Методическая основа проекта по моделированию компетенции врача
Модель компетенций врача медицинского центра формировалась по классической технологии моделирования компетенций. Базовая основа данной модели – конструктор компетенций UCF компании SHL. В проекте по моделированию компетенции врача принимали участие заведующие отделениями, врачи.
Структура проекта моделирования. Последовательность выполнения проекта
Первым инструментом, который был использован при моделировании компетенции врача – метод “Прямых атрибутов” на основе конструктора компетенций UСF компании SHL. После завершения второй раскладки карточек, мы проводили метод “Критических инцидентов“. При интервью использовали результаты метода прямых атрибутов. При этом мы брали за основу для интервью, карточки с компетенциями, которые попадали в критические зоны для поведения врача.
Ключевой инструмент, который мы использовали для сбора информации о компетенции врача был инструмент “Репертуарные решетки“. После набора материала мы проводили качественный контент анализ. Модель согласовывалась через групповые обсуждения.
В дальнейшем планируется использование модели компетенции врача в процессе управления эффективностью работы врачей медицинского центра с последующей корректировкой модели компетенций на основе полученной обратной связи.
Отношения и контакты. Хорошо коммуницирует с клиентами и коллегами. Управляет конфликтами
Легко устанавливает контакты и общается с коллегами, пациентами и родственниками пациентов
Выстраивает взаимопонимание с пациентами
Тактичен. Если требуется извиниться – извиняется
Знает чувство меры и знает “когда прикусить язык” при общении с пациентами и коллегами
Вежливо общается с персоналом клиники и не провоцирует конфликтные ситуации со средним медицинским персоналом
Справляется с эмоциями и не поддается “провокациям” координируя свои действия и эмоции на приеме
Не перекладывает свой негатив на “кого либо”, за “что либо”, “откидывая “свои проблемы
Легко контактирует с другими коллегами и в любое время может ответить на вопросы
Вызывает доверие и расположение со стороны коллег
Соблюдает этические нормы и соответствует понятию “порядочный человек”
Изложение и предоставление информации. Ясно выражает свою точку зрения. Уверенно выступает перед аудиторией, вызывая доверие
Делая доклад, точно и правильно презентует информацию
Говорит грамотно, быстро и легко выступает
Спокойно и уверенно излагает информацию, объясняет и рассказывает
Четко и правильно задает вопросы
Отстаивает корректно свою позицию (точку зрения)
Приводит четкие аргументы, убедительно доказывая свою точку зрения
Высказывает свое мнение и не боятся ошибиться
Четко, ясно и подробно пишет протокол при оформлении медицинской документации
Следование инструкциям и процедурам. Действует согласно инструкциям и правилам. Соблюдает расписание и пунктуально приходит на работу. Выполняет должностные и юридические обязательства
Выполняет в своей работе медицинские стандарты, правила и требует этого от других
Выполняя стандарты, инструкции и правила действует в строгой последовательности
Соблюдая стандарты, последователен в приеме. Детально собирает анамнез, правильно фиксирует статус, осматривая до конца пациента. Правильно отражает диагноз
Формирует стандарты качества, алгоритмы и инструкции соблюдает их и требует соблюдения от других
Соблюдает правила работы с оборудованием (асептика и антисептика)
Анализ. Ищет и анализирует различную информации. Делает рациональные суждения на основе имеющейся информации
Выслушивает и вникает в суть проблемы. Выясняет причину возникновения ситуации (заболевания)
Видит к чему могут привести действия и понимает “корень проблемы”
Анализирует жалобы пациента формируя в голове их структуру и объединяет в симптомы и в синдромы
Собирает всю информацию, мгновенно ее анализирует для принятия решения
Анализирует свою работу, статистические данные, ищет причины неудач и пытается понять почему
Умеет “видеть лес за деревьями”
Работа в команде. Проявляет интерес и внимание к людям. Поддерживает и заботится о других членах команды
Поддерживает принцип справедливости
Обсуждая различные темы, интересуется мнениями коллег и учитывает их интересы
Общаясь с коллегами, достигает договорённостей и выполняет их
Консультируется со смежными специалистами, спокойно доброжелательно, подбирая слова. Отвечает на вопросы без интерпретации, принимая во внимание чужую точку зрения
Участвует в жизни отделения, объединяя вокруг себя и мотивируя коллег
Заводит, зажигает коллектив за счет собственной энергии
Поддерживает руководителя и его решения
Продвигает подразделение в социальных сетях
Принятие решения и инициирование действий. Берет на себя ответственность и принимает быстрые, разумные решении. Проявляет инициативу, вносит изменения в процесс работы
Не боится принимать и нести ответственность за свои действия, в том числе в сложных ситуациях
Быстро понимает и принимает решения, что можно делать сейчас, а что отложить
Решает самостоятельно любые задачи без подсказки и предлагает решения
Имеет “профессиональное чутье” и действует по ситуации , быстро решая диагностические вопросы, определяя, что делать дальше с пациентом
Стремится к оперативной работе
Обучение и исследование. Собирает новую информации, быстро обучается. Учится на успехах и ошибках. Запрашивает обратную связь от коллег. Собирает и распространяет полезные знания внутри организации
Пишет профессиональные статьи для сайта
Проявляет постоянный интерес к обучению и есть свой план где поучиться
Интересуется и участвует в конференциях по направлению своей специализации
“Блестящая память”. Быстро схватывают новую информацию
Разбирается в новых направлениях в медицине и делится своими знаниями с коллегами
Обращается за советам к коллегам, консультируется с ними
Интересуется и смотрит как делают другие врачи и учитывает ошибки коллег в своей работе
Постоянно обучается, получает новую информацию и активно применяет ее в практике
Читает новые статьи и собирает необходимую и интересную информацию для использования в медицинском учреждении
Стремится к развитию и самосовершенствованию, развивая свои знания и умения
Охотно делится своим опытом
Ориентация на результат и ожидания клиентов. Устанавливает высокие стандарты качества. Последовательно добивается целей проекта и концентрируется на удовлетворении потребностей клиента
Заинтересован (мотивирован) на конечный результат. Отслеживает результаты работы и достигает результата при лечении пациентов
Нацелен на решение проблемы пациента и удовлетворения его запроса
Много вкладывается в работу. Не позволяет себе “схалтурить”, поддерживая высокие стандарты качества (мелочей нет!), постоянно улучшая качество работы
Умеет разобраться, чего хочет пациент (находит необходимую информацию о пациенте)
Быстро подстраивается под потребности пациента, что вызывает доверие
Преодоление давления и неудач. Эффективно работает в напряженных условиях, сохраняя позитивное отношение к работе. Сохраняет контроль над своими эмоциями в стрессовых ситуациях. Воспринимает критику позитивно. Адаптируется к изменяющимся условиям
При стрессовой ситуации спокоен, сохраняет самообладание, уверен в себе, не повышает голос и не допускает паники. В случае необходимости берет ситуацию на себя
Взвешенный подход и минимум авантюризма
Сохраняет спокойствие при конфликтных ситуациях
Выводит конфликт на конструктивную основу, аргументируя свою позицию
Во время конфликтной ситуации согласовывает свои действия с персоналом клиники
Успешно справляется с конфликтами, отвечая на возражения пациента, сохраняя дистанцию и свой авторитет
Быстро и в короткий срок адаптируется к новым изменениям и требованиям
Все проблемы воспринимает с оптимизмом
Видит свои слабые стороны и может конструктивно их обсуждать
Легко воспринимает обратную связь, слушает и учитывает замечания в работе
Применение профессиональных знаний и технологий. Демонстрирует профессиональную экспертизу в своей области. Охотно делиться своей экспертизой
Знает все нововведения и работает на современном уровне, продвигая новое
Генерирует новые идеи (загорается идеями) и вносит рациональные предложения
Осваивает новые технологии (владеет) и внедряет их в клиническую практику
Расширяет спектр оказываемых услуг по собственной инициативе, идя в ногу со временем
Академические знания и знание нюансов. На любой вопрос может дать профессиональную экспертизу
Разбирается во многих медицинских вопросах, имея широкий кругозор
Владеет всеми методами диагностики и лечения в своей области
Быстро ставит правильный диагноз, делает назначения. Может дать гарантию на свой осмотр
Четко и правильно действует в зависимости от патологии
Выбирает правильное и точное исследование под пациента, адекватно и разумно подходя к его обследованию
Не отказывает в помощи коллегам при решении проблем. Подсказывает коллегам. Помогает советом или собственным участием. Его советам можно доверять.
Доверяет своему опыту. Профессионализм без заискивания. Профессиональное упрямство.
Работа с пациентом. Тактичное, уважительное, открытое отношение к пациенту
Разбирается в типах пациентов и общается с пациентами подстраиваясь под их особенности (используют разный подход)
Вызывает симпатию пациентов своей внимательностью и логикой
Говорит с пациентом вежливо. Задает ему вопросы, помогая рассказать о своих жалобах
Лаконично объясняет пациенту какая у него проблема на понятном ему языке, развеивая страхи
Открыто доносит информацию до пациента. Беседует с пациентом, объясняя, что происходит. Отвечает на все вопросы пациента
Здесь и сейчас выстраивает отношения с пациентами, давая пациенту уверенность. В общении располагает и вызывает доверие пациента (“Мы летим туда куда надо”)
Рассказывает все возможные варианты лечения, объясняя, что помогает в лечении
Объясняет пациенту почему ситуация требует наблюдения и отслеживания
Созванивается с пациентом (или оставляет свой номер) и интересуется его состоянием. После назначения лечения просит прийти на повторный прием при необходимости
Внимателен при общении к пациентам любой национальности, соблюдает национальный этикет
Учитывает культуру и ценности различных национальностей
Помогает пристроить пациента по профилю, если не может оказать услугу, необходимую пациенту
Планирование и организация. Планирует свою деятельность, эффективно управляя временем. Отслеживает выполнение работы с установленными сроками, распределяя ресурсы
Четко планирует свою работу (расписание) и контролирует сроки ее выполнения
Знает кто и чем занимается
Четко и конкретно пишет задачи
Соблюдает график, подстраивая свой график под разную нагрузку
Пунктуален и никогда не опаздывает. Дисциплинирован в работе
Личные особенности. Личный интерес и любовь к тому что делает
Всегда готов поговорить о своей работе и это ему будет интересно
Серьезно относится к работе и требователен к себе
Уверен в своих действиях и считает, что то, что он сделал для пациента – ценно
Много работает (приемы и вызова), энергичен и профессионально вынослив
Спокоен, приветлив, корректен и уважителен в любых ситуациях
Может работать больше своего функционала и оказывает услуги с “0-ой” стоимостью
Проявляет хорошее чувство юмора и сдержан в эмоциях при общении с коллегами
Библиографическое описание
В данной публикации приводятся данные о ключевых компетенциях врачей общей практики осуществляющих свою деятельность в поликлинических условиях. Раскрываются данные исследований, проведенных с целью определения наиболее значимых базовых и специфических компетенций врачей общей практики.
Ключевые слова: компетенции, первичная медико-санитарная помощь, организация.
This publication provides data on key competencies of General practitioners operating in outpatient conditions. Reveal research data conducted for the purpose of defining the most important basic and specific competences of General practitioners.
Keywords:competence, primary health care, organization.
В соответствии с требованиями специальности общеврачебная практика (семейная медицина), врач общей практики должен обладать общими знаниями, общими умениями, специальными знаниями, а также владеть определенными практическими навыками. Рассмотрим более подробно, что входит в общие знания ВОП.
Во-первых, это основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты МЗ РУз в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.
Во-вторых, это знания по общим вопросам организации деятельности врача общей практики в Республике.
В-третьих, это закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем.
В-четвертых, основные закономерности общей патологии, роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний и общие закономерности патогенеза, морфогенеза, основные аспекты учения и болезни.
В-пятых, необходимо знать причины, механизмы развития и проявления общебиологических патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний. А так же механизмы адаптации клеток, тканей, органов к действию различных факторов среды, механизмы дезадаптации и реадаптации, этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других болезней, сущность методик исследования различных функций организма для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине; методологические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.
Общие умения, которыми должен обладать врач общей практики заключаются в следующем:
Оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности.
Оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем.
Разбираться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез, морфогенез.
Оценивать роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиопатогенезу заболеваний — воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других.
Использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.
Использовать принципы “доказательной” лекарственной терапии.
Интерпретировать полученные медико-биологические знания при изучении клинических дисциплин и в лечебно-профилактической деятельности ВОП.
Специальные знания и умения врача общей практики должны быть следующими:
Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.
Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.
Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий.
Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях.
Внебольничная диагностика распространенных заболеваний.
Своевременная госпитализация больных в необходимом порядке.
Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующим требованиям Квалификационной характеристики.
Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке.
Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний.
Организация консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, их профориентация.
Планирование семьи. Этика, психология, гигиена, социальные и медико-социальные аспекты семейной жизни.
Ведение форм учетной и отчетной медицинской документации.
Проведение научных исследований по специальности ВОП.
Практические навыки, которыми должен обладать ВОП:
Обязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля — уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов.
Проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия; оказывать помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях.
Владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.
Проводить врачебное обследование, анализировать и оценивать данные физического исследования больного.
Составлять план лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.
Давать клиническую оценку результатов общего анализа крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, копрограммы, ликвора, лучевых, электрофизиологических и других распространенных в клинической практике диагностических методов исследования.
Владеть принципами и методами профилактики наиболее распространенных заболеваний. Четко дифференцировать “факторы риска”.
Учитывая все выше перечисленное, нами была поставлена цель исследования, которая заключается в следующем:
Цель исследования. Провести анализ деятельности ВОП с целью определения ключевых, наиболее эффективных компетенций, которыми должен обладать медицинский персонал ПМСП.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования был разработан вопросник с целью проведения опроса среди контактных групп респондентов: студентов, преподавателей, которые работают в университетах, выпускников (бывшие студенты), пациентов и их родственников и, не в последнюю очередь, тех, которые принимают выпускников на работу (работодателей). Посредством этого вопросника была оценена важность, во-первых, общих, а затем и специальных предметных компетенций ВОП для профессиональной и личной жизни, распространение компетенций и уровень сформированности/реализации их в ТашПМИ где учатся или который закончили (студенты, выпускники); там, где работают (преподаватели) или же, где выпускника приняли на работу (работодатели). Вопросник состоял из двух разделов, в первом разделе респондентам было предложено оценить и определить важность, а также степень реализации на практике 26 основных компетенций, во второй части вопросника были оценены 30 специализированных компетенций ВОП. Далее в конце каждого раздела респонденты отмечали пять наиболее важных на их взгляд компетенций, которыми должен обладать ВОП
Результаты исследования. Результаты проведенного анкетирования среди 7 групп состоящих из 532 респондентов, в которые входили: 189 студентов (35. 5 %); 88 магистров (16. 5 %); 35 клинических ординаторов (6. 6 %); 128 преподавателей (24. 1 %); 12 руководителей (2. 3 %); 57 пациентов (10. 7 %); и 23 родственника пациентов (4. 3 %) показали следующие результаты.
Среди общих компетенций наиболее важной компетенцией, которой должен обладать ВОП, было отмечено, владение знаниями профессиональной области которую отметили 29. 3 % респондентов. На втором месте респондентами была отмечена способность к применению анализа и синтеза, данную компетенцию отметили 19. 4 % опрошенных. Так же 13. 7 % респондентов считают, что специалисты ВОП должны иметь способность грамотно общаться на государственном, русском и иностранном языках. Способность применять знания на практике считают важным 13. 5 %, а также способность использовать информационно-коммуникационные технологий её отметили 10. 3 %.
Среди специфических компетенций наибольший процент опрошенных респондентов (30. 5 %) указали умение сбора анамнеза больного, его семейного анамнеза (с учетом влияния факторов окружающей среды/ особенностей питания, генетической предрасположенности, социального и культурного статуса). Второй, по мнению респондентов (19 %), значимой компетентностью для ВОП, было отмечено умение проводить полное медицинское обследование (выявляя признаки и симптомы). Умение обобщать данные анамнеза, фискального исследования, инструментальных исследований для постановки диагноза, назначения лечения или для направления больного к соответствующим специалистам/коллегам считают важным 15. 4 % опрошенных.
3 % считают важным для специалистов ВОП, умение обеспечить поддержание основных жизненных функций/ обеспечить сортировку больных с направлением их в соответствующее учреждение неотложной медицинской помощи. И 9. 8 % опрошенных считают важным для ВОП обладать теоретическими знаниями о механизме действия (фармакодинамике и фармакокинетике) назначаемого препарата (в том числе знание его побочных эффектов, взаимодействие с другими лекарствами, с пищей и т.
Оценка реформ в первичном звене здравоохранения: прозрачность, подотчетность и эффективность, Отчет №. 44530-UZ, Департамент по сокращению бедности и экономического управления Регион Европы и Центральной Азии, Республика Узбекистан, 2009 г.
Справочник врача общей практики, под. редакцией д. , проф. Икрамова, Ташкент 2011г.
www. minzdrav. uz — официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Основные термины (генерируются автоматически): общая практика, компетенция, заболевание, знание, метод лечения, врачебное обследование, проведение, распространенное заболевание человека, респондент, умение.
Психологическая компетентность врача –
проблема особо актуальная в современный период развития общества,
когда обострился спрос на профессионалов – компетентных в
своем деле людей.
Исходя из общая теория деятельности
А. Леонтьева психологический анализ всякой деятельности,
в том числе и диагностической, предполагает выделение в ее структуре,
по крайней мере, трех компонентов: мотивационного,
операционального и рефлексивного, конкретное наполнение
которых зависит от предметного содержания данной деятельности.
Считается, что для представителей каждого типа профессий необходим
свой комплекс личностных особенностей, которые способствуют успешному
освоению и последующему осуществлению профессиональной деятельности.
Достижение обозначенных целей, по мнению авторов, предполагает
выполнение следующей последовательности действий:
1) составление плана обследования
больного с учетом необходимого и достаточного объема полученных
данных, оптимальной последовательности действий и операций
обследования;
2) сбор, анализ и оценка данных анамнеза;
3) выбор и осуществление соответствующих данной патологии
и состояния больного методов обследования;
4) анализ и оценку данных клинических,
лабораторных и инструментальных методов обследования;
5) сравнение полученных субъективных и объективных данных
с основными клиническими проявлениями болезни;
6) выделение ведущего патогномоничного синдрома,
характерного для данной патологии;
7) постановка предварительного (так называемого рабочего)
диагноза на основе полученных данных;
8) обоснование предварительно нозологического диагноза;
9) проведение дифференциального диагноза на основе
умственного сравнения с симптомами сходных заболеваний и выявления
патогномоничных признаков;
10) проведение дополнительных исследований, консультации
со специалистами;
11) постановка окончательного диагноза и планирование
лечебно-профилактических действий.
Особую роль для правильной постановки диагноза
играет, на наш взгляд, и такое качество врача, как ответственность. Она представляет собой результат интеграции всех психических функций
личности, а именно: субъективного восприятия окружающего мира, оценки
собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному.
Роль мышления как фактора успешной профессиональной
деятельности врача подчеркивают в своих работах А. Билибин,
Г. Царьгородцев, В. Казначеев, А. Куимов, В. Шадриков и др. Трудно переоценить его роль и в деле постановки
диагноза. Анализ определений понятия профессионального медицинского
мышления различных авторов показывает, что в них можно выделить
следующие общие признаки: мышление врача рассматривается как
результат взаимодействия таких умственных умений, как классификация,
проведение аналогий, анализ, обобщение и синтез, важен также
интуитивный компонент, базирующийся на автоматизированном опыте.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ
познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы
психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17-19. - Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,
1996. – С. 34. - Серов В. Диагноз: понятие и проблема // Врач. –
1997. – № 6. С. 2-6.
Основные термины (генерируются автоматически): врач, клиническое мышление, медицинская деятельность, моя компетенция, общая теория деятельности, профессиональная медицинская деятельность, ряд компонентов, структура, умение.
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную потребность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременными условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.
Образование должно быть ориентировано на формирование творческой, инициативной, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.
В русском языке понятия «компетенции» и «компетентности» если не синонимы, то очень близки по своей сути. Компетентность — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Как видим, в основе этих слов лежит «знание» и емкое понятие — «опыт». Педагоги-исследователи смысл этих слов видят шире. Например, согласно Л. Митиной, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности, т. автор подчеркивает сложную интегративную природу компетентности.
В новом поколении государственных образовательных стандартов эти понятия разделены. Компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью; компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.
Компетенции делят на профессиональные (или специальные) и общие (или надпрофессиональные). Общие компетенции — те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, решать проблемы в социально-профессиональных ситуациях, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и т.
Под профессиональной компетенцией педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Способности — индивидуальные психологические особенности — свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя выражается в решении профессиональных задач.
Осмысление компетентности современного специалиста, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека.
Согласно определению коллектива исследователей РГПУ им. Герцена, профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентности.
Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:
– коммуникаций, в том числе и на иностранном языке;
– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетенции отражают специфику конкретной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.
Для педагога базовыми являются компетенции, необходимые для «построения» профессиональной в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.
Все три вида компетенции взаимосвязаны и развиваются одновременно, что формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Профессиональные (специальные) компетенции делятся на компетенции деятельности (например, подготовить и провести занятия по конкретной теме преподаваемой дисциплины, собрать сведения о пациенте, оказать ему неотложную помощь) и личностные компетенции (качества личности, которые формируются через поведение, например, милосердие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, вежливость, честность, точность, внимательность и др. В результате, квалификация теперь — это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.
В связи с изменением в современных условиях образовательной парадигмы студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности, и задача преподавателя — последовательное формирование в рамках учебного процесса профессионального творческого мышления. Будущий специалист должен уметь не только применять систему знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
Достижение профессиональной компетентности нашего выпускника предполагает разворот педагогического процесса в сторону приобретения студентами опыта самостоятельной и творческой деятельности.
Для определения требуемых компетенций выпускников — медиков было проведено анкетирование среди главных и старших медсестер нескольких ЛПУ г. Твери.
Кроме того, подготовка современного специалиста со средним медицинским образованием имеет особую специфику и ярко выраженную практическую направленность, поэтому организация учебной работы студентов на занятиях должна быть максимально пратикоориентированной и приближенной к условиям будущей профессиональной деятельности. Это возможно достичь при создании условий имитирующих профессиональную деятельность студентов:
– проведение тренинга на фантомах на основе медико-технологических протоколов,
– ролевые игры (элементы),
– работа в малых группах.
Важным звеном является работа студентов у постели больного, на рабочих местах в подразделениях лечебно-профилактических учреждений (процедурный кабинет, сестринский пост медсестры и т.

Такое «погружение» в профессиональную среду позволяет формировать профессиональную компетентность, личностные качества студентов, способность к анализу и проектированию своей деятельности, уверенность в своих силах, психологическую готовность к будущей практической деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Считаю, что формирование профессиональной компетентности, развитие личностных качеств необходимы для будущей профессиональной деятельности медицинского работника.
Работодатели в первую очередь отметили обязательное наличие у специалистов таких качеств и умений, как способность работать в команде, а также трудоспособность, знание информационных технологий и иностранных языков. По словам работодателей, способность к обучению специалиста является решающим критерием при приеме на работу. В то же время они, как и преподаватели, низко оценивают коммуникативные умения студентов, проявление инициативы, работу в команде.
В результате проделанной работы был сделан вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. Объединяющим началом стало четкое понимание необходимости:
– усиления практического компонента обучения;
– совершенствования коммуникативных умений;
– повышения чувства ответственности за качество выполняемой работы;
– развития умений работать в команде.
Компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, будущая профессиональная деятельность, гражданское общество, качество, качество личности, система знаний, современный специалист, способность.
- Об ассоциации
- Новости
- Мероприятия
- Специалистам
- Контакты
- Регистрация