профессиональные компетенции учеников

Какие методы оценки персонала используются для формирования модели компетенции?

Для оценки компетенции используют следующие методы:1) создание определенных бизнес-ситуаций, встречающихся в ежедневной практике, их экспертная оценка. 2) структурированное специальным образом глубинное интервью, дополняемое элементами самооценки сотрудника. 3) Определение поведенческого портрета сотрудника (успешность, отображение необходимых качеств и характеристик, присущих каждому опрашиваемому).

После точного определения уровня компетенции каждого из сотрудников принято составлять план и методику повышения этого уровня, его развития. Самые распространенные методы развития компетенции:1) Обучение на рабочем месте, без отрыва, на опыте других. 2) Выполнение специальных развивающих заданий, нацеленных на повышение уровня компетентности. 3) Участие в тренингах и семинарах, чтение специальной литературы. 4) Решение практических совместных задач в динамичном режиме, для развития навыков взаимодействовать в команде.

  • Компетентностный подход в педагогике
  • Классификация и перечень компетенций педагога
  • Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
  • Новшества, связанные с развитием цифровых технологий

Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.

Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.

профессиональные компетенции учеников

профессиональные компетенции учеников

профессиональные компетенции учеников

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
структура,
специфика, компоненты

Профессиональное
образование, являясь составной
частью системы образования, решает
актуальную задачу кадрового обеспечения. Для
современного образования во всем мире
значимой является тенденция к усилению
ориентации на субъективный опыт обучающегося,
развитие творчества в сочетании с ответственностью
за результат своих действий. Традиционно
цели образования определялись набором
знаний, умений, навыков, которыми должен
владеть выпускник. Сегодня такой подход
оказался недостаточным. Обществу (производству,
семье) нужны выпускники, готовые к включению
в дальнейшую жизнедеятельность, способные
практически решать встающие перед ними
жизненные и профессиональные проблемы. Другими словами, каков идеальный тип
человека современности и ближайшего
будущего? Это самостоятельный, предприимчивый,
ответственный, коммуникабельный, толерантный,
способный видеть и решать проблемы автономно,
а также в группах, готовый и способный
постоянно учиться новому в жизни и на
рабочем месте, самостоятельно и при помощи
других находить и применять нужную информацию,
работать в команде и т. Мало быть хорошим
специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося
со своими обязанностями сотрудника занял
образ сотрудника инициативного, умеющего
брать на себя ответственность и принимать
решения в неопределенных ситуациях, умеющего
эффективно работать в группе на общий
результат, самостоятельно учиться, восполняя
недостаток профессиональных знаний,
необходимых для решения конкретной проблемы
– работника компетентного. Это
во многом зависит и от полученных знаний,
умений и навыков, но и от неких дополнительных
качеств, для обозначения которых и употребляется
понятия «компетенции» и «компетентности»,
более соответствующие пониманию современных
целей образования. Изложенное
выше определило тему методической работы. Объектом
является процесс формирования профессиональной
компетентности. Предмет
– педагогические условия развития профессионализма
у студентов. Цель
– выявление основных аспектов и направлений
профессиональной компетентности. При
выполнении данной работы ставились
задачи:

проанализировать литературу по данной
проблеме;

рассмотреть различные подходы
к профессиональной компетентности;

проанализировать особенности некоторых
видов профессиональной компетентности.

Понятие о компетентности
и компетенции

Термин
«профессиональная компетентность»
очень часто употребляется в современной
литературе. Принято считать, что компетентностный
подход зародился в США, и одной из первых
публикаций, «открывающих» эту проблематику,
была статья D. McClelland «Тестировать компетентность,
а не интеллект» (Testing for Competence Rather Than for
“Intelligence”). В
литературе встречаются разные подходы
к толкованию понятия «компетентность». Так, Оксфордский Словарь английского
языка (7-ое издание) раскрывает это понятие
(competence) (англ. ) как способность сделать
что-то успешно или эффективно. Hyland
определяет “competence” как способность
выполнить специфическую деятельность
по предписанному стандарту. Mulder
с сотрудниками определяет компетентность
как способность человека добиваться
определенных достижений. Безрукова
под компетентностью понимает «владение
знаниями и умениями, позволяющими высказывать
профессионально грамотные суждения,
оценки, мнения». Ученые
РГПУ им. Герцена рассматривают
компетентность как интегральную характеристику
личности, определяющую ее способность
решать проблемы и типичные задачи, возникающие
в реальных жизненных ситуациях, с использованием
знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей
и наклонностей. При этом “способность&qu t;
понимается не как “предрасположен ость”,
а как “умение”: “способен” –
значит “умеет делать”. Обобщая
вышесказанное, можно определить, что
под компетентностью
понимается уже состоявшиеся личностные
качества (характеристики) человека, проявление
его компетенции. Компетентность
может включать в себя набор компетенций,
которые обнаруживаются в различных сферах
деятельности. Впервые
понятия «компетенция» и «ключевые компетенции»
стали использоваться в США в сфере бизнеса
в 70-х годах прошлого века, что было связано
с проблемой определения качеств будущего
сотрудника, которые должны влиять на
успешность его профессиональной деятельности
в организации. Эти качества и стали называть
компетенциями. В результате многолетних
исследований, проведенных в разных типах
организаций, был составлен словарь из
21 компетенции, которые были свойственны
людям, успешным в своей профессиональной
деятельности. С
ам термин
«ключевые компетенции» (key skills) указывает
на то, что они являются «ключом», основанием
для других, более конкретных и предметно-ориентиров нных. В то же время владение ими позволяет человеку
быть успешным в любой сфере профессиональной
и общественной деятельности, в том числе
и в личной жизни. Предполагается, что
ключевые компетентности носят надпрофессиональный
и надпредметный характер и необходимы
в любой области деятельности. Какие
же качества необходимы человеку в любой
профессиональной деятельности? Дж. Равен,
автор книги «Компетентность в современном
обществе», на основе проведенных опросов
молодых людей, работавших в организациях,
так отвечает на этот вопрос:

Компетентностный
подход
ключевые компетенции
выпускника учебного
заведения:

Правила разработки профиля профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции – компетенции, характеризующие группу должностей

Разработка профиля профессиональных компетенций очень трудоемкий процесс, который начинают с основных групп должностей. К примеру, если Компания занимается продажами, разработку необходимо начинать с должностей Менеджеров отдела продаж.

Стандартной модели компетенций не существует. У каждого предприятия для схожих должностей она может кардинально отличаться.

Возможен вариант, когда при составлении профиля компетенции, берётся за основу данные других компаний, но к этому нужно подходить обдуманно. Если к примеру, взять менеджеров отдела продаж, то следует учитывать, что для продажи сложных технических продуктов и обычных товаров, и услуг будут некоторые совпадения по профилю, но и буду существенные отличия.

В разработку профиля компетенций должен быть привлечён HR специалист и линейные руководители и ТОП менеджеры. Важно, чтобы каждый на своём уровне придерживал этап создание и активно участвовал. Перед началом необходимо вооружиться литературой по данной тематике.

При формировании профиля профессиональных компетенций важно привлекать сотрудников подразделений, для уменьшения сопротивления внедрению. Это не обязательно делать на каждом этапе, но чем регулярнее это происходит, тем легче будет этап внедрения новой системы.

План проекта.

Видение конечного результата, как организация сможет применить результат работы в дальнейшем? Сроки реализации. Важно определиться с какой целью создается модель компетенции. В данном случае возможны два варианта.

  • Через профиль компетенции в дальнейшем будет осуществляться вся система управления и развития персонала. Оценка уровня развития, а также процесс обучения будет происходить через модель профессиональных компетенции.
  • Построение модели необходимо для приема большого количества персонала и необходимо для стандартизации методов отбора.

После того, как мы определись с целью проекта, необходимо убедить линейных менеджеров в его необходимости.

После этого необходимо определить время для реализации данного проекта. В среднем на формирование профиля профессиональных компетенций уходит от 2-4 месяцев.

Создание проектной команды

Необходимо определить руководителя группы. Продумать, кого необходимо включить дополнительно, кто будет являться экспертом мнения. Какая литература будет использована.

Проектирование модели компетенций

На данном этапе важно обратить внимание на работу подразделений. Собрать все примеры стандартного поведения, которые являются успешными. На основании собранных данных сформулировать примеры стандартов поведения, которые в будущем будут приносить положительный результат.

Источниками информации служат сотрудники, руководители, коллеги, клиенты, партнеры, наставники, тренеры.

В качестве методов сбора информации можно использовать следующие:

  • Анализ работы подразделения
  • Проведение фокус-групп
  • Составление опросных листов, проведение опросов сотрудников подразделения
  • Мозговой штурм проектной группы
  • Рабочие группы с сотрудниками и руководителями

Определение уровней моделей компетенции

На этом этапе необходимо составить матрицу приоритетов, что важно, что нет. Для проведения данной работы необходимо разделиться на несколько групп. Каждая группа индивидуально прорабатывает каждый пункт. Далее необходимо собраться и объединить результат работы.

Важно помнить, что модель должна содержать ограниченное количество компетенций и уровней, чем их больше, тем больше возникает сложностей с внедрением и применением.

Нет точной рекомендации, сколько уровней оптимально. В моделях компетенций, внедрённых на предприятиях, встречаются как 3-х ступенчатые, так и модели которые содержат 7 ступеней. Чаще всего применяют 4-х ступенчатую. Далее необходимо определить значения для каждого уровня развития, прописать эталон.

Пример построения уровней развития компетенции.

В качестве примера предлагаем рассмотреть компетенцию менеджера по работе с ключевыми клиентами.

Компетенция: Обслуживание с максимальным учетом потребности клиента.

Определение:
Желание помочь и обслужить клиента так, чтобы удовлетворить его потребности наилучшим образом. Это качество выражается в усилиях, которые человек прикладывает, чтобы понять, чего именно ожидает и хочет клиент, и чтобы обеспечить ему обслуживание на высоком уровне, которое станет основой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Клиентом считается любой человек или организация, которая предоставляет услуги (это может быть внутренний клиент, коллеги любого уровня, партнеры потребители и т.

  • Отвечает на запросы клиентов.
  • Держит клиента в курсе продвижения проекта или задачи.
  • Лично удостоверяется, что клиент получает то, за чем он обратился.
  • Принимает меры, необходимые для решения любой проблемы.
  • Полностью предоставляет себя и своё время в распоряжении заказчика (к примеру, тратить дополнительное время и усилия, когда это нужно клиенту)
  • Уровень 2
    . Умеет определить истинные потребности клиента, лежащие в основе всего остального и предпринять нужные действия.

Поведенческие признаки данного уровня.

  • Подбирает уже существующие продукты или услуги (которые могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям клиента) под те потребности клиента, которые лежат в основе всего.
  • Предугадывает, что будет нужно клиенту в средне- и долгосрочной перспективе.
  • Проводит много времени в общении с клиентом, стремясь лучше понять его потребности.
  • Уровень 3
    . Действует с позиции и в интересах долгосрочной взаимной выгоды.
  • Умеет заслужить доверие клиента, которое позволит давать советы или направлять клиента в его выборе.
  • Уделять больше внимания построению долгосрочных отношений на будущее и будущим прибылям, чем сегодняшним интересам.
  • Предлагает взаимовыгодные действия для построения долгосрочных отношений с клиентом.Вовлекается с клиентом в процесс принятия решений.

Формирование профилей компетенций под конкретные должности.

На этом этапе задача проверить соответствие компетенций ролям. Это должен сделать непосредственный руководитель подразделения. Если ему всё понятно, то систему можно внедрять. Если нет, необходимо доработать совместно с HR отделом. Ниже представлен профиль компетенций на должность регионального руководителя.

Материал из сайт

Требования к профессиональной мобильности учителя

Выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность.

Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностное и профессиональное развитие учителя, стремление овладеть новыми знаниями, расширить собственный профессиональный кругозор.

Внешняя профессиональная мобильность направлена на карьерный рост педагога, стремление стать лучшим в своей профессии, умении совмещать должности, места работы и т.

Требования к профессиональной мобильности учителя, различны в зависимости от того к какой составляющей они относятся:

  • Качество личности учителя. Требования предъявляются к наличию у учителя внутреннего механизма профессионального развития, стремления «расти» в рамках педагогической профессии.
  • Деятельность учителя. Требования предъявляются не только к самореализации учителя в профессиональном плане, но и в жизни.
  • Процесс преобразования. Требования предъявляются к личностному росту, желанию находится в профессиональной сфере, стремиться ее расширять.

Особая актуальность профессиональной мобильности определяется тем, что она является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.

Классификация и перечень компетенций педагога

Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.

Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.

Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.

профессиональные компетенции учеников

Ключевыми личностными компетенциями являются:

​Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.

Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.

профессиональные компетенции учеников

​Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.

профессиональные компетенции учеников

​Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.

Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.

профессиональные компетенции учеников

Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности

  • Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
  • Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
  • Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
  • Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
  • ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
  • ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –­ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
  • Психолого-педагогические.
  • Общие и специальные предметные.

Понятие профессиональной компетенции и мобильности учителя

Педагогическая профессия является одной из тех профессий, которые требуют наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Большое значение в эффективности педагогической работы имеют именно профессиональные качества, а особенно профессиональные компетенции и профессиональная мобильность.

Профессиональная компетентность учителя – это единство его теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности, характеризуемая его профессионализмом.

Компетентный учитель – это профессионал, специалист, который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных с ней наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и чутко реагировать на любые изменения в системе образования.

Таким образом, профессиональная компетентность учителя – это пропорциональный и адекватный комплекс коммуникативных, личностных и профессиональных качеств учителя, позволяющих ему достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности.

Профессиональная мобильность учителя – это умение изменять позицию и быстро адаптироваться в трудовых ситуациях, связанных с переменой места деятельности.

Профессиональная мобильность учителя является одним из наиболее важных составляющих его профессиональных качеств. Благодаря мобильности учитель способен подменить отсутствующего коллегу, продвигаться по карьерной лестнице и т. , то есть он может свободно перемещаться в пространстве профессиональной иерархии.

В более широком понимании профессиональная мобильность – это один из видов социальной мобильности, который характеризуется умением изменять профессиональный путь, посредством приложения усилий. В данном контексте, профессиональная мобильность связана с любой профессией, то есть относится не только к учителям.

Оценка компетенций сотрудников

Оценка компетенций – это процесс определения приоритетных профессиональных качеств , необходимых для эффективной работы сотрудников, их анализ, диагностика, подсчет и формирование планов развития работников. Оценку компетенций принято определять методом проведения специальных HR-тестов и решения кейсов. По итогам оценки компетенции есть возможность получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько эффективно подчиненные справляются со своими должностными обязанностями?
  • Соответствует ли уровень знаний и квалификации сотрудников поставленным целям и задачам?
  • Какие методики обучения или тренинги могут помочь персоналу для их развития?
  • Как мотивировать сотрудников на результативную работу?

Какие компетенции нужны современным школьникам, и формирует ли их школа?

1-2 октября в Москве прошла ежегодная международная конференция по технологиям в сфере образования EdCrunch. В масштабном мероприятии приняли участие более 20 000 человек. Эксперты из разных стран обсуждали будущее образовательных организаций и их ресурсы. Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин вместе с представителями Всемирного банка, Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века и Центра разработки образовательных систем «Умная школа» обозначил компетенции, необходимые выпускнику в эпоху цифровых технологий.

14 ноября 2018

Гонка технологий и образования

Во всем мире повышается качество жизни. Прогресс в сфере образования очевиден, но, тем не менее, перед педагогами по-прежнему стоит большое количество вызовов. Как отмечают эксперты, мы живем в начале индустриальной революции 4. 0, однако соответствует ли этой революции современное образование?

Изменения в учебных программах ориентированы на экономику, на рынок труда. Навыки, которые дает школа, должны быть релевантны сегодняшнему дню. Сейчас снизился спрос на навыки, связанные с монотонной деятельностью, все больше людей хотят получать социальные навыки. Способность решать задачи, выстраивать коммуникацию, заниматься самообразованием — все это не абстрактные концепции, а измеряемые работодателями умения.

У многих школ пока не получается уследить за технологическими переменами и воплотить идею «одинаковые возможности для всех». В 2018 году лидером являются технологии, а не образование, и если не подстроить обучение под современные реалии, то разрыв между тем, что дает школа, и экономикой будет только увеличиваться.

Компетентности и грамотности из мировой практики

Проанализировав опыт зарубежных стран-лидеров в сфере образования, можно составить список наиболее устойчивых и повсеместно востребованных компетентностей, необходимых выпускнику. Они делятся на три крупных блока:

  • Компетентности, связанные с мышлением.
  • Компетентности, связанные с взаимодействием с другими людьми (общение, общение с участниками коллектива, принятие интересов других групп, при необходимости выполнение функций лидера, гибкое переключение между разными ролями).
  • Компетентности, связанные с взаимодействием с самим собой (саморегуляция, самомотивация, самонастройка на выполнение действия, рефлексия в отношении своих действий).

профессиональные компетенции учеников

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер – профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре – популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Отдельное внимание нужно уделить распространенному сегодня понятию «грамотности». Какими только они ни бывают: правовая, финансовая, культурная и так далее. Их можно разделить на два блока:

  • Грамотность в работе с инструментами (строится вокруг привычных действий и эволюционирует под новые технологии, задачи).
  • Информационная грамотность (набор знаний).

У государств-лидеров в образовании можно отметить общие черты, которые и помогают им достигать высокого уровня:

  • Мощнейшая поддержка педагогов (материальная и моральная).
  • Наличие общей площадки для прозрачного решения вопросов в сфере образования.
  • Наличие четкого известного всем списка компетентностей, которые нужно развивать.
  • Вплетение компетентностей из списка в учебный курс и в итоговую аттестацию.
  • Отход от фронтальной работы учителя, приоритетность самостоятельной работы ученика.

Ценности, неподвластные времени

Как отметил Александр Брычкин, у многих людей в наши дни отсутствует навык работы с информацией. Речь идет о критическом и статистическом мышлении, способности отстраненного самоконтроля. Именно это сегодня делает человека успешным. По сути, все другие действия (кроме еще, пожалуй, творческих), уже могут выполнять машины.

При разработке иркутской «Умной школы» была поставлена сложная и противоречивая задача: ориентироваться на навыки, которые будут необходимы в пока что туманном будущем. В итоге был сформулирован такой образовательный результат: «Выпускник „Умной школы“ — это человек, который умеет распоряжаться собственной жизнью». Технология жизненного проектирования предусматривает формирование целостной личности, у которой гармонично развиты три культуры: саморазвития, взаимодействия и созидания. На пересечении этих культур возникает ценностное основание, на него опирается вся образовательная система проекта.

  • Ценность сотрудничества.
  • Ценность авторства.
  • Ценность достоинства.

Как показывают опросы, 80% детей хотят учиться хорошо, и только порядка 35% идут в школу с удовольствием. Для решения поставленных в сфере образования задач, для формирования ценностей и компетенций, о которых так много говорится, очень важно, чтобы ребенку было интересно. Для эффективного направления своих учеников по индивидуальным траекториям развития учитель может создать портфолио достижений каждого — например, на сервисе Skillfolio. Использовать результаты работы и повышать производительность позволяет рефлексия — когда ученик, при помощи взрослого, оценивает свой результат и себя в процессе обучения.

В чем суть понятия «компетенция»?

От профессионально-деловых качеств сотрудников напрямую зависит продуктивность организации. Эти качества и соответствие занимаемой должности также известны как компетенция. Компетенция – это индивидуальная способность специалиста решать четко обозначенный перечень профессиональных задач. Для каждого специалиста существует отдельный уровень компетентности , ведь для каждой профессии предусмотрен разный перечень задач и деловых качеств. Стоит ли говорить, что компетенцию наемных сотрудников стоит регулярно оценивать. Причем делать это надо не только при приеме на работу, но и по истечению определенного срока профессиональной деятельности, для того чтобы понять, насколько вырос подчиненный как профессионал, или развития никакого не наблюдается?

Виды компетенций

Теоретически компетенции бывают следующих видов: 1) Учебно-познавательная компетенция – это совокупность тех умений и навыков, которые сотрудник развил в себе благодаря познавательности. Насколько в нем развиты навыки целеполагания , действий в нестандартных ситуациях, планирования, анализа, самооценки профессиональной успешности. 2) Информационная компетенция – это навыки самостоятельного поиска, анализа, отбора, обработки и передачи необходимой информации. 3)Коммуникативная компетенция – это умение взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде. Примерка на себя различных социальных ролей и др.

Требования к профессиональной компетенции учителя

Основные требования, которые предъявляются к профессиональным компетенциям учителя, заключаются в следующем:

  • Обладать умением учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывать пробелы в знаниях.
  • Уметь правильно и эффективно организовывать самостоятельную деятельность учеников. Оказывать учащимся помощь в определении образовательной цели, осуществлять самостоятельную оценку полученным знаниям.
  • Уметь мотивировать детей на получение новых знаний, вовлекать их в различные виды учебной деятельности.
  • Обладать умением профессионально составлять «сценарий» учебного процесса, используя разнообразные методы и формы обучения, исходя из поставленной цели. Учитывать индивидуальные возможности и особенности детей.
  • Правильно занимать стороннюю позицию в спорных и конфликтных ситуациях, направлять свои профессиональные умения на их сглаживание и недопущение в будущем.
  • Подмечать учебные наклонности каждого ученика и стараться направлять их в нужное русло, с целью усвоения детьми нового учебного материала и получения необходимых практических умений и навыков.
  • Владеть такими видами мышления как проектное и исследовательское, уметь применять их на практике при организации проектной и исследовательской деятельности учеников.
  • Адекватно и беспристрастно применять систему оценивания знаний учащихся. Использовать данную схему не только для того, чтобы установить уровень усвоения знаний учениками, но и для того чтобы показать им их достижения.
  • Уметь осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и обучать приемам рефлексирования учеников.
  • Эффективно организовывать процесс педагогического общения и взаимодействия с учениками, родителями, коллегами и администрацией учебного заведения.
  • Обладать навыками организации учебного занятия таким образом, чтобы он протекал не в скучной монологической форме, а в форме дискуссии или диалога, тем самым привлекать учеников к активному участию в образовательном процессе.
  • Владеть современными навыками работы на компьютерной технике и применять их в организации учебного процесса.

Таким образом, профессиональные компетенции проявляются не только в специальных знаниях в области педагогики, но в творческом подходе к педагогическому процессу, желании раскрыть для ребенка мир знаний, умении применять разнообразные формы и методы обучения. Все это, по сути, является основным профессиональным ресурсом учителя.

Новшества, связанные с развитием цифровых технологий

Новый документ включает в себя требования, касающиеся освоения учителем современных цифровых технологий и инструментов. В том числе учителя обязаны:

  • обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
  • успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
  • применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
  • пользоваться цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
  • использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
  • находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
  • вести электронную документацию;
  • придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.

профессиональные компетенции учеников

Если говорить о преподавании в широком смысле, то новый документ предполагает следующие профессиональные компетенции современного педагога:

  • формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
  • использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
  • применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.

Мы убедились, что современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.

Стоит помнить, что, помимо перечисленных компетенций, хороший педагог должен пользоваться эффективными стратегиями обучения и воспитания, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать контакт с коллегами и семьями учеников.

Очень часто дети переносят отношение к педагогу на преподаваемый им предмет. Поэтому важно поддерживать интерес в глазах подопечных, быть современным и идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои способности и повышая компетентность.

Компетентностный подход в педагогике

По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.

А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.

профессиональные компетенции учеников

Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.

профессиональные компетенции учеников

Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.

Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.

профессиональные компетенции учеников

Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ­ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.

В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:

  • Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
  • Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.

Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.

Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.

Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.

Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.

Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.

Для кого этот стандарт?

Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.

профессиональные компетенции учеников

Для чего этот стандарт?

Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:

  • это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

профессиональные компетенции учеников

Какие изменения?

Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.

  • Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
  • Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
    деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;создание программ и методик всех уровней общего образования.
  • деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • создание программ и методик всех уровней общего образования.

профессиональные компетенции учеников

В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:

  • Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
  • Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *