГОС третьего поколения).
Компетенции – это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями (И. Зимняя).
Компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А. Хуторской).
Компетенции – это интегральные надпредметные характеристики подготовки обучаемых, которые проявляются в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения (В. Звонников).
Не останавливаясь на анализе терминологических проблем в разграничении представлений о компетенциях, в целом можно сказать, что они отражают современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса. Конечно, такое определение качества через совокупность компетенций не самоцель, главное – как фиксировать достигнутый уровень компетентности с помощью оценочных процессов и обеспечить его повышение. Поэтому каждая из компетенций выпускников учебных заведений, характеризующая качество достигнутых результатов образования, нуждается в структурировании путем выделения существенных признаков своего проявления в конкретных сферах профессиональной деятельности.
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Согласно существующему законодательству, оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей отображения требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. Но теперь в ходе аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.
Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задаётся и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции.
В этих условиях вузы и структуры, занимающиеся комплексной проверкой деятельности учебных заведений, не смогут ограничиться существующими и ставшими уже привычными заданиями по отдельным предметам с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний, умений и навыков. Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений (звонников).
В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы).
В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций. Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).
Однако работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и почему.
Компетенция является новой нормой качества образования, обладает интегральными характеристиками и носит межпредметный характер. Формирование компетенций требует постоянного осуществления контроля для успешного образовательного процесса, для достижения результатов обучения. Детализация компетентностной модели включает следующие этапы:
- разработка паспорта компетенций;
- разработка карты компетенций дисциплины.
Паспорт – это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании усвоения основной образовательной программы.
Паспорт компетенции– это развернутая характеристика требований к результатам образования в части конкретной компетенции. Включает карту компетенции, отличительные уровни (дескрипторы) ее сформированности.
Карта компетенции – раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.
При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей – стратегических партнеров также требует согласования.
В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями.
Для корректного установления уровней сформированности компетенций необходима более полная информация, нежели просто ее формулировка. Поэтому в ходе проектных работ накапливается аналитическая информация, обосновывающая заданный в вузе уровень. В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом управления знанием в вузе, так как именно в нем может в последствии аккумулироваться вся информация о сущности, природе, структуре этой компетенции и пр.
Одна из основных целей разработки карты компетенций дисциплины – это гарантия качества содержания учебной дисциплины посредством ее непрерывного совершенствования.
Для описания каждой компетенции устанавливается следующая структура:
• индекс компетенции и её наименование;
• содержание компетенции;
• технологии её формирования;
• формы оценочных средств форсированности компетенции.
Содержание компетенции раскрывается в терминах «знать», «уметь», «владеть» и фактически является её определением. Это наиболее значимая часть раздела, которая определяет и технологии формирования, и формы оценочных средств, и содержание уровней освоения. В конечном итоге карта компетенций является основанием формирования содержания дисциплины. Технологии формирования компетенции могут быть представлены как традиционными формами (лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, консультации и т. ), так и активными и интерактивными (проблемные лекции; проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы; семинары; тренинги; имитационные, деловые и ролевые игры; метод проектов; дискуссионные формы. Особую роль имеют и технологии самостоятельной работы студентов (курсовые работы и проекты; расчётно-проектировочные, расчетно-графические работы; написание рефератов, эссе, обзоров и т.
К формам оценочных средств относятся: оформленные и защищённые лабораторные работы, рефераты; эссе; проекты; оценка активности студентов на семинарах, играх; результаты коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, выступлений на конференциях; зачеты, экзамены и т.
Основными группами пользователей карты компетенции дисциплины являются преподаватели, студенты, эксперты ООП.
- более точно донести до студентов, что именно от них ожидается;
- облегчает выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов обучения;
- оценивать уровень усвоения знаний и формирования компетенции у студентов.
- учиться более эффективно;
- понять, что могут приобрести студенты, прослушав некоторый данный курс или лекцию
- объясняют студентам образовательные цели
Карта компетенций дисциплины разрабатывается преподавателем или группой преподавателей.
Опираясь на теоретические разработки, мы попытались разработать карту компетенций дисциплины «Экономическая теория» (приложение 1).
Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование».
Для усвоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплины «Математика».
Курс экономической теории является базовым для экономического образования. Дисциплина призвана сформировать навыки самостоятельного экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и механизмов в экономической системе общества, к которым относятся общие микро- и макроэкономические закономерности функционирования современного рыночного хозяйства; принципы экономической политики, специфика функционирования российской переходной экономики и основные направления ее реформирования.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория», будут служить основой для изучения следующих дисциплин: «Истории экономических учений», «Экономика отрасли», «Прикладная экономика», «Менеджмент», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Банковское дело» и др.
Карта компетенций дисциплины включает в себя:
цели и задачи дисциплины;
название компетенции, содержание и основные сущностные характеристики компетенции;
перечень компонентов дисциплины (знать, уметь, владеть);
технологию формирования компетенции;
формы и методы оценивания;
степень усвоения компетенции.
Введение компетентностного подхода серьёзно затрагивает все компоненты процесса обучения и потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования – подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным – создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении.
В целом можно сказать, что процесс совершенствования перечней компетенций и дисциплин по различным профилям подготовки специалистов должен носить пролонгированный характер и основываться не только на мнениях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов или работодателей, но и на опыте преподавания, анализе тенденций изменения качества образования.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
- Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник ТГПУ. – 2010. Выпуск 12 (102)
Карта компетенции дисциплины
Экономическая теория (направление 051000 – Профессиональное обучение, отрасль – 051000. 10 «Экономика и управление»)
Цель дисциплины
-усвоение студентами основного понятийного аппарата экономической теории;
-изучение закономерностей функционирования рыночной экономики;
-анализ рыночного механизма;
-исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Задачи дисциплины
-владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения проблем поведения фирм, потребителей и государства на рынках;
-рассчитывать основные экономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношение и делать выводы по проведённому анализу;
-определять факторы, стимулирующие соперничество или сотрудничество агентов на рынках;
-анализировать различные способы интернационализации хозяйства и влиянии избранного способа на экономическую эффективность. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
Компетенции
Перечень компонентов
Технологии формирования
Форма оценочного средства
Ступени уровней освоения компетенции (100 бальная шкала)
Индекс
Формулировка
ОК-16
Способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
Знать:
– особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
-специфику экономической мысли, основные идеи и теории в ретроспективе и на современном этапе развития;
-социальные последствия экономических проблем общества. Уметь:
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
– анализировать тенденции изменения социально-экономических показателей;
-применять естественно-научные знания в учебной и профессиональной деятельности;
-давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению. Владеть:
-технологией микро- и макроэкономического анализа;
– анализом деятельности предприятия и определения перспектив, представления практических рекомендаций. Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Интерактивные занятия
Тестирование
Контрольная работа
Устный ответ
Эссе
Коллоквиум
Реферат
Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает особенности ведущих школ и направлений экономической науки на современном этапе развития; основные законы и категории экономической науки. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения, анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет технологией микро- и макроэкономического анализа, основами анализа деятельности предприятия, представления практических рекомендаций. ОК-19
Владеет технологией научного исследования
Знать:
-структуру экономического исследования;
-основные группы методов экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании;
-количественные и качественные способы обработки данных теоритического и экспериментального исследования;
-формы представления научных сообщений и способы их оформления;
-пути внедрения достижений экономики в образовательную практику. Уметь:
-обосновать актуальность исследования, используя методологические характеристики,
-формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу и предполагаемые результаты экономического исследования;
-подбирать методы для решения задач исследования;
-разрабатывать методику опытно – экспериментальной работы и реализовать её;
-обрабатывать данные исследования и оформлять их. Владеть:
-организацией опытной и экспериментальной работы;
– методологией экономического исследования;
– современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных
данных;
– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Интерактивные занятия
Тестирование
Контрольная работа
Устный ответ
Эссе
Коллоквиум
Реферат
Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает структуру экономического исследования; методы экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании; формы представления научных сообщений и способы их оформления, пути внедрения достижений экономики в образовательную практику. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет обосновать актуальность исследования, формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу экономического исследования, подбирать методы для решения задач исследования;
разрабатывать методику опытно – экспериментальной работы и реализовать её;
обрабатывать данные исследования и оформлять их. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет методологией экономического исследования, современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных
данных, навыками самостоятельной работы. Профессиональные компетенции
ПК-26
Готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях. Знать:
-поведение основных экономических субъектов и принятие ими решений;
-распределение ресурсов между альтернативными целями;
-правовые основы деятельности экономических агентов;
-формирование учётной политики предприятия (организации). Уметь:
– использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы;
-составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности;
-применять полученные знания для понимания экономических проблем предприятия и поиска альтернативных вариантов решения. Владеть:
– способами организации хозяйственной деятельности
на предприятиях. Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Интерактивные занятия
Тестирование
Контрольная работа
Устный ответ
Эссе
Коллоквиум
Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает правовые основы деятельности экономических агентов; способы формирования учётной политики предприятия (организации). Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы, составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности, умеет применять полученные знания для решения экономических проблем. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет способами организации хозяйственной деятельности
на предприятиях. Специальные профессиональные компетенции
СПК-1
Владеет инструментарием микро- и макроэкономического анализа
Знать:
– основные термины и понятия экономической теории;
-содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики, возможное воздействие той или иной политики на совокупный спрос и предложение;
-способы реализации инновационной деятельность предприятия. Уметь:
– строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, равного продукта издержек линии бюджетного ограничения, равных издержек др. -рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу. Владеть:
-инструментами макро- и микроанализа и применять результаты анализа в хозяйственной деятельности. Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Интерактивные занятия
Тестирование
Контрольная работа
Устный ответ
Эссе
Коллоквиум
Реферат
Решение задач
Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает основные термины и понятия экономической теории, содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет инструментами макро- и микроанализа и применяет результаты анализа в хозяйственной деятельности.