Дата публикации в реестре: 2021-08-05T20:37:45Z
В настоящее время российская журналистика, как и СМИ во всем мире, переживает многоаспектные тектонические перемены вследствие наступления цифровой эпохи. Организационная перестройка всех институтов журналистики приводит к возникновению нового типа институции – мультиплатформенного мультиформатного органа, создающего широкий спектр видов медийного контента. Поэтому ключевым вопросом на повестке дня становится вопрос о формировании новой школы журналистики для подготовки журналистов именно для цифровой эпохи. Важный аспект этого вопроса – трансформация профессиональных навыков журналистов, в том числе развитие так называемых «мягких навыков» на основе геймификации в процессе обучения. Представлены результаты исследования внедрения игровых практик и структур (геймификация или игрофикация) в неигровые образовательные контексты, играющие видную роль в перестройке профессиональных компетенций журналиста цифровой эпохи. В их числе значительное место занимают так называемые «мягкие навыки» (англ. soft skills) – надпрофессиональные коммуникативные, менеджерские умения, обеспечивающие творческое взаимодействие людей. Именно soft skills – один из немногих факторов подготовки молодого специалиста, который точно не устареет в ближайшие 10-20 лет. Эмпирической базой настоящего исследования стали материалы, накопленные в результате наблюдения за студентами третьего года обучения во время и после преподавания курса «Тележурналистика» на филологическим факультете Российского университета дружбы народов (2017-2018 годы). На основании полученных данных сделаны выводы о том, что два эти концепта довольно удачно взаимодействуют друг с другом. Однако в процессе преподавания учебных курсов с акцентом на soft skills с элементами геймификации определяются позитивные и негативные аспекты данной методики. К позитивным характеристикам относятся резко возросшая вовлеченность всех групп студентов в изучение предмета, определение «слабых» студентов и истинной мотивационной основы обучения журналистике и т. К негативным характеристикам, особенно в условиях ограниченных ресурсов, относятся возможное упущение важных теоретических знаний и, как следствие, образование лакун в подготовке молодого журналиста. Но даже при наличии недостатков геймификационные программы по soft skills, как и в целом учебные курсы, делающие акцент на изучении этого типа навыков, представляются универсально практико-ориентированными.
Ключевые слова:методика преподавания, профессиональные компетенции, «мягкие навыки» (англ. soft skills), геймификация (игрофикация), образовательные контексты, модель образования, training methods, professional competences, “soft skills”, gamification, educational contexts, education model
Права: open access
– Призвание, назначение деятельности
– Ответственное задание, роль
– В менеджменте: наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и чётко выражающая основную причину существования организации
Журналистика: разные традиции в понимании, изучении, преподавании
- Западная школа: журналистика как часть массово- коммуникационных процессов. Журналистика изучается и преподается в контексте социально- экономических и политических дисциплин
- Российская школа изучения и преподавания: журналистика как часть литературного процесса и идеологии (литература – публицистика – журналистика).
- «Литературныйсотрудникгазеты»-квалификация выпускников журфаков до сер. 1990-х
Функции СМИ/журналистики и роли журналиста
- Функция: направление деятельности, обязанности, задачи какой-либо организации или института
- Роль: род деятельности, проявление себя в качестве кого-либо
Функции журналистики (Прохоров)
· Коммуникативная. Функция общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с аудиторией и социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику.
· Непосредственно-организаторская. Журналистика – «четвертая власть» в обществе. Публикации в авторитетных СМИ могут оказать серьезное влияние на общество и социальные институты;
· Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззрение аудитории;
· Культурно-образовательная. Журналистика формирует и поддерживает культурно-поведенческие нормы, культуру досуга и т д.
· Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. и т
· Рекреативная. Журналистика как развлечение, снимает общественное напряжение. От журналистских текстов должны читаться с удовольствием – так они реализуют выполнение других функций
Функции журналистики = обязанности (Лазутина)
- Давать членам общества адекватную информацию о действительности, обо всех ее существенных изменениях — как на очевидном уровне (о событиях), так и на неочевидном, независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти;
- Служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать;
- Насыщать массовые информационные потоки общества материалами о знаниях, нормах и ценностях, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные, духовные искания людей. Благодаря этому достигается развитие массового сознания общества и сохраняется его преемственность. Журналистика рассматривается как «деятельность, направленная на производство массовых информационных потоков».
Функции журналистики (Вартанова)
- Информационное обеспечение функционирования политической сферы, без которого невозможно существование демократического общества. Сферой СМИ обеспечивается коммуникация между двумя группами интересов: политиками и обществом.
- Информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Журналистика информирует акционеров и инвесторов, а также потребителей с помощью рекламы, тем самым обслуживая рыночную экономику.
- Удовлетворение культурных потребностей общества (через СМИ общие ценности, общий культурный слой).
- Формирование идентичности и интеграции общества. Журналистика стимулирует создание наций и поддерживает их существование.
Журналистские роли в историческом контексте
– Журналист как «пропагандист»: партийная журналистика
– Журналист как «информатор»: непартийная журналистика в условиях рынка
– Журналист как «медиатор»: журналистика в системе элит общества. Поддерживает постоянно общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе (Юрген Хабермас).
_________________Журналист = профессионал = гражданин?
Современные профессиональные компетенции журналиста
· «Выявлять правду»: Распространение идей и ценностей
· «Делать новости»:Распространение информации
Состав профессиональных обязанностей: «ядро» профессии
· «Текст»: авторское творчество
· «Контент»:производство содержания
· «Продукт»:производство продукта
019 с.
Уметь все и сразу или разбираться только в своей нише? Смахивать пыль с диплома журфака или яростно доказывать, что высшее образование уже никому не нужно? Ничем не отличаться от блогера или подчеркивать свою исключительность? Меняют ли суть профессии новые технологии? Вот что думают по этому поводу некоторые российские журналисты
Никита Могутин, основатель проекта Baza
Современный журналист не должен быть журналистом — во всяком случае, в России. Во всяком случае, если он хочет жить интересно и быть интересным — хотя бы для других, если не для себя.
Современному журналисту стать бы блогером, снимать бы видео, писать бы в свой канал или паблик, быть субъективным в ущерб объективности, но привлекательным, быть обычным человеком, который просто хочет рассказывать интересные истории другим людям.
Но современный российский журналист, к сожалению, отчаянно хочет быть великим и важным. Он хочет нести высшую мысль в массы, писать великие тексты и наказывать страшных злодеев и мошенников. Современный журналист мечтает о пылающем пере, первых полосах в самых знаменитых мировых изданиях. Это, конечно, важно и нужно, да и вообще, журналистика — это фабрика утоления собственного тщеславия. Узнать первым то, чего не знает никто, чтобы все обратили на тебя внимание. Но было бы на что обращать. Как говорится, а разговоров-то было.
Современному журналисту, если он хочет выжить как вид, стоит задуматься о том, кому и зачем он нужен. И если он — вот именно он — не найдет ответа на этот вопрос, значит, он уже вымер.
И сам этого не заметил.
Александр Поливанов, медиадиректор Sports
Одно из самых важных качеств журналиста, о котором часто забывают, — умение критически относиться к источникам, не доверять им, перепроверять информацию, полученную даже из первых рук. В мире, где цикл производства журналистских материалов постоянно сокращается, а ритм работы увеличивается, фактчекинг, критическое мышление, сопоставление разных позиций особенно ценны.
Не думаю, что журналист должен быть универсальным. Не очень верю в то, что тот, кто хорошо пишет, умеет еще и отлично фотографировать, а тот, кто умеет редактировать, может написать даже простенький код, необходимый для визуализации данных. Конечно, журналисту полезно интересоваться тем, как устроены разные типы его профессии, но одинаково хорошо разбираться во всем — это утопия.
Олеся Носова, шеф-редактор сайта «Комсомольской правды»
Сейчас самое главное в журналистах — их экспертность и скорость владения инструментами. Что значит экспертность? Достаточно долгое время в университетах учат тому, что журналист — вечный дилетант, человек, который ничего ни про что не знает. Но времена коренным образом изменились. Безусловно, подача материала в большинстве случаев должна быть настолько простой, чтобы и дилетант понял. Но журналист уже должен быть экспертом в области, о которой пишет или снимает. Из-за того, что сейчас у любого человека есть собственная площадка в соцсетях, приходится конкурировать с настоящими экспертами по очень многим темам. Чтобы этот бой не проиграть, приходится копать глубже.
К тому же важна скорость владения инструментами. Просто писать недостаточно, нужно владеть сторителлингом, знать способы подачи видеоматериалов, понимать, как иллюстрировать текст и трансформировать его для распространения по разным каналам. Мало того, что успешному журналисту нужно все это уметь, он должен еще и делать это быстро. Конкуренция в информационном пространстве сейчас настолько велика, что журналисту надо быть первым.
Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond
«Современный журналист должен не только уметь хорошо писать, делать фотографии и снимать видео, но и знать основы программирования, веб-дизайна, понимать в ядерной физике и немного фехтовать», — наверное, так я бы ответил на вопрос о том, кто такой современный журналист, еще 10 лет назад.
Но, похоже, все новые технологические навыки не особо помогают в эволюции именно журналистского ремесла. Может быть, даже мешают. Ну вот сколько прекрасных людей научились монтировать видео, программировать и управлять дроном за последнее время, а количество хороших журналистов, как в крылатом афоризме, — кажется, величина постоянная.
Качество журналистской работы по-прежнему определяется умением найти историю, разработать героев, структурировать повествование и удачно все это упаковать. Причем неважно, пишете вы тексты, снимаете тиктоки или документалки для YouTube.
Максим Курников, заместитель главного редактора «Эха Москвы»
Мне кажется, что технологии меняют жизнь, а значит, и профессию, но, честно говоря, мне не приходило в голову пытаться думать об этом с негативной точки зрения. Просто понимаю: меняет, надо меняться, учиться, использовать новые возможности.
Наталья Костарнова, корреспондент «Коммерсанта»
Если отталкиваться от того, что суть профессии — добывать, обрабатывать и распространять информацию, то технологии ее, безусловно, не меняют. Зато очень, на мой взгляд, облегчают процесс: трансляции мероприятий в интернете, возможность работать из любой точки. Плюс появились новые возможности. Например, data-журналисты обрабатывают огромные базы данных и пишут на основе этого отличные расследования.
Дмитрий Урбанович, политический обозреватель, администратор сайта «Беловка» Оренбург
Сама суть, т. поиск, осмысление, обработка и подача интересной и важной для общества информации, естественно, не меняется. Как не меняется суть любой магистральной профессии: строителя, учителя, хлебороба, врача, работника сферы услуг и т. Меняется форма и ее наполнение, механизмы и способы, при помощи которых журналист «погружается в жизнь»: эволюционировали от чернильницы до айфона.
Поток информации разлился до океана и замочил ноги всей читающей публике. Он уничтожил многословие, точнее — лишнесловие за ненадобностью. Просвещенные или, по крайней мере, считающие себя таковыми нынче все. Нужда в нагромождении деталей пропала, чистота жанров растворилась в многомерности окружающего мира. И, как ни странно, это во многом справедливо. Но соотношение между настоящими журналистами и самой разноназываемой массой остальных как примерно 1:10 определилось и устоялось — надолго, если не навсегда.
Оксана Маклакова, E1. ru (Екатеринбург)
С развитием технологий меняется только форма подачи контента. Поэтому журналист должен одинаково хорошо разбираться и с текстами, и с соцсетями. С точки зрения ремесла современный журналист обладает разными техническими навыками, но это все про мультимедиа, в общем-то. А с точки зрения сбора и обработки информации здесь все остается незыблемым. Когда каждый сам себе медиа, вдвойне важны точность и достоверность в работе с информацией. Поэтому журналисты должны быть максимально точны и честны в своих высказываниях.
Валентин Балаш, Первый канал
Сейчас журналист работает в основном на выдачу материалов в сетевых поисковиках. Закон профессии 2021 года гласит: «Если тебя нет на первой странице «Яндекса» — ты кто?» Поэтому все больше журналисты осваивают новые профессии. Сегодня для того, чтобы считаться «в обойме», нужно вести канал на YouTube, а значит, как минимум разбираться в основах режиссуры, построении съемочного света, уметь работать в монтажных программах, записывать звук, продюсировать контент, разбираться в тонкостях цветокоррекции — все это не считая основной миссии — поиска нового материала.
Еще современный журналист должен вести блог, минимум три аккаунта в соцсетях, Telegram-канал, работать с подписчиками и аудиторией.
И эта мультизадачность и постоянный поиск ресурсов жестко регулируют рынок, вытесняя детальные, рефлексирующие, качественные журналистские работы.
Анна Брыткова, финансовый журналист
Владимир Снегирев, журналист
Конечно, новые технологии оказывают свое влияние на профессию. Когда-то писали гусиным пером, потом перешли на авторучки, сейчас молотим по клавишам ноутбуков. Но сути профессии это, на мой взгляд, не меняет. На суть влияют не технологии, а сама жизнь, ее фундаментальные правила и установки. Что касается конкретики, то можно сказать следующее. У той власти, которая существовала до 1991 года, при всех ее недостатках, все же были какие-то моральные установки, и журналистика им следовала. Сегодня таких установок, кажется, нет, и это сказывается на сути нашей профессии.
Система профессиональных компетенций журналиста
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Южно-Уральский государственный университет”
(национальный исследовательский университет)
Кафедра средств массовой информации
Система профессиональных компетенций журналиста
Система профессиональной компетенции журналиста
1 Общее понятие профессиональной компетенции
2 Профессиональная компетенция журналиста
3 Требования общества к компетентному журналисту
Исследования профессиональной компетенции журналиста
1 Исследования Европейской ассоциации преподавателей журналистики (EJTA)
2 Квалификационные признаки журналиста
В современном мире интенсивно обсуждаются проблемы реализации компетентного подхода. Обсуждаются понятия “компетенция” и “компетентность”, предлагаются самые разные наборы ключевых компетенций, в число которых входит и коммуникативная компетенция.
Термин “профессиональная компетенция” в современной практике чаще всего определяется способностью сотрудника выполнять задачи в соответствии с требованиями должности, то есть в соответствии с заданными стандартами.
Какими же специальными знаниями должны обладать журналисты? Дебаты по этому поводу ведутся уже очень давно. Споры не утихают и о том, должно ли образование журналистов быть нацелено на развитие конкретных навыков или оно должно ориентироваться на академическое размышление; следует ли ему концентрироваться на занятиях практической журналистикой или на ее исследовании. В конце концов, должны ли мы обучать “реальной” журналистике – такой, какая она есть, или “идеальной” – такой, какой мы бы хотели ее видеть. Разные участники дискуссии выражают разные мнения. Разнообразие позиций связано отчасти и с тем, что само понятие “журналистика” терминологически неоднозначно, оно не очень четко отделено от “публичной коммуникации”, “медиа”, “новостей”.
Актуальность нашей темы заключается в том, что на протяжении многих лет проходят споры по поводу того какими именно профессиональными компетенциями должен обладать настоящий журналист.
Новизна исследования состоит в том, что ранее эта тема практически не исследовалась.
Объектом исследования является система профессиональных компетенций журналиста.
Предметом исследования являются профессиональная компетенция и квалификационные признаки журналиста.
Методы исследования основаны на исследованиях Европейской ассоциации преподавателей журналистики (EJTA), начатые в 2008 году и продолжающиеся по сей день.
Таким образом, мы можем сформулировать следующие задачи нашего исследования:
Раскрыть понятие профессиональной компетенции.
Определить компоненты профессиональной компетенции применительно к деятельности журналиста.
Выявить требования общества к компетентному журналисту.
Профессиональные компетенции чаще всего определяют, как способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. То есть профессиональная компетенция – это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Для того чтобы понять почему мы остановились именно на таком определении, необходимо сделать короткий обзор существующих тенденций.
Обобщив все подходы к пониманию термина “профессиональная компетенция”, мы можем выделить два основных направления понятия:
·Способность человека действовать в соответствии со стандартами;
·Характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов на работе.
Существует два подхода к описанию профессиональной компетенции:
)”функциональный” подход, основан на описании задач и ожидаемых результатов
)”личностный” подход, главное это качества человека, которые обеспечивают ему успех в работе.
Британские специалисты выделяют много схожих определений профессиональной компетенции:
·адекватная или достаточная квалификация, способности;
·адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества;
·способность быть квалифицированным;
·умение быть квалифицированным и способным выполнять определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение
·способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения.
Интересно, что такая простая формула описания важнейших компетенций сопряжена с трудностями в определении и распознавания двух ее элементов: знания и умения (KS) определить не так трудно, как способности и иные характеристики (АО), особенно из-за абстрактности последних.
В американской практике интерпретируют профессиональную компетенцию, как важный поведенческий аспект или характеристику, которые могут проявляться в эффективном или успешном действии.
Впрочем, если бы основные компетенции отражали исключительно характеристики личности, то для оценки кандидатов достаточно было бы только психологического теста, на чем и основывается “личностный” подход.
Итак, “личностный” подход описывает “как? с помощью каких ресурсов и какие люди будут хорошо выполнять работу?”, а “функциональный” подход диктует “что? на каком уровне и с каким качеством работник будет выполнять свою работу?”.
В “функциональном” подходе не важно, за счет чего будет достигнут результат: знаний, опыта, способностей, повышенной мотивации работника – главное, что работа будет выполнена качественно.
У “функционального” подхода постоянно растет число сторонников. Поэтому в современной практике термин “профессиональная компетенция” определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.
Одним из главных факторов для реализации этих идей является международная академическая мобильность студентов и преподавателей. Хотя мобильность и нуждается в некоторой стандартизации, как бы это ни было сложно во времена перемен. Требуется международное признание профессиональной компетенции, совместимость научных званий и прозрачность, международная система подтверждения качества и международный перевод кредитов.
В 2006 году в городе Тарту (Эстония) факультеты журналистики и европейские школы подписали Декларацию, которая описывает 10 основных компетенций журналиста. Данные компетенции представляют собой сочетание навыков, знаний и умений, которые обязательны для осуществления важных профессиональных задач. Каждая компетенция состоит из пяти характеристик, которые студент-журналист должен понимать, знать и уметь продемонстрировать после окончания обучения.
Тартуская декларация представляет язык для обмена мнениями, ориентиры для разработки учебных планов и курсовых работ. Ниже представлены 10 компетенций, которые обязан приобрести студент в ходе обучения.
осознавать ответственность перед обществом;
понимать роль и значение журналистики в современном обществе;
уметь развивать обоснованную точку зрения;
быть в состоянии размышлять о своей карьере.
Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ:
ориентироваться в текущих событиях;
знать возможности канала информации;
уметь найти релевантную тему для определенной аудитории;
способствовать развитию диалога;
находить темы, достойные освещения.
Организовывать и планировать журналистскую работу:
составлять реалистичные рабочие планы;
работать в условиях постоянной нехватки времени;
приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам;
знать как привлечь аудиторию к производству контента;
уметь работать в рамках бюджета.
Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования:
обладать хорошими знаниями общего характера;
иметь хороший уровень специализированных знаний;
уметь использовать все возможные источники информации в непредвиденных обстоятельствах;
уметь сделать материал информационно сбалансированным;
иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией.
Выявлять главную информацию:
уметь разделять основные и второстепенные факты;
уметь отбирать проверенную информацию;
уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию;
отбирать информацию в соответствии с жанром, формой материала;
понимать, как ваша информация может повлиять на общество.
Структурировать информацию в журналистской манере:
уметь использовать различные способы изложения;
быть способным работать над улучшением содержания и формы;
уметь структурировать информацию, выделяя самое важное;
уметь структурировать информацию в соответствии с жанром;
выстраивать текст в соответствии с техниками новых медиа.
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму:
обладать хорошей лингвистической подготовкой;
представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок;
уметь работать с необходимым оборудованием и специальными программами;
уметь работать с техническим персоналом.
Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность:
иметь ясное представление о качестве продуктов журналистского труда;
быть способным критически взглянуть на свою работу;
готовность воспринимать критику;
брать на себя ответственность за принимаемые решения;
быть способным нести ответственность за свои материалы.
Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе:
иметь хорошие социальные навыки;
быть надежным работником;
демонстрировать работоспособность и инициативу;
иметь представление о своих сильных и слабых сторонах;
понимать, как строятся взаимоотношения в команде.
Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера:
уметь убедительно излагать, представлять свои идеи;
знать свои права и обязанности в рамках организации;
иметь представление о условиях на медиарынке;
уметь оценивать редакционную политику;
Данный перечень компетенций доказывает свою актуальность, в том числе и при создании каталога мобильности Европейская ассоциация преподавателей журналистики. Однако, как оказалось, он имеет определенные ограничения. Десять компетенций и пятьдесят соответствующих им квалификационных характеристик не распределены по значимости, это свидетельствует о том, что они все одинаково важны. Кроме того, этот перечень оказался неподвижным, не предполагающий возможности внесения каких-либо изменений в него, в то же время оказалось очевидным, что необходимо пересмотреть ценности журналистки в XXI веке.
Во все времена труд журналиста обладал для общества особой ценностью. Оно стремиться создать благоприятные условия для деятельности прессы и в свою очередь предъявляет строгие требования к людям этой профессии. Ожидания, сложившиеся в обществе по отношению к журналисту, представляют собой социальный заказ на “оптимального” профессионала и ориентиром в собственной подготовке и практике. “Заказ” общества на журналиста заключается в профессионально-квалификационных требованиях к нему.
Данные требования можно разделить на четыре группы:
·морально-этические (честность, отзывчивость, чуткость);
·психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения);
·социально-гражданские (социальная ответственность, принципиальность, объективность в оценки, умении отстаивать истину);
·профессиональные (коммуникабельность, литературные способности, компетентность).
На наш взгляд, самая важная из перечисленных групп – профессиональные качества.
Если перечислять все качества, которые должны быть у настоящего журналиста, то это займет не мало времени и места и едва ли даст по-настоящему полное представление о специфике профессионального характера. Более целесообразным будет описать группы черт, включающих в себя множество аспектов, детализировать которые нет смысла.
)Интеллект, любопытство, компетентность, осведомленность. Эти черты очень важные для хорошего журналиста. Необразованный, глупый человек будет плохим журналистом, ведь его знания и способность к анализу остаются на бытовом, примитивном уровне. Это сразу же после первых строк будет заметно большинству аудитории и не вызовет никаких эмоций, разве что недоумении и сожаление. Умный и интеллектуально развитый человек мыслит нестандартно, образно, емко и способен делать мгновенные точные суждения.
Журналист просто обязан быть любопытным. Ведь профессиональное любопытство абсолютно иное, нежели бытовое. Его любопытство основано на стремление знать буквально все, что возможно, оно помогает накапливать и хранить в своей голове то, что когда-нибудь точно пригодится для очередного материала. Какими будут эти сведения, предсказать практически е возможно: иногда смутная ассоциация, вовремя всплывшая в памяти, дает больше, нежели десяток конкретных фактов. Именно они должны появиться у журналиста, иначе он будет ощущать нехватку важных сведений, ему будет не за что ухватить нить событий, не на что опереться.
Журналист всегда стремиться к достижению максимальной компетенции в той области, в которой он работает. Девиз хорошего журналиста: “Знания и еще раз знания”. Чтобы приобрести эти знания не стоит жалеть ни времени, ни сил. Журналист обладающей компетенцией способен не только приводить факты, но и проводить параллели, сопоставляя их с другими, то есть мыслить не в одной плоскости, а сразу в нескольких. Именно такой стиль мышления дает наиболее успешные результаты, позволяя видеть самые сложные ситуации объемно и целостно.
)Также в перечень основных критериев журналистского мастерства входят литературные способности. Так и есть, отношение аудитории к тексту, а, следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Стиль и язык автора, умение раскрыть позицию другого и изложить свою мысль, способность ярко и точно повествовать о событии, передать факт, объяснить и оценить его – важнейшие составляющие профессионализма. Для журналиста обязательно совершенное владение словом. Тем более сегодня когда в нашу речь мощным потоком вторгаются слова иноязычной лексики, когда они засоряют ее сленговыми элементами. Все это заставляет лингвистов говорить о таком феномене, как “антиграмотность”. Хотя дар слова в глазах журналистов остается одним из самых важных для профессионала, единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей, нет ни у практиков, ни у теоретиков.
)Внутренний мир, харизма. Ведь по настоящему хороший журналист, это всегда личность. Нестандартная, глубокая, харизматичная, интересная окружающим. Слово харизма (от греч. – милость, божий дар, исключительная одарённость) обозначает способность личности привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у неё интерес. Для работающих на телевидении, те кого зритель видит постоянно – это условие обязательное. Телевидение обладает эффектом привыкания, аудитория постепенно привыкает к человеку, который общается с ней, и этот человек становится понятным, близким, когда к нему начинают испытывать доверие и симпатию. Ученые психологи давно доказали, что степень доверия напрямую зависит от личности журналиста. Поэтому чем больше проявляется его индивидуальность, тем большего успеха добивается журналист.
На радио же складывается особая ситуация, так как образ ведущего аудитория воссоздает исключительно по голосу. Голос, совершенно уникальная черта человека, как и манера поведения, в которой воплощаются его внутренние особенности. То, о чем человек говорит, какие интонации он при этом использует, как общается с собеседниками, каким образом оперирует в своей речи, как смеется, грусти или радуется, как реагирует, – все это в комплексе рисует целостный, единый образ. Это и является слепком внутренних качеств личности.
В данной работе мы рассмотрели основные профессиональные качества журналиста. Однако мы не упомянули талант, как основное качество. Ведь большинство журналистов являются лишь служащими, и простой новичок-журналист без специализированных знаний вряд ли сможет успешно работать. Все дело в том, что общество не вправе требовать выдающихся способностей от каждого редакционного сотрудника, но все же оно рассчитывает, что каждый из них обладает необходимой квалификацией.
Европейская ассоциация преподавателей журналистики начала изучение изменений, которые происходят в журналистике и влияют на конфигурацию компетенций с точки зрения релевантных участников процесса.
Данный проект состоит из трех этапов. Первый этап – это начальный опрос, который провели среди членов Европейской ассоциации преподавателей журналистики. Он был завершен в 2008 году. Второй этап основан на онлайн опросе ведущих профессионалов из более 20 европейских стран. Он завершился в 2010 году. На третьем этапе будут опрошены преподаватели и студенты школ и факультетов журналистики, он еще не завершен.
На всех этапах также участвовали респонденты из России: представители академического и студенческого сообществ, представители медиа индустрии.
Основной задачей второго этапа исследования было: выявить, каким компетенциям при формировании программ журналистского образования стоит уделить большее внимание.
Данные приведенные ниже, отображают результаты опроса европейских (в том числе российских) представителей индустрии.
)Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения (212,99 баллов):
осознавать ответственность перед обществом – 22,7%;
понимать роль и значение журналистики в современном обществе – 19,9%;
уметь развивать обоснованную точку зрения – 21,8%;
понимать ценности – 21,7%;
быть в состоянии размышлять о своей карьере – 13,9%.
)Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ (264,73 баллов):
ориентироваться в текущих событиях – 22,6%;
знать возможности канала информации – 16,5%;
уметь найти релевантную тему для определенной аудитории – 21,8%;
способствовать развитию диалога – 17,9%;
находить темы, достойные освещения – 21,2%.
)Организовывать и планировать журналистскую работу (242,82 баллов):
составлять реалистичные рабочие планы – 18,6%;
работать в условиях постоянной нехватки времени – 25,7%;
приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам – 21,6%;
знать как привлечь аудиторию к производству контента – 16,6%;
уметь работать в рамках бюджета – 17,5%.
)Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования (268,1 балл):
обладать хорошими знаниями общего характера – 23,9%;
иметь хороший уровень специализированных знаний – 17,6%;
уметь использовать все возможные источники информации в непредвиденных обстоятельствах – 20,3%;
уметь сделать материал информационно сбалансированным – 19,4%;
иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией – 18,8%.
)Выявлять главную информацию (284,01 балл):
уметь разделять основные и второстепенные факты – 21,4%;
уметь отбирать проверенную информацию – 22,6%;
уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию – 21,2%;
отбирать информацию в соответствии с жанром, формой материала – 15,1%;
понимать, как ваша информация может повлиять на общество – 19,7%.
)Структурировать информацию в журналистской манере (244,51 баллов):
уметь использовать различные способы изложения – 18,9%;
быть способным работать над улучшением содержания и формы – 19,9%;
уметь структурировать информацию, выделяя самое важное – 16,9%;
уметь структурировать информацию в соответствии с жанром – 22,5%;
выстраивать текст в соответствии с техниками новых медиа – 21,8%.
)Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму (225,38 баллов):
обладать хорошей лингвистической подготовкой – 22%;
представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок – 22%;
уметь верстать – 15,5%;
уметь работать с необходимым оборудованием и специальными программами – 22,3%;
уметь работать с техническим персоналом – 18,2%.
)Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность (273,48 баллов):
иметь ясное представление о качестве продуктов журналистского труда – 19%;
быть способным критически взглянуть на свою работу – 17,3%;
готовность воспринимать критику – 21,7%;
брать на себя ответственность за принимаемые решения – 20,7%;
быть способным нести ответственность за свои материалы – 21,3%.
)Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе (287,76 баллов):
иметь хорошие социальные навыки – 18,1%;
быть надежным работником – 24,6%;
демонстрировать работоспособность и инициативу – 22,2%;
иметь представление о своих сильных и слабых сторонах – 17,4%;
понимать, как строятся взаимоотношения в команде – 13,8%.
)Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера (217,41):
уметь убедительно излагать, представлять свои идеи – 23,4%;
иметь представление о условиях на медиарынке – 18%;
уметь оценивать редакционную политику – 26,1%;
знать практические аспекты работы фрилансера – 13,8.
По результатам опроса европейских профессионалов из меди индустрии, три компетенции оказались более остальных востребованными в следующие десять лет:
Умение выявлять главную информацию.
Нести ответственность за журналистскую работу.
Работать в команде.
Соответственно выяснили и три компетенции, которые оказались наименее востребованными:
Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
журналист профессиональный компетенция преподаватель
К тому же Европейская ассоциация преподавателей журналистики провела опрос касательно квалификационных признаков. Какие из них журналисты считают важнейшими для следующего десятилетия?
Первые десять признаков указывают на умение выбирать информацию, надежность, а также на чувства избирательности и актуальности.
) Быть надежным работником;
) Уметь отбирать проверенную информацию;
) Обладать хорошими знаниями общего характера;
) Демонстрировать отдачу работе и инициативу;
) Работать в условиях постоянной нехватки времени;
) Уметь разделять основные и второстепенные факты;
) Уметь объяснить, интерпретировать выбранную информацию;
) Знать текущие события;
) Готовность воспринимать критику;
В конце списка находятся квалификационные признаки, которые непосредственно не участвуют в ежедневном процессе журналистского производства, хотя и интересны журналистам. Квалификации, которые связаны с дизайном и техническими аспектами, также считаются менее важными. Хотя эти результаты стоит рассматривать с учетом типа СМИ. Например, вопросы верстки неактуальны для электронных СМИ.
) Понимать роль и значении журналистики в современном обществе;
) Уметь структурировать информацию в соответствии с жанром;
) Уметь работать с техническим персоналом;
) Знать свои права и обязанности в рамках организации;
) Знать, как привлечь аудиторию к производству контента;
) Уметь оценивать редакционную политику;
) Иметь представление об условиях на медиарынке;
) Уметь верстать;
) Знать практические аспекты работы фрилансера;
) Быть в состоянии размышлять о своей карьере.
Несмотря на разные точки зрения по этому поводу, все равно все – и студенты, и профессионалы сходятся на одних и тех же компетенциях и профессиональных квалификациях, которые будут актуальны в следующей декаде тысячелетия. Как показал опрос, они предпочитают “возвращение к истокам” и особенно подчеркивают важность таких базовых профессиональных квалификаций, как ответственности перед публикой, обладание аналитическими навыками, стремление к достоверности информации, чувством важности и безотлагательности информации.
Результаты проведенного ними анализа позволяют сделать некоторые выводы, представляющие интерес для нашего исследования. Итак, профессиональная компетенции – это способности работника в соответствии с требованиями должности выполнять работу, а требования должности – стандарты и задачи их выполнения, принятые в отрасли или организации.
Из сказанного можно заключить, что журналист должен:
·находить подходящие аспекты и темы, учитывая производственные и общественные цели определённых медиа-каналов и СМИ;
·понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения;
·находить информацию быстро, используя традиционные методы исследования и техники сбора фактов;
·организовывать и планировать журналистскую работу;
·структурировать информацию в журналистской манере;
·выявлять главную информацию;
·оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность;
·излагать информацию, используя эффективную журналистскую форму и соответствующий язык;
·быть готовым к сотрудничеству в редакционном коллективе или в команде.
Вместе с тем следует отметить, что журналист не должен:
·иметь предвзятости и предубеждении;
·спешить с осуждением гипотез;
·красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности.
Из сказанного становится очевидным то, что мы раскрыли все задачи поставленные нами в начале работы. Нам удалось полностью раскрыть понятие профессиональной компетенции, определить компоненты профессиональной компетенции применительно к деятельности журналиста, выявить требования общества к компетентному журналисту.
Таким образом, любой человек, занимающийся журналистикой, может и должен постоянно развивать свои личностные и профессиональные компетентности не только в пределах многофункциональной журналисткой деятельности, но и любой другой деятельности, к которой в настоящий момент приковано его внимание. Постоянно балансируя при этом, между жесткой формой редакционного задания и беспредельностью авторского креатива.
Вероятно другой такой, столь же многомерной и многогранной профессии просто не существует.
Корконосенко, С. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. / С. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2007.
Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции
Актуальной журналистской компетенцией в условиях цифровизации и медиаконвергенции являются навыки создания инфографики и видеосъемки. Во многих российских редакциях эти навыки приветствуются, однако не являются обязательным требованием. Пока в большинстве отечественных редакций подготовкой графики журналисты не занимаются. Формулировка задания для дизайнера – задача специальных сотрудников, которые получают указания от журналиста. Однако в редакциях зарубежных средств массовой информации такой практики, когда один журналист пишет текст, другой создает к нему инфографику, нет. Пишущие журналисты, как правило, изучают дизайнерские программы и сами делают визуальную журналистику, либо используют разного рода интернет-сервисы, которые позволяют визуализировать данные на основе уже существующих шаблонов (например, Crowdmap).
Еще одна компетенция журналиста – умение общаться со своей аудиторией в социальных сетях, продвигать свой материал. С появлением форумов на сайтах средств массовой информации и возможности комментирования статей в редакциях, стали говорить о новых компетенциях журналистов. По мнению некоторых экспертов, будущее журналистики – это дискуссионная журналистика. То есть журналист не будет больше выступать в качестве всезнающего субъекта, он станет собеседником, работающим в тесной связи со своей аудиторией, участвующим в процессе обсуждения различных тем и вопросов. Дискуссионная журналистика существенно отличается от традиционной, где журналист является субъектом, дающим аудитории свои знания. Другими словами, работа журналиста состоит в том, чтобы постоянно быть в контакте с аудиторией. В современных редакциях ценится, если журналист в соцсетях от своего имени «пиарит» материал и собирает большие отклики. Как правило, пользователи попадают на сайт СМИ не через главную страницу, а по ссылкам, которыми с ними делятся друзья. И все чаще для них не приоритетно редакторское мнение, для них гораздо важнее, что думают и что считают значимым их друзья. Поэтому от журналистов часто требуют, чтобы они умели привлекать на свои странички подписчиков и общаться с ними.
Новая компетенция привела к возникновению форвад-блогеров.
Форвард-блогеры – это журналисты, чье мнение по какой-либо определенной теме очень важно.
Форвард-блогеры создают контент и распространяют его. Люди через их посты в соцсетях заходят на сайт. Такую модель привлечения аудитории из социальных сетей на сайт используют редакция телеканала «Дождь», радиостанции «Эхо Москвы».
Умение работать с iOS является еще одной новой компетенцией журналиста. Теоретики говорят о том, что вырабатываются «инновационные компетенции». Среди них оказывается и навык работы с пользовательским контентом, а также значение того, каким образом к производству контента можно привлечь аудиторию. При этом все сотрудники, которые работают с iOS, должны уметь оперативно оценить, что можно считать новостью, а что – нет.
Редактор, работающий с UGC, в первую очередь должен уметь налаживать контакт с мобильным автором, договариваться с ним о том, каким образом будет использован контент. Одним из ключевых требований к сотрудникам на сегодняшний день является умение наладить взаимодействие с пользователями на постоянной основе. Редактор из большого числа мобильных репортеров должен уметь выделить тех, кто снимет осмысленно. Кроме того, редактор должен иметь продюсерские способности и разбираться, как работает поиск в «Твиттере» и каким образом анализировать «твиты». Это нужно для того, чтобы давать задания мобильным репортерам.
Фактчекинг в журналистике как новая компетенция журналиста
Базовыми принципами журналистской деятельности являются умение работать с информацией и предоставление пользователям достоверных, проверенных данных. Однако в эпоху цифровизации, обилия самых разных источников информации и фактоидов особенно важным стал вопрос о способностях журналиста выявить качественный контент и свободно применять на практике инструменты проверки данных. Проблема предоставления недостоверной информации не является новой, но с появлением и широким распространением Интернета и соцсетей эта проблема приобрела совершенно новое значение.
Особенно остро эта проблема возникает в материалах на экономические и политические темы. Читая недостоверные новости, все чаще используем словосочетание «фейковая информация».
Фейковая информация – это сообщение, созданное стилистически как новость, но полностью либо частично ложное.
Фейки делятся на пять групп:
- Поддельные фотографии, которые были обработаны при помощи специальных компьютерных программ.
- Видеоролики, которые сделаны из исходного материала, уже использованного ранее, снятого не в том месте и не в то время, которое они имитируют;
- Фальшивые новости, которые, как правило, имеют неаутентичную видеоиллюстрацию;
- Фальшивые личные страницы в социальных сетях, которые созданы от имени других людей и с использованием фотографии «хозяина» страницы.
Обилие источников информации позволили аудитории самостоятельно производить контент, и заставили тем самым журналиста расширить свои компетенции в сфере работы с информацией. Во главу угла встал основной принцип журналистики – проверка информации. Но в условиях цифровизации этот принцип получил новое звучание. Среди профессиональных медиатерминов современной журналистики появился «фактчекинг».
Фактчекинг – это проверка статистических данных и других фактов в текстах выступлений, публикаций, в документах на соответствие их действительности.
Таким образом, условия цифровой эпохи обусловливают необходимость журналистам получать новые компетенции. Теперь журналисту недостаточно только произвести контент и опубликовать материал. Он должен уметь общаться с аудиторией, привлекать подписчиков к своему материалу, тем самым продвигать свои публикации и средство массовой информации, с которым он сотрудничает.