Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины. Способность логично и последовательно представить освоенное знание. Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование. Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь
между поддисциплинами. Способность понимать и использовать методы критического анализа и
развития теорий. Способность правильно использовать методы и техники
дисциплины. Способность оценить качество исследований в данной предметной области. Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных
способов проверки научных теорий. Владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть
новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их
интерпретации. Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики. Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его
результаты на продвинутом уровне. Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с
канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной
работы. Продемонстрировать оригинальность и творческий подход. Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.

• Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение)
называется чувство меры в выборе средств педагогического
воздействия, умение в любом случае использовать самые
оптимальные способы воспитательного воздействия, не
переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное
отношение к ученикам и нравственные качества учителя, среди
которых доброжелательность, внимание и понимание,
уважение достоинства ученика и своего собственного
объединяются с терпением и выдержкой, умением
контролировать свое эмоциональное состояние и принимать
обдуманные решения. • Педагогический такт заключается в сочетании уважения к
личности ребенка с разумной требовательностью к нему.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Предмет, задачи, основные проблемы, методы исследования
психологии профессиональной деятельности, как отрасли
психологической науки и практики. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – отрасль прикладной
психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных
намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки
специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкций
личности. ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – трудовые и профессиональные
взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности
работника, характеристика профессиональной деятельности. ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- взаимодействие личности и профессии. ПРЕДМЕТ – психологические особенности, закономерности, механизмы
профессионального становления личности. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ – это приемы и средства, с
помощью которых получают сведения, необходимые для построения
научных теорий и вынесения практических рекомендаций.

Информационные компетенции. При помощи реальных
объектов
(телевизор,
магнитофон,
телефон,
факс,
компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ,
Интернет) формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать
ее. Коммуникативные
компетенции. Включают знание
необходимых
языков,
способов
взаимодействия
с
окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе.

Презентация к педсовету “Повышение профессиональной компетенции учителя”

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

2009-2010
2009-2010
2010-2013
2010-2013
2013-2015
2013-2015
2015-2016
2015-2016
Индивидуализация процесса обучения на основе 
личностного развития учащихся в системе ЛОО. Индивидуализация процесса обучения на основе 
личностного развития учащихся при системно­
деятельностном подходе в обучении. Повышение качества образовательного процесса 
через внедрение новых педагогических и 
информационно­коммуникационных технологий. Совершенствование качества образовательного 
процесса  в условиях перехода на федеральные 
государственные требования.

Зимней выделены три группы ключевых
компетентностей на основе сформулированных в
отечественной
психологии
положений
относительно того, что человек есть субъект
общения, познания, труда
компетентности,
относящиеся к самому
себе как личности, как
субъекту
жизнедеятельности;
компетентности,
относящиеся к
взаимодействию
человека с другими
людьми;
компетентности,
относящиеся к
деятельности
человека,
проявляющиеся во
всех ее типах и
формах.

• Общие способности отображаются в педагогических способностях. Их
связывают в несколько групп. • Конструктивные способности – прогнозирование и проектирование
процессов в педагогике. В способности человека предсказывать свою
деятельность находится союз мышления и воображения. • Педагогическое воображение – способность предугадать, каким может
стать какой-либо ученик в будущем. • Коммуникативные способности – способности межличностного и делового
общения в воспитательном процессе и в обучении. • Перцептивные способности – умение определить эмоциональное состояние
ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям. • Экспрессивные способности – передача в ходе общения своего
эмоционального состояния. • Организаторские способности – способность эффективно организовать
урочную и внеурочную деятельность учеников.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с
ценностными представлениями учителя, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения. Эта
компетенция обеспечивает механизм самоопределения
учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

 ЧЕТКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И
 ДОСТАТОЧНОЕ
 ОПТИМАЛЬНУЮ
 ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
 СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННУЮ
 ОРГАНИЗАЦИЮ
ЧЕТКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ;
ДОСТАТОЧНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ;
ОПТИМАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АТМОСФЕРУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АТМОСФЕРУ;;
ТЕМП УРОКА;
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТЕМП
УРОКА;
СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ;;
ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ НА НА
УРОКЕ;
УРОКЕ;
ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЛОВОГО НАСТРОЯ
 ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЛОВОГО НАСТРОЯ
К РАЗРЯДКЕ И НАОБОРОТ. И НАОБОРОТ. К РАЗРЯДКЕ

Вопрос 1. РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В условиях развития экономики и общества в целом происходит
коренное изменение образовательной парадигмы:
предлагается вариативное содержание образования,
появляются новые педагогические технологии, современные концепции и
идеи
Динамичность общественного развития предполагает, что
профессиональная деятельность человека не предопределена на весь
период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость
непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей
профессиональной компетентности
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания
высшего профессионального образования в XXI веке стал
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных
научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая господствующей частью
научного сообщества и объединяющая, тем самым, большинство его членов. «Под парадигмой я
понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают
научному сообществу модель постановки проблем и их решения», — писал Томас Кун (1968).

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИЯ ?
Способность применять знания, умения и практический
опыт для успешной трудовой деятельности. Общая компетенция
Способность успешно действовать на основе практического
опыта, умений и знаний при решении задач, общих для
многих видов профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция
Способность успешно действовать на основе умений, знаний
и практического опыта при выполнении задания, решении
задачи профессиональной деятельности
Компетентность
Наличие у человека компетенций
осуществления трудовой деятельности. для
успешного






учителя заинтересовывают новым материалом,
учителя заинтересовывают новым материалом,
привлекают внимание к нему перед объяснением
привлекают внимание к нему перед объяснением
урок начинается со стимулирующего введения
урок начинается со стимулирующего введения
устанавливается связь с пройденным материалом
устанавливается связь с пройденным материалом
объяснения ясны и доступны, используются
объяснения ясны и доступны, используются
подходящие слова и термины
подходящие слова и термины
учеников побуждают оценивать свою работу
учеников побуждают оценивать свою работу

доброта и дружелюбие демонстрируются учителями
 доброта и дружелюбие демонстрируются учителями
посредством улыбок, юмора
посредством улыбок, юмора
учителя практикуют достаточно часто использование
учителя практикуют достаточно часто использование
специальных приемов активизации внимания
специальных приемов активизации внимания

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ. «Владение учителем необходимой суммой
знаний, умений и навыков, определяющих
сформированность
его
педагогической
деятельности, педагогического общения и личности
учителя как носителя определенных ценностей,
идеалов
и
педагогического
сознания»
(Коджаспирова Г

ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 – по настоящее время)
Основываясь на трудах зарубежных учёных и Н. Кузьминой, А. Маркова выделяет
четыре вида компетентности:
1. СПЕЦИАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
владение
собственно
профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность
проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – владение совместной (групповой,
кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также
принятыми в данной профессии приемами профессионального общения. ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – владение приемами личностного
самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным
деформациям личности. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
владение
приемами
самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к
профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению,
неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально
свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд не напряженно, без
усталости и даже с освежающим эффектом

• Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю
в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в
любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять
собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы
умений актера и режиссера) (по Л. Рувинскому). • Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений:
а) группа умений, связанная с управлением своим поведением
(мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием,
воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с
умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические,
организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы
управления общением, организацией КТД) (по И. Зязюну).

Понятие профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это совокупность
функций, действий, операций, которые приходится выполнять
специалисту при осуществлении должностных обязанностей в
соответствии с профессией
3. Основные общепсихологические свойства профессиональной
деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности. Виды адаптации к профессиональной деятельности. АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспособлять) – в широком
смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним
условиям

Структура профессиональной
компетентности педагога
Профессионально-педагогическая
компетентность
Мотивационно-личностная
готовность
к профессиональнопедагогической деятельности
Теоретическая
готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессиональносодержательный компонент
Профессионально-личностный
компонент
Практическая готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессионально-деятельностный
компонент
18

ВОПРОСЫ

Роль и место высшего образования в системе
профессиональной подготовки кадров. Компетентностный подход в профессиональной
подготовке бакалавра. Модель профессиональной компетентности
специалиста. Виды компетенций. Содержание основных понятий
компетентностного подхода. Структура профессиональной компетентности

ЦЕЛИ:
ЦЕЛИ:


создать условия для осмысления
для осмысления
создать условия
педагогами собственной
педагогами собственной
педагогической деятельности;
педагогической деятельности;
разработать модель (портрет)
разработать модель (портрет)
личности педагога в современной
педагога в современной
личности
школе как идеал, образец, к которому
как идеал, образец, к которому
школе
нужно стремиться и постоянно
нужно стремиться и постоянно
самосовершенствоваться. самосовершенствоваться.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию
человека и социальной сферы. •компетенции социального взаимодействия: с обществом,
общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами,
конфликты
и
их
погашение,
сотрудничество,
толерантность, уважение и принятие другого (раса,
национальность, религия, статус, роль, пол), социальная
мобильность;
•компетенции в общении: устном, письменном, диалог,
монолог, порождение и восприятие текста; знание и
соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное
общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесязык; иноязычное общение, коммуникативные задачи,
уровни воздействия на реципиента.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 – по настоящее время)
Исследования КОМПЕТЕНТНОСТИ как научной категории в России
характеризуется появлением работ А. Марковой (1993г, 1996г), где
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ всесторонне
рассматривается в контексте психологии труда. КОМПЕТЕНТНОСТЬ (по А. Марковой)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ характеризует конкретного человека (или его
действия)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – сочетание психических качеств, как
психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и
ответственно, как обладание человеком способностью и умением
выполнять определенные трудовые функции

Презентация Оценка профессиональных и общих компетенций студентов в процессе преподавания профессиональных дисциплин и междисциплинарных модулей

Деловая игра
. Совместная деятельность группы
обучающихся и преподавателя под
управлением преподавателя с целью решения
учебных и профессионально-ориентированных
задач путем игрового моделирования
реальной проблемной ситуации. Позволяет
оценивать умение анализировать и решать
типичные профессиональные задачи. Она 
стимулирует активное участие обучающихся и вовлекает 
даже наиболее пассивных обучающихся.   Основные этапы  организации деловой игры:  
      ­ определение проблемы и ситуации, 
      ­ определение и распределение ролей, 
      ­ проведение самой игры, 
      ­ обсуждение и анализ результата. !!!  Игровую ситуацию не следует использовать, если в группе нет 
атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта.

Современные педагогические технологии
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения- технология сотрудничества
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов:
ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии.

• Профессиональная компетентность педагога –
личные возможности учителя, воспитателя,
педагога, позволяющие ему самостоятельно и
достаточно эффективно включаться в
педагогическую деятельность, решать
педагогические задачи, формируемые им самим
или администрацией образовательного учреждения благодаря наличию у него
определенных знаний, умений (опыта)

 ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ
 НЕОБХОДИМОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ;;
НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ ИХ
УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ ИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОСОБНОСТЕЙ;
СПОСОБНОСТЕЙ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ;
С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ;
ПОДХОДА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ;;
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ;
УЧАЩИХСЯ;
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗНООБРАЗНАЯ И ПОСТОЯННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ. УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
 РАЗНООБРАЗНАЯ И ПОСТОЯННАЯ

• Педагогическая техника может быть представлена следующими
умениями и навыками (по В. Мижерикову и М. Ермоленко)
• • выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитанниками и
другими субъектами педагогического взаимодействия;
• управления их вниманием;
• чувством темпа;
• владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и
жестикуляцией (т. развитой культурой речи);
• управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;
• регулирования своего психического состояния (вызывания «по заказу»
чувства удивления, радости, гнева и т. );
• владения техникой интонирования для выражения разных чувст;
• умения расположить к себе собеседника;
• образной, красочной передачи информации.

Важно:
Важно:
1. Уметь планировать и организовывать
самостоятельную деятельность учащихся. Уметь мотивировать учащихся, включая их
в разнообразные виды деятельности. Использовать систему оценивания,
позволяющую учащимся адекватно
оценивать свои достижения и
совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей
деятельности и своего поведения и уметь
организовать ее у учащихся в процессе
учебных занятий. Владеть компьютерными технологиями и
использовать их в учебном процессе

• В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова рассматривается понятие
«компетентный» – знающий, осведомленный,
авторитетный в какой-нибудь области, и понятие
«компетенция» – круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен; круг полномочий,
прав

РЕЗЮМЕ:
Исследователи отмечают ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ СУЩНОСТЬ
КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, считают, что они
включают не только когнитивные и операционнотехнологические составляющие, но и мотивационную, этическую,
социальную стороны. Учёные фиксируют сложный характер этого явления как в
определении, так и оценке.

Технология – это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве
Педагогическая технология – такое
построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия
представлены в определенной
последовательности и целостности, а
выполнение предполагает достижение
необходимого результата и имеет
прогнозируемый характер.

ТРИ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНЦИЯ»

Деятельностный
направлен на выявление
главных элементов деятельности, которые должны
быть
выполнены,
чтобы
считать
результат
достигнутым,
удовлетворяющим
заданным
требованиям. Сторонником данного подхода является
Скотт Пери, считающий, что «компетенция – это
набор
взаимосвязанных
знаний,
умений
и
способностей,
необходимых
для
выполнения
основной части работы и которые:
• могут быть оценены с точки зрения эффективности;
• могут
сравниваться
с
предварительно
разработанными стандартами;
• могут совершенствоваться путем обучения.

• Профессионально-практический компонент
(практическая готовность) профессиональной
компетентнции проявляется в сформированной у
специалиста совокупности умений. • Педагогические умения – это совокупность
последовательно развертывающихся действий,
часть из которых может быть автоматизирована
(навык), основанных на теоретических знаниях и
направленных на достижение задач воспитания

В ФЗ­№ 273 говориться о том, что при реализации 
образовательных программ используются различные 
образовательные технологии и в том числе может 
применяться форма организации образовательной 
деятельности, основанная на модульном принципе 
представления содержания образовательной 
программы и построения учебных планов. В ФГОС 
среднего профессионального образования к различным 
специальностям в разделе 5 указано что, специалист 
должен обладать общими компетенциями (далее ОК), 
включающими в себя способности (далее из ФГОС), 
а так же должен обладать профессиональными 
компетенциями (далее ПК), соответствующими 
основным видам профессиональной деятельности 
каждой конкретной специальности.

Общедоступные требования к современному 
 Общедоступные требования к современному 
уроку (2011)
уроку (2011)
Отличие современного урока от традиционного 
 Отличие современного урока от традиционного 
(2012). (2012). Современный урок как основа эффективного и 
 Современный урок как основа эффективного и 
качественного образования. (2013)
качественного образования. (2013)
Контроль и оценка знаний учащихся (2014)
 Контроль и оценка знаний учащихся (2014)
Формирование УУД (2015)
 Формирование УУД (2015)

• Успешная профессиональная деятельность предусматривает овладение
наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, который нужен
для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач. Среди этих задач можно выделить следующие:
–– знание основ философии, объясняющей общие законы природы и бытия человека,
обеспечивающей выяснение смысла собственной жизни и профессиональной
деятельности;
– знание о мировой и отечественной истории и культуре, формах и способах научного
познания и их эволюции, места науки в развитии общества;
– знание основ экономической и социальной жизни общества. • Вне зависимости от специфики преподаваемой дисциплины педагогу нужно знать
основы права и ведущие правовые документы, которые определяют социальную и
образовательную политику государства. К таким документам относят:
– Конституцию и законы Российской Федерации;
– решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам
образования;
– Конвенцию о правах ребенка. И др. нормативные документы

Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога
// Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55. Иванова Д. , Митрофанов К. , Соколова О. Компетентностный подход в
образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 101с. Коджаспирова Г. Педагогика: Учебник. – М. : Гардарики, 2004. – 528 с. Кучугурова Н. Формирование профессиональной компетентности будущего
специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI
веке. – М. , 2000. – С. 360-362. Лукьянова М. Психолого-педагогическая компетентность учителя //
Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. Толковый словарь русского языка: В 4 т. 1 / Под ред. Ушакова. , 1935. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Понятие компетентности получило известность потому,
что по своей сути оно относится к показателям труда и
напрямую связано с теми факторами, которые влияют на
уровень индивидуальных результатов работы и,
следовательно, эффективности работы организации.

• Важнейшим условием становления профессионального мастерства учителя
является определение индивидуального стиля своей педагогической
деятельности, под которым принято понимать обусловленную природными
особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик
деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е. Климов,
А. Маркова). • Исследования, проведенные психологами, подтверждают, что
индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных
типологических особенностей и некоторых других качеств личности. Выделены четыре стиля:
эмоционально-импровизационный,
эмоционально-методичный,
рассуждающе-импровизационный и
рассуждающе-методичный. Два из них являются крайними, противоположными.

Андрей Викторович Хуторско́ й —
доктор педагогических наук, членкорреспондент , академик
Международной педагогической
академии,
академик Международной
славянской академии образования
им. Коменского,
директор Института образования
человека, директор Центра
дистанционного образования
«Эйдос». Профессиональные интересы: дидактика, педагогическая инноватика,
методология педагогики, дистанционное образование. Разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий
— личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход,
модель школы свободного развития. Разработал методологические и
педагогические основы дистанционного образования личностноориентированного типа. Ввёл в педагогику принцип человекообразности
образования.

• Информационно-дидактические умения — умения,
связанные не только с непосредственным изложением
учебной информации, но и с методами ее получения и
обработки. Это умения и навыки работы с печатными
источниками информации, библиографиями, умения добывать
информацию из всевозможных источников и перерабатывать
ее применительно к целям и задачам образовательного
процесса.

Хуторским
определен
перечень
ключевых
образовательных компетенций определен на основе
главных целей общего образования, структурного
представления социального опыта и опыта личности, а
также основных видов деятельности ученика, позволяющих
ему овладевать социальным опытом, получать навыки
жизни и практической деятельности в современном
обществе. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в
сфере
мировоззрения,
связанные
с
ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою
роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.

• Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта
образовательного процесса. Они включают умения:
• вычленять поле образовательных проблем;
• обосновывать способы их поэтапной реализации;
• планировать содержание и виды деятельности участников образовательного
процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе),
интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
• определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от
сформулированных педагогических задач и особенностей участников;
• определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для
них;
• планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной
дифференцированной помощи, для развития способностей;
• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения
качественного педагогического результата;
• планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности
школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;
• планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и
общественностью.

«Новые» компетенции педагога
Знание основных закономерностей развития, стадии
и кризисы развития, социализации личности,
индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможных девиаций
личности, основы их психодиагностики

• Прогностические умения :
• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений при достижении результата,
нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов
образовательного процесса;
• предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников
образовательного процесса;
• конструирование содержания взаимодействия участников
образовательного процесса.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности
учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах
и образовательных областях, а также в окружающем мире. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Включает знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими людьми и событиями,
навыки работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе.

• Все требования к культуре учителя записаны в
педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай,
нрав, характер) – наука о нравственности. Самое
важное требование педагогической этики – любовь к
детям – важное качество учителя. • Любить детей – это не просто проявлять чувство, это
еще и принятие ученика таким, какой он есть, а не
таким, каким он хочет себя показать. Также важно
сопереживать ему и стараться помочь ученику в его
развитии.

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет

Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО)

Определения Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и уменияКомпетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификацияКомпетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии»Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности

Содержание и структура компетенции

Формирование перечня компетенций Составление списка основных работодателейФормирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании:стандартов прошлого поколения;опыта преподавательского состава;рекомендаций экспертов;отзывов выпускниковОформление анкетыРассылка анкеты и сбор результатовАнализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателейВыделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки

Схема выявления компетенций специалиста

Проектирование образовательной программы

Связи между компонентами компетенций и учебными модулями

Процесс формирования компетенций

Содержание компетенций в стандарте

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. Одним
из
факторов,
определяющих
качество
образования,
является
содержание
предметных
компетенций
учителя. Они
представляют
собой
педагогическую адаптированную систему:
научных знаний;
способов деятельности ;
опыта творческой деятельности в форме умения
принимать эффективные решения в проблемных
ситуациях;
опыта эмоционально-ценностного отношения к природе,
обществу и человеку.

Презентация, доклад Профессиональная компетентность педагога

Слайды и текст этой презентации

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

План
1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений.

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Профессиональные компетенции в сфере профессионального образования

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
•компетенция познавательной деятельности: постановка и
решение познавательных задач; нестандартные решения,
проблемные ситуации — их создание и разрешение;
продуктивное и репродуктивное познание, исследование,
интеллектуальная деятельность;
•компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и
способы деятельности: планирование, проектирование,
моделирование,
прогнозирование,
исследовательская
деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
•компетенции
информационных
технологий:
прием,
переработка,
выдача
информации;
преобразование
информации (чтение, конспектирование), массмедийные,
мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
владение электронной, интернет-технологией.

Мотивационно-личностная готовность:
1. Профессиональные качества личности,
характеризующие отношение к:
• педагогическому труду (профессиональноценностные ориентации),
• к ребенку,
• к себе, как профессионалу. Профессиональные способности
21

Высшее образование
Бакалавриат УГНС «Образование
и педагогические науки»
магистратура
аспирантура
прикладной
4 года
академический
прикладной
прикладной
академический
(1 профиль)
5 лет (2 профиля
«Педагогическое
образование»
академический
4 года
Бакалавриат по
непедагогическим
направлениям

Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя

Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

Модернизация образованияФормирование новой модели школыКачественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)

Профессиональная компетентность педагога Основные понятия:Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

Краткость – сестра талантаКомпетенции – это требованияКомпетентность – это проявление этих требований

Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Решать учебные и самообразовательные проблемы. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

Исследовательские компетенции:1. Получение и обработка информации. Обращение к различным источникам данных и их использование. Организация консультации с экспертом. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

Социально – личностные компетенции:1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Понимать произведения искусства и литературы

Коммуникативные компетенции1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках3. Выступать на публике. Дискутировать и защищать свою точку зрения. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

Сотрудничество1. Принимать решения. Устанавливать и поддерживать контакты. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. Вести переговоры. Сотрудничать и работать в команде

Организаторская деятельность:1. Организовывать свою работу2. Принимать ответственность. Овладевать инструментарием моделирования4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. Вступать в проект.

№ слайда 13

Личностно-адаптивные компетенции. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. Придумывать новые решения. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. Быть упорным и стойким перед трудностями. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

№ слайда 14

В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности);надпредметная компетентность; профессиональная культура.

№ слайда 15

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.

№ слайда 16

Возможности развития профессиональной компетентности педагогов

№ слайда 17

Акмеология??? Наука о сторонах и уровняхпрофессинализма педагога

№ слайда 18

Профессионализм-это достижение высоких образцовосуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения,личности педагога)

№ слайда 19

№ слайда 20

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

№ слайда 21

1 этапВыявление уровня профессиональной компетентности учителя- диагностирования, тестирование- определение путей совершенствования профессиональной компетентности

№ слайда 22

2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразованияСоздания творческих группПовышение квалификацииАктивное участие в педсоветах, семинарах, конференцияхУчастие в исследовательских работах, создание собственных публикацийРазработка системы стимулирования деятельности учителя

№ слайда 23

Анализ деятельности учителя Обобщение опытаРазработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагоговСамоанализ деятельности

№ слайда 24

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГАИнтерес и любовь к детямУвлеченность педагогической деятельностьюДисциплинированностьПсихолого-педагогическая зрелость и наблюдательностьПедагогический тактПедагогический оптимизмПедагогическое воображениеОрганизаторские способности

№ слайда 25

Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

№ слайда 26

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

№ слайда 27

Самообразование Осуществляется добровольноОсуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человекомНеобходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков

№ слайда 28

Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания)Психолого-педагогическое и психологическоеМетодическое ЭстетическоеВ области ИКТ –технологий В области охраны здоровьяПолитическое Языковое

№ слайда 29

Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя Повышение качества преподавания предметаГотовность к педагогическому творчествуПрофессиональный и карьерный ростСоздание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставникаСоответствие учителя требованиям общества и государства

№ слайда 30

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога

№ слайда 31

Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.

Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы; Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов; Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов:1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения. 2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем». 3 этап – выбор стратегии саморазвития;4 этап – конкретизация ближайших целей;5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». Дистервег

Желаем успехов и профессионального совершенства!

В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать 
профессиональные компетенции обучающихся по 38. 01  Экономика и 
бухгалтерский учет (по отраслям) дисциплина Налоги и  налогообложение   
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как 
общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение 
профессиональных компетенций: ­             
 ПК 3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению 
налогов и сборов в бюджеты различных уровней. ПК 3. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в 
бюджет, контролировать их прохождение по расчетно­кассовым банковским 
операциям. ПК 3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению 
страховых взносов во внебюджетные фонды. ПК 3. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во 
внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно­кассовым 
банковским операциям.

Теоретической основой для выделения групп ключевых
компетенций
послужили
сформулированные
в
отечественной психологии положения относительно того,
что:
– человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Ананьев);
– человек проявляется в системе отношений к обществу,
другим людям, к себе, к труду (В. Мясищев);
– компетентность человека имеет вектор акмеологического
развития (Н. Кузьмина, А. Деркач);
– профессионализм – это совокупность профессиональных
компетентностей (А. Маркова).

С профессиональными компетенциями сложнее, 
они заставляют преподавателей искать 
нестандартные формы занятий: ролевая игра, 
урок­путешествие, круглый стол, урок­состязание, 
пресс­конференция, деловая игра, урок­ КВН, 
мозговая атака, урок­викторина, урок­брифинг, 
дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность 
образовательного процесса к передаче 
фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут 
сформироваться только тогда, когда 
в познавательную активность вовлекаются не 
только стандартные, но и не стандартные формы 
обучения.

Уровни овладения педагогическими технологиями. На практике
•Знает научные основы
различных ПТ,
дает объективную
психолого-педагогическую оценку (и
самооценку) эффективности
применения ТО в образовательном
процессе
•Целенаправленно и систематически применяет
технологии обучения (ТО) в своей
деятельности,
•творчески моделирует сочетаемость различных ТО
в собственной практике
•широко применяет методы
диагностики
•Имеет представление о
различных ПТ;
•обоснованно описывает суть
собственной технологической цепочки;
активно участвует в анализе
эффективности используемых
технологий обучения
•В основном следует алгоритму технологии
обучения;
•владеет приемами конструирования
технологических цепочек в соответствии с
поставленной целью;
•использует в цепочках разнообразные
педагогические приемы и методы
•Сформировано общее,
эмпирическое представление о ПТ;
•выстраивает отдельные
технологические цепочки, но
при этом не может объяснить их
целевое назначение в рамках урока;
•уклоняется от обсуждения
вопросов, связанных с ПТ
•Применяет элементы ПТ интуитивно,
эпизодически, несистемно;
•придерживается в своей деятельности какой-либо
одной технологии обучения;
•допускает нарушения в алгоритме (цепочке)
технологии обучения
КонкретноМетаметодическое технологическое->
>научное
Метаметодическое
В теории
Направление
изучения
ПТ
Конкретнотехнологическое
элементарный
развивающийся
оптимальный
Уровень
овладения
педтехо
логией
(ПТ)

Государственное бюджетное 
профессиональное образовательное 
учреждение  Себряковский технологический 

техникум  ″
Оценка профессиональных и
общих компетенций
студентов в процессе
преподавания
профессиональных дисциплин
и междисциплинарных

модулей
Липанина С.

ТРИГАН (TRIGUN)

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Это совокупность компетенций учителя в сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности,
включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности.

Зимняя Ирина Алексеевна – доктор
психологических наук, профессор, академик
РАО, заслуженный деятель науки РФ. Введенный ею в психологию речи и
психолингвистику
термин
«смысловое
восприятие»
речевого
сообщения
в
настоящее время является одним из важных
элементов теории этих наук. Является ведущим специалистом в таких областях как психология речи
и вербального общения, психолингвистике, обучения языку. Ею разработан личностно- деятельностный подход в обучении.

Профессионально компетентным 
Профессионально компетентным 
можно назвать учителя,
можно назвать учителя,
который на достаточно высоком уровне 
  который на достаточно 
высоком уровне 
осуществляет педагогическую деятельность, 
осуществляет педагогическую деятельность, 
педагогическое общение, 
педагогическое общение, 
достигает стабильно высоких результатов 
высоких результатов 
достигает стабильно 
в обучении и воспитании учащихся. в обучении и воспитании учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *