Профессиональные способности преподавателей во время процесса обучения

Савельева Татьяна Петровна

Мастер производственного обучения

«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям  «компетенции» и «компетентность».

В словаре С. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».

Компетенция – это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках,  коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).

Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.

Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.

Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.

Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к  повышению ответственности за результаты своего труда.

Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.

Итак, рассмотрим план саморазвития. (см. Приложение 2).

Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.

Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

  • Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
  • Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
  • Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
  • Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017. — vi, 100 с.

Критерии и показатели оценки компетентности педагогов

№ п/пКритерии компетентностиПоказателиЧастоИногдаНикогда1Применение ИКТ в образовательном процессе2102Использование различных информационных ресурсов (интернет сайты)2103Использование дистанционных технологий обучения учащихся2104Использование разных форм обучения (в том числе дистанционной, электронной, сетевой) для самообразования педагога2105Выступления на семинарах, круглых столах, проведение мастер-классов, проведение занятий, открытых уроков2106Повышение квалификации2107Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней2108Публикации различного уровня2109Участие в профессиональных конкурсах21010Учет личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса. 21011Организация обучающихся для достижения социально-значимых результатов (грамоты, благодарности)21012Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия21013Наличие достижений педагога (грамоты, дипломы, благодарности и т. )21014Наличие навыков взаимодействия с коллегами, способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции21015Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся210

Для оценки критериев и показателей компетентности педагогов предлагаю вам  методику, которая включает в себя критерии компетентности. В методике оценки критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов рассматриваются такие критерии, как ИКТ-компетентность, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, всего 15 критериев компетентности.

По результатам теста определите свой уровень педагогических компетенций:

• Уровень I. (15-20 баллов) Базовый. Он предполагает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.

• Уровень II. (21-25 баллов) Повышенный. Он означает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.

• Уровень III. (26-30 баллов) Высокий. Преподаватель умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной жизни.

с 20__ г. по 20__ г.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе на сегодняшнем педсовете. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать : всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До массового внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому начнем с себя, с конкретного исполнителя- учителя. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

«Учитель живёт пока учится – так считал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;

Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ (теорий решения изобретательных задач) и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

– вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.

– сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.

Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.

III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных универсальных действий.

Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Но при переходе к ФГОС  нового поколения мы уже столкнулись с множеством проблем. Какие же это проблемы?

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

– планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

– синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

– изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

– выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП(организация образовательного процесса)

– недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

– слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

– неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ОП:

–  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

– психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др

– дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

– организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

– профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

– организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

– проводить анализ модельных заданий, оценивающих

метапредметные умения учащихся;

– организовать работу по мониторингу формирования УУД;

– отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

– создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

– организовать психологическое сопровождение в школе:

* организация психолого-педагогической диагностики  и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических

Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя само достаточными и способными  видеть проблемы, а не их следствия)

Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.

Мы любим традиционные уроки, но они скучны. Как же должен выглядеть современный урок?

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку:•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;•    вывод делают сами учащиеся;•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;•    времясбережение и здоровьесбережение;•    в центре внимания урока – дети;•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;•    планирование обратной связи;•     урок должен быть добрым. Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как – интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. А процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

∙победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

∙активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;

∙публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;

∙высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

∙высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам

Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий: современные инновационные технологии, использовать проблемное обучение, составлять технологическую карту урока, с проводить открытые уроки, принимать участие в профессиональных конкурсах , в научно-практических конференциях, публиковать свои работы.

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.

Вывод: Сегодня педагог-профессионал-это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector