пути повышения профессиональной компетенции учителей начальных классов

Квалификационный тест учителю начальных классов.

Тестирование поволяет проверить уровень знаний и компетенций преподавателя (нормативных правовых актов, педагогических основ, различных методик преподавания, технологий образования) с учетом необходимых квалификационных характеристик должностей педагогических работников.

В конце тестирования вы сможете ознакомиться с ответами на вопросы.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области.

Просмотр содержимого документа

«Презентация “Компетенции учителя начальных классов” »

Предлагаем вашему вниманию квалификационные тесты для учителей.

Во многих странах, существует устойчивое усверждение в отношении того, что качество учителей является наиболее важной переменной в школе, определяющей, насколько хорошо ребенок учится. Хотя такое наблюдение вряд ли можно назвать новостью, оно является важной вехой в развитии преподавания как профессии. Он подсказывает, куда следует вкладывать средства, если люди действительно серьезно относятся к обучению школьников и студентов. Это объясняет, почему органы образования должны заботиться о том, что значит быть эффективным учителем, и что создавать условия для поддержки педагогического коллектива, определяемого выполненной практикой.

Органы власти, администраторы и другие лица, чья работа направлена на поддержку практики в школах, должны воспользоваться этим моментом, чтобы переосмыслить каждый аспект пути, по которому люди следуют, чтобы стать опытными учителями. Правильный выбор этого пути и обеспечение того, чтобы все учителя следовали ему, подтверждают совокупность знаний и навыков, которые необходимы учителям, включая курсы повышения квалификации. комплекс мер приводит к стабильному уровню качества, который является отличительной чертой всех настоящих профессий. Никакая профессия никогда не создавалась другим способом, и нет оснований полагать, что преподавание является или должно быть другим.

« Учитель живет, пока учиться»

В процессе воспитания и развития личности ребёнка важная роль отводится учителю.

Начальные классы – это самый важный период человеческой жизни. Ведь от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник.

Я считаю, что начальная школа является настоящей кладовой знаний, что это фундамент всего воспитания будущего человека.

Школа 21 века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.

Переход на 12 – летнее образование требует обновления всей системы образования. А современный учитель должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально – педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно – конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности учителя начальных классов, как я считаю, является «направленность на ребенка», которая преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребенке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактиализации его индивидуальности.

Учитель начальных классов выступает как педагог – воспитатель и детский психолог, который умело подбирает педагогические технологии, методику, позволяющую успешно реализовать главную цель – создание условий для позитивного развития личности младшего школьника.

пути повышения профессиональной компетенции учителей начальных классов

Исходя из своего опыта, я выделяю основные профессиональные компетентности современного учителя начальных классов:

умение учиться со своими учениками;

умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

умение мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетентности;

умение «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

владение проектным мышлением и умение организовывать групповую проектную деятельность учащихся;

умение подводить учащихся к оцениванию своей работы.

Мы, как педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научиться – в этом суть педагогического мастерства. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа – задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим! Наша задача – научить его самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально – экономическое и духовное развитие общества.

Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.

Современного учителя отличает стремление к
достижению профессионального успеха и осознание
путей профессионального роста, а именно:
развитие своих сил и способностей на основе
полученной информации и её использование в своей
деятельности; постоянный анализ своего опыта,
опыта коллег на основе новейших достижений
педагогики и психологии; изучение передового
опыта с учётом индивидуальных особенностей.

В основу выстраивания системы подготовки
учителя к изучению и обобщению передового
педагогического опыта как
практико-ориентированному исследованию лежит
его подготовка к особому исследовательскому
виду деятельности, которая включает в себя
четыре этапа.

1 этап – формирование мотивации –
самооценка своей деятельности учителем в
сочетании с оценкой администрации, формируемая в
процессе проведения систематического
самоанализа; результаты изучения деятельности
педагога (методики “Изучение трудностей в
работе”, “Ваш творческий потенциал”, “Барьеры
педагогической деятельности” и т. ); заполнение
карт “Уровень профессиональной компетентности
учителя” (по А. Марковой), “Психологические
показатели эффективности труда учителя”
способствуют ломке педагогических стереотипов,
осознанию проблем педагогической
действительности. Учитель начальной школы
ориентируется на осознанный выбор программ, УМК,
технологий, систем обучения, на оценивание
эффективности учебно-воспитательных
воздействий.

2 этап – изучение и выявление уровня
готовности педагогов к изучению и обобщению
передового педагогического опыта на основе
готовности к исследовательской деятельности. Методики “Оценка сформированности
конструктивно-содержательных и
конструктивно-оперативных умений учителя”,
“Владение исследовательскими умениями”,
“Изучение профессиональной готовности учителей
к экспериментальной работе” (по В. Зверевой),
“Отношение к исследовательской деятельности”,
собеседования на предмет знания и понимания
учителем сущности передового педагогического
опыта, его компонентов, критериев оценки, методов
изучения помогают учителю начальной школы
определить область знаемого и незнаемого о
передовом педагогическом опыте и
исследовательской деятельности по его изучению,
осознать недостаточность знаний, сформировать
свой образовательный запрос.

3 этап – формирование
научно-теоретической базы, необходимой для
исследования. Овладение понятийным
аппаратом происходит в процессе участия
педагогов в работе психолого-педагогических,
научно-теоретических семинаров,
самообразовании, индивидуальных консультаций.

4 этап – развитие исследовательских
умений. Умения видеть противоречия,
формулировать проблему, определять тему
исследования и обосновывать её актуальность,
ставить цели и задачи, осуществлять отбор и
анализ научной литературы, определять логику и
структуру исследования, прогнозировать
результаты, определять показатели достижения
целей, находить и применять соответствующие
методики исследования, обобщать и описывать
результаты исследования формируются в
практической деятельности по изучению и
обобщению передового педагогического опыта.

Данная система подготовки учителя к изучению и
обобщению передового педагогического опыта как
практико-ориентированному исследованию
предусматривает три уровня деятельности
педагога.

Первый уровень (репродуктивный)
предусматривает знакомство с основами
исследовательской деятельности.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальные консультации;
  • самостоятельное изучение литературы;
  • научно-методические, психолого-педагогические
    семинары.

Второй уровень (эвристический) предполагает
включение учителя начальной школы в
деятельность поисково-исследовательского
характера, направленную на решение проблем,
актуальных для современного процесса
образования, обеспечивает перевод деятельности
учителя из режима получения информации в режим
совместного поиска передового педагогического
опыта, исследовательской деятельности по его
изучению.

  • проблемные группы (внутрикафедральные,
    межкафедральные, ИМЦ);
  • школа передового опыта;
  • школа педагогического мастерства;
  • спецкурс по узким проблемам.

Третий уровень (креативный) призван
обеспечить возможность каждому учителю –
носителю педагогического опыта осуществить
исследовательскую деятельность по его
обобщению.

  • курсы учителей-исследователей, направленные на
    изучение методологии педагогического
    исследования, обоснование собственной
    исследовательской проблемы;
  • открытые занятия по различным темам и вопросам
    УВР;
  • педагогические советы;
  • научно-методические конференции;
  • педагогические выставки, педагогические чтения
    и т.д.

Такой подход по изучению и обобщению
передового педагогического опыта создаёт
условия для перехода от
личностно-профессиональной отстранённости к
личностно-профессиональной включённости
каждого педагога начальной школы в процесс
выделения и осознания коллективных
педагогических достижений. Даёт возможность
представить широкую картину опыта, его масштабы,
уровень и специфику; позволяет формировать у
каждого учителя начальной школы активную
позицию, даёт ему возможность осознать личную
причастность к качественным изменениям в лицее. Формирует понимание необходимости
взаимодействия, партнёрства, ибо результат
работы всей начальной школы складывается из
успешности труда каждого. Повышение
профессиональной компетентности перестаёт быть
формальной обязанностью. Обмен опытом,
сотрудничество рождают новое качество,
повышающее результативность и мотивационную
основу педагогического труда. Результативность
представленной модели можно определить по
количественным и качественным показателям
повышения профессиональной компетентности
учителей начальных классов и положительной
динамике уровня обученности и развития учащихся
лицея.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Манильская средняя школа»

Доклад на тему:

Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Современный мир динамичен, изменчив. Меняется всё: научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Сегодня, в XXI веке, в эпоху глобализации образования, знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства.

Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, и именно изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности, и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование. Дистервег писал об учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию и от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Это и система стимулирования сотрудников, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы мотивации позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы в форме методического объединения учителей, задачей которого, является помощь учителям в анализе своего профессионального мастерства. МО помогает вселить в учителя уверенность в свои силы. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Залогом профессионального успеха также служат полученные знания на курсах повышения квалификации. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его педагогическое мастерство.

Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование – плановый процесс, который строится на основе анализа деятельности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога, является распространение собственного педагогического опыта, изучение опыта коллег. Активное участие в различных конференциях, семинарах, вебинарах дают педагогу возможность не только распространять свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвовать в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для объединения возможностей.

Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио -это отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка педагога и анализ собственного педагогического опыта, осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – это процесс, стимулирующий творчество учителя, хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Таким образом, вышеперечисленная работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Индивидуальный план профессионального развития

педагога начальных классов

МБОУ ПГО «СОШ с. Полдневая»

Ожиговой Марины Викторовны

(на период с 01. 2020г по 01. 2023 г)

Методическая тема: Развитие познавательной активности у детей младших школьников через повышения учебной и творческой мотивации с использованием ИКТ и интернет ресурсов.

Мои профессиональные достижения: Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс. Посещение вебинаров по теме самообразования. Мои профессиональные дефициты: 1. Разработка заданий для учащихся в электронном виде. Участие в профессиональных конкурсах с применением ИКТ. Цель профессионального развития: – освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи: Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий. Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся. Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД. Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. Формы самообразования: 1. индивидуальная – через индивидуальный план, 2. групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов, а также через участие в жизни школы Предполагаемый результат: Повышение успеваемости и качества знаний учащихся, мотивация к творческой деятельности. Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС. Формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия. Формулирование собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Участие в педсоветах, семинарах,  в работе школьного ЛМО учителей начальных классов. Умение оказать практическую помощь коллегам.

Виды деятельности Сроки Форма предоставления результатов 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы 1. Изучение научно-методическойлитературы. Систематически КонспектыПамяткиРекомендации 2. Обзор в Интернете информации по своим предметам, педагогике, психологии,инновационным технологиям. Участие в методическом школьном объединении, в жизни школы. Выполнение работы руководителя ШМО (планы, протоколы заседаний, пополнение папки МО, разработка предметной недели, анализ работы МО за год и т. ) В течениегода,по плану ШМО, по плану ГМО 1. Планы заседаний МО, предметной недели;протоколы заседаний МО, папка ШМО. Анализ открытых уроков, внеклассных мероприятий. Конспекты выступлений. Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий,недели математики. Выступления на заседаниях школьного МО, педагогических советах. 4 Общение с коллегами своей школы, школ города. Обобщение опыта 1. Разработка конспектовуроков. В течениегода Комплектыметодико-дидактическихматериалов. Разработка индивидуальныхдифференцируемых заданий для учащихся. Разработка комплектавходных и выходныхсамостоятельных, контрольныхработ, в том числе и тестов. Разработка комплектаолимпиадных задач. Участие в открытых мероприятиях школы города Полевской. Работа с одарёнными детьми 1. Определение уровня развития личности ученика при помощи психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по математике; В течениегода Индивидуальный план развития. 2 Создание ситуации успеха;Индивидуальный прогресс ученика. Повышение квалификации 1. Посещение вебинаров по предметам начальной школы В течениегода Конспекты. Анализы уроков и мероприятий,удостоверения, сертификаты. Посещение уроков своихколлег. Прохождение предметных курсов. Аттестация учителя 1. Подготовить результативность обучающихся по освоению образовательных программ и динамику их достижений за последние два года. Создать программу по формированию универсальных учебных действий. Пройти аттестацию на категорию. 2020-2025 уч. год 1. В печатном виде для аттестации. В печатном виде для аттестации. Папка со всеми материалами для аттестации. Работа по улучшению качества обученности учащихся 1. Подготовить учащихся к ВПРВыполнение мониторингов по результатам впр. К 2025 году Анализ работ 7. Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время 1. Совершенствовать систему подготовки учащихся к ВПР 2019-2025 Конспекты. Анализы уроков и мероприятий,удостоверения, сертификаты 2. Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования. постоянно 3. Создать условия для участия одаренных детей в муниципальной олимпиаде и конкурсах разного уровня 2020-2025 4. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на муниципальном и региональном уровне. 2020-2025 5. Вовлекать больше учащихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. 2020-2025 6. Вовлекать учащихся в творческую деятельность для участия в конкурсах. ежегодно

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Аттестация на первую квалификационную категорию.

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, страны в области обучения и воспитания.

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ.

Использование возможностей Интернет на уроке.

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

Проведение диагностик, срезов, анкетирование. Проверка и углубление знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам с использованием тестов.

Развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков.

Проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

Выступление перед коллегами на ШМО, педсовете, семинаре.

Оформление портфолио.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы.

Участие в профессиональных конкурсах на городском и республиканском уровнях.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время.

Систематически пополнять «Портфолио учителя» результатами работы над темой самообразования.

Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском, республиканском и всероссийском уровне.

Вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий.

Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития 2020-2021 учебный год.

«Образовательная деятельность с обучающимися с ОВЗ в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», ИРО,32 ч -2020г

«ФГОС НОО в соответствии с приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021г, ЦИОиВ,44 ч – 2021г2. Участие в ШМО, как руководитель

Участие с детьми в дистанционных конкурсах

Международная Конкурс-игра «Слон» по математике- декабрь 2020г

Международный Чемпионат начальной школы «Вундеркинд»-январь 2021г

Всероссийский исторический диктант «Диктант Победы»

Участие в городских конкурсах

Городской КВЕСТ «По тропинкам добрых сказов» декабрь 2020г

Городской турнир смекалистых январь 2021г

Работа с сайтом УЧИ. РУ для повышения учебной мотивации, участие на сайте в олимпиадах и марафонах.

БЕЛЕЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ РСО-АЛАНИЯ

СТАЖ 34 ГОДА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Китайские мудрецы говорят :  Не дай Вам Бог жить во время перемен.

Именно в такое время перемен в образовании , живём мы с вами и наши ученики. Время перемен – это время новых возможностей. Так вот, какие бы перемены не происходили  в образовании: новые стандарты, мониторинги, ВПР, учителя начальных классов первые на « своей шкуре» если можно так сказать почувствовали эти новшества.

Проведение уроков по ФГОС с совершенно другой структурой и этапами, составление рабочих программ, а затем календарное планирование с учетом сокращения часов ,но не программы ,технологические карты уроков с описанием всех УУД на каждом этапе урока. Всё это мы, как говорится, «пропустили через себя». Начинали трудно, доходили до всего сами, потому что и подсмотреть тогда было ещё негде, да и курсы ничем практически помочь не могли, кроме общих фраз.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю. Он должен осознавать значение своего профессионального труда и быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Мы должны быть не трансляторами знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что мы должны быть активными пользователями информационных технологий.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

Готовясь к педсовету, проработав целую кучу литературы по данному вопросу, я выделила для себя пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов, хотя в разных источниках эти критерии интерпретируются по разному и количество их тоже варьируется.

Общекультурный критерий.

Общепрофессиональный критерий.

Коммуникативный критерий.

Личностный критерий.

Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий включает в себя

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области профессионально-педагогических новинок;

культура речи учителя.

Общепрофессиональный критерий (важно!!!)

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Часто учитель начальных классов вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить два показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по данному критерию:

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность своему делу.

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам. (чего нам и не хватает)

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива и перспектив его развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:

умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;

уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

уметь организовать понятийную работу детей.

Помимо этого мы должны:

– разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты

– уметь проводить педагогический мониторинг

– владеть ИКТ Также  учитель начальных классов должен использовать электронные приложения и интернет ресурсы.

-знать особенности работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии

– разрабатывать и составлять технологическую карту урока(КОТОРАЯ ОТНИМАЕТ УЙМУ ВРЕМЕНИ)

– быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении

– обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов

Итак, это были требования к учителю начальных классов, и все мы прекрасно понимаем, чтобы соответствовать таким требованиям, мы должны быть обеспечены всем вышеупомянутым оборудованием. А для нас счастье, если   утром включился интернет и есть возможность зайти в «дневник», не говоря уже о том что онлайн приложения и интернетресурсы к сожалению, рассчитаны на более высокую скорость, чем та, которую нам предоставляют наши работодатели. Вот и приходится всё скачивать дома на носители, чтобы провести урок по всем требованиям стандарта. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая, конкретная ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить  творческий уровень учителя, уровень  его компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличивать объём требований к учителю, количество отчётов и бумаг, но и создать ему  такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию, творческой активности самого педагога. дать нам заниматься непосредственно нашими прямыми обязанностями, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

«Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Состав методического объединения

Новицкая Светлана Викторовна – учитель начальных классов,                                                          руководитель МО

Иванова Светлана Анатольевна – учитель начальных классов

Берникович Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов

Хашковская Екатерина Андреевна – учитель начальных классов

Королева Екатерина Васильевна – учитель начальных классов

Малашенко Ольга Вячеславовна – учитель-дефектолог

Моесеенко Марина Николаевна – учитель-дефектолог

Кашкур Ольга Ивановна – учитель-дефектолог

Старовойтова Ольга Алексеевна – учитель-дефектолог

Пахоменкова Галина Михайловна – воспитатель ГПД

Кирилова Галина Николаевна – воспитатель ГПД

Раханова Алина Михайловна – воспитатель ГПД

«Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Цель: создание условий для совершенствования уровня педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетентности с целью обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образования.

Задачи методического объединения

на 2021/2022 учебный год:

  • актуализация и углубление знаний учителей по вопросам организации, управления и стимулирования самостоятельной  и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов;
  • включение учителей начальных классов, учителей-дефектологов, воспитателей ГПД в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;
  • овладение учителями современными средствами коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов, а также способами организации обучения учащихся с их использованием;
  • выявление эффективного опыта учителей начальных классов по организации, активизации, управлению и контролю учебно-познавательной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования;
  • методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.

Заседание №1 (август, 2021)

Тема:  Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Вопросы для обсуждения

Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году:

Образовательный стандарт начального образования: цели и ожидаемые результаты начального образования; основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов; требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования (личностные, метапредметные и предметные).

Инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году, создания безопасных условий организации образовательного процесса.

Эффективность использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам (учебные пособия и учебники, контрольно-измерительные материалы, дидактические и диагностические материалы, тетради на печатной основе, таблицы, атласы, настенные и контурные карты, другие учебные наглядные пособия).

Информационно-методическая поддержка образовательного процесса на I ступени общего среднего образования: использование возможностей национального образовательного портала для организации образовательного процесса; электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе.

Информация, учитель начальных классов Иванова С.

Анализ результатов работы методического объединения учителей начальных классов в 2020/2021 учебном году.

Анализ, руководитель методического объединения Новицкая С.

Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

Информация, руководитель методического объединения Новицкая С.

Организация работы в 2021/2022 учебном году с одаренными и высокомотивированными учащимися, проведение школьных и дистанционных олимпиад, конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности на I ступени общего среднего образования.

Информация, заместитель директора по учебной работе Выходцева И.

Заседание №2 (ноябрь, 2021)

Тема: Организация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях и управление ею.

Форма проведения: методическая консультация.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению учебного материала.

Доклад, учитель начальных классов Иванова С.

Применение индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Доклад, учитель начальных классов Новицкая С.

Организация и управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий по предмету.

Доклад, воспитатель группы продленного дня Пахоменкова Г.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями.

Доклад, учитель начальных классов Берникович Н.

Использование современных средств коммуникации и образовательных интернет-ресурсов при организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Доклад, учитель начальных классов Хашковская Е.

Организация образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития.

Доклад, учитель-дефектолог Кашкур О.

Заседание №3 (январь, 2022)

Тема: Контрольно-оценочная деятельность учителя как средство стимулирования учебной деятельности учащихся

Форма проведения: семинар-практикум

Формы, методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.

Формирование у учащихся начальных классов умения самостоятельно и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Практика оценивания различных видов учебной деятельности учащихся.

Заседание №4 (март, 2022)

Тема: Особенности организации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием современных средств коммуникации, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов

Форма проведения: семинар-практикум.

Структура единого информационно-образовательного ресурса. Анализ материалов для начальных классов, размещенных на едином информационно-образовательном ресурсе.

Использование современных средств коммуникации, онлайн-взаимодействия и образовательных интернет-ресурсов при организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности, по вопросам организации, упрвления и контроля самостоятельной  учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.

Доклад, учитель-дефектолог Малашенко О.

Заседание №5 (май, 2022)

Тема: Итоги 2020/2021 учебного года – степень реализации цели и задач.

Форма проведения: круглый стол.

Итоги работы по организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Анализ работы МО учителей начальных классов, учителей-дефектологов, воспитателей ГПД за 2021/2022 учебный год.

Обсуждение перспективного планирования работы МО на 2022/2023 учебный год.

Система Российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе
образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –
школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на
практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных
инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог
должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и
профессионализма.

Приложение. (Презентация).

Слайд 1. Формирование профессиональной компетентности учителя
начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО.

Что же такое профессиональная компетентность?

Слайд 2. Понятие профессиональная компетентность педагога – это
единство его теоретической и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Слайд 3. Под профессионализмом понимается особое свойство людей
готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых разнообразных условиях.

В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения
человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая
соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для
приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и
характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками
высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

  • Специальная, или деятельностная профкомпетентность – владение
    деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только
    наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  • Социальная профкомпетентность – владение способами совместной
    профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном
    сообществе приемами профессионального общения.
  • Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и
    саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации.
    Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную
    деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  • Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции,
    готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному
    старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном
единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к
деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный
результат.

Слайд 5. Наш великий педагог ХХ века В. Сухомлинский предупреждал:

“Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,
– в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание
учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте
эту почву”.

Слайд 6. Тема деятельности МО на этот учебный год: “Повышение
качества образования в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе”.

Цель: повышение качества образования младших школьников путем
формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в рамках
введения ФГОС НОО.

Задачи: осуществлять внедрение новых образовательных стандартов в
начальной школе и обновление системы качества образования; организовать
методическую работу с педагогами.

Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, мы и
определяем условия успешной реализации ФГОС НОО, в частности, условия успешного
формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них
первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь
недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет
дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Итак, каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника формирование
учиться и способности организации своей деятельности? Самое первое – это
педагогическая профессиональная компетентность учителя.

Слайд 7. В нашем лицее она складывается из курсовой подготовки,
семинаров, мастер – классов, обеспечения и изучения методической литературы,
педагогических сообществ различного уровня, проведения открытых уроков,
публикаций, участия в профессиональных конкурсах, создания портфолио и работа по
внедрению ФГОС НОО.

Подробнее я и хочу об этом рассказать.

Слайд 8. Работать по введению ФГОС НОО мы начали задолго до
сегодняшнего дня. Уже с 2008 года при прохождении курсовой подготовки в
КРИПКиПРО педагоги делились новыми знаниями: Гусарова Г. , Гребенюкова Л. ,
Почанкина О. , Ходырева Н.

За предыдущий учебный год мы посетили несколько семинаров в МОУ “Лицей №17”,
на методсоветах лицея, педсоветах, МО изучали нормативные документы, ездили на
разовые семинары в КРИПКиПРО, подбирали для изучения методическую литературу. В
марте были написаны нами программы по внеурочной деятельности, в августе-начале
сентября рабочие программы по учебным дисциплинам. В апреле изучили и
познакомились с новым учебным планом. Летом закупили учебники по программе
“Школа 2100”.

Слайд 9. В сентябре этого учебного года была создана
экспериментальная творческая группа учителей по введению ФГОС НОО. Это педагоги,
работающие в настоящее время в первых классах: Гусарова Г. , Гребенюкова Л. и Ходырева Н. Именно на них лег большой объем работы по подготовке введения
ФГОС НОО. До 2014года им нужно будет составить рабочие программы по учебным
дисциплинам и по внеурочной деятельности для 2-4-ых классов в соответствии с
требованиями нового образовательного стандарта.

А еще к этому необходимо разработать эффективную систему методического
сопровождения образовательного учреждения по освоению нового государственного
образовательного стандарта.

Слайд 10. В своей практике на уроках педагоги применяют различные
педагогические технологии: игровые, ИКТ, проблемное обучение, проектная и
исследовательская деятельность, формирование продуктивного чтения.

Я хочу подробнее остановиться на проектной и исследовательской деятельности.

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. для
каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна
быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой
развития ребенка.

В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как
взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на
практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт
способов деятельности. Считаем, что проектная деятельность позволяет приобрести
умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.

Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности
обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее
обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся,
учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только
конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. За месяц, который обучающиеся провели в лицее, мы выполнили несколько проектных
работ.

Слайд 11. Литературное чтение. Проект “Речь”.

Слайд 12. Математика. Проект “Сложение”.

Ученица из геометрических фигур сложила рыбку. Спрашиваю:

– Что сделала Карина? (Рыбку. )
– Как она сделала рыбку? (Она ее сложила из геометрических фигур. )
– А как? (Собрала их вместе. Сложила. )
– Рыбка – результат действия сложения.

Далее вводится знак “+” и делается вывод, что при сложении число предметов
увеличивается, их становится больше.

Слайд 13. Следующий проект был выполнен на уроке окружающего мира
по теме “Предметы и их признаки”.

В результате исследований по группам ребята узнали, что предметы можно
отличить по цвету, по форме, по размеру, по вкусу, по запаху, по частям, по
материалу, по свойствам, по осязанию.

Такие уроки очень интересны для детей. Ведь по своей природе они– маленькие
исследователи.

Слайд 14. И, конечно же, по новым ФГОС мы проводим внеурочные занятия. Уже есть первые результаты. В сентябре была проведена Осенняя спартакиада. Это
первые достижения детей. В конце сентября прошел праздник осени. В начале
октября ходили в поход. Для первоклассников это были очень яркие события,
которые надолго останутся в памяти их и их родителей. На внеурочном занятии
“Юный краевед” прошла встреча с ветераном педагогического труда Пановой
Анастасией Ивановной.

Слайд 15. Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС НОО,
апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для
творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то
есть профессиональная компетентность.

Спасибо за внимание!

Демонстрационный вариант тестирования профессиональной компетенции учителей математики

Вы принимаете участие в апробации инструментария для изучения

профессиональных компетенций учителей математики.

Вам предлагается выполнить 14 заданий, связанных с различными аспектами

педагогической деятельности учителя. Цель данной работы – выявление характерных

затруднений, с которыми сталкиваются учителя математики в своей профессиональной

Каждое из заданий 1–6 предполагает краткий ответ в виде числа, или нескольких

чисел, или последовательности цифр, которые надо записать в отведенном для этого

Каждое из заданий 7–14 требует развернутого ответа, записанного в работе

в соответствующем поле.

пути повышения профессиональной компетенции учителей начальных классов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *