Профессиональные компетенции воспитателей

Библиографическое описание

В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, воспитатель дошкольного образования, виды компетенций.

The article presents the types and characteristics of professional competences of preschool education teacher, allocated on the basis of the functions and professional and pedagogical skills of the teacher.

Keywords: competence, competency, teacher pre-school education, types of.

Широко исследуемым вопросом теории и практики является подготовка специалиста в рамках компетентностной парадигмы, отличающейся обладанием не только знаний, умений и навыков, но и способностью реализации и реализацией их в профессиональной деятельности. Однако единого мнения относительно определения и компонентного состава профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования не выявлено.

Транспонирование функций и умений воспитателя дошкольного образования в компетенции обусловило выделение следующих их видов:

− Специальная, включающая методическую и технологическую. Отражает готовность к эффективному обучению и воспитанию детей; способность планирования, реализации и оценки профессиональной педагогической деятельности;

− Рефлексивная, обеспечивающая способность рефлексии личностных качеств, собственной деятельности, условий и пр. , направленных на построение траектории саморазвития, совершенствования;

− Интеллектуальная как ключевая общепедагогическая компетенция. Включает способность работы с информацией (поиск, прием, переработка, преобразование, выдача), способность на основе предметно-специфических знаний определять наиболее эффективные стратегии принятия решения. Характеризуется критичностью мышления.

− Игровая, обусловлена спецификой профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования и обеспечивает сохранность детства. Представляет собой способность психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, проявляющейся в игровой позиции педагога дошкольного образования.

Выделенные виды компетенций дифференцированы на основе ключевой деятельностной компетенции.

Информатизация общества обуславливает выделение компетенции информационных технологий как способность использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии.

Метафункция охраны жизни и здоровья детей характеризует в большей степени ценностное отношение личности педагога к деятельности (в том числе и профессионально-педагогической), нежели орудийное, что позволяет классифицировать ее относительно ключевой аксиологической компетентности воспитателя дошкольного образования и выделить как валеологическую. В рамках ключевой аксиологической компетентности дифференцируются этико-правовая, как способность реализовывать педагогическую деятельность на основе социально-правовой охраны и защиты детства, и гражданственная, отражающая способность реализовывать педагогическую деятельность с позиций патриотизма, экологической и эстетической культуры.

Таким образом, компетентность воспитателя дошкольного образования включает социально-коммуникативную, компетенцию информационных технологий, специальную, рефлексивную, интеллектуальную, игровую, этико-правовую, гражданственную и валеологическую компетенции.

  • Глоссарий иерминов рынка труда, разраьотка стандартов образоательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования, 1997. — 160 с.
  • Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. — Мн.: Вышэйшая школа, 1986. — 157 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, компетентность воспитателя, компетенция, дошкольный возраст, здоровье детей, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность воспитателя, способность, умение.

Методические рекомендации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного образовательного процесса; создание предметно-пространственной развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

умения результативно формировать представления воспитанников в соответствии с образовательной программой;

руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста;

взаимодействовать с воспитанниками.

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (приложения 1,2);
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход иокончание.
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:

по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые; по       дидактическим  задачам  —   усвоение   нового,  закрепление  ранее

приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др. ; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

В занятии используются разные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др. ), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др. ), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др. ; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).

Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическоенастроение.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа–

диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

Игровые методы – дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках меж выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевыеигры.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемыеситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок ит. ,        игры-драматизации,

элементы творчества иновизны,

юмор и шутка (учебныекомиксы).

Для развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность    окружения,    мотивирование    деятельности,    исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Игра как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели дошкольного образования наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, можно сделать вывод, что игра может пронизать всю жизнь детей в учреждении дошкольного образования, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.

Классификация игр

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Виды игр и их влияние на развитие детей

Творческие (игры по инициативе детей).

Дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей дошкольного возраста. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего     школьника качества:          активность,                        самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются,переживают.

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет.

Структура ролевой игры, включает в себя следующие компоненты:

  • Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  • Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  • Игровое  употребление  предметов,  условное  замещение  реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  • Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь – ролевые отношения становятся выше  под  влиянием  успешных,  добрых  взаимоотношений  в  группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети  ему  доверяют,  хорошо   к   нему   относятся. Отсюда   вытекает   вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

Театральная деятельность, режиссёрские игры и игры – драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др. , из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 –  4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность  в обучении, т. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них  решаются задачи  на  сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др. , что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

Для не сюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений воспитанники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные (созданные народом). Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается  через  разнообразные  движения:  ходьбу,  прыжки,  бег,  метание  и т. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются белорусские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Примерная памятка для самоанализа занятия

–   требованиям учебной программы дошкольного образования;

–   возрастным психологическим особенностям детей группы;

–             наличие    триединой    дидактической    задачи    (образовательной, развивающей,воспитательной).

Создание условий для проведения занятия:

–   подбор дидактического, раздаточного материала;

–   рациональность размещения пособий и оборудования;

–    целесообразность         организации         предметно-пространственной развивающей среды;

–    наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т

–    санитарно-гигиенические требования: соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.

Соответствие структуры занятия его задачам.

  • Реализация здоровьесберегающего подхода: наличие положительного микроклимата; оптимальная длительность занятия; интеграция разных видов детской деятельности; смена поз; использование физкультминутки, релаксационной паузы; соблюдение правил безопасности; учёт состояния здоровья воспитанников; контроль за правильностью осанки.
  • Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм.
  • Эффективность используемых методов (применение технологий и методик белорусских и зарубежных авторов; проведение занятий в соответствии с методикой; методы и приемы, использование проблемных ситуаций; – диалогическая речь; проведение индивидуальной работы) для успешной реализации поставленных задач.
  • Реализация личностно-ориентированного подхода: учёт интересов и потребностей детей, предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности; изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой); создание каждому ребёнку ситуации успеха; использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности).
  • Анализ деятельности детей на занятии: интерес, внимание, организованность, активность, проявление инициативы, желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей, умение адекватно оценивать собственную работу на занятии.
  • 5.  Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности,пол).
  • Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

Критерии
Показатели

Цель и задачи занятия:
–   Единство         дидактических,        развивающих        и воспитательных целей изадач. –   Соответствие задач образовательной области учебной программы дошкольного образования. –   Доступность. –   Диагностичность постановки целей изадач. Реализация содержанияобразовательной области
–   Оптимальность объема содержания занятия для данной возрастнойгруппы. –   Доступность инаучность. –   Направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру на основе содержания образовательнойобласти. –   Реализация комплексного подхода при освоении материала. –   Дифференциация и индивидуализации содержания познавательной деятельностивоспитанников. –   Соответствие содержания занятия: программным требованиям; теме;цели, поставленным задачам; типу занятия;возрастным   и   индивидуальным                          возможностям, способностям и потребностямвоспитанников. –   Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средствТСО. Владение методами и приемами организации образовательного процесса
– Соответствие методов и приемов:концептуальным         положениям                                           дошкольной педагогики и возрастнойпсихологии;содержанию занятия;возрастным особенностям детей. – Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:словесных, наглядных, практических, игровых; приемов привлечения и сосредоточения вниманиядетей, обеспечения их эмоционального интереса;  приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового сопоройна имеющиеся представления и опыт;

наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера;  приемов, направленных наформированиепредпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст). –   Реализация                       личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов. –   Владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности. –   Оптимальность смены видовдеятельности. –   Соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных егоэтапов. Организация деятельности воспитанников
–   Обеспечение             педагогической  поддержки воспитанников, создание ситуации успеха длякаждого. –   Эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательнойдеятельности. –   Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность,заинтересованность. –   Организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. Результативность
–   Оценка воспитателей индивидуальной, групповой и коллективной деятельностивоспитанников. –   Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки, использование самооценки (старшая группа). –   Степень достижения поставленныхзадач. –   Организация обратной связи назанятии. –   Побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности. Профессиональные и личностныекачества педагогов
–   Соблюдение нормативных требований корганизацииобразовательного процесса. –   Стиль общения, техника речи, коммуникативные качествапедагога. –   Умение управлять собственным эмоциональным состоянием. –   Умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторскиеумения). –   Владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех икаждого). –   Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить            необходимые  изменения  с  учетом  реальнойситуации.

Список использованных источников

  • Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно­ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева.— Мозырь : Содействие, 2013. – 152с.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2017. – № 8. – С.25-56.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2011. – № 7. – С.20-50.
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января2011 г.

№ 243­З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04. 2014 № 126­З).

  • Лобынько, Л. В. Качество образовательного процесса: Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса/Л.В.Лобынько// Пралеска.–2012.–№12.–С.2–7.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от

29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».

  • Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 272с.
  • Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2­е изд. – Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. – 416с.

Натали Свиридова
Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада

Свиридова Наталья Сергеевна

1 квалификационной категории

Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.

В научной литературе компетенция рассматривается : как образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами, как в традиционных, так и нестандартных ситуациях;

– заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. Хуторской);

– образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Зеер и др

– интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач

– «содержание» компетентности : знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности (Д. Арсеньев и др.

И разных сферах деятельности личности насчитывается большое количество разных компетенций, поэтому в научной литературе существуют разные взгляды и основания для их классификации (Л. Белкин, В. Болотов, Э. Зеер, И. Зимняя и др.

Французский политический деятель и Ж. Делор сформулировал следующие компетенции личности : научиться познавать, делать, жить вместе, жить.

На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как пять ключевых, которые должны приобрести мо-лодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:

— политические и социальные компетенции;

— компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

— относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

— связанные с ростом информатизации общества;

Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют:

— когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые знания;

— функциональную компетенцию (умения, а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

— личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

Классификация компетенций, представленная И. Зимней, обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:

— компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др

— компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);

Байденко предлагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:

— общие компетенции (социальное взаимодействие, системно деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная дея-тельность);

— профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использованию теоретических основ профес-сиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);

Хуторской, основываясь на целях общего образования, структурном представлении социального опыта личности, а также основных видах деятельности обучающегося, предлагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвитие личности на протяжении всей жизни:

– ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;

– информационные, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;

– коммуникативные, которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;

– социально-трудовые, означающие владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;

Таким образом, пользуясь обобщенной системой классификации И. Зимней и содержанием образовательных компетенций, определяемых А. Хуторским, можно выделить классификацию компетенций воспитателя, соответствующую видам его деятельности, как личности и профессионала :

– личностный блок – компетенции, направленные на совершенствование, здоровьесбережение, как в физическом, так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;

– когнитивный блок – учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;

– социально-коммуникативный блок — компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решение в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;

– профессиональный блок — компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональный блок, в свою очередь, можно разделить на общепрофессиональные компетенции, необходимые для всех представителей педагогической профессии, специальные (по профилю специальности) и организационные, включающие проективные и аналитические способности по отношению к профессиональной деятельности. Однако профессиональные компетенции не могут быть сформированы в некоем чистом виде. Они интегрируют и обобщают в своем содержании когнитивные, коммуникативные и личностные компетенции.

Очевидно, что наряду с основными для педагогической деятельности чертами деятельность воспитателя обладает некоторыми отличительными особенностями, обусловленными спецификой дошкольного образования, среди которых выделяются следующие:

– основная задача педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста — развитие ребенка;

– образовательный процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависят от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;

– охрана жизни и здоровья детей;

– планирование воспитательно-образовательной работы;

– осуществление воспитательно-образовательного процесса;

– организационно-хозяйственная функция;

– педагогическое просвещение родителей;

– самообразование.

Создание условий для развития детей становится одной из основных функции воспитателя и не имеет отношения к хозяйству. Имеется в виду организация деятельности детей, в том числе игровой, двигательной, художественной, трудовой и др. Очень важна самостоятельная, спонтанная

деятельность, общение, а также организация предметно-пространственной среды, необходимой для развития ребенка с учетом его индивидуальных потребностей. Это сможет организовать педагог, у которого сформированы особые специальные компетенции.

– коммуникативная компетенция — навыки педагогического общения, а также общее умение понимать других — детей, педагогов, родителей;

– информативная компетенция — умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;

– методическая компетенция — отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическими и проектировочными способами деятельности;

– развивающая компетенция — теоретические и практические представления о способах развития субъектной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;

– ориентационные компетенции — направленные на формирование морально – ценностных установок воспитанников;

– мобилизационная компетенция — теоретические и практические представления о способах активизации деятельности детей.

Хочется отметить, что воспитатель должен научиться развиваться сам, оценивать достижения детей, как результат своей деятельности, соблюдать педагогический этикет в общении со всеми участниками образовательных отношений, иметь глубокие знания не только в дошкольной педагогике, психологии и методике, но и разбираться в общих вопросах. Только такой воспитатель может организовать полноценное образовательное пространство, где взаимодействуют педагоги, дети, родители.

Анализ требований к воспитателю, содержащихся в документах последних лет, показал, что набор и содержание профессиональных компетенций воспитателей в разных нормативных документах примерно один и тот же. Обобщив содержание, условно их можно разделить на несколько групп:

-компетенции, связанные со способностями в общении и коммуникации;

– компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

– компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;

– компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;

– компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;

– компетенции готовности использования информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общения с родителями и коллегами.

Учитывая вышесказанное, проведенный анализ и обобщение научных исследований позволили рассмотреть структуру, выделить основания для классификации, определить содержание профессиональных компетенций воспитателей, необходимых для реализации программ дошкольного образования на современном этапе.

Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования

Коммуникативная Готовность к осуществлению психолого-педагогической поддержки семей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. К личностно-развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества. К осуществлению социально-коммуникативного и речевого развития детей.

К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации

Когнитивная Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

К работе по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. К непрерывному саморазвитию

Мобилизационная Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка.

Работать с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах.

Использовать недирективные методы помощи ребенку в сложной ситуации.

К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.

Проективно-прогнастическая Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Способность к планированию деятельности детей с учетом создания условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды.

Список используемых источников:

Зимняя И. Ключевые копметенции- новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня №5, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *