Профессиональные компетенции социального работника это

Компетентность является одним из условий успешной профессиональной деятельности. Компетентность представляет собой соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; умение работников практически действовать и достигать требуемых результатов.

Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообучением в ходе практической деятельности, «заимствованием опыта», различными формами краткосрочной учебы – курсы, семинары, разовые программы и другое.

Понятие профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

В структуре профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выделяют такие элементы, как:

v методическая компетентность – владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами социальной работы;

v социальная компетентность – социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, его ассертивность, коммуникативность, самоэффективность;

v организаторская компетентность – организационные умения, настойчивость, целенаправленность, способность принимать решения, самоорганизованность специалиста по социальной работе.

Содержание подготовки специалиста по социальной работе обозначено в квалификационной характеристике и образовательном стандарте.

Однако базовые знания имеют тенденцию устаревать, поэтому возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение профессиональной компетентности. Повышая компетентность, приобретая новые навыки и знания, специалисты становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.

В основе повышения компетентности лежит многомерная система обучения, включающая развитие знаний, способностей и навыков в трех сферах: мышления (что я хочу знать); ощущения, мотивации (для чего я буду учиться); повседневной жизни и практического применения полученных знаний (что я хочу сделать).

Методами повышения профессиональной компетентности специалиста по социальной работе являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество, а также лекция, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, самостоятельное обучение, тренинги, школы передового опыта и т.

В статье рассматриваются основные требования, предъявляемые к социально-личностному, профессиональному портрету социального работника  в современном обществе. Определяются критерии профессиональной пригодности работников социальной сферы, что может быть полезным для анализа формирования  профессиональной компетентности будущего социального работника.

-определитель клиента – специалист, который устанавливает людей, группы лиц, находящихся в кризисных ситуациях, обнаруживает те социальные факторы в их окружении, которые создают проблемы;

-посредник («буфер») – специалист находится между несколькими людьми или группами с целью разрешения возникших противоречий и продуктивной совместной работы;

-оцениватель – специалист, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп, сообществ, помогает принять правильные решения;

-мобилизатор – специалист, который приводит в движение, запускает , организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне;

-учитель – специалист, который передает информацию и знания, а также помогает людям развивать свои умения, работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятие людей или групп;

-консультант – специалист, который работает с практиками или агентами, чтобы помочь им улучшить умения в решении проблем клиентов.

1)    мотивацию развития профессионализма деятельности (совершенствование профессиональных навыков и умений, освоение новых способов принятия эффективных решений);

2)    развитие профессионализма личности (развитие личностно- деловых качеств, повышение потребности в самореализации, развитие мотивации).

Профессиональная грамотность. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе – мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и  практических умений реализации технологий этих областей.

Социальная компетентность (умение  организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. Профессиональное владение навыками  умениями поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так  с проблемами процессуального порядка.

  • культурой коммуникации, включающей умение ориентироваться в определенной ситуации; верно определить личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
  • информационной культурой- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержание работы (И.А. Колесникова); умением передавать информацию клиентам, с которыми работает специалист.
  • методы работы в контексте ситуативного подхода (стиль беседы, этапы консультирования, сочетание различных форм работы).
  • способы общения с людьми в зависимости от их статуса, положения.

Осуществляя свою работу, специалист включается в жизнь людей и, с одной стороны, обеспечивает значимые изменения в проблеме, с другой – делает все, чтобы клиенты продолжали успешной действовать без него формируя социальную самостоятельность.

Ситуация, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи, с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом нравственных норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой анализа и синтеза теории и практики и приводит к соответствующей мотивации деятельности или поступка.

Честность — необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста говорить правду необходимы и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен его держать.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность: социальный работник — человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его, — настроить клиента на работу «с прохладцей», вызвать у него желание вне зависимости от личностного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий социального работника и системы социальной защиты в целом, что, безусловно, не пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни социальному работнику. Объективно должна оцениваться необходимость в помощи группы клиентов — социальный работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских на то оснований.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чувства клиент ни вызывал у социального работника, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оценивается адекватно. Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию — это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения и от клиента, и от коллектива.

Тактичность — это качество предполагает умение социального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Как качество личности, тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Хороший специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

Терпимость — обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с клиентом и непременное качество его личности. Социальный работник должен быть терпимым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиентом. Терпимость — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей. Терпимость социального работника основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности. Терпимость не означает, однако, одобрения социальным работником тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом.

Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить информацию в доступной форме и добиться ее усвоения.

Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание — она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакающим их слабостям, а добрым, — т. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.

Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все человечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной деятельности социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия.

Самокритичность — неотъемлемое качество социального работника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, — одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем самокритичность социального работника не должна переходить в «самоедство» — это качество, обусловленное стремлением все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.

Адекватность самооценки необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности — завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.

Терпение необходимо в повседневной деятельности социального работника, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, ослабление памяти), так и эмоциональными (например, раздражительность) характеристиками клиента. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное — дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность — важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм — социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца — являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.

Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента — он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный работник свою деятельность во многом регулирует не только законодательными актами, но и моральными нормами, принципами и правилами, которые наибольшую ценность и значимость приобретают тогда, когда становятся частью сознания его как личности. Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление — неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе, несмотря на то, что имеется определенная классификация стандартных положений, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Социальный работник должен понимать, осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. В настоящее время, несмотря на то, что социальная работа еще так молода в нашей стране и далеко не полностью раскрыла свой гуманистический потенциал, среди социальных работников стало расти разочарование социальным статусом работников социальной защиты и ролью их деятельности в обществе. Многие, посвящая себя этой благородной деятельности, искали в служении ей возможность улучшения условий жизнедеятельности своих сограждан, но при этом оказывались зачастую бессильными помочь. Причинами подобного бессилия главным образом следует считать несовершенство законодательной базы, недостаточность финансирования системы социальной защиты и непонимание со стороны отдельных представителей властных структур объективного социального статуса и значимости социальной работы, а также все возрастающее по объективным причинам количество клиентов социальных служб.

Карпенко Л. Психология. Словарь. — М. , 1990. — С. 463.

Лаврененко И. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. — С. 112.

Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «социальная работа» / Е. ЗРИТНЕВА, Н. Клушина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 202.

Словарь по этике /  Под ред. Кона И. — М. , 1981. — С. 337.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Холостовой. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»)

Основные термины (генерируются автоматически): социальный работник, клиент, социальная работа, качество, качество личности, специалист, социальная защита, умение, профессиональная деятельность, Профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность социального работника – это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций.

От уровня ее развития в значительной мере зависит успех, достижения или провалы в деятельности социального работника. Профессиональные и специальные компетенции направлены на формирование профессионального мастерства. Профессиональное мастерство социального работника представляет собой совокупность качеств, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по социальной защите населения.

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.

Известно, что профессия – это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизирующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.

Профессионализм в социальной работе – это постепенно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

· профессионального призвания;

· глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;

· духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;

· профессионального мастерства;

– объективно-критического отношения к своей деятельности;

· профессиональных знаний и профессиональных умений;

· способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;

· профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.

Профессиональное мастерство как составная часть профессионализм в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:

· высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;

· высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;

· максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

· надежность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе;

· умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме;

· умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход клиенту и его проблемам.

Иными словами, профессиональное мастерство – это уровень овладения индивидом своей специальностью, своей профессией; это показатель приобщения работника социальной службы к профессионализму в социальной работе.

Таким образом, взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов:

· каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;· каждый человек имеет право на самореализацию;

· социальные работники привержены принципам социальной справедливости;

· социальные работники все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением. Социальные работники помогают каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации. Социальные работники уважают основные права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, созданными на основе Декларации. Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники соблюдают оправданную конфиденциальность даже в том случае, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями. Социальные работники работают в тесном сотрудничестве со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Социальная работа – одна из самых гуманных и необходимых профессий на свете. За 100 лет своего существования социальные работники в различных странах мира, включая Россию, помогли десяткам миллионов людей обрести достойную жизнь и уважение к себе. Они повлияли на общественное мнение, политику государства и социальное устройство общества, ориентировав их на гуманистические цели и институты. Социальные работники – это те, кто заботится о людях, стремится сделать их жизнь лучше, кто разделяет с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, кто умеет сострадать и помогать. Предшественниками нынешней социальной работы являются благотворительность и филантропическая деятельность – безвозмездная помощь нуждающимся людям, пожертвования богатых в виде денег и вещей в пользу бедных и нищих, устройство сиротских приютов, богаделен, хосписов, помощь детям, отстающим в развитии, инвалидам, психически нездоровым людям, престарелым и немощным.

Социальные работники активно помогают смягчить проблему социальной адаптации и неравенства, отвечают на запросы тех людей, кто оказался на периферии общества, в социальной изоляции, чьи права нарушаются. Они трудятся в общественных учреждениях и ведомствах, частном бизнесе, госпиталях и клиниках, школах, надомном обслуживании, отделах полиции, судах и других местах. В зарубежных странах социальные работники обслуживают отдельных людей, семьи и общины. Они могут быть менеджерами, супервайзерами и администраторами. Они служат на всех уровнях правительства. Они – преподаватели, терапевты и исследователи. Все чаще они становятся политическими деятелями и законодателями.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Профессиональная компетентность специалиста социальной работы, задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы – от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяется развитием профессиональной компетентности специалиста социальной работы. От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. ), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в зависимости от случая как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. Социологические методы он использует при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине – не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.

Социальная работа есть специфическое общественное явление, которое может быть охарактеризовано следующим образом: ) Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

В понятие профессиональной компетентности входят:

– Методическая компетентность – владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методами социальной работы.

– Социальная компетентность – под ней понимается социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, также его ассертивность, коммуникативность и самоэффективность.

Успешность социального работника зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях, но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональном составе. По степени выраженности той или иной компетентности социальных работников условно можно поделить на следующие группы:

– При ярко выраженной методической компетентности социального работника можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий создавать события. Наиболее подходящий для него вид деятельности – из категории «человек-человек».

-При ведущей социальной компетентности социального работника можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община».

Понятие «профессионализм» является ключевым при определении сути профессионально-важных качеств и профессиональной компетентности социального работника. В современном осмыслении, используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями.

Задача развития профессиональной компетентности состоит в извлечении из практического опыта вопросов и размышлений, углубляющих процесс освоения знаний и навыков. Практик должен видеть в процессе социальной работы альтернативы, которые в современной практической работе в какой-то момент не реализуются.

Сущность эффективной деятельности социальных служб выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективность деятельности социальных служб можно сформулировать следующим образом – это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально.

Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

Список литературных источников

Алмазов Б. , Беляева М. , Бессонова Н. Методика и технологии работы социального педагога. : Академия, 2006. – 192 с.

Ананьев В. Практикум по психологии здоровья. СПб. : Речь, 2011. – 320 с.

Альперович В. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 336 с.

Бочарова В. Социальная педагогика. : Сфера, 2004. – 352 с.

Гуревич И. Социальная психология здоровья. СПб. : Питер, 2004 – 612

Гамезо М. , Домашенко И. Атлас по психологии. : Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

Горбатов Д. Практикум по психологическому тестированию. Самара. : БахраХ-М, 2006. – 272 с.

Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г. СПб. : Речь, 2011. – 950 с.

Ильин Е. Психология индивидуальных различий. СПб. : Питер, 2004. -701 с.

Козлов А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. : Международный проект, 2004. – 356 с.

Кравченко А. Социальная работа. : Проспект, 2008. – 416 с.

Кузьмин К. , Сутырин Б. История социальной работы. : Академический проект, 2004. – 480 с.

Кучинский Г. Психология внутреннего диалога. Минск: Высшая школа, 2004. – 213 с. Нестерова Г. , Астер И. Технология и методика социальной работы. СПб. : Имена, 2006. – 168 с.

Основы психологии. Практикум. Под редакцией Столяренко Л. Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 703 с.

Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н. : Академия, 2004. – 288 с. Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П. : ИНФРА-М, 2006. -560с.

Фирсов М. , Студенова Е. Теория социальной работы. : ЭКСМО, 2005 – 356 с.

Холостова Е. Практикум по социальной работе. : Дашков и К, 2008. 296 с.

Состав компетенций специалиста по социальной работе.

Компетенция – это знания, умения и опыт, необходимый для решения теоретических и практических задач.

Компетентность выступает как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.

Состав компетенций специалиста составляют:

Академические компетенции – это знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться.

Социально-личностные компетенции – культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.

Профессиональные компетенции – это способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек— человек», а его работа заключается в оказании помощи конкретному человеку — клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации.

В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие виды компетентности: специальная деятельностная; коммуникативная; личностная; индивидуальная.

Специальная деятельностная компетентность в социальной работе выражается:

В понимании предназначения профессии специалиста социальной работы;

В овладении нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;

В достижении высоких результатов в решении проблем клиента;

В профессиональном мастерстве;

В профессиональном мышлении, профессиональной интуиции, самостоятельности в решении проблем клиента;

В оптимальной психологической цене результата, отсутствии усталости и перегрузки.

Коммуникативная компетентность в социальной работе:

Отнесение себя к профессиональной общности;

Овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

Направленность профессиональных результатов на благо клиента;

Социальная ответственность за свои профессиональные действия;

Умение сотрудничать, легкая совместимость;

Готовность к изменениям в межличностных отношениях, умение воздействовать на эти процессы;

Умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направить его на решение нужд клиентов.

Личностная компетентность специалиста социальной работы:

Устойчивая профессиональная мотивация;

Наличие позитивной я-концепции, самоценность;

Творческая установка, сознательное профессиональное творчество в работе с клиентом;

Приспособление себя к профессии и профессии к себе;

Преобладание положительного эмоционального настроя;

Индивидуальность в профессиональной работе с клиентом;

Удовлетворенность трудовым процессом.

Индивидуальная компетентность специалиста социальной работы:

Целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

Принятие себя как профессионала;

Саморазвитие профессиональных способностей;

Интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха;

Сильное целеполагание, помехоустойчивость;

Построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;

Опора на прошлый опыт в работе с клиентами;

Обращенность результатов своего профессионального развития на благо других людей, своих клиентов.

Для специалиста по социальной работе наиболее важными являются такие компетенции, как умение слушать, отзывчивость, бескорыстность. Высокомерие, конфликтность и эмоциональная неустойчивость являются неприемлемыми при оказании услуг в социальной сфере. Высокий профессионализм данной категории работников социальной сферы связан как с наличием профессионально важных, так и личностных качеств. Подчеркивается, что на формирование профессионально важных качеств накладывает отпечаток деятельность социальных работников.

Специалист по социальной работе должен знать: основы гуманитарно-социальных дисциплин, включая философию, историю Беларуси, культурологию, экономическую теорию, политологию, социологию, основы права, эстетику, логику, религиоведение, права человека; педагогику, психологию, белорусский язык, иностранный язык, культуру речи, основы медицинский знаний, экологию, основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства, отечественную и мировую литературу, социальная коррекция и реабилитация, социальная психология, психодиагностика, современные социальные службы , менеджмент и маркетинг социальной работы, занятость населения и ее регулирование основы психиатрии, возрастная психология.

Должен знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; – знать основы педагогики и ее социальных разделов; – знать формы, средства и методы педагогической деятельности; – знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения; – знать национальные особенности быть и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе; – знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану детства и материнства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; – знать порядок и организацию опеки и попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно- воспитательные учреждения; – знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; – знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, обслуживание людей пожилого и старческого возраста;

Успешность решения профессиональных задач, стоящих перед специалистом по социальной работе во многом будет определять уровнем его профессиональных умений.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *