Анализ ситуации и принятие решений
Название компетенции:ЭФФЕКТИВНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯCкачать Краткое описание:Планирование и организация своей работы, умение расставлять приоритеты. (400 Kb)
Категория сотрудников:Специалисты (офис, производство)
Содержание документа:
Принципиальная шкала развития компетенцийПоуровневое описание поведенческих индикаторов компетенцииМетоды оценки компетенции::: Организационный тест:: Вопросы для интервью по компетенциям (интервью-гайд):: Опросник 360 градусов для оценки компетенции “Эффективная самоорганизация”Методы развития компетенции::: Развитие на рабочем месте:: Развивающие проекты:: Обучение на опыте других:: Обратная связь:: СамообучениеПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ШКАЛА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Для того чтобы точно определить, в какой степени сотрудник компании владеет той или иной компетенцией, необходима единая шкала оценки компетенций. В предлагаемой шкале оценки содержится 4 уровня, которые отражают степень владения сотрудником данной компетенцией. Мы не рекомендуем использование пятибалльной шкалы оценки, т. ее сходство со школьной системой оценок оказывает влияние на восприятие уровней развития и нередко влияет на характер оценок. Ниже приводится принципиальная шкала оценки, поясняющая общую логику развития компетенции по уровням:
УровеньХарактеристика уровня4МастерстваУровень развития компетенции выше ожидаемого Дополняет уровень опыта. Предполагает особо высокую степень развития компетенции. ::Сотрудник уверенно владеет компетенцией, проявляя ее как в стандартных, так и в новых, сложных ситуациях. ::Сотрудник помогает другим людям эффективно проявлять компетенцию. 3ОпытаОжидаемый уровень развития компетенции::Сотрудник успешно использует компетенцию для решения стандартных рабочих задач. ::В новых, нестандартных ситуациях компетенция проявляется в виде отдельных фрагментов, нестабильно. 2РазвитияУровень развития компетенции ниже ожидаемого::Сотрудник владеет компетенцией ограниченно, в виде отдельных элементов. Компетенция проявляется в простых или знакомых ситуациях. ::Компетенция не проявляется в незнакомых, сложных ситуациях. 1НачальныйУровень некомпетентности::Сотрудник не владеет компетенцией. ::Сотрудник не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать. = наверх =
ПОУРОВНЕВОЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ КОМПЕТЕНЦИИ
ЭФФЕКТИВНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
УровеньПоведенческие индикаторы4МастерстваВ дополнение к уровню опыта:::Ищет и применяет на практике новые методы и возможности, позволяющие улучшить организацию своей работы, повысить продуктивность и качество выполнения задач. ::Эффективно планирует и решает сложные, нетипичные задачи, учитывает возможные риски и способы их минимизации. ::Способствует повышению согласованности и эффективности действий между другими исполнителями, заранее учитывает в своих планах интересы коллег и смежников. 3Опыта::Получая задачу от руководителя, уточняет критерии конечного результата, сроки выполнения поручения, точки контроля и имеющиеся ресурсы. Добивается полного взаимопонимания с руководителем. ::Верно расставляет приоритеты в стандартных рабочих ситуациях, оперативно корректирует свои планы с учетом новых задач и поручений. ::Соблюдает сроки выполнения задач, предпринимает своевременные действия по исправлению ситуации в случае отклонения от сроков. Выполняет работу с надлежащим уровнем качества, доводит начатое до конца. ::Согласовывает свои действия с коллегами и смежниками, не допускает конфликта интересов. ::Сталкиваясь с трудностями, адекватно оценивает свои возможности и ресурсы, берется за решение посильных проблем. В случае, если понимает, что не может в одиночку справиться с проблемой, оперативно информирует руководителя и заинтересованные стороны о возникших затруднениях. 2Развития::Принимая задачу от руководителя, уточняет лишь часть критериев, не добиваясь точного и однозначного понимания сути поручения. ::Способен самостоятельно разделить повседневные рабочие задачи по важности и срочности. При этом затрудняется оперативно расставить приоритеты с учетом новых, незапланированных задач, нуждается в помощи руководителя. ::Придерживается большинства установленных сроков выполнения задач, однако может затягивать их, сталкиваясь с непредвиденными трудностями/ неверно рассчитав свои возможности. ::Понимает важность координации своих действий с коллегами и руководством, однако на практике допускает рассогласованность действий, может допустить конфликт интересов. ::Сталкиваясь с трудностями, пытается разобраться в причинах их возникновения и предпринимает меры по исправлению ситуации. При этом не всегда адекватно оценивает свои возможности и с опозданием информирует руководителя о возникших проблемах. 1Начальный::Получая задачу от руководителя, не предпринимает никаких попыток уточнить суть поручения, требования к конечному результату. Выполняет задачу, исходя из собственного понимания ее смысла. ::Не способен самостоятельно расставить приоритеты в работе/неверно расставляет приоритеты, погружен в «текучку». Нуждается в постоянном контроле со стороны руководителя. ::Регулярно нарушает сроки выполнения поставленных задач, демонстрирует низкое качество работы, нарушает первоначальные требования к результату. ::При возникновении трудностей не предпринимает мер по их устранению, либо пытается своими силами решить проблему, в которой некомпетентен. Не ставит в известность руководителя и другие заинтересованные стороны в случае возникновения проблем. = наверх =
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИИ
В данном разделе приводятся примеры методов оценки компетенции «Эффективная самоорганизация». На их основе Вы можете разработать собственные методы, учитывающие цели оценки, специфику должности сотрудника и особенности корпоративной культуры Вашей компании. = наверх =
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ “ЭФФЕКТИВНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ”Описание методов развития компетенций:::Развитие на рабочем месте – конкретные поручения / задания из ежедневной работы, которые способствуют развитию данной компетенции. ::Развивающие проекты – участие в проекте или временное назначение на должность, требующие более высокого уровня развития данной компетенции. ::Обучение на опыте других – наблюдение за человеком, у которого данная компетенция развита высоко; совместное обсуждение с ним его опыта. ::Обратная связь – обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем своей работы с точки зрения данной компетенции. ::Самообучение – анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы. Внимание! Один из методов развития компетенций – тренинги и семинары не отражен в данном документе, так как в каждой Компании существует собственная система обучения и перечень тренингов/семинаров существенно отличается друг от друга. Примеры методов развития(полная карта развивающих методов доступна в модуле “Развитие”)
Развитие на рабочем месте
::При постановке Вам задач руководителем записывайте:-Сроки завершения работ,-Формат финального результата (какого качества должен быть результат, чтобы можно было считать данную задачу успешно решенной),-Сроки промежуточного контроля, формат промежуточного результата. ::Составьте письменный план на день/неделю/месяц, формулируя цели в виде конечного результата, а не действий. ::При составлении плана расставляйте приоритеты, определять срочность/важность дел (срочное и важное – выполнять в первую очередь, важное и несрочное – во вторую, срочное и неважное – делегировать, несрочное и неважное – не выполнять). ::Регулярно, системно и последовательно следовать плану, восполняя потери времени по возможности максимально быстро. ::В планировании своего рабочего дня (недели, месяца) включайте в план только часть своего рабочего времени (оптимально 60%), оставляя время для непредвиденных дел. ::Задавайте четкие временные рамки для каждого дела, не закладывая «запаса». При этом выделяйте специальное время в плане для выполнения рутинных дел, планирования, отдыха. Включайте в свое ежедневное расписание с утра час (полчаса) на работу с входящей почтой, составление плана, работу с текущими документами. ::Составляйте сетевые графики, используйте при планировании диаграмму Ганта, календарно-ресурсные планы. ::Определите, какой вклад вносит Ваша работа в достижение целей подразделения. Определите для себя значимость выполняемой Вами работы. Стремитесь брать на себя ответственность за результат, самостоятельно следите за качеством. Помните, что только через самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности Вы сможете развиваться, занимать более высокие позиции в Компании. ::Составьте список стандартов Компании, которые имеют отношение к Вашей деятельности (если он еще не составлен). Запишите, детализируя, каким именно образом должна осуществляться Ваша деятельность при условии полного соблюдения данных стандартов. Руководствуйтесь этим документом в текущей работе. Не отступайте от стандартов даже в случае, когда это приводит к локальному повышению эффективности. Развивающие проекты::Примите участие в работе команды, разрабатывающей проект/задачу, выходящие за пределы Вашей зоны ответственности. Проект/задача должны быть связана с достижением значимых для подразделения/предприятия целей. Возьмите на себя ответственность за выполнение отдельных этапов работ, таких, например, как планирование задач, рабочего времени группы (участников проекта), контроль результатов и качества работы, в том числе контроль соблюдения стандартов Компании. Наблюдайте за работой других участников проекта, перенимайте идеи, успешные методики, используемые ими при разработке проекта. Обучение на опыте других::У коллеги, обладающего, на Ваш взгляд, высокой самоорганизацией, узнайте, что помогает ему эффективно распределять свое время, расставлять приоритеты, планировать, делегировать. Какие приемы и методы помогают ему выстроить свою деятельность максимально эффективно именно в Вашей Компании и с учетом специфики Вашей деятельности. ::Выполняя работу над проектом/задачей, наблюдайте за работой других сотрудников, имеющих опыт выполнения схожих проектов/задач. Выясните у них, как именно они решали подобные задания (каким образом они планировали собственное рабочее время, согласовывали планы с другими участниками рабочего процесса и проч. Обратная связь::Регулярно запрашивайте обратную связь от руководителя, коллег о том насколько Вам удается:-Точно понимать суть поставленной Вам задачи,-Планируя свою работу, учитывать планы Вашего подразделения и смежников,-Доводить до конца поставленные Вам задачи, самостоятельно контролировать соблюдение сроков, качества, сдавать руководителю качественный финальный результат (не требующий доработок),-Вовремя сообщать руководителю об изменениях Ваших рабочих планов, не допускать неожиданностей, -Соблюдать стандарты Компании. Самообучение::Регулярно читайте литературу, посвященную вопросам организации работы. Примеры литературы:-Кови С. «7 навыков высокоэффективных людей»-Зайверт Л. «Ваше время – в Ваших руках»-Моргенштерн Дж. «Тайм менеджмент изнутри – вовне»-Трейси Б. «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! 21 действенный принцип эффективного труда»-Бленчард К. серия «Одноминутный менеджер»Выписывайте наиболее важные и интересные идеи. Продумывайте, как Вы можете их использовать в своей работе. ::Анализируйте Вашу работу. Оцените, насколько Ваши решения соответствуют следующим критериям:-Вы точно понимаете требования руководителя к Вашей работе: сроки, параметры финального результата, точки промежуточного контроля,-
Разработанные Вами планы согласованны с другими участниками рабочего процесса,-
Ваши задачи доводятся до конца,-
Вы самостоятельно контролируете соответствие Вашей работы критериям качества и сдаете руководителю качественный финальный результат,-
Руководитель осведомлен об изменениях в рабочих планах, и они не являются для него «сюрпризом»,-
Учтены стандарты Компании. = наверх =
вера полкунова
«Развитие профессиональных компетенций работников образования». Проект программы
ПК 1. Проектировать образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Составляющие ПК Самооценка владения составляющими ПК Содержание деятельности по развитию ПК Сроки
Основную образовательную программу СП ГБОУ СОЩ №1 – Детский сад «Светлячок» 7 1. Изучить повторно раздел «Содержание психолого – педагогической работы по усвоению образовательных областей и соотнести с целями и задачами программы До 01
Методику проектирования образовательной области «Развитие речи» 9 1. Изучить работы Ф. Сохиной «Развитие речи детей дошкольного возраста» До 01
Психологию дошкольного возраста. Особенности мотивации, познавательных интересов 7 1. Изучить книгу Л. Венгер «Воспитание психологической готовности к систематическому обучению»
Изучить книгу Д. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах» До 15.
Технологию проектирования НОД 8 1. Продолжить изучение технологии проектирования НОД в соответствии с ФГОС ДО на курсах ПК в СИПКРО по программе «Развитие речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» февраль – март 2015
Применять методы и средства обучения, адекватные цели 9 1. Продолжить осваивать технологию компетентностно- тематического обучения, посещая НОД коллег ДОО. До 20
Учитывать условия образовательного процесса при планировании НОД 9 1. Проанализировать особенности групп детей старшего дошкольного возраста.
Разработки НОД соответствии с ФГОС ДО, с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников и условий осуществления образовательного процесса 8 1. Разработать перспективно – тематическое планирование НОД по речевому развитию До 01
ПК 2. Осуществлять образовательный процесс в начальной школе в соответствии с ФГОС
Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста 7 1. Изучить книгу Л. Божович «Проблемы формировании личности» До 10
Особенности управления познавательной деятельностью дошкольнтков 6 1. Изучить приемы управления вниманием группы и стимулирования познавательного интереса по книге Л. Выготского «Развитие внимания в детском возрасте» До 20
Приемы стимулирования и мотивации познавательно – игровой деятельностью дошкольников. 5 1. Изучить приемы стимулирования и мотивации –познавательной – игровой деятельности дошкольников по материалам книг: В. Мухиной «Возрастная психология. Феноменология развития» ,М. Левитин «Универсальность образования – ценность нашего времени» До 17
Методы организации и осуществления познавательно – игровой деятельностью дошкольников, а также условия их применения 6 1. Изучить методы словесные, наглядные, практические, продуктивные и репродуктивные, а также условия их применения, изучив научные труды: Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова «Правильно думать и говорить»,Е. Перовского, Н. Верзилина, Е. Голант, М. Данилова, Б. Есипова «Методы, формы и приемы формирования образовательной мотивации дошкольников с целью развития основных ключевых компетентностей» Лосев П. “Управление методической работой в современном ДОУ”. , 2005. Козлова С. , Куликова Т. Дошкольная педагогика. : Академия, 2000.
Куцакова Л. , Мерзлякова С. Воспитание ребенка-дошкольника. 2004. До 10
Методы контроля и самоконтроля познавательно – игровой деятельностью дошкольников. 7 1. Изучить опыт коллег по контролю и оценке знаний дошкольников по речевому развитию
Изучить возможности электронного тестирования До 20
Доступно, в системе передавать знания образовательной области «Развитие речи»
Выстраивать педагогически целесообразное общение с дошкольниками в процессе НОД 8 1. Пройти тренинг эффективного педагогического общения на занятиях педагога-психолога До 25
Управлять вниманием, познавательной деятельностью, мышлением дошкольников, учитывать особенности восприятия и запоминания познавательной информации 9 1. Изучить лекцию и презентацию С. Елькиной по управлению вниманием.
Посетить психологический практикум педагога-психолога по управлению вниманием До 30
Побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности 9 1. На МО пополнить свои знания практическим опытом коллег по организации работы с мнемотаблицами До 01
Целесообразно использовать продуктивные и репродуктивные методы обучения, оптимально сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения 8 1. Пройти педагогический практикум по оптимальному сочетанию использования продуктивных и репродуктивных методов обучения До 15
Осуществлять контроль достижений в соответствии с требованиями ФГОС ДО 7 1. Разработать перспективно – тематическое планирование НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС До 20
Проведения НОД в соответствии с требованиями ФГОС ДО 8 1. Провести открытые НОД в соответствии с требованиями ФГОС До 30
ПК №3. Оценивать эффективность собственной педагогической деятельности
Составляющие ПК Баллы Содержание деятельности по развитию ПК Сроки
Критерии оценивания педагогической деятельности воспитателя на НОД 8 1. Изучить методические рекомендации по оценке педагогической деятельности воспитателя на НОД До 10
Анализировать собственную педагогическую деятельность на НОД 8 1. Разработать алгоритм анализа НОД с учетом требований ФГОС До 25
Оценивать собственную педагогическую деятельность 8 1. Создать методические рекомендации по оценке педагогической деятельности воспитателя До 01
ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Белгородский строительный колледж»
«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »
Салабай М. Титова Л. – мастера производственного обучения
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.
Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности – это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания.
Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
– работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками, потребителями;
– брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
– ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Учебная деятельность, формирующая профессиональную компетентность в подготовке специалистов, предполагает кардинальное изменение характера педагогического воздействия. Современный мастер производственного обучения, формирующий комплекс профессиональных компетенций утрачивает традиционные информирующе-контролирующие функции транслятора знаний, становится консультантом-координатором, направляющим учебную деятельность обучающихся и помогающим увидеть весь спектр возможных решений, касающихся профессиональных проблем. Для этого необходимо наличие соответствующих теоретических знаний у мастера производственного обучения, но и в обязательном порядке практического опыта в преподаваемой профессиональной сфере.
Цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего квалифицированного рабочего. В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего рабочего определяю:
– способность к системному видению реальности и системному действию в профессиональной ситуации;
– умение находить нестандартные решения профессиональных задач;
– мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;
– владение системой профессионально-нравственных ценностей;
– способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:
– создание условий для созидания обучающихся субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;
– создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;
– формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного рабочего, квалифицированно решающего профессиональные задачи в профессиональной деятельности.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:
– гуманизации и демократизации педагогических отношений;
– педагогики сотрудничества;
– органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;
– личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;
– целостности, единства личностного и профессионального развития человека.
Опираясь на подход к определению педагогической технологии В. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.
Продуктами проектирования являются рабочие программы по профессии, практике пробных уроков производственного обучения; методические рекомендации по организации профессиональной практики, самостоятельной работы учащихся: рабочее руководство, учебные элементы, рекомендации по дипломному проектированию. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ФГОСТ НПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего рабочего.
Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения учащихся. Профессиональная подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую и практическую основу, вторая – на познание учащимся себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.
Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И. Якиманской, Л. Выготского, Л. Занкова, Д. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей учащихся и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет учащимся постичь своё “Я”, что-то совершенствовать, исправлять в себе. Стимулирование самопознания учащихся позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:
– включение учащихся в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;
– организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий;
– предоставление права выбора учащимся заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям учащихся и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
– активизация деятельности учащихся как субъекта образовательного процесса;
– создание на учебном занятии ситуации успеха
Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет учащимся стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт учащихся посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке производственного обучения, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащимся предоставляется возможность:
– отстаивать своё мнение;
– участвовать в дискуссиях;
– выступать в роли преподавателя;
– решать методические задачи;
– выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;
– работать в микрогруппе.
Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у учащихся адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности учащихся, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.
Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего: дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические работы. Важное место в формировании будущего рабочего играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь учащихся, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в
заседаниях проблемных групп, семинарах, в научно-практических конференциях.
Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие учащегося, развитие собственных способностей учащихся и формирование профессиональных умений. Разнообразие видов деятельности (разработка проектов, выполнение исследовательских работ, участие в заседаниях проблемных групп, научно-практических конференциях и др. ) позволяет сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности.
Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего, и последующую их коррекцию. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет учащимся формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.
Для формирования рефлексивного мышления учащихся использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.
Готовность к осознанной профессиональной деятельности проверяется в ходе практики, результаты которой позволяют судить о сформированности профессиональных умений.
Для измерения результатов сформированности профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности учащихся к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты сформированности профессионально-значимых качеств личности
50% (14 человек) учащихся групп № 16 (выпуски 2015-2017 года) продолжают учебу в высших учебных заведениях, остальные работают по специальности.
С предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику, ежегодно приходят благодарности.
Свыше 70% выпускников обучаются на «4» и «5».
Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
Лебедев О. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12.
Могилев А. Интернет-проекты в системе образования// Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 8 – 20.
Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. – 2006. – № 8.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.
Приложение №1 – Презентация исследовательских проектов «Маленькие хитрости в большом строительстве» (отчетная конференция).
Приложение №2 – Урок производственного обучения «Настилка полов керамическими плитками».
– создать условия для применения знаний отделочных работ в строительстве;
– определить связь производственного обучения с общеобразовательными предметами;
– совершенствовать навыки работы в коллективе, учитывая индивидуальные способности учащихся.
мультимедийная установка, компьютерные презентации.
Вводное слово преподавателя.
Исследовательские проекты были подготовлены по следующим направлениям: в свободную минуту, возможно пригодится, строим и ремонтируем, основы мастерства.
Защита проектов по направлению в свободную минуту (проект «Мини огород на кухне»).
Защита проектов по направлению возможно пригодится (проект «Поддон для кашпо»).
Защита проектов по направлению строим и ремонтируем (проект «Раскрашивание стен под кирпичную стену», проект «Меняем плитку»).
Защита проектов по направлению основы мастерства (проект «Роспись по трафарету», проект «Декоративная роспись стен», проект «Малярная имитация драпировки»).
Заключительное слово преподавателя
Чтобы обеспечить карьерный рост и профессиональное совершенствование, вам необходимо различать такие понятия, как hard skills (что на русский язык ближе всего переводится как «профессиональные навыки») и soft skills (что на русском называют «личностные качества» или гибкие навыки). Разбираясь в этих понятиях, и понимая свои сильные и слабые стороны, вы сможете показать себя потенциальному работодателю с наиболее выгодной стороны.
Все ведущие работодатели и организаторы крупнейших кадровых конкурсов типа Лидеры России оценивают эти качества у соискателей. Для этого используются ситуационные тесты и тесты Лидеры России, а также очные оценочные мероприятия на ассессментах.
Прежде всего, разберем разницу между профессиональными навыками и личностными качествами и рассмотрим важность этих понятий при составлении резюме.
Hard skills (профессиональные навыки)
Профессиональные навыки — это набор навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Чтобы овладеть такими навыками, требуется учиться, запоминать и анализировать материал. Для этого нужен определенный уровень интеллекта. Hard skills можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях.
Это знания и опыт, которые мы получаем в школе или в процессе обучения на рабочем месте. Они, как правило, поддаются количественной оценке и нарабатываются в процессе обучения. Это могут быть навыки слесарного или столярного дела, навыки компьютерного программирования или чего угодно другого. Наличие hard skills проверяется с помощью экзаменов и теоретических тестов. Они легко поддаются объективной оценке.
После того, как вы приобретете профессиональные навыки, они обычно остаются с вами на протяжении всей вашей карьеры. Например, когда вы научитесь управлять автомобилем, вы сохраните этот навык на всю жизнь, пусть даже без практики навык частично ослабеет.
Примеры профессиональных навыков
- Безошибочная скорость печати 80 символов в минуту;
- Владение специализированными компьютерными программами (по бухгалтерии, анализу, видео монтажу и пр.);
- Освоение языков программирования;
- Умение управлять сложными механизмами (автобусом, погрузчиком, станком и пр.).
Soft skills (личностные качества, гибкие навыки)
Личностные качества, как правило, связаны с личностным опытом человека, его характером и темпераментом и проявляются в умении коммуникации для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами.
Они несколько субъективны и более основаны на эмоциональной составляющей, чем на каких-либо конкретных навыках. Большинству имеющихся у вас личностных качеств, вас не учили, они являются естественным результатом вашего эмоционального воспитания и жизненного опыта. Для освоения soft skills требуется уметь понимать людей, чувствовать их настроение, сопереживать – все то, что называется эмоциональным интеллектом. Такие качества нарабатываются более долго по сравнению с профессиональными умениями. Например, умению понимать чувства других людей не научишься за месяц, в отличие от умения управлять автобусом.
Soft skills сложно объективно и точно оценивать. Не так давно были разработаны тесты на эмоциональный интеллект и ситуационные тесты, основной задачей которых является определение уровня личностных качеств кандидатов на рабочие места. Такое тестирование остается довольно сложной и дорогой задачей для работодателей, но становится все более популярным, особенно при проверке кандидатов на руководящие позиции. На HRLider. ru мы собрали для вас самую большую в Рунете базу ситуационных тестов для оценки личностных качеств. Они помогут вам пройти любые личностные тесты и тесты Лидеры России на управленческий потенциал. Смотрите бесплатные примеры на странице Психологические тесты и в наших статьях:
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Некоторые качества, такие как ваша трудовая этика, требуют времени, чтобы быть настолько наработанными, чтобы их можно было демонстрировать своему работодателю. В отличие от этого, любой профессиональный навык, имеющийся у вас (к примеру, владение программой Photoshop), вы можете продемонстрировать в любой момент.
Примеры личностных качеств
Ниже вы найдете список наиболее нужных и полезных soft skills, которые стоит упомянуть в вашем резюме и при собеседовании:
- Умение эффективно управлять временем (тайм менеджмент);
- Коммуникабельность (эффективное ведение переговоров, убеждать и аргументировать);
- Активное слушание (эмпатия и умение понимать чувства людей);
- Умение быстро ориентироваться в ситуации неопределенности;
- Стрессоустойчивость;
- Клиентоориентированность;
- Гибкость, дипломатичность.
Hard skills против soft skills
Давайте посмотрим, как оба эти качества любого работника соотносятся для какой-либо одной профессии, к примеру, должности исполнительного помощника.
Наш кандидат обладает как профессиональными навыками управления офисом, так и набором определенных личностных качеств.
- Профессиональный уровень владения инструментов офисного управления (Календарем Google, пакетом MS Office и другими, навыки делопроизводства и секретарской работы).
- Планирование и перестановка сложных командировок и мероприятий для трех топ-менеджеров.
- Исследование и написание различных исполнительных материалов, включая объявления, повестки дня и презентации.
- Стрессоустойчивость, несмотря на сжатые сроки и другие сложные ситуации.
- Организация личных и профессиональных графиков для трех руководителей высшего звена и трех помощников руководителя уровня II.
- Умение быстро подстраиваться под новые условия работы, менять места проведения мероприятий, слайды презентации и варианты питания сотрудников, часто необходимые в последнюю минуту.
В реальном резюме вы можете перечислять эти навыки в сочетании с другими. Вот как могут выглядеть некоторые из перечисленных выше навыков в реальном резюме:
- Способность подготовить объявления и спланировать повестки дня 3 высших руководителей, что обеспечивало оптимальное использование их времени.
- Умение своевременно изменить место проведения нескольких важных мероприятий с гарантией их безупречного проведения.
- Эксперт Google Suite, обладающий расширенными знаниями в области Календаря, Документов, Листов и Слайдов Google.
- Превосходные организационные способности.
В чем разница между этими двумя качествами? Рассмотрев список, вы должны увидеть, насколько непростыми являются профессиональные навыки и насколько тонкими – личностные качества. Итак, что важнее?
Профессиональные навыки или личностные качества?
Как вы можете видеть в примере выше, и hard skills и soft skills одинаково важны. Если бы работники не могли исполнять обязанности под жестким прессингом, или не способны были бы использовать программное обеспечение в офисе, они не смогли бы соответствовать должностным требованиям.
Точно так же, если представить работу учителя, вы сможете видеть, насколько в его работе важны как его должностные обязанности (профессиональные навыки и знания), так и способность поддержания соответствующей обстановки в классе (личностные качества). Мы видим, что оба эти набора качеств жизненно необходимы.
Каждая работа требует тонкого баланса между профессиональными навыками и личностными качествами.
Ценность профессиональных навыков
Профессиональные навыки обязательны для любой работы. Скорее всего, вы не смогли бы работать графическим дизайнером, если бы не знали, как использовать программное обеспечение для редактирования проектов. Вы должны иметь определенный уровень квалификации в своей профессии для выполнения своей работы.
Несмотря на то, что и те и другие навыки работника одинаково ценны, в некоторых профессиях превалирует спрос на профессиональные навыки, в других – на личностные качества.
Например, персонал, принимающий на работу сотрудников в небольшой IT компании, будет уделять большее внимание знанию ими сложных программных инструментов и компьютерным способностям кандидатов, чем их межличностным качествам, тем более, если персонал, как правило, работает в одиночку.
Поэтому, если вы претендуете на позицию, в которой больше ценятся профессиональные навыки, чем личностные качества, подчеркните именно эти стороны ваших способностей.
Ценность личностных качеств
Ваши профессиональные навыки демонстрируют вашу способность выполнять работу, но они не покажут, насколько хорошо вы работаете в команде или насколько вы организованы. Ваши личностные качества помогают вам определить тип человека, с которым вы будете работать. Что сделает работу с ним проще и эффективней. Например, если вы начинающий сотрудник, ваш работодатель прекрасно понимает, что вам не по плечу многозадачность.
Обязанности в определенных должностях привносят большее значение именно личностным качествам. Например, обязанности в сфере продаж или управлению персоналом требуют, чтобы вы общались лицом к лицу с человеком или обладали развитыми межличностными способностями.
Зачем развивать hard и soft skills
В 2017-2018 годы фондом Карнеги Мелона и Стэндфордским институтом было проведено исследование по влиянию hard skills и soft skills на показатели работы топ-менеджеров ряда компаний Fortune 500. Результаты этого исследования стали сенсационными. По выводам исследователей успех на таких высоких должностях на 75% зависит от soft skills, и только на 25% от hard skills. То есть, для успешной работы в топ-менеджменте важнее иметь хорошие навыки коммуникации и понимания других людей, чем обладать большим багажом профессиональных знаний.
Для многих профессий, где критичны знания и специфические умения, профессиональные знания важнее, чем личностные качества. Это все профессии, где требуется работа с механизмами, работа разработчиков кода, инженеров, архитекторов и проектировщиков. Для каких-то профессий важен баланс знаний и личных качеств. Это профессии на стыке областей, где требуются знания и работа с людьми: менеджеры проектов, координаторы, финансовые специалисты. А где-то soft skills важнее, чем багаж проф знаний – чаще всего, это работа по управлению большими коллективами.
Три совета о том, как лучше отобразить в резюме ваши профессиональные навыки и личностные качества
Ниже мы приведем три рекомендации, которые помогут вам наполнить раздел навыков в вашем резюме наилучшим образом.
Держите описание работы рядом с вами, чтобы уточнить свое резюме в применении к этой должности. Не забудьте упомянуть все ваши навыки, совпадающие с перечисленными в описании. Чем больше имеющиеся навыки совпадают с требуемыми, тем больше вы соответствуете выбранной позиции.
Старайтесь показывать свои soft skills косвенно, не выпячивая, как бы взглядом со стороны. Можно привести какие-либо примеры из вашего предыдущего опыта, это сделает описание более объективным и более наглядным. Например, вместо того чтобы указывать «сильную командную работу» в разделе «Навыки», вы можете сказать: «Ежедневно координировал свою работу с маркетинговой командой для разработки новой тактики продаж».
Кроме того, вы можете использовать особенно востребованные свои личностные качества, чтобы гибко восполнить отсутствие на данный момент каких-либо профессиональных навыков. Допустим, ваш потенциальный работодатель ищет кого-то с опытом работы в WordPress, которого у вас нет. Вы можете сказать в сопроводительном письме: «В настоящее время я обладаю высоким уровнем SquareSpace и могу легко адаптироваться к новым платформам CMS, таким как WordPress».
Не ограничивайтесь перечислением своих способностей в соответствующем разделе резюме. В своем сопроводительном письме вы можете дополнительно продемонстрировать свой большой опыт и способности. Будет лучше, если вы сможете показать свое внимание к деталям, создав безошибочное и правильно отформатированное резюме, и показав умение в написании грамотного сопроводительного письма.
На HRLider. ru вы найдете самую большую базу тестов и опросников для оценки хард и софт скиллз. Смотрите бесплатные примеры на странице Психологические тесты
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Портрет идеального выпускника ВУЗа глазами работодателя (по критериям личностного опросника SHL OPQ32)
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Теперь, когда вы понимаете разницу между личностными качествами и профессиональными навыками, взгляните на свое резюме еще раз. Возьмите свое резюме и внесите в него правки в соответствии с предложенными рекомендациями.
Убедитесь, что профессиональные навыки и личностные качества сбалансированы и соответствуют запросам работодателя. Используйте примеры из предложенного нами списка навыков, и убедитесь, что в результате ваши лучшие качества акцентированы в резюме в полной мере.
Пройти примеры тестов