Профессиональные способности преподавателя физики стали известны

ФИЛИАЛ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ «ОРЛЕУ» ИНСТИТУТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО

Курс по теме:

«Формирование профессиональной компетенции учителя физической культуры в условиях совершенствования содержания образовательной области физической культуры»

для учителей физической культуры

Тема: Мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Макеев А.

В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.

Всего профосмотрами было охвачено 4,5 миллиона детей в возрасте до 17 лет, из них 46 % детей проживают в сельской местности.

По данным Байжунусова, из числа осмотренных детей на сегодняшний день на учете в детских поликлиниках состоят 307 тысяч 152 ребенка.

“Ежегодно здравоохранением выявляем более 160 тысяч детей имеющих ту или иную патологию”.

По статистике “Первое место занимают болезни системы крови, из них в первую очередь анемия. Второе место – болезни органов дыхания, третье место – болезни глаза и его придатков, четвертое место – болезни нервной системы 21,8% и пятое место – болезни эндокринной системы”, – проинформировал вице – министр.

Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Республики Казахстан «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам ЕНТ и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей?

В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном. Длительный 9 –11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности).

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Сегодня мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся как никогда актуален. Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющие отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения.

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общееказахстанскойсистемы оценки качества образования.

Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.

Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.

Перспективной представляется система повышения уровня физической подготовленности обучающихся, предусматривающая периодическое тестовое их обследование и последующее (с учетом выявленных данных) корректирование работы с ними по развитию двигательных качеств.

Мониторинг — процесс наблюдения за объектом, оценива­ние его состояния, осуществление контроля за характером про­исходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития. Мониторинг осуществляется через определенные систе­мы, выполняющие соответствующие функции.

Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, то есть применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты, оценивать тенденции процессов и осуществлять про­гноз развития.

Физическое развитие детей и подростков

Этапы физического развития школьника. Младший школьный возраст – 6-11 лет. Средний возраст – 12-15 лет. Старший школьный возраст – 16-18 лет.

Необходимость контроля за развитием физических качеств обусловлена неравномерностью их развития в различные периоды жизни ребенка, анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и некоторыми особенностями их психики. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требуют направленного физического воздействия. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета.

Отсутствие в этот период регулярных целенаправленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребенка. Формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузок на стопу не позволяет укрепить мышцы ее свода, что ведет к развитию плоскостопия.

Все это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам даже при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость, головные боли).

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, пищеварительной системы).

Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают у детей школьного возраста большинство внутренних органов и систем. Особенно интенсивно развивается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудимости и тормозных процессов еще не уравновешен.

Сложным периодом в развитии школьников является возраст 10-15 лет у мальчиков и 10-13 лет у девочек. Это так называемый препубертатный период (начало полового созревания). В поведении подростков возбуждение преобладает над торможением, четкость двигательных реакций ухудшается.

Еще более сложные изменения психики происходят в пубертатный период: у мальчиков – в 15-17 лет, у девочек – в 13-15 лет. Они становятся психически неуравновешенными, проявляют негативизм, критическое отношение к действиям взрослых.

В эти периоды школьникам особенно необходима регулярная направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребенка закладывается база здоровья организма в целом.

Характеристика основных физических качеств. В основе физического здоровья лежат здоровый образ жизни и развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих физическое развитие ребенка или подростка, восемь: 1) общая выносливость; 2) скоростная выносливость; 3) силовая выносливость; 4) скоростно-силовая выносливость; 5) гибкость; 6) быстрота; 7) динамическая сила; 8) ловкость (координационные способности).

Общая выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременным быстрым восстановлением после нагрузки (бег на средние и длинные дистанции, плавание, велоспорт, баскетбол).

Скоростная выносливость – способность противостоять утомлению при субмаксимальных по скорости нагрузках (бокс, борьба, спортивные игры).

Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера (борьба классическая, гимнастика).

Скоростно-силовая выносливость – способность выполнять достаточно длительное время упражнения силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Быстрота – способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление (боевые искусства, спринтерские дистанции, спортивные игры).

Динамическая сила – способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением (рывок штанги, толкание ядра). В качестве отягощения может служить и собственная масса тела (прыжки в высоту и длину).

Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Все перечисленные качества в процессе жизни ребенка развиваются весьма неравномерно. К 10-11 годам достигаются высокие аэробные возможности, лежащие в основе общей выносливости организма. В этом возрасте наблюдаются очень большие (относительно веса тела) величины максимального потребления кислорода, наиболее высокая относительная мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот возраст является в определенном смысле «вершиной детства» – итогом важного развития всех органов, функций и систем, периодом расцвета двигательных возможностей.

Однако уже в 12-13 лет начинается половое созревание, что приводит к существенным изменениям в организме: снижаются возможности сердечно- сосудистой и дыхательной систем, наблюдается рассогласование в их деятельности, происходят активные биохимические преобразования в мышцах.

В возрасте 14 лет несколько возрастают энергетическая мощность и выносливость организма, но временно. Уже с 15 лет интенсивно начинают расти силовые и скоростные возможности организма, опережая развитие выносливости.

Сила развивается достаточно быстро в период до 9 лет, затем наблюдается торможение в ее развитии, а с 11 лет начинается неуклонный ее прирост, особенно интенсивный в 13-14 и 16-17 лет.

Быстрота очень резко возрастает в 8-10 лет и затем продолжает нарастать до 12 лет, после этого наблюдается торможение в ее развитии, и даже снижение к 15 годам, а в период 15-17 лет вновь отмечается ее прирост.

Выносливость резко увеличивается в период 8-9 лет, затем остается на этом уровне примерно до 11 лет, после чего несколько возрастает, стабилизируется в 14-15 лет и вновь возрастает в 15-17 лет.

Уровень развития двигательных качеств у девочек во всех возрастных группах ниже, чем у мальчиков, причем эта разница с возрастом увеличивается, достигая наибольшей величины к 16-17 годам.

Итак, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно знать и учитывать при организации тренировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.

Требования к тестированию

Тест-проба – качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого. Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические кондиции учащихся. Однако, чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, учителю физкультуры надо выполнять следующие требования:

Максимально точно измерять параметры и правильно вводить их в компьютер.

Комплексное тестирование проводить не реже 2-х раз в учебном году (сентябрь и май), так как организм школьника постоянно растет и физические качества развиваются неравномерно.

Тест по возможности проводить всегда в одно и то же время, натощак.

Как выполнять тесты:

Предлагаемые тестовые задания весьма просты и информативны.

Учителю физической культуры следует предварительно подготовиться к их проведению.

Шестиминутный бег.

Тест предназначен для определения выносливости.

Методика выполнения. Проводится на стадионе или ровной местности, на грунтовой дорожке. Время засекают 6 мин. Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время, чтобы правильно скорректировать свою скорость на дистанции. Особенно это необходимо для детей младшего возраста. В процессе бега допускается переход на шаг.

Подтягивания – это упражнение, выполняемое чаще на турнике, рабочая группа мышц: комплексная нагрузка на мышцы рук (главным образом, бицепсы, предплечья) и спины (широчайшие), выявляет качество -сила. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Участникам дается 2 попытки. В зачет идет лучшей результат.

Подъем туловища за 30 с.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90, руки за головой. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бедер; обратным движением вернуться ви. Засчитывается количество сгибаний за 30 с. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями. Участник, опуская тело в И. , должен касаться пола последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Таким образом, в заключительной фазе, тело участника должно прийти в И. , т. касаться пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями. Участникам дается 1 попытка.

Наклон вперед из положения сидя

Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Методика выполнения. – сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты. Стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см; руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), затем четвертый наклон – основной. Это положение испытуемый должен зафиксировать не менее 2 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и со знаком минус ( – ), если пальцы не достали до нее.

Прыжок в длину с места

Тест предназначен для измерения скоростно- силовой подготовленности обучающихся.

Методика выполнения. Исходное положение: Стать носками к стартовой черте. Приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касании ногами пола испытуемого. Испытания проводятся на резиновой дорожке.

Бег 30 м.

ТЕСТ «Бег на 30 метров с высокого старта» (для оценки быстроты и скорости движений). На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 м обозначают линию старта и через 30 м линию финиша. За линией финиша на расстоянии 5-6 м ставят яркий флажок или другой ориентир. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Преподаватель с секундомером становится сбоку на линии финиша, его помошник с флажком – у стартовой линии и помогает преподавателю в организации забегов. По команде помошника «На старт!» участники подходят к черте и встают лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад. По команде «Внимание!» помошник поднимает флажок вверх, участники при этом слегка сгибают обе ноги и наклоняют туловище чуть вперед. По команде «Марш!» помошник резко опускает флажок вниз, а преподаватель включает секундомер. Участники бегут в полную силу до ориентира. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Точность измерения – до 0,1 сек. Преподаватель может пользоваться двумя секундомерами. С детьми в ДОУ для поддержания требуемого темпа может бежать методист или воспитатель. Участникам дается 1 попытка.

Статистическая система оформления результатов тестирования.

Результаты каждого тестирования заносятся в сводные протоколы. По формулам вычисляется уровень физической кондиции обучающихся. Оформляются в виде графика.

На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), учитель физической культуры корректирует процесс физического воспитания в каждом классе или параллели классов. Учитель разрабатывает специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции или профилактики отклонений, характеризующий низкий или средний уровень физической подготовленности. Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе или параллели классов выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно – тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

В конце учебного года (май) учитель проводит повторное тестирование. Показатели физической подготовленности обучающихся заносятся в листок физической подготовленности.

На основании итоговых данных тестирования учитель оценивает физическую подготовленность обучающихся, разрабатывает для них рекомендации по индивидуальной физкультурно – оздоровительной деятельности в летний период и составляет планы физкультурно – оздоровительной работы на новый учебный год.

Отражает тестируемые качества по времени и количеству переведенные в уровни каждого учащегося и в процентном соотношении по классам.

Для того чтобы проанализировать собранный материал, таблицы переводит во все различные графики (Смотри график 1, 2), которые позволяют видеть картину наглядно и позволяют нам сделать сравнительный анализ: это может быть анализ в классе, среди классов, а так же по годам.

Анализ нам позволяет увидеть правильно ли проводится работа всего учебного процесса, и позволяет произвести корректировку.

Учитель, использующий результаты мониторинга полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказать эффективную помощь.

Мониторинг для учителя – прекрасная школа совершенствования своего профессионального уровне, самоанализа, творческого саморазвития. Внедрение мониторинга служит благородной цели – создание личностно-ориентированной модели образования – и способствует реализации набеге основного кредо: создать комфортные условия каждому школьнику.

по управлению качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.

каждому учителю добиваться повышения качества обучения через планирование, контроль и оценку, следить за ростом каждого учащегося.

Активно использовать современные педагогические технологии и образовательный мониторинг, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием и развитием, в достижении эффективности педагогического труда.

Учитывать особенности индивидуального умственного развития, уровень психофизических особенностей, корректировать содержание, формы, методы и темп обучения.

Работа над составлением тематического планирования с учетом максимальных возможностей, школьника в зоне его ближайшего развития.

Научиться оценивать на диагностической основе работу всех школьных звеньев, оказывавших влияние на качество образования.

Шилов Д. Совершенствование системы охраны здоровья школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. – № 6.

Галиахметов И. , Каюмов М. , Ланда Б. Комплексный педагогический мониторинг качества образования. // Национальные проекты. – 2006. – № 4.

Ланда Б. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М. : Советский спорт, 2006. – С. 208.

Фетисов В. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2003. – № 1. – С.

Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию

двигательных качеств (2 класс)

№ Контрольные упражнения мальчики девочки «5» «4» «3» «5» «4» «3» 1. Челночный бег 3х10м (с) 9,8 10,2 10,6 10,4 10,8 11,5 2. Бегс высокого старта 30 м (с) 6,2 6,8 7,2 6,3 6,9 7,3 3. Бег 1000 м без учёта времени 4. Метание мяча в цель с расстояния 6 м (5попыток) 3 2 1 3 2 1 5. Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз) 3 2 1 – – – 6. Подтягивание на низкойперекладине из виса лёжа (к-во раз) – – – 8 6 4 7. Ходьба на лыжах 1км (мин, с) 8,30 9,00 9,30 9,00 9,30 10,00 8. Кросс 1000 м для бесснежных районов без учёта времени

Таблица оценок физической подготовленности учащихся 2 класса

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 6,4 7,3 7,2 – 6,9 6,8 – 6,0 5,9 -5,6 5,5 Прыжок в длину с места 121,0 105 106 -112 113 – 129 130 – 137 136 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 253,0 158,0 159,0 – 205,0 206,0 – 300,0 302,0 – 347,0 348,0 Челночный бег 3х10 10,4 11,7 11,6 – 11,1 11,0 – 9,8 9,7 – 9,2 9,1 Кистевая динамометрия (правая) 11,7 7,0 8,0 – 9,0 10,0 -14,0 15,0 – 16,0 17,0

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 6,5 7,6 7,5 –7,1 7,0 – 6,0 5,9 -5,5 5,4 Прыжок в длину с места 113,0 97 98 – 105 106 – 120 121 – 129 130 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 218,0 128,0 126,0 – 168,0 169,0 – 255,0 256,0 – 298,0 299,0 Челночный бег 3х10 10,7 12,1 12,0 – 11,5 11,4 –10,4 10,3 – 9,7 9,6 Кистевая динамометрия (правая) 9,6 5,0 5,5 – 7,0 7,5 -12,5 13,0 – 14,5 13,5

Всего ­– 102 часа (3 ч. в неделю)

Распределение часов для прохождения разделов программы

по четвертям учебного года

Части програм-мы Разделы программы Учебные четверти 1 2 3 4 Σ Базовая 1. Легкая атлетика 7 – – 7 14 2. Подвижные игры 10 7 8 7 32 3. Гимнастика 4 10 6 – 20 4. Лыжная подготовка* – – 10 – 10 5. Плавание** – – – 8 8 Всего по базовой части 21 17 24 22 84 Вариативная 1. Обусловленные климатом региона 6 4 6 2 18 2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) Всего часов по вариативной части 6 4 6 2 18 Общее количество часов за учебный год (Σ ) 27 21 30 24 102

* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.

** При отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики.

Физическая культура народов Казахстана. Связь её содержания с их трудовой деятельностью. Двигательный режим и его значение для здоровья. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку и плоскостопие. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.

Двигательные навыки и умения

Повторение материала пройденного в предыдущем классе.

Строевые упражнения. Команды: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй – рассчитайсь!». Построение в две шеренги. Передвижения по диагонали, противоходом, «змейкой».

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Упражнения для формирования осанки. Комплекс упражнений утренней гимнастики; упражнение с набивным мячом (1 кг), гантелями (0,5 кг).

Акробатические упражнения. Перекат назад в группировки с последующей опорой руками за головой Кувырок вперед в упор присев. Перекат назад в стойку на лопатках, опустить прямые ноги за голову, согнув ноги прийти в исходное положение Перекаты в сторону из упора стоя на коленях.

Упражнение в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мячом о пол и ловлей мяча. Ходьба по бревну на высоте до 50см с перешагиванием через предметы; с подбрасыванием и ловлей мяча; приставными шагами вправо и влево с перешагиванием через предметы высотой до 25см. Повороты на бревне направо, налево. Простейшие комбинации из пройденных упражнений (ходьба по бревну на носках, повороты).

Лазание и перелазание:лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях, лёжа на животе; Поочередное преодоление 3-4 препятствий при помощи лазания иперелазания. Захваты каната ногами скрестноподъемом. Висы на канате с захватом скрестно подъемами ног. Лазание по канату произвольным способом (2,5м).

Висы и упоры на гимнастической стенке; бревне; скамейке.

Танцевальные упражнения. Сочетание ритмических движений руками, туловищем, головой, ногами под музыку; элементы национальных, детских танцев.

Игры и эстафеты с элементами гимнастики.

Повторение материала пройденного в предедущем классе.

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Высокий старт.

Бег в чередовании с ходьбой. Бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени назад. Бег30 м. , 60м. Бегна 1500м без учета времени. Встречные эстафеты.

Прыжки со скакалкой, с продвижением вперед. Многоскоки. Прыжки с высоты до 50см с мягким приземлением. Прыжок в длину с места. Прыжки в длину и высоту с прямого разбега согнув ноги.

Метание малого мячав цель, Метание малого мяча на дальность.

Игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания.

Подвижные игры с элементами спортивных игр

Упражнения с мячами. Высокое подбрасывание мяча и ловля его двумя (одной) руками. То же после дополнительных движений. Перебрасывание мяча в парах стоя лицом друг к другу стоя лицом к друг другу (расстояние 2 м), способами снизу, из-за головы, от груди. Ведение мяча в ходьбе, беге. Передачи мяча ногами в парах на месте и в движении.

Игры с мячами: «Передал – ушел», «ведение мяча между предметами с обводкой предметов», «гонка мячей в колонне», «Не давай мяча водящему», «перестрелка».

Кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5–2км) с преодолением естественных препятствий.

Повторение материала пройденного в предыдущих классах.

Одноопорное скольжение Спуски в высокой и низкой стойке. Передвижение скользящим шагом. Передвижение на лыжах до 2 км.

Игры на лыжах.

Движение ногами способом кроль на груди, держась за бортик бассейна. Скольжение с движениями ног. Скольжение с движениями рук. Старт из воды. Прыжок в воду вниз ногами. Спад в воду(из положения сидя на бортике, руки вверх, наклон вперед). То же, отталкиваясь от бортика.

Игры на воде: «Скользи вперед», «Кто быстрее», «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Борьба за мяч», «Салки с мячом».

двигательных качеств (3 класс)

№п/п Контрольные упражнения мальчики девочки «5» «4» «3» «5» «4» «3» 1. Челночный бег 3х10 м (с) 9,1 9,8 10,4 9,6 10,4 11,0 2. Бег с высокого старта 30 м (с) 5,7 6,2 7,0 5,8 6,3 7,2 3. Бег 1500 м без учёта времени 4. Многоскоки 8 прыжков (м) 12,5 9,0 6,0 12,1 8,8 5,0 5. Метание мяча в цель с 6м (5попыток) 4 3 1 4 3 1 6. Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз) 4 2 1 – – – 7. Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) – – – 13 8 6 8. Бег на лыжах 1 км (мин, с) 8,00 8,30 9,00 8,30 9,00 9,30 9. Бег на лыжах 2 км без учёта времени 10. Плавание 15 м без учёта времени 11. Кросс 1500 м для бесснежных районов без учёта времени

Таблица оценок физической подготовленности учащихся 3 класса

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 6,2 7,1 7,0 – 6,7 6,6 – 5,8 5,7 -5,4 5,3 Прыжок в длину с места 134,0 111 112 -122 123 – 145 146 – 157 157 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 262,0 148,0 149,0 – 200,0 201,0 – 314,0 315,0 – 366,0 367,0 Челночный бег 3х10 10,0 11,3 11,2 – 10,8 10,7 – 9,6 9,5 – 9,1 9,0 Кистевая динамометрия (правая) 12,8 8,0 9,0 –10,0 11,0 -15,0 16,0 – 17,0 18,0

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 6,4 7,5 7,4 – 6,8 6,7 – 5,9 5,8 -5,4 5,3 Прыжок в длину с места 120,0 99 100 -109 110 – 130 131 – 141 142 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 236,0 123,0 124,0 – 178,0 179,0 – 288,0 289,0 – 343,0 344,0 Челночный бег 3х10 10,0 11,3 11,2 – 10,8 10,7 – 9,6 9,5 – 9,1 9,0 Кистевая динамометрия (правая) 12,0 7,5 8,0 –9,5 10,0 -14,0 14,5 – 16,0 17,5

Части програм-мы Разделы программы Учебные четверти 1 2 3 4 Σ Базовая 1. Легкая атлетика 8 – – 8 16 2. Подвижные игры 13 9 8 6 36 3. Гимнастика – 8 8 – 16 4. Лыжная подготовка* – – 10 – 10 5. Плавание** – – – 8 8 Всего по базовой части 21 17 26 22 86 Вариативная 1. Обусловленные климатом региона 6 4 4 2 16 2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) Всего часов по вариативной части 6 4 4 2 16 Общее количество часов за учебный год (Σ ) 27 21 30 24 102

Двигательный режим и его значение для здоровья, повышение работоспособности учащихся. Правила закаливания.

Строевые упражнения. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Расчет по порядку. Рапорт учителю. Перестроение из одной шеренги в три уступами; из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов. Упражнения с гимнастической палкой, обручем; с большими и малыми мячами. Гимнастика до учебных занятий. Упражнения для формирования правильной осанки.

Акробатические упражнения. Несколько последовательных кувырков вперед(2-3) разученным способом. Кувырок назад в группировке. Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках. Комбинации из разученных ранее элементов.

Упражнения в равновесии. Ходьба по бревну выпадами; назад на носка, приставными шагами продольно и поперек. Опускание в упор стоя на колене.

Повороты на рейке гимнастической скамейки на носках на 90º и 180º, руки в стороны.

Лазание и перелазание. Лазание по заданию по наклонной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку (одноименным, разноименным способами). Лазание по гимнастической стенке по заданию вверх, по диагонали, одноименным и разноименным способами и с переходом на гимнастическую скамейку, установленную под углом 30º. Перелазание через препятствия высотой до 1м. Преодоление полос из 3-4 препятствий. Лазание по канату в три приема (2,5м).

Висы и упоры. Вис согнув ноги, завесом двумя, на согнутых руках, согнув ноги. Упор лежа, упор стоя на коленях.

Прыжки на двух ногах через короткую скакалку, на одной ноге, с одной ноги на другую. Прыжки на мягкие препятствия (гимнастические маты, высотой до 60см) в упор присев, стоя на коленях с последующим соскоком вперед. Опорный прыжок (гимнастический козел, конь); вскок в упор стоя на коленях с последующим переходом в упор присев и соскок со взмахом рук.

Танцевальные упражнения. Комплекс из усвоенных ритмических движений, детских и народных казахских танцев. Упражнения с использованием казахских народных танцев и национальных ритмических движений.

Элементы борьбы «Казахша – курес»(для мальчиков).

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры с элементами гимнастики. Преодоление гимнастической полосы препятствий.

Упражнения с большим мячом (элементы баскетбола). Передвижения в средней стойке баскетболиста приставными шагами. Бег спиной вперед, чередуемые с обычным бегом. Ведение мяча в движении бегом правой, левой, чередуя руки, обводя неподвижные препятствия. Игры и эстафеты с ведением мяча. Ловля и передача мяча: двумя руками снизу, от груди, из-за головы, одной рукой от плеча, и отскоком от пола. Бросок двумя руками от груди в кольцо, установленное на оптимальной высоте (двумя руками снизу). «Не давай мяч водящему!». «Мяч капитану!» и др. , эстафеты с передачей обусловленным способом.

Упражнения с элементами футбола. Ведение мяча по прямой, обводя неподвижные препятствия. Передачи мяча внутренней частью стопы в парах. Встречные эстафеты с ведением и передачей мяча. «Футбольные салочки», «Ножной мяч в кругу», «Футбол раков» и др.

Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Бег в спокойном темпе до 3 минут. Бег30 м. , бег 60м. Бег 2000 м без учета времени. Встречные и круговые эстафеты с этапами до 60 м.

Прыжки. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

Метание малого мячав цель и на дальность.

Игры с бегом, прыжками,метанием.

Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом. Передвижение на скорость на отрезках до 100м по прямой. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» попологому склону. Передвижение на лыжах в медленном темпе до 2км. Бег на лыжах1км на время. Игры на лыжах: «Вызов номеров», «Конкурсы на лыжах», «Попрыгунчики на лыжах» (повороты прыжком), «Воротца».

Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Согласованные движения ног и рук при плавании кролем на груди. Согласование движений рук с дыханием при плавании кролем на груди. Плавание кролем на груди Повороты при плавании кролем на груди

Игры на воде: «Морской бой», «Все вместе», «Мяч водящему», «Летающий дельфин».

двигательных качеств (4 класс)

№п/п Контрольные упражнения девочки мальчики «5» «4» «3» «5» «4» «3» 1. Бег 30 м (с) 5,5 6,0 6,8 5,6 6,1 7,0 2. Бег 2000 м без учёта времени 3. Прыжки в длину (см) 300 260 220 260 220 180 4. Прыжки в высоту (см) 100 90 80 95 90 80 5. Метание мяча 150 гр (м) 27 22 18 17 15 12 6. Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз) 5 3 2 – – – 7. Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(к-во раз) – – – 14 9 7 8. Бег на лыжах 1 км (мин, с) 7,00 7,30 8,00 7,30 8,00 8,30 9. Бег на лыжах2 км без учёта времени 10. Плавание 25 м без учёта времени 11. Кросс 2000 м для бесснежных районов без учёта времени

Примечание:Региональное и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий.

Таблица оценок физической подготовленности учащихся 4 класса

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 5,8 6,7 6,6 – 6,3 6,2 – 5,4 5,3 -5,0 4,3 Прыжок в длину с места 145,0 122 123 -132 133 – 156 157– 166 167 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 317,0 214,0 215,0 – 265,0 266,0 – 368,0 369,0 – 419,0 420,0 Челночный бег 3х10 9,7 10,6 10,5 – 10,2 10,1 – 9,4 9,3 – 9,0 8,9 Кистевая динамометрия (правая) 14,7 10,0 11,0 –12,0 13,0 -17,0 18,0 – 19,0 20,0

Виды испытаний Уровни физической подготовленности Х низкий н/среднего средний в/среднего высокий Бег 30 м 6,0 6,9 6,8 – 6,5 6,4 – 5,6 5,5 -5,2 5,1 Прыжок в длину с места 135,0 114 115 -125 126 – 146 147 – 157 158 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы 301,0 208,0 210,0 – 255,0 254,0 – 348,0 349,0 – 395,0 396,0 Челночный бег 3х10 10,0 10,7 10,6 – 10,4 10,3 – 9,7 9,6 – 9,4 9,3 Кистевая динамометрия (правая) 13,6 8,5 9,0 –11,0 11,5 -15,5 16,0 – 18,0 18,5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По завершении учащиеся 1-4 классов должны

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;

– основы формирования двигательных действий и развития двигательных качеств;

– способы закаливания организма;

– роль физических упражнений в режиме дня.

– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы упражнений утренней гимнастики;

– выполнять гимнастические, акробатические легкоатлетические упражнения (комбинации), технико-тактические действия в спортивных играх;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

Учащиеся 2 класса должны демонстрировать:

Физические качества Физические упражнения мальчики девочки Быстрота Бег 30 м с высокого старта, с 7,3 7,3 Сила Прыжок в длину с места, см 109 100 Бросок мяча двумя руками из-за головы 170 135 Выносливость(выбирается любое изупражнений) Кроссовый бег на 1км, мин б/у вр. б/у вр. Передвижение на лыжах на 1км, мин. б/у вр. б/у вр. Бег на 1000 м, мин. б/у вр. б/у вр. Координация движений Челночный бег 3 по 10 м, с 11,4 12,0

Учащиеся3 класса должны демонстрировать:

Физические качества Физические упражнения мальчики девочки Быстрота Бег 30 м с низкого старта, с 7,0 7,0 Сила Прыжок в длину с места, см 117 105 Бросок мяча двумя руками из-за головы 175 150 Выносливость(выбирается любое изупражнений) Кроссовый бег на 1,5км, мин б/у вр. б/у вр Передвижение на лыжах на 2км, мин. б/у вр. б/у вр. Бег на 1500 м, мин. б/у вр. б/у вр. Координация движений Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз 2 2 Челночный бег 3 по 10 м, с 11,0 11,5

Учащиеся4 класса должны демонстрировать:

Физические качества Физические упражнения мальчики девочки Быстрота Бег 30 м с низкого старта, с 6,9 6,6 Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с Сила Прыжок в длину с места, см 127 120 Бросок мяча двумя руками из-за головы 230 220 Выносливость(выбирается любое изупражнений) Кроссовый бег на 2км, мин бу вр. б/у вр. Передвижение на лыжах на 2км, мин. 00 9. 30 Бег на 2000 м, мин. б/у вр. бу вр Координация движений Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз 3 3 Челночный бег 3 по 10 м, с 10,3 10,5

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образованиядолжны отражать:

-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Системно-деятельностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образованиядолжны отражать:

– повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья;

– организацию и проведение индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участие в массовых спортивных соревнованиях;

– активную творческую деятельность, выбор и формирование здорового образа жизни;

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

1

Формирование профессиональной компетентности учителей биологии и химии через изучение методики четкой постановки целей урока, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, организации деятельности по коррекции знаний и умений обучающихся и развитию навыков самоконтроля, самооценки МОБУ Артакульская СОШ Учитель химии и биологии Трясцына Е.

2

Триединая цель урока образовательная образовательная развивающая развивающая воспитывающая воспитывающая

3

Цели современного урока цели деятельности учителя цели деятельности учителя цели деятельности учащихся цели деятельности учащихся

4

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Дай мне действовать самому, и я научусь». (Китайский мудрец) (Китайский мудрец)

5

Требования к целям урока цель должна быть конкретна; цель должна быть конкретна; четко ориентировать на усвоение фактов, понятий и т. ; четко ориентировать на усвоение фактов, понятий и т. ; цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

6

Универсальные учебные действия личностные личностные метапредметные метапредметные предметные предметные

7

Предметный уровень Метапредметный уровень Предметный уровень Метадеятельность (мыследеятельность ) Метазн ания Метасп особ

8

Виды рефлексии ситуативная (актуальная) ситуативная (актуальная) pетpоспективная pетpоспективная перспективная перспективная

9

Активные виды деятельности образовательного процесса

10

Исследовательская деятельность на уроке биологии

11

Внеурочная исследовательская деятельность по химии

12

Внеурочная исследовательская деятельность по биологии

13

Практическая работа

14

Лабораторная работа

15

Работа в парах

16

Школьная НПК

17

Экскурсии

19

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Дай мне действовать самому, и я научусь». (Китайский мудрец) (Китайский мудрец)

20

Спасибо за внимание Спасибо за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *