Профессиональные компетенции в области информационных технологий

ИТ-директор — топ-менеджер компании, в зоне ответственности которого находится все, что связано с информационными технологиями: от работоспособности техники до создания сервисов, оптимизирующих труд сотрудников и повышающих эффективность бизнеса.

Он отвечает за политику компании в сфере информационных технологий. Эти задачи стали особенно актуальны в пандемию из-за массового перехода на удаленную работу — теперь нужно учитывать возможность дистанционного контроля компьютеров сотрудников, обеспечивать безопасный доступ к корпоративным сервисам.

ИТ-директор, директор по информационным технологиям, директор ИТ-департамента, начальник отдела информатизации и цифровизации — все это, как правило, название одной и той же должности. В иерархии компании эти специалисты обычно занимают уровень заместителя гендиректора и подчиняются или генеральному, или напрямую учредителям.

В России есть профессиональный стандарт для должности ИТ-директора, он утвержден указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года. В стандарте профессия называется «Менеджер по информационным технологиям». Указано, что этот специалист входит в категорию руководителей и старших должностных лиц государственных органов управления.

В крупных компаниях заботятся о сокращении случаев выгорания на работе, уделяют внимание работоспособности человека.

Если говорить об истории этого вопроса, можно вспомнить, что в США в 1970-х и 1980-х начали создаваться службы помощи, позволяющие сотрудникам оставаться здоровыми и сокращать расходы на медстраховку. В России первым, кто занялся ортобиотикой, был нобелевский лауреат Мечников И. Ортобиозом Мечников назвал правильный образ жизни («орто» – прямой, правильный, «био» – связанный с жизнью). Как концепцию ортобиотику он описал в своих книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».

Серьезно занимался темой здоровья персонала также Шепель В. Он подчеркивал, что менеджмент как профессиональная деятельность – сам по себе источник покушения на здоровье тех, кто в ней участвует. По его мнению, на здоровье руководителя влияют три фактора: огромный объем аналитико-синтетической деятельности, хронический дефицит времени, напряженная конкурентная борьба. Он также назвал 5 профессиональных болезней руководителей:

  • кризис «несостоявшегося счастья»,
  • «менталитетная усталость»,
  • «властный снобизм»,
  • «возрастное слабомыслие»,
  • «карьерный невроз».

В своих трудах он подчеркивает, ссылаясь на работы зарубежных исследователей:

Если вы стремитесь к успеху, желаете сделать карьеру и поднять свой материальный уровень, это невозможно, если не уделять внимания своему здоровью и внешнему виду.

Казалось бы, в сегодняшнее время неопределенности, технологий и скоростей размышления о здоровье и правильном образе жизни звучат даже несколько наивно. Однако именно сейчас, когда в рабочие процессы вплетается автоматизация, искусственный интеллект и виртуальная реальность, технологии здоровьесбережения персонала, как физического, так и психического, должны учитываться и поддерживаться.

И это происходит в компаниях, которые заботятся о персонале. Мы все чаще встречаем такие термины как «эргономика познания», «когнитивная эргономика», «эргономика образования», «эргономика интеллектуального труда», «уровни эргономичности».

к федеральному государственному

образовательному стандарту высшего

образования по направлению подготовки –

бакалавриат 09. 02 Информационные

системы и технологии, утвержденному

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 19 сентября 2017 г. N 926

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ

ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

N п/пКод профессионального стандартаНаименование области профессиональной деятельности. Наименование профессионального стандарта06 Связь, информационные и коммуникационные технологии1. 001Профессиональный стандарт “Программист”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 679н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2013 г. , регистрационный N 30635), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)2. 004Профессиональный стандарт “Специалист по тестированию в области информационных технологий”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 225н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2014 г. , регистрационный N 32623), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)3. 011Профессиональный стандарт “Администратор баз данных”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 647н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г. , регистрационный N 34846), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)4. 015Профессиональный стандарт “Специалист по информационным системам”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 896н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 г. , регистрационный N 35361), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)5. 016Профессиональный стандарт “Руководитель проектов в области информационных технологий”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 893н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2014 г. , регистрационный N 35117), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)6. 019Профессиональный стандарт “Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 612н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 г. , регистрационный N 34234), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)7. 022Профессиональный стандарт “Системный аналитик”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 809н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г. , регистрационный N 34882), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г. , регистрационный N 45230)8. 025Профессиональный стандарт “Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2015 г. , регистрационный N 39558)9. 026Профессиональный стандарт “Системный администратор информационно-коммуникационных систем”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 684н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г. , регистрационный N 39361)10. 028Профессиональный стандарт “Системный программист”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 685н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2015 г. , регистрационный N 39374)

Работодатель, принимая на работу ИТ-директора, хочет получить не просто
руководителя сисадминов, а надежного соратника и даже бизнес-партнера.

Последние несколько лет мы видим, как быстро меняются структура ИТ-рынка, требования к поставщикам и исполнителям, а также к ИТ-персоналу в целом. Если в 2000-х годах ИТ-директор воспринимался больше как специалист по «железу» и руководитель системных администраторов, то теперь это полноценный участник бизнес-процессов компании. Часто именно ИТ-директору предлагают опцион за успешную работу. Безусловно, это связано с взрослением рынка, новым эволюционным периодом становления компаний. Менеджмент хочет оперативно получать достоверные данные по финансовому и управленческому учету, видеть прозрачность поставок, производственных процессов, поэтому готов инвестировать в развитие систем автоматизации. В связи с этим в бизнес-среде возрастают требования непосредственно к ИТ-руководителю. Фактически работодатель ищет консультанта по бизнес-процессам с глубоким пониманием того, как и какие технические нововведения повлияют на определенные отрасли.

Нередки случаи приема бизнес-консультантов на позицию ИТ-директора. При этом специалист может совсем не знать принципов работы серверов, RAID-массивов или нюансов построения сети. Это уже не так важно. Главное — дать бизнесу четкий и понятный инструмент управления компанией в виде различных систем автоматизации.

Названий одной и той же должности на сайтах по трудоустройству множество: ИТ-директор, CIO, СТО, директор по информационным технологиям и другие. Большинство считает, что за этими формулировками скрывается одинаковый функционал, но по факту между ними есть существенные различия.

Сегодня сложно разделить требования, предъявляемые к ИТ-руководителю, исключительно на «технические» и «управленческие». Для подбора команды разработчиков, результативной работы и организации финансовой стороны проекта ИТ-директору, как никому другому, необходим симбиоз профессиональных и личностных качеств. К сожалению, достичь такого гармоничного сочетания удается не всегда. Помешать в этом могут недостаток технических компетенций или слабые организаторские навыки.

В зависимости от бизнес-ниши и отрасли приоритет требований к навыкам ИТ-руководителя может меняться. Однако предполагается, что в любом случае ИТ-директор имеет крепкий технический бэкграунд. Крайне желательны:

  • опыт самостоятельной разработки и внедрения решений, проектирования архитектуры ПО;
  • умение работать с системами контроля версий, заниматься интеграцией приложений;
  • способность к формированию ИТ-стратегии;
  • навыки обеспечения информационной безопасности;
  • знание веб-технологий и особенностей продвижения в интернете;
  • мониторинг последних тенденций и технологических новинок на ИТ-рынке;
  • работа с ERP-системами.

Последний пункт стоит обговорить отдельно. ERP-системами пользуются практически все компании, поэтому этот навык для руководителя является ключевым. В России вендорами – лидерами по количеству ERP-проектов являются «1С», SAP, Microsoft, «Галактика». На мировом рынке ситуация несколько иная: возглавляет рейтинг SAP, далее по распространенности следуют Oracle и Microsoft. Безусловно, существует еще множество компаний, в том числе отечественных, предоставляющих ERP-системы. Задача руководителя – выбрать подходящую, способную отразить специфику компании.

Помимо чисто технических навыков, ИТ-директору необходимо обладать компетенциями в сфере коммуникаций и бизнеса, такими, например, как:

  • опыт управления командой разработчиков;
  • развитые навыки топ-менеджера (в сфере общего и проектного менеджмента);
  • практика антикризисного управления;
  • бизнес-аналитика;
  • деловая интуиция, навыки прогнозирования и умение видеть перспективы развития.

Разумеется, кроме вышеприведенных, к кандидату предъявят следующие требования:

  • знание бюджетирования, бухгалтерского учета, логистики, ЗУП, управленческого учета, CRM;
  • умение организовать автоматизацию бизнес-процессов;
  • навыки в сфере продаж – ведение переговоров, заключение и исполнение договоров и т.д.
  • анализ эффективности проекта с точки зрения прибыльности и затрат.

Если проанализировать сайты по трудоустройству, то разница в предлагаемом доходе между консультантами по автоматизации бизнес-процессов и ИТ-специалистами очевидна. Найти настоящего профессионала непросто, поэтому им предлагают лучшие условия и высокую заработную плату, которую часто даже не указывают на странице вакансии. Однако уже сейчас абсолютно ясно: ИТ-директор со знанием бюджетирования и производственных циклов оценивается на порядок выше, чем руководитель в сфере ИТ с классическим функционалом. Заметим, что, по данным компании Kelly Services, работники сферы ИТ и телекоммуникаций в 2018 году являются самыми востребованными на рынке труда.

Согласно аналитическим материалам рекрутинговой компании Antal Russia, в 2018 году средний минимум ежемесячного вознаграждения ИТ-директора составляет 200 тыс. руб. , а средний максимум – 550 тыс. руб. При этом можно отследить и общую тенденцию: 44% работников в течение года получили прибавку к зарплате, и 59% – бонусы по итогам прошлого года.

Таким образом, работодатель, принимая на работу ИТ-директора, хочет получить не просто руководителя сисадминов, а надежного соратника и даже бизнес-партнера. Это лишь подтверждает правило: сегодня работодатели (41% опрошенных, по данным Kelly Services) в качестве важнейшей компетенции любого сотрудника видят многофункциональность.

Приведу один пример. Несколько лет назад мой знакомый, консультант по бюджетированию на 1С, познакомился на отдыхе с командой стартаперов, которые планировали создать микрофинансовую организацию. Знакомый предложил им свою помощь в вопросах, связанных с ИТ, за что ему, в свою очередь, предложили долю в будущей компании. Сейчас фирма имеет оборот в несколько миллиардов рублей. А руководитель департамента бюджетирования, в котором работал упомянутый выше консультант, в настоящее время является ИТ-директором крупнейшей логистической компании.

Технологии развиваются намного быстрее, чем появляются квалифицированные кадры, – это основная причина дефицита специалистов на рынке труда в ИТ. Соответственно, грамотных руководителей еще меньше. Имеет место и переманивание достойных претендентов, которое приводит к неоправданному увеличению зарплат – еще одной причине отчасти искусственного ажиотажа в ИТ-области. Кроме того, сфера новейших технологий (machine learning, AR/VR и пр. ) по-прежнему остается рынком кандидатов. ИТ-отрасль активно развивается, в связи с этим расширяется и функционал руководителя. А это значит, что требования к компетенциям специалистов в сфере информационных технологий будут стремительно расти.

Константин Рензяев, генеральный директор,
CorpSoft24

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

В статье рассматривается вопрос эффективного использования электронных источников информации на различных этапах учебных занятий с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО

На сегодняшний день запросы работодателей к уровню подготовки будущих специалистов складываются под влиянием постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда. Современный конкурентоспособный выпускник ССУЗа, по мнению работодателей, должен обладать не только набором профессиональных качеств, но и некоторыми личностными качествами, способствующими их успешной профессиональной деятельности.

Анализ требований ФГОС СПО позволил выбрать наиболее значимые общекультурные компетенции студентов-программистов: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Отсюда вытекают профессионально значимые личностные качества студентов: системное мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость, внимательность, самостоятельность.

В подготовке компетентного специалиста важную роль, несомненно, играет использование современных образовательных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня эффективность использования средств ИКТ в образовательном процессе очевидна. Образовательный электронный ресурс с сопровождающей учебно-методической документацией – это каче­ственно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ра­нее средств обучения.

Необходимость использования конкретного программного средства в образовательном учреждении среднего профессионального образования объясняется  следующими причинами:

  • дефицитом качественных источников учебного материала;
  • возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, графиков, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
  • необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
  • необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой системы обучения для каждого учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

  • определение необходимости применения компьютера;
  • определение степени компьютеризации учебного процесса;
  • определение перечня функций, возлагаемых на компьютер;
  • разработка компьютерного пособия в соответствии с информационно-методическими рекомендациями преподавателей-предметников и методистов.

Составными частями учебно-информационного компьютерного обучения являются:

  • электронные учебники и пособия;
  • электронные справочники и энциклопедии;
  • мультимедийные презентации;
  • Интернет-ресурсы;
  • лекционный материал в электронном виде;
  • контролирующие и тестирующие программы и др.

При конструировании учебного занятия с использованием программных средств учебного назначения определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т. Далее в соответствии с  методическим назначением необходимых образовательных электронных ресурсов выбираются обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые программные средства. Затем следует подготовка требуемого аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

Из опыта использования электронных образовательных ресурсов.

На каждом ПК в кабинете информатики и ВТ в системной папке Мои документы/Студент размещены следующие информационные ресурсы: электронные учебники, лекции, мультимедийные презентации, материалы контроля, ярлык для запуска тестирующей программы.

Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

  • обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
  • помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;
  • существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий), позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам электронного учебника можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Для формирования умения осуществлять рациональный отбор учебного материала организуется работа с первоисточниками с последующим составлением краткого конспекта в соответствии с предлагаемым планом.

  • Электронные презентации используются в основном с целью наглядного представления учебного материала (геометрические построения, «Математика»), отслеживания динамики процесса (использование встроенных функций в MSExсel, «Информационные технологии»).
  • Использование сетевых и мультимедийных технологий на учебной дисциплине «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» позволяет формировать навыки рационального и эффективного поиска необходимых информационных ресурсов с последующим их представлением для всей аудитории (знакомство с настольными издательскими системами, программами конвертирования данных, электронными переводчиками и словарями).
  • Кроме того, Интернет-ресурсы эффективно используются при организации самостоятельной работы студентов, выполнении самопроверки, что позволяет реализовать межпредметные связи, повысить интенсивность учебного занятия, обеспечить работу студентов в индивидуальном режиме. Например, на дисциплине «Элементы высшей математики» программы-«решатели» дают возможность проверить результат вычислений, а также проследить последовательность действий при решении задачи.
  • При изучении интерфейса новой программы, освоении технологии выполнения трудоемких операций организуется коллективная работа с использованием проекционного оборудования. В частности, при построении поверхностей («Математика»), изучении многоуровневых вложений («Информационные технологии», электронные таблицы).
  • Стремительное развитие ИКТ вызывает необходимость прогнозирования дальнейшего развития и внедрения средств ИКТ в сферу образования, как на этапе обучения, закрепления, так и контроля уровня сформированности общих компетенций, знаний, умений, практического опыта обучающегося.

Таким образом,  использование программных средств учебного назначения положительно влияет на развитие личности обучаемого,  обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения,  углубление межпредметных связей за счет реализации возможностей электронных образовательных ресурсов и использования современных средств обработки информации, способствует качественной подготовке компетентного специалиста.

  • Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2012.-178с.
  • Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2011.-253с.

Образование должно соответствовать потребностям общества, а современному информационному обществу требуются специалисты, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.

К сожалению, выпускники колледжа, получив знания, не всегда умеют  применить их за пределами учебных ситуаций, в которых эти знания формируются.

Именно поэтому ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат освоения программы подготовки специалистов среднего звена не просто сумму усвоенной информации в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.

Считаем, что необходимо учитывать и наличие у студентов профессионально важных для данной специальности личностных качеств, содействовать их формированию и развитию.

Формирование общих и профессиональных компетенций  будущих специалистов среднего звена не отменяет ЗУНы, а включает их как необходимую составляющую. А требование к наличию практического опыта у обучающегося при изучении дисциплин является  для преподавателя императивом к действию – сделать акцент на деятельностную  составляющую процесса обучения, то есть на формирование способности обучающегося применять полученные знания на практике.

Преподаватели, организуя свою работу в соответствии с требованиями ФГОС СПО, сталкиваются с рядом сложностей:

  • сформулированы требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена в виде компетенций, но отсутствуют четко прописанные способы реализации этих требований;
  • сформулированы требования к результатам изучения дисциплины в виде компетенций, но отсутствуют методические рекомендации по разработке инструментария, позволяющего измерять и оценивать компетенции.

В сложившейся  ситуации преподавателям пришлось самостоятельно, как говорится, «на ходу»:

  • корректировать уже имеющиеся в их методической копилке  методы и формы обучения, выбирать из них те, которые с большей эффективностью содействовали бы  реализации заданного образовательного стандарта;
  • внедрять в соответствии с п.7.1 ФГОС СПО интерактивные методы обучения, несмотря на то, что  подготовка таких занятий трудоемка и требует от преподавателя определенного опыта;
  • корректировать уже имеющийся и разрабатывать новый, пусть даже требующий затем дополнительной доработки, инструментарий, который можно было бы использовать для оценки уровня сформированности компетенций.

Не вызывает сомнений то, что для успешного решения этих проблем необходимо реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической  основой ФГОС СПО.

У таких дисциплин как «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» имеется ряд особенностей:

  • информационные технологии выступают и как предмет изучения, и как средство активизации познавательной деятельности на занятиях;
  • эти дисциплины содействуют углублению междисциплинарных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;
  • в аудитории, где проходят занятия, имеются автоматизированное рабочее место преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, принтер, доступ к ресурсам сети Интернет) и автоматизированные рабочие места студентов (ПК, доступ к ресурсам сети Интернет);
  • занятия проходят в «гиперактивном» режиме (очень высок объем самостоятельной работы студентов, в конце практических и некоторых теоретических занятий студент должен представить свой продукт нового качества);
  • высокая мотивация студентов, уверенных в значимости знаний, полученных на занятиях по информатике и информационным технологиям, в своей будущей профессии.

Надо отметить, что в ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» значительно улучшена материально-техническая база кабинетов информатики: в них в течение последних нескольких лет полностью обновлен компьютерный  парк. Имеется плоттер.

В связи с требованиями ФГОС СПО были значительно скорректированы с учетом специальностей используемые на дисциплинах «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» методы и формы обучения. Наряду с рациональным применением используемых ранее традиционных и активных методов обучения осваиваются новые, в том числе интерактивные методы обучения, которые более эффективно содействуют формированию  общих и профессиональных компетенций студентов:

  • в рамках изучения дисциплины «Информатика» увеличено количество практических работ, содержащих профессионально ориентированные задания (например, оформление резюме в MS Word, расчет стоимости кровельных материалов, расчет зарплаты в MS Excel, планировочное решение квартиры в MS Visio и др.);
  • используется «мозговой штурм» (например, оформление классификации ЭВМ в виде таблиц и рисунков SmartArt в MS Word, изучение логических функций в MS Excel);
  • на занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты разрабатывают буклеты по своей специальности в программе MS Publisher, презентации в MS PowerPoint, информацию находят самостоятельно в сети Интернет;
  • традиционным стало проведение обобщающего занятия по пакету MS Office в виде игры, на котором студенты специальности 07.02.01 Архитектура работают в командах и имитируют работу архитектурных фирм, начиная от написания заявления о приеме на работу в MS Word, создания проекта дома, его планировочного решения в MS Visio, расчета материалов в MS Excel и заканчивая презентациями своих проектов, роль экспертов играют сами студенты;
  • в рабочую программу дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» введена практическая работа «Оформление выпускной квалификационной работы», основной целью которой является знакомство с внутренним стандартом колледжа (для всех специальностей);
  • традиционным стало проведение деловой игры «Учет торговых операций в программе «1С: Бухгалтерия», на которой студенты заключают договоры на поставку/покупку товара в соответствии с правилами игры, оформляют необходимые документы и отчеты по продаже/покупке товара в программе «1С: Бухгалтерия», проводится «аудиторская проверка» оформленных командами документов и отчетов,  в конце игры оценивается  степень формирования ряда компетенций, предусмотренных ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (методическую разработку и презентацию можно найти на сайте www.informio.ru);
  • традиционным стало проведение конкурсов рекламных проектов «Гостиница моей мечты» среди студентов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис;
  • традиционным стало on-line тестирование на сайте справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» tts.consultant.ru, которое обязательно проходят студенты специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», студенты получают сертификат, пополняя им свое порфолио;
  • в рамках внеклассной работы по информатике в колледже ежегодно проводятся различные конкурсы (мини-газет, синквейнов, творческих проектов, слайд-шоу), для участия в которых студентам необходимо создать свой продукт нового качества;
  • традиционным стало участие студентов в дистанционных олимпиадах.

Определенные трудности для преподавателей представляет собой оценивание компетенций.

Оценивать знания, умения и навыки можно традиционными способами и это не вызывает у преподавателей затруднений. Более того, у преподавателей информатики колледжа имеется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, который показал, что традиционная оценка знаний студентов среднего профессионального образования дает пока более высокий процент качества. Возможно, дальнейшая работа по совершенствованию применяемой балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов даст другие результаты.

А вот оценивание компетенций на занятиях по информатике и информационным технологиям пока затруднительно, носит скорее опосредованный характер, является многофакторным и комплексным, оно проводится в ходе занятий, на которых имитируется профессиональная деятельность или  производственные ситуации, например, таких как деловые и ролевые игры. Понятно, что оценка компетенций студентов должна производиться

  • и на основе созданных ими документов профессионального характера (например, отчетов в деловой игре в программе «1С: Бухгалтерия»), для этого целесообразно сотрудничество с преподавателем бухгалтерского учета;
  • и посредством наблюдения за их реальным поведением (например, совместная работа над проектом при имитации работы архитектурной фирмы), для этого используется помощь студентов-экспертов.

Опыт работы показывает, что рациональный выбор с учетом специальности студентов  методов и форм обучения, а также способов оценивания имеет большое значение при формировании и развитии как общих, так и профессиональных компетенций. Эта проблема не утратила своей актуальности и сегодня.

Таким образом, в колледже при изучении дисциплин  «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для  реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

Интернет – ресурсы:

Какими навыками должен обладать ИТ-директор

Это должность уровня топ-менеджера, поэтому соискателям нужно иметь развитые навыки:

Развитое системное мышление. Нужно обладать так называемым техническим мышлением, логическими способностями, уметь раскладывать сложную задачу на небольшие подзадачи, превращать хаос в упорядоченную структуру.

Целеполагание и делегирование — задач у ИТ-департаментов, как правило, очень много. Поэтому в первую очередь директору по ИТ нужно избегать микроменеджмента и переходить на стратегическое управление. Нужно научиться ставить задачи так, чтобы подчиненные понимали истинные цели и достигали их.

Расстановка приоритетов. ИТ развивается стремительно — каждый день появляются новые сервисы и возможности. Важно уметь отделять действительно важные обновления от декоративных и не несущих компании пользу, и внедрять только первые.

Харизма и эмоциональное лидерство. Сфера информационных технологий предполагает интенсивные интеллектуальные нагрузки. Это сложно, и работникам порой нужна поддержка. Они должны понимать, что работают не просто ради денег. В такие моменты ИТ-директору пригодятся навыки лидера — умение создать в коллективе позитивную атмосферу, мотивировать людей двигаться, вести их за собой.

Переговоры. ИТ-директору важно обладать развитыми навыками коммуникации — их придется применять во время подбора сотрудников, общения с поставщиками, внутренними и внешними заказчиками.

Чем занимается ИТ-директор

Должностная инструкция ИТ-директора обычно содержит работу над созданием, внедрением и модернизацией конкретных проектов, которые необходимы компании. В широком смысле это полный цикл работы — от организации процессов до планирования бюджета ИТ-служб, управления персоналом и анализа эффективности работы подразделений.

ИТ-директор должен уметь разрабатывать ИТ-стратегию компании — формировать цели, прогнозировать результаты и презентовать их совету директоров, гендиректору или учредителям.

Затем организовать работу, прописать инструкции и требования к персоналу, сформулировать KPI и грейды для отделов. В обязанностях ИТ-директора обычно есть функция управления отношениями с поставщиками и потребителями информации — в зависимости от деятельности компании это могут быть внешние заказчики или внутренние, например, другие отделы.

Еще придется заниматься безопасностью — ИТ-директор должен наладить систему бесперебойного обмена информацией между сотрудниками по защищенным каналам.

Наконец, одна из ключевых обязанностей — управление ИТ-бюджетом компании. В современных компаниях ИТ-директор должен готовить и оптимизировать бюджет, оценивать его, стремиться к соблюдению положительного показателя ROI, то есть окупаемости инвестиций в информационные технологии. В обязанностях ИТ-директора есть и организация закупок — нужно проводить тендеры.

Сколько зарабатывает ИТ-директор

По данным профильного ресурса ИТ-специалистов «Хабр. Карьера», медианная зарплата технических директоров составляет порядка 220 000 руб. Верхняя граница находится на уровне 400 000 руб. Это исследование проводилось с помощью опроса работающих специалистов. По данным trud. com, средняя зарплата ИТ-директора в России — 108 290 руб. , в Москве — 166 478 руб.

Требования к замещающим должность ИТ-директора

Если вы планируете работать в государственных структурах, то от вас потребуют высшее образование со степенью специалиста или магистра. Вам придется постоянно повышать квалификацию по программам управления персоналом и бюджетами.

В частных компаниях круг требований шире. Если проанализировать имеющиеся на рынке вакансии, становится ясно, что от соискателей ждут знания методов защиты информации и современных сетевых технологий. Пригодится опыт разработки ПО или навыки администрирования, причем как Windows, так и *nix-систем. Еще нужно понимать современные методики организации ИТ-деятельности, обладать навыками разработки технической документации.

Успешный претендент на должность ИТ-директора должен обладать развитыми управленческими навыками, иметь руководящий опыт в ИТ от двух лет. Желательно иметь опыт руководства командами, которые внедряют или модернизируют продукты и сервисы.

ИТ-директор должен хорошо знать письменный и разговорный английский язык, уметь бегло читать техническую документацию.

Менеджер по информационным технологиям

Настоящий профстандарт действует с 01. 2022 по 01. 2028

от 30. 2021 № 588н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *