реализация профессиональных компетенций на уроках

«Реализация профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе через формирование творческого отношения к своей профессиональной деятельности»

Гильманова О. , преподаватель экономических дисциплин

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, за счет проявления и расширения, как индивидуальных, так и интеллектуальных качеств. В то же время компетентностный подход ориентирует студента – будущего специалиста на формирование ключевых компетенций, которые будут необходимы ему на современном рынке труда. Это означает, что образовательная система должна быть направлена на формирование и специальных способностей у студентов, а именно: организаторских навыков, коммуникабельности, предприимчивости, информационности, умению выходить из сложных, порой критических ситуаций.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих выпускников колледжа является актуальной проблемой для среднего профессионального образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом является личность студента. Человек, заинтересованный, увлеченный своей профессией, как правило, творческий человек, специалист высокого класса, который постоянно саморазвивается и самосовершенствуется.

Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт.

Примером таких исследований явились труды самого С. Рубенштейна, где особое внимание уделяется творческим формам человеческой деятельности, которая связана с формированием творческой личности.

Совсем другой подход к этой проблеме обозначил Б. Теплов. Исследуя умственную деятельность, Б. Теплов отмечал, что анализ особенностей творческого мышления позволил определить его содержание через такие качества ума, как системность, самостоятельность, гибкость, критичность, логичность, прогностичность, реактивность. Современное общество держится на интересах каждого отдельного человека, ибо без творческого отношения к профессиональной деятельности, развитой потребности в самовыражении ничего прочного и стоящего создать нельзя.

Студенты, как известно, обладают, разными индивидуальными психологическими особенностями, которые обуславливают эффективность учебной деятельности, их взаимодействие с однокурсниками и преподавателями. Особое значение в свете этого приобретает проблема сформированности у них творческого отношения в профессиональной деятельности воспитательно-образовательного процесса.

Образование определяет уровень культуры студента и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность студентов колледжа имеет динамичный и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях.

Профессиональная компетентность студента – это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности. Профессиональная компетентность является одним из факторов, влияющих на процессы познания, самопознания, общения и самовыражения и способствует всестороннему развитию личности студента – будущего специалиста.

Говоря о профессиональной компетентности необходимо отметить, что формирование профессиональной компетентности является одной из важнейших задач современного образования в учреждениях среднего профессионального образования.

Высший уровень развития студента – это творческое отношение студента к обучению. Это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов, преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий. Оно характеризует более высокую степень развития личности. Творческое отношение – это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна быть, по идее, не только преподавать знания того или иного предмета, но, прежде всего, учить студента способам эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности, то есть формировать у студентов творческое отношение к своей профессиональной деятельности. Это предполагает использование всех резервных возможностей личности студента, а также создание благоприятных социально-экономических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студента, и наконец, для обретения будущим специалистом твердой уверенности в том, что его знания, его научный, творческий потенциал будут востребованы обществом. Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Возникает вопрос: как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать ряд условий. Прежде всего, это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Современное состояние воспитательно-образовательного процесса в колледже строится по единым учебным программам, используется традиционный подход в организации учебных занятий, далекий от творческой развивающейся направленности, где нет места для творческого проявления студентов. Все это позволяет отметить необходимость обращения специального внимания на личность студента как одну из важнейших целей среднего профессионального образования. Базовая подготовка, сформированность качеств личности и активная учеба в колледже – это важное условие формирования творческого отношения студента к своей будущей профессиональной деятельности. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового обучения и воспитания, к персонифицированному развитию творческой личности с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в системе среднего профессионального образования с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.

Работа преподавателей колледжа должна быть направлена на решение задачи формирования высокопрофессиональной и творческой личности студента.

Педагогический совет «Компетентностный подход в обучении как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.

В США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века стали использоваться понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям. То есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место.

Сфера образования, начиная с Я. Коменского, работала с основными единицами – знаниями, умениями и навыками. Профессиональная сфера работала с другими единицами – компетенциями. В этом смысле профессия дает ответ, какой компетентности должен быть человек или какова сфера его компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование – знаниями, умениями и навыками. И когда профессиональная сфера может точно на уровне заказа однозначно формулировать свои претензии к образованию, то задача образования заключается в том, как перекомпоновать знания, умения и навыки в определенные компетенции, которые требуются в профессиональной сфере. Совет Европы ввел много компетенций, но каждая страна, исходя из своих приоритетов и своих взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет определенные компетенции. В частности, четыре базовых компетенции выдвинула Великобритания.

Что такое компетентность?

Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или действия.

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:

Педагогический совет «Компетентностный подход в обучении как необходимое условие повышения качества образования»

Цель: мотивация деятельности педагогов по осуществлению компетентностного подхода, как средства достижения современных целей образования, при организации образовательного процесса

проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;

создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;

содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе

компетентностно  подхода.

Введение в тему. Викторина.

Вступительное слово.

Практический этап: работа в группах

  • Установление соответствия вида и содержания образовательных компетенций, аргументация выбора.
  • Заполнение таблицы «Отличие компетентностного подхода от традиционного».
  • Анализ уроков по предметам «Человек и мир», 3 класс, «Беларуская літаратура», 5 класс, «Математика», 10 класс.
  • Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании.

Рефлексия. Написание синквейна по теме педагогического совета.

Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета.

Литература по теме педагогического совета:

Болотов В. , Сериков В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. – №10.

Лебедев О. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5.

Хуторский А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet. htm.

Тема педагогического совета: «Компетентностный подход в обучении как необходимое условие повышения качества образования»

Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе  компетентностно  подхода.

Подготовка педсовета: проведеныИМС «Обеспечение организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода», заседания школьных методических объединений: гуманитарного цикла «Компетентностный подход в образовании», начальных классов: «Компетентностный подход в практике преподавания математики в начальных классах», «Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия на I ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода с учетом предметной специфики», учителей естественно-математического цикла: «Организация деятельности учителя при проведении урока, пути и средства достижения результата на основе компетентностного подхода».

Организация педсовета: все педагоги разделены на группы. Они готовили домашнее задание – какие использовать приемы и методы для формирования ключевых компетенций учащихся, приготовили примеры компетентностно-ориентированных заданий из собственной практики.

Форма проведения: педсовет-исследование.

Уважаемые коллеги, позвольте начать наш педагогический совет с небольшой викторины.

Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии

В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт

От чего умер Базаров? (От заражения

Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие

Назовите формулу площади круга. (nR2)

При каком императоре было отменено крепостное право?  (При  Александре I1

Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис

Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А. Бутлеров

Какая величина является мерой гравитации? (Масса

Кто считается русским энциклопедистом в области  науки, культуры, искусства и технологии производства? (М. Ломоносов

Что производит на архитекторов Европы самое сильное впечатление при посещении  Санкт- Петербурга? (Реки, мосты, решетки

Посчитайте, пожалуйста, сколько у каждого правильных ответов. Кто их присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9, 8 и т. Возможно, вы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти». Монтень, французский писатель и философ эпохи Возрождения.

Есть различные источники информации и задача учителя научить  учащихся пользоваться ими, научить их учиться.

В 2016 году Беларусь заняла 98-е место из 149 в рейтинге процветания Legatum Prosperity Index. Рейтинг основан на различных факторах, включая богатство, экономический рост, образование, здоровье, личное благополучие и качество жизни.

В категории «Образование» Беларусь занимает 41 место (Россия – 25). Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. Именно поэтому в настоящее время в Беларуси продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности  выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов. Существует немало причин, по которым введение в образовательный процесс компетентностного подхода является требованием нашего времени. Вот лишь некоторые из них:

– ускорение темпов развития общества. По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать до 2070 годов. Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность;

– развитие процессов информатизации. Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний;

– новая ситуация на рынке труда. Она характеризуется тем, что востребованы не просто дипломированные специалисты, а люди, способные успешно работать в новых условиях, проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества. Ныне актуальны креативные способности, критичность мышления, умения применять полученные в учреждениях образования знаний в нестандартных жизненных и производственных ситуациях, выбирать оптимальные стратегии поведения.

Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция.

Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков для успешной деятельности в определенной области.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня образовательных компетенций (по А. Хуторскому):

–                    предметные компетенции имеют конкретное описание и могут формироваться в рамках отдельных учебных предметов.

–                    общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

–                    ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования.

(Работа в группах. Для каждого вида компетенций отобрано 4 основных его составляющих. Группам необходимо установить соответствие вида и содержания образовательных компетенций, аргументировать свой выбор).

Ценностно-смысловые компетенции. 1) Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. 2) Эти компетенции предполагают умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 3) Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. 4) От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. 1) Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов. 2) Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека. 3) Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 4) Сюда относится опыт освоения учащимися картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Учебно-познавательные компетенции. 1) Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. 2) Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 3) По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 4) В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Информационные компетенции. 1) Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 2) Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. 3) Владение информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). 4) Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Коммуникативные компетенции. 1) Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми. 2) В рамках этих компетенций формируются навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. 3) Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 4) Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Социально-трудовые компетенции. 1) Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. 2) Права и обязанности в вопросах экономики и права, 3) Права и обязанности в области профессионального самоопределения. 4) В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования 1) Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. 2) Учащиеся овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. 3) Формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 4) К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Одной из ключевых компетенций школьника является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задача учителя состоит не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности учащихся в школе.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. на компетентностный подход.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые.

(Работа в группах по заполнению таблицы):

Отличие компетентностного подхода от традиционного:

Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход 1. Цель изучения Передача, приобретение теоретической суммыпреимущественно абстрактных ЗУНов,составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) 2. Характер образовательного процесса Репродуктивный: что нового узнал Продуктивный (практика и самостоятельная работа), чему научился. Содержание учебных программ Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи)

Отбор учебного материала Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?» 5. Технологии Формы и методы соответствуют запланированной цели, т. е запланированным ЗУнам Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений (в т. тест, отметка) Комплексная оценка учебных достижений (портфолио – продукты творческого обучения) 7. Результат ЗУНЫ Ключевые компетенции

Итак, компетентностный подход – это совокупность:

–       целей образования

–       отбора содержания образования

–       организации образовательного процесса

–       оценки образовательных результатов.

Для того чтобы учащиеся стали компетентными людьми, нужны компетентные педагоги. В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Какова квалификация педагогов нашего учреждения образования?

93% (41 педагог) членов коллектива имеют высшее образование, 18 % (8 педагогов) имеют высшую квалификационную категорию, 41% (18 педагогов) имеют первую квалификационную категорию. Однако в коллективе 32% (14 педагогов) не имеют квалификационной категории (это, молодые специалисты и педагоги, которые продолжают обучение, находятся в декретном отпуске по уходу за детьми).

16 % педагогического коллектива имеют сертификаты пользователей информационных технологий, но в своей работе в большей или меньшей степени компьютер используют все. С появлением нового компьютерного класса повысилось количество педагогов, подготовивших детей для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах, мониторингах. Так в 2018/2019 учебном году на базе кабинета «Информатика» проведены тренировочные тесты в рамках подготовки к онлайн мониторингу по математике в 4-11 классах, по физике в 8-10 классах, учащиеся проверили свои знания в выполнении олимпиадных заданий по математике, посвященной памяти Ананченко (Диплом III степени у Степаненко Н. , 10 класс,), в дистанционной интернет-олимпиаде «БГПУ имени Танка», учитель Вишнякова М. , в конкурсе «Бобер» (50 участников), конкурсе «Юный скретчер», в дистанционной олимпиаде «Школа точных наук», учитель Вашедок Т. , дистанционной олимпиаде по химии, учитель Федченко Л. , по биологии, учитель Жималоскина К. , олимпиаде по английскому языку, учителя Масько М. , Пискун С. , Федченко М. , Озерова В. , в дистанционной интернет-олимпиаде «БПГУ имени М. Танка, в конкурсе видеоблогеров, интеллектуальном турнире «Экономические знания- основа успешного бизнеса, олимпиаде по краеведению, учитель Гусаков П.

Оценкой компетентности педагога является результативное участие в научно-практических конференциях (Качан И. ), педагогических чтениях (Грядовкина ЗП. , Науменко А. ), методических конкурсах. Однако, учителя нашего учреждения образования неохотно предоставляют материалы из своего опыта работы. Предполагается участие в конкурсе «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»: Третьякова Г. Бекещенко Ж. , Дубко В. , в конкурсе наглядных пособий.

Отмечается относительная стабильность результатов работы учащихся в 2018/2019 году: ПКЗ-33%, средний балл по школе 6.

С целью организации работы по реализации компетентностного подхода в образовательный процесс в нашей школе был проведен ряд мероприятий: ИМС «Обеспечение организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода», заседания школьных методических объединений: гуманитарного цикла «Компетентностный подход в образовании», начальных классов: «Компетентностный подход в практике преподавания математики в начальных классах», «Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия на I ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода с учетом предметной специфики», учителей естественно-математического цикла: «Организация деятельности учителя при проведении урока, пути и средства достижения результата на основе компетентностного подхода», анкетирование педагогов и учащихся; посещались учебные занятия.

Итоги анкетирования педагогов (Приложение 1)

91% педагогов, принявших участие в анкетировании, дали верные ответы по 9 вопросам, касающимся темы педагогического совета. И только один педагог (9%) высказал неверное суждение по 5 вопросам, а также разделились мнения по вопросу относительно предметных компетенций. Проведено анкетирование учащихся старших классов с целью определить, формируются ли на учебных занятиях ключевые компетенции по их мнению.

Итоги анкетирования учащихся (Приложение 2)

Многие учащиеся не могут соотнести получаемые в школе знания, умения и навыки с теми компетенциями, которые формируются у них в процессе обучения. Педагогам необходимо подчеркивать важность и область применения знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся.

Анализ посещенных уроков показывает, что среди ключевых компетенций, которые развивались у учащихся на учебных занятиях, можно отметить следующие: учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые, коммуникативные: культура мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, знания в области профессионального самоопределения.

Выступление педагогов из опыта работы по теме.

Практическая часть педсовета.

Анализ урока с позиции компетентностного подхода.

Представители проблемных групп анализируют уроки с в начальной школе, в среднем звене, в старших классах. (урок литературного чтения, белорусской литературы, математики).

  • Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
  • Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного обучения).
  • Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

Рефлексия. «Написание синквейна»

Правила написания синквейна

1 строка – одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка  – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

5 строка – слово (словосочетание) резюме,  которое дает  интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

(Работа в группах. Группам предлагается составить синквейн на темы «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход»)

Решение педсовета.

Продолжать работу по обеспечению качества образования путем организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.

При планировании образовательного процесса уделять внимание формированию ключевых компетенций учащихся, выбирать соответствующие методы и формы организации обучения.

Руководителям школьных методических объединений:

Способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний школьных методических объединений.

Провести методическую неделю «Компетентный учитель».

Заведующим учебными кабинетами организовать работу по созданию банка данных компетентносто-ориентированных заданий по предметам.

Заместителю директора по УР:

провести промежуточную диагностику затруднений педагогов по реализации компететностного подхода, спланировать в соответствии с ее результатами проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов по актуальной тематике;

направлять педагогических работников на обучающие семинары по реализации компетентностного подхода.

Заместителю директора по ВР, классным руководителям, воспитателям ГПД:

При планировании воспитательной работы с учащимися уделять внимание формированию компетенций, направленных на развитие личностного, социального и коммуникативного потенциала учащихся.

При посещении учебных занятий обращать внимание на уровень применения компетентностного подхода педагогами учреждения образования.

Памятка для педагогов

по реализации компетентностного подхода в образовании

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится  всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности.

А) верно – 0% Б) неверно -100%

Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.

А) верно – 91% Б) неверно – 9%

Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.

А) верно -90% Б) неверно -9%

Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.

А) верно -100% Б) неверно-0%

Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе

А) верно -100% Б) неверно -0%

Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося

А) верно – 9% Б) неверно-91%

Ключевые образовательные компетенции:

А) верно 91% Б) неверно -9%

Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.

А) верно -91% Б) неверно 9%

Предметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей

А) верно -45% Б) неверно- 65%

Какая образовательная компетентность включает в себя:

знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки;

владение способами познания из разных источников;

умения действовать в нестандартных ситуациях;

умение критически оценивать разные интерпретации фактов;

владение методами познания (измерения, вероятностными, статистическими методами)?

Анкета для учащихся

Считаешь ли ты, что на учебных занятиях в школе у тебя формируются следующие знания, умения и навыки? (нужное подчеркнуть)

Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию: 10 класс: да-91%, 11 класс: да-72%.

Умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое, умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ: 10 класс: да-73%, 11 класс: да-61%.

Знания в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя): 10 класс: да-73% 11 класс: да-39%.

Знания в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя): 10 класс: да-45%, 11 класс: да- 33%.

Знания в сфере семейных отношений и обязанностей: 10 класс: да- 36%, 11 класс: да- 39%.

Знания в области профессионального самоопределения: 10 класс: да-82%, 11 класс: да- 56%.

Личностного совершенствования: 10 класс: да-73%, 11 класс: да- 67%.

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: 10 класс: да- 45%, 11 класс: да- 67%.

Способы эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: 10 класс: да- 45%, 11 класс: да- 39%.

Культура мышления и поведения: 10 класс: да- 91%, 11 класс: да- 78%.

Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье: 10 класс: да- 82%, 11 класс: да- 61%.

Выступление из опыта работы учителя русского языка и литературы

Развитие языковой компетенции

при работе с текстом на уроках русского языка и литературы

Согласно Концепции учебного предмета «Русский язык», система знаний и умений по русскому языку включает следующие компетенции: 1) языковую, 2) речевую 3) коммуникативную, 4) лингвокультурологическую.

Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка на всех его уровнях (фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правилами функционирования языковых средств в речи; нормами литературного языка; умениями пользоваться языком в различных ситуациях общения. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями и яркими примерами, цитатами о богатстве русского языка. Работа детей над текстами художественных произведений, конечно же, произведет на учащихся неизгладимое впечатление. Они начинают понимать, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как важно понимать произведения великих писателей, чувствовать «волшебство знакомых слов», наслаждаться красотой их звучания, понимать глубину их значения. В рамках урока и во внеклассной деятельности я объясняю учащимся, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать через него свои мысли, чувства. Для этого выполняем различные задания: вставляем пропущенные слова в прозаических и лирических произведениях, заменяем их синонимами, пишем синквейны, стихотворения, отзывы на художественные произведения. Прошу учащихся обязательно определить, какой фактический материал отобрал автор, какие языковые и композиционные средства он использовал для реализации своего замысла, какую функцию выполняют эти средства в тексте. Задания после работы над стихотворением могут быть такими: используя те средства художественной выразительности, которые присутствуют в стихотворении изучаемого автора, создайте свой поэтический или прозаический текст. Интересна работа над деформированным тексом. Каждый ученик читает только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов ребята знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности.

Полученные знания дают учащимся возможность участвовать в различных конкурсах: рифма by (диплом II степени в 2016 году, диплом III степени в 2017 году, 4 участника в 2019 учебном году, 2 участника конкурса “Послание ветерану»; «Журавлик» (3 место в районе в 205/16, 1,2,3 место в 2016/17),

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

Выступление из опыта работы учителя начальных классов

«Роль игры в развитии ключевых математических компетенций учащихся начальных классов»

Математические знания, умения и навыки эффективно используются в том случае, если человек обладает набором различных компетенций, не только предметных. Игровые приемы и ситуации выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные игры применяются для развития ключевых математических компетенций и умения использовать полученные знания на практике, развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления. Дидактическая игра тем и привлекает, что её можно использовать практически на любом этапе урока. Главное, чтобы она была тесно связана с темой урока, органически сочеталась с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В своей работе я отвожу внимание воспитанию произвольного внимания. Особенно важно обращать внимание в начале урока, т. это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для активизации мыслительной деятельности и внимания провожу устный счет с элементами игры.

При объяснении нового материала я использую такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования числа. Например, игры «Составим поезд», «Найди пару», «Подарки Петрушки», «Украсим елку игрушками». Эти дидактические игры направлены на активизацию познавательных процессов учащихся, сосредоточенность внимания учащихся. Учащимся удается легче воспринимать, запоминать содержание данного материала.

На уроках закрепления нового материала применяю игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т. В этом случае стараюсь направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Например, для закрепления состава чисел первого десятка хорошо подходит игра «Угадай», «Самый быстрый почтальон». В играх ненавязчиво обогащается запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества.

Мной на основе собственного педагогического опыта работы учителем начальных классов подобраны эффективные дидактические игры, способствующие развитию внимания учащихся 1-2 классов на уроках математики. В ходе диагностики учащихся установлено: в результате использования на уроках дидактических игр, возможно развитие у учащихся внимания и повышение самостоятельности при решении математических заданий, следовательно, качества образования по учебному предмету «Математика».

реализация профессиональных компетенций на уроках

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *