Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Моделирование научных гипотез – это создание образов научной мысли, теоретических образов научного познания, посредством отражения в знаковой форме свойств и характеристик, параметров развития реальных объектов.
Данный тип моделирования реализуется в ходе научно-исследовательской деятельности. Он может затрагивать разные направления исследований. Педагогические процессы – не исключение. Педагогу – исследователю необходимо развитое научное мышление, навыки оперирования абстрактными понятиями, высокий уровень развития педагогического сознания и мышления.
Научно-педагогическое исследование – это тип педагогического познания, изучения объектов и процессов педагогической деятельности, с применением научных методов и технологий, начинающийся с выдвижения гипотез и завершающийся их подтверждением или опровержением.
Гипотеза как основа педагогического исследования
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое в отношении исследуемого объекта, верность которого требуется проверить.
Гипотеза предполагает рассмотрение объекта и его связей с другими объектами, его воздействие на иные процессы и явления. Кроме того, она рассматривает внутренние характеристики объекта, его движущие силы, сущность и место в конкретном времени и месте.
Формулирование гипотез лежит в основе проведения любого исследования. Педагогическое исследование не является исключением. Оно начинается с формулирование гипотез, которые носят научный характер.
Успешность проведения педагогического исследования требует правильного формулирования его научных гипотез. Они должны отвечать следующим требованиям:
Навыки формулирования гипотез развиваются в ходе специальной подготовки педагога к научной деятельности. А их успешное моделирование лежит в основе эффективности научно-педагогической исследовательской деятельности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
1. Педагогическое
мастерство исследователя.
2. Научная
добросовестность и этика исследователя.
3. Искусство общения
и культура поведения педагога-исследователя.
Исследователь,
организуя и проводя свои изыскания
выполняет две основные функции, во-первых,
систематизирует, аккумулирует знания,
накопленные человечеством, во-вторых,
познает новое неизведанное, что пополняет,
обогащает науку. Эти функции остаются
во все времена, изменяется лишь их
содержание по мере изменений, происходящих
в общественной жизни, изучаемых проблемах,
методах работы. Для реализации названных
функций исследователю необходимо
обладать рядом качеств, создающих
прочный фундамент его личности.
В истории науки
было немало попыток перечислить наиболее
важные качества ученого-исследователя.
Так, К. Э. Циолковский
считал, что основными чертами личности
ученого-исследователя должны быть:
хорошая память, умение сосредоточиться,
уйти в себя, научная фантазия,
интеллектуальная независимость, то
есть самостоятельность мышления,
увлеченность, страстность, одержимость
в науке, настойчивость.
В. А. Обручев выделяет
три основных принципа плодотворной
научной деятельности: планомерность,
аккуратность и любовь к творчеству.
И. П. Павлов к ведущим
качествам личности ученого-исследователя
относил: научную последовательность,
прочность познания азов науки и стремление
идти от них к вершинам человеческих
знаний, сдержанность, терпение, готовность
и умение делать черновую работу, терпеливо
накапливать факты, научную скромность,
готовность отдать науке всю жизнь.
К. И. Скрябин отмечал
особую значимость в научном творчестве
любви к науке, избранной специальности.
У каждого
исследователя структура наиболее важных
качеств личности, обеспечивающая успех
исследования, индивидуальна
Обобщая основные
профессионально-значимые качества
личности педагога-исследователя
правомерно представить их в виде
профессиограмы (таблица 8.1):
1. Общие
психолого-педагогические качества:
– убежденность в
научно-педагогических взглядах на
факторы социализации личности, понимание
ее причин и движущих сил;
– профессиональная
психолого-педагогическая направленность;
– социально и
профессионально значимые свойства
личности: гражданственность, гуманизм,
оптимизм, стабильный интерес к
научно-исследовательскому труду,
справедливость и доброжелательность
к людям; общительность, требовательность
к себе и людям.
2. Профессиональные
психолого-педагогические качества:
– психолого-педагогическая,
теоретическая, методическая и практическая
подготовленность;
– развитые
психолого-педагогические способности:
коммуникативные, перцептивные,
проективные, суггестивные,
эмоционально-волевые, конструктивные,
дидактические, организаторские,
познавательные, экспрессивно-речевые,
творческие (креативные).
3. Индивидуальные
профессиональные психолого-педагогические
качества:
– психолого-педагогическая
направленность психических процессов:
познавательных и эмоциональных, волевых;
– эмоциональная
отзывчивость (эмпатия);
– развитость воли;
Как видно из
таблицы, педагогическое
мастерство исследователя проявляется
через развитие у него следующих
профессиональных способностей:
– интеллектуальные
(развитость научного психолого-педагогического
мышления), определяющие умение
анализировать и объяснять изучаемое,
отделять существенное от несущественного;
проводить педагогический эксперимент;
осуществлять научный поиск в гностическом
цикле: факты – модель – гипотеза –
следствия – проверка; строить на основе
опытных данных теоретическую
(идеализированную) модель, находить
связи между количественными и качественными
сторонами исследуемого явления,
формулировать правомерные выводы,
устанавливать границы их применимости;
рассматривать процессы и явления во
взаимосвязи, вскрывать их сущность и
противоречия; абстрагироваться,
анализировать и обобщать исследовательский
материал; интуиция, дар предвидения,
обширность знаний;
– перцептивные,
лежащие в основе умения проникать во
внутренний мир человека; необыкновенная
напряженность внимания, впечатлительность,
восприимчивость и т.п.;
– коммуникативные,
позволяющие устанавливать правильные
взаимоотношения с участниками процесса
исследования;
– конструктивные,
дающие возможность предвидеть ход,
развитие и результаты социально-педагогической
деятельности;
– суггестивные,
нацеленные на получение нужного
результата путем эмоционально-волевого
влияния, внушения силой слова, авторитета,
идущего от участников исследовательского
процесса или социально-педагогической
деятельности;
– эмоционально-волевые,
позволяющие управлять своим внутренним
состоянием, чувствами, поведением;
– дидактические,
проявляющиеся в умении излагать материал,
толковать исследовательские задачи
доступно, интересно, четко, ясно,
аргументированно;
– организаторские,
позволяющие организовать деятельность
обучающихся, а также свою собственную
работу педагога-исследователя, высокая
самоорганизация, большая работоспособность;
– научно-познавательные,
дающие возможность оперативно овладевать
новой информацией;
– творческие
(креативные), позволяющие творчески
решать социально-педагогические и
исследовательские задачи: уклонение
от шаблона, оригинальность, инициативность,
удовлетворение не столько в достижении
цели исследования, сколько в самом его
процессе, непреодолимое стремление к
творческой деятельности.
Таковы основные
профессионально-значимые личностные
качества педагога-исследователя,
определяющие его лицо как подлинного
ученого, новатора.
Contemporary tendencies in professional education development
УДК/UDC 378.046.4 В. И. Сахарова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
TEACHER’S RESEARCH COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION
В статье рассматриваются требования к исследовательской компетентности педагогов, сформулированные в профессиональном стандарте. Представлены результаты подготовки педагогов к исследовательской деятельности в процессе реализации дополнительной профессиональной программы, направленной на обеспечение их субъектного развития и саморазвития, формирование умений к проведению исследования для получения нового знания.
The article focuses on the requirements of research competence of teachers, that are formulated in the Professional standard. It also presents the results of the training of teachers for research activities in the process of implementing additional professional programs, aimed at ensuring their subjective development and self-development, development of skills to conduct research to gain new knowledge.
Ключевые слова: исследовательская компетентность педагога, профессионально и личностно значимые качества, педагог-исследователь.
Keywords: research competence of a teacher, professionally and personally significant qualities, teacher-researcher.
На современном этапе развития отечественной системы профессионального образования необходимость осуществления педагогами целенаправленной исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности, интеграции научных исследований с образовательным процессом.
Инновационное развитие профессиональной образовательной организации, повышение качества профессионального образования в современных условиях невозможно без
готовности педагогов работать в условиях эксперимента, проводить научные исследования, планировать и организовать исследовательскую деятельность студентов.
Для решения данной проблемы в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО») проведено исследование, в результате которого доказано, что исследовательская деятельность обогащает внутренний мир педагога, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность как важнейший компонент повышения профессионализма педагога — это целостная система принципов и методов изучения субъектов образовательного процесса и их деятельности, базирующаяся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на формирование исследовательской компетентности, профессионального мастерства и творчества педагога. Без постоянного обновления своих знаний и умений работа педагога-исследователя в современных условиях просто невозможна или сильно затруднена.
Требования к деятельности педагогов, сформулированные в профессиональном стандарте и относящиеся к исследовательской компетентности, как правило, реализуются преподавателями в их профессиональной деятельности. Преподаватели разрабатывают и обновляют рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей; учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин, профессиональных модулей программ среднего профессионального образования (СПО), в том числе оценочные средства для проверки результатов их освоения; планируют занятия по учебным дисциплинам, профессиональным модулям программ СПО и другое.
Исследовательская компетентность преподавателей профессиональных образовательных организаций (ПОО), на наш взгляд, ра-
Современные тенденции развития профессионального образования
нее жестко не была отражена в нормативных требованиях к профессиональной деятельности педагога, за исключением квалификационных требований. Профессиональный стандарт определил основные требования к исследовательской компетентности педагога, которые в настоящее время рассматриваются в качестве критериев оценки его профессиональной деятельности. В соответствии с ними педагогам необходимо:
— знать актуальные проблемы, тенденции развития, методы (технологии) соответствующей научной области и (или) области профессиональной деятельности; методологию научного исследования в соответствующей отрасли знаний; теоретические основы и технологию научно-исследовательской и проектной деятельности, требования к оформлению проектных и исследовательских работ и др.;
Исследовательскую компетентность педагогов характеризует социально обусловленный уровень развития личности в данной деятельности, профессионально и личностно значимые качества их педагогической деятельности: мобильные, умеющие развиваться самостоятельно и быть конкурентоспособными на протяжении всей жизни; сохраняющие культурную традицию; обладающие осознанной системой нравственных ценностей.
По результатам опроса педагогов, обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Исследовательская деятельность студентов в уч-
реждении профессионального образования» (январь 2017 г) в ГБУ ДПО «КРИРПО», респонденты отмечали, что современному педагогу-исследователю присущи:
• нацеленность на оптимальные результаты в воспитании и обучении студентов;
• глубокое уважение к личности студента, вера в его возможности;
• способность видеть проблему, противоречия;
• стремление достигать наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагоприятны;
• чувство новизны, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод;
• интуиция, творческое воображение, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, способность принимать и предлагать новое;
• самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснование результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений.
Анализ полученных данных показал, что обучение на курсах помогло многим педагогам разрешить свои профессиональные затруднения (58,3 %), подготовить новый материал для использования в профессиональной деятельности (58,3 %), повысить уровень профессиональной компетентности (66,7 %). Согласно опросу, 87,5 % педагогов отметили, что практико-ориентированные задания, индивидуальные консультации способствовали разрешению имевшихся профессиональных затруднений. Большинство слушателей (91,7 %) отметили, что они получили достаточно полную информацию по всем темам программы курса. Согласно результатам опроса, 91,3 % слушателей полностью удовлетворены качеством образовательных услуг ГБУ ДПО «КРИРПО» в рамках рассматриваемой дополнительной профессиональной программы. Полученные данные указывают на высокую актуальность и практическую значимость сформированной исследовательской компетенции педагога (85,4 %).
Однако для педагога-исследователя характерна еще одна позиция по отношению к собственной деятельности, когда сама деятельность выступает в качестве особого предмета анализа, осмысления и оценки. Рефлек-
Профессиональное образование в России и за рубежом 1
2017
сивное отношение человека к собственной деятельности является одним из условий ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.
К исследовательской компетентности, которой должен обладать педагог, мы относим: готовность к изменениям; способности: быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации; видеть и определять проблему, находить пути ее решения, оценивать результаты; осуществлять наблюдение и анализ педагогических явлений и фактов, на их основе состав-
лять и решать профессиональные педагогические задачи, выдвигать гипотезу; концентрироваться на важном, расставлять приоритеты, планировать, разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты; оформлять материалы в виде отчета-реферата, доклада, научной статьи; работать с первоисточниками; использовать достижения смежных с педагогикой наук.
Таким образом, сопоставление признаков, характеризующих образ педагога-исследователя, дает основание предположить о возможности на основе их развития совершенствовать профессионализм педагога. Показателями такого совершенствования окажутся новые знания, умения, практический опыт в профессионально значимых отраслях науки, развитие личностных качеств, определяющих современного педагога-исследователя, и результаты собственной профессиональной деятельности.
1. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. 121 с.
2. Губанова М. И., Сахарова В. И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса : учеб. пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. 178 с.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 176 с.
В. И. Селезнев, Н. В. Касаткина V. Seleznyov, N. Kasatkina
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICEMAN IN THE MODERN CONDITIONS
В статье анализируется профессиональное обучение сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России с позиций профессионального образования и профессиональной подготовки, приводятся основные педагогические понятия и рассматриваются
оценки результатов профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу.
The article analyzes the professional training of policeman in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia from the
Исследовательская компетентность педагога: пути развития
Морозова Юлия Борисовна
учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской
области им. Т. Г. Мазура»
Задачи современного образования требуют от педагога широкого внедрения в учебный процесс исследовательской и проектной деятельности.
В своем выступление я хотела бы остановиться на исследовательской деятельности учителя во внеурочное время. Научно-исследовательская работа с учащимися ведется в нашей школе уже много лет и если раньше такая деятельность была личным выбором и желанием учителя, то сегодня исследовательская деятельность педагога рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность и даже учитывается в портфолио.
Такая работа требует постоянного самообразования для развития так называемой исследовательской компетентности педагога, на которого возлагается роль научного руководителя.
Сложность этой роли заключается в том, не все педагоги владеют методикой исследования и готовы к практической работе по организации исследовательской деятельности учащихся, т. к. учителя этому никто не обучал. Поэтому ошибки в исследовательской работе зависят больше всего не от отсутствия способностей, а от недостатка необходимых знаний и умений. Помочь в овладении методикой исследовательской работы может участие в методических конкурсах, научно-практических конференциях, знакомство со специальной литературой, встреча с учителями-исследователями. Это дает хорошую практику при отсутствии специализированных курсов.
Говоря о научной и исследовательской деятельности, надо сказать, что она не может носить массовый характер. Если в овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, то для работы в научно-исследовательской области выбираются те немногие ученики, которые имеют желание проводить исследование и у которых хватит терпения довести его до конца.
Как уже было отмечено, серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в школе является отсутствие соответствующих навыков и умений у большинства педагогов.
Подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе, как правило, ведется периодически, от конференции до конференции. Нам просто не хватает времени, мы занимаемся своей главной работой: проводим уроки, классные часы, проверяем тетради и дневники. Как правило, каждый учитель самостоятельно готовит учащихся к участию в научно – практических конференциях всех уровней.
В современной школе должна быть создана система исследовательской деятельности учеников, например в форме научном обществе учащихся, специальных курсах по предметам, например, «Азбука исследовательской работы», «Исторические источники», «Проектно-исследовательская работа по английскому языку» и т.д. Во многих школах они существуют, главное наладить их эффективную работу.
Учебно-исследовательская работа – это особый жанр, предполагающий самостоятельное исследование школьника, которое должно приводить к получению нового знания – того, что еще никто не знал. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Как правило, заинтересовавшись определенной темой, юный автор должен изучить ее по литературе или на практике. Далее надо подумать, что нового может внести в тему сам школьник, понять цели и задачи исследования, обдумать, какие источники необходимы для решения поставленных задач. Найдя или сформировав через полевые исследования эти источники, надо обобщить и проанализировать их, подвести итоги. Последний этап связан с оформлением работы по соответствующим правилам. Этот общий алгоритм организации учебно-исследовательской деятельности, который правда на практике может видоизменяется.
Остановлюсь на основных этапах исследовательской работы.
1. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ
Это – важная часть работы, с нее, собственно, и начинается исследование. Успех проекта напрямую зависит от личной заинтересованности участников учебного исследования преподавателя и ученика в его результатах.
Для педагога важно понимать, какие могут быть выбраны направления исследования, какие проблемы под силу для самостоятельных исследований учащимся школы, какие темы наиболее интересны для подростков. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.
Но не все направления могут стать темой ученической работы. Для подростка не подходят темы общего, абстрактного или теоретического характера. Школьник должен четко видеть предмет своего исследования – историю или очерк конкретной церкви, монастыря, местности, праздника, традиции, семьи, человека. Не по силам подростку темы, имеющие широкие хронологические или географические рамки, требующие умения систематизировать большую массу фактов и событий, выделять среди них общие черты и закономерности.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ НАЗВАНИЯ РАБОТЫ
Немаловажным фактором является удачное название работы. Оно должно быть емким и компактным, с четкой географической и хронологической привязкой, чтобы давать ясное представление о теме и о содержании. Ничего не говорит о содержании работы название «Из семейного архива»; рекомендуется: «Личность моей прабабушки З. П. Шмидт (по материалам семейного архива)». Но с другой стороны, длинных формулировок, с излишней детализацией, дополнительными уточнениями и тем более дополнительными сюжетами следует избегать.
«Грозные будни уездного города» (о событиях 1917-1922 годов в Пугачевском уезде по материалам романа К. Минаева «Пугачевцы»)
Образные формулировки требуют расшифровки, уточнения в самом названии. Вот примеры возможных символических названий: «Край здесь прекрасный» (о пребывании Л. Н. Толстого в Заволжских степях) «На камне веры. Имя царя-страстотерпца Николая II в Коломенском крае». При этом образ, вошедший в название, должен быть «обыгран» в тексте работы: упомянут во введении, раскрыт в основном содержании; или обоснован при подведении итогов в заключении.
3. НАУЧНЫЙ АППАРАТ
Необходимость научного аппарата формальное требование, отличающее научно-исследовательскую работу от публицистических статей, эссе и т.д. Научный аппарат четко определяет структуру учебно-научной работы
Цель и задачи исследования должны быть четко и компактно сформулированы в начале работы. Возможно использование как существительных (исследование, поиск, анализ), так и глаголов (исследовать, найти, проанализировать). Важно соблюдать правило: цель должна быть более глобальной, всеобъемлющей, общезначимой, задачи – более конкретными, они показывают, что вы собираетесь делать. Следует использовать понятия, имеющие исследовательский потенциал: «выявить», «найти», «вскрыть», «определить». Такие понятия как «описать», «показать», «обратить внимание», «проследить» предполагают реферативный характер работы.
В качестве цели может выступать: содействие восстановлению памяти выдающейся личности, воссоздание истории церкви, раскрытие исторической загадки, восстановление «белых пятен» в истории села. В постановке цели исследования не рекомендуется использовать слова «изучить, изучение», т. к. цель исследования должна быть актуальной для общества, а не направлена на самосовершенствование автора. Цель и задачи накладывают на автора и руководителя требование помнить о них в течение всего изложения: в конце работы нужно отметить, достигнута ли провозглашенная цель и решены ли поставленные задачи.
зависят от его специфики, разные исследования требуют разных методов. В ходе работы юный автор может знакомиться с литературой, работать с опубликованными, архивными и другими источниками, искать людей, способных предоставить информацию по конкретным вопросам, организовывать социологические опросы и т.д. Часто используемые школьниками общенаучные и специальные методы:
Ни одно исследование не возможно без опоры на литературу. Ее грамотный подбор очень важен и целиком ложится на руководителя. Литература составляет базу исследования, вводит школьника в изучаемую проблему, намечает направления поисков, дает основу для сравнения и т.д. Научный руководитель должен научить работать с литературой и источниками. Например, рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
1 – заголовок (главная мысль текста);
2 – текст из литературного источника;
3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).
Литература должна быть указана в отдельном списке в конце работы, все издания должны следовать по алфавиту. Каждое издание должно начинаться с фамилии автора (не с инициалов или имени), указываются по названиям; для газетных, журнальных и энциклопедических необходимо указать место публикации и страницы Разумно будет сослаться на работы по избранной теме школьников-предшественников (прошлых лет) наших авторов, если они были. Полноправными «участниками» работ становятся статьи из интернета. Они должны приводиться в соответствии с общими правилами указания литературы: в частности, и для них обязательны автор и название (а не только электронный адрес). РАБОТА С ИСТОЧНИКАМ
Для работы исследовательского характера кроме литературы, необходимо привлечение хотя бы одного–двух источников – именно они дают возможность не повторить выводы предшественников, а самостоятельно проанализировать данные, внести что-то новое.
Для школьных работ в качестве источников привлекаются:
Опубликованные (печатные) источники – это книги, статьи из краеведческих сборников, периодические и непериодические издания и иные материалы. Опубликованные источники, как и литература, могут быть найдены в интернете: например, это электронные базы данных репрессированных и погибших.
– это неопубликованные документы из архивных государственных, муниципальных хранилищ. В группу архивных материалов входят и документы семейных архивов: удостоверения, свидетельства, письма, дневники. Опубликованный в книге архивный документ указывается по месту публикации. Устная история, или полевые материалы – результаты исторических или этнографических бесед с жителями (информаторами), их интервьюирования. Это – самый доступный метод придания работе исследовательского характера. К беседе надо готовиться: продумать темы, которые будут подниматься, подготовить вопросы. В ходе беседы надо успеть записать ответ, причем писать надо как можно более дословно, используя те слова, которые употребляет отвечающий, сохраняя его стиль речи. Вскоре после разговора, пока он на памяти, необходимо проработать записи: расшифровать сокращения, прописать невнятно написанные слова, на отдельной странице записать впечатления о беседе – потом они помогут восстановить ее атмосферу. Тетради с этими записями – это полевые тетради. В ходе полевой работы надо соблюдать этические правила. Собеседник вправе знать о цели исследования, для чего нужна собираемая информация. Надо быть готовым к тому, что не всякий человек захочет отвечать на вопросы, кто-то может отвергнуть просьбу о беседе; кому-то придется не по душе говорить для записи с помощью техники. Не следует настаивать, если собеседник не сможет или не захочет отвечать на отдельные вопросы.
Этим и другим правилам педагог должен обучить своих воспитанников.
Полевые материалы должны быть особо оформлены. Обычные указания полевых материалов: ПМА (полевые материалы автора). Тетради 1–2. Пос. Пески. Лето 2006 г. (т.е. место и год беседы). Беседа с иер. Михаилом Денисовым. Хорошо дать краткую характеристику опрошенных людей (информаторов), указать ФИО, год рождения, образование, род занятий, в какой форме участвует в жизни общины. материалам личного происхождения относят написанные человеком воспоминания, письма, другие семейные документы. Следует различать полевые материалы (беседы, записанные автором) и воспоминания (рукопись, написанная самим человеком и предоставленные автору).
В конце учебно-научной работы необходимо подвести итоги исследования: как решены поставленные задачи, достигнута ли цель, что удалось или не удалось найти, каковы перспективы дальнейших изысканий. Возможны и желательны приложения к работе: страницы редких изданий, архивные документы, старинные и современные фотографии, таблицы, опросники, анкеты и др. При этом информативный потенциал приложений должен использоваться в тексте работы, в частности должны быть ссылки на приложения. Ученики – исследователи представляют результаты своих работ на школьном, районном и всероссийском уровне на научно-исследовательских, научно-практических и краеведческих конференциях: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Отечество. Саратовский край в истории страны»», «Меня оценят в 21 веке», «Инициатива молодых», «Национальное достояние», «Интеллектуальное Возрождение», «Конкурс юношеский и исследовательских и проектных работ по историко-церквоно и т.д.
Педагог в структуре межличностных отношений
общения с учащимися и коллегами;
только по принципиальным вопросам;
стремление к сотрудничеству
уровень изоляции в коллективе равен нулю.
Любознательность, эрудированность, вдумчивость, критичность, логичность, аргументированность, аналитичность, синтетичность;
пытливость, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать гипотезы, выполнять исследования, оценивать, рассуждать, делать выводы и обобщения;
владение культурными нормами, умение самоопределяться в ситуации выбора;
умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог;
Классификация профессионально значимых качеств личности педагога (В. Симонов)
Педагог в структуре
Качества личности педагога-
, позволяющий сохранить веру в успех даже в сложной, критической ситуации;
пониженная эмоциональная утонченность
исключающая чрезмерную реактивность в отношении этически мало приемлемых поступков окружающих и тем самым дающая возможность сохранять душевное равновесие в нелегких условиях педагогической работы;
высокий уровень внутренней локализации контроля волевого действия, проявляющийся в умении сконцентрировать свое внимание, прежде всего на своей роли в постигшей неудаче; достаточная гибкость мышления.
Качества, не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют её успешности
мудрость (наличие жизненного опыта),
Оргдеятельностные
знание своих индивидуальных особенностей, черт характера, темпов и форм занятий;
умение поставить и пояснить творческую цель, составить план ее достижения; способность нормотворчества;
владение методами рефлексивного мышления, самоанализ, самооценка;
коммуникативность, устремленность, независимость, решительность, умение выносить непризнание окружающих; способность организовывать творчество других (педагогическое качество).
КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ – ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (Л. Митина)
Модель адаптивного поведения
Модель профессионального развития
-разнообразие и адекватность, проявляемые как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических).
Интеллектуальная гибкость – способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, возможность отказаться от скомпроментировавшей себя гипотезы и найти способ конструктивного решения проблемы.
– оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости.
– оптимальное сочетание индивидуально эффективных паттернов поведения и разнообразных (оригинальных) способов ролевого взаимодействия
Профессионально значимые качества
Включают в себя
психологические , которые необходимы и достаточны для реализации деятельности
Качества личности, сказывающиеся на эффективности деятельности педагога
слабый инертный тип нервной системы;
Условия успешного развития педагога-исследователя
Чтобы достичь высокого уровня научного развития педагогу требуется непрерывная работа над собой, самообучение и совершенствование своих знаний и навыков деятельности.
Создание научных гипотез сопряжено с рядом трудностей, преодоление которых требует наличия у педагога развитой культуры интеллектуального труда.
Научная подготовка педагога к исследовательской деятельности и успешному формулированию научных гипотез требует соблюдения следующих условий:
Когнитивные
Креативные
эмоционально – образные (эмоциональный подъём в творческих ситуациях, вдохновляемость, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению);
гибкость мышления, инициативность, смекалка, неординарность, изобретатель- ность, независимость, склонность к риску;
способность к генерации идей как индивидуально, так и в коммуникации (беглость);
раскованность мыслей, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы;
проницательность, преодоление стереотипов;
наличие опыта реализации своих творческих способностей и результатов.
Ранжирование профессионально значимых качеств ( Юзефавичус Т
профессионально недопустимые качества
Профессионально-значимые качества личности педагога (А. Маркова)
близки к понятию «способность»
соотнесены с педагогической деятельностью
практическое и диагностическое мышление
предвидение и рефлексия
Портрет идеального педагога (Л. Митина)
вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание
гибкость поведения, гражданственность, гуманность,
деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность
идейная убеждённость, инициативность, искренность
коллективизм, политическая сознательность, критичность,
логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность
порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность
самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность
чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость
Психологические черты
а)сильный, уравновешенный тип нервной системы;
б) тенденция к лидерству;
в) уверенность в себе;
д) добросердечие и отзывчивость;
— сплав духовности, привлекательности и вкуса.
7. — искренность в общении, добросовестность в деятельности.
8. — способность действовать беспристрастно.
9. — осознание педагогом собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
10. ь — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
11. — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с учащимися с учётом их возрастных и индивидуально- психологических особенностей.
13. — терпеливость в работе с учащимися.
14. — вера в ученика и его способности.
Являются качества,
из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности
1. Социальная активность – готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере
2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях
4. Желание работать с учащимися — получение духовного удовлетворения от общения в ходе учебно- воспитательного процесса.
5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
Формирование теоретической и практической готовности педагога к научной деятельности
Не каждому педагогу под силу стать исследователем и заниматься разработкой научных гипотез. Их моделирование опирается на развитие педагогического сознания и работу педагогической мысли в направлении исследования.
Научно-исследовательская деятельность не является простым процессом. К ней необходимо готовиться. И эта подготовка должна быть тщательной, последовательной и планомерной.
Естественно, для проведения исследований и формулирования гипотез педагогу необходимы общепедагогические знания. Они формируются в ходе его профессионального обучения. Однако, они не могут стать основой развития педагога в качестве исследователя. Для этого, требуется развитие его теоретических знаний и формирование навыков практической педагогической деятельности, а точнее, их переход на новый уровень.
Теоретическая и практическая подготовка педагога к научной деятельности сводится к следующему:
«Развитие способности педагога-исследователя к успешному моделированию научных гипотез» 👇
Следует также отметить, что научно-педагогические знания и знания педагога-профессионала т.е. деятельность которого ориентирована на обучение и воспитание подрастающего поколения имеют колоссальные отличия. Чтобы педагог мог встать на путь научного исследования, ему необходимо формирование и развитие педагогического мышления. Оно позволяет придать эвристическую ценность приобретенным педагогическим знаниям и сформировать потребность в их дальнейшем расширении, углублении, анализе и проецировании на различные научные модели педагогической деятельности.
Формирование педагогического мышления связано с развитием аналитических навыков педагога, а именно, к проведению теоретического мониторинга педагогических фактов и явлений. Также, играет роль развитость педагогического воображения, творческого взгляда и наблюдательности.
Профессиональные черты личности
умение организовать всех учащихся сразу;
проверяет степень понимания