Профессиональные компетенции учителя математики в условиях реализации фгос

Формирование профессиональной компетенции учителя математики в условиях ФГОС.

Статья о формировании профессиональной компетенции учителя математики в условиях внедрения национального проекта Российской Федерации “Образование” и требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Формирование профессиональной компетенции учителя математики в условиях ФГОС.

С 01. 2019 по 31. 2024 в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Образование». Он направлен на достижение двух важных задач. Первая – обеспечение конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе исторических и культурных традиций.

Из этих двух больших целей указа Президента России вытекает 10 задач, которые легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтёрству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства на территории нашей большой страны.

Одними из задач являются внедрение в школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Все это невозможно без личности учителя, главным профессиональным качеством которого, становится умение учиться.

Учителя должны вести вперёд, не заставляя, и участвовать, не подавляя»  –  (С. Неблетте).

Изучая профессиональный стандарт учителя каждый педагог, видит точки соприкосновения своей педагогической деятельности и стандарта. Стандарт для учителя помогает ответить на вопросы «Чего я уже достиг?», «Над, чем нужно поработать?», «Чему я должен научиться еще?».

Перед учителем математики профессиональный стандарт учителя выдвигает особые задачи:

Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность;

Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств;

Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;

Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ);

Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;

Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;

Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления);

Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;

Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам;

Развитие инициативы обучающихся по использованию математики;

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях;

Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся;

Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей;

Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;

Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности;

Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

Поставленные задачи предполагают определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя.

Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта;

Использование ИКТ и др.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;

Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ и ИКТ;

Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Необходимы изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Изменились требования к современному уроку. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как – интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя. Учитель может сделать только одно — указать дорогу». (Ричард Одилгтон).

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, который позволяет реализовать Национальный проект «Образование», требования ФГОС.

Министерство просвещения Российской Федерации Национальный проект «Образование».

Министерство просвещения Российской ФедерацииПрофессиональный стандарт педагога.

СоветоваЕ. В Эффективные образовательные технологии, 2016г

Зверева,Н. И Психологическое сопровождение педагога на этапе подготовке к работе по ФГОС НОО,2012г,с46-48

Профессиональные компетенции учителя математики в условиях реализации фгос

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

С праздником, дорогие учителя! Желаем Вам радости от плодотворного труда, благодарных учеников, интересных проектов и вдохновения от каждого дня!

Категории конкурсов для педагогов и воспитателей

Профессиональные компетенции учителя математики в условиях реализации фгос

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение

Международная педагогическая олимпиада «Профессиональная компетентность учителя математики»

Вопросы олимпиады позволят выявить уровень профессиональной компетенции учителя математики (алгебры, геометрии) основного и среднего общего образования в отношении образовательной функции учителя, методов, технологий и форм обучения, нормативно-правовой документации и ФГОС ООО от 31 мая 2021 года.

Задания состоят из вопросов закрытого типа (с вариантами ответов).

Участие в олимпиаде бесплатное, по желанию вы можете оформить пакет наградных документов: Диплом победителя (Сертификат участника олимпиады) и Диплом за использование ИКТ-технологий. Стоимость оформления документов – 100 рублей.

Участники: педагогические работники ОУ любых типов и видов (лица, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование).

Работы оцениваются только жюри соответствующего конкурса. Оно определяет победителей, занявших I, II, III места и участников конкурса. Результат участника доступен сразу при одобрении работы. Участие в конкурсе бесплатное. Пакет наградных документов можно оформить в личном кабинете сразу после публикации работы и получения результата. Стоимость оформления – 100 руб.

  • Обязательно заполнить ВСЕ поля Бланка ответов, в том числе информацию об участнике.
  • Бланк ответов может быть заполнен в электронном виде (текстовый редактор word).
  • Бланк ответов может быть распечатан и заполнен вручную. В таком случае, к заявке прикрепляется скан-копия или фотография заполненного Бланка.
    Качество изображения должно быть читабельным.
  • Объем файла с заполненным Бланком ответов не должен превышать 10 Мб.

Вам также может понравиться:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из значимых научных явлений, возникших в мире и нашедшим применение во всех областях его развития, является возникновение МАТЕМАТИКИ. Не секрет, что многие научные области, например, физика, биология, информационные технологии, статистика и т. , используют методы математики для решения предметных и прикладных задач. Траектории развития современной науки и техники, да и всей современной жизни так или иначе проходят через математику. Математическое образование – неотъемлемый атрибут гармонично развитой личности человека, оно отражает и культурное развитие человека, поэтому так важно применимо к формированию личности ребенка. При этом возможности математики распространяются далеко за её пределы и непосредственно смежных с нею предметов. Это незаменимое средство языкового развития школьников, с помощью которого можно научить их лаконично, содержательно, точно и грамотно формулировать и выражать свои мысли. Математика является полновесным инструментом для развития гармоничной личности и слаженной работы системы образования.

Современное образование постоянно трансформируется, адаптируется под реалии и потребности современной жизни. Просто фундаментальных знаний уже недостаточно, становятся актуальными технологии системно-деятельностного подхода, а значит, необходимо менять содержание, структуру учебных занятий. ФГОС ООО разъясняет новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. Поэтому учителю математики нужно осваивать соответствующие технологии подготовки и проведения уроков. Разрабатывая новые методы и приемы обучения, создавая новые формы организации и реализации учебного процесса, применяя новые средства обучения, тем самым, открывать возможности для развития всеобъемлющего прогресса в образовании.

Система образования России долгие годы была такой, что педагог был в ней источником информации, транслирующим готовые знания. Современные стандарты требуют приближение образовательного процесса к такому, в котором у учителя на первом месте стоит создание условий для воспитания и развития социально активной личности. Так же, в приоритете – научить ребёнка учиться, добывать знания самому. При этом учитель, по-прежнему, остается в роли организатора познавательной деятельности.

В условиях работы ФГОС ООО информационно образовательная среда становится важным инструментом функционирования обновленной системы образования, нацеленной на повышение профессионального роста учителя, на формирование и развитие практических компетенций, применяемых в деятельности педагога. Реализация образовательных стандартов, должна слаженно осуществляться в информационно образовательной среде не только для решения поставленных задач, но и для развития компетентности учащихся в сфере информационно коммуникационных технологий. Например, систематически применять цифровые образовательные ресурсы при подготовке и проведении занятий; для обогащения материала к урокам, развития познавательной активности и инициативы учащихся. Немаловажно владеть методами, средствами и ресурсами для организации дистанционной поддержки обучения; для оперативного информирования и свободного взаимодействия с родителями. Владение ИКТ компетентностями отражено и в новых требованиях к порядку и процедуре аттестации педагогов.

Педагогическая компетентность учителя заключается в умении выбрать грамотное содержание, применить такие инструменты обучения, которые организуют продуктивную деятельность ученика в соответствии с поставленными образовательными задачами. Современное обучение – это сбалансированное сочетание активного взаимодействия школьника с объектом изучения. Учитель при этом непосредственно должен уметь конструировать этот процесс и управлять им. Другими словами, педагог должен планировать, организовывать выполнение намеченного алгоритма, анализировать достигнутые результаты. Не нужно забывать, что основной формой работы учителя всегда был и будет урок. Поэтому уметь строить урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. Урочные занятия по ФГОС отличаются от уроков в традиционном обучении тем, что ученики не сидят пассивно, вслушиваясь в монолог и беспрекословно воспринимая информацию учителя, а становятся главными участниками и «управленцами» урока. Им отведены такие функции как думать, вспоминать, рассуждать, читать и обсуждать прочитанное и другие активные формы работы. Функция учителя – координировать все это в четкий и слаженный процесс. Учащиеся на уроке должны быть вовлечены в серию взаимосвязанных учебных познавательных ситуаций, объединенных едиными целью и задачами. Это обеспечивает логическую целостность урока, школьники извлекают знания из любых источников и происходит процесс развития личности. Показателями эффективной работы можно отметить самостоятельную работу с текстом и любыми другими источниками информации, умение вести самостоятельные наблюдения и их анализировать, умение представлять способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.

Таким образом, можно отметить, педагог, учитель, способен достигнуть многого, если у него есть желание развиваться, потенциал и возможность учиться новому, стремиться соответствовать профессиональному стандарту в связи с реализацией ФГОС и, если он просто любит свою профессию, своих учеников.

Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/И. Гревцова // Школьные технологии. – 2015. – № 6.

Дмитриев С. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. Дмитриев // Школьные технологии. – 2011. – N 6

Своё выступление я хочу начать с притчи:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Учитель-это ключевая фигура в системе образования. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя, как дома. Это главное в работе учителя.

Актуальный вопрос для обсуждения на сегодняшний день – это профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Математическая компетентность учителя делится на следующие компетенции:

  • предметная,
  • профессиональная,
  • общепедагогическая.

1) Предметная компетентность учителя математики:

– Уметь решать элементарные задачи

– устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов;( у меня открыты сообщества на сайте еду татар, где я предлагаю своим ученикам сайты для подготовки к ЕГЭ. Вашему вниманию скриншот одного из них:

– применять в своей работе ИКТ компетенции;( Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:

– Развиваю собственную профессиональную компетентность.

– Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ИКТ.

– Использую различные методы и формы обучения на уроках математики

– Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.

Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры ( решу ЕГЭ, решу ОГЭ; юстест , начиная с 5 класса. ), презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала.

– использовать информационные источники( скриншот);

2) Профессиональная компетентность –это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики

– вести кружки, факультативы, элективные курсы;(Кружковая работа в 9 классах «Алгебра плюс»,элективный курс по математике в 10 «Система подготовки к ЕГЭ по математике», элективный курс в 11 классе «Задачи с параметрами»)

– консультировать учащихся по выбору профессии, где нужна математика;( Результатом своей работы считаю тот факт, что мои выпускники связывают своё дальнейшее обучение с математикой, например,Миннеханов Руслан-учится в Казанском энергетическом университете по специальности «информационные и вычислительные технологии», Вильданов Руслан- – в Балтийском государственном университете по специальности «специалист системы управления летательными аппаратами», Кузнецов Денис-в КАИ по специальности «информационные и вычислительные технологии» , Яковлева Настя-ученица 11 класса собирается поступать в ЕГПУ по специальности «учитель математики и физики»)

– предоставлять учащимся о дополнительном образовании, где есть возможность углубленного изучения математике(Этот вопрос остается открытым: можно отметить , что обучающиеся нашей школы это в большинстве случаев дети из социально -неблагополучных семей. Родители данных семей имеют низкий образовательный уровень ,малый материальный достаток. А как мы с Вами знаем, доп образование это платные услуги. Поэтому этот вопрос я стараюсь решить на своих кружках и факультативах

– иметь спец. подходы к тем детям, для которых русский язык не является родным;( Наша школа многонациональна, в ней обучаются дети 9 национальностей. Наша помощь предполагает обеспечения каждому ребенку индивидуального подхода в обучении с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей

– владеть особыми методами для работы с детьми, которые отстают в развитии;( В классах с которыми я сейчас работаю – есть дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе. При использовании на уроках математики игровые технологии, проблемное обучение-нестандартное начала уроков, например,, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, индивидуальных занятиях, консультациях, конечно, это всё проводится бесплатно)

– работать с родителями, с учащимися о повышении математической культуры. (Математическая культура – это система математических знаний, форм и методов математической деятельности, которые влияют на развитие личности. Ярким примером становится проблема овладения навыками устного счета. Необходимо также разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок. При подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени).

3) Общепедагогические компетенции учителя математики

– определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;

– организация олимпиад, математических игр, КВНов (В Содержании профессионального стандарта педагога говорится, что учитель должен Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, проектная работа, олимпиады

Многие ученики участвуют в городской, став призерами, участвуют в республиканских олимпиадах по предмету, например, Петров Валерий, Окунев Роман-призеры муниципального этапа, участники республиканского этапа).

Метод проектов, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах. Например, В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. Если Вас будет интересовать как я это делаю, я Вам отдельно расскажу.

Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, курсовая или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций. Лучшие из них представляются на научно-практической конференции школьников. Например, «Вероятность сдачи ЕГЭ по всем предметам»-проектная работа Ибрагимовой Эллины, с которой она выступала на научно-исследовательских конференциях и заняла призовые места.

– Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития.

Для этого я использую Адаптивную технологию обучения: Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности;

В дальнейшем я планирую

– продолжить работать над развитием учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности,

– над Определением оптимальных способов обучения и развития учащегося,

к в проф стандарте говорится, что педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями. Поэтому нужно будет работать над созданием дифференцированного банка заданий , тренажеров для работы с этими детьми.

Моя система работы дает свои результаты: при 100% успеваемости качество знаний по предмету остается стабильным.

Свое выступление я хочу закончить словами об учителе известного писателя С. Соловейчика: «Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он –  скульптор, но его труды никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.

Формирование профессиональной компетентности учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Документ государственного образца – удостоверениеДокумент на бумагеСтоимость документа включена в стоимость обучения

27 сентября 2022

Модуль 1 Основы законодательства в области образования

Основы законодательства в области образования
Приоритеты государственной политики в системе образования

Модуль 2 “ФГОС в контексте приоритетов государственной политики в образовании”

Ориентация государственного образовательного стандарта на образовательные результаты
Методологическая основа ФГОС – системно-деятельностный подход

Модуль 3 “Новые требования к учителю математики в условиях реализации ФГОС и концепции”

Особенность школьного образования в условиях введения ФГОС
Требования к личности учителя математики в условиях реализации ФГОС

Модуль 4 “Учебно-методические комплексы”

Модуль 5. “Новые стратегии преподавания математики в современной образовательной ситуации”

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Стратегии преподавания, ориентированные на формирование УУД
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
Технологии развития универсальных учебных действий

Модуль 6. “Профессиональный стандарт “Педагог” как ресурс развития профессиональных компетенций педагога”

Профессиональный стандарт педагога: компетенции учителей
Применение профессиональных стандартов в образовании

Модуль 7 “Методическая продукция педагога: виды, формы, структура”

КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:

вы получаете доступ к лекциям, дополнительным материалам, проверочным заданиям и форуму. в каждом модуле курса: задания для самопроверки, тесты и проверочные работы. в конце курса — итоговое тестирование.

Кафедра математического анализа, алгебры и геометрии

«Компетенции современного учителя математики»

/44. 01/ Педагогическое образование

Направленность программы (профиль)

Зорин Сергей Сергеевич

Студент 2 курса, 1 группы

очной формы обучения

Горбачев Василий Иванович

доктор педагогических наук,

Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста. Присоединение России к Болонскому процессу связано с формированием единого европейского образовательного пространства, повышением качества подготовки специалистов. Компетентность выступает как идея, как эталон качественной подготовки специалиста. Ядром компетентности является ориентация специалиста в профессиональных ценностях.

Поэтому, в результате работы над рефератом были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт и выделить компетенции учителя из него;

2) провести опрос по теме «Необходимые компетенции учителя математики» у высококвалифицированных работников общего образовательного учреждения;

3) выделить компетенции учителя из книги Дж. Равена «Компетентность в современном обществе» и сравнить с компетенциями учителя по ФГОС.

Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Компетенции современного учителя математики по ФГОС

Для того определения компетенции учителя математики рассмотрим ФГОС уровня высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 44. 01 педагогическое образование. В части «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» отмечено, что

1) в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции;

2) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

3) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

4) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);

способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

Таким образом, по первому параграфу можно сделать следующие выводы:

1) учитель математики должен обладать общекультурными компетенциями, которые представлены в виде ОК-1 – ОК-9;

2) учитель математики должен обладать общепрофессиональными компетенциями, которые представлены в виде ОПК-1 – ОПК-6;

3) учитель математики должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности таким как:

а) педагогическая деятельность (ПК-1 – ПК-7);

б) проектная деятельность (ПК-8 – ПК-10);

в) исследовательская деятельность (ПК-11 – ПК-12);

г) культурно-просветительская деятельность (ПК-13 – ПК-14).

Виды компетенций по Дж. Равену

Виды компетентности по Дж. Равену:

Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели.

Тенденция контролировать свою деятельность.

Вовлечение эмоций в процесс деятельности.

Готовность и способность обучаться самостоятельно.

Поиск и использование обратной связи.

Уверенность в себе.

Адаптивность, отсутствие чувства беспомощности.

Склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию.

Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.

Самостоятельность мышления, оригинальность.

Критическое мышление.

Готовность решать сложные вопросы.

Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство.

Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих).

Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск.

Отсутствие фатализма.

Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели.

Знание того, как использовать инновации.

Уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям.

Установка на взаимный выигрыш и широта перспективы.

Использование ресурсов.

Отношение к правилам как указателям желательных способов поведения.

Способность принимать правильные решения.

Персональная ответственность.

Способность к совместной работе ради достижения цели.

Способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.

Способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

Стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников.

Готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения.

Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия.

Способность эффективно работать в качестве подчиненного.

Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Понимание плюралистической политики.

Готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Компетенции, которыми должен обладать современный учитель:

Предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета).

Общепедагогическая компетенция (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности).

Список использованной литературы

Горбачев В. Методология математической картины мира в числовых системах общеобразовательного курса алгебры и начала анализа // Ученые записки Брянского государственного университета: физико-математические науки/ биологические науки/ ветеринарные науки. №1 (2016), – Брянск: РИО БГУ, 2016, С.

Горбачев В. Интеграция числовых систем в числовой картине мира // Ученые записки Брянского государственного университета: физико-математические науки/ биологические науки/ ветеринарные науки. №2 (2016), – Брянск: РИО БГУ, 2016, С.

Нечаев В. Числовые системы. – М. : Просвещение, 1975, С. 201.

Никольский С. Математика. 6 класс. – М. : Просвещение, 2016 г, С. 256.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector