речевые компетенции в профессиональной деятельности

Федеральное государственное 
автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

доц. , к. Воронина М. П
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Доклад
Речевая компетенцияПо дисциплине:
Введение в межкультурную коммуникацию

СТУДЕНТ(КА) ГР. 6031   Булдакова Е. подпись, дата инициалы, фамилия

Компетенция – круг вопросов,
проблем и задач, в решении которых тот
или иной специалист является сведущим
лицом, т. обладает соответствующими
познаниями и личным опытом.

Речевая компетенция означает знание способов
формирования и формулирования мыслей
с помощью языка, а также способность пользоваться
языком в речи. Этот вид компетенции некоторые
исследователи называют также социолингвистической,
стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю
такой компетенции умение выбирать нужные
лингвистическую форму и способ выражения
в зависимости от условий речевого акта:
ситуации, коммуникативных целей и намерений
говорящего.

Каждый педагог, несомненно,
должен обладать речевой компетенцией,
т. он передает знания учащимся и от того,
как педагог общается с ними, зависит степень
ученического познавательного интереса
к предмету, а значит, и мотивация. Это
также определяет результативность овладения
учащимися предметными знаниями и умениями,
влияет на культуру межличностных отношений,
создает соответствующий морально-психологический
климат учебного процесса.

Информация передается вербальными
(речевыми) и невербальными (мимика,
жесты и т. ) средствами. Речевое 
общение – это общение посредством 
слова. Макаренко считал, что педагогом-мастером
учитель может стать лишь тогда, когда
научится произносить даже самые простые
слова и фразы (например, «Иди сюда») с
15-20 интонационными оттенками.

Умение пользоваться словом,
эмоционально выражать свои мысли – 
это очень важно и актуально для педагога,
т. управляя собственной речью, он управляет,
в определенной мере, речью других субъектов
образовательного процесса. Эта способность
управлять и является компетентностью.

Изучение содержания примерных 
программ, созданных на основе федерального
компонента государственного стандарта
основного и среднего (полного общего
образования) показало, что оно отобрано
и структурировано на основе компетентностного
подхода в обучении. В соответствии с этим
в 5-9 классах формируется и развивается,
а в старших – развиваются и совершенствуются
все виды компетенции (коммуникативная,
языковая, лингвистическая и культуроведческая). Все эти компетенции находятся в неразрывной
связи, что обеспечивает интегрированный
подход к совершенствованию лингвистических
и коммуникативных умений и навыков, решающих
основную задачу современного образования
– формирование и развитие языковой личности,
способной анализировать информацию,
содержащуюся в тексте, создавать собственное
речевое высказывание и применять результаты
интеллектуальной деятельности на практике,
т. свободное владение языком в разных
сферах и ситуациях. Ученый-лингвист В. Виноградов утверждает: «Высокая речевая
культура человека, его хорошее знание
и чутье языка – это самая лучшая опора,
самое верное подспорье и самая надежная
рекомендация для каждого человека в его
общественной и творческой деятельности».

Речевая компетенция 
– это знания, умения, навыки, необходимые 
для понимания чужих и порождения
своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям,
сферам, ситуации общения. Для формирования навыков речевого
общения необходимы следующие умения:

–  умение понять
тему и осмыслить логику развития мысли;

–  умение составить план;

–  умение извлечь нужную информацию
из устного или письменного источника;

–  умение собрать
и систематизировать материал.

Для формирования 
и развития этих умений применяются разные методы
обучения, которые определяются как «система
последовательных взаимосвязанных действий
учителя и учащегося, обеспечивающая усвоение
содержания образования, развитие умственных
сил и способностей учащихся, овладение
ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения,
способ усвоения и характер взаимодействия
субъектов обучения».

Одним из ведущих методов является
метод личностно-ориентированного обучения,
при котором учащийся сам определяет:

– форму представления полученной
информации.

Не менее важным является метод педагогического стимулирования
и развития коммуникативной активности
или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность
средств и приемов, побуждающих воспитанника
к определенным действиям». Из форм работы,
стимулирующих развитие речевой компетенции
учащихся на уроках, можно назвать следующие:
проведение заочной экскурсии, составление
вопросов для интервью, защита иллюстраций,
приглашение к чтению и т.

Разнообразны и формы 
внеклассной работы стимулятивно-мотивационного
метода: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий
и ролевых игр для младших школьников,
написание статей в средства массовых
информаций, в том числе и школьных газет;
полевые сборы и экспедиции, работа с архивными
документами и материалами в районных
и краевых архивах, составление кроссвордов,
викторин и т.

В процессе работы в любой 
из вышеназванных форм школьники 
ведут наблюдения, записывая интересные
находки, свое состояние и оценку
увиденного, свои чувства. Эти записи помогают
учащимся разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные
ошибки в общении с окружающими, проанализировать
свои коммуникативные умения, поскольку
устная и письменная речь как типы речевой
деятельности реализуются во взаимосвязанных
речемыслительных процессах – восприятие
и воспроизведение высказывания, обусловленных
ситуацией общения.

Проектно-исследовательский 
метод, несомненно, основываясь на
двух вышеназванных методах,   широко используется
во внеурочной деятельности. Этот метод
предполагает формирование и развитие
многих речеведческих умений:

– поиск материала в литературных и архивных источниках;

– отбор и систематизация материала;

– написание текстов научного
и публицистического стиля, сочинений;

– редактирование и совершенствование текстов;

– подготовка тезисов и докладов
(переработка ранее созданных текстов);

– публичное выступление в разных аудиториях;

– ответы на вопросы оппонентов.

По количеству
участников в соответствии с личностно-ориентированным 
методом деятельность учащихся может 
быть как индивидуальной, так и
групповой. При такой реализации учитывается
интерес учащихся, их психологические
особенности и взаимные симпатии, организовывается
взаимопомощь и взаимообучение школьников
разного возраста, при котором каждый
может реализовать свои способности и
попробовать себя в новом качестве.

Новыми, но уже 
хорошо зарекомендовавшими себя,   являются методы, основанные на применении
новых информационных технологий. Овладение
этими методами является неотъемлемой
составляющей образования учащихся,   в
том числе и его речевой компетенции. Применение
ИТ ведется в двух направлениях: как форма
иллюстративно-наглядного метода и создание
самостоятельного электронного продукта. В первом случае учащиеся имеют возможность
комментировать увиденное, делать замечания
и вносить дополнения, а при самостоятельной
подготовке презентаций развиваются и
такие речеведческие умения, как понимание
текста, выделение главного, планирование. Создание же самостоятельного продукта
– работа более сложная, требующая и много
технических умений, и разнообразных речевых
умений для сбора материала, его систематизации
и представления. Они проводится на основе
проектно-исследовательского метода.

Развитие российского 
общества на современном этапе ставит перед
школой задачу сделать учебный процесс
значимым для учащихся, представляющим
непосредственный, жизненно важный интерес,
который связан с гуманизацией образования,
и выдвигает новые требования к личности
выпускника школы, в первую очередь, с
позиции социализации и высокого уровня
культуры и гражданственности.

Высокий уровень 
культуры человека, в свою очередь,
немыслим без высокого уровня культуры
речи. Не сделаем открытие, если скажем,
что усвоение языка происходит успешнее,
если изучение его органически связано 
с задачами речевого общения, если созданы условия,
при которых учащиеся успешно овладевают
умениями текстообразования.

Профессионально значимые качества врача.

Коммуникативная
компетентность врача – профессионально
значимое качество. Профессия врача
предполагает в той или иной степени
выраженное интенсивное и продолжительное
общение: с больными, их родственниками,
медицинским персоналом- от медицинских
сестер и санитарок до главных врачей,
руководителей медицинских учреждений. Умение общаться или коммуникативная
компетентность, обеспечивает
взаимопонимание, доверие в отношениях,
эффективность в решении поставленных
клинических задач. Психологическая
сторона отношений «врач – больной»
важная составляющая медицинского
процесса. Пациент ориентируется не
только на профессионализм, но и на чисто
человеческие, личностные качества
врача: насколько он внушает доверие и
уважение, внимателен и отзывчив,
располагает к себе, вызывает желание
общаться. Возможно даже, что в отдельных
случаях психологические качества врача
для больного более важны, чем
профессиональные знания, умения, навыки. В многочисленных исследованиях приводятся
различные представления больных об
образе врача. Самыми существенными были
признаны следующие качества: уважительность,
внимание к пациентам, любовь к профессии,
доброта, вежливость, душевность, то есть
преобладали коммуникативно значимые
черты.

Качества
личности врача, формирующие эмоциональный
контакт, оцениваются пациентами
особенно высоко.

Исследования
Ташлыкова В. (1974) позволили составить
общий для большинства больных образ
«идеального» врача. Он включал в себя
следующие 10 черт: ум, внимательность,
увлеченность работой, чувство долга,
терпеливость, чуткость, интуиция,
серьезность, доброта , чувство юмора. В целом, больные предпочитали два типа
врачей:

·
«сопереживающий» (чуткость, доброта,
терпеливость),

·
«нейтральный» (рабочий тип общения,
внимательность, тактичность, серьезность,
чувство долга).

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность

В
основе формирования коммуникативной
компетентности лежит такая психологическая
характеристика личности, как стремление
находиться вместе с другими людьми,
принадлежать к какой-либо социальной
группе, устанавливать эмоциональные
взаимоотношения с окружающими, быть
включенным в систему межличностных
взаимоотношений. В конфликтных ситуациях,
в случае обострения взаимоотношений
присутствие рядом эмоционально близких
людей стабилизирует картину мира и
самооценку, укрепляет позиции, позволяет
более точно и адекватно реагировать на
происходящие события. Известно, что в
состоянии тревоги повышается потребность
в других людях, само их присутствие
рядом снижает уровень тревоги, уменьшает
интенсивность негативных эмоциональных
переживаний. Для человека наличие
социальных связей столь важно, что уже
только их недостаточность считается
возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта, потребность
в других людях, стремление к взаимодействию
с ними, в литературе обозначается
термином «аффилиация»
– потребность человека быть в обществе
других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация
выступает в виде чувства привязанности
и верности, а внешне – в общительности,
желании сотрудничать с другими людьми,
постоянно находиться вместе с ними, в
особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет аффилиацию как
определенный класс социальных
взаимодействий, имеющих повседневный
и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий
заключается в общении со знакомыми,
малознакомыми и незнакомыми людьми, и
такая их поддержка, которая приносит
удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью
и интенсивностью разнообразных социальных
контактов, эта черта помогает сохранить
живое заинтересованное отношение к
пациентам, стремление помогать им и
сотрудничать с ними, а также защищает
от профессиональных деформаций,
равнодушия и формализма, удерживает от
такого подхода к больному, когда он
начинает рассматриваться как безличное
анонимное «тело», часть которого
нуждается в терапии.

Кроме
того, одним из важных аспектов
коммуникативной компетентности является
коммуникативная
толерантность
(как один из аспектов коммуникативной
компетентности) – терпимость,
снисходительность и др. Коммуникативная
толерантность показывает, в какой
степени врач переносит субъективно
нежелательные, неприемлемые для него
индивидуальные особенности пациентов,
отрицательные качества, осуждаемые
поступки, привычки, чуждые стили поведения
и стереотипы мышления. Пациент может
вызывать разные чувства, нравиться или
не нравиться, может быть приятен или
неприятен врачу, но в любом случае
психологическая подготовка последнего
должна помочь справиться с ситуацией,
предотвратить конфликт или возникновение
неформальных отношений, когда вместо
ролевой структуры «врач – больной»
возникают отношения дружбы, психологической
близости, зависимости, любви. Коммуникативная
компетентность в профессиональной
деятельности врача означает умение не
только психологически правильно строить
отношения с больным, но и способность
в процессе этих отношений оставаться
в рамках профессиональной роли.

Другая
психологическая характеристика,
обеспечивающая коммуникативную
компетентность врача, – это эмоциональная
стабильность,
уравновешенность при отсутствии
импульсивности, чрезмерной эмоциональной
экспрессивности, с сохранением контроля
над эмоциональными реакциями и поведением
в целом. Эмоциональная стабильность
помогает врачу во взаимоотношениях с
больными избегать «психологических
срывов», конфликтов. Интенсивные
эмоциональные реакции не только разрушают
доверие больного, пугают и настораживают
его, но и астенизируют, утомляют. Напротив,
душевное равновесие врача, его спокойная
доброжелательность, эмоциональная
стабильность вызывают у пациента чувство
надежности, способствуют установлению
доверительных отношений. В ситуации
болезни, как правило, повышается уровень
тревоги, приводящей к усилению
эмоциональной неустойчивости, что
проявляется в раздражительности,
плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также
астения в качестве одной из наиболее
распространенных и неспецифических
форм психического реагирования на
разнообразные внутренние и внешние
патогенные факторы: психогенной,
травматической, соматогенной и другой
природы. Пациенты, часто имеющие
нестабильную психику, с их тревожностью,
неуверенностью, беспокойством,
лабильностью эмоциональных реакций
нуждаются в стабилизирующей уверенности
врача. Особенно это важно для больных
с тяжелыми психическими расстройствами.

Психологической
характеристикой, участвующей в
формировании коммуникативной
компетентности врача, является и
сенситивиость
к отвержению. Способность воспринимать негативное
отношение окружающих, в частности,
пациентов, которое может возникать на
определенных этапах лечения, предоставляет
врачу своеобразную «обратную связь»,
позволяющую ему корректировать свое
поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению
не должна быть слишком высокой. В
противном случае она способствует
снижению самооценки врача, блокирует
его аффилиативную потребность и в целом
снижает адаптивные и компенсаторные
возможности. Высокая чувствительность
к негативному отношению со стороны
пациента заставляет врача сомневаться
в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут
реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной профессиональной
состоятельности может стать причиной
психической травматизации и приводить
к эмоциональным расстройствам.

Таким
образом, профессиональная деятельность
врача связана с разработкой стратегии
и тактики терапевтического воздействия
и, следовательно, требует умения
прогнозировать события, предвосхищая
возможные варианты развития заболевания,
осложнения, последствия фармакологического
лечения. В связи с этим важно наличие у
врача такой характеристики, как
тревожность, которая влияет на его
прогностические возможности, выполняя
в зависимости от степени выраженности
как адаптивную, так и дезадаптивную
роль.

Тревога
– это эмоция, направленная в будущее,
связанная с прогнозированием,
предвосхищением, ожиданием возможных
неудач, с формированием соответствующих
отношений и установок. Как правило,
эмоция тревоги возникает в ситуациях
неопределенности и ожидания, обусловленных
дефицитом информации и труднопрогнозируемым
исходом. Легкая степень тревоги
(беспокойство) – обычная реакция на
неопределенность, сигнализирующая о
возможной опасности и выполняющая в
этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции
тревоги адаптивных, компенсаторных и
защитных механизмов позволяет более
эффективно противостоять возможной
опасности. Тревожность в качестве
свойства личности позволяет врачу чутко
реагировать на изменения в состоянии
пациента и вовремя принимать необходимые
меры. Пациентом это воспринимается как
понимание со стороны лечащего врача,
его не только профессиональная, но и
эмоциональная поддержка, что повышает
эффективность коммуникации «врач –
пациент». Однако интенсивная степень
эмоции тревоги (страх, паника, ужас)
выполняет по отношению к познавательной
деятельности дезорганизующую, разрушающую
функцию, парализуя продуктивную работу
психических процессов. Интенсивная
тревога мешает адекватно оценить
ситуацию, определить возможные варианты
ее развития и выбрать наиболее правильное
при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его
коммуникацию с пациентом, разрушают
психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и
дополнительно дезорганизует его. Под
влиянием тревоги могут нарушаться
различные функции организма, который
реагирует, например, нарушениями сна,
снижением аппетита, либо, напротив, его
повышением (у некоторых больных в
состоянии тревоги возникает булимия)
(F50. Повышенная тревожность отмечается
у многих пациентов, страдающих различными
заболеваниями, и ее усиление под влиянием
страха, переживаемого врачом, крайне
не желательно. В этом случае пациент
может почувствовать безнадежность
своего состояния, перестает верить в
возможность выздоровления. Врачи с
высокой личностной тревожностью,
склонные реагировать на любые изменения
повышением тревоги, обычно малопривлекательны
для пациентов, которые предпочитают
более стабильных и эмоционально
уравновешенных врачей.

Другой
характеристикой врача, способной
разрушить его коммуникацию с пациентом,
может быть депрессивность. Если эмоция тревоги направлена в будущее,
то депрессия связана с переживанием
прошлого, когда в воображении вновь и
вновь возникают образы пережитых
конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью
неудач и неприятностей, формируя ощущение
безысходности, безнадежности, которое
проецируется в будущее. Утрачивается
перспектива, жизнь окрашивается
переживанием собственной ущербности,
неполноценности. Врач, имеющий склонность
к депрессивным реакциям, не вызывает
доверия пациента. Наблюдая, как лечащий
врач на любую, самую незначительную
неудачу, неточность, ошибку реагирует
чувством вины, больной начинает
подозревать его в некомпетентности,
перестает ему верить. Погруженный в
собственные переживания врач может не
заметить улучшения в состоянии пациента,
вовремя не поддержать его, подчеркнув
симптомы выздоровления и, напротив,
«заражает» своего больного тоскливой
безнадежностью, разрушая позитивные
эффекты проведенной терапии.

Еще
одна психологическая характеристика,
затрудняющая установление доверительных
отношений «врач – пациент» – глубокая
интровертированность
врача. Интроверсия – термин, введенный в
психологию Юнгом, определяется как
направленность субъекта на самого себя,
обращенность к собственным ощущениям,
переживаниям, познавательным конструкциям,
по-своему, субъективно интерпретирующим
окружающий мир. Интроверт ориентируется
на собственные ценности, идеалы,
убеждения, моральные и этические нормы. Интровертированная личность, погруженная
в свой психологический мир, занятая
собой, своими чувствами, идеями,
впечатлениями, мало интересуется другими
людьми, обнаруживая беспомощность в
ситуации, требующей взаимодействия и
сотрудничества с окружающими. Как
правило, интровертированность
сопровождается недостатком интуиции,
чуткости, тактичности в межличностных
отношениях, низким уровнем эмпатии с
недостаточной способностью откликаться
на боль и страдание другого, отзываться
на беспокойство и тревогу. Эти качества
способны снизить коммуникативную
компетентность врача, выступая в роли
«коммуникативного
барьера»,
препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в
значительной степени, затрудняет
установление психологического контакта
с больным, взаимодействие с ним, не
обеспечивает необходимой степени
эмоциональной поддержки.

Итак,
умение общаться с больными – коммуникативная
компетентность врача – искусство,
которое начинает формироваться еще в
процессе обучения в медицинском вузе,
впоследствии в процессе самостоятельного
профессионального общения с больными,
людьми с различными психологическими
качествами, разного возраста, уровня
образования, социальной и профессиональной
принадлежности. Вначале, на ранних
этапах обучения, начиная взаимодействовать
с пациентами, будущие врачи часто
бессознательно, по механизму подражания,
копируют стиль поведения тех
врачей-преподавателей, которых особенно
уважают, на чье мнение ориентируются,
перенимая у них манеру общения с
пациентами, особенности невербального
поведения (жесты, мимические реакции,
позы, манеру сидеть, разговаривая с
больным, и пр. ), интонации, заимствуют
из их словаря ключевые фразы (первую
фразу, с которой начинается контакт с
пациентом, последнюю фразу с заключительными
обобщающими формулировками). По мере
накопления опыта профессионального
общения молодой врач уже осознанно
начинает использовать разнообразные
психологические навыки, облегчающие
общение с пациентами. Чем больше стаж
работы врача, тем больше внимания он
уделяет психологическим аспектам
диагностического и терапевтического
процесса, повышению уровня коммуникативной
компетентности, во многом обеспечивающей
эффективность профессионального
взаимодействия.

на тему: «ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога»

ВЫПОЛНИЛА: Фриде Ольга Леонидовна

МОУ «Песчанская СОШ»

Заместитель директора по УР

Тема данной работы актуальна в настоящее время, так как изменения в системе отечественного образования на современном этапе общества тесно связаны с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров в области ИКТ, в этой связи подготовка и переподготовка преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной на всех уровнях системы профессионального образования. Модернизация системы образования предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности преподавателей, которая в настоящее время предполагает обладание и информационно-коммуникационной компетенцией.

Давая общую предварительную оценку состоянию проблемы, следует отметить, что в настоящее время достаточно много работ посвящено данной тематике, вместе с тем, педагогических исследований, отражающих формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между:

-нарастающими темпами информатизации общества и практикой информатизации общеобразовательных учреждений;

-объективной необходимостью формирования ИКТ-компетенции преподавателей специальных дисциплин и отсутствием соответствием системы их подготовки.

Цель исследования: обосновать актуальность процесса формирования ИКТ-компетенции преподавателей. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать и конкретные задачи работы:

определить сущность понятия «ИКТ-компетенция»;

выявить значение ИКТ – компетенции для современных педагогов;

определить основные этапы в повышении квалификации в области ИКТ;

рассмотреть использование ИКТ – компетенций на примере своей школы.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что содержащиеся в работе теоретические положения и практические материалы, могут быть использованы в деятельности педагогов образовательных учреждений при формировании своей информационно – коммуникационной культуры.

1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В начале третьего тысячелетия информационные технологии пронизывают все сферы жизни. Совсем скоро человек, не владеющий ими хотя бы в минимальных объемах, будет считаться профессионально непригодным к любому виду деятельности.

Применение информационно–коммуникативных технологий в преподавании предмета стало необходимо.

ИКТ-компетентность (информационно – коммуникативная компетентность) учителя – это комплексное понятие.

Выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:

– наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

– эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;

– понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:

– новых целей образования;

– новых форм организации образовательного процесса;

речевые компетенции в профессиональной деятельности

Рис. 1 – ИКТ-компетентность учителя

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это разные понятия.

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

2 ЗНАЧЕНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

Внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В нынешних условиях передача подрастающему поколению механической суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум.

Система обучения с использованием ИКТ и Интернет–технологий имеет ряд преимуществ:

– способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий;

– развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления;

– повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

– гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»;

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целее направленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Основными компонентами информационной культуры личности являются: информационное мировоззрение, информационная грамотность и информационная компетентность. Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:

владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;

умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;

знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;

умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;

навыки работы на персональном компьютере;

знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр. ) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;

умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов.

3 ЭТАПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

Повышение квалификации современных педагогов в области ИКТ проходит в несколько этапов.

Первым этапом в повышении квалификации преподавателей в области ИКТ может выступить «адаптационный период». Практика показывает, что на этом этапе возникают проблемы, связанные с освоением клавиатуры и мыши – страх слишком сильно или слишком слабо дотронуться до клавиш компьютера и т. На этапе адаптации к компьютеру были использованы такие программные средства, как «клавиатурный тренажер» и графический редактор «Paint», позволяющие быстро увидеть результат освоения техники работы с клавиатурой и мышью.

Вторым этапом является собственно повышение квалификации в области ИКТ на курсах, где подбор индивидуальной образовательной траектории осуществляется исходя из когнитивного стиля обучаемого.

Когнитивные стили определяются, в первую очередь, мотивацией к повышению квалификации и социальными потребностями. Преподаватели, обладающие консервативным когнитивным стилем, скептически относятся к приобретению новых знаний, считая, что багажа профессиональных знаний, проверенных временем и успешной профессиональной деятельностью вполне достаточно. Мотивацией к овладению ИКТ служит лишь необходимость в подтверждении высокого уровня профессионализма, одним из критериев которого сегодня является информационно-технологическая компетентность.

Консервативно-прогрессивный (переходный) когнитивный стиль присущ преподавателям, которые в силу необходимости готовы к получению новых знаний, но особой инициативы в самообразовании не проявляют. Мотивацией к повышению квалификации часто служит сравнение собственной компетентности с компетентностью коллег или даже учеников. Основной социальной потребностью является сознание собственного достоинства.

Совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной компетентности, прежде всего самого учителя, так как кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов.

Учителю необходимо внедрять на уроках готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и создавать свои материалы к урокам в виде презентаций. И в этом случае учитель уже формирует собственную методическую базу, которая будет пополняться и совершенствоваться с каждым годом работы.

Но для этого учителю-предметнику необходимо уметь пользоваться ресурсами Интернета: поиск необходимой информации к уроку или внеурочному мероприятию; создание электронного почтового ящика, что необходимо для участия в семинарах, дистанционных курсах, форумах, для регистрации на полезных для себя сайтах. Всё это, безусловно, является новым этапом формирования его информационно-коммуникационной культуры.

Анализ составляющих информационно – коммуникационной культуры педагога свидетельствует о том, что она не сводится к знаниям и умениям работать с компьютером, но и предполагает известную компетентность учителя в области дидактики и теории воспитания, благодаря которой учитель окажется способным реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения.

Информационная компетентность проявляется:

в знании аналитических методов обработки информации;

в конкретных навыках по использованию различных технических устройств – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами;

в способности всесторонне использовать в своей работе ИКТ, создавая новые источники информации;

Компетентность проявляется не только в реализации своих знаний и творческом подходе, но и в умении представить их на любом уровне. Это могут открытые уроки, мероприятия, мастер – классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации своих материалов на страницах в Интернете. И здесь следующим этапом в формировании информационно – коммуникационной культуры педагога может быть создание персонального сайта с последующим обменом опыта в педагогической работе.

4 ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ПЕСЧАНСКОЙ ШКОЛЫ

Все учителя нашей школы применяют презентации в процессе обучения. На уроках используются на различных этапах урока используются подготовленные с учетом определенных требований мультимедийные презентации материала. При такой организации работы:  1) здоровью учеников ничто не угрожает;  2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;  3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала. На уроках также используются электронные физминутки. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.

При подготовке к урокам также используют различные ресурсы интернета, используется как готовые презентации, так и создаются собственные.

Для повышения своей профессиональной компетенции наши учителя не только обучаются на очных курсах, а также и дистанционных с применением ИКТ – технологий; участвуют в интернет- конкурсах, принимают участие в работе различных интернет – сообществ, в обсуждении различных материалов; публикуют собственные разработки уроков, внеклассных мероприятий.

Кроме этого педагоги нашей школы создают сайты, размещают на них свои материалы.

В заключение сказанного можно подвести итоги, сформулировать выводы.

Информационная культура преподавателя – это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере образования.

Современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться в области информационно – коммуникационных технологий. Темпы информатизации общества велики по сравнению с практикой информатизации ОУ. Интернет в каждой школе и предлагаемые курсы повышения квалификации дают хорошую опору учителю.

Таким образом, процесс формирования информационно-коммуникационной культуры включает в себя следующие этапы:

1) Адаптационный период: освоение клавиатуры и мыши. Простейшие навыки работы на ПК.

2) Повышение квалификации в области ИКТ через курсы.

3) Внедрение ИКТ на уроках: использование готового материала.

4) Создание собственного электронного материала к уроку;

формирование собственной методической базы.

5) Освоение ресурсов Интернета.

6) Разработка новых необходимых электронных материалов для систематизации своей деятельности, обмена опытом (Журналы, сайты, программы и т.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *