Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования

«Современные требования к профессиональной компетентности учителя.

Каким должен быть современный учитель?»

Цель педагогического совета

Активизировать деятельность педагогов по развитию профессиональных компетенций, способствующих совершенствованию навыков педагогического мастерства

Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования

Форма проведения: работа в группах сменного состава.

Стадия вызова.

Компетенция – совокупность знаний и навыков, позволяющая выполнять профессиональные задачи. Компетенции зависят от знаний и/или умений, приобретенных в процессе обучения и/или практической работы.

– Ключевые компетенции учителя

– Общепредметные (базовые) компетенции

– Предметные компетенции

В настоящее время оценка деятельности педагогов осуществляется чрез аттестацию.

Существующая система оценки профессиональной компетенции педагога не дает возможности оценить знания, умения и навыки, личностные качества учителя, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Проблема профессионального развития качества педагогической деятельности связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога.

В качестве такого инструмента следует рассматривать систему сертификации профессиональных компетенций педагогических работников.

Согласно «ГПРО 2016-2019» с 2019г. планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников.

Смысловая стадия. Учителя делятся на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учитель работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, “кластер”). По окончании работы учителя переходят в другие группы – группы экспертов.

Стадия размышления: работа в группе “экспертов”.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Вопросы для обсуждения

1 Национальная система квалификаций, ее структура.

Новая система подготовки педагогических кадров. Изменения в квалификации педагогических работников.

Механизмы оценки компетенций и присвоения квалификаций.

Подведение итогов.

Стратегия формирования национальной системы квалификаций в Казахстане

На основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы было выявлено, что предпосылками создания НСК стали серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, отсутствие рынка квалификаций, основанных на компетенциях, наличие негибкого перехода от обучения к трудовой деятельности.

Почти во всех странах Европейского союза существует следующая структура НСК: Национальная рамка квалификации; отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты и процедура оценки и подтверждения, т. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудовой деятельности.

В Казахстане за последние годы проделана большая работа в области формирования НСК: утверждены Национальная рамка квалификаций, Отраслевые рамки квалификаций, разработаны профессиональные стандарты по ряду профессий.

Главным элементом или ядром национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций, которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций. Этот набор критериев может быть заложен в дескрипторы (описания) уровней, или сформулирован отдельно в виде четкого перечня дескрипторов уровней.

Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». Восемь рекомендуемых уровней описаны в форме результатов обучения.

Результаты обучения подразделяются на три категории: знания, способности и компетенции. Они указывают на то, что в квалификации в различных комбинациях представлен весь спектр результатов образования, включая теоретические знания, практические и технические навыки, а также социальную компетенцию, для которой решающей является способность к сотрудничеству с другими людьми.

НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. Тем самым НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.

В НРК приводится структурное описание требований к личностным и профессиональным компетенциям, к умениям и навыкам, к знаниям, их детализация осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.

Отраслевая рамка квалификаций сферы образования (далее – ОРК) является структурным элементом Национальной системы квалификаций и охватывает 4 уровня Национальной рамки квалификаций, начиная с пятого уровня. ОРК состоит из 12 подуровней: по четыре подуровня на пятом и шестом, по два подуровня на седьмом и восьмом уровнях и разработана с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.

Действующая ОРК включает в себя описание квалификаций по пяти уровням, соответствующим четвертому, пятому, шестому, седьмому и восьмому уровням НРК. Описание квалификаций по подуровням дается в профессиональном стандарте педагога.

Профессиональные стандарты являются одним из важнейших элементов национальной квалификационной рамки, т. документами, устанавливающими требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.

Разработанный профессиональный стандарт «Педагог» определяет требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности. В концептуальную основу профессионального стандарта положена модель современного педагога.

Профессиональный стандарт служит для планирования повышения квалификации педагога и его карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню.

Профессиональный стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации педагога характеризуются по 12 подуровням ОРК в сфере образования и в соответствии с 5-ю уровнями НРК (с 4 по 8 уровни) по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные компетенции». Дескрипторы 12 подуровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций педагога:

1) степень самостоятельности отражена в обобщенном показателе «умения и навыки»;

2) степень ответственности прописывается в обобщенном показателе «личностные и профессиональные компетенции»;

3) степень сложности отражается в обобщенном показателе «знания», сложность труда педагога связана с его принадлежностью к типу профессий «человек-человек». Педагогическая деятельность – это не прямое воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом деятельности педагога является педагогический процесс, а ученик из объекта воздействия переходит на позицию субъекта деятельности.

В профессиональном стандарте педагога выделены пять трудовых функций: обучающая; воспитывающая; методическая; исследовательская; социально-коммуникативная. Трудовые функции, кроме воспитывающей, ранжированы по уровням квалификации. Воспитывающая функция является «сквозной» для всех уровней и отражает ценности педагогической профессии.

Наличие системы квалификаций очень важно для развития как вертикальной мобильности граждан в пространстве профессионального образования, так и горизонтальной мобильности с одной профессиональной траектории на другую за счет встроенного в систему механизма официального признания частичных квалификаций.

Как следует из вышеизложенного, разработка и реализация НСК, основанной на результатах обучения, требует пересмотра национальной системы образования, обучения и обучения в течение всей жизни и развития связи между ними.

Внедрение независимой сертификации квалификаций – веление времени

Модернизация системы образования сопровождается, прежде всего, введением единых образовательных стандартов и повышением качества образования. В условиях обновления содержания образования кардинальные изменения коснулись всей системы образования Республики Казахстан. С 2016-2017 учебного года начато внедрение нового стандарта образования в массовой школе. Следующий аспект модернизации системы образования – подготовка педагогических кадров в системе технического и профессионального и высшего образования.

Дальнейшая модернизация системы образования в стране выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. При этом основным условием эффективности организации образовательного процесса является профессиональная компетентность.

Система профессионального педагогического образования направлена, прежде всего, на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика.

В ГПРОН на 2016-2019 годы с 2019 года планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников. Для реализации поставленной задачи в первую очередь необходимо привести в соответствие действующие должности педагогических работников с уровнями квалификаций НРК и ОРК в сфере образования и науки.

Педагогические работники без категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – стажер», педагогические работники второй категории соответственно к уровню – «учитель». Педагогические работники первой категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – модератор». Педагогические работники высшей категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – исследователь». Для получения квалификационного уровня «учитель– эксперт» и «учитель – мастер» необходимо пройти аттестацию по новой модели.

Аттестуемые педагогические работники проходят этап школьного оценивания через наблюдение уроков и для представления рекомендации аттестационной комиссии. Претенденты на уровни «учитель-исследователь» и «учитель-мастер» представляют портфолио (рефлексивный отчет) на основе педагогической практики для независимого оценивания.

В качестве механизма аттестации на должность учителя вводится квалификационный экзамен. Предлагаемые квалификационные уровни применяются для педагогических работников Назарбаев Интеллектуальные школы. Исходя из реальной практики предлагается новая структура педагогического образования, которая включает в себя следующие этапы:

– предпрофильная ориентация на базе основного среднего образования в течение 5 лет с получением удостоверения о среднем образовании и рекомендации школы;

– профильная педагогическая подготовка за счет факультативных занятий в педагогических классах на базе общего среднего образования в течение 2 лет с получением аттестата о среднем образовании и сертификата, позволяющего выпускникам педагогических классов работать гувернерами, помощниками воспитателя детских садов;

– на уровне технического и профессионального образования обучение в прикладном педагогическом бакалаврите в течение четырех лет, последние два года из которых полностью совпадают с двухлетной образовательной программой для выпускников профильной педагогической подготовки. При этом 4-х летний прикладной бакалавриат планируется на переходный период, суть которого заключается в следующем: все педагогические колледжи предлагается перевести в структуру вузов, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим специальностям. Следовательно подготовка педагогических кадров на уровне ТиПО будет прекращена;

– на уровне педагогического бакалавриата подготовка в вузе с получением диплома о присуждении академической степени бакалавра образования;

– годичная педагогическая интернатура для получения высшего педагогического образования, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом;

– двухгодичная научно-педагогическая магистратура при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа с получением диплома об академической степени магистра педагогических наук;

– трехгодичная научно-педагогическая докторантура с получением диплома ученой степени доктора педагогических наук;

– на уровне дополнительного образования для взрослых – повышение квалификации педагогических работников с получением квалификационного сертификата.

Согласно данной модели первую ступень высшего педагогического образования составляет прикладной бакалавриат, по окончании которого выпускникам присваивается академическая степень бакалавра дополнительного образования. Вторая ступень – педагогический бакалавриат – дает возможность выпускникам работать в школах только учителями- стажерами. Для дальнейшего роста предлагается пройти годичную педагогическую интернатуру, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом.

Кроме того, на любой ступени каждого уровня педагогического образования, предоставляется возможность продолжить профессиональную деятельность в качестве учителя-стажера без прохождения педагогической интернатуры и института наставничества. При этом сохраняется возможность поступать в научно-педагогическую магистратуру при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа и соответствия условиям приема абитуриентов каждого вуза. Таким образом, полный цикл высшего педагогического образования предполагает 5-летнее обучение. Получение высшего педагогического образования открывает доступ к обучению по программам научно-педагогической магистратуры и далее научно-педагогической докторантуры PhD.

При этом присвоение данных квалификаций должно осуществляться в системе независимой сертификации. При этом целью сертификации является установление соответствия специалиста своим уровнем профессиональной подготовки требованиям профессионального стандарта педагога, сформированностью и развитием профессиональных компетенций, а также выраженностью профессионально важных личностных качеств.

В основе сертификации лежит процесс демонстрации кандидатом имеющихся у него знаний, умений и опыта, осуществляемый на добровольной основе. Качество сертификации зависит от используемого диагностического инструментария, который должен четко соответствовать характеру и содержанию оцениваемых компетенций, а сами процедуры оценки должны включать в себя комплексные практические задания, подлежащие выполнению в реальной трудовой среде.

Система независимой сертификации профессиональных квалификаций базируется на отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты. Дескрипторы уровней квалификаций, как требования к профессиональным компетенциям, отражаются в профессиональных стандартах.

Система оценки профессиональных компетенций педагогов является наиболее сложным узлом при реформировании традиционной системы профессионального образования.

Оценка – это процесс создания и сбора свидетельств деятельности работников для вынесения на основе этих свидетельств заключения о наличии или отсутствии требуемых компетенций, определяющих наличие профессиональной квалификации, на основе заранее определенных критериев.

Основой для формирования критериев является требования профессионального стандарта «Педагог». Для разработки процедур оценки профессиональных компетенций педагогических работников необходимо ориентироваться на их трудовые функции, и требования к качеству выполнения этих функций. Эти требования формулируются по следующим параметрам: действия, подлежащие выполнению в рамках каждой трудовой функции, необходимых для этого знаний и умений. Другими словами, оценка направлена на вынесение суждения относительно того, что кандидат знает, понимает и умеет делать в их взаимосвязи.

Свидетельства, необходимые для принятия решения по оценке, рассматриваются по критериям:

– достоверности – они должны быть непосредственно связаны с объектом оценки;

– достаточности – требуется достаточный объем свидетельств для демонстрации устойчивого качества деятельности в течение определенного периода времени.

В основу оценки профессиональных компетенций положены следующие принципы:

– оценка основана на четких критериях.

– критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности в рамках трудовой функции.

– оценка основана на представленных свидетельствах освоения профессиональных компетенций.

В процессе оценки осуществляется поиск ответа на вопрос: может ли кандидат:

– выполнять конкретную деятельность;

– еще не может выполнять;

– недостаточно данных для формирования суждения об оценке.

Важность ответа на эти вопросы в ходе независимой сертификации профессиональных компетенций определяется тем, что при отрицательном результате оценки кандидат должен получить четкие рекомендации, что ему нужно делать для того, чтобы успешно пройти оценивание следующий раз. Или что еще ему нужно освоить (и где и как это можно сделать), какие еще свидетельства необходимо представить.

Качество проводимой оценки характеризуется:

– обоснованностью, когда средства/формы/методы оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является задачей обучения, причем оценка проводится согласно установленным критериям, которые едины как для тех, кто проводит оценку, так и для кандидатов;

– обеспеченностью, т. когда методы оценки подкреплены необходимыми ресурсами (оборудованием, материалами, инструментами и т

– достоверностью, т. должны быть созданы одинаковые условия для оценки всем кандидатам (единые задания), а лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут именно данным кандидатом. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать приобретенные знания и опыт для выполнения конкретных трудовых функций.

Процедура оценки профессиональной компетенции включает в себя следующие этапы:

– информационная поддержка кандидата (процедуры, формы проведения оценки, критерии оценки, требования к кандидатам, роль экспертов и т

– сбор и предоставление кандидатом установленного перечня документов (документов об образовании, обучении, рекомендации работодателей, дипломы, сертификаты, портфолио, самоописания);

– проведение экспертом по оценке собеседования с кандидатом анализа предоставленных документов;

– составление плана проведения оценки (для проверки теоретических знаний и практических умений);

– комплексный анализ результатов проведенной оценки, данных самоописания и портфолио.

К основным возможным формам оценки можно отнести:

– тесты и экзамены;

– самоописание (описание собственных компетенции);

– методы «портфолио»;

– имитационные задания (доказательства, собранные в ситуации, максимально приближенной к трудовой среде).

При этом тесты/экзамены, наблюдение и имитационные задания относятся к основным методам, а самоописание и портфолио – к дополнительным, обеспечивающим объективность и обоснованность оценки.

Оценка должна быть направлена на интегрированную диагностику теоретических знаний и практических умений. В реальной деятельности работник целостно актуализирует компетенции, представляющие собой совокупность знаний, умений, опыта, ценностных установок.

Для планирования оценки необходимо разработать «Руководство по оценке» по каждой трудовой функции, которое станет основой для разработки «Памятки по оценке» для кандидатов, где их знакомят с процедурами оценки, направленными на подтверждение качественного выполнения кандидатом каждой трудовой функции. Результаты оценки заносятся в контрольную ведомость, где указаны установленные критерии и результаты оценки.

Формирование профессиональных компетенций учителя

как средство повышения качества образования.

Сегодня обществу нужна творческая личность, способная ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях множественности выбора, иметь независимость в суждениях. Ведь в наши дни талант и творческая одарённость становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию.

Педагог , являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательные программы в образовательный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентноспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. В связи с этим актуальным становится проблема готовности педагогов к работе в современных условиях, проблема компетентности самих педагогических работников.

Современное образование предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя, возрастает объем и качество исследовательской составляющей в педагогической работе. Такие преобразования влекут за собой изменение содержания и подходов к педагогической деятельности.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Что же такое профессиональная компетентность? Профессиональная компетентность педагога– это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Профессиональная компетентность реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

Обобщение собственного педагогического опыта;

Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

· самоанализ и осознание необходимости;

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

В настоящее время компетентным скорее можно назвать не специалиста, обладающего энциклопедическими знаниями, а человека, который умеет применить имеющиеся у него знания к реальным жизненным ситуациям.

Таким образом: компетентность- это мобильность знаний+ гибкость метода+ креативность мышления.

Как же взаимосвязаны компетентность и компетенция?

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

Современный педагог должен обладать:

  • Предметной компетентностью- это собственные знания, умения, навыки педагога по предмету.
  • Педагогической компетентностью- умение применять знания на практике, причем не только знание предмета, но и знания в области педагогики, психологии, дидактики, а также умения оценивать результаты своего труда, труда обучающихся, педагогические процессы.
  • Социальной компетентностью- связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности( способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

От профессиональной компетентности педагога зависит качество образовательных результатов и достижений обучающихся. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Качество образования, как известно, во многом зависит от компетентности и уровня профессиональной подготовки учителя. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Феномен профессиональной компетентности учителя иностранного языка можно рассматривать в нескольких измерениях одновременно: как подсистему культуры и форму деятельности, механизм профессиональной социализации и особую реальность становления, развития, самореализации индивида. Говоря о профессиональной компетентности учителя иностранного языка, можно сказать, что коммуникативная компетентность является самой важной, ведь речь идет о формировании коммуникативной компетентности учащихся. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Практика, однако, показывает, что в современных условиях постоянного расширения международных контактов одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке, пусть даже опирающегося на фундаментальные знания его основ, явно не хватает. Недостающим звеном здесь является грамотное использование культурно-обусловленных норм поведения – как речевого, так и неречевого, основанное на знании особенностей культуры и образа мышления коммуникантов. В настоящее время тезис о неотделимости изучения иностранного языка от ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей, социокультурными традициями, особенностями национального видения мира народом-носителем является общепризнанным в методике преподавания. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному иноязычному общению является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе. При этом учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой. Не надо бояться нового, не надо бояться сделать ошибку, поскольку все поправимо, если есть установка на самоанализ и самосовершенствование. Залог успеха в том, чтобы хоть в чем-то продвинуться к педагогическому мастерству и почувствовать себя способным к самообучению и самовоспитанию.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления – являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя, в том числе иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решающего задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе казахстанского образования.

Мы понимаем, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение. Ведь компетентный учитель- это компетентные ученики. Формирование профессиональных компетенций учителя- это важнейшее средство повышения качества образования.

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *