Профессиональные компетенции водителей

Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля применяется в делопроизводстве при составлении должностных инструкций, трудовых договоров и другой подобной документации. Также он используется в сфере управления персоналом для оценки квалификации сотрудников, определении их результативности и т. Профессиональные стандарты в законодательствеВ 2012 году был принят ФЗ-236, внёсший понятие профстандартов в действующее законодательство: Трудовой кодекс и ФЗ «О техническом регулировании». Далее последовало принятие следующих нормативных документов:

  • В 2013 году было опубликовано Постановление Правительства №23, которое описывало нормы официального утверждения профессиональных стандартов.
  • Далее в 2015 году был принят основополагающий закон по профстандартам — ФЗ-122. На его основе в трудовое законодательство и ФЗ «Об образовании» ввели положения, регулирующие основные аспекты системы профстандартов. К примеру, в ТК ввели статью 195.3, объясняющую аспекты их использования работодателями.
  • В 2016 году было принято Постановление Правительства №584, где рассматривались особенности действия профстандартов в организациях с муниципальной или государственной формами собственности, а также в тех компаниях, основной частью которой владеет государство.

Внимание! Распространённые вопросы по действию должностных стандартов разобраны в выпущенном Минтрудом Письме №14-0/10/В-2253. Особенности профстандарта водителя легкового автомобиляВ 2015 году Минюстом был принят профстандарт 17. 016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», который наиболее подходит для должности водителя легкового автомобиля. Он включает четыре раздела. В его первой части перечислены вид деятельности, код профессии и другая общая информация. Вторая часть отведена для перечисления функций водителя, а также их элементов. Приведены 4 функции водителя и 13 их составляющих. Например, функция по управлению мототранспортным средством и его техническому обслуживанию включает следующие части:

  • Управление мототранспортным средством.
  • Его техническое обслуживание.
  • Перевозка с его помощью грузов и пассажиров.

Третья часть посвящена более детальному описанию функций водителя. Для функций приводятся следующие сведения:

  • специалисты с необходимым уровнем подготовки;
  • нужные им стаж и образование;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • прочая информация;
  • классификация водителей по должностным справочникам.

К примеру, для функции по управлению машиной и её техническому обслуживанию указаны следующие сведения:

  • Названия 3 специалистов с достаточной квалификацией.
  • Их образование – наличие профессионального обучения.
  • Опыт работы – не требуется.
  • Особые требования – возраст от 18 лет, успешное прохождение медицинских осмотров и пр.
  • Классификация водителей дана по ОКЗ и ОКПДТР.

Также раздел содержит данные по составляющим функций. Для них указаны:

  • должностные операции;
  • знания теоретического характера;
  • практические умения;
  • прочая информация.

Так, для управления автомобилем перечислены:

  • 11 операций – оценка маршрута, контроль дорожной обстановки с помощью зеркал и т.д.
  • 7 умений – маневрирование в ограниченном пространстве, осуществление контроля за безопасностью движения и пр.
  • 7 теоретических знаний – особенности движения в различных условиях, на разных дорогах и пр.

В четвертой части документа перечислены организации, участвовавшие в его создании. Внимание! Профстандарт для водителя легкового автомобиля может использоваться лишь после внедрения работодателем в делопроизводство новой системы должностных стандартов. Вопросы по действию профессиональных стандартовНасколько профстандарты обязательны к применению?Они необходимы в следующих случаях:

  • Если работодатель – бюджетная организация или представитель частного сектора, основная доля которого (свыше 50%) принадлежит государству.
  • Когда в законодательстве для определённой специальности имеются квалификационные требования, указаны льготы и компенсации или закреплены ограничения.

В иных ситуациях работодатель сам решает вопрос о необходимости для него системы профстандартов. Зачем добровольно внедрять систему профстандартов?Они дают ряд новых опций в кадровом делопроизводстве и управлении персоналом:

  • Возможность корректно, на документарной основе, отказывать людям в повышении или приёме на работу.
  • Проведение массовой переаттестации сотрудников.
  • Получение квалификационных критериев, которые могут использоваться для оценки уровня сотрудников и разработки KPI.
  • Улучшение качества используемых документов по персоналу (должностных инструкций и пр.).
  • Возможность указывать подчинённым на необходимость повышения ими квалификации.

Внимание! Профстандарты пользуются поддержкой государства и имеют разработанную нормативную основу, что снижает риски для работодателя при их использовании. Как начать использовать профстандарты?Обычно применяется следующий порядок:

  • Издание главой фирмы приказа о введении должностных стандартов.
  • Создание регламента, в котором описаны основные параметры новой системы: этапы её внедрения, сроки и пр.
  • Корректировка трудовой документации с использованием подходящих к профилю специалистов профстандартов.

Профессиональный стандарт водителя грузового автомобиля выступает образцом при написании документов с описанием квалификационных требований и должностных обязанностей работников. Дополнительные области его применения – основа для составления KPI, аттестация сотрудников и т. Правовая база по профстандартамПрофессиональные стандарты введены в законодательство с 2012 года, когда был опубликован ФЗ-236. Далее последовало принятие следующих документов, определяющих сферу их действия:

  • В январе 2013 года было утверждено правительственное постановление №23. В нём устанавливались правила составления и согласования должностных стандартов.
  • В 2015 году был утверждён Федеральный закон №122. Он определил основные положения, которые регулируют создание профстандартов и аспекты их практического применения. Так, в Трудовом кодексе появилась статья 195.2, описывающая порядок создания новых профстандартов.
  • Годом позже было опубликовано Постановление Правительства №584, где документировались аспекты применения системы профстандартов в учреждениях госсектора и компаниях, находящихся в госсобственности.

Внимание! Базовые правила действия профстандартов изложены в специальном Письме Минтруда №14-0/10/В-2253. Структура профстандарта водителя грузового автомобиляВ 2015 году был утверждён профстандарт 17. 016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», большинство положений которого подходит для водителя грузового автомобиля. В его начальной части указаны группа занятий, код деятельности и иные сведения общего плана. Второй раздел отведён под перечисление обязанностей водителя и их составляющих. Всего перечислены 4 функции и 13 их элементов. Например, функция по управлению автотранспортным средством с массой более 3,5 тонн, его техническому обслуживанию (ТО) и устранению выявленных неполадок состоит из следующих элементов:

  • Управление автомобилем.
  • Обеспечение его ТО и устранение выявленных неполадок.
  • Перевозка грузов в различных метеоусловиях.
  • Прокладка зимних дорог и их расчистка.

В третьей части указаны более подробные характеристики как должностных обязанностей водителя, так и их элементов. По каждой функции имеется следующая информация:

  • названия водителей с подходящим уровнем квалификации;
  • нужный им трудовой стаж;
  • необходимое образование;
  • дополнительные требования к водителю;
  • вспомогательная информация;
  • коды и названия водителей по классификаторам деятельности.

Так, для упомянутой функции по управлению машиной с массой более 3,5 тонн, обеспечению ТО и устранению неполадок приведены:

  • Два названия водителя.
  • Уровень обучения – среднее профессиональное/программы профильного обучения.
  • Трудовой стаж – от нeля лет до года в зависимости от уровня подготовки.
  • Дополнительные требования – возраст от 19 лет, прохождение стажировки и т.п.
  • Названия и коды указаны по ОКПДТР, ОКЗ.

По элементам функций даётся следующая информация:

  • выполняемые водителем грузовика трудовые действия;
  • его знания и умения;
  • вспомогательная информация.

К примеру, для деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством указаны следующие данные:

  • 10 действий – приём грузов, их перевозка, проверка корректности закрепления и т.д.
  • Умения в 8 областях – оформление документов на грузы, подготовка к перевозке и пр.
  • Теоретические знания в 8 областях – нормативы перевозки грузов, порядок оформления соответствующей документации и пр.

Изложенные в этом разделе обязанности и уровень подготовки водителя грузовика применяются в должностных инструкциях и других документах, описывающих функции и квалификацию сотрудника. В заключительном разделе указаны организации, занимающиеся созданием этого документа. Частые вопросы по профессиональным стандартамПрофстандарты обязательны для работодателей?Они используются добровольно, за исключением следующих случаев:

  • Когда речь идёт о бюджетном учреждении или компании, находящейся в государственной собственности.
  • Если для профессии/должности законодательством указаны квалификационные параметры, оговорены льготы и компенсации или присутствуют ограничения.

В других случаях руководство самостоятельно определяет потребность в профессиональных стандартах. Каким образом должностные стандарты сочетаются с ЕКС и ЕТКС?Эти классификаторы могут использоваться наряду с профстандартами, в том числе и при возникновении противоречий между их положениями – тогда основной документ выбирает сам работодатель. Исключением является госсектор, где с 2020 года обязательны именно профстандарты. Какие плюсы дают профстандарты?Их ключевые преимущества:

  • Получение основы для оценки качества специалистов и кандидатов на должности.
  • Возможность проведения аттестации работников на документарной основе.
  • Возможность создания системы параметров эффективности работников (KPI).
  • Определение сотрудников, нуждающихся в повышении их квалификации.
  • Совершенствование документации в области управления кадрами.

Важным аспектом этих возможностей является то, что они реализуются с использованием законодательства о профстандартах, что уменьшает их правовые риски. Каков процесс перехода на должностные стандарты?Рекомендуется следующий порядок действий:

  • Издание руководителем компании распоряжения о введении системы профстандартов.
  • Составление регламента, где определены сроки, ответственные лица и другие аспекты перехода на новую систему.
  • Поиск подходящих для компании и её сотрудников должностных стандартов.
  • Внесение соответствующих изменений в корпоративные документы по персоналу.

Профессиональный стандарт водителя автобуса используется при описании его должностных функций и параметров квалификации. Дополнительно его можно использовать как базу для создания KPI, в качестве свода параметров при оценке кандидатов на работу и в иных отраслях кадровой деятельности. Правовые основы действия профессиональных стандартовПрименение системы должностных стандартов регулируется следующими положениями:

  • Параметры создания профстандартов, их утверждения и применения в делопроизводстве описаны в Федеральном законе №122 02.05.15. Именно на его основе в Трудовом кодексе появилась статья 195.3, описывающая порядок обязательного использования должностных стандартов в случаях, когда для специалистов установлены требования по квалификации.
  • Общие принципы официального одобрения профстандартов изложены в Постановлении Правительства №23 от 22.01.13.
  • Специфика действия профстандартов в бюджетном секторе и компаниях частной/коллективной формы собственности, основная часть которых контролируется государством, разобрана в Постановлении Правительства №584 от 27.06.16.

Внимание! Нормы практического применения перечисленных документов рассмотрены специалистами Минтруда в Письме №14-0/10/В-2253. Структура профстандарта для водителя автобусаВ 2015 году был утверждён профстандарт 17. 016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», основные параметры которого можно применить и для водителя автобуса. В его начальной части указаны общие параметры профессии водителя: цель, группа и вид экономической деятельности. Во второй части перечислены 4 трудовые функции, характерные для профессии, и 13 их составляющих. Для всех них указаны коды и уровни сложности. Наиболее значим третий раздел. В нём подробно разобраны как трудовые функции, так и их составляющие. Для каждой функции перечислены:

  • специалисты с достаточным уровнем подготовки;
  • необходимые им трудовой стаж и уровень образования;
  • требования особого характера;
  • дополнительные данные;
  • их коды и наименования по справочникам профессий.

Так, для деятельности по управлению транспортным средством и его техническому обслуживанию указаны:

  • 3 наименования специалистов – водитель мототранспортных средств 3-го разряда и пр.
  • Образование – прохождение профобучения (программы переподготовки, повышения квалификации и т.д.).
  • Стаж – требования по нему отсутствуют.
  • Особые требования – регулярное прохождение медосмотров, возраст от 18 лет и пр.
  • Дополнительные данные – отсутствуют.
  • Коды и наименования – даны по ОКЗ и ОКПДТР.

Также в разделе имеется информация по элементам функций. Для них указаны:

  • выполняемые водителем трудовые операции;
  • необходимые для этого знания и умения;
  • дополнительные данные.

Так, для деятельности по техническому обслуживанию транспортного средства перечислены:

  • 12 операций – подготовка к эксплуатации в холодное/тёплое время года, наблюдение за приборами освещения и сигнализации и пр.
  • Умения практического плана в 6 областях – поддержание внешнего вида транспортного средства, его подготовка к движению и т.д.
  • Теоретические знания в 8 областях – актуальные требования по безопасности, нормы технического обслуживания транспортного средства и пр.

В заключительной части документа перечислены организации, занимавшиеся его созданием и согласованием. Внимание! Для полноценного использования положений документа работодатель обязан в официальном порядке перевести организацию на систему профстандартов. Нормы использования профессиональных стандартовКаковы варианты действий руководства, если водитель автобуса не соответствует квалификационным нормам из профстандарта?Поскольку уволить водителя на этом основании нельзя, то у менеджеров есть следующие варианты:

  • произвести переименование должности на основе статей 72 и 74 ТК;
  • рекомендовать водителю перейти на другую позицию (статья 72.1 ТК);

Внимание! В данном случае специалист не обязан проходить дополнительное обучение или оплачивать его. Эти моменты решаются в индивидуальном порядке путём переговоров. Когда работодатель обязан применять профстандарты?Их обязательно использовать, если:

  • Работодатель – бюджетное учреждение или компания, свыше 50% которой принадлежит государству.
  • Имеются законодательно оформленные требования к квалификации сотрудника.
  • Представителям профессии законодательством предоставлены права на льготы/компенсации или установлены определённые ограничения.

В других случаях работодатель сам решает вопрос о целесообразности использования профстандартов. Как меняется кадровая документация после внедрения профстандартов?В обязательном порядке обновляются должностные инструкции. В них корректируются разделы с описанием трудовых функций и требований к квалификации специалистов. Также необходимо внести изменения в документы, описывающие параметры трудоустройства: в них указывается, что приём на работу осуществляется на основе критериев соответствующих профстандартов. Если происходит значительное изменение должностных обязанностей, то необходимо соответствующим образом обновить трудовые договора персонала. Какие шаги необходимо предпринять для начала применения профстандартов в кадровой деятельности?Руководитель организации-работодателя должен отдать официальное распоряжение о вводе в действие системы профстандартов. После этого нужно утвердить регламент, описывающий основные аспекты новой системы: сроки её внедрения, этапы и пр. Заключительной предпосылкой является внесение соответствующих изменений в имеющуюся кадровую документацию. Уже на этой документарной основе должностные стандарты могут использоваться для отбора сотрудников, их оценки и т.

Библиографическое описание

Как человек ведет себя в жизни, так он ведет себя и за рулем. Вот так звучит известная пословица в перефразированном виде. В практической психологии срабатывают четыре его традиционных типа поведения. Нам, преподавателям необходимо помнить о методах преподавания для людей с различным типом поведения: водители-холерики превосходно динамично управляют транспортным средством, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и выборе безопасной дистанции. А вот водители-флегматики испытывают сложности при движении в скоростном режиме, но, следует отдать им должное, редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Водители-сангвиники необыкновенно работоспособны и энергичны. Эти водители постоянно решают задачи вождения, но они же чаще всего и лихачат. Водители-меланхолики очень сильно реагируют на внешние раздражители. Такие водители тщательно соблюдают правила дорожного движения, но испытывают трудности при движении в городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Безопасность человека часто зависит от настроения человека, то есть от психоэмоциональных факторов. Важно самому научиться понимать и оценивать свое настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть научиться определять собственных «врагов безопасности» и научиться самостоятельно с ними справляться. Часто у водителей малейшая некорректность соседа по дороге приводит к агрессии. Даже недостаток времени у водителя не оправдывает его выражения и «эпитеты» по отношению к другим водителям. Такие водители применяют и специальные жесты, подкрепляемые мигающими фарами и «достойными» гудками клаксона. К несчастью, даже в быту спокойные и уравновешенные люди во время езды часто становятся агрессивны.

Таким водителям необходимо понять то, что они должны оптимизировать собственный процесс восприятия дорожной ситуации. Мы давно знаем, что около 90 % информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6 % — с помощью слуха, а оставшиеся 4 % — с помощью обоняния и осязания. Водитель без опыта вождения должен отказаться от музыки и бесед с пассажирами во время движения, а окно нужно приоткрывать, чтобы улавливать и распознавать, оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию: шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или серены автомобилей спецслужб. Нужно научиться интуитивно и практически распознавать по пути машины, которые требуют к себе особого внимания. Это вовсе не сложно, главное все правильно оценить и постоянно наблюдать. Любой человек может с высокой степенью вероятности дать характеристику практически любому встречному прохожему: по манере поведения, походке, одежде. Каждый может не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать с высоким процентом вероятности намерения относительно вас и остальных прохожих. Автомобиль — своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые «зеркальные» или «нулевые» госномера, марка и модель автомобиля, «знак туфелька» или вызывающие наклейки на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, дерганая или неуверенная «походка» — все это исходные данные для ваших наблюдений.

Стиль вождения — отражение характера водителя на дороге. В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это доказывает и результатами научных исследований, и житейскими наблюдениями. Конечно, водитель управляет своим автомобилем так же, как он живет, проявляя при этом и черты своего характера, и состояние, в котором он находится, и отношение к автомобилю, к себе, и многое другое.

Ученые подразделяют на три шкалы оценки водительских личных качеств. Первая шкала имеет два противоположных полюса: реализм и эгоцентризм. Поведение эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие именно он приписывает другим участникам дорожного движения. Эгоцентричный водитель хочет, чтобы его замечали при движении по дороге и восхищались им. Реалистичный водитель опирается на реальную дорожную обстановку, при этом не пытается запугивать и унижать других водителей. Такой водитель не только великолепно водит, но и следит за автомобилем, разбирается в нем. Конечно, реалистичный водитель в разы безопаснее, чем эгоцентричный.

Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку, часто свободолюбивы, и именно эту свободу им дает автомобиль. Такие водители не стараются досконально соблюдать ПДД, особенно скоростные режимы, при выборе решения ориентируются на собственные оценки и опыт более, чем на внешние требования ПДД. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, значительно большее значение придают правилам, даже если не совсем понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение и предписание.

Третья шкала позволяет оценивать уровень напряжения при вождении. Высокая степень напряжения характеризует водителей, быстро утомляющихся и легко поддающихся раздражению из-за того, что они очень внимательны к внешним раздражителям и которые внимательно следят за быстро меняющейся дорожной обстановкой. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, полностью осознает свои возможности, менее чувствителен к опасности, но при этом не беспечен и не равнодушен. Опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен к окружающим, если он не умеет сочетать желание подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности запредельно низок или высок.

На безопасность движения влияет и отношение к вождению самого водителя. Попробуем разделить водителей на группы по правилу, скрытых желаний, которые руководят людьми при управлении личным транспортным средством.

Независимые. Гормон удовольствия (эндорфин) вырабатывается при вождении автомобиля, которое связано в основном с ощущением собственной независимости и самостоятельности. Управляя автомобилем, они отвлекаются от повседневности и быта, неприятностей, всевозможных запретов и ограничений.

Отчаянные. Эти водители явно получают удовольствие при движении в опасных и сложных ситуациях. Часто их езда на границе риска, они испытывают острые ощущения, словно «ходя по лезвию ножа».

Спокойные. Имеют желание водить автомобиль по правилам и без помех со стороны. Им нравиться водить автомобиль спокойно, и даже несколько расслабленно.

Испытатели. Применяют на практике всю мощность своего автомобиля, получая наивысшее удовольствие перегоняя и оставляя позади другие автомобили, «играя вв шашечки».

Знатоки. Особенное удовольствие испытывают при преодолении сложных дорожных ситуаций, требующих большого умения, выдержки и навыка вождения. Очень любят сравнивать себя с другими водителями по уровню компетентности и способности к управлению автомобилем и постоянно убеждаться в своих преимуществах. Часто конкурируют и соперничают с окружающими водителями.

Мастера. Эти водители хладнокровны, садятся за руль со свежей головой, знанием дела и соблюдением Правил дорожного движения. При этом они не позволяют окружающим их водителям вовлекать себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности движения эта группа самая гармоничная.

Отношение к управлению автомобилем определяет стиль вождения, а это характеризует характер конфликтных ситуаций, в которые попадают водители — носители этих отношений. Отличную почву для возникновения дорожных происшествий создают те, кто воспринимает окружающую обстановку через призму своих эгоистических желаний и потребностей. Для них существует только один вопрос: мешают ли другие осуществлению моих желаний?

Вот стандартная ситуация. Допустим, что отчаянного водителя, превышающего скоростной режим, с легкостью догоняет автомобиль, скорость которого чуть меньше. Водитель недоволен, ведь его вынуждают ехать с приемлемой скоростью, а не с той, которую он определил для себя как допустимо-приятную. Этот водитель не хочет подавлять агрессию и озлобление и начинает беспрестанно мигать фарами и сигналить, показывая свое недовольство. Теперь предположим, что впереди него едет водитель из группы спокойных. Он хочет спокойствия. Надежда на то, что безумный водитель сзади успокоится, не оправдывается, он начинает «закипать», теряет рассудительность. Он может отреагировать, например, резким нажатием на тормоз и включением всей сигнализации. Что происходит вокруг них, этих водителей уже перестает интересовать. Главное — доказать, наказать, отомстить. А между тем дистанция, разделяющая враждующие стороны, просто может отсутствовать.

Разобраться в своем отношении к вождению и другим участникам движения не легко, ведь оно часто бессознательно. Необходимо каждому водителю иногда как бы со стороны понаблюдайте за собой при управлении автомобилем: как вы поступите в той или иной дорожной ситуации, что чувствуете и испытываете при этом. Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Ведь тогда вы сможете управлять не только своим автомобилем, но и собой. Человеку, осознавшему свое отношение к вождению, станут понятны и опасности, которые с ним связаны, тогда он сможет предотвратить и избежать сложностей на дороге.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, автомобиль, управление автомобилем, дорожная ситуация, дорожное движение, отношение, окружающая обстановка, реалистичный водитель, стиль вождения, эгоцентричный водитель.

Используя статистические данные ГИБДД в Российской Федерации за 2013г. рассмотрена необходимость учета психофизиологических особенностей водителя при проведении профессионального подбора и отбора, а также мероприятий с использованием поощрительных механизмов за безаварийную работу, т. принимаемые в настоящее время меры не в должной мере способствуют повышению уровня безопасности дорожного движения.

Ключевые слова:водитель, безопасность дорожного движения, психофизиологические особенности водителя, маршрутные такси.

В перевозочном процессе большая степень ответственности за безопасность движения относится к водителю. По статистическим данным ГИБДД в 2013 году в РФ совершено 204000 ДТП, что на 0,2 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, изменение законодательства повлияло на количество ДТП, где водители скрылись с места происшествия. Таких ДТП в 2013 году произошло 9761, что на 18,3 % больше, чем годом ранее. Ужесточаются законы, принимаются программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, но каждый год в России десятки тысяч получают травмы различной тяжести, погибает порядка 30 тыс. человек:

в 2012 -27991человек;

В условиях крупного города работа водителя требует высокой квалификации специалиста. Так, например, оценим работу водителей «маршрутных такси». Автомобили для маршрутного такси — это в основном, автомобили Горьковского автозавода. Если проверить техническое состояние всех автомобилей, работающих на маршрутах городов, то найдется множество технических неисправностей, при которых эксплуатация отдельных автомобилей должна быть запрещена. Для населения маршрутные такси удобны тем, что останавливаются по требованию. Несмотря на эти преимущества, связанные с повышением мобильности для населения, имеет место очевидный недостаток безопасности. Такие транспортные средства в «часы пик» перегружены пассажирами. Водители, в отдельных случаях превышают допустимый скоростной режим, ведут себя на дороге агрессивно; им не хватает уважения к другим участникам дорожного движения. У водителей маршрутных такси отмечается более активный рост утомляемости. Это объясняется рядом особенностей его работы:

Водитель маршрутки должен знать тарифы и выполнять обязанности кондуктора (прием денег, денежные расчеты). Кроме того, несмотря на имеющуюся информацию о тарифах в салоне, он по просьбе пассажиров дополнительно информирует о стоимости проезда до определенной остановки.

Повышенный шум в салоне (разговоры по мобильным телефонам, разговоры между пассажирами и т

Остановки по требованию пассажиров, а не по установленным остановкам данного маршрута.

При возникновении неисправности или поломки, водителю приходится оценивать в срочном порядке ситуацию и предпринимать соответствующие меры, например, осуществлять мелкий ремонт, если это потребовалось, когда он находился на «маршруте»

«Пробки» на дорогах

Кроме того, в отдельных случаях, несмотря на предупреждающую информацию, имеющуюся в салоне «заранее и громко называть остановки», возникают конфликты между клиентом и водителем, которые приводят к дополнительным остановкам транспорта.

Выполнение данных операций параллельно с управлением транспортных средством приводит к тому, что:

–        водители менее эффективно выполняют торможение;

–        увеличивается время реакции;

–        ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Все перечисленные ситуации влияют на психическое состояние водителя в данный момент, что приводит к росту вероятности возникновения ДТП.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге, неопределенности поступающей к нему информации, т. он не может предвидеть поведение других участников движения, изменения дорожной обстановки. Необходимо учитывать и такие факторы как:

–        высокая температура летом, в том числе и духота, холод — зимой;

–        шум и вибрации;

–        состояние дорог, часто несоответствующие безопасному движению ТС;

–        возможные такие явления, как туман, снег;

–        неработающие дождевые канализации.

Все перечисленные факторы создают предпосылки для совершения ошибок в сложной дорожно-транспортной ситуации, затрудняют процесс восприятия и переработки информации. Кроме того, водитель маршрутных такси работает в отрыве от своего трудового коллектива, т. он должен самостоятельно принять необходимое решение в данной дорожной ситуации, а это также влияет на психическое состояние водителя.

Водителю, осуществляющему перевозки людей, необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, что позволит своевременно реагировать на дорожную ситуацию и выбирать правильное решение, а иногда и единственно правильное решение

При приеме на работу водителя маршрутного такси допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «D« и возраст не менее 21 года, стаж управления автомобилем или стаж работы в качестве водителя не менее трёх лет. Лицо, принимающее водителя на работу, чаще всего действует по интуиции. Таким образом, при приеме на работу не учитываются качества важные для надежного вождения. Практика показывает, что за рулем нередко оказываются лица, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить безопасность движения. Также следует отметить, что отсутствует взаимосвязь между результатами расследования ДТП и компетентностью водителей из-за отсутствия методики психофизиологического анализа причин аварий.

При приеме на работу водителей желательно знать: имелись ли прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины; факты отстранения от работы при предрейсовых осмотрах из-за нетрезвого состояния. Данные социальные показания определяют включение водителей в «группу повышенного риска аварийности».

Психофизиологический отбор — выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы: предрасположенные или склонные к ДТП, нейтральные или индифферентные водители, безопасные или надежные водители.

При оценке профессиональной компетенции водителей рекомендуется выявить способность к переключаемости, длительности концентрированного внимания, а также время реакции, точность. В особенности предлагается проведение психофизиологических тестов при отборе новых водителей. Так, тест «Реакция на движущий объект» служит для оценки точности движений, динамического глазомера и уравновешенности основных нервных процессов; корректурный тест Ландольта позволяет определить скорость восприятия и переработки информации. Наличие четких структурированных требований к психофизиологическим качествам водителя позволит усовершенствовать процесс оценки профессиональной пригодности водителя.

Количество ДТП по вине водителей можно уменьшить, если наконец-то начать учитывать психофизиологические особенности водителей, а для этого периодично проводить психофизиологические экспертизы среди водителей. Открытие психофизиологических классов по оценке состояния водителей, в которых они будут учиться концентрировать внимание, овладевать другими приемами биоуправления, позволит в дальнейшем водителю маршрутных такси и другого общественного транспорта длительно сохранять психофизиологическое состояние и соответственно наиболее качественно и быстро воспринимать информацию. В настоящее время, с целью определения наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе, используя определенные методы, проводятся предрейсовые медицинские осмотры. В обязательном порядке контролируют артериальное давление и пульс. Но в настоящее время, ни в одной организации водителей не проверяют на предмет тремора и усталости, хотя данные факторы зачастую становятся основными причинами аварий. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Кроме того, если проводить ежедневный предрейсовый контроль времени реакции у водителя, то водитель ежедневно перед рейсом будет знать текущее (на данное время) время реакции, и он сам может себе дать рекомендации по наиболее безопасному вождению. Данный параметр, в процессе будет восприниматься также естественно, как и замер пульса, и артериального давления.

У водителей маршрутных такси должен быть полноценный отдых. Надеяться, что будут осуществляться профилактические мероприятия руководством фирм, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров не приходится, так как ими рассматривается приоритет бизнес — задач над безопасностью. В этом случае должны быть определены мероприятия, которые будут способствовать укреплению здоровья, в том числе и психического состояния водителей. Должны работать программы, которые позволят исключить текучесть кадров, повысить квалификацию водителей и в то же время позволят почувствовать водителю преимущество его работы, т. исход аварийной ситуации в подавляющем большинстве случаев зависит от действий водителя.

С целью уменьшения количества ДТП с участием маршрутных такси, необходимо со всей ответственностью отнестись к системе управления пассажирскими перевозками и оценке профессиональной компетенции водителей. Обеспечить безопасность дорожного движения необходимо не только мерами, ужесточавшие наказание за нарушение правил дорожного движения, но и использованием механизмов, поощрявших хорошую работу и повышающих престижность профессии «водитель», которая относится к опасным профессиям, а также помогающих восстановить работоспособность, надежность водителя, учет психофизиологических особенностей водителя при оценке его профессиональной пригодности позволит снизить вероятность возникновения ДТП по вине водителя.

Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2013 г. www. gibdd. ru/stat

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, время реакции, дорожная ситуация, ДТП, психофизиологическая особенность водителя, работа водителя, такси, артериальное давление, дорожная обстановка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *