развитие профессиональной компетенции молодого педагога

Марина Федотова
Педагогический совет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»

Федотова М. , старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3 «Светлячок»

города Алатыря Чувашской Республики

Цель: повысить значимость использования инновационных педагогических технологий при реализации ФГОС в воспитательно-образовательном процессе.

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении; способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в воспитательно-образовательном процессе.

Форма проведения : «Деловая игра»

Подготовительная работа.

– анализ календарных планов и планов самообразования педагогов

– анкетирование педагогов «Инновации в педагогическом процессе».

– проведение тематического контроля «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ»

План проведения педсовета :

Теоретическая часть.

Выступление председателя педагогического совета : «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Итоги тематической проверки: «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ» – сообщение старшего воспитателя.

Анализ анкетирования воспитателей «Инновации в педагогическом процессе» – сообщение старшего воспитателя.

– «Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста»;

– «Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка»

Практическая часть.

Деловая игра «Профессиональная компетентность»

III. Решение педагогического совета.

«Совершенствование уровня
профессионального мастерства педагогов для эффективности повышения качества
образования»

Цель: повышение мотивации учителей к совершенствованию
профессионального мастерства.

Определить наиболее значимые пути развития профессиональной
компетентности учителя.

Показать элементы современных педагогических технологий, способствующих
достижению высокого уровня профессионализма и мастерства учителей и предметных
компетенций обучающихся.

Определить актуальные проблемы 
дистанционного обучения в УВК.

Показать необходимость
самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального
мастерства учителя.

Обобщить опыт педагогов по организации деятельности обучающихся в
инновационной образовательной среде.

Добрый день,
уважаемые коллеги!

Я 
рада приветствовать вас на педагогическом совете. Надеюсь, что он будет
интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы
останетесь довольны проделанной работой.

ТРЕНИНГОВОЕ
УПРАЖНЕНИЕ « ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ»

Каждому участнику раздается лист бумаги.

У
Вас есть чистый лист бумаги, оторвите от него столько,


сколько Вы уделяете времени своей работе,


сколько у Вас времени уходит на отдых,


сколько времени уделяете своим родным,


сколько времени тратите на свое здоровье.

А
теперь сравните количество времени, потраченного на работу, с тем, что вы
тратите хотя бы на здоровье. Не говоря уже об отдыхе и внимании своим родным.

Однозначно
можно сказать, что сегодня учитель большую часть времени уделяет работе. И это
не случайно. Ведь учитель – это не профессия, это призвание.

Слайд 2. Кандидат педагогических наук, профессор, автор многих методических
пособий для педагогов Владимир Михайлович Лизинский высказал неизменную истину
“Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он
обретает право учить”.

Слайд
3. Хочу
ещё напомнить известную фразу древнего китайского мыслителя и философа
Конфуция «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен».

Задумавшим
над этими двумя выражениями, можно предположить, что речь  на нашем педсовете
пойдет о современном учителе, который действительно сейчас живет и работает во
времена  перемен. Может, стоит не согласиться с китайской мудростью?

Слайд 4. Тема педсовета «Совершенствование
уровня профессионального мастерства педагогов для эффективности повышения
качества образования»

Задачи педсовета.

Современный мир
сложно представить без Интернета. Глобальная сеть используется во всех сферах
жизнедеятельности человека и образование не исключение.

Сегодня педагогам приходится иметь дело с поколением, которое
выросло в эпоху Интернета. Дети знают о новых технологиях больше, чем мы,
учителя. И нам нужно это признавать. Учитель перестает быть для ученика
единственным источником информации.

Да,
учитель знает намного больше, но в поиске информации проигрывает своим
ученикам. И дело не в его нежелании поспевать за требованиями времени, а в
чрезвычайной загруженности.

Что
мы, учителя, хотим от обучения? Конечно же, результата.

Слайд 5. Великий детский и семейный психолог,
автор книг-бестселлеров, Ю́лия Бори́совна
Гиппенре́йтер 
вывела в своё время формулу о четырёх важных результатах любого обучения. Я предлагаю всем нам познакомиться с этой формулой.

Итак,
когда ребёнок или студент (или даже взрослый человек) чему-то учится, он в
итоге приобретает (или, к сожалению – не приобретает) четыре
результата, с которыми, как с лич­ным сокровищем выходит затем в жизнь. Сколько
на выходе сокровищ будет у него «в ко­шельке», зависит от учителя.

Слайд 6. Первый результат
обучения. Первое
сокровище (Самое очевидное)

Знание, умение,
навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.

Второй результат
обучения. Второе сокровище

Тренировка общей
способности к дальнейшему самообучению (Знаменитое «научиться учиться»).

Третий результат
обучения. Третье сокровище

Самооценка
или эмоциональный след, оставленный от занятий данным видом
деятельности. Отзанимавшись, ученик на выходе получает либо

1) удовлетворение
(собой и миром), либо

2) разочарование
(собой и миром).

Они и
приводят затем либо к любви, либо к ненависти по отношению к целым областям
знания. А главное, они приводят либо к повышению уверенности в себе или же,
наоборот, к понижению таковой.

Четвёртый
результат обучения. Четвёртое сокровище

Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом. Она, эта память, влияет на многое.

В случае,
если ученик и учитель остались довольны друг другом, ученик может уже не ну­ждаться
в дальнейшей мучительной профориентации, в профессиональных поисках себя. Он
чётко будет представлять себе своё место в мире, и место это будет окрашено для
него в позитивные краски. Какие бы проблемы и сомнения не одолевали этого
человека впослед­ствии, позитивный опыт общения с учителем, не даст ему
пропасть или потерять веру в себя и своё ремесло.

Посмотрим, кто приходит
сегодня к нам учиться. Каковы же современные дети.

Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление «Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» мне хочется начать словами В. Пахальяна: « Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации, личностного и профессионального роста»

Впервые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования. Компетенции педагогов, реализующих программы дошкольного образования, раскрыты в Стандарте дошкольного образования. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:• воспитательно-образовательной;• учебно-методической;• социально–педагогической. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:• осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;• обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:• планирование воспитательно-образовательной работы;• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:• консультативная помощь родителям;• создание условий для социализации детей;• защита интересов и прав. Успешная деятельность по трем направлениям (воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально–педагогической) возможна только в случае обладания педагогом совокупностью профессиональных компетенций:1) методологической,2) психолого-педагогической,3) коммуникативной,4) исследовательской,5) презентационной,6) акмеологической,7) ИКТ-компетентностью,8) эмоциональной компетентностью. Исходя из современных требований, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:- работа в методических объединениях, творческих группах;- исследовательская, экспериментальная деятельность;- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;- различные формы педагогической поддержки;- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;- обобщение собственного педагогического опыта;- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);- прохождения различных курсов повышения квалификации. Как современный творческий педагог, я повышаю свою профессиональную компетентность всеми доступными способами.

Методологическая компетентность.

В своей работе использую системно-деятельностный подход.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми.

Презентационная и ИКТ – компетентность

Презентую опыт своей деятельности на личном сайте в «Социальной сети работников образования», учительском портале «инфоурок», педагогических советах МБОУ-ООШ №13.

Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

Практическое овладение приемами общения позволило осуществлять позитивное, результативное взаимодействие с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений – совместные событийные мероприятия: родительские собрания, совместные праздники, открытые занятия.

педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Провожу открытые занятия по познавательно-исследовательской деятельности. В группе оформляю предметно-пространственную развивающую среду.

Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

– уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

Готовлю презентации для занятий, открытых мероприятий и родительский собраний.

Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. А закончить своё выступление я хотела бы словами В. Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Доклад на тему:

Разработала: Климентьева И.

МБОУ – ООШ № 13 п. Черёмухи

«Развитие профессиональной компетентности педагога, как инструмент повышения качества образования»

Подготовил: Е. Лысенкова,

старший воспитатель ДОУ

Сентябрь, 2019 г.

Современная система образования усиливает внимание к профессиональной деятельности педагога. Подтверждение тому обнаруживается в различных документах, принятых на федеральном уровне: «Закон об образовании в Российской Федерации», «ФГОС ДОО», «Профессиональный стандарт» педагога.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Что же входит в профессиональную компетентность? Профессиональная компетентность педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Проще говоря, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Структура профессиональной компетентности:

– включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук;

– профессиональные умения и опыт;

– личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Основным источником профессиональной компетентности педагога является самосовершенствование, т. самообразование и самовоспитание. Этой функции отводится особенная, важная роль.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Составляющее: «Ежедневная работа с информацией».

Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, открытому мероприятию и др. у педагога должна возникать необходимость поиска новой информации с использованием печатных материалов или интернет-ресурсов, но для этого педагог должен умело владеть компьютерными технологиями (как говорится: «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой»)
2. Составляющее: «Желание творчества и креатива»

Воспитатель – профессия творческая. Творческий и креативный человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, идти «в ногу со временем».

Составляющее: «Изменения, происходящие в жизни общества»

Эти изменения в первую очередь отражаются на детях (начиная уже с дошкольного возраста), формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ пассивного педагога, как «несовременного человека»

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, или школу, просятся к конкретному педагогу.

Составляющее: «Материальное стимулирование»

Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Составляющее: «Интерес»

Активное участие в конкурсах на различном уровне. Посещение обучающих интернет курсов и веберов по темам самообразования, самодиагностика, самомотивация, самокоррекция, вера в себя.

В заключении можно сделать вывод: неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А теперь предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Овощи» (по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»,

Старший воспитатель просит педагогов взять атрибуты – имитации овощей из бумаги, перевернуть их и прочитать фразу, которая там написана.

Затем старший воспитатель читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи» в переводе С. Михалкова. Когда педагоги слышат название своего овоща, произносят соответствующую фразу.

«Хозяйка однажды с базара

с базара домой принесла:

без меня никуда

пора садиться на диету

я тут случайно пробегала

) и свеклу (

никаких вам послаблений!

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на

(без меня никуда)?

(пора садиться на диету)?

(я тут случайно пробегала)

(никаких вам послаблений!)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошка (без меня никуда)?

Капуста (пора садиться на диету)?

Петрушка (я тут случайно пробегала) иль свекла (никаких вам послаблений!)?
Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

И суп овощной оказался не плох!

Хочу всем сказать спасибо за ваше творчество! Вы умницы! (старший воспитатель дарит всем медальки)

Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

В современном обществе происходят стремительные обновления во всех областях профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному развитию молодых специалистов. В Концепции модернизации российского образования акцентируется внимание на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность.

Определение профессиональной компетентности педагога в нашем образовании появилось сравнительно недавно. Сейчас вопрос формирования профессиональной компетентности педагога как никогда актуален в педагогической общественности.

В педагогическом словаре профессиональная компетентность определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Таким образом, ответственность за приобретение опыта практической работы возлагается на образовательное учреждение и наставника, который обычно «прикрепляется» к молодому специалисту. Качество зависит от уровня наставника и педагогического коллектива, в который попадает молодой специалист. Основными способами формирования профессиональной компетентности на данном этапе являются Школа молодого учителя и наставничество. Формируются ли профессиональные компетенции у молодого педагога, которые, несомненно, очень важны для дальнейшей педагогической работы, неясно, если не знать планов работы администрации конкретной школы по работе с молодыми специалистами.

На пути совершенствования и развития профессиональной компетентности молодому педагогу придется пройти следующие этапы:

Активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях

Трансляция собственного опыта

Однако ни один из перечисленных этапов не будет эффективным, если педагог не испытывает потребности в повышении собственной профессиональной компетентности. Отсюда следует, что необходимо обеспечить создание благоприятных условий для педагогического роста и стимулировать внутреннюю мотивацию молодых педагогов. Проблема управленческого содействия молодым педагогам является сегодня достаточно актуальной.

Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, владеть методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

В связи с этим к системе российского образования стали предъявляться другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий – способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л. Выготского, А. Леонтьева, П. Гальперина, Д. Эльконина, А. Запорожца, В. Давыдова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Этапы урока, способствующие формированию вышеперечисленных УУД:

1 этап – актуализация опорных знаний

2 этап – постановка учебной проблемы

3 этап – формулирование проблемы, планирование;

4 этап – открытие нового знания;

5 этап – применение нового знания

6 этап – рефлексия

Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД: должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между учениками и учителем. Учитель должен помнить, что обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Новый Стандарт ориентирован на результат. Теперь будут учитываться не только знания, умения и навыки по предметам, но и межпредметные результаты и личностные, то есть развитие конкретного ученика с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, ученик становится активным участником образовательного процесса и не просто слушает учителя, который рассказывает новый материал, а учится сам добывать знания.

Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы получать от своей работы удовлетворение, а не изматывающую усталость и раздражение.

Слайд 7. Особенности современных детей.

Дети 21 века в каком-то
смысле воспитаны Интернетом, поэтому мы можем наблюдать у них особенности
поведения и восприятия информации: практически всю информацию дети получают из
интернета, а потому умеют отлично с ней работать. Виртуальное общение они ставят
выше личных контактов. У них изменилось творчество: ребята умеют делать сайты,
снимают видеоролики, могут создать мир в онлайн-игре.

Личные
качества

Все педагоги замечают
нетерпеливость современных детей, им трудно сосредоточиться на том, что
вызывает у них мало интереса, порой они могут и попросту игнорировать задание,
в котором не заинтересованы. При этом для них важным качеством остается
честность, их трудно обмануть. При этом дети современного мира могут выполнять
много задач одновременно: скачивать фильм или музыку, делать домашнее задание,
выполняя поиск необходимой информации в интернете, обедать и общаться с
друзьями в соцсети и с родными в чате.

Слайд 8. Психические
процессы

Внимание: резко
снизилось время концентрации внимания, теперь 45 минут внимания ребенка – это
ушедший сон, сейчас масса детей не может держать внимание на объекте столь
длительное время.

Мышление стало
«клиповым»: информация перерабатывается короткими фрагментами. Толстые тома
художественной литературы современным детям не осилить, а вот клипы, короткие
тексты в интернете – усваиваются легко и быстро.

Повышенная
подвижность: таких ребят называют гиперактивными, у них процессы
возбуждения преобладают над торможением, а потому длительно быть внимательным
они не могут физически.

Дети часто погружены в
себя, что является защитой от проблем современной жизни.

Слайд 9. Успешное обучение, которое обуславливается высокой
результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения
активного взаимодействия между всеми его участниками.

Изменились роли участников образовательного процесса. Учитель становится
организатором деятельности учащихся, при которой ученик самостоятельно
осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Слайд 10. Как учителю работать с современными детьми? Каковы особенности
современного урока?

Динамичный урок с частой сменой
видов деятельности, для решения задачи необходимо давать ограниченное время в
счете на минуты. Урок должно отличать быстрое получение результатов, их анализ
и адекватная реакция на полученный отклик.

Урок должен быть эмоционально
насыщенным, построенным на традиционных методах с применением доски и мела,
но с обязательным использованием новых технологий в обучении.

Задания с использованием
интерактивных дидактических игр очень разнообразят урок и позволяют ребенку
постоянно находиться в позиции активного участника урока.

Каждый урок необходимо привлекать детей
к совместной образовательной деятельности через использование групповой и
парной работы.

Недостаточно опираться на клиповое
сознание. Необходимо расширять границы,  предлагая детям переходить от коротких
текстов к более длинным, при этом включать в работу технологии критического
мышления и разнообразные виды работы с текстом.

Если вы хотите, чтобы на уроке дети
запомнили больше, давайте им избыточную информацию, которая четко
структурирована, логична и последовательна, стройте вместе с детьми систему
знаний, не опирайтесь на фрагментарность. Иллюстрируйте примерами то, о чем
говорите, предлагайте содержание урока с опорой на уже изученное через
взаимосвязь пройденного и нового материала.

Слайд
11. К каким же методам должен прибегнуть педагог, чтобы повести
учеников за собой?

·        
Информационно- коммуникативные технологии (через использование
интерактивных форм обучения)

·        
Проектные методы обучения (через учебный проект, мини-проекты,
практико-ориентированные задачи)

·        
Система информационной оценки «портфолио» (через организацию
дополнительного предметного образования).

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в
два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом
помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами
Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что
позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на
сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных
формах обучения детей.

Сегодня почти в каждой семье дома есть компьютер. Но, к
сожалению, для детей и взрослых это больше игрушка, чем помощник в учебе. А
использование компьютера должно быть направлено на развитие способностей
ребенка, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому перед учителем ставится основная задача – показать
компьютер как средство, с помощью которого можно просто, быстро и интересно
обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и
актуальными.

В
связи со сложившейся ситуацией в мире, весной 2020 года  школы перешли на дистанционное
обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной
самоизоляции) дистанционное обучение стало одной из основных форм обучения,
помогающей контролировать процесс обучения и не прерывать его.

Слайд 12. Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это способ организации
процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии
без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Слайд 13. Главная
особенность дистанционного обучения – возможность получения
образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение
предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и
обмена электронными письмами.

Слайд 14. Основными педагогическими задачами являются:

формирование
у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

создание
эффективного образовательного пространства;

развитие
у детей критического мышления;

развитие
у детей способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Слайд 15. Преимущества
дистанционного обучения:

Возможность
определить индивидуальные  сроки и темп обучения

Инновационный подход
к обучению на расстоянии

Мобильность в
образовательном процессе

Решение
психологических проблем учащихся

Проведение
дополнительных занятий с одаренными детьми

Возможность внести
разнообразие в систему обучения за счет включения нестандартных заданий

Онлайн-платформы
для изучения учебного материала

Создание
комфортных условий для творческого самовыражения учащихся

Слайд 16. Отрицательные стороны дистанционного обучения:

Отсутствие очного
общения между учителем и учащимися

Необходимость
технической оснащенности учителей и учащихся

Отсутствие
постоянного контроля над обучающимися

Отсутствие
качественного соединения связи (загруженность сетей Интернет)

Субъективное
ощущение обучающимися перегруженности информацией

В ситуации, когда возникла острая необходимость в
сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, всем учителям
пришлось в кротчайшие сроки искать новые методы и формы работы.

В помощь педагогам, обучающимся и родителям были предложены
многочисленные онлайн-платформы. Ресурсов для работы «на удалёнке» было
достаточно. Многие учителя использовали образовательные платформы российских
разработчиков «Яндекс. Учебник», «Учи. ру», «Российская электронная школа» и др.

Нужно отдать должное более
молодым коллегам, которые, как могли, старались облегчить старшим товарищам
погружение в мир новых цифровых возможностей. Ученики также помогали учителям
адаптироваться в этот период. Немалым подспорьем в этом стали привычные
учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые
иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками,
но и с родителями.

В этом учебном году новой
реальностью для учителей стал электронный журнал.

Слайд
17. Школьный электронный 
журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для
оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного
процесса. Это способ организовать совместную работу в содружестве:
учитель – ученик – родитель.

Двойная работа, которую
выполняют учителя (заполнение электронного и бумажного журналов одновременно),
конечно, вызывает разумный негатив.

Но, внедрение электронного
журнала в образовательный процесс школы, на мой взгляд, имеет  одно важное
преимущество – это включение родителей в процесс обучения детей, помощь в
организации быстрой и своевременной связи с родителями.

Слайд
18. Преимущества использования Электронного журнала для родителей


Родители узнают об оценках в день их выставления.


Немедленно информируются о прогулах своих детей.


Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны
все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.


Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.


Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.


Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.


Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям среднего балла.

Конечно же, как и все цифровые
технологии, электронный дневник обладает своими достоинствами и недостатками. Причем каждая из сторон, участвующая в образовательном процессе (дети, родители
и учителя) видит проблему “со своего шестка”.

Однако, со 100% уверенностью сегодня можно смело сказать, что
обучение учащихся на расстоянии с помощью современных технологий нас всех
многому научило.

Да,
изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время.

Роль
учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь
он стал наставником и проводником.

Слайд 19. У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути
решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные
творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое
сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе
возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Слайд 20. Учитель современной школы осуществляет различные функции:

– является источником
знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни
и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую
функцию, организует образовательную деятельность обучающихся;

– создает педагогические
условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет
педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование
воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию
классного руководителя.

В современных условиях очень часто ожидания учителя не совпадают с реальностью. Выбрав
будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания
детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских
глазах. А в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все с
радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать
учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Да и другие моменты из нашей
школьной жизни огорчают.

Видео
«Учитель. Ожидание. Реальность»

Какова бы ни была реальность, настоящий учитель никогда не забывает
о повышении своего профессионального мастерства.

Слайд 21. Пути развития
профессиональной компетентности

  • Самообразование
    педагогов.
  • Аттестация
    педагогических работников на соответствие занимаемой должности и
    квалификационную категорию.
  • Система
    повышения квалификации.
  • Активное
    участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров,
    конференций, мастер-классов.
  • Владение
    современными образовательными технологиями, методическими приемами,
    педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение
    информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в
    различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и
    распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на
некоторых пунктах более подробно.

Какие
бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его
эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его
самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития
сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

О роли
самообразования в развитии профессиональной компетентности расскажет молодой
специалист, учитель английского языка.

Мотивируя
учащихся на работу в дистанционном режиме, учитель не должен забывать о том,
что он  является примером в постоянном стремлении к обновлению
знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого,
гуманитарного мышления.

Важнейшей частью
педагогического мастерства  являются профессиональные знания и умения,
компетентность, продуктивность. Профессионализм всегда
нарабатывается опытом. О
своем опыте работы в рамках дистанционного обучения расскажет учитель высшей
категории, учитель географии.

В
настоящее время очно-заочное обучение вызывает множество вопросов и трудностей. Тяжело всем: и учителям, и детям, и родителям. Но  сложнее всего, как мне
кажется, нашим первоклассникам. За первый месяц обучения в школе некоторые из
них ещё не успели понять, что от них хотят и куда они попали. Потом месяц
каникул. А научить читать и писать детей обязательно нужно.

О
своих впечатлениях освоения новых методических горизонтов расскажет учитель
начальных классов.

Воспитательная
система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся,
родителей, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ внеурочной деятельности, преемственности
детский сад – школа, экскурсионной и творческой деятельности.

Основная
идея, которой руководствуется педагогический коллектив УВК – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию
и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Об инновационных
технологиях в воспитательной работе расскажет заместитель директора по
воспитательной работе.

В настоящее время
мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях очно-заочного
обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного
заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация,
поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём
в негативную сторону – усиливает состояние тревоги. Насколько напряжённым будет
этот период и какие повлечет за собой последствия, зависит от нашего
восприятия.

Возникает простой
вопрос: «Можем ли мы изменить ситуацию?». Конечно же, нет. Поэтому мы должны
изменить своё отношение к ней и измениться сами.

Прислушаемся к
советам и рекомендациям школьного психолога.

Да,   время не
стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит
во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.

Но
пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем
в использовании
дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.

Подводя итог всему
сказанному, хочется отметить, что дистанционное образование необходимо как
дополнение к очному школьному образованию. При этом оно не исключает друг
друга, а тесно взаимодействует.

Школа должна стать
местом обмена интересной информацией, местом живого общения. Дистанционное же
обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. И
именно
педагог является основной фигурой при реализации на практике основных
нововведений.

Слайд 22. Профессия педагога заслуживает
наибольшего уважения.

Ход педсовета

Ведущий (старший воспитатель)

– Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в нашем прекрасном зале.

Начать наш педсовет хочу со слов В. Путина «Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации».

Сегодня педсовет посвящен очень актуальной теме: «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования».

Выступление заведующего ДОО «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Выступление старшего воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ»

Выступление старшего воспитателя анализ анкетирования педагогов «Инновации в педагогическом процессе».

Выступление педагогов на темы :

– что такое педагогическая технология и чем она отличается от метода и методики?

– какие инновационные педагогические технологии вы знаете?

– какие инновации использовали Вы за последние 5 лет?

Работа в группах

Участники рассажены по группам. Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического коллектива по развитию инновационных процессов.

Первая группа: “Профессиональная готовность”.

Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?

Вторая группа “Условия для успешной инновационной деятельности”.

Вопрос: Какие условия необходимо создавать в ДОУ для стимулирования развития инноваций?

Третья группа “Результаты инновационной деятельности”.

Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности дошкольного учреждения помогает решить инновационная деятельность?

Выступления от групп. От каждой группы выступает докладчик. Он знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий для преодоления затруднений. Коллектив обсуждает предложения групп.

Вопрос для всех: «Какие проблемы возникают при введении инноваций в нашем детском саду?».

Ведущий: Спасибо, за исчерпывающие ответы. Мы затронули с вами тему профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность включает в себя личностные и профессиональные качества.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Качества».

Каждому из педагогов необходимо написать два качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в вас это качество. Все свернутые бумажки кладутся в коробку. В каждой группе ведущий предлагает каждому из участников взять из коробки, не глядя, стикер на котором написано качество, прочитать его и отдать тому, по его мнению, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в ней не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Вопрос: «Как присвоенные Вам качества могут помочь в вашей профессиональной деятельности?»

Ведущий: Это была попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Спасибо всем большое за активное участие. Надеюсь, вы получили информацию о том, какими вас видят ваши коллеги со стороны.

В заключении, я предлагаю вам провести рефлексию, для этого нужно составить синквейн «Профессиональная компетентность».

Ведущий: Большое всем спасибо за активную работу. Хочу закончить наш педсовет словами известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Так давайте идти в ногу со временем!

Примерное решение педсовета

Работу в ДОУ по инновационной деятельности признать удовлетворительной.

Продолжать совершенствовать проектную деятельность и осуществлять инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива.

Развивать по возможности информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного проведения инновационной деятельности.

• Виноградова Н. , Панкова Е. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с

• Тимофеева Л. Проектный метод в детском саду. – СПб. : ООО Изд-во Детство-пресс, 2011. – 80 с.

Учитель

Учитель – три
слога.

Не так уж и много,

А сколько умений
вмещает оно!

Уменье мечтать!
Уменье дерзать!

Уменье себя работе
отдавать!

Уменье учить!
Уменье творить!

Уменье детей
беззаветно любить!

Но как это много!

И это призванье
вам Богом дано!

Слайд 23. Решение  педсовета:

Считать
повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей
педагогического коллектива и необходимым условием развития УВК.

Принять к сведению
опыт коллег в работе на цифровых образовательных платформах и отметить их продуктивную инновационную деятельность.

Повышать
профессиональную компетентность педагогов через курсы повышения квалификации, в
том числе в дистанционном режиме, участие в конкурсах педагогического
мастерства, обобщение и распространение опыта работы, активное участие в
методической работе УВК, самообразование.

Создать
условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом
профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и
потребностей учащихся, с целью формирования предметных компетенций.

Организовать систему мероприятий, необходимых для
развития профессиональных компетенций педагогов,  педагогического
творчества.

Руководителям
ШМО на заседаниях методических объединений обсудить вопросы совершенствования
профессионального мастерства педагога.

Хочется пожелать
всем присутствующим крепкого здоровья, стабильности, благополучия. Пусть будут
здоровы ваши близкие и родные люди! Счастья вам, позитива, добра и успеха!

Слайд 25. И помните, что на
земле есть 3 незаменимых лекарства:

– природа, которая
помогает жить;

– любовь, которая
помогает выжить;

– чувство юмора,
которое помогает пережить все трудности!

Слайд 26. Спасибо за
работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *