Профессиональные компетенции специальное дошкольное образование

ИРИНА КУРМАНОВА
Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Слайд 2. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог – практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, внешний вид, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др. ) Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Слайд 3. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Исходя из вышесказанного свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Термины применяющиеся к современному педагогу :

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Слайд 4. Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Так вот, в Профстандарте в п. 5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

Педагог должен выполнять трудовые действия:

Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы

Развитие профессионально значимых компетенций

Формирование психологической готовности детей к школьному обучению

Организация различных видов детской деятельности

Слайд 5. Педагог должен уметь :

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

Владеть ИКТ-компетентностями.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Слайд 6. Педагог должен знать :

Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребёнка.

Рабочую программу и методику обучения.

Закономерности развития ребёнка и детской деятельности.

Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Слайд 7. Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, эмпатию.

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – используя как вербальные средства общения – это грамотно и правильно поставленная речь педагога, так и не вербальные средства. Одним из которых является манера одеваться.

Немного остановлюсь на последнем пункте.

Речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.

К качеству речи педагога применимы следующие требования:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Самые распространё нные ошибки в речи воспитателя:

Употребление слов-паразитов: слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «по-любому» «жесть», «вобщем», слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр». Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но речь педагога не должна состоять преимущественно из них!

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, и т. , а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов: хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, сижа – сидя, заплотит – заплатит, ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть»

Над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя в общении с родителями. Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще. Не только от того, что мы говорим, но и как говорим зависит результат общения с родителями, их отношение к педагогу.

В отношениях с родителями и коллегами не допустимы панибратские отношения. Обращаться друг к другу следует только на Вы и по имени-отчеству.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

Стиль одежды.

Так, классический (деловой) стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются с высоким статусом партнера по общению, свидетельствуют об аккуратности и опрятности его владельца.

К деловому костюму относят следующие сочетания элементов одежды: жакет (или сюртук) с юбкой (или брюками) и блузой; жакет (или сюртук) с платьем в тон.

Предпочтительны однотонные расцветки ткани делового костюма, допустимы варианты не ярких полос в сине-серой, сине-коричневой палитре, клетка только среднего размера, неконтрастная, в сочетании синего, коричневого, серого. Исключены абстрактные (круги, ромбы, контрастные полосы и клетка, растительные рисунки (цветы, изображения людей и животных. Варианты цветовой гаммы для блузы – в пастельных тонах.

В дополнение к классическим цветам современного делового костюма (серому, черному и темно-синему) допускаются приглушенные оттенки темно-красного, темно-зеленого, оливкового, светло-серого, песочного цвета.

Длина юбки может варьироваться, но не должна быть на 5 см выше (ниже) колена. Величина разреза на юбке не должна превышать 1/3 длины юбки.

Деловой костюм может быть дополнен шейным платком, шарфом или галстуком, который должен гармонировать с костюмом, освежать его.

В выборе обуви следует придерживаться классических моделей из матовой кожи, предпочтительно с закрытым носком и пяткой, без высокой платформы, на среднем (не более 10 см) каблуке.

Цвет обуви должен быть выдержан в темных тонах или соответствовать цвету костюма.

Ношение колгот (чулок) желательно и в теплое время года. Ношение гольфов возможно только с брюками.

Прическа должна быть аккуратной: длинные волосы убраны в хвост или пучок, короткие – аккуратно пострижены и уложены. Волосы естественных тонов.

В макияже необходимо придерживаться чувства меры, не использовать сложный макияж, яркую губную помаду, агрессивный контур для глаз.

Ногти должны выглядеть опрятно, быть аккуратно подстрижены, примерно одной длины, такой, чтобы не затруднять работу на клавиатуре ПК. Декоративный лак – нейтральных тонов.

В качестве украшений предпочтительны серьги классического стиля, обручальное кольцо, цепочка с кулоном, часы. Допустима современная бижутерия среднего размера (серьги и кулон). Не желательны яркие, крупные и блестящие украшения.

Неприемлема одежда и обувь спортивного и пляжного стиля, в том числе джинсовая одежда, шорты, брижди, капри, открытые сарафаны, футболки, тенниски, спортивные свитера.

Слайд 8. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. В соответствии с «Профессиональным стандартом педагога» воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Слайд 9. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Слайд 10. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Слайд 11Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Слайд 12. Образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений

Слайд 13. Исследовательских: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др. ); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.

Слайд 14. Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. , в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.

Слайд 15. Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

Слайд 16. Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием.

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Слайд 17. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

• работа в методических объединениях, творческих группах

• исследовательская, экспериментальная деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

• различные формы педагогической поддержки

• активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

• обобщение собственного педагогического опыта

• способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Слайд 18.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

В заключении хочу сказать, что воспитатель 21 века – это:

– Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

– Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

– Имеющий достойный внешний вид обеспечивающий моральное право на самоуважение, способствующий укреплению доверия граждан к работникам системы образования, который влияет на поведение и проступки обучающихся и их родителей.

Натали Свиридова
Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада

Свиридова Наталья Сергеевна

1 квалификационной категории

Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.

В научной литературе компетенция рассматривается : как образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами, как в традиционных, так и нестандартных ситуациях;

– заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. Хуторской);

– образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Зеер и др

– интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач

– «содержание» компетентности : знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности (Д. Арсеньев и др.

И разных сферах деятельности личности насчитывается большое количество разных компетенций, поэтому в научной литературе существуют разные взгляды и основания для их классификации (Л. Белкин, В. Болотов, Э. Зеер, И. Зимняя и др.

Французский политический деятель и Ж. Делор сформулировал следующие компетенции личности : научиться познавать, делать, жить вместе, жить.

На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как пять ключевых, которые должны приобрести мо-лодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:

— политические и социальные компетенции;

— компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

— относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

— связанные с ростом информатизации общества;

Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют:

— когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые знания;

— функциональную компетенцию (умения, а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

— личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

Классификация компетенций, представленная И. Зимней, обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:

— компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др

— компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);

Байденко предлагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:

— общие компетенции (социальное взаимодействие, системно деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная дея-тельность);

— профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использованию теоретических основ профес-сиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);

Хуторской, основываясь на целях общего образования, структурном представлении социального опыта личности, а также основных видах деятельности обучающегося, предлагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвитие личности на протяжении всей жизни:

– ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;

– информационные, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;

– коммуникативные, которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;

– социально-трудовые, означающие владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;

Таким образом, пользуясь обобщенной системой классификации И. Зимней и содержанием образовательных компетенций, определяемых А. Хуторским, можно выделить классификацию компетенций воспитателя, соответствующую видам его деятельности, как личности и профессионала :

– личностный блок – компетенции, направленные на совершенствование, здоровьесбережение, как в физическом, так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;

– когнитивный блок – учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;

– социально-коммуникативный блок — компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решение в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;

– профессиональный блок — компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональный блок, в свою очередь, можно разделить на общепрофессиональные компетенции, необходимые для всех представителей педагогической профессии, специальные (по профилю специальности) и организационные, включающие проективные и аналитические способности по отношению к профессиональной деятельности. Однако профессиональные компетенции не могут быть сформированы в некоем чистом виде. Они интегрируют и обобщают в своем содержании когнитивные, коммуникативные и личностные компетенции.

Очевидно, что наряду с основными для педагогической деятельности чертами деятельность воспитателя обладает некоторыми отличительными особенностями, обусловленными спецификой дошкольного образования, среди которых выделяются следующие:

– основная задача педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста — развитие ребенка;

– образовательный процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависят от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;

– охрана жизни и здоровья детей;

– планирование воспитательно-образовательной работы;

– осуществление воспитательно-образовательного процесса;

– организационно-хозяйственная функция;

– педагогическое просвещение родителей;

– самообразование.

Создание условий для развития детей становится одной из основных функции воспитателя и не имеет отношения к хозяйству. Имеется в виду организация деятельности детей, в том числе игровой, двигательной, художественной, трудовой и др. Очень важна самостоятельная, спонтанная

деятельность, общение, а также организация предметно-пространственной среды, необходимой для развития ребенка с учетом его индивидуальных потребностей. Это сможет организовать педагог, у которого сформированы особые специальные компетенции.

– коммуникативная компетенция — навыки педагогического общения, а также общее умение понимать других — детей, педагогов, родителей;

– информативная компетенция — умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;

– методическая компетенция — отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическими и проектировочными способами деятельности;

– развивающая компетенция — теоретические и практические представления о способах развития субъектной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;

– ориентационные компетенции — направленные на формирование морально – ценностных установок воспитанников;

– мобилизационная компетенция — теоретические и практические представления о способах активизации деятельности детей.

Хочется отметить, что воспитатель должен научиться развиваться сам, оценивать достижения детей, как результат своей деятельности, соблюдать педагогический этикет в общении со всеми участниками образовательных отношений, иметь глубокие знания не только в дошкольной педагогике, психологии и методике, но и разбираться в общих вопросах. Только такой воспитатель может организовать полноценное образовательное пространство, где взаимодействуют педагоги, дети, родители.

Анализ требований к воспитателю, содержащихся в документах последних лет, показал, что набор и содержание профессиональных компетенций воспитателей в разных нормативных документах примерно один и тот же. Обобщив содержание, условно их можно разделить на несколько групп:

-компетенции, связанные со способностями в общении и коммуникации;

– компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

– компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;

– компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;

– компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;

– компетенции готовности использования информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общения с родителями и коллегами.

Учитывая вышесказанное, проведенный анализ и обобщение научных исследований позволили рассмотреть структуру, выделить основания для классификации, определить содержание профессиональных компетенций воспитателей, необходимых для реализации программ дошкольного образования на современном этапе.

Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования

Коммуникативная Готовность к осуществлению психолого-педагогической поддержки семей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. К личностно-развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества. К осуществлению социально-коммуникативного и речевого развития детей.

К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации

Когнитивная Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

К работе по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. К непрерывному саморазвитию

Мобилизационная Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка.

Работать с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах.

Использовать недирективные методы помощи ребенку в сложной ситуации.

К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.

Проективно-прогнастическая Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Способность к планированию деятельности детей с учетом создания условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды.

Список используемых источников:

Зимняя И. Ключевые копметенции- новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня №5, 2003.

Светлана Кондратюк
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной.

Не для кого не секрет, что качество образования дошкольников напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Для начала нам стоит разобраться, что же это такое? За основу возьмем два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность».

Итак, рассмотрим данные понятия.

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

На сегодняшний день любому специалисту ДОУ необходимо обладать определенными набором компетенций.

С позиции российского педагога А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. , а так же о себе как субъекте профессиональной деятельности).

Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. Бородич, Р. Буре, М. Лисина, В. Мухина и др. , что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог :

стремление к личностному развитию и креативность;

мотивация и готовность к инновациям;

понимание современных приоритетов дошкольного образования;

способность и потребность в рефлексии.

Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.

У педагога должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. Поскольку дошкольное образование является первой и полноценной ступенью отечественного образования, оптимизация системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений становится социально значимой проблемой педагогической науки, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, служат механизмом разработки новых целей, содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением и поэтому к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки их профессиональных компетенций.

Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, важным направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.

На сегодняшний день педагоги МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательной деятельности.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Для реализации этих направлений, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

работа в методических объединениях, творческих группах;

внедрение Икт технологий в воспитательно-образовательный процесс;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

активное участие в конкурсах педагогического мастерства;

трансляция передового педагогического опыта,

использование интернет – ресурсов, создание собственных сайтов, активизация собственных разработок.

Все эти направления выполняют одну важную задачу – повышение качества образования в ДОУ, обновление воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетенции. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении явились :

организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);

самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний в области внедрения образовательных стандартов);

прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом);

проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с другими педагогами.

Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе. Поэтому становятся актуальными оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие.

Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом :

– повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

– формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

– изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;

– изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,

– помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы.

Методическая работа по совершенствованию профессиональной компетентности включает несколько направлений:

повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями;

совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы.

В нашем ДОУ проводится огромная работа в данном направлении. Важная миссия отводится в работе с педагогическими кадрами старшему воспитателю, методисту. В коллективе 30 педагогов, из них:

4 имеют стаж работы менее 5 лет, до 10 лет – 5 педагогов, остальные имеют стаж работы более 15 лет.

100 % педагогов на регулярной основе согласно плана проходят курсы повышения квалификации,

5 педагогов получили высшее педагогическое образование, 15- средне-специальное,

17 педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию, 6 – на высшую (остальные аттестованы на соответствие, 2 – не подлежат, т. находятся в декретном отпуске).

Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив ДОУ условно разделен на три группы, педагоги которых отличаются по уровню компетентности.

Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческие группы.

Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.

Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Для работы с ними организовано наставничество.

Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.

По утверждению К. Белой (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Мы считаем их таковыми:

1) мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий воспитателей;

2) рост творческой активности педагогов в методической работе на уровне ДОУ, муниципальном и региональном;

3) показатели здоровья детей;

4) уровень развития детей.

Исходя из всего вышесказанного, в рамках годового плана ДОУ ежегодно разрабатывается план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Важное направление – совершенствование методического сопровождения педагога дошкольного образования. Для того, чтобы оказать реальную помощь каждому педагогическому работнику в организации самообразования, упор был сделан на потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Методическая работа в ДОУ выстроена с учетом индивидуальных потребностей каждого педагогического работника. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому педагогу, безусловно, стимулирует его самообразовательную деятельность. В числе проблем, составляющих основу педагогического самообразования педагогических работников ДОУ, стали проблемы индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, проектная деятельность, личностноориентированное обучение.

Подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость, что объясняется особыми требованиями, которые предъявляются педагогу ДОУ в условиях модернизации образования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В. Андреев, Ю. Бабанский, Т. Ильина, В. Маралов, Л. Митина, Е. Милашевич и др

В ДОУ ведется системная работа по повышению качества образования. Ее основными ЗАДАЧАМИ являются :

Совершенствование внутриучрежденческой системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода.

Повышение информационной открытости ДОУ пут м актуализации информации на сайте и информационных стендах МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка».

Обеспечение психологической безопасности и комфорта в учреждении для всех участников образовательных отношений.

Способствование повышению профессионального уровня педагогических кадров, освоение компетенций педагогов в соответствии с Профессиональным стандартом.

Для решения этих задач в ДОУ выполнены следующие условия:

Разработан план прохождения курсов повышения квалификации педагогов, обучение их профессиональному образованию, своевременному прохождению аттестации.

Комиссией по распределению стимулирующих выплат были разработаны критерии оценки качества труда педагогических работников. Внедрение такой системы материальной поддержки, позволяющей стимулировать педагогический коллектив, активно участвующих в инновационной деятельности, также способствует личному росту педагога, повышению качества образовательно- воспитательной работы и улучшению результатов труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *