Профессиональные навыки, требуемые от социальных работников

Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.

На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.

Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт “Психолог в социальной сфере” выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.

Общая информация о профстандарте социального психолога

Профессиональный стандарт 03. 008 “Психолог в социальной сфере” утвержден Приказом Министерством труда России от 18. 2013 N 682н.

Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.

С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.

Какая информация содержится в профессиональном стандарте

В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.

Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту

Трудовая функция

 Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Трудовые действия
  Необходимые умения

Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам
Социальная психология, психология малых групп

Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия
Методология командной работы

Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды
Психология управления, организационная психология

Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Техники эффективной коммуникации со специалистами

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. )

Трудовая функция

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Трудовые действия
Необходимые умения

Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Психология кризисных состояний

Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга
Современные направления молодежных движений

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Документоведение

Трудовая функция

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Трудовые действия
Необходимые умения

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
Психология зависимости, аддикций, девиантология

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Трудовая функция

Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)

Трудовые действия
  Необходимые умения

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
Методология проведения тренингов

Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
Возрастная психология, геронтология

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
Психология воспитания и педагогики

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
Технологии работы с разными социальными группами

Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

Трудовая функция

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

Трудовые действия
Необходимые умения

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. )

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. )
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. )

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Трудовая функция

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Трудовые действия
Необходимые умения

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Подготовка детей к устройству в замещающую семью
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Компетенции социального психолога по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:

  • Особенности работы психолога в социальной сфере;
  • Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
  • Формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды для оказания комплексной психологической помощи клиентам и социальным группам;
  • Особенности развития личности и групп в системе межличностных и общественных отношений;
  • Особенности и виды отклоняющегося поведения. Понятие отклоняющегося развития;
  • Построение процесса психологической помощи различным категориям пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
  • Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
  • Особенности психологического консультирования личности с отклоняющимся поведением;
  • Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения;
  • Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.

Профессиональные навыки, требуемые от социальных работников

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для  желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».

Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.

Срок обучения – 282 ак. (2 месяца).

Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.

Профессиональные навыки, требуемые от социальных работников

Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов

  • Разработчики – действующие профессионалы в сфере социальной психологии;
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета;
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – наш социальный вклад в развитие профессионального сообщества (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Пантюк И.

Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе:Учебное пособие/ И. Пантюк. – Мн. , 2011. – 304 с.

Рассмотрены современные педагогические подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов. Представлены основные профессиональные компетенции, выделены профессионально-значимые качества студентов специальности «социальная работа», определены профессиональные специфические ценности социальной работы и психологические “противопоказания” к социальной работе. Описан психологический портрет личности студента, обучающегося социальной работе. Изложены базовые теоретические знания о профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Охарактеризована деятельность и функции специалиста по социальной работе в решении правовых вопросов, в образовании, в специализированных учреждениях здравоохранения. Представлены структуры медицинских специализированных служб, оказывающих социальные услуги в Республике Беларусь. Для самостоятельной работы студентов по формированию профессиональных умений и навыков даны задания по освоению навыков активного слушания, умений ведения деловых переговоров, совершенствования уровня эмпатических способностей студентов.

Издание предназначено для студентов гуманитарного профиля, обучающихся социальной работе, а также всем, кто интересуется исследованиями в области проблем профессионализма, психологии труда и вопросов формирования профессиональных компетенций, проблемами качества образования, совершенствования уровня профессиональной готовности будущих специалистов к практической деятельности.

Пантюк И. , 2011 г.

Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения как педагогической теории, так и практики образования. Сегодня качество образования рассматривается как важнейший фактор стабильного развития страны. Основное конкурентное преимущество социальной сферы Республики Беларусь – наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Кадры, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов социальной сферы, в конечном счете, обеспечивают результативность и эффективность деятельности всей социальной политики Республики Беларусь. Дальнейший прогресс в отрасли в определяющей мере будет зависеть от качества трудовых ресурсов.

Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, а общество – в личности, способной к сознательному жизнетворчеству. В этих условиях степень подготовленности специалиста становится доминирующим фактором в системе образования, определяющим не только конкурентоспособность личности, но и социальную адаптацию. При этом компетентность специалиста является совокупностью целей – конкретных требований к уровню подготовленности специалиста, которые определяются как компетентности.

В последнее время при изучении проблем качества образования всё чаще ставится вопрос об освоении компетентностного подхода. Формирование различного рода компетенций приобретает особую значимость при подготовке специалистов по социальной работе, а также во многом способствует определению критериев оценки качества образования в данной области. Сегодня классификация компетентностей подвергается новой идентификации, предполагающей учёт изменяющихся потребностей общества и возможностей работодателей.

Возникающие в обществе конфликты и социальные перемены в немалой степени изменяют роль и место социальных работников, которые традиционно выступают посредниками между индивидом, нуждающимся в какой-либо помощи, и обществом в целом. Они соединяют в своей деятельности функции психолога, адвоката, социального терапевта и педагога. При этом, с одной стороны, многогранность профессии предполагает комплексную, системную подготовку, с другой стороны, требует дифференцированного подхода, при котором необходимо учитывать конкретную специализацию и современный контекст. Исходя из этого, поиск адекватных компетенций во многом позволит очертить профессиональное поле подготовки специалистов по социальной работе.

Социальная работа — это очень сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т. Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки социального работника, знаний, опыта, но и от его личностных особенностей и качеств.

Учебный курс «Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе» входит в цикл специальных дисциплин «Теоретические основы социальной работы» для подготовки студентов по специальности «социальная работа». Программа курса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью учебного курса является:

v закрепить теоретические основы социальной работы и ее нормативно-правовую базу;

v сформировать необходимый объем знаний о содержании работы в различных учреждениях и организациях;

v научить студентов применять полученные знания в научно-исследовательской и практической деятельности.

Задачи, решаемые в ходе преподавания данного курса направлены на:

ü овладение студентами содержанием и методикой, а также нормативно-правовой базой социальной работы, ее целей, объектов;

ü формирование профессиональных и духовно-нравственных качеств таких как милосердие, сострадание, ответственность;

ü использование в социальной работе социологических, социально-психологических, правовых, медицинских и других знаний;

ü применение полученных навыков и умений в производственной практике; использование различных технологий социальной работы в будущей профессиональной деятельности.

Предметом изучения курса являются

– профессиональные знания, навыки и умения будущих специалистов;

– основные показатели состояния и направления организации социально-медицинской работы в Республике и

– ее содержание в учреждениях здравоохранения и немедицинских организациях.

Изучение данного курса является необходимым условием профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и направлено на:

• овладение студентами практическими навыками социальной работы как в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, так и в других немедицинских учреждениях;

• изучение и умелое применение на практике нормативно-правовой документации, регламентирующей работу специалиста по социальной работе;

• уяснение студентами своих функциональных обязанностей;

• самоопределение в будущей профессии;

• осознание персональной ответственности;

• формированию профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста;

• развитию навыков самостоятельной теоретической и практической деятельности;

• освоение предметных компетенций в процессе обучения.

Для преподавания «Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе» выделены 30 часов лекционных, 16 часов семинарских занятий и 4 часов контролируемой самостоятельной работы на 3 курсе специальности «Социальная работа: социо-медико-психологическая деятельность». Преподавание базируется на знаниях, полученных на предыдущих теоретических дисциплинах: «Введение в специальность», «Теория социальной работы», «Педагогические основы социальной работы», и др. , предусматривает преемственность с другими дисциплинами, относящимися к психологическому, педагогическому, административно-управленческому и экономическому направлению (общая психология, основы педагогики, медико-социальные основы здоровья, этика социальной работы, экономика здравоохранения и др.

В качестве текущего контроля выступают оперативная форма контроля в начале семинарских занятий. Результаты выполнения этих работ в сочетании с контролируемой самостоятельной работой, являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрены экзамен в конце семестра в виде защиты научно-исследовательской работы студентов.

Формы защиты НИРС:

• Публичная защита в рамках итоговой конференции по учебному курсу с приглашением специалистов, преподавателей, консультантов, студентов разных курсов в заранее установленные учебным графиком сроки.

• Защита в рамках семинарских занятий в соответствии с темами, предусмотренными рабочей программой, если это будет целесообразно.

• Индивидуальная защита.

Выбор формы научно-исследовательских работ осуществляется преподавателем и одобряется решением кафедры. Студент допускается к экзамену, если:

• прослушал полный курс лекций;

• посетил семинарские занятия и усвоил теоретический материал;

• выполнил и представил к защите НИРС.

Данное учебное пособие состоит из предисловия и трех частей, характеризующих особенности формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов по социальной работе. В предисловии изложены основные проблемы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

В первой части рассмотрены современные педагогические подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов. Представлены основные профессиональные компетенции, выделены профессионально-значимые качества студентов специальности «социальная работа», определены профессиональные специфические ценности социальной работы, обозначены принципы и требования профессионального поведения социального работника и психологические “противопоказания” к социальной работе.

Во второй части пособия даны базовые теоретические знания о профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Охарактеризована деятельность специалиста по социальной работе в решении правовых вопросов, в образовании, в специализированных учреждениях здравоохранения. Дана характеристика основным показателям здоровья населения Республики Беларусь. Представлены структуры медицинских специализированных служб, оказывающих социальные услуги. Обозначены функции специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения и социально-реабилитационных организациях немедицинского профиля.

Третья часть пособия состоит из практического материала для самостоятельной работы студентов по формированию профессиональных умений и навыков. Даны задания по освоению навыков активного слушания, умений ведения деловых переговоров, совершенствования уровня эмпатических способностей студентов. Представлены: примерный тематический план лекционных и семинарских занятий, вопросы к экзамену, примерные темы курсовых проектов, требования к их оформлению и защите, список рекомендуемой литературы.

Издание предназначено для студентов гуманитарного профиля, профессионально ориентированных на подготовку специалистов по социальной работе, а также всем, кто интересуется исследованиями в области проблем профессионализма, психологии труда и вопросов формирования профессиональных компетенций, проблемами качества образования, совершенствования уровня профессиональной готовности будущих специалистов к практической деятельности.

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы деятельности необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К. Оганян).

Профессиональную компетентность работника социальной сферы можно подразделить на два вида:

  • управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляет знание научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относится знание технологии работы в социальной сфере, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.;
  • психолого-педагогическая компетентность формируется за счет знаний психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Понятие «профессионализм» пока еще отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что «профессионализм» – это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности (А. Бодалев). Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъект деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов (В. Зазыкин).

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности (Н. Шмелева). Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

  • показатели объективного и субъективного характера;
  • процессуально-результативные показатели;
  • нормативно-этические показатели;
  • показатели наличного базиса;
  • прогностические показатели;
  • показатели профессиональной обучаемости;
  • показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;
  • технологические показатели;
  • показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга.

Представим их краткую характеристику.

Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. При работе в социальной сфере объективными критериями должно выступать: решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В труде работника социальной сферы субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального работника социальной сферы характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценки деятельности работающих специалистов: прямые (или оценка результатов труда) и косвенные (оценка деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника, и связанной с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействия социального работника на клиента осуществить прямую оценку эффективности труда социального работника не представляется возможным.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть:

  • анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения;
  • динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности;
  • динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме;
  • оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме;
  • уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли работник социальной сферы нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития – это те результаты, которых в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития? Работник социальной сферы обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития – это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии? Работнику социальной сферы сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по работе в социальной сфере. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

  • на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т. д.);
  • комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации);
  • радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, которые отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А. И. Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма работника социальной сферы являются также:

  • профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солидаризации» работника социальной сферы с ситуацией клиента возможна потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;
  • предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента. Профессионализм работника социальной сферы реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении помочь включить его собственные ресурсы и потенциалы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;
  • качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и работником социальной сферы должен быть адекватным и соответствовать этическим нормам и принципам. В этом случае можно говорить не только о качестве оказанной услуги, но и о качественно-эффективном уровне взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает работника социальной сферы «владеть ситуацией», видеть разницу между ролью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контроля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.

Таким образом, профессионалом можно считать работника социальной сферы, который (Н. Шмелева):

  • соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;
  • личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;
  • достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
  • использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;
  • выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;
  • привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;
  • осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;
  • имеет уже сегодня необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;
  • социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о практике, отношении к профессии, к ее статусу; ищет резервы решения профессиональных социальных проблем.
  • Что такое социальная реабилитация
  • Что входит в обязанности специалиста
  • Виды социальной реабилитации
  • Кому подойдет эта профессия
  • Как стать специалистом по социальной реабилитации

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

– с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

– со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

– с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

  • Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.
  • Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.
  • Подготовка к непосредственной работе с подопечными.
  • Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.
  • Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ,  поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

  • Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.
  • Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.
  • Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.
  • Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.
  • Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

  • знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;
  • понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;
  • уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС – это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *