развитие профессиональной компетенции педагога физической культуры

Сергей Найденов
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей, способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам, то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально-личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя, под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя, по мнению А. Марковой, В. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.

Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности : специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие, социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности, личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту). С точки зрения А. Белкина, В. Нестерова, педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций. Структура педагогической компетентности, по их мнению, представлена рядом компетенций : – когнитивная компетенция (профессионально-педагогическая эрудиция); – психологическая (эмоциональная культура – культура ощущений и восприятий, общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т. , а именно – планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Свое поведение учитель строит, исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся — типичный признак опытности учителя. Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы. Профессия учителя, в том числе и учителя физкультуры, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность, а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия). Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера, лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях, так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями. Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности. Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры — изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. , что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты. В состав компетентности профессионально-личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят : творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры, можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности : – работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; – инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных, внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; – трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; – использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; – непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; – поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного, конструктивного, организаторского (управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры.

Наталья Бобкова
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора по физической культуре в ДОО

Методическое пособие: «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора

по физической культуре в ДОО»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов, а особенно специалистов в области физической культуры. В педагогическом плане компетенцией является совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве. Это применительно к способности применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации созаданной программой и задачами развития. К инструктору по физической культуре современное общество предъявляет требования по следующим направлениям:

Предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются показателями компетентности специалиста по физической культуре : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, средств обучения и воспитания дошкольников, а так же умения применить и результативно сформировать знания, умения и навыки в условиях введения ФГОС.

Коррекционно -профилактико -оздоровительная деятельность

Включает в себя осуществление и усовершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Строится эта работа на основе трех основных направлений:

Социально- психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, что бы ребенок получал удовольствие от занятий и хотел заниматься.

Интеллектуального, предполагающего получение теоретических знаний. Дети получают знания валеологии в доступной форме (пальчиковый массаж).

Двигательного: развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала.

Коррекционно-профилактического, где основу составляют те эффективные комплексы упражнений, которые помогают не только предотвратить тенденцию к снижению уровня показателей здоровья и двигательной активности, но и улучшить физическое и сенсомоторное состояние часто болеющих детей и дошкольников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ.

Учебно –методическая деятельность

Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование двигательной деятельности на основе анализа количественных и качественных достигнутых результатов по физической культуре. Данные критерии базируются на знании образовательной программы и методики физического развития детей; умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение

технологиями исследования, физического мониторинга, воспитания и обучения воспитанников. Кроме того, инструктор по физической культуре должен уметь грамотно и компетентно владеть всеми направлениями своей работы, профессионально выбирать инновационные технологии умело их внедрять, соединять, обогащать и расширять, избегая «мозаичности», формируя у детей глубокий двигательный опыт и целостность татального восприятия ребенком своего тела и своих внутренних ощущений.

Социально –педагогическая деятельность

Данный блок включает:

-совместная работа со специалистами и педагогами ДОУ;

-консультативная помощь родителям;

-создание условий для социализации детей;

-оборудование предметно–развивающей среды;

-защита интересов и прав ребенка.

Специалисту необходимо овладеть знанием основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; умение вести просветительскую и разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами, в том числе с медицинским персоналом.

Учет деятельности всех специалистов ДО позволяет переносить определенные навыки и умения детей из одного вида деятельности в другой, а так же всесторонне обогатить жизнь маленького человечка.

Основные пути развития профессиональной компетентности инструктора по физической культуре

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в профессиональных конкурсах, мастер–классах;

Обобщение собственного опыта.

Но, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать условия, в которых инструктор по физической культуре самостоятельно осознает необходимость повышения профессиональных качеств. Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность.

Педагогическое мастерство – это неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста и является фундаментальным средством его повышения. Раскрывая сущность педагогического мастерства и его структуру, необходимо определить критерии мастерства деятельности инструктора по физической культуре. Многие специалисты под педагогическим мастерством понимают наличие сформированных разнообразных педагогических способностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, а так же направленность педагогического воздействия, устойчивость воспитательных методов, уровень развития личности педагога, способность саморазвитию им своего профессионализма. Критерии можно подразделить на пять блоков:

-характер взаимоотношений с воспитанниками.

Основные задачи педагогического мастерства инструктора по физической культуре

– Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;

– Расширение сферы профессионального самосознания;

– Развитие творческих способностей и активизация личностных ресурсов специалиста.

Данные задачи отражают сформированность педагогического мастерства, проявляющегося на высоком уровне профессиональной деятельности, и в личностных качествах специалиста, её осуществляющего. Высокий уровень личностного развития педагога, его воспитанников, их способность к физическому саморазвитию как результат совместных усилий инструктора по физической культуре и его детей, их взаимоотношений. Другими словами, педагогическое мастерство современного специалиста предполагает наличие у него нового педагогического мышления, которое заключается в понимании субъективной роли ребенка в педагогическом процессе, в осознании необходимости создания условий для личностного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста.

Решение актуальных вопросов по физкультурно –оздоровительной работе

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их психофизического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, люди, которые работают с дошкольниками. И именно, мы педагоги, несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону.

Степаненкова Э. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

-формирование правильной осанки;

-своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

-формирование изгибов позвоночника;

-развитие сводов стопы;

-развитие гармоничного телосложения.

В течение многих лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением работы дошкольных учреждений. Главным в работе инструктора по физической культуре является помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Для этого в учреждении должны быть созданы необходимые условия:

-создана здоровьесберегающая среда;

-разработана картотека различных видов активности;

Весь процесс по физкультурно– оздоровительной работе строится в три этапа:

1 этап: диагностико–прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: практический.

Цель: введение профилактико- коррекционно-оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по оздоровлению.

К основным формам и методам работы по сохранению и стимулированию здоровья детей дошкольного возраста относятся:

-гимнастика после сна;

-подвижные и спортивные игры оздоровительной направленности;

-гимнастика для глаз;

Обязательная часть образовательной деятельности, занимающая 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, снятия мышечного напряжения и релаксации нервной системы организма. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов оздоровительного направления в зависимости от вида образовательной деятельности.

Способствует быстрому, комфортному, лёгкому, бесстрессовому пробуждению детей после сна.

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Формирование традиций группы—пробуждение детей под музыку.

Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.

Игра–это часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате–малой, средней и высокой степени подвижности. Проводится ежедневно во всех возрастных группах. Подбирается в соответствии с нарушениями у детей опорно-двигательного аппарата, с возрастными особенностями, местом и временем её проведения. Спортивные игры используются только как элементы игр.

Закаливание– важнейшая часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются силы природы: воздух, вода и солнце. Закаливание способствует повышению сопротивляемости организма низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваемости (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма.

Цель закаливания: выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой.

Воздействие закаливания затрагивает все системы организма как единого целого: центральные структуры головного мозга, что отражается не только на системном, но и на тканевом и клеточном уровнях.

Закаливание воздухом– наиболее доступное средство закаливания в любое время года: это занятия физической культурой босиком-«воздушные ванны», хождение босиком в летнее время по очищенному грунту (трава, гравий, камни, песок, ходьба босиком перед дневным сном до кроватки по ковровой дорожке, частое и долгое временное пребывание ребенка на воздухе.

Вода является весьма эффективным фактором оздоровления. На занятиях по физической культуре детям можно брызгать икроножные мышцы ног и рук и до локтя.

Водные процедуры– возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому проводятся только в дневное время: после утреннего или дневного сна, как стимулятор не только оздоровления организма, но и как повышающий настроение фактор и эмоциональный настрой детей на последующую деятельность

В зависимости от состояния детей и целей, инструктор по физической культуре определяет интенсивность данной технологии. Как правило, упражнения на релаксацию проводятся в заключительной части двигательной деятельности: для снятия напряжения, утомляемости, восстановления сил после физической нагрузки (подвижной игры). Полное физическое расслабление снимает перевозбуждение головного мозга, увеличивается жизненная энергия и происходит оздоровление организма в целом. Достигнув внутренней гармонии, единства физических и психических процессов, детский организм становится более устойчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышается иммунитет, стрессоустойчивость, что позволяет избавиться от широкого круга заболеваний (от заболеваний периферической нервной системы, заболеваний кожи до заболеваний органов дыхания и сердечно- сосудистой системы).

Для полного физического и эмоционального- волевого расслабления включается спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика–это самомассаж для рук. Помогает повысить переключаемость импульсов в коре головного мозга, стимулируя речевые и двигательные центры ребенка.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного–на печень и почки, а мизинца- на сердце. Рекомендуется всем детям без исключения, особенно для детей с речевыми нарушениями. Проводится в любом отрезке времени на любом занятии, как способ формирования мелкой моторики пальцев, что способствует координации регуляции движений пальцев рук.

Ежедневно по3- 5минут необходимо проводить гимнастику для глаз, независимо от интенсивности зрительной нагрузки, со среднего возраста. Гимнастика для глаз- это один из приемов оздоровления детей, она является здоровьесберегающим направлением работы, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.

-укрепление глазных мышц,

-общее оздоровление зрительного аппарата.

Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом.

Дыхательная гимнастика-это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно- сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, других соматических заболеваний и являются неотъемлемой частью физической культуры в дошкольном учреждении.

-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

-содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

-способствовать повышению иммунитета.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир.

Дыхательные упражнения вводятся в образовательную деятельность для снятия напряжения, мышечного тонуса, нормализации дыхания и кровообращения в организме.

Существуют виды дыхательной гимнастики:

•Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;

•Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке- 5минут;

•Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях;

•Психологические тренинги.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а так же в сочетании с движениями и речью.

Корригирующая гимнастика (от лат. corriqo –выпрямляю, исправляю)–разновидность оздоровительной гимнастики. Представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, применяемых для профилактики и коррекции нарушений осанки и всего опорно-двигательного аппарата в целом; оказывает общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определенные мышечные группы; вырабатывает правильную осанку).

-укрепление всех мышечных групп;

-развитие координации движений,

-ориентировки в пространстве;

-воспитание гармоничного психофизического развития детей.

Упражнения выполняются в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник – лёжа, на четвереньках. Все упражнения должны быть строго дозированы и локализованы, выполняться в медленном темпе, нельзя допускать перерастяжения мышечного аппарата.

Это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования психофизического здоровья. Рекомендуется всем детям без исключения, в качестве профилактики болезней опорного аппарата свода стопы, а особенно дошкольникам, у которых диагностировали плоскостопие. Детская стопа–это очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

-развитие основных функций стоп;

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-устранение гипертонуса мышц голени;

-увеличение подвижности в суставах стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений:

-на укрепление осанки;

-на расслабление мышц;

Самомассаж- система приемов механических воздействий на поверхность тела, проводимых руками и с помощью специальных аппаратов, применяемых с лечебными и профилактическими целями.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных состояниях организма. Под влиянием самомассажа мышечная ткань лучше снабжается кислородом и питательными веществами, из нее быстрее выводятся продукты распада. Самомассаж помогает в самое короткое время восстановить работоспособность мышцы, утомленной физической работой.

-самомассаж головы и лица;

-самомассаж рук.

На двигательной образовательной деятельности в основном используется самомассаж стоп ног, как один из основных методов профилактики заболеваний нижних конечностей и для поддержания общего тонуса ног.

Стопа-это область, богатейшая нервными рецепторам и через нее можно получить доступ к любой части тела. Каждая точка стопы “отвечает” за свой орган: кончики пальцев осуществляют связь с головой, верхняя часть стопы связана с грудными шейным отделами позвоночника, пятки-с нижней частью спины, а точки на своде стопы влияют на состояние внутренних органов.

Благодаря воздействию на определенные точки на стопе при помощи специализированных коррекционных аппаратов (массажер для рефлекторных точек стоп; шипованные ёжики различной формы и размера, можно добиться положительного оздоровительного воздействия на весь организм в целом, а так же отрегулировать эмоционально–волевую сферу ребенка.

Для полноценного психофизического развития дошкольника, его оздоровления, укрепления детского организма, профилактики и коррекции серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом мне обходима татальная и локальная работа грамотного всестороннеразвитого специалиста по физической культуре, который умело и профессионально владеет всеми методами оздоровительной направленности, умеет найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, использует инновационные технологии умело их использует в рамках своей компетентности в условиях введения ФГОС. Квалифицированный инструктор по физической культуре помогает ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям преодолеть барьер инфекционных заболеваний и учит закаливаться не только в дошкольном учреждении, но и в рамках семьи. Специалист по двигательной деятельности, в первую очередь, должен делать упор на соматическое, психическое и физическое развитие ребенка в целом.

В процессе регулярных систематических занятий по физической культуре инструктор помогает ребенку стать здоровым, крепким, сильным и уверенным в себе человеком!

Светлана Митина
Реферат на тему «Социально-личностные компетенции учителя физической культуры»

«Социально-личностные компетенции учителя физической культуры».

Особенности педагогической деятельности специалистов ФК и С в педагогическом процессе с точки зрения сохранения и укрепления здоровья детей

Деятельность учителя физической культуры

Педагогическое мастерство учителя физической культуры

Личностная зрелость учителя физической культуры и его профессионально – педагогическая компетентность

Список используемой литературы

В условиях модернизации образования одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их обучения, но практика демонстрирует ухудшение здоровья школьников. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психо-неврологическими отклонениями – в 1,5-2 раза. В специальной литературе употребляются такие термины, связанные со школой, как «школьный стресс», «дидактогения». Современная массовая школа не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психологической незрелости.

Поэтому профессиональная подготовка будущего учителя в процессе образования – важнейшая функция существования и развития человеческого общества. Важное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров исследователи отводят профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. От нее зависит воспитание всего подрастающего поколения.

В настоящее время в Отечественной системе образования осуществляется поиск новых моделей организации учебного процесса в общеобразовательных школах, а проблема сохранения и укрепления здоровья и оптимизации учебной деятельности сохраняется, то становится очевидным необходимость в разработке основ организации оздоровительной физической культуры в условиях школы. Как следствие выше сказанного выбранная, представляется весьма актуальной и своевременной для практики развития школ.

В работе школы необходимо констатировать наличие следующей ведущей проблемы: противоречия между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей.

Актуальность исследования этой проблемы заключается в социальномосмыслении связанном с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены, с ликвидацией педагогических и экономических “издержек” общества на длительную адаптацию начинающего специалиста к условиям самостоятельной педагогической деятельности.

Цель работы состоит в анализе развития профессиональных и личностных требований к учителю физкультуры.

В работе поставлены и решались следующие задачи:

Рассмотреть особенности педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту;

Проанализировать деятельность специалистов по физической культуре и спорту в сфере здоровьесбережения;

Определить перспективы развития личностного роста спортивного педагога и его профессионально-педагогическую компетенцию в здоровьесбережении детей школьного возраста.

Особенности педагогической деятельности специалистов ФК и С в педагогическом процессе с точки зрения сохранения и укрепления здоровья детей.

1 Деятельность учителя физической культуры.

Основными задачами физического воспитания в школе являются:

1) содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; воспитание навыков соблюдения правил личной гигиены;

2) обучение основным видам движений и формирование двигательных умений и навыков на основе знаний из области физической культуры;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе. Для учителей физической культуры государственные программы четко формулируют задачи, дифференцированные по целевой направленности. Первая группа задачи физического образования. Они включают:

– усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний из области физической культуры и спорта;

– формирование необходимых двигательных умений и навыков, их закрепление и совершенствование в соответствии с возрастными возможностями и потребностями учащихся;

– формирование и закрепление гигиенических навыков.

Вторая группа – задачи, содействующие гармоничному развитию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию физических способностей. Они включают:

– закаливание организма;

– развитие физических способностей и основных физических качеств;

– формирование правильной осанки и коррекция отдельных недостатков телосложения.

Третья группа – задачи, решение которых обеспечивает взаимосвязь физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Все перечисленные задачи должны решаться не только учителем физической культуры на его уроках, но и всем школьным коллективом.

Учитель физкультуры в школе должен уметь:

– определять общие и конкретные цели физического воспитания;

– определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;

– подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

– использовать различные средства физической культуры и спорта;

– подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;

– использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;

– применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

– владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

– прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;

– готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в

организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и

спортом в различных формах;

– анализировать, обобщать и творчески использовать передовой

педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого-

– педагогических знаний и профессиональной подготовки.

От учителя физической культуры требуются высокая организованность и инициативность, постоянное совершенствование содержания и форм своей деятельности.

Организационно-педагогические основы.

* между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей;

* между декларированием в государственном масштабе прав детей на полноценное проживание детства и здоровьезатратностью современного образования;

* между требованиями Санитарных правил и норм к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и реальным состоянием условий обучения и здоровья учащихся.

* между наличием значительного опыта реализации разнообразных подходов к сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях и отсутствием эффективного подхода к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

* между необходимостью создания педагогических условий для оказания существенного влияния на образ жизни учеников и сохранение их здоровья в процессе обучения в связи ростом числа больных детей и отсутствием теоретико-методической базы для осуществления этой деятельности;

* между уровнем компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья и задачами, которые перед ними ставит общество;

* между необходимостью учитывать в учебном процессе уровень здоровья и адаптивные возможности детей, предотвращать негативное воздействие учебного процесса на здоровье детей и отсутствием программ экспертизы образовательных технологий, учебных планов и программ с точки зрения их влияния на здоровье учащихся;

* между необходимостью отслеживания динамики показателей физического развития и заболеваемости учащихся и отсутствием необходимых для управления учебным процессом программ мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях.

Преодоление названных противоречий требует анализа причин их возникновения и понимания необходимости поиска путей эффективного решения. Решение данной проблемы, с нашей точки зрения, позволит снизить здоровьезатратность современного общего образования, как в сложившихся социально-экономических условиях России, так и в условиях конкретной общеобразовательной школы.

Педагогическое мастерство учителя физической культуры.

Стиль педагогического общения и руководства.

Высшей степенью педагогической культуры, ее проявлением в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально- педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи».

Специфика педагогического процесса, его структура и содержание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей.

Педагогическое мастерство, являясь стержневым компонентом педагогической культуры, в свою очередь представляет сложную структуру слагаемых как минимум следующие четыре подсистемы:

Знание учебного предмета, его истории, теорий, методики и современной практики, составляет фундамент педагогического мастерства. Высокая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном звании и личном опыте (например, мастер спорта, представляют базу для творчества преподавателя, как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. По данным исследований, если специалист лишен новой информации, то за год ценность его квалификации снижается на 20-25%. Чтобы не отстать, ему требуется тратить около 20% личного времени на ознакомление с передовыми научными достижениями.

Опыт в обучении и воспитании, эрудированность учителя в новейших достижениях психолого-педагогических исследований позволяют обучать с перспективой, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления.

Как правило, общение осуществляется типичным для данного человека образом и средствами, так как в отношениях между людьми реализуются жизненные ценности, мировоззрение и этические принципы его личности.

Совокупность относительно устойчивых и конкретных для данной личности приемов и методов организации общения, направленного на решение коммуникативных задач, и называется стилем общения.

Стиль педагогического общения, как довольно устойчивая характеристика личности, складывается, в основном, в первые годы непосредственно профессиональной деятельности. Отсутствие основных навыков педагогического общения ведет к тому, что учитель на первых порах, как правило, придерживается авторитарных методов в организации взаимоотношений с учениками. Процесс становления более оптимального стиля педагогического общения проходит благоприятно без срывов, если педагогический коллектив, в котором начинает свою деятельность молодой учитель, истинно творческий, если рядом с начинающими – хороший наставник, опытный педагог. Важным условием является наличие у учителя коммуникативных умений, владение техникой педагогического общения. Существенным фактором формирования реалистической установки, а, следовательно, наиболее оптимального стиля общения, является наличие у педагог умений, обеспечивающих профессиональное общение.

Личностная зрелость учителя физической культуры и его профессионально – педагогическая компетентность.

По мнению большинства специалистов, после 30 лет у человека начинается этап личностной и профессиональной зрелости. Это же можно отнести и к спортивному педагогу. Зрелая личность характеризуется, прежде всего, непротиворечивостью и единством своей системы взглядов ценностных установок, то есть целостностью. Это – личность, имеющая свою позицию в жизни и способная ее отстаивать. Зрелая личность характеризуется стабилизацией жизни, что проявляется в размеренности и стабильности, выбором индивидуального стиля жизни. Незрелая личность характеризуется тем, что постоянно испытывает неуверенность в себе, в избранном пути – и соответственно – отсутствие четкой мировоззренческой позиции приводит к пассивности в преодолении препятствий. Незрелая личность не готова преодолевать и все проблемы жизненного пути.

Профессионально зрелый педагог проявляет интерес к своим внутренним психологическим резервам относительно профессиональных возможностей. Абрахам Маслоу отмечает, что многие бегут от ответственности, уклоняются от собственного роста. Профессионально зрелый педагог всегда проявляет интерес к наукам о человеке, к педагогике, психологии, философии, социологии, поскольку в них ищет ответы на вопросы, касающиеся развития и самого себя и своих учеников.

На сегодняшний день выделяют четыре основные качества личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление. Позитивное мышление это – положительно окрашенный взгляд на мир, понимание и принятие его.

Если специалист руководствуется этими принципами, то, естественно, что формирование профессиональной зрелой личности будет происходить менее болезненно, чем у человека, который не знает их. Наличие личностной зрелости специалиста по физической культуре позволяет стать компетентным.

Под компетентностью понимается сплав знаний, умений и опыта, позволяющий продуктивно выполнять определенную работу (М. Прохорова).

В качестве критериев оценки компетентности выступают требования:

• квалификационных характеристик,

• функциональных обязанностей.

Наиболее высокий уровень самооценки профессиональной компетентности наблюдается по блокам: организатор, воспитатель, стратег. Самый низкий – общественник, снабженец, контролер. Уровень самооценки преподавателей связан с их представлением о значимости того или иного блока компетентности. У молодых преподавателей наибольшие трудности проявляются в блоках мыслитель и контролер. Они более высоко оценивают значимость инновационной деятельности. Однако с увеличением статуса уровень значимости инноваций снижается.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителей, в том числе и за счет оптимизации содержания процесса физического воспитания, продиктована требованиями общества, состоянием производства и уровнем развития культурно-образовательного пространства.

Использование средств оптимизации и восстановительных мероприятий в учебном процессе, обеспечение отбора оптимального уровня содержания образования ведут к устранению причин перегрузки, являются одним из условий для реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном учреждении. Основным средством медико-психолого-социального мониторинга могут выступать данные медицинских карт, набор персональных карт, анкет, паспорта «Здоровья».

Такие науки и отрасли наук как школьная гигиена, валеология, валеопедагогика, лечебная педагогика, санология безусловно вносят свой положительный вклад в решение вопросов сохранения здоровья подрастающего поколения, поэтому в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей педагогика должна осуществлять самое тесное взаимодействие с этими науками.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сохранение и укрепление здоровья учащихся является функцией педагогической деятельности. Выявленные нами противоречия требуют устранения на уровне образовательных учреждений, а для этого необходимо грамотное осуществление здоровьесберегающей педагогической деятельности и теоретико-методическая разработка такой области знаний как здоровьесберегающая педагогика.

Список используемой литературы.

Хозяинов, Н. Кузьмина, JI. Варфоломеева «Акмеология физической культуры и спорта» : Москва – 2017 г. 208.

Прохорова, А. Сидорова, Б. Синюхин, А. Семенов «Педагогика физической культуры» Москва 2006 г. 287.

Бабанского «Педагогика: учебник для педагогов вузов» : Москва – 1988 г. 472.

Исаев «Теоретико-методологические основы разработки содержания психологического образования педагога» / Е. Исаев // Психологический журнал. Российская академия наук, 2000. – № 6 с. 57-65.

Абаскалова Н. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе “Школа-ВУЗ” : Автореф. дис. доктора пед. наук. — Барнаул, 2016 г. – с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *