Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Профессиональные компетенции (профессионал)

Профессионалами становятся далеко не все. Для достижения этого уровня специалисту необходимо непрерывно учиться, анализировать ситуацию на разных рынках, развивать свои сильные стороны. Компетенции профессионалов в сфере закупок:

  • со складами (управляют товарными запасами)
  • бухгалтерия (контролируют актуальный документооборот)
  • финансовые службы (планируют кредиторскую задолженность и платежи, контролируют оборачиваемость запасов)
  • маркетинг (управление медиа-планами)
  • Умеют определять потребности в товарах на будущие периоды. Профессионалы могут выявлять потенциальные излишки товаров, разделять их на сверхзапасы и неликвиды, предвидеть дефицит товаров, прогнозировать ход переговоров с поставщиками, и т.д.
  • Управляют цепями поставок. Профессионалы определяют необходимый товар, находят и выбирают поставщиков в соответствии с квалификационными требованиями, договариваются об условиях поставки, выстраивают бизнес-процесс от заказа товара до момента его реализации.

Уделяйте время саморазвитию и повышайте квалификацию

Специалист по участию в торгах должен иметь на руках документы об образовании и сертификаты, свидетельствующие о постоянном повышении квалификационного уровня. Чтобы стать профессионалом в этой области, мало 1-2 раза прийти на курсы переподготовки и прослушать вебинар.

Сейчас закупочная деятельность регламентируется 2 законами: 223-ФЗ и 44-ФЗ. Для понимания правил её организации нужно хорошо разбираться в:

  • статьях вышеупомянутых законов
  • локальных нормативно-правовых актах
  • гражданском законодательстве и пр.

Тендерный специалист должен развиваться в своей профессиональной области. Не лишним будет поучаствовать в конференции и поупражняться в ораторском мастерстве, прочитав доклад перед большой аудиторией.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона № 44-ФЗ, призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195. 1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10. 2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно: данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. Это означает, что необходимо соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер, например, для разработки должностных инструкций.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Подводя итог, еще раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Развивайте в себе качества сильной личности

Опытного тендерного специалиста всегда можно узнать по характерным чертам:

  • безупречному внешнему виду. Данная работа обязывает поставщика постоянно контактировать с заказчиками и другими людьми. Вряд ли кто-то захочет сотрудничать с неряхой на долгосрочной основе. Скорее, контракт отдадут человеку, который умеет вести себя в обществе, носит отглаженный костюм и ухоженную причёску
  • энергичности и активности. Специалист по торгам занимается обработкой целого потока данных. При отслеживании хода процедур ему необходимо сохранять полное хладнокровие. Если такая рутина приносит человеку радость, у него есть все шансы стать востребованным специалистом в сфере закупок
  • навыкам дипломата. Поставщик должен уметь красиво и правильно излагать мысли. Это умение пригодится при взаимодействии с сотрудниками ФАС, чиновниками, коллегами, заказчиками, специалистами технического и закупочного отделов. Нужно с охотой вести диалоги о законодательной базе госзакупок, о судебной и антимонопольной практике
  • эрудированности. У специалиста получится быстрее договориться с заказчиком, если он будет обладать достаточным багажом знаний и грамотно оперировать понятиями.

Растите в профессиональном плане

Чтобы прослыть первоклассным специалистом по торгам, мало участвовать только в электронных аукционах. Не игнорируйте открытые конкурсы, запросы котировок. Согласитесь, намного приятнее выиграть контракт на 10 млн. , чем на 1 млн. Профессионал это понимает и поднимает для себя планку, принимая участие всё в новых и новых сделках.

Развитие навыков тендерного специалиста сопоставимо с развитием мышечной массы у спортсмена, который увеличивает для себя нагрузку на каждой тренировке. Поставщик действует так же – сперва пытается выиграть котировку, потом – небольшой аукцион, следом за ним – крупный конкурс. Его конечной целью является получение многомиллионного контракта.

Обязательные компетенции (специалист)

Поработав в закупках определенное время, сотрудник либо развивается и становится специалистом, либо остается на стадии «сотрудник». Компетенции специалистов:

  • Обладают компьютерной грамотностью. Данная компетенция позволяет специалистам самостоятельно создавать и обрабатывать массивы данных, формировать качественные технические задания для программистов (определять цель, исходные данные, интерфейс и т.д.).
  • Владеют разумной степенью напористости и стремления «идти вперед». Эти качества — залог успешного развития специалиста и компании в целом.
  • Обладают гибким и быстрым умом. Умеют быстро посчитать в уме выгоду и издержки, как конкретное решение при работе с ценой, наценкой, скидкой отразится на финансовом результате компании.
  • Хорошо знают и применяют основные переговорные техники, которые позволяют специалистам в переговорах удерживать цель, прогнозировать ход переговоров, достигать положительного результата.
  • Ориентируются в нормативных документах, регламентирующих закупочную деятельность на уровне государства (законы, положения, налоговые документы и т.д.).

Оставаться в курсе последних изменений

Государство почти ежемесячно вносит поправки в законы, регламентирующие сферу закупочной деятельности. С такой же периодичностью происходит возникновение новых прецедентов в судебной практике.

Чтобы оставаться востребованным специалистом в этой области, важно регулярно актуализировать знания и проходить повышение квалификации.

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Рассмотрим, какие характеристики личности, поведенческие мотивы и профессиональные качества влияют на эффективность работы специалиста. Необходимо применять критерии оценки компетенций сотрудников, позволяющие выявлять особенности выполнения служебных задач в соответствии с требованиями предприятия и ожиданиями клиента.

При формировании мер оценивания рабочего коллектива стоит обратить внимание на особенности деятельности компании, рыночной ниши, где она работает. Следует определить задачи мероприятия по оценке сотрудников с точки зрения целей организации.

Нужно выяснить, какие критерии будут рассматриваться в первую очередь. К примеру, при оценивании основной части коллектива, главным мерилом может выступать качественный уровень работы, соблюдение стандартов сервиса, дисциплинированность, количество выполняемых операций, отсутствие ошибок и др.

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Требования к выдвигаемым критериям:

  • Выполнимость.
  • Объективность: каждый критерий подбирается для определенной должности, а не для личности.
  • Понятность: необходимо четкое понимание, какие именно результаты нужно ожидать от работника.
  • Согласованность с содержанием трудовой деятельности.
  • Мотивация работника на результат.
  • Прозрачность и связь с ключевыми показателями служебной деятельности.
  • Гибкость: возможность корректировки с учетом текущих изменений в организации.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Оценочные критерии сотрудников, как правило, делят на два вида.

Оценка компетенций. Здесь будут оцениваться знания и навыки работника, а также то, как он применяет их на практике. Кроме того, будут анализироваться поведенческие характеристики и индивидуальные особенности специалиста. К наиболее показательным методам оценки компетенций сотрудников относят решение ситуационных заданий с учетом основных особенностей должностных обязанностей.

Оценка результативности. Такие критерии базируются на сопоставлении результатов труда определенного специалиста с запланированными показателями для конкретной должности. Для проведения оценки важно подобрать задания, которые могут обеспечить четкость измерений. Результаты работы могут быть представлены в объемах реализации за определенный отрезок времени, численности проработанных проектов, размере полученного дохода, количестве подписанных договоров и т.

Формированием оценочных критериев, как правило, занимается менеджер отдела кадров вместе с руководством или с теми сотрудниками, которые имеют соответствующие рабочие обязанности. Это нужно для того, чтобы критерии и оценки сотрудника были понятными и соответствовали специфике работы.

Аттестация и переобучение

Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

Должности и функции

Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

Обеспечение закупок

Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

Осуществление закупок

Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

Контроль в сфере закупок

Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и принятым на основании типового положения, утвержденного Приказом Минфина России от 31. 2020 № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Заказчик обязан создать контрактную службу, если его СГОЗ превышает 100 млн руб. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Остальные заказчики самостоятельно решают, создавать ли контрактную службу. Если она не создается, то ее функции выполняет контрактный управляющий.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение заказчиком постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у него отсутствует контрактная служба, заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов

Руководитель контрактной службы назначается на должность приказом руководителя заказчика, лицом, исполняющим его обязанности, лицом, уполномоченным руководителем.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закупочная комиссия является коллегиальным органом, которая имеет полномочия рассмотрения и оценки заявок.

В силу Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии заказчик отдает преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения, заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, в том числе физические лица, подавшие заявки на участие, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  • физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
  • должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст.99 44-ФЗ, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

Члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 44-ФЗ.

Все трудовые функции для специалистов в сфере закупок профстандарт делит на четыре уровня квалификации. Каждый из них описывает свои должности, требования к образованию специалиста и к его профессиональным навыкам.

Уровень квалификации 5

Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов закупки и заключение контракта.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

Уровень квалификации 6

Должность: старший специалист в сфере закупок, консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже бакалавриата.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее трех лет.

  • составление планов и обоснование закупок;
  • осуществление процедур закупок.

Уровень квалификации 7

Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет.

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

Уровень квалификации 8

Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях.

  • мониторинг в сфере закупок;
  • аудит и контроль в сфере закупок.

Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!

Уровни компетенций в закупках

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

В продолжение предыдущей статьи «Компетенции сотрудников закупок» я расскажу, какие компетенции сотрудников отдела закупок являются, на мой взгляд, основополагающими для качественной и эффективной работы компании. Компетенции подразделяются на несколько уровней:

  • первоначальные,
  • обязательные,
  • профессиональные,
  • компетенции мастера.

Профессиональные стандарты

Статья 195. 3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki. gov.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Реестр профстандартовОбщероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядовОбщероссийский классификатор занятий
08. 024 «Эксперт в сфере закупок»26541 «Специалист»2422 «Специалисты в области политики администрирования»
08. 026 «Специалист в сфере закупок»20015 «Агент по закупкам»3323 «Закупщики»

В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций сотрудника — это специальная методика по выявлению профессиональных качеств специалистов. Руководитель, опираясь на ее результаты, может принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности труда и сформировать планы квалификационного развития работников.

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций персонала имеет непосредственную связь с большинством элементов в перечне функций по управлению сотрудниками.

  • Создание базы резерва кадров. В этом контексте проводится анализ результатов работы и трудовой дисциплины работников.
  • Обучение и повышение квалификационного уровня специалистов. В результате оценки компетенций определяется мотивация работников к учебе и анализируется качество, применяемых обучающих методик.
  • Подбор специалистов. Оценивание компетенций сотрудников демонстрирует эффективность используемых на предприятии способов привлечения и подбора персонала.
  • Оценка работы специалистов. Анализ персонала необходим для формирования стандартов и критериев, которые будут использоваться для оценивания трудовой деятельности персонала конкретного предприятия.
  • Кадровое планирование. В рамках этой функции с помощью оценки компетенций сотрудников можно выявить количественные и качественные потребности компании в трудовых ресурсах.
  • Повышение уровня квалификации специалистов. Оценка компетенций персонала позволит определить потенциал развития персонала компании.

Какие цели достигаются в ходе оценки компетенций сотрудников?

  • Выяснение, как соотносятся расходы на содержание конкретного специалиста и результаты его трудовой деятельности. Другими словами, определяется рентабельность нахождения работника на определенной должности.
  • Анализ потенциала специалистов, работающих в компании, в разрезе возможности и продвижения на руководящие позиции, что позволит сократить затраты на подбор и обучение кандидатов со стороны.
  • Определение функциональности конкретных работников: существует ли вероятность реализации их лидерских и индивидуальных качеств или они могут решать задачи исключительно в команде.

Онлайн-интервью с О. Анчишкиной, к. , ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта “Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы”

О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к. , ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта “Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы” О. Анчишкиной.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам – юридическое, экономическое или бухгалтерское?

Ольга Владленовна Анчишкина: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому,  чтобы обосновать итоговые рекомендации.

Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ). Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование – закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии – supply chain manager. Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии – contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят. В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе. Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т. , директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование. Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г. , руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д. , председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. , временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист). Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.

Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками. Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание – “Government Procurement Journal”. Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.

Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию. Требование наличия практического опыта контрактации в интересах государства – основополагающее для продвижения по службе. Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.

Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них – переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады. И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда – более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения).

Третий аспект – образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках. Замонас Р. – директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им. Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р. – и. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО “Т-Плюс”, окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета. В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.

Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок. Главное, чтобы образование давало багаж подлинных знаний, которые помогут быстро наработать закупочный опыт и квалификацию.

КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10. 2015 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере. На что стоит обратить внимание при выборе образовательных программ и учебных заведений, предлагающих повышение квалификации по данному профилю? Как вы относитесь к набирающему популярность дистанционному обучению?

Ольга Владленовна Анчишкина: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы. Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное – получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок. Когда главное – формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены – по 2 тыс. рублей за одного слушателя. Согласно мнению данного руководителя, теперь во вверенном ему регионе работают высокопрофессиональные кадры контрактных управляющих. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2013 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК – 553/06) (далее – Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма). Может так получиться, что в аудиторию слушатель придет дважды: для подачи документов и оплаты обучения, а потом для получения диплома (сертификата). Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.

А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200. 4-200. Обращаю внимание на статью 200. 4 “Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд”. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 200. 4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200. 4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200. 4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170. 2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно. В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо. Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Перечислю статьи: 7. 29; 7. 3; 7. 30; 7. 31; 7. 1; 7. 32; 7. 3; 7. 5; 9. 16; 19. 5; 19. 2; 19. 2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.

По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2013 г. , задолго до последних правовых новаций. После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности. Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики. А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы. В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию. Пускай речь идет о праве выпускника разово обратиться за методической помощью, это тоже важно. Если честно, таких преподавателей единицы.

Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование – страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?

Ольга Владленовна Анчишкина: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений. Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция – информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина “правовые технологии”), создание умных контрактов и иное. О чем идет речь? Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10. 2015 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги. Перечислим их полностью:

– обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги;

– подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

– обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции – подготовка закупочной документации:

– подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

– осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

– осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;

– осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века. Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2016, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий. Но вот уже два года, как специалисты продолжают работать на своих метах и делать проводки, как и прежде. Однако тенденция есть тенденция, и производные явления будут расширяться и усиливаться.

Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):

– оценка степени достижения целей закупок;

– оценка обоснованности закупок;

– формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

– проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

– взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

– осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги. Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.

КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок – одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2018 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа – вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид. Что вы посоветуете специалистам: чему им стоит уделить особое внимание для расширения своих компетенций и развития навыков в связи с изменениями?

Ольга Владленовна Анчишкина: Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ – опыт и практика, на мой взгляд. Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде. В их числе и демпинг, и выбор некомпетентных поставщиков, и контрактные риски. Но это вопросы о самой системе, ее нынешних пороках, а не об автоматизации и вызванных ею изменениях в профессии.

КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?

Что касается повышения квалификации, то скажу честно, читаю много, постоянно, участвую в различных профессиональных мероприятиях и все время ощущаю потребность в новых знаниях. В связи с тем, что работала в составе экспертов Фонда “Центр стратегических разработок” (далее – ЦСР) над стратегией развития Российской Федерации 2018-2024 и на период до 2035 г. , больше внимания уделяла экономической литературе. Нужно было анализировать макропропорции и генеральные закономерности в контрактной системе. А вот по итогам получения эмпирических результатов, вновь потребовалась юридическая информация и справки для разработки рекомендаций, с тем чтобы предложить стратегию развития контрактной системы. По мнению нашего заказчика, с задачей мы справились. Напомню, что ЦСР работал над стратегией по заданию Президента Российской Федерации (поручение Президента России от 18. 2016г. № Пр-971). Разработанные в рамках стратегии предложения отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, а еще до этого в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое было оглашено 1 марта 2018 года. Теперь мы продолжаем реализацию стратегии, а также начали ряд новых проектов.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, благодарим вас за подробные и интересные ответы!

Профессия специалист по госзакупкам

Примеры оценки компетенций сотрудника

Рассмотрим, как работает оценка компетенций на следующих примерах:

Сотрудник числится на должности администратора в цветочном салоне. Несмотря на это, его опыт общения с клиентами недостаточно хороший, и по этой причине магазин часто уходит в убыток. Правильнее было бы уволить такого сотрудника. При проведении оценки компетенций выяснилось, что у него есть неплохой потенциал к грамотному планированию финансов и анализу информации.

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Примеры оценки компетенций сотрудника

Как вариант, работника можно не увольнять, а предложить ему другую должность, которая будет полностью соответствовать его способностям. В этой ситуации оценка помогла правильно распределить ресурсы.

Бухгалтер грамотно и безошибочно выполняет свою работу, но в процессе оценивания выяснилось, что у сотрудника имеются навыки в сфере маркетинга и опыт работы в этой области. Как вариант, можно предложить ему новую должность, которая будет совмещаться с основной деятельностью.

Как вариант, время от времени можно привлекать такого специалиста к новым проектам или проведению консультаций. Правильная оценка в данном случае помогла раскрыть потенциал и сократить затраты на одну должность.

Профессиональные компетенции специалиста по качеству

Возможно, при оценке компетенций обнаружится, что сотрудник на самом деле не владеет теми качествами, о которых он заявлял в своем резюме. В этой ситуации с нечестным работником стоит попрощаться. Таким образом, вовремя выявленная оценка уберегла фирму от возможных ошибок, которые мог сделать неопытный сотрудник.

Развитие навыков работников напрямую зависит от условий: если специалист имеет потенциал, который может принести прибыль организации, то это нужно использовать. Проводя оценку компетенции сотрудников, вы получите возможность более эффективного использования их способностей.

От завхоза до руководителя

  • руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
  • руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
  • управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
  • руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.

Применим к таким должностям, как

  • юристы;
  • финансисты и экономисты;
  • специалисты и сотрудники, связанные с закупочной деятельностью;
  • специалисты органов государственной власти.

Описывает четыре обобщенные трудовые функции

  • обеспечение закупок;
  • осуществление закупок;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Подробнее о специалистах по закупкам, о должностях, требованиях к ним в соответствии с профстандартом рассказала эксперт Татьяна Руцинская на вебинаре Контур. Школы «Профессионализм заказчика по 44-ФЗ, 223-ФЗ в сфере закупок».

Компетенции мастера

Мастера «получаются» из профессионалов. Они отлично выполняют свою работу, подтягивают за собой коллег. Компетенции мастера:

  • Досконально знают продукт компании: свойства, характеристики, предназначение, разновидности, положение на рынке (конкурентоспособность), жизненный цикл. Мастера умеют из этих знаний формировать множество эффективных решений по управлению продуктом.
  • Обеспечивают кросс-функциональность «на новом уровне». Мастера способны организовывать и выстраивать взаимодействие между подразделениями, а не только учувствовать в нем. Разрабатывают и предлагают схемы взаимодействия отделов для повышения эффективности всей компании.
  • Оценивают риски снабжения и других подразделений, смежных с работой отдела закупок:склады (независимая статистика недостач и их поставщиков-источников, которые далее прорабатываются по повышению качества сборки товаров)финансовая служба (прогнозирование платежей в долгосрочной перспективе позволяет планировать без потерь деятельность в области кредитов и депозитов)служба безопасности (ограничение доступов к информационным ресурсам компании)
  • склады (независимая статистика недостач и их поставщиков-источников, которые далее прорабатываются по повышению качества сборки товаров)
  • финансовая служба (прогнозирование платежей в долгосрочной перспективе позволяет планировать без потерь деятельность в области кредитов и депозитов)
  • служба безопасности (ограничение доступов к информационным ресурсам компании)
  • Имеют свой собственный стиль переговоров (высший пилотаж). Речь не идет о наборе шаблонов, так как одинаковых переговоров не бывает. В каждой конкретной ситуации мастер основывается на прошедших успешных/неуспешных встречах, анализирует результаты, фиксирует и применяет полученный опыт. Мастер результативен и в запланированных, и в спонтанных переговорах.
  • Объективно оценивают результаты своей деятельности в масштабе компании. Мастер понимает, какие результаты его деятельности привели компанию к стабильности и конкурентоспособности на рынке. Примером может служить получение эксклюзивного контракта, дающего конкурентное преимущество и увеличение валового дохода.

Этапы проведения оценки

Рассмотрим основные этапы проведения оценки компетенций сотрудников:

  • Разработка оценочной программы.
  • Установление временных рамок, задач, объема, вероятных итогов.
  • Примерные сроки: 7 дней.
  • Оценка деятельности и составление оценочных критериев.
  • В процессе мероприятия достигается детальное понимание всех характеристик деятельности сотрудников и особенностей самой фирмы. Конечным результатом будет список критериев.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Разработка программы оценок.
  • Формирование плана осуществления оценочных мероприятий, определение всех требований и возможных ограничений.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Составление оценочных критериев.
  • Создание плана мероприятий по оценке компетенций сотрудников, формирование требований и ограничений.
  • Примерные сроки проведения мероприятий: от 7 до 14 дней.
  • Подведение мероприятия по оценке компетенций сотрудников и анализ итогов.
  • Примерные сроки проведения: около трех дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *