Профессиональные компетенции современного педагога по фгос

Профстандарт и компетенции

Мир развивается небывалыми темпами, и эксперты отмечают, что сегодня нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось десять лет назад. Перед нами большие перспективы: занятия по технологии могут не только увлечь ребят новизной инженерной мысли, но и стать точкой преобразования учебного материала из разных предметов в практические навыки. Подробнее об обязанностях и возможностях учителей технологии рассказала Вера Бармина, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО «Нижегородский Институт Развития Образования».

26 июня 2019

Строим модель профессиональных компетенций учителя технологии

Для начала дифференцируем понятия компетенция и компетентность. Первое обозначает совокупность конкретных профессиональных качеств — как правило, прописанных в регулятивных документах, без привязки к отдельно взятому человеку. Компетентность же — более субъектная вещь, характеристика человека, авторитетного в определенной области. В ФГОС по направлению «Педагогика», профессиональная компетентность педагога определяется как способность человека решать типичные профессиональные проблемы и профессиональные задачи, которые могут возникнуть в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

  • Копетенция в ведении образовательного процесса
  • Компетентность в организации воспитательной работы
  • Компетентность в установлении контактов с родителями
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников
  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ
  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями
  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования
  • Креативная компетентность педагога
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса
  • Компетентность в создании предиетно-развивающей среды
  • Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
  • Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельноси и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Существуют разные модели компетенций учителя — в интернете встречается множество вариантов. Однако любая модель должна опираться на правила и рекомендации из официальных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
  • ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897)
  • Профессиональный стандарт «Педагог» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н)
  • Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253)

Профессиональные компетенции современного педагога по фгос

Технология. 6 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь предназначена для занятий с использованием учебника технологии для учащихся 6 класса, в котором представлены разделы «Творческая проектная деятельность», «Оформление интерьера», «Создание изделий из древесины и металлов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария». В тетради содержится вспомогательный графический и контрольный материал к практическим занятиям. Специально разработанные тесты помогут школьникам проверить знания, полученные на уроках технологии.

Требования государства вы можете актуализировать с учетом социального окружения, региональной стратегии развития, миссии школы. Чаще всего в моделях выделяются предметные и метапредметные компетенции учителя. Рассмотрим их подробнее.

Предметная компетентность учителя технологии согласно ФГОС

Можно выделить следующе составляющие предметной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС и Примерной образовательной программы:

  • Владение предметом (когнитивный, операциональный, ценностно-смысловой, творческий компоненты).
  • Определение места и роли предмета в системе общего образования.
  • Анализ и выбор УМК как основы организации образовательной деятельности по предмету.
  • Способность проектировать и реализовывать рабочую программу по предмету как индивидуальный инструмент реализации ФГОС.

В новых стандартах личностные и метапредметные результаты стоят впереди, однако осваиваются они все же на основе предметного содержания. Следует отметить, что среди школьных предметов только в стандартах технологии на втором месте стоит важнейший предметный результат: «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда». Таким образом стандарт фактически ставит технологию во главу угла в направлении школьных проектов.

Примерная образовательная программа «Технология» меняет методологию и подходы к организации технологического образования в основной школе. Она включает:

  • Современные материальные, информационное и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
  • Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  • Построение образовательной траектории и планов в области профессионального самоопределения.

Существует три вида учебных программ — примерная из реестра, авторская от издательства и рабочая, утвержденная образовательной организацией. Практика показывает, что авторская программа учебника как раз и становится рабочей. Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько популярных курсов технологии, вошедших в Федеральный перечень: УМК Симоненко В. (традиционная линия), УМК Симоненко В. (универсальная линия), УМК Сасовой И. (метод проектов), УМК Кожиной О. (технология как обслуживающий труд) и УМК Казакевича В. (технологи как технологический труд). Недавно издательство представило долгожданные пособия по сельхоз труду, а также технологические карты на замену некоторым методическим пособиям.

Роль метапредметных компетенций учителя

Универсальные учебные действия, как известно, бывают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В рабочую программу их следует вписывать так же, как они представлены во ФГОС. Возьмем, к примеру, результат: «Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». Соответственно, в рабочей программе должно быть представлено: «Принимать и удерживать цель. » «Формулировать цель деятельности по решению учебной проблемы, предложенной учителем. », «Формулировать цель деятельности, работая в группе. », ” Формулировать цель по шаблону (алгоритму), предложенному учителем.

В календарно-тематическом планировании необходимо представить полную модель развития универсальных действий, разбитую по урокам. Логично вписывать в один урок не более трех УУД, поскольку должно оставаться время и на предметное содержание. Например, вы планируете урок-экскурсию в краеведческий музей. В этом случае можно отметить, что ученики будут устанавливать причинно-следственные связи (причины возникновения тех или ремесел на данной природной местности).

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты (Л, М, П)

Вид контроля

Дом. зад. Дата

5 кл. Урок-экскурсия

ДПИ: сущность, виды, многообразие. Народные промыслы моего края. Наблюдение и анализ экспонатов школьного краеведческого музея

П. УУД – установление причинно-следственных связей. №

8 кл. Урок-дискуссия

Сферы и отрасли производства. Структурные подразделения предприятия. Уровни квалификации и образования

Исследоание деятельности предприятия. Анализ структуры предприятия

П. УУД – объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

Что касается проектного модуля, учтем два варианта подхода:

  • Формирование отдельных УУД на каждом уроке параллельно с достижением предметных результатов (традиционный подход).
  • Формирование системы взаимосвязанных УУД в рамках нескольких уроков, на которых осуществляется проектная (исследовательская) деятельность.

Для примера возьмем урок «Зачистка изделий из древесины», направленный на формирование и отработку умений. Школьники буду учиться выполнять зачистку поверхностей деталей из древесины. Варианты регулятивных УУД: «Ученик научится оценивать результат своей деятельности по сформулированным вместе с учителем критериям» или же «Ученик научится составлять алгоритм действий в соответствии с учебной задачей».

Так учитель постепенно передает свою метапредметную компетентность ученикам, помогая им применять в жизни новые знания. В целом можно сказать, что предмет «Технология» выходит на новый уровень, следуя небывалым темпам развития окружающей действительности. В нашей жизни происходят существенные изменениями, и они влекут за собой повышение требований к учителю практико-ориентированного направления — технологии.

Требования современных стандартов

к профессиональной компетентности педагогов

Профессиональная компетентность педагога – обязательная  составляющая его профессионализма и педагогического мастерства.

Понятие “компетентность” получило широкое распространение сравнительно недавно. В конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. Смысл понятия “профессиональная компетентность” очень близок к смыслу таких понятий, как “профессионализм”, “квалификация”, “профессиональные способности” и др.

Содержательная сторона профессиональной компетентности педагога  давно находилась под пристальным вниманием исследователей. Но в настоящее время многие из аспектов этого понятия приобретают новое звучание и важность. Происходит это по причине появления разнообразных стандартов, которые предъявляют свои актуальные требования к людям педагогического труда.

Рассмотрим современные  стандарты и определим их влияние на понятие профессиональной компетентности педагога.

С 2011 года профессиональные образовательные организации начали активную работу по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, основной отличительной особенностью которого от предыдущего государственного образовательного стандарта  стало наличие следующих стандартизируемых моментов:

-структура программы подготовки специалистов;

– требования к условиям реализации программы;

– требования к результатам освоения программы.

В данном стандарте появляется понятие вида профессиональной деятельности (ВПД) и появляются следующие результаты освоения программы: знания, умения,  практический опыт, профессиональные компетенции и общие компетенции.

Обратим внимание на то, что  профессиональная компетенция от опыта деятельности отличается наличием результата и качества.

Под профессиональной компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений,  практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Под общей компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений,  практического опыта в различных профессиональных сферах.

Преподаватели профессиональных образовательных организаций знакомы с формулировками профессиональных и общих компетенций, которыми должен обладать выпускник СПО. Посмотрим, какие требования предъявляет ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование (утвержден Приказом Минобрнауки России от 04. 2015 N 1426,  зарегистрирован в Минюсте России 11. 2016 N 40536).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность:

готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность: способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12)

культурно-просветительская деятельность: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Обращает на себя внимание тот факт, что в стандарте высшего образования мы  прослеживаем достаточное количество профессиональных компетенций, связанных с воспитанием, индивидуализацией обучения и воспитания, что осталось пока недостаточным в стандарте среднего профессионального образования. Почему это так? Дело в том, что ФГОС ВО уже учел многие требования Профессионального стандарта, который появляется в 2013 году.

На сегодняшний день существует два профессиональных стандарта:  Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утвержден в октябре 2013 года и не вступил в действие по сей день, планируется его введение с 1 сентября 2019 года) и  Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (утвержден в сентябре 2015 года и применяется с 1 января 2017 г.

В профессиональном стандарте появляется новая терминология: обобщенная трудовая функция, трудовая функция, необходимые знания, необходимые умения. Однако, при ближайшем рассмотрении мы видим, что можно найти много общего между ФГОС и Профессиональным стандартом.

Приведем пример соотнесения требований профессионального стандарта  «Педагог» и ФГОС СПО по специальности 44. 02  Преподавание в начальных классах

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»ФГОС СПООбобщенная трудовая функция  «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ»Трудовая функцияПедагогическая деятельность по реализации программ начального общего образованияВид профессиональной деятельности  «Преподавание по программам начального общего преподавания»Необходимые знанияЗнать основы организации обучения младших школьниковЗнания Знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологииНеобходимые уменияВладеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятийУменияУметь использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем предметамТрудовые действияПланирование и проведение учебных занятийПрактический опытИметь опыт определения целей, задач обучения при составлении конспектов уроковПрофессиональная компетенцияОпределять цели и задачи, планировать уроки. Проводить уроки

В данной таблице отсутствует такой результат как общие компетенции. Дело в том, что содержательно общие компетенции пронизывают все содержание профессионального стандарта. Они встречаются и в знаниях, умениях, трудовых действиях. Вот,  например, какие требования предъявляются в стандарте к ИКТ-компетентности учителя.

Знать психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях

Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы

Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц.

В последние годы много внимания уделяется и требованиям стандартов WSR. В 2012 году Россия присоединилась к движению WorldSkills International, основной миссией которого является повышение престижа рабочих профессий. С 2015 года мы активно стали изучать стандарты WSR, которые предложены в техническом описании по каждой компетенции.

Приведем пример фрагмента технического описания по компетенции Дошкольное воспитание.

Здесь мы видим такие разделы, как:

– соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей;

– поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

– использование информационно-коммуникационных технологий;

– коммуникативные навыки, творческий подход.

Что это,  если не общие компетенции в образовательном стандарте!?

А само содержание этих разделов – знания, умения, профессиональные компетенции. Что же нового предлагает нам данный стандарт? Содержательная его сторона та же, что и в федеральном государственном образовательном стандарте  СПО, однако здесь нам предлагают быть более мобильными, призывают активно применять в работе новые средства обучения, методы и приемы, которые зачастую просто хорошо забыты.

Таким образом, рассмотрев требования современных действующих стандартов, можно сделать вывод: сегодняшний федеральный государственный образовательный стандарт СПО нас уже не устраивает, так как он не учитывает всех требований, предъявляемых на сегодня к педагогу профессиональным стандартом. В  него необходимо внести новые виды профессиональной деятельности, в частности профессиональный модуль о воспитании, работу с одаренными детьми, работу по реализации программ инклюзивного образования, работу с девиантными социально запущенными обучающимися, мониторинг и экспертизу качества обучения, соответствующие международным стандартам. Кроме того, регулярного пересмотра требует содержание многих междисциплинарных курсов и дисциплин, чтобы их содержание  соответствовало требованиям современных стандартов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Подготовила: Е. Пузанова Учитель русского языка и чтения г. Комсомольск –на- Амуре 29 марта 2022 год

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно – исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно – коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции , необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования

Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. ) Компетентным считается такой труд учителя , в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А. ) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В. ) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В

Вывод: «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Предметная КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Предметная Общепедагогическая КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная Информационно- коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности Познавательно- творческая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная Предметная

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации Работа в методических объединениях, творческих и сетевых группах Исследовательская, экспериментальная и творческая деятельность Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий Различные формы педагогической поддержки Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Использование ИКТ Аттестация педагогов, повышение квалификации

Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС

Чулякмина Мадина Исхаковна,

учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №7

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, дисциплинированность, гибкость в мышлении. Помимо личностных качеств учитель должен обладать профессиональными качествами: научная увлеченность, широкий культурный кругозор, ораторское искусство, педагогическое мастерство и другие. Так, мы видим, что личность учителя составляет сложный комплекс знания своего предмета и профессиональными навыками. В связи с этим в новых государственных стандартах ФГОС предусмотрены определенные профессиональные компетенции педагога, которые включают требования к вышеперечисленным умениям и навыкам учителя для достижения качества выполняемой деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Одной из первых компетенций является предметная, которая требует у учителя четкого владения своим предметом, а также методологию и методику преподавания его. Рассмотрим данную компетенцию на примере учителя истории и обществознания. Учитель должен владеть не только теорией по своему предмету, но и теорией взаимодействия общества и природы и природы, культуры и бытия. Овладение знаниями об основных этапах событий истории мира и России, способность применять понятийный аппарат исторического знания, определение и обоснование своей точки зрения на то или иное событие, а также способность применять исторические и историко-культурные знания на практике.

Следующей компетенцией является общепедагогическая компетенция, которая требует теоретических и практических знаний в области психологии, психофизиологии обучающихся. Данная компетенция включает в себя диагностику учащимися совместно с учителем достигнутых результатов, а также планирование его дальнейшего обучения. Обязательное использование иных источников информации помимо учебника. От учителя также требуется планировать образовательный процесс исходя из общего уровня подготовленности учащихся и их психологических особенностей. Организация викторин, конкурсов, олимпиад – все это отражает общепедагогическую компетенцию.

Профессионально-коммуникативная компетенция учителя требует от него овладение эффективными навыками общения. Она позволяет учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, успешно взаимодействовать с обучающимися, становиться наставником для них. Также ораторское мастерство учителя позволяет ему доступно, эффективно, увлекательно донести информацию до учащихся.

Согласно ФГОС СОО и ООО управленческая компетенция также необходима учителю в осуществляемой деятельности. Это подразумевает под собой умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Педагог должен уметь отбирать содержание материала, приемов, методов и средств обучения, организовывать деятельность учащихся, где ведущая роль в познании отводится им, а сам учитель не превращается в «говорящую голову». И, конечно, учитель должен уметь проводить самоанализ своей деятельности для корректировки образовательной траектории.

Еще одна из компетенций, которая необходима учителю- инновационная. Она подразумевает под собой способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, критическому мышлению. Учитель должен подходить творчески к работе, быть креативным и предприимчивым, в какой-то степени новатором.

Рефлексивная компетенция, пожалуй, одна из самых главных компетенций в деятельности учителя. Она позволяет педагогу обобщить свою работу, увидеть со стороны свою деятельность, провести анализ проблемы собственного профессионально-личностного роста и выстроить дальнейшую траекторию действий и заниматься самосовершенствованием.

И последняя, информационно-коммуникативная компетенция учителя по ФГОС требует от него высокий уровень владения ИК- технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса. В современной школе стремительно развивается цифровизация образования, учителю необходимо следить за тенденциями в образовании, «идти в ногу со временем», использовать эффективные электронные ресурсы в образовательном процессе.

Таким образом, мы видим, что современный учитель по ФГОС – это творческая индивидуальность, обладающая вышеперечисленными компетенциями. Данные компетенции необходимо развивать и улучшать в течение всей педагогической деятельности. Они позволяют учителю быть всесторонне-развитой личностью, высоким профессионалом своего дела.

Список использованной литературы

  • Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2005. — 208 с.
  • Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня.- 2006. – № 8.- С. 20-26.
  • Зубарева Г.Е. Системно-деятельностный подход как необходимое условие перехода к новой системе работы. – Казань, 2013. – 413 с.
  • (дата обращения 07.11.2021).
  • Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 336 с.

Любовь Казакова
Профессиональная компетенция учителя, как условие повышения качества образования обучающихся

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании.

Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетентность», «компетенция», соответствующие пониманию современных целей образования.

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов :

• умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;

• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

• уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

• уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

• владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

• использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

• уметь организовать понятийную работу детей.

• воспитание учащихся.

И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования.

Профессиональная компетенция педагога :

· активная жизненная позиция;

· профессиональные знания и умения;

· профессиональные личностные качества;

· творческие умения.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.

Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.

Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций :

• Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

• Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

• Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

• Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:

• Способность к самоанализу, к само размышлению.

• Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

• Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.

• Восприимчивость к новаторам.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.

Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога :

самостоятельное изучение методической литературы;

работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах.

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;

системная подготовка и/ или переподготовка;

посещение проблемных семинаров и вебинаров.

Обобщение и распространение опыта:

конкурсы/ проекты (очные, дистанционные);

обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, семинарах, конференциях.

Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения : очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.

Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессионально – педагогической деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Педагог должен понимать, что:

– нужно быть готовым к постоянным переменам;

– строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

– главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

– любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно владеть новыми компетенциями в образовании :

– работа с одарёнными воспитанниками;

– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– обучение детей, для которых русский язык не является родным;

– работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющие серьёзные отклонения в поведении и др.

Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках и внеурочной деятельности?

Компетенции Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

Участие в проектах.

Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Проведение экспериментов.

Работа с учебником.

Фотографирование объектов.

Работа над рефератом.

Участие в экскурсии.

Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Поиск информации в библиотеке.

Поиск информации в электронных энциклопедиях.

Поиск информации в школьной медиатеке.

Использование информации из Интернета.

Создание презентации.

Создание буклета.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются :

• грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);

• умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия;

• профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества : социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы. Это не администратор, а скорее инноватор. Он не поручает то-то сделать так-то, а вдохновляет людей. Основа его действий не план, а видение перспективы. Он доверяет людям, полагается на них, верит в способности каждого. Это энтузиаст, не только принимающий решения, но и превращающий решения в реальность. Это человек инициативный, творческий, гибкий, умеющий изменять себя. Он энергичен и работоспособен.

Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *