Профессиональные способности студентов в процессе обучения

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено: «обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Для достижения поставленной цели и для методического сопровождения формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации воспитательной работы в ПОО необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические и прикладные исследования проблемы формирования и оценки ОК обучающихся средствами профессионального воспитания в условиях введения актуализированных ФГОС СПО;
  • провести сопоставительный анализ между направлениями профессионального воспитания и перечнем ОК актуализированных ФГОС СПО;
  • описать модель организационно-методического сопровождения формирования и оценки ОК обучающихся в процессе профессионального воспитания

В настоящей учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, определяющие роль и место системы профессионального воспитания при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в части формирования и оценки ОК (приложения 1,2), как образовательного результата реализации актуализированных ФГОС СПО в практико-ориентированной модели профессионального образования.

Концептуальными положениями в данном учебно-методическом пособии заложены в парадигма, что формирование ОК является совокупным продуктом образовательного результата при реализации ФГОС СПО в соответствии с требованиями современных технологий и международных стандартов Ворлдскиллс, и который получается не только в ходе освоения предметного содержания, учебной и производственной практики, но и в процессе проведения мероприятий в рамках  внеучебной и воспитательной деятельности, участия в конкурсном движении.

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, развивают, дополняют и вносят новые элементы в теорию и практику  формирования и оценки ОК средствами профессионального воспитания. Определён потенциал каждого направления воспитательной деятельности необходимый как для формирования и оценки ОК в целом, так и отдельной категории/группы компетенций.

Практическая значимость и отличительная особенность представленных методических материалов по формированию и оценке ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО является их универсальность и возможность использования в повседневной практике любой ПОО с целью формирования и оценки ОК. Предлагаемый материал позволит практикующим педагогическим работникам ПОО разработать свою систему мероприятий в рамках направлений профессионального воспитания, обеспечивающую формирование и оценку ОК как часть ОПОП.

Нормативные акты, определяющих описание стратегии формирования и оценки ОК (в комплексе или по отдельным категориям/группам) средствами воспитательной деятельности можно выделить следующие:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Понятие воспитания, сущность и миссия воспитания; понимание воспитания как процесса, неотделимого от процесса обучения. Образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (Статьи 2, 28).

Паспорт национального проекта «Образование» (федеральный проект «Молодые профессионалы», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 г. №10.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464. Требования к образовательной программе СПО (п. 12).

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291. Практика как  этап формирования общих компетенций: цели, регламент, оценка, отчетность.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Требования к результату освоения образовательной программы. Требования к общим компетенциям выпускников программ СПО.

Примерные образовательные программы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Планируемые результаты освоения образовательной программы. Требованиями  в части формирования общих компетенций (знания и умения).

Профессиональные стандарты по профессиям и специальностям.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минтруда России от 08 сентядря2015 № 608н. Трудовые функции и действия по должностям: преподаватель (СПО), мастер производственного обучения, методист, старший методист.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденные приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31. 2019-1. Проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.

Приложение 11 Возможности формирования и оценки общих компетенций в различных видах внеучебной деятельности обучающихся

Наименование категории/группы ОКФормы организации внеучебной деятельностиВозможности приобретения опыта в ходе внеучебной деятельностиСистемное и критическое мышлениеМеждисциплинарные и социальные проектыОпыт анализа проблемной ситуации. Опыт инновационного мышления. Опыт сбора и анализа информации, её обработки и презентации. Опыт обоснования и аргументации предлагаемых решенийРазработка и реализация проектовМеждисциплинарные и социальные проектыОпыт проблематизации и целеполагания. Опыт индивидуального и группового планирования. Опыт взаимодействия с участниками проекта и партнерами. Опыт организации деятельности. Командная работа и лидерствоСтуденческое самоуправление. Тренинги. Коллективные творческие делаОпыт реализации различных командных ролей. Опыт координации своих действий в процессе решения совместных задач. Опыт организации и руководства командой КоммуникацияВсе формы организации внеучебной деятельности Опыт выбора и применения приемлемого стиля общения (научный, официально-деловой художественный, публицистический, разговорный). Опыт использования вербальных и невербальных средств коммуникации. Опыт составления различных видов текста. Опыт участия в дискуссиях, полемиках, диспутах, встречах и т. Опыт подготовки и проведения переговоров. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведениеМероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Коллективные творческие дела. Опыт организации диалогового взаимодействия с людьми, независимо от их национальной и культурной принадлежности, взглядов и убеждений. Опыт конструктивного межкультурного взаимодействия в личной и профессиональной сферах. Опыт толерантного отношения к индивидуальным и групповым различиям. Опыт поисковой работы. Самоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение)КонференцииОлимпиады Конкурсы профессионального мастерстваСпортивные соревнованияОпыт самоанализа и рефлексии. Опыт построения панов и программ саморазвития. Опыт освоения основных видов деятельности. Опыт применения здоровьесберегающих технологий деятельности. Опыт планирования свободного и рабочего времени для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности. Безопасность жизнедеятельностиПрофилактические мероприятияОпыт идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности (трудовой, образовательной, досуговой и др. )Опыт личного безопасного поведения, умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли в чрезвычайных ситуациях.

Общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Качества, ценности, установки, выделенные из запросов потенциальных работодате-лей обучающихся, полученных при проведении изучения требований работодателя к подготовке выпускника профессиональной образовательной программы.

Ценности и установки, определенные на основе анализа федеральных документов, со-держащих официальную декларацию социально значимых ценностных позиций

Приложение 9. Сопряжение общих компетенций с требованиями профессионального стандарта

(на примере актуализированного ФГОС СПО 09. 06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50) профессиональный стандарт 06. 026 «Системный администратор информационно-коммуникационных систем», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. № 684н  зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г. , регистрационный № 39361)

Общие компетенцииФормулировка требований профессионального стандартаОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. (Системное и критическое мышление)ОТФ 3. 2 Администрирование прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы организацииТФ 3. 3 Оптимизация функционирования прикладного программного обеспеченияТД: Анализ функционирования прикладного программного обеспечения по значимым параметрамРазработка плана работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыВыполнение работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы и оценка результатаНеобходимые умения: Анализировать функционирование инфокоммуникационной системы по выбранным параметрамИспользовать специализированное программное обеспечение для оптимизации функционирования прикладного программного обеспеченияВыполнять настройку прикладного программного обеспечения в соответствии с принятыми критериями оптимизацииНеобходимые знания:Основные параметры функционирования инфокоммуникационной системыМетоды измерения параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыМетоды контроля параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыМетоды мониторинга параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыПринципы оптимизации инфокоммуникационных системМетоды оптимизации инфокоммуникационных системРегламенты проведения профилактических работ на администрируемой инфокоммуникационной системеТребования охраны труда при работе с аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами администрируемой инфокоммуникационной системы

Приложение 6. Распределение общих компетенций по категориям/группам

Наименование категории/группы ОКОбщие компетенции1. Системное и критическое мышлениеОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Разработка и реализация проектовОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Командная работа и лидерствоОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. КоммуникацияОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведениеОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;6. Самоорганизация и самообразованиеОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ЗдоровьесбережениеОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Безопасность жизнедеятельностиОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Приложение 10 Связь общих компетенций с профессиональными компетенциями

(на примере ПООП для актуализированного ФГОС СПО 09. 06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50))

Код ОКФормулировка компетенцииПрофессиональные компетенцииОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамПК 1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети. ПК 1. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности. ПК 1. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств. ПК 2. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев. ПК 2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах. ПК 2. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей. ПК 3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. ПК 3. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях. ПК 3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать сетевые конфигурации. ПК 4. Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций. ПК 4. Обеспечивать максимальную стабильность предоставляемых сетевых сервисов. ПК 4. Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки. ПК 4. Восстанавливать нормальную работу сетевых сервисов в соответствии с требованиями регламентов. ПК 5. Идентифицировать проблемы в процессе эксплуатации программного обеспечения. ПК 5. Разрабатывать сетевые топологии в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети. ПК 5. Проводить эксперименты по заданной методике, выполнять анализ результатов. ОК 02Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельностиОК 09Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 03Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитиеПК 1. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии. ПК 2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. ПК 5. Разрабатывать предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы сетевой инфраструктуры. ПК 5. Составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов разработок. ОК 04Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК 07Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ПК 3. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации. ПК 3. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта. ПК 3. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры. ПК 4. Принимать меры по отслеживанию, предотвращению и устранению нештатных ситуаций. ОК 08Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 10Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации. ОК 11Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ПК 4. 6 Вести учет плановой потребности в расходных материалах и комплектующих.

Для чего нужна характеристика с педагогической практики

Характеристика подытоживает умения и навыки, имеющиеся у студента, помогает справедливо оценить педагогами университета или колледжа результативность ее прохождения. А также положительная характеристика с места прохождения стажировки может стать хорошим аргументом при будущем трудоустройстве.

Базовые технологии и инфраструктура системы профессионального воспитания

Инфраструктурными элементами системы профессионального воспитания, которые предоставляют обучающимся доступ к определенным ресурсам или социально-образовательным услугам могут быть:

  • кванториумы и технопаркикак  площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием
  • центры временного трудоустройства, оказывающий посреднические услуги в получении обучающимися работы в каникулярное время или в форме почасовой занятости;
  • образовательные организации дополнительного образования;

Образец характеристики о прохождении педагогической практики

«Шапка» и концовка отзыва обычно стандартны, формулировки основных пунктов, обязательных для студентов любой специальности, при небольших вариациях могут выглядеть примерно так:

  • исполнительна, самостоятельна, очень ответственно относится к работе и трудовой дисциплине;
  • легко ориентируется в содержании программ, учебного материала, разнообразии методов и приемов педагогики, планирование работы не вызывает затруднений;
  • знает методику преподавания, старается учитывать возрастные и индивидуальные особенности психологии школьников;
  • старается давать четкие инструкции, умеет сочетать коллективные, фронтальные, индивидуальные виды работ, ставить проблемные вопросы;
  • старается сформировать у воспитанников ответственность по отношению к учебе, к одноклассникам, к преподавателям, требования, выдвигаемые практикантом, соответствуют особенностям различных групп учащихся;
  • деятельно стремится к повышению уровня своих навыков и умений, умеет принимать методическую помощь наставников.

Практикантка старается отношения в детском коллективе строить на базе доверия, уважения, требовательности и справедливости, настойчиво ориентирует детей к здоровому образу жизни, способствует формированию сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности и позитивному влиянию коллектива на отдельных учащихся. Студентка общительна, дружелюбна, сумела заслужить любовь детей, уважение  подростков, авторитет в среде коллег. За прохождение педпрактики – «отлично».

Профессиональные способности студентов в процессе обучения

Характеристика на студента-практиканта по физической культуре

  • на уроках и занятиях спортивных секций студент собран, требователен, уверенно владеет материалом, хорошо знает теорию преподавания физической культуры, четко организует и проводит все части урока;
  • ясно и кратко объясняет и показывает технику выполнения упражнений, широко использует соревновательный и игровой методы, круговую тренировку;
  • внимательно следит за работой каждого школьника, обращая внимание на координацию движений и внешние признаки утомления;
  • дифференцированно подбирает подводящие и специальные упражнения, никогда не забывает о технике безопасности и страховке во время выполнения заданий;

Характеристика на студента-практиканта учителя начальных классов

  • занятия имеют коррекционную направленность, это выражается в использовании специальных упражнений, заданий по развитию и коррекции психических функций учащихся;
  • на всех этапах урока грамотно формирует навык самостоятельной работы у детей младшего звена, тщательно контролирует выполнение заданий.

Профессиональные способности студентов в процессе обучения

Образец характеристики на студента, проходившего практику в школе.

Характеристика на студента, проходившего педагогическую практику в детском саду

  • содержание занятий по социально-личностному и познавательно-речевому направлению работы  было подобрано соответствующее возрасту, учитывались особенности детей, ограниченных в возможностях развития;
  • умеет общаться с родителями, сглаживать возможные конфликты удается на достаточном для молодого специалиста уровне.

Характеристика на студента-практиканта учителя-предметника

  • заметна тщательная проработка структуры и содержания каждого урока, внимательная подготовка и подбор раздаточного материала, презентаций и видеоматериала по теме, карточек, игр, физкультминуток, часто использует мультимедийное оборудование;
  • старалась сделать изложение материала доступным, понятным и вызывающим интерес всех учащихся,

Постановка вопроса о профессиональном воспитании и определение его направлений

  • Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры)
  • Спортивное и здоровье сберегающее направление
  • Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство)

Приложение 8. Возможности формирования и оценки общих компетенций в ходе учебной и производственной практики

Наименование категории/группы ОКВозможности приобретения опыта в ходе учебной и производственной практикиСистемное и критическое мышлениеОпыт анализа профессиональных задач  составления и реализации плана их решения. Опыт поиска и оценки информации для решения профессиональных задач. ,Опыт самооценки успешности решения профессиональных задач  Разработка и реализация проектовОпыт участия в конкурсах профессионального мастерства на уровне ПОО. Опыт участия в региональных профессиональных проектах в рамках заданной цели, в том числе отборочных мероприятиях чемпионата «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия», Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования», отраслевых конкурсах профессионального мастерства и волонтерских проектах. Опыт работы в рамках зоны своей ответственности. Опыт работы с проектной документацией. Опыт презентации результатов своей деятельности. Командная работа и лидерствоОпыт реализации различных ролей в командной работе. Опыт учета интересов и потребностей других участников профессиональной деятельности. Опыт анализа последствий своего поведения в акциях профессиональной направленности. Опыт соблюдения норм корпоративной этики. КоммуникацияОпыт выбора и апробации стиля делового общения. Опыт аргументации и отстаивания своей точки зренияОпыт работы с профессиональными текстами. Опыт ведения деловой переписки. Опыт публичного выступления. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведениеОпыт взаимодействия с представителями различных социальных и культурных групп. Опыт адаптации правил взаимодействия применительно к контексту общения в профессиональной сфере. Опыт учета индивидуально-психологических особенностей партнеров по профессиональному взаимодействию. Самоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение)Опыт управление временем в решении профессиональных задач. Опыт определение приоритетов в решении профессиональных задач. Опыт анализа требований рынка труда и соотнесение с ними своих возможностей и перспективОпыт использования в процессе профессиональной деятельности полученных знаний по финансовой грамотности и деятельность в профессиональной сфере. Опыт планирования физической нагрузки в ходе выполнения профессиональных задач. Опыт применения здоровьесберегающих технологий  профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельностиОпыт практического выполнения норм и правил охраны туда в условиях реальной профессиональной деятельности. Опыт разъяснения данных норм и правил другим участниками профессиональной деятельности. Опыт приобретения знаний по экологии и охране окружающей среды в контексте профессиональной деятельности. Опыт действий в чрезвычайных ситуациях на производстве  в контексте профессиональной деятельности.

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Как написать характеристику на студента

Характеристика состоит из нескольких обязательных частей:

В вводной части указываются личные данные практиканта, сроки и место прохождения практики, классы, в которых работал практикант, какими видами воспитательной работы занимался. Здесь же обращается внимание на грамотность заполнения школьных документов.

Основная часть документа характеризует производственную деятельность практиканта. Перечисляются приемы и методы, которые он использовал в процессе подачи знаний, описывается то, как он строит отношения с детьми и педагогическим коллективом. Обращается внимание на его заинтересованность в работе, умение находить взаимопонимание с окружающими его людьми. Надо указать на его работу вне уроков и участие в воспитании детей, степень участия в классных часах, в общественной, спортивной и культурной жизни школы, оценить его помощь наставнику и классному руководителю.

В завершающей части характеристика содержит оценку пройденной практики, вывод о ее успешности. В конце документ заверяется печатью, подписывается педагогом, к которому прикреплен практикант, и руководителем учебного заведения.

Профессиональные способности студентов в процессе обучения

Шаблон характеристики о прохождении практики на предприятии.

Соответствие между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями

Содержание характеристики студента-практиканта по педагогической практике регламентируется вузом, в котором проходит обучение будущий педагог. В обязательном порядке в отзыве должен обозначаться уровень готовности студента к профессиональной работе, разнообразие методов и приемов обучения, которыми он овладел, его способность работать в коллективе и личностные качества, являющиеся необходимыми для создания доверительных отношений с людьми разного возраста и социального статуса.

Приложение 4. Направления профессионального воспитания

В настоящей методической разработке применяются следующие основные сокращения, определения и понятия:

ВКР – выпускная квалификационная работа,

ГИА –государственная итоговая аттестация,

ОК – общая компетенция,

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа,

ПОО – профессиональная образовательная организация,

ПООП – примерная основная образовательная программа,

СПО – среднее профессиональное образование,

ТОП-50 – список 50 наиболее востребованных на рынке труда Российской Федерации новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования (Общероссийский перечень),

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт,

Закон об Образовании – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (в актуальной редакции);

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;

Педагогические работники – преподаватели и мастера производственного обучения (для данного пособия);

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195. 1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.

Кто должен составлять характеристику

Документ обязательно заверяется подписью директора школы, а составлять его должен педагог-наставник. Обычно это методист или ведущий преподаватель по предмету. Однако, поскольку у педагогов с их занятостью никогда нет свободного времени на лишнюю работу, написанием характеристики приходится заниматься самому студенту, еще не имеющему навыка оперирования довольно специфическими выражениями, с помощью которых должен составляться документ.

Характеристика студента с места производственной практики пример, бухгалтера

Характеристика на студентку 4-го курса учетно-финансового факультета ЮФ «КАТУ» НАУ  Иванову Диану Ибраимовну, проходившую практику в ЗАО «Н-Победа» Советского района АРК

Иванова Диана Ибраимовна проходила производственную практику в лице ассистента бухгалтера ЗАО «Н-Победа» с 03. 08 по 14.

На протяжении всей практики студентка проявила себя с хорошей стороны. Соблюдала правила внутреннего распорядка дня, установленного в хозяйстве, не нарушила трудовую дисциплину. Добросовестно выполняла все порученные ей обязанности. Освоила полный цикл учетной работы в центральной бухгалтерии, вела учет и регистрацию бухгалтерских документов.

За период прохождения практики, студентка приобрела практические навыки ведения финансового и управленческого учета в  производственных условиях.

Трудолюбива, пунктуальна, ответственна, аккуратна, целеустремленна.

Главный бухгалтер — руководитель по месту практики. Дата. Подпись. Печать.

Характеристика студента с места бухгалтерской практики

Характеристика студента с места практики главного бухгалтера ЗАО «Бурлюк» на студента 3 курса учетно-финансового факультета ЮФ «Крымский агротехнологический университет» НАУ Цуркана Сергея Валерьевича, по месту практики.

Студент явился на практику в положенный срок, работал с усердием, настойчиво добывал необходимую информацию. Тщательно изучал предоставленные данные, учетные регистры. Вникал в специфику ведения учета непосредственно на нашем предприятии.

Практикант показал глубокие теоретические знания по необходимым вопросам.

Хорошо усвоил на практике вопросы, отмеченные в индивидуальном плане практики.

Цуркан Сергей проявил себя как старательный студент и оставил хорошее впечатление.

Главный бухгалтер руководитель по месту практики.

Характеристика на студента проходившего производственную практику по экономике

Характеристика на студента V курса факультета экономики и менеджмента Бабаян Диана Юрьевна проходила производственную практику в СПК «Грузия» с 29 марта по 9 апреля 2010 года.

За время прохождения практики студентка проявила себя с лучшей стороны, зарекомендовав себя как скромный, тактичный, воспитанный, любознательный, активный, исполнительный и трудолюбивый человек.

В течение практики качественно и своевременно выполняла все задания, данные экономистом или бухгалтером предприятия.

Проявила большой интерес к нововведениям в вопросах организации труда и его оплаты, организации работы структурных подразделений.

Активно сотрудничала со специалистами предприятия, предоставленный материал освоила правильно и качественно.

Изучила необходимые документы: Устав СПК «Грузия», Коллективный договор предприятия, правила внутреннего распорядка, бизнес-план развития предприятия, основные законодательные акты о деятельности сельхозпредприятий.

Производственная практика показала Бабаян Д. как хорошего специалиста в будущем.

Руководитель практики от предприятия, Директор СПК «Грузия» ________________ Хаситашвили.

Характеристика студента с места прохождения производственной практики по агрономии

Характеристика Студентка Литвинова Наталья Константиновна занимала должность помощника бригадира.

За время прохождения практики проявила себя как ответственный, исполнительный, квалифицированный работник.

Наталья проявляла интерес к работе, вникала в суть технологических операций, тщательно и качественно выполняла все предложенные работы.

Изучила все особенности и задачи работы бригадира, проявила организаторские способности.

Подпись главного агронома Меркулова Т.

Характеристика с ветеринарной практики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА

Студент-практикант Афанасьев О. Е приходил практику в АО «ДРУЖБА. НАРОДОВ НОВА» птицекомбинат с 18. 16г по 13. 16г включительно. За этот период Афанасьев О. проявил себя как грамотный, инициативный работник, который умеет использовать на практике знания, полученные в Прибрежненском аграрном колледже. Поручения ведущего ветеринарного врача птицекомбината выполнял быстро, аккуратно и добросовестно. При этом проявлял интерес к работе ведущего ветеринарного врача и врача патологоанатома.

Ознакомился с работой ветеринарного врача, врача патологоанатома и всей документацией с которой они работают (бланки, журналы и т. Вовремя выполнял все поручения руководителя практики, четко придерживался правил внутреннего трудового распорядка.

Проявляет инициативу, коммуникабелен, берется за любые задания, четко и в определенные сроки выполняет их. По результатам выполнения отчитывается перед руководителем. Рабочее место организовано правильно.

С сотрудниками птицекомбината поддерживал дружеские отношения, не конфликтен. Легко входит в контакт с людьми, в любой ситуации был уважителен в общении с другими.

За время прохождения практики проявил себя как активный, внимательный, работолюбивый и ответственный работник.

Освоенные виды работ, качество, самостоятельность, интерес, инициатива.

Основной вид работы выполняемый Афанасьевым О. заключался в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы на линии убоя цыплят-бройлеров. Так же он был задействован в проведении патологоанатомического вскрытия цыплят-бройлеров. Проявлял высокий интерес и инициативу к работе.

Трудовая дисциплина и соблюдение техники безопасности — Четко придерживался правил внутреннего трудового распорядка, правил по технике безопасности и правил пожарной безопасности.

Особые замечания и предложения руководителя практики — За время прохождения практики проявил себя как активный, внимательный, работолюбивый, и ответственный работник. В дальнейшем продолжать стремится к повышению своих приобретенных навыков и полученных практических и теоретических знаний.

Оценка практики — отлично.

Дата «13» ______мая______ 2016 г.

Руководитель практики от организации (должность) (подпись) (Фамилия И. ), печать, дата.

Приложение 7. Форма составления плана-графика в составе программы профессионального воспитания в ПОО на учебный год

Под деятельностью/активностью (акцией) понимается долгосрочная деятельность, позволяющая получить единый набор образовательных результатов, включающая однотипные по форме организации и локальные по составу постоянных участников акции, объединенные общим содержанием или общей целью, поставленной обучающимися. По формам это может быть:

  • клубная работа (например: клуб исторической реконструкции; волонтерский центр; дискуссионный клуб; спортивный клуб, объединяющий команду и группу поддержки; интеллектуальный клуб; бизнес-клуб,; литературный клуб; фотостудия; ансамбль и т.п.);
  • программа дополнительного образования (например: спортивные секции, театральная студия, студия танца, школа предпринимательства, центр профессионального мастерства и т.п.);
  • проектная команда (команды обучающихся, являющиеся субъектами долгосрочных проектов, привлекающие к участию в той или иной деятельности по проекту других обучающихся или реализующие разработанный проект собственными силами).

Каждое такое объединение имеет свою программу работы, которую готовит самостоятельно.

Под акцией подразумевается разовое событие (несколько взаимосвязанных событий), участники которого занимают разные позиции и могут получить разные образовательные результаты. Подготовка акции может быть результатом активности той или иной группы обучающихся или деятельности работников ПОО с привлечением обучающихся только в качестве участников самого события. Примерами акции может служить «день открытых дверей» для школьников, подготовленный профи-клубом; мастер-класс, проведенный признанным профессионалом, подготовленный куратором; новогодний бал, подготовленный несколькими клубными объединениями при координации и (или) руководстве социального педагога и т.

В этом поле указывается инициатор активности/акции. Поле может использоваться для анализа меры вовлеченности обучающихся в формирование плана-графика.

Указывается номер одного или нескольких образовательного результата в виде ОК, которые позволяет получить включенная в план активность/акция. Поле открыто для обучающихся, поскольку они ответственны за планирование собственной программы, в которой нашли бы отражение все образовательные результаты, запланированные на учебный год. Если инициатором какой-либо акции являются обучающиеся (объединения обучающихся), они предлагают образовательные результаты самостоятельно. Педагог, осуществляющий сопровождение деятельности участников клуба или проектной команды, от которой исходит предложение, или куратор группы, от обучающегося или обучающихся которой исходит предложение, в процессе консультирования (собеседования) обеспечивает соответствие результатов замыслу акции/активности. В процессе анализа продвижения обучающихся или обеспечивая планирование, куратор может отсортировать результаты по обучающимся в группе и наглядно представить те результаты, которые у них сформированы и те, для которых им еще надо выбрать пункт плана-графика.

В «Системе профессиональное воспитания в ПОО» зафиксировано соответствие образовательных результатов тем отложенным результатам (эффектам), для достижения которых они планировались. Отложенные результаты также нумеруются (кодируются), их номера переносятся в данное поле с тем, чтобы использовать соответствие строк при составлении отчета за полугодие/год.

Указывается одно или несколько направлений профессионального воспитания, ценностно-целевым установкам которого(ых) соответствует активность/акция. Это поле является служебным и используется педагогами/администрацией в процессе планирования (для обеспечения разнообразия содержательной направленности акций/активностей, позволяющих получить тот или иной образовательный результат) и в процессе анализа результатов (в том числе в ситуации, когда запрошен анализ работы по направлениям или одному направлению).

Для активностей указывается дата точки старта, периодичность или даты ключевых событий (при необходимости), дата завершения (если она понятна на этапе планирования). Для акций указывается дата.

В версии, которая открывается обучающемуся, это поле для выбора, в котором обучающийся ставит/снимает отметку о своем намерении принять участие в той или иной деятельности или в том или ином событии. Обучающийся может изменить свое решение не позднее чем за месяц до события. В версии, которая открывается педагогу, поле содержит список обучающихся, выбравших соответствующую активность/акцию для участия.

В версии, которая открывается обучающемуся, могут быть указаны либо два ответственных – от группы обучающихся, по чьей инициативе активность/акция включена в план-график, и от работников ПОО, либо один – работник ПОО (если инициатором активности/акции является ПОО или субъект внешней среды) или обучающийся (если инициатором активности акции является, например, проектная группа). В версии, которая открывается педагогу, в обязательном порядке указан ответственный из числа работников ПОО. Если речь идет об акции в рамках работы клуба или реализации проекта обучающихся, это субъект, осуществляющий педагогическое сопровождение деятельности клуба или проектной деятельности.

В данном поле указывается статус активности/акции: «началась подготовка», «осуществляется», «прошла», «отменена». Последний статус присваивается в том случае, если запланированная (предложенная) активность или акция не привлекла внимания количества обучающихся, достаточного, чтобы ее проведение было эффективным. Такие активности/акции не разрабатываются в составе детального плана на месяц.

Для оперативного планирования активностей и акций следует использовать дополнительные ячейки, позволяющие распределить ресурсы (помещения, оборудование, кадры) и или рассчитать затраты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *