Профессиональные компетенции современного педагога дошкольного образования

Нина Шпак
Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми

МБДОУ №15 «Золотой петушок»

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей

Утвержден и начал работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога.

Содержание профессионального стандарта педагога (часть 5)

Профессиональные компетенции педагога (воспитателя) дошкольного образования отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования:

1) Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2) Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;

3) Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

4) Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5) Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную.

6) Уметь планировать и корректировать образовательные задачи.

7) Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.

8) Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды

9) Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.

10) Владеть ИКТ-компетенциями.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

– умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование, которое и является основным в формировании профессиональной компетенции педагога любого уровня.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свою квалификацию, что ведёт к отставанию и не знанию передовых технологий, а это напрямую сказывается на воспитательно-образовательном процессе воспитанников.

Существуют различные формы самообразования. основные из них:

изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.

Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.

Происходящие инновации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Формы повышения профессионализма

-мастер-класс, круглый стол, консультации, семинары, обмен опытом, открытый показ, деловая игра.

Как показала практика, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов па учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми

Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентации в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и проявления ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной. ФГОС ДО нацеливает на реализацию целевых ориентиров. Целевые ориентиры – это социально-нравственные характеристики возможных достижений дошкольников при окончании дошкольного учреждения, которое обязательным в системе общего образования не является. Однако, недостатки в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров всех категорий дошкольных работников, обнаружившиеся в связи с изменившимися социальными ожиданиями общества и с переходом от авторитарной к гуманной педагогике, делают решение этой проблемы медленным. Но тем не менее мы не можем отставать от передовых технологий, мы должны соответствовать Содержанию профессионального стандарта педагога

• Иметь высшее образование

•Знать программы обучения

•Уметь планировать и анализировать работу

•Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.

•Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей

•Уметь объективно оценивать возможности детей, используя

разные формы и методы контроля

•Владеть ИКТ-компетенциями.

Храменкина Светлана
Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования

В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на общедоступное и бесплатное образование на каждом его уровне. Кроме того, за последние годы произошли большие изменения и в системе дошкольного образования. Дошкольные учреждения вступили в период глубоких качественных изменений. С вступлением в силу ФЗ от 29. 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования, что, несомненно, является фундаментом всей образовательной системы. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Премьер Министр Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что «. Современный стандарт дошкольного образования не должен повторять школьный стандарт. В первую очередь он должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей». Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи. Это: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей. Целью дошкольного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование предпосылок универсальной учебной деятельности. Современный дошкольник должен научиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, быть коммуникативным. Давно затянувшийся период реформирования дошкольного образования, необходимость развития педагогического потенциала и широкий спектр направлений совершенствования образовательной практики дошкольных учреждений требуют ускоренного совершенствования образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования до уровня, соответствующего современному стандарту.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов в комментариях к ФГОС ДО подчеркнул, что в современном детском саду ребёнка ценят, а не оценивают и дошкольные учреждения должны создавать такие условия, при которых дети полноценно развиваются, им интересно, и в итоге полноценно проживают период дошкольного детства и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу.

Поэтому образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость таких изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС ДО, который предусматривает урегулирование профессиональных взаимоотношений в сфере дошкольного образования

На первоначальном этапе введения ФГОС ДО существуют определённые затруднения педагогических кадров, связанные с устаревшим традиционным подходом педагогов к профессиональной деятельности и руководителей ДОУ к оценке деятельности педагога. Современный стандарт требует отказа от сложившейся за многие годы устойчивой методики проведения занятий и накопленных методических разработок.

Все выше указанные существенные изменения в системе дошкольного образования повышают требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Проблема введения Федерального государственного образовательного стандарта не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится всё более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

Необходимо привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогов и создать такой климат, который рассматривал бы образование как один из основных ресурсов страны.

Становление новой системы дошкольного образования требуют радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. В условиях реформирования образования кардинально меняется и статус педагога, и его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящее время отмечается, что востребован педагог творческий, креативный, компетентный, способный к формированию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника

Сегодня каждому педагогу необходимо серьёзно работать над повышением своей компетентности, которая позволит ему организовать свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде Достижения нового качества дошкольного образования возможно только при этом условии. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня его компетентности, характеристика которой дана в Профессиональном стандарте педагога. Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, дать новый импульс профессиональному развитию. Постоянная готовность педагога, т. е его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют профессиональную компетентность педагога, а, следовательно, являются основополагающим фактором качества его профессиональной деятельности.

Современному педагогу должны быть присущи личностные и профессиональные качества, отражающие структуру его профессиональной деятельности. Особое значение приобретает формирование у него умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, и всего педагогического коллектива. Профессиональное развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентноспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ. Таким образом, современному дошкольному образованию необходим педагог, способный организовать «зону ближайшего развития» воспитанников, учитывать в общении с ребёнком особенности детского развития, обладающий профессиональной критичностью, владеющий компетенциями в отношении обоснования программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей.

Профессиональная деятельность в контексте ФГОС ДО определяет параметры современного педагога-дошкольника, к достижениям которых необходимо стремиться:

• мотивационная осознанная готовность к инновационным преобразованиям

• понимание современных приоритетов дошкольного образования

• стремление к личностному и профессиональному развитию

• активизация рефлексии собственной профессиональной деятельности;

• самореализация педагогов в профессиональной деятельности

Успешность профессиональной деятельности на современном этапе зависит, прежде всего, от внутреннего самосознания и потенциала самого педагога.

Нам выпала честь участвовать в реальном преобразовании системы дошкольного образования, ориентированного на саморазвитие и успешную самоактуализацию будущего поколения. А, как известно, будущее начинается сегодня с каждого из нас. Только любящий педагог, истинный воспитатель способен мужественно и целеустремлённо идти к вершинам профессионального мастерства. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую и созидательную личность.

ИРИНА КУРМАНОВА
Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Слайд 2. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог – практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, внешний вид, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др. ) Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Слайд 3. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Исходя из вышесказанного свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Термины применяющиеся к современному педагогу :

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Слайд 4. Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Так вот, в Профстандарте в п. 5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

Педагог должен выполнять трудовые действия:

Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы

Развитие профессионально значимых компетенций

Формирование психологической готовности детей к школьному обучению

Организация различных видов детской деятельности

Слайд 5. Педагог должен уметь :

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

Владеть ИКТ-компетентностями.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Слайд 6. Педагог должен знать :

Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребёнка.

Рабочую программу и методику обучения.

Закономерности развития ребёнка и детской деятельности.

Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Слайд 7. Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, эмпатию.

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – используя как вербальные средства общения – это грамотно и правильно поставленная речь педагога, так и не вербальные средства. Одним из которых является манера одеваться.

Немного остановлюсь на последнем пункте.

Речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.

К качеству речи педагога применимы следующие требования:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Самые распространё нные ошибки в речи воспитателя:

Употребление слов-паразитов: слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «по-любому» «жесть», «вобщем», слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр». Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но речь педагога не должна состоять преимущественно из них!

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, и т. , а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов: хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, сижа – сидя, заплотит – заплатит, ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть»

Над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя в общении с родителями. Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще. Не только от того, что мы говорим, но и как говорим зависит результат общения с родителями, их отношение к педагогу.

В отношениях с родителями и коллегами не допустимы панибратские отношения. Обращаться друг к другу следует только на Вы и по имени-отчеству.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

Стиль одежды.

Так, классический (деловой) стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются с высоким статусом партнера по общению, свидетельствуют об аккуратности и опрятности его владельца.

К деловому костюму относят следующие сочетания элементов одежды: жакет (или сюртук) с юбкой (или брюками) и блузой; жакет (или сюртук) с платьем в тон.

Предпочтительны однотонные расцветки ткани делового костюма, допустимы варианты не ярких полос в сине-серой, сине-коричневой палитре, клетка только среднего размера, неконтрастная, в сочетании синего, коричневого, серого. Исключены абстрактные (круги, ромбы, контрастные полосы и клетка, растительные рисунки (цветы, изображения людей и животных. Варианты цветовой гаммы для блузы – в пастельных тонах.

В дополнение к классическим цветам современного делового костюма (серому, черному и темно-синему) допускаются приглушенные оттенки темно-красного, темно-зеленого, оливкового, светло-серого, песочного цвета.

Длина юбки может варьироваться, но не должна быть на 5 см выше (ниже) колена. Величина разреза на юбке не должна превышать 1/3 длины юбки.

Деловой костюм может быть дополнен шейным платком, шарфом или галстуком, который должен гармонировать с костюмом, освежать его.

В выборе обуви следует придерживаться классических моделей из матовой кожи, предпочтительно с закрытым носком и пяткой, без высокой платформы, на среднем (не более 10 см) каблуке.

Цвет обуви должен быть выдержан в темных тонах или соответствовать цвету костюма.

Ношение колгот (чулок) желательно и в теплое время года. Ношение гольфов возможно только с брюками.

Прическа должна быть аккуратной: длинные волосы убраны в хвост или пучок, короткие – аккуратно пострижены и уложены. Волосы естественных тонов.

В макияже необходимо придерживаться чувства меры, не использовать сложный макияж, яркую губную помаду, агрессивный контур для глаз.

Ногти должны выглядеть опрятно, быть аккуратно подстрижены, примерно одной длины, такой, чтобы не затруднять работу на клавиатуре ПК. Декоративный лак – нейтральных тонов.

В качестве украшений предпочтительны серьги классического стиля, обручальное кольцо, цепочка с кулоном, часы. Допустима современная бижутерия среднего размера (серьги и кулон). Не желательны яркие, крупные и блестящие украшения.

Неприемлема одежда и обувь спортивного и пляжного стиля, в том числе джинсовая одежда, шорты, брижди, капри, открытые сарафаны, футболки, тенниски, спортивные свитера.

Слайд 8. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. В соответствии с «Профессиональным стандартом педагога» воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Слайд 9. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Слайд 10. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Слайд 11Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Слайд 12. Образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений

Слайд 13. Исследовательских: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др. ); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.

Слайд 14. Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. , в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.

Слайд 15. Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

Слайд 16. Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием.

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Слайд 17. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

• работа в методических объединениях, творческих группах

• исследовательская, экспериментальная деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

• различные формы педагогической поддержки

• активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

• обобщение собственного педагогического опыта

• способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Слайд 18.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

В заключении хочу сказать, что воспитатель 21 века – это:

– Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

– Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

– Имеющий достойный внешний вид обеспечивающий моральное право на самоуважение, способствующий укреплению доверия граждан к работникам системы образования, который влияет на поведение и проступки обучающихся и их родителей.

Методические рекомендации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного образовательного процесса; создание предметно-пространственной развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

умения результативно формировать представления воспитанников в соответствии с образовательной программой;

руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста;

взаимодействовать с воспитанниками.

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (приложения 1,2);
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход иокончание.
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:

по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые; по       дидактическим  задачам  —   усвоение   нового,  закрепление  ранее

приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др. ; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

В занятии используются разные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др. ), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др. ), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др. ; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).

Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическоенастроение.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа–

диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

Игровые методы – дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках меж выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевыеигры.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемыеситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок ит. ,        игры-драматизации,

элементы творчества иновизны,

юмор и шутка (учебныекомиксы).

Для развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность    окружения,    мотивирование    деятельности,    исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Игра как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели дошкольного образования наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, можно сделать вывод, что игра может пронизать всю жизнь детей в учреждении дошкольного образования, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *