ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Скоропупова Наталья Львовна, учитель – логопед
МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов
Учитель-логопед – представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л. Семушина, Т. Филичева, Е. Агеева, В В. Юртайкин, В. Рудин-ский и др. ), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:
- диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;
- коррекционная функция участие учителя – логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
Наименование компетенции
Характеристика
Общепедагогическая
Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности
Специальная
Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями
Технологическая
Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности
Коммуникативная
Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами
Рефлексивная
Регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр. ), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Речевые дефекты лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития, формируются все стороны психики ребенка. Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на формирование личности. Учитель – логопед должен ориентироваться во всех дисциплинах профессионального блока такие как «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др. , чтобы профессионально построить коррекционную работу.
Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.
Жукатинская E. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога. // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. – Липецк: ЛГПУ, 2007,-Вып 4,-С. 156-160.
Жукатинская E. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2005/2006 учебный год. Липецк, 2006. Выпуск 5. – С. 49-53.
Жукатинская E. Психолого-педагогическая диагностика в обследовании детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие; – Липецк, ЛГПУ, 2006. – 191с.
Общие положения
Терминологической и семантической основой разработки методологии оценки личностных и профессиональных компетенций в области цифровой трансформации (далее — оценка компетенций) государственных служащих и работников учреждений (далее — оцениваемые) является модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления (далее — модель компетенций). Модель компетенций одобрена решением комиссии Ученого совета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее — Академии) по планированию, контролю выполнения и приемке результатов НИР государственного задания Академии (протокол № 14. 3/02 от 26. 2021 г.
Модель компетенций включает в себя четыре связанных между собой блока: базовые цифровые компетенции, личностные компетенции (шесть личностных компетенций), профессиональные компетенции (шесть профессиональных компетенций) и цифровую культуру.
Каждая компетенция имеет уровень проявления, который выражен в числовом диапазоне от 0 до 3. Описание уровней проявления компетенций представлено в таблице 1.
Уровень проявленияОписание уровня проявления компетенций
Цифровое значениеТекстовое значение
0Отсутствует проявление компетенцииОтсутствует проявление компетенции или преобладает поведение, противоположное целевому
1Компетенция недостаточно выраженаКомпетенция проявляется на базовом уровне. Оцениваемый знает и применяет некоторые инструменты и методы, но данная компетенция не является его сильной стороной. Рекомендуется сделать акцент на ее развитии
2Компетенция достаточно выраженаКомпетенция выражена на достаточном уровне, большинство характеристик и индикаторов являются сильными сторонами оцениваемого и носят позитивный характер, негативные проявления на минимальном уровне. Тем не менее отдельные элементы компетенции требуют развития
3Компетенция ярко выраженаКомпетенция проявляется на превосходном уровне и является сильной стороной оцениваемого. Подавляющее число характеристик и индикаторов — позитивные. Оцениваемый демонстрирует соответствие характеристикам и индикаторам компетенции. Способен транслировать знания и умения, необходимые для развития данной компетенции у других
Таблица 1Описание уровней проявления компетенций
Для каждой роли предусмотрены референтные значения — минимально необходимый и целевой уровни проявления компетенций. Совокупность значений в пределах референтных составляет зону компетентности.
Для развития системы оценки компетенций может быть предложено формирование профилей ролей оцениваемых или категорий ролей, сформированных по принципу однородности выполняемых ими функций, оцениваемых без изменения основной процедуры проведения оценки, подсчета и интерпретации ее результатов.
Организационные условия проведения оценки компетенций
Оценка компетенций представляет собой использование оцениваемым специальных инструментов оценки (с учетом особенностей заполнения, предусмотренных для каждого инструмента оценки) в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Для организации проведения оценки:
- Создана ИТ-платформа для автоматизации оценки компетенций и формирования реестра высококвалифицированных руководителей и специалистов цифровой трансформации госуправления, функциональность которой позволяет автоматизировать сбор, обработку и хранение данных оценки в соответствии с настоящей методологией.
- Определены типы инструментов оценки компетенций. Содержание инструментов оценки является закрытой информацией и не подлежит полной или частичной публикации и распространению в любом возможном виде.
Оценка компетенций проводится по принципам, соблюдение которых является ключевым фактором, обеспечивающим необходимую точность результатов оценки:
Принцип полноты информирования заключается в предоставлении всей необходимой информации участникам оценки, включая разъяснение порядка оценки, использования и доступа к результатам оценки. Не допускается сокрытие какой-либо информации об оценке, за исключением конкретного содержания инструментов оценки компетенций.
Принцип партнерства заключается во взаимовыгодных отношениях между организатором и участниками оценки, равном доступе и возможностях использования результатов оценки в целях повышения эффективности решения задач в сфере цифровой трансформации.
Принцип доверия заключается в создании атмосферы открытости и доверия при взаимодействии организатора и участников оценки.
Принцип системности заключается в комплексном подходе к оценке компетенций и использованию ее результатов в дальнейшей работе, в том числе для формирования индивидуальных планов профессионального развития, подготовки предложений в части мероприятий по повышению компетенций, отслеживания динамики их развития и т.
Принцип равенства заключается в едином подходе к работе со всеми участниками оценки компетенций независимо от их текущей должности, статуса и т.
В ходе процедуры оценки компетенций параллельно иные виды оценки (карьерные тесты, опросы удовлетворенности и т. ) не проводятся, поскольку это может привести к искажению результатов основной оценки компетенций.
Оценка компетенций проводится не чаще одного раза в год, длительность процедур оценки компетенций не может составлять более 30 календарных дней без учета времени на обработку результатов оценки компетенций.
Основным инструментом оценки профессиональный компетенций (ПК) являются тестовые задания, выполнение которых ограничено по времени. Количество вариантов тестов для каждой категории оцениваемых составляет не менее двух. Вариативность обеспечивается за счет рандомного формирования набора вопросов из общей базы.
Каждый вариант теста содержит 54 тестовых задания, которые равномерно распределяются по количеству характеристик из расчета три вопроса на одну характеристику.
На решение варианта теста устанавливается временное ограничение — не более 60 минут. Дата, место и время проведения тестирования не ограничены и определяются техническими возможностями и оцениваемым в рамках периода, отведенного на проведение процедуры оценки (не более 30 календарных дней).
При формировании варианта теста последовательность вопросов соответствует иерархической структуре оцениваемых компетенций и их характеристик.
В качестве тестовых заданий возможны следующие типы вопросов:
- простой выбор (один ответ из 4–5 возможных вариантов);
- сложный выбор (два правильных ответа и более из 4–5 возможных вариантов);
- установление соответствия между понятиями и их характеристиками;
- определение последовательности и логических цепочек;
- ситуативный вопрос (описание проблемной ситуации для выбора одного или нескольких наиболее подходящих вариантов решений).
Рисунок 1Методология формирования тестового задания
Тестовые задания и варианты ответов к ним могут быть представлены в интерактивной форме, сопровождаться иллюстрациями, таблицами, формулами и другими элементами.
Тестовые задания распределены по уровням сложности:
уровня сложности (простые по сложности задания) позволяют провести оценку минимального уровня компетентности: знание фактов, понятий, принципов, а также понимание и умение ориентироваться в определенной области (по типу тестовых заданий — только простой выбор).
уровня сложности (средние по сложности задания) позволяют выявить умения и их применение в знакомой ситуации: анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать явления, процессы, применять некоторые специальные знания в определенной области (по типу — простой выбор, сложный выбор, установление соответствия, определение последовательности).
уровня сложности (сложные задания) позволяют выявить специальные знания, умения, навыки в определенной области и их активное применение в нетривиальных и сложных ситуациях (по типу — простой выбор, сложный выбор, установление соответствия, определение последовательности, кейс-тест).
Для тестовых заданий разной сложности определено собственное количество баллов:
- 1-й уровень сложности (простые по сложности задания) — 1 балл;
- 2-й уровень сложности (средние по сложности задания) — 2 балла;
- 3-й уровень сложности (сложные задания) — 3 балла.
В зависимости от целевого уровня проявления компетенций конкретной роли определяется состав тестовых заданий по сложности. Учитывается правило: среднее арифметическое значение набора всех тестовых заданий по сложности в баллах равняется целевому уровню
Обработка результатов тестирования проводится путем подсчета числа верных ответов на ИТ-платформе для автоматизации оценки компетенций и формирования реестра высококвалифицированных руководителей и специалистов цифровой трансформации. Цели обработки результатов — определение уровня проявления каждой профессиональной компетенции и последующее сравнение результата с референтными значениями.
Расчет уровня проявления компетенций по результатам прохождения тестовых заданий рассчитывается по формуле (1):
где уровень ПКрезультат — искомый уровень проявления профессиональной компетенции; уровень ПКцель — целевой уровень проявления исследуемой профессиональной компетенции для заданной роли;
Ar — количество заданных вопросов. A — количество верных ответов по компетенции;
- Полученный результат округляется в большую сторону до десятых значений.
- При получении значения результата больше 3 значение уровня проявления компетенции определяется как 3.
Сравнивая полученный результат по каждой компетенции с ее референтными значениями, можно сделать следующие выводы:
Компетенция ярко выражена: результат соответствует целевому уровню, предусмотренному для компетенции данной оцениваемой категории, или выше него.
Компетенция в пределах зоны компетентности: результат соответствует референтным значениям от минимально необходимого уровня (включительно) до целевого уровня (исключительно), предусмотренного для компетенции данной оцениваемой категории.
Компетенцию рекомендуется развивать: результат ниже минимально необходимого уровня, предусмотренного для компетенции данной оцениваемой категории.
Таблица 2Проявление характеристик компетенций
Оценка уровня проявления личностных компетенций
Для оценки личностных компетенций (ЛК) используются три вида инструментов оценки:
- личностный опросник;
- ситуационный опросник;
- кейсовые задания.
Все инструменты оценки направлены на определение уровня проявления поведенческих индикаторов личностных компетенций. В свою очередь, совокупность значений уровней проявления индикаторов личностных компетенций используется для расчета уровня проявления самой компетенции. Результаты оценки личностных компетенций, получаемые по отдельности от отдельного инструмента оценки, не могут говорить об уровне проявления той или иной компетенции или ее индикаторов.
Прохождение разных видов инструментов оценки личностных компетенций может быть отложено во времени. Очередность прохождения разных видов инструментов оценки не имеет значения и остается на усмотрение оцениваемого.
Прохождение оценки личностных компетенций осуществляется в доверительной и комфортной для оцениваемых обстановке. На точность результатов оценки личностных компетенций влияет текущее психоэмоциональное состояние оцениваемого. Не рекомендуется проходить оценку лицам, у которых есть видимые изменения состояния: после конфликтных или сложных рабочих и(или) бытовых ситуаций, с признаками усталости, стресса и т. В данном случае оценку рекомендуется перенести на определенный период до нормализации состояния оцениваемого в рамках отведенного на оценку временного периода (не более 30 календарных дней).
Рисунок 2Архитектура личностного опросника
Личностный опросник представляет собой перечень утверждений, которые необходимо оценить с точки зрения выраженности и встречаемости данного поведения. Опросник состоит из 30 утверждений, по одному утверждению на каждый поведенческий индикатор модели компетенций. Ограничение по времени на работу с личностным опросником составляет 30 минут. Опросник разрабатывается с учетом следующих правил:
- Структура опросника повторяет структуру личностных компетенций.
- Характер утверждений соответствует описанию поведенческих индикаторов и заключается в оценке текущего личного поведения оцениваемого или его умозаключений по некоторым паттернам поведения.
Ответ на каждое утверждение оценивается по семибалльной шкале Лайкерта:
1 — полностью не согласен; 2 — не согласен; 3 — скорее не согласен; 4 — ни то, ни другое; 5 — скорее согласен; 6 — согласен; 7 — полностью согласен.
Расчет результата проводится только в целом по компетенции в рамках представленного инструмента, расчет и выводы по каждому индикатору компетенции не предусмотрены.
Для расчета в зависимости от выбранного ответа ему присваивается балл от 1 до 7 согласно таблице 3.
Таблица 3 Шкала оценки ответов по личностному опроснику
Максимальное значение по шкале уровня компетентности соответствует максимально возможному значению суммы баллов за ответы на утверждения в рамках каждой исследуемой компетенции и составляет 35 баллов (5 поведенческих индикаторов компетенций × 1 утверждение × 7 баллов).
Расчет уровня проявления компетенций в рамках личностного опросника рассчитывается по формуле (2):
— искомый уровень проявления личностной компетенции;
баллы за утверждения — сумма набранных баллов за ответы на все утверждения в рамках исследуемой личностной компетенции и инструмента оценки.
Полученный результат округляется в большую сторону до десятых значений.
Рисунок 3 Архитектура ситуационного опросника
Опросник состоит из 30 ситуаций, по одной ситуации на каждый поведенческий индикатор модели компетенций. Ограничение по времени выполнения ситуационного опросника составляет 30 минут. Опросник разрабатывается с учетом следующих правил:
Структура опросника повторяет структуру личностных компетенций.
Утверждения представляют собой мини-кейсы с закрытыми вопросами.
Характер утверждений соответствует описанию поведенческих индикаторов.
Используются реальные рабочие ситуации, соответствующие профессиональным задачам оцениваемых.
По структуре каждый вопрос относится к простому типу с выбором одного варианта ответов (решений) из четырех возможных.
Варианты решений описанной в вопросе ситуации могут быть в равной степени применены (отсутствует фактор верного/неверного поведения или решения), вместе с тем каждое решение имеет разную степень соответствия оцениваемому поведенческому индикатору по балльной шкале от 4 (полностью соответствует и отражает исследуемый поведенческий индикатор) до 1 (в наименьшей степени или частично отражает исследуемый поведенческий индикатор).
В рамках ситуационного опросника расчет результата проводится только в целом по компетенции, расчет и выводы по отдельным индикаторам компетенции не предусмотрен.
В зависимости от степени соответствия исследуемому поведенческому индикатору решения имеют выражение в баллах от 1 до 4.
Максимальное значение по шкале уровня компетентности соответствует максимально возможному значению суммы баллов за выбранные решения на все ситуации опросника в рамках каждой исследуемой компетенции и составляет 20 баллов (5 поведенческих индикаторов компетенций × 1 вопрос × 4 балла).
Расчет уровня проявления компетенций в рамках ситуационного опросника рассчитывается по формуле (3):
баллы за утверждения — сумма набранных баллов за все утверждения в рамках исследуемой личностной компетенции.
Рисунок 4 Архитектура кейсового задания
Кейсовое задание представляет собой описание ситуации, которую необходимо проанализировать и принять решение исходя из вопросов, задаваемых к кейсовому заданию. Одно кейсовое задание исследует уровень проявления одной компетенции. В рамках каждого кейса должно быть 5 вопросов — по одному на один поведенческий индикатор в составе исследуемой компетенции. На выполнение всех 6 кейсовых заданий отводится 60 минут. Для проведения оценки используются 6 кейсовых заданий с учетом следующих положений:
Рассматриваемая ситуация в кейсовом задании в целом соответствует задачам оценки компетенции исходя из включенных в нее характеристик, учитывает наиболее вероятные рабочие ситуации и соответствует профессиональным задачам оцениваемых.
Структура вопросов к кейсовому заданию повторяет структуру поведенческих индикаторов.
Вопросы к кейсовому заданию соответствуют его содержанию, раскрывают и уточняют позицию и отношение оцениваемого к рассматриваемой в кейсовом задании ситуации.
Каждый вопрос к кейсовому заданию относится к простому типу, предлагается выбрать один вариант ответа (решение) из четырех возможных.
Варианты решений к вопросам кейсового задания в равной степени применены (нет верного или неверного решения), вместе с тем каждое решение имеет разную степень соответствия оцениваемому вопросом кейса поведенческому индикатору по балльной шкале – от 4 (полностью соответствует и отражает исследуемый поведенческий индикатор) до 1 (в наименьшей степени или частично отражает исследуемый поведенческий индикатор).
В зависимости от степени соответствия выбранного варианта ответа на вопрос к кейсу ему присваивается балл от 1 до 4.
Максимальное значение по шкале уровня компетентности соответствует максимально возможному значению суммы баллов за ответы на вопрос в рамках каждой исследуемой компетенции и составляет 20 баллов (5 поведенческих индикаторов компетенций × 1 вопрос × 4 балла).
Расчет уровня проявления компетенций в рамках ситуационного опросника рассчитывается по формуле (4):
баллы за ответы — сумма набранных баллов за все ответы на вопросы кейса в рамках исследуемой личностной компетенции.
Обработка результатов оценки личностных компетенций
Уровень проявления каждой личностной компетенции определяется путем нахождения среднего значения проявления компетенции при ее оценке тремя инструментами. Учитывая субъективность инструмента личностного опросника, при подсчете результата вводится корректировка: если разница между результатами оценки личностного опросника и средним значением результатов ситуационного опросника и кейсовых заданий больше 30 %, то результат личностного опросника не учитывается. То есть в таком случае суммарная оценка по компетенции рассчитывается только по ситуационному опроснику и кейсовым заданиям.
Сравнивая полученный результат по каждой компетенции с референтными значениями, можно сделать следующие выводы:
Компетенция ярко выражена: результат соответствует или выше целевого уровня, предусмотренного для компетенции данной оцениваемой категории.
Представление результатов оценки
На основе проведенного анализа и полученных результатов оценки профессиональных и личностных компетенций на ИТ-платформе для автоматизации оценки компетенций и формирования реестра высококвалифицированных руководителей и специалистов цифровой трансформации госуправления формируются отчетные материалы, в совокупности представляющие паспорт компетенций, который состоит из следующих разделов:
описание использованной методики оценки компетенций (справочная информация об использованных инструментах и способе проведения оценки, общий объем — не более 1 листа);
значения полученных уровней проявления профессиональных и личностных компетенций, референтные значения, выводы об уровне проявления по каждой компетенции (графическое изображение результатов в виде диаграммы компетенций, текстовое описание общих результатов), общий объем — не более 1 листа);
числовые значения полученных уровней проявления характеристик в составе профессиональных компетенций с указанием общего количества верных ответов, словесное описание числовых значений полученных уровней проявления характеристик;
дополнительное словесное описание каждого результата по профессиональной и личностной компетенции с ключевыми выводами, указанием сильных и слабых сторон, зон развития;
рекомендации по развитию компетенций, находящихся ниже целевого уровня: перечни рекомендованной литературы, статей, видео и иных мультимедийных материалов, образовательные программы, семинары и т.
Компетентностный подход в образовании
Генезис понятий «компетенция/компетентность»
Компетентностный подход — новая модель в российском образовании
Ключевые компетентности личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения
Компетенции бакалавра менеджмента — ориентир критерия качества подготовки будущего специалиста
Рыночной экономике России XXI века необходимы новые сотрудники, обладающие такими качествами, как активность, креативность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность и др. Для удовлетворения потребности организаций в сотрудниках данного типа современные образовательные учреждения перешли на новые стандарты, так называемые стандарты нового поколения (компетентностное образование), которые предполагают развитие у учащихся определенного набора компетентностей.
Понятия «компетенция» и «компетентность» появились сравнительно недавно. Вместе с тем идея развития профессиональной компетентности существует в научной мысли достаточно давно (рис. Но несмотря на то, что изучение этого вопроса велось с античных времен, можно сказать, что точного определения терминов «компетентность» и «компетенция» на данный момент не существует. Этимология слова «компетенция» показывает, что данный термин имеет латинское происхождение: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу; competentia — принадлежность по праву, ответственность. На сегодняшний момент количество взглядов на эти термины уже превышает десяток и варьируется в зависимости от области научного исследования автора; общим же для них является понимание «компетенции» как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:
• образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справляться с поставленными задачами;
• формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;
• совокупности характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающей выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;
• соответствия специалиста предъявляемым требованиям компетенции.
Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Элементами компетентности являются:
• предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;
• характеристика деятельности индивида, т. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;
• базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;
• интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;
• идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, о которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.
К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от ее соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи (работодателем, руководителем), а компетентность формируется в процессе обучения, реализуется и развивается в профессиональной деятельности.
Вопросы для самопроверки
Определения понятий «компетенция» и «компетентность», их сходства и различия.
Основные этапы становления компетентностного подхода, их характеристика.
Основоположники становления компетентностного подхода I этапа.
II этап компетентностного подхода: период становления.
Роль и значение III этапа становления компетентностного подхода на современном этапе.
Основные составляющие понятия «компетенция». Поясните каждый из них.
Предметная область понятия «компетенция».
Основные элементы понятия «компетентность». Поясните каждый из них.
Существенные признаки компетентности.
Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «компетенция» и «компетентность».
Компетентность есть динамическое качество специалиста, которое развивается от полученного в системе высшего профессионального образования набора профессиональных качеств начального уровня образованности к высшей форме компетентности, а именно мастерству и таланту работника (рис.
Современная система образования сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-либо. Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (всё требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому всё для чего-то существует). В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.
С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия.
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.
Май 1998 года — Сорбоннская декларация подписана Францией, Германией, Италией, Великобританией — «гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования».
19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 государств подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.
В октябре 2003 года в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению.
В настоящее время к Декларации присоединилось около 40 государств Европы.
Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации были определены следующим образом:
Ввести сопоставимые системы многоуровневого высшего образования (рис.
Ввести кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин.
Создать систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов.
Внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля каче-ства учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов. Ввести единую форму приложения к диплому о высшем образовании (повысить мобильность студентов и преподавателей).
Повысить качество высшего образования.
Рис. Система многоуровневого высшего образования
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Обнаруживаются различные подходы к рассматриваемым терминам, прежде всего по причине неоднозначного толкования базовых понятий «личность», «человек», «образование». Область высшего профессионального образования, по сравнению со средним общим образованием, ограничена более узкими, на первый взгляд, рамками задач подготовки выпускника-специалиста (а с применением нового стандарта — бакалавра и магистра). Однако и здесь уместно вспомнить о содержании образования в целом, компонентами которого являются элементы, представленные на рис.
Рис. Содержание образования
Педагогическая теория и практика накопили богатый и интересный опыт разработки педагогических технологий, которые позволили бы актуализировать все области содержания образования, в том числе в системе «школа-вуз», если иметь в виду современные тенденции высшего образования.
Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования (рис.
Рис. Формирование компетентностной модели выпускника
Ключевые компетентности выпускника характеризуются тем, что они:
• позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
• полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
• переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
• сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
• реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Статика и динамика в понятии «компетентность».
Необходимость формирования и применения компетентностного подхода в современной системе образования.
Этапы развития компетентностного подхода, их характеристика.
Требования работодателей к квалификации и компетентности выпускника. Новые качества выпускника.
Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации.
Система многоуровневого высшего образования на современном этапе.
Определения понятия «компетентностный подход» разных авторов.
Принципы компетентностного подхода. Поясните каждый из них.
Существенные компоненты системы образования. Поясните каждый из них.
Компетентностная модель выпускника. Ключевые компетенции.
Ключевые компетенции личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения
Формирование профессиональной компетентности связано с развитием ключевых компетенций личности. Многообразие компетенций можно классифицировать по различным признакам, например по уровню или виду.
Рис. Основные группы компетентностей личности
При этом, принимая во внимание, что компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, — И. Зимняя выделяет в составе трех групп 10 основных компетенций (рис. 7–9).
Ирина Алексеевна Зимняя (род. 1931)
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, действительный член РАО, заслуженный деятель науки РФ.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований И. 3имней представлены в многочисленных публикациях и работах, таких как «Воспитание — проблема современного образования в России», «Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки», «Исследовательская деятельность студентов и ее организация в вузе», «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» и др.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения
Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии.
Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение приращения накопленных знаний.
Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн).
Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы
Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность.
Компетенции в общении: устном, письменном; диалог, монолог; порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение.
Рис. Виды компетентностей личности, относящихся к деятельности человека
Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.
Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:
а) готовность к проявлению компетентности (т. мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т. когнитивный аспект);
Конец ознакомительного фрагмента.
При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяются термины «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность». Мы сначала изучим определения этих терминов, а затем более подробно рассмотрим профессиональные компетенции и профессиональные компетентности современного педагога (учителя).
Наиболее известным ученым в данном вопросе считается профессор Эдинбургского университета (Великобритания) доктор Джон Равен. Он определяет профессиональную компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Профессиональная компетенция – «это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовать на практике свою компетентность» (Г. Мухаметзянова).
Профессиональная компетентность определяется, как «показатель качества профессионального образования» (Г. Мухаметзянова), как «способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» (В. Шадриков, Н. Кузьмина), как «готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности» (К. Шапошников).
В рамках акмеологического подхода (Б. Ананьев, А. Донцов, Н. Кузьмина, А. Деркач) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О. Лебедев, А. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Таким образом, все исследователи, изучавшие природу профессиональной компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, многомерный и системный характер.
В целом под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяет: 1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности) и 2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.
В некоторых исследованиях есть другие квалификации: 1) стандартные – те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации 2) ключевые – обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно отличая от аналогичных представителей, 3) ведущие – это «сотворение» будущего, проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности (кооперативности, децентрации, поликультурности).
Ещё в 1998 году в проекте Рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы были сформированы пять групп ключевых компетенций: социально-гражданские – способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшений демократических институтов; поликультурные (в некоторых источниках межкультурные) – принятие различий, способность уважать людей других культур, языков и религий, жить с ними в мире и согласии; коммуникативные – владение устной и письменной речью, более чем одним языком, в т. общение на иностранных языках; информационные – владение современными информационными технологиями, понимание их сильных и слабых сторон и способов критических суждений в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; самообразовательные (в некоторых источниках персональные) – способность учиться на протяжении жизни непрерывно, в контексте личностного, профессионального, социального совершенствования.
Основными компонентами профессиональной компетентностиявляются: специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение квалифицированно решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (разрушение структуры); экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов; социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде.
Синтезируя перечисленные компоненты, можно увидеть, что профессиональная компетентность интегрирует в себя всего три аспекта:
· когнитивный (научные, предметные знания в области своей профессии);
· операционно – технологический (способы профессиональной деятельности, умения принимать решения);
· аксиологический (опыт эмоционально – личностного отношения к природе, обществу, человеку).