Речь воспитателя – образец для детей
Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец для детей, еще только усваивающих родной язык, и средство воздействия на них. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель- образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Именно педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить.
Доходчивость речи зависит от ее живости и образности. Меткое слово, сказанное вовремя, к случаю, делает речь особенно убедительной и доставляет истинное удовольствие слушателям.
Разнообразие уменьшительных, ласкательных и других суффиксов, придающих эмоциональную окраску речи, устойчивые сочетания, пословицы и поговорки — все это обогащает нашу речь.
Слова речи находятся в непрерывной связи со всей нашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью. В речи мы выражаем не только мысли, но и свое отношение: одобрение, порицание, ласку, укоризну и т. Эмоциональное отношение мы передаем соответствующей интонацией, инверсией, а также подбором эмоционально окрашенных слов.
В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, небольшой словарь, бедность семантики слов. Говорить с детьми надо так, чтобы им было все понятно, чтобы речь воспитателя доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Требования к речи воспитателя.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.
Воспитатель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов стремиться совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.
ГПОУ ТО «Тульский технико-экономический колледж имени А. Рогова»
Доклад к педагогическому совету
«Речевая компетентность – составляющая общей культуры»
Общая культура человека немыслима без речевой компетентности. Понятие «компетентность» близко к понятию «профессионализм». Анализ комплекса современных рыночных требований к профессиональной компетентности позволяет разбить их на три направления, по которым выделяются следующие качества: профессиональные и личностные качества, способности в области управления.
В основе этих качеств лежит, в том числе и правильная, яркая, эмоциональная речь – залог достижения взаимопонимания между людьми, успешного общения с окружающими, профессионального успеха. Речевая компетентность придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Целью концепции модернизации российского образования сегодня является подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому в профессиональной сфере востребован, сегодня только тот, кто свободно выстраивает свое речевое поведение в соответствии с нормами, определенными системой языка, а также общественными и профессиональными требованиями.
Вот почему так важна сегодня речевая компетентность не только преподавателя, но и будущего специалиста.
Куприн в рассказе «Волшебный ковер» пишет: «Ученые специалисты обыкновенно бывают самыми скучными, замкнутыми и надменными людьми на свете. Этот ученейший профессор оказался прекрасным и неожиданным исключением в их среде. Он говорил охотно, живо, хотя, может быть, и чересчур громко и – главное – в высшей степени увлекательно. Он обладал удивительной способностью заставить слушателя видеть, слышать, чуть-чуть не осязать тот предмет или лицо, о котором идет речь».
В чем особенность описанного выступления? Говорит ученый, обладающий большими знаниями, его речь содержит много нового, интересного. Он увлечен тем, о чем рассказывает, эта увлеченность заражает и слушателей, стимулирует их внимание. Выступающий в совершенстве владеет богатством языка, его изобразительными и выразительными средствами, умеет говорить красочно, с юмором, прекрасно использует интонационные возможности русского языка.
Выступление ученого – образец владения искусством речи, на который и должен ориентироваться каждый преподаватель и будущий специалист.
Чтобы овладеть искусством речи, необходимо начинать с культуры речи.
Под культурой речи – речевой компетентностью – понимается:
- владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
- умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
– соблюдение этики общения.
Таким образом, речевая компетентность содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный компонент – это, прежде всего правильность речи, т. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры.
Норма – правила использования речевых средств (слов, словосочетаний, предложений) в данный период развития литературного языка.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторе чия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.
Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – писал знаменитый оратор Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре. Ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о безответственном отношении к своей работе, учебе, своим обязанностям. Это в первую очередь относится к тем, кому по должности приходится часто выступать перед аудиторией, в том числе к преподавателям, поскольку именно их речь воспринимается обучающимися как образец языковой нормы.
Выбор необходимых для поставленной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта речевой компетентности. Культура речи требует от преподавателя умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения со студентами, помогают раскрыть изучаемый вопрос точно, логично и образно, а студенту – отвечать на уроках четко и конкретно, принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в научно-практических конференциях.
Этический аспект речевой компетентности предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. ; выбор «ты» или «вы», полного или сокращенного имени и т.
К сожалению, не каждый понимает важность соответствия речи определенным нормам, используя слова–паразиты, чтобы восполнить недостаток или слов или мыслей, слишком сложно и невыразительно излагаем содержание своей дисциплины, позволяя себе в общении со студентами речевые формулы, не соответствующие этикету, не замечая в своей речи неправильных ударений и даже вульгарных слов. А ведь проблема прежде всего в нашем нежелании понять простую истину: язык находит свое выражение в речи, а речь – это мы сами и есть. Какова наша речь – таковы мы, каковы мы – таково общество.
Как это ни печально, но нельзя не согласиться с ироничным выводом профессора М. Птушенко: «Кто мы? Если по-немецки научились говорить без переводчика, а по-русски никак».
Каждому сегодня следует понять, что речевая компетентность – это неотъемлемая черта личности человека, а особенно преподавателя, показатель его профессиональной и общечеловеческой компетентности. Поэтому очень важно, чтобы студенты, будущие специалисты, не повторяли ошибок преподавателей.
Выполнению этой задачи способствует не только учебная, но и кружковая работа при кабинете «Русский язык и культура речи». Ежегодно кружок посещает 8–10 студентов 1–2 курсов. Они участвуют в проведении внеклассных мероприятий недели русского языка и литературы, постигают азы учебно-исследовательской работы, участвуют в научно-практических конференциях, где ежегодно занимают призовые места.
Успех может быть достигнут только благодаря упорной целенаправленной работе. Каждому преподавателю и студенту следует помнить: совершенствуя свою речь, он совершенствует самого себя.
Совершенствование языковой и речевой компетенции педагогов.
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»
Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Компоненты профессиональной речи педагога.
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
- Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
- Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
- Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
- С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
- Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Следующим компонентом речи является дикция.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
- – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
- – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
- – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
- – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.
Речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается».
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
доц. , к. Воронина М. П
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Доклад
Речевая компетенцияПо дисциплине:
Введение в межкультурную коммуникацию
СТУДЕНТ(КА) ГР. 6031 Булдакова Е. подпись, дата инициалы, фамилия
Компетенция – круг вопросов,
проблем и задач, в решении которых тот
или иной специалист является сведущим
лицом, т. обладает соответствующими
познаниями и личным опытом.
Речевая компетенция означает знание способов
формирования и формулирования мыслей
с помощью языка, а также способность пользоваться
языком в речи. Этот вид компетенции некоторые
исследователи называют также социолингвистической,
стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю
такой компетенции умение выбирать нужные
лингвистическую форму и способ выражения
в зависимости от условий речевого акта:
ситуации, коммуникативных целей и намерений
говорящего.
Каждый педагог, несомненно,
должен обладать речевой компетенцией,
т. он передает знания учащимся и от того,
как педагог общается с ними, зависит степень
ученического познавательного интереса
к предмету, а значит, и мотивация. Это
также определяет результативность овладения
учащимися предметными знаниями и умениями,
влияет на культуру межличностных отношений,
создает соответствующий морально-психологический
климат учебного процесса.
Информация передается вербальными
(речевыми) и невербальными (мимика,
жесты и т. ) средствами. Речевое
общение – это общение посредством
слова. Макаренко считал, что педагогом-мастером
учитель может стать лишь тогда, когда
научится произносить даже самые простые
слова и фразы (например, «Иди сюда») с
15-20 интонационными оттенками.
Умение пользоваться словом,
эмоционально выражать свои мысли –
это очень важно и актуально для педагога,
т. управляя собственной речью, он управляет,
в определенной мере, речью других субъектов
образовательного процесса. Эта способность
управлять и является компетентностью.
Изучение содержания примерных
программ, созданных на основе федерального
компонента государственного стандарта
основного и среднего (полного общего
образования) показало, что оно отобрано
и структурировано на основе компетентностного
подхода в обучении. В соответствии с этим
в 5-9 классах формируется и развивается,
а в старших – развиваются и совершенствуются
все виды компетенции (коммуникативная,
языковая, лингвистическая и культуроведческая). Все эти компетенции находятся в неразрывной
связи, что обеспечивает интегрированный
подход к совершенствованию лингвистических
и коммуникативных умений и навыков, решающих
основную задачу современного образования
– формирование и развитие языковой личности,
способной анализировать информацию,
содержащуюся в тексте, создавать собственное
речевое высказывание и применять результаты
интеллектуальной деятельности на практике,
т. свободное владение языком в разных
сферах и ситуациях. Ученый-лингвист В. Виноградов утверждает: «Высокая речевая
культура человека, его хорошее знание
и чутье языка – это самая лучшая опора,
самое верное подспорье и самая надежная
рекомендация для каждого человека в его
общественной и творческой деятельности».
Речевая компетенция
– это знания, умения, навыки, необходимые
для понимания чужих и порождения
своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям,
сферам, ситуации общения. Для формирования навыков речевого
общения необходимы следующие умения:
– умение понять
тему и осмыслить логику развития мысли;
– умение составить план;
– умение извлечь нужную информацию
из устного или письменного источника;
– умение собрать
и систематизировать материал.
Для формирования
и развития этих умений применяются разные методы
обучения, которые определяются как «система
последовательных взаимосвязанных действий
учителя и учащегося, обеспечивающая усвоение
содержания образования, развитие умственных
сил и способностей учащихся, овладение
ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения,
способ усвоения и характер взаимодействия
субъектов обучения».
Одним из ведущих методов является
метод личностно-ориентированного обучения,
при котором учащийся сам определяет:
– форму представления полученной
информации.
Не менее важным является метод педагогического стимулирования
и развития коммуникативной активности
или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность
средств и приемов, побуждающих воспитанника
к определенным действиям». Из форм работы,
стимулирующих развитие речевой компетенции
учащихся на уроках, можно назвать следующие:
проведение заочной экскурсии, составление
вопросов для интервью, защита иллюстраций,
приглашение к чтению и т.
Разнообразны и формы
внеклассной работы стимулятивно-мотивационного
метода: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий
и ролевых игр для младших школьников,
написание статей в средства массовых
информаций, в том числе и школьных газет;
полевые сборы и экспедиции, работа с архивными
документами и материалами в районных
и краевых архивах, составление кроссвордов,
викторин и т.
В процессе работы в любой
из вышеназванных форм школьники
ведут наблюдения, записывая интересные
находки, свое состояние и оценку
увиденного, свои чувства. Эти записи помогают
учащимся разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные
ошибки в общении с окружающими, проанализировать
свои коммуникативные умения, поскольку
устная и письменная речь как типы речевой
деятельности реализуются во взаимосвязанных
речемыслительных процессах – восприятие
и воспроизведение высказывания, обусловленных
ситуацией общения.
Проектно-исследовательский
метод, несомненно, основываясь на
двух вышеназванных методах, широко используется
во внеурочной деятельности. Этот метод
предполагает формирование и развитие
многих речеведческих умений:
– поиск материала в литературных и архивных источниках;
– отбор и систематизация материала;
– написание текстов научного
и публицистического стиля, сочинений;
– редактирование и совершенствование текстов;
– подготовка тезисов и докладов
(переработка ранее созданных текстов);
– публичное выступление в разных аудиториях;
– ответы на вопросы оппонентов.
По количеству
участников в соответствии с личностно-ориентированным
методом деятельность учащихся может
быть как индивидуальной, так и
групповой. При такой реализации учитывается
интерес учащихся, их психологические
особенности и взаимные симпатии, организовывается
взаимопомощь и взаимообучение школьников
разного возраста, при котором каждый
может реализовать свои способности и
попробовать себя в новом качестве.
Новыми, но уже
хорошо зарекомендовавшими себя, являются методы, основанные на применении
новых информационных технологий. Овладение
этими методами является неотъемлемой
составляющей образования учащихся, в
том числе и его речевой компетенции. Применение
ИТ ведется в двух направлениях: как форма
иллюстративно-наглядного метода и создание
самостоятельного электронного продукта. В первом случае учащиеся имеют возможность
комментировать увиденное, делать замечания
и вносить дополнения, а при самостоятельной
подготовке презентаций развиваются и
такие речеведческие умения, как понимание
текста, выделение главного, планирование. Создание же самостоятельного продукта
– работа более сложная, требующая и много
технических умений, и разнообразных речевых
умений для сбора материала, его систематизации
и представления. Они проводится на основе
проектно-исследовательского метода.
Развитие российского
общества на современном этапе ставит перед
школой задачу сделать учебный процесс
значимым для учащихся, представляющим
непосредственный, жизненно важный интерес,
который связан с гуманизацией образования,
и выдвигает новые требования к личности
выпускника школы, в первую очередь, с
позиции социализации и высокого уровня
культуры и гражданственности.
Высокий уровень
культуры человека, в свою очередь,
немыслим без высокого уровня культуры
речи. Не сделаем открытие, если скажем,
что усвоение языка происходит успешнее,
если изучение его органически связано
с задачами речевого общения, если созданы условия,
при которых учащиеся успешно овладевают
умениями текстообразования.
Коммуникативная компетенция педагога и ее составные компоненты
На современном этапе общественного развития, образовательные стандарты требуют наличия у педагога целого ряда профессиональных компетентностей, позволяющих ему оптимально, качественно, грамотно и эффективно организовывать учебно-воспитательную работу. При этом, профессиональная компетентность педагога должна будет непрерывно развиваться и совершенствоваться.
Рисунок 1. Коммуникативная компетенция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коммуникативная компетентность относится к важным составляющим педагогической компетентности, поскольку педагог пребывает в ситуации постоянного общения, построения взаимодействия, выполняет определенные социальные роли. В этой связи требуется развитие таких качеств педагога, как гибкость, рефлексивность, чувство такта, эмпатийность.
Наличие коммуникативной компетенции выступает ведущей профессиональной ценностью современного педагога.
Структура коммуникативной компетенции педагога предполагает наличие следующих компонентов:
- Мотивационно-ценностного – базирующегося на стремлении и возможности педагога непрерывно развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере, стремиться к профессиональному росту, развиваться, саморазвиваться и самоутверждаться;
- Когнитивного – основывается на знаниях профессионала по конкретному направлению деятельности, вопросу, умениях разрешить ту или иную задачу;
- Операционального – способности педагога реализовывать свои профессиональные навыки, знания в практической деятельности;
- Позиционно-ценностный – отражает отношение профессионального педагога к области своей деятельности.
Компоненты коммуникативной компетенции педагога находят в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Развитие или стагнация одного из них ведет за собой совершенствование, либо разрушение всей коммуникативной компетенции. Каждый компонент должен получать гармоничное и разностороннее развитие. Такое развитие свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции, высоком профессионализме, виртуозном освоении и практическом использовании коммуникативных технологий.
Система коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися ориентирована на пошаговое формирование и развитие тех элементов умственной и эмоционально-волевой области личности учащегося, которые требуют совершенствования или тормозит развитие ребенка.
Становление понятия коммуникативная компетенция в педагогической науке
Навыки рационального взаимодействия между людьми играют важную роль в различных направлениях деятельности, обеспечивая ее эффективность и результативность.
Построение оптимальных коммуникативных связей, диалогов, требует сформированной коммуникативной компетенции. Данное понятие было введено в научную практику американским ученым-лингвистом Д. Хаймсом в 1972 году. Понятие означало навыки личности применять язык в ходе построения коммуникации, грамотно строить речевые конструкции, умело пользоваться синтаксисом и выражать свои мысли, посредством умело построенных фраз и предложений.
В отечественной педагогике понятие коммуникативная компетенция было внедрено в 90-е годы 20-го столетия. В этот период произошел первый этап реформирования образовательной системы и был разработан компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса. Его развитие было обусловлено неэффективностью реализации концепции, на которой базировалось советское образование: получение большого объема знаний ведет к развитию необходимых умений и навыков. Интеграция в мировой образовательной сфере показала недостаточность и слабую продуктивность этой образовательной концепции.
Коммуникативная компетенция в отечественной педагогике получила широкое применение и отражала умения личности строить общение, диалоговое взаимодействие в процессе трудовой и учебной деятельности, ориентированное на удовлетворение своих умственных потребностей. Первоначально, данное понятие было применимо к изучению иностранных языков и только с совершенствованием интегративных связей в образовательной сфере было перенесено в другие научные разделы и направления образовательной деятельности.
По своей структуре понятие коммуникативная компетенция состоит из следующих элементов:
- Лингвистическая компетенция – освоение конкретных знаний и навыков деятельности в разнородных языковых моментах: в грамматике, лексике, фонетике.
- Социолингвистическая компетенция – умение производить выбор языковой формы, соответствующей данной коммуникации, рационально применять ее и преобразовывать, исходя из контекста.
- Прагматическая компетенция – освоение определенного объема знаний, навыков и умений, которые позволяют выражать свои мысли в речевых структурах, отвечающих требования определенной ситуации общения, поставленной речевой задачей, задумкой и целью коммуникации.
Все составные элементы коммуникативной компетенции развиваются в процессе социализации личности, развития процессов общественного взаимодействия и находят практическое воплощение в речевой деятельности.
Исходя из структурного строения коммуникативной компетенции, можно определить это понятие, как наличие навыков рационального построения речевых структур и способности организации эффективного речевого поведения, отвечающего требованиям социальных взаимоотношений.
Коммуникативная компетенция относится к специфическим чертам отдельной личности. Она не является врожденным качеством, а приобретается в процессе обучения, либо, полученного коммуникативного опыта.
Обладание личностью определенными способностями в сфере построения коммуникативных связей свидетельствует о наличии коммуникативной компетенции, являющейся значимым элементом продуктивного общения, свидетельствующим об умении человека рационального и грамотно организовать речевое поведение.
Данная компетенция показывает способность личности беспрепятственно и продуктивно общаться, уметь взаимодействовать с другими людьми, объектами различных сфер деятельности и окружающей среды, воспринимать и обрабатывать информационные потоки. Личность, наделенная коммуникативной компетенцией способна выполнять конкретные роли в обществе, конкретной деятельности, группе, коллективе.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА
преподаватель русского языка и литературы
В статье анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность», доказывается их нетождественность. Компетенция – это умение субъекта выполнять действия и функции определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях. Компетентность – это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями. Рассматриваются связи речевой деятельности с внутренним миром человека. Обоснована необходимость формирования речевой компетенции как важнейшей составляющей процессов становления отдельной личности и развития нации в целом. Определена функциональная бинарность речевой компетенции по отношению к человеку.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА
Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, компетенция, компетентность, языковая компетентность, речевая компетенция, коммуникативная компетентность, языковая личность.
Формирование и развитие личности, ее успешная социализация основываются на приобщении к общечеловеческим и национальным ценностям. Без приобщения к речевой культуре общества невозможно формирование и развитие образованной личности. Умение правильно строить свою устную и письменную речь является важнейшей частью любой профессиональной деятельности. Еще Наполеон предупреждал: «Тот, кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Сегодня, чтобы соответствовать современным требованиям жизни общества, человеку необходимо постоянно совершенствовать себя и свою жизнедеятельность, в том числе деятельность профессиональную. Важнейшим условием и средством такого развития и саморазвития является образование. Современная система образования все больше становится интегрированной, многоуровневой и многоступенчатой, подразумевающей новые, дополнительные возможности по обучению, личностному и профессиональному развитию.
В настоящее время в высшей школе наиболее востребованной является новая компетентностная парадигма образования. Результатом подготовки специалиста в высшем учебном заведении, согласно документам по модернизации образования, должны стать сформированные образовательные компетенции у выпускников вузов. Многие исследователи проблем современного высшего образования именно с компетентностным подходом связывают возможность выхода из кризиса высшей школы. В этом мы с ними солидарны, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования, позволяют готовить в высшей школе не только квалифицирован-ных, но и социально адаптированных специалистов. Компетенции предполагают, что студент не просто усваивает сумму знаний, умений, навыков (ЗУНов), а овладевает комплексной процедурой, позволяющей ему успешно осуществлять практическую деятельность, использовать ЗУНы для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетенции необходимы современному человеку: от того, насколько он хорошо их усвоил, зависит качество не только его собственной жизни, но и жизни общества в целом. Компетенция в переводе с латинскогоcompetentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентным в определенной сфере деятельности считается человек, который обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему не только обоснованно судить об этой сфере, но и эффективно действовать в ней.
Очевидным является то обстоятельство, что компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенции формируются в процессе обучения, изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом. Так, например, результатом изучения «Культуры речи», относящейся к базовой части профессионального цикла дисциплин многих вузов, является формирование компетенций ОК-6 (способен логически верно выстраивать устную и письменную речь), ОК-16 (способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики) и ОПК-3 (владеет основами речевой профессиональной культуры). Компетенции являются, по нашему мнению, метапредметными образованиями, так как формируются посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. В интегральном образовательном пространстве изучается не конкретная дисциплина или даже их комплекс, а какое-то научное явление, событие, феномен технической деятельности, культурной или общественной жизни, воссоздаваемый с помощью теоретической модели. Она базируется на содержании нескольких дисциплин, но не равнозначна им. Интегральное пространство коррелирует с группой учебных курсов, но не сводится к ней. В интегральном образовательном пространстве студент занимает центральное место, его сознание выступает фактором интеграции. Компетенции обусловливают личностно-деятельностный подход в образовании, поскольку являются важными составляющими современной личности и выявляются в конкретной деятельности.
Шаршов И. , Макарова Л. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовско-го государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 1. 105-110.
Андреев А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. 19-27.
Маньшин М. , Демина Н. Компетентность педагога как результат профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. 34-36.
Макарова Л. , Шаршов И. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. 43-52.
Манаенкова М. Речевая компетенция – зеркало духовной культуры человека // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. 273-275.
Лихачев Д. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Что входит в речевую компетенцию?
Коммуникативная компетенция , поддерживает Е. Литневская, ″ предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения″ (3, с