развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольников

Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования

Профессиональная компетентность педагога ДОУ — одна из актуальнейших тем дошкольного образования. Очевидна потребность в новых компонентах работы с детьми, в соответствии со временем и его задачами — а это значит, что педагогические умения тоже должны трансформироваться. Специалисты из ДОО № 261 «Истоки» (г. Барнаул) представляют собственные технологии повышения квалификации и развития педагогического мастерства с применением тьюторства и коучинга.

26 июня 2019

Современный стандарт педагога ДОУ

Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.

Популярный учебный курс «Тропинки» направлен на то, чтобы подготовить ребенка к школе через творчество. Но для такой формы работы воспитателю нужно и самому уметь решать с помощью творчества свои профессиональные задачи. В последние годы много говорится о раскрытии потенциала ребенка — однако важно задумываться и о внутренних ресурсах педагога, его профессиональном и личностном развитии.

Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:

  • Высокий уровень интеллекта и креативности.
  • Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
  • Формирование особых интересов и хобби.
  • Позитивная уверенность в собственных силах.
  • Повышенный локус контроля.

В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.

развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольников

Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.

Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.

Тьюторство

Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.

Модель тьюторского действия в ДОУ

Действие: Создание среды выбора «Избыточная среда».

Механизм: Аукцион, ярмарка идей.

Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.

Проектировочный этап.

Действие: Навигация.

Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).

Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).

Реализационный этап.

Действие: Реализация индивидуального плана.

Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.

Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.

Аналитический этап.

Действие: Тьюторские пробы «Среда выбора».

Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.

Результат: Написание эссе, составление кейсов.

Так во взаимопомощи «педагог педагогу» повышается уровень владения социальными методами и приемами дефицитарного направления.

развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольников

Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет

Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.

Коучинг

Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.

Рассмотрим технологию «Колесо баланса», успешно внедренную в работу с начинающими воспитателями:

  • На первой коуч-встрече с молодым специалистом рисуем круг, разделенный на равные доли. Каждая из них означает возможные проблемные области: перспективы роста, взаимодействие в коллективе, планирование, владение педагогическими приемами, самоанализ, должностные обязанности, возраст и особенности детей. Воспитатель ранжирует разными цветами в «колесе» каждую проблему от 1 до 10. Это позволяет наглядно увидеть, что вызывает в его работе основные сложности.
  • Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
  • Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
  • На следующей встрече с тьютором воспитатель сдает выполненные задания и рисует новое «Колесо баланса», чтобы отметить свой прогресс.
  • Понимание, что могло быть лучше.
  • Понимание, как сделать лучше.
  • Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.

Система повышения квалификации

Система повышения квалификации педагогических кадров рассматривается как автономная и гибкая подструктура общей системы непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы не только общества, но и каждой отдельной личности.

Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье – часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов. (Приложение 1. Курсовая подготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования).

Самообразование педагогов

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п) (Приложение 3. Методические темы педагогов). Критерии эффективности самообразования:

·     В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

·     Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

·     Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

·     Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

·     Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

·     Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию

Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке. (Приложение 2. Уровень квалификации педагогических кадров)

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы – важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат – интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

(Приложение 5. Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства)

Показателями эффективности внедрения модели системы управления профессиональным развитием педагогических кадров являются

Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Овладение современными методами обучения и воспитания.

Положительная динамика качества образования.

Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Таким образом, считаем, что наша модель способствует:

·      готовности педагогов к инновационной деятельности;

·     повышению профессиональной компетенции учителей;

·     повышению качества обучения школьников;

·     конкурентноспособности школы среди образовательных учреждений города;

·     мобильному управлению педагогическим коллективом школы;

·     эффективному внедрению современных образовательных технологий (в том числе ИКТ);

·     созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями

Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационный компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно – коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.

На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий – многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, ФГОС ООО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Профессиональные качества
педагога дошкольного возраста

Организация: ГБОУ Школа №852

Населенный пункт: г. Москва

Тема исследования – профессиональные качества педагога старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования – необходимые и желательные профессиональные качества педагога старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – провести теоретический анализ проблемы профессиональных качеств педагога старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: профессиональные качества педагога старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: определение профессиональных качеств старшего педагога дошкольного возраста.

  • На основе анализа литературы выявить сущность профессиональных качеств педагога.
  • Определить особенности профессиональных качеств педагога старшего дошкольного возраста.
  • Рассмотреть диагностические методики для определения профессиональных качеств воспитателя.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования состоит в определении особенностей профессиональных качеств педагога старшего дошкольного возраста и подборе диагностических методик для определения профессиональных качеств воспитателя.

ГЛАВА 1. Профессиональные качества педагога дошкольного возраста

Понятие профессиональной компетентности

Компетентность и компетенция, считает В. Метаева, являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

В русле трактования A. Хуторской, мы определяем понятие «компетентность» как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, обладает познаниями и опытом, и «компетенцию» как круг вопросов, в которых человек достаточно хорошо осведомлен.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятие компетентность заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и т. Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

  • интеллектуальная компетентность;
  • коммуникативная компетентность;
  • информационная компетентность;
  • рефлексивная компетентность.

То есть, любому специалисту необходимо обладать определенными набором компетенций.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в русле трактования Профессионального стандарта педагога

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Содержание профессионального стандарта педагога в части основных требований к педагогу следующее:

Часть первая: обучение

Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.

Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.

Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

Часть вторая: воспитательная работа

Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.

Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. ) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.

Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.

Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др. ), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

  • стремление к личностному развитию и креативность;
  • мотивация и готовность к инновациям;
  • понимание современных приоритетов дошкольного образования;
  • способность и потребность в рефлексии.

То есть, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется исследователями как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.

Педагог дошкольного образования должен

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

ГЛАВА 2. Диагностика профессиональных качеств педагога дошкольного возраста

Значение диагностики профессиональной компетентности педагога старшего дошкольного возраста

Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить потенциальные возможности воспитателя. Это позволяет планировать повышение квалификации, обобщение опыта, индивидуальную работу. Диагностика профессиональной деятельности педагогов создает условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов: выбор темы для самообразования, курсов в институте повышения квалификации, знакомство с периодическими изданиями, встречи с коллегами. Диагностика профессиональной деятельности педагогов позволяет искать пути совершенствования личностных и профессиональных умений воспитателей, стимулирует их поисковую и творческую деятельность.

Диагностика профессиональной компетентности педагога дошкольного возраста

Рисунок 1. Составляющие профессионального мастерства педагога ДОУ (Палагина Е.

Ниже приводим указанную методику.

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ

Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:

3 балла – показатель присутствует в полной мере;

2 балла – показатель присутствует не в полной мере;

1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;

0 баллов – показатель отсутствует.

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ.

Показатели
Баллы

1. Профессиональные знания

1. Знание законов развития ребенка и технологии взаимодействия с ним

2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий

3. Знание особенностей содержания ООП ДО

4. Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников

5. Знание основ преемственности между детским садом и школой

6. Знание частных методик развития детей

7. Знание содержания регионально образовательного компонента

8. Знание задач, содержания и методов работы с семьей

2. Педагогические умения

Обучающая функция:

1. Учитываю поло-ролевые различия детей

2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения

3. Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений

4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы

5. Самостоятельно проектирую процесс обучения

Таблица 1. Продолжение

Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира

7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др. )

8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей

9. Владею способами оценки детской деятельности

10. Владею методикой поиска информации, умею ее интерпретировать

Воспитывающая и развивающая функция:

1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления

2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми

3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей

Организационно-педагогическая функция:

1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей

Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей

Планово-прогностическая (планирующая) функция:

1. Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ

2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы

3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей

4. Умею осуществлять внутри – и межпредметные связи в педагогическом процессе

5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми

Коммуникативная функция:

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями

2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям

Диагностическая функция:

1. Владею методами педагогической диагностики

2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми

Исследовательская функция:

1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей

2. Выделяю проблему, ее актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и ее результаты

3. Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики

4. Анализирую результаты своей деятельности

5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики

Аналитическая функция:

1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей

2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности

3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности

Корректирующая функция:

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики

Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка

3. Умею управлять поведением и активностью детей

Гностическая функция:

1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования

2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность

3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки

4. Умею предвидеть последствия своих действий

5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка

Итого баллов

Уровень:

97-144 балла – уровень педагогической компетентности оптимальный

49-96 балла – достаточный, 48-20 балла – критический, менее 19 баллов – недопустимый.

Для более достоверной картины можно сочетать данные критерии диагностики с экспертной оценкой педагога другими специалистами ДОУ.

Диагностика профессионально значимых личностных качеств педагога дошкольного возраста

Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении – воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, – писал К. Ушинский. – Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Рисунок 2. Схема изучения профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ (Сост. Шавшаева Л.

Схема изучения профессионально значимых личностных качеств педагога.

Таблица 2. Продолжение

В ходе работы нами на основе анализа литературы выявлена сущность профессиональных качеств педагога.

Исследователи, рассматривая профессиональные качества педагога, опираются на понятие компетентности и на термин «Профессионально важные качества (ПВК)». Мы склонны придерживаться понятия компетентности. В российском документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого – компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

Мы определили, что любому специалисту необходимо обладать определенными набором компетенций.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу.

Нами определены особенности профессиональных качеств педагога дошкольного возраста. При этом мы основывались на утвержденном и начавшем работать с 1 января 2015 года профессиональном стандарте педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Мы рассмотрели диагностические методики для определения профессиональных качеств воспитателя.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить потенциальные возможности воспитателя. Нами были рассмотрены имеющиеся методы диагностики профессиональной компетентности педагога дошкольного возраста. Из имеющихся методик наиболее полной мы считаем Карту диагностики профессионального мастерства педагога ДОУ (Палагина Е. В ней оцениваются профессиональные знания и педагогические умения. При исследовании педагогических умений исследуются обучающая функция, воспитывающая и развивающая функция, организационно-педагогическая функция, планово-прогностическая (планирующая) функция. А также коммуникативная, диагностическая, исследовательская, аналитическая, корректирующая и гностическая функции.

Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении – воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе. Для диагностики профессионально значимых личностных качеств педагога дошкольного возраста мы выбрали Схему изучения профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ (Сост. Шавшаева Л. Изучаются эмпатичность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность.

Таким образом, мы провели теоретический анализ проблемы профессиональных качеств педагога, определили необходимые и желательные профессиональные качества педагога дошкольного возраста и подобрали диагностические методики для определения профессиональных и профессионально значимых личностных качеств воспитателя.

  • Дружилов С.А. Профессиональная компетенность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – 2005. – №8. – С.26-44.
  • Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М.И.Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
  • Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. – № 1
  • Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание,1996.-308 с.
  • Монина Г.Б, Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
  • Нга Ч. Т. Т. Методы оценки развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. // SOCIOSPHERE № 4, 2013. – С.152-154
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  • Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.2. – 248 с.
  • Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов н/Д,, 1996. –162 с.
  • Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.
  • Семенов И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов. – Запорожье: Изд-во ЗГУ, 1992. – 192 с.
  • Яковлева Г.В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения // Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ № 10/2009. – С.88-94.
Опубликовано

Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, вебинары.

Педагогическая конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике. Что дает участие в педагогической конференции? Во-первых, возможность быть в курсе актуальных научных и практических педагогических проблем, не занимаясь при этом непосредственно наукой или узкой практикой. Во-вторых, это способ самому попробовать выдвинуть свою идею, обсудить ее с профессионалами, увидеть «слабые» моменты, которые нужно еще доработать. В-третьих, участие в педагогических конференциях дает толчок профессиональному росту, развивает умение выступать на публике и вести дискуссию. Этот список можно еще продолжать. Одно несомненно: педагогическая конференция – наиболее эффективное средство установления и поддержания связей среди педагогов. (Приложение 4. Обобщение педагогического опыта педагогами).

В МБОУ “СОШ № 13” работают методические объединения:

·     классных руководителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *