сочинение на тему профессиональная коммуникативная компетенция так ли это важно

Иноязычная коммуникативная компетенция

В век глобализации всех процессов важную роль играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция подразумевает не просто использование основного лексикона, а также знание профессиональных, разговорных слов и фраз, культуру, законы и особенности поведения других народов. Иноязычная коммуникативная компетенция сегодня востребована во многих областях профессиональной деятельности. В связи с этим особое внимание в образовательных учреждениях необходимо уделять изучению иностранных языков и культуре разных народов.

Требования и компоненты коммуникативной компетенции

Каждая из них обладает своей системой требований и включает определенные компоненты. Без них нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Компоненты коммуникативной компетенции:

  • богатый лексикон,
  • грамотная письменная и устная речь,
  • знание этики и ее применение в жизни,
  • знание стратегий общения,
  • умение налаживать контакт с разными людьми и анализировать их поведение;
  • способность улаживать конфликты,
  • умение выслушать собеседника и проявить интерес,
  • уверенность в себе,
  • актерское мастерство.

Роль этики в формировании коммуникативной компетенции

Одним из важных компонентов для развития у ребенка навыков общения является этика, в частности этикет общения. Ребенку необходимо объяснить какое поведение приемлемо, а какое недопустимо, как общаться в определенной среде. Важно, чтобы до поступления в школу над этим поработали родители.

Развитие коммуникативной компетенции в школе

Среднее образование – это фундамент необходимых знаний о жизни в обществе. Школьники обучаются по определенной системе, при использовании которой, развиваются коммуникативные компетенции учащихся, позволяющие им взаимодействовать с членами общества и быть успешными в разнообразных социальных средах. Развитие коммуникативной компетенции дает школьникам возможность чувствовать себя более уверенными. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является первостепенной задачей в обучении.

Следует отметить, что на этапе начального образования формируются личностные качества школьников. Поэтому для формирования коммуникативной компетенции первые годы обучения должны быть особенно продуктивными. На этом этапе школьники должны заинтересоваться изучаемыми дисциплинами, научиться слушать и слышать, уважать старших людей и сверстников, уметь правильно излагать свои мысли.

Важную роль в начальной школе играют групповые мероприятия и занятия, игры. Они помогают детям адаптироваться в обществе и почувствовать себя важной частью социальной среды. Такие занятия делают детей более раскованными и общительными. Также важны внеклассные занятия детей в различных кружках и секциях, где каждому ребенку педагог будет уделять особое внимание. Важно в развитии данной компетенции общение между ребенком и взрослыми, построенное на дружелюбии, уважении и открытости.

Коммуникативная компетентность учителя как профессионально значимое явление

Профессия учителя – одна из самых сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, представления о том, как должно осуществляться воспитание, часто не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю необходимо научиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональные компетенции. Характер коммуникативной направленности учителя в определенной степени определяет его профессиональную компетентность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.

Многие исследователи проблем профессионально-педагогической деятельности отдают приоритет ее коммуникативной составляющей, а эффективность педагогического общения в образовательном плане связана с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности учителя.

В учебном процессе педагог передает детям полученные знания, организует деятельность учеников. Эта формализованная, унифицированная часть профессиональной деятельности осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и взаимоотношений учителя. Именно они формируют у школьников соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы учащихся, вносят (или не вносят) в процесс познания лично значительный.

Определенные надежды на улучшение подготовки будущих учителей в области социально-коммуникативной компетентности возлагались на гуманизацию высшего образования, в частности, на внедрение цикла гуманитарных дисциплин в учебный процесс. Но на практике на аудиторные работы по этим дисциплинам отводится очень небольшое количество часов, и преподавание в большинстве случаев осуществляется в виде потоковых лекций. В таких условиях обучение становится направленным в первую очередь на получение студентами теоретических знаний, которые являются результатом осмысления определенных фактов и информации по этим дисциплинам и могут быть расширены; и совершенно не ориентирован на овладение практическими навыками, которые помогут будущим учителям решать задачи в коммуникативной сфере. Кроме того, при формировании коммуникативных навыков не учитываются особенности общения с младшими школьниками. Результатом низкого уровня практических знаний в области коммуникаций является то, что у участников взаимодействия вырабатываются стереотипы высказываний и комфортного поведения.

Итак, большинство учителей начальных классов предпочитают авторитарный стиль общения, который в самых негативных формах может проявляться в склонности навязывать свои мысли и волю другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу. И наоборот, социально-коммуникативная компетентность учителя позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает ощутить радость общения, уверенность в себе.

Поэтому проблема интенсификации развития социально-коммуникативной компетентности будущих учителей как гармоничного сочетания теоретических и практических знаний в области социальных коммуникаций в контексте профессиональной подготовки актуальна для высшего образования.

Коммуникативный аспект занимает значительное место в деятельности учителя, но коммуникативная компетентность – это не только и не столько успех будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.

Коммуникативная компетентность обычно относится к способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетенции входит определенный набор знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Этот вид компетенции предполагает способность расширять (или сужать) круг общения и способность варьировать его глубину (способность общаться на разных уровнях доверия), понимать и быть понятыми партнерами по общению.

Коммуникативная компетентность – это развивающийся и во многом осознанный опыт общения между людьми, который формируется и активируется в контексте прямого человеческого взаимодействия. Между тем межличностный опыт, формируемый и реализуемый коллективно, индивидуален. Столь же неправильно представлять коммуникативную компетенцию как закрытый индивидуальный опыт, игнорируя социальную природу этого социально-психологического качества.

Коммуникативную компетентность нельзя считать конечной характеристикой человека. Приобретение коммуникативной компетенции – это движение от интер к интра, от актуального мира личных событий к результатам осознания этих событий, которое фиксируется в когнитивных структурах психики в виде навыков и умений. и служит человеку для дальнейших контактов с другими. Способность к обучению в коммуникативных ситуациях возрастает по мере усвоения человеком культурных, в том числе идеологических и моральных норм и моделей общественной жизни.

Прозова в своем исследовании, определяя коммуникативную компетенцию как образование, которое функционирует и развивается в определенных условиях, считает, что будущий учитель должен иметь три блока знаний. Первый блок – это фактическое знание особенностей общения в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей детей, понимание механизмов общения, знание ролевых предписаний и ожиданий, знание этикета и т. Второй блок составляют процедурные и технологические знания. К ним относятся знания о механизмах восприятия, правилах слушания, способах удержания внимания, саморегуляции и т. Третий блок включает концептуальные знания о сущности гуманизма, ведущих педагогических идеях, структуре отношений, общей теории общения. , так далее.

Конечно, будущий учитель должен научиться использовать коммуникативные знания для текущей ситуации, уровней общения (вербальный – невербальный, управляющий – личностный, диалогический – монолог, манипулятивный – адаптивный), диагностировать свои коммуникативные способности. Проблема в том, что многие студенты педагогических вузов хорошо владеют методикой преподавания и знают методы внеклассной воспитательной работы, но слабы в установлении и поддержании отношений со студентами и другими участниками педагогического взаимодействия. В учебном процессе важная роль отводится межличностным отношениям, общению, психологическим аспектам взаимодействия учителя и ученика. Недостаточная подготовка будущих учителей права выражается в том, что у студентов часто отсутствует контакт со студентами, доверительные отношения, они не могут нормально выйти из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу со студентами, сотрудничать с преподавателями. Причин тому множество, главная из них – в педагогическом учебном заведении преподают методику преподавания предмета, мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных навыков у будущих учителей.

Профессионально-педагогическое общение выходит за рамки контакта учитель-ученик и предполагает взаимодействие учителя с другими субъектами педагогического процесса. Профессиональное педагогическое общение – это взаимодействие педагога-воспитателя со своими коллегами, учениками и их родителями, с представителями органов образования и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.

Следующим не менее важным аспектом деятельности учителя является вопрос об обучающих способностях и личностных качествах. Педагогические способности определяются как черты личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку наделены задатки – его личные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут перерасти в способность к той или иной деятельности. К предпосылкам, являющимся условиями развития педагогических способностей, можно отнести такие черты характера, как такт, требовательность, справедливость, понимание другого человека, разносторонность интересов, целеустремленность, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность.

Учителя в своей профессиональной деятельности полагаются не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности по предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, которые на самом деле не являются педагогическими и не связаны с учебным предметом, но помогают осуществлять педагогическую деятельность – артистизм, творчество и др.

Выделяют основные группы педагогических способностей:

  • Организационный. Они проявляются в способности учителя объединять учеников, занимать их, разделять обязанности, планировать работу, подводить итоги того, что было сделано, и т. д.
  • Дидактическое. Подобрать и подготовить учебный материал, визуализацию, оборудование; преподносить учебный материал доступным, ясным, выразительным, убедительным и последовательным образом, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебную и познавательную активность и т. д.
  • Восприимчивый. Они выражаются в умении проникать в духовный мир школьников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
  • Коммуникативный. Они проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами, их родителями, коллегами и руководителями образовательного учреждения.
  • Наводно. Они заключаются в эмоциональном и волевом воздействии на учащихся.
  • Исследования. Они воплощаются в умении познавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы.
  • Научно-просветительская. Сводятся к умению учителя усваивать новые научные знания в области педагогики, психологии, методологии.

В совокупности задатки важны не как предпосылка успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для развития индивидуального стиля деятельности.

Условиями эффективной профессиональной деятельности учителей являются:

  • глубокие знания в области предмета обучения, понимание учителями принципов, концептуальных идей, заложенных в той или иной технологии обучения;
  • свободное владение широким кругом индивидуальных приемов, приемов и приемов проектирования, организации и управления учебным процессом;
  • наличие умения соотносить логику построения системы методики обучения, организации деятельности школьников в рамках педагогической технологии с реальными личностными характеристиками обучающихся, что обеспечивает правильный выбор педагогической технологии;
  • умение размышлять в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировки в рамках заложенных в нее принципов и концептуальных идей.

Таким образом, компетентностный подход в образовании предполагает, что профессиональное развитие учителя включает такие компоненты, как профессиональная компетентность, самореализация и самоактуализация. И учитель в системе образования – это не аморфный человек, оторванный от реальности бытия, а саморазвивающийся человек, который с помощью постоянной работы над собой улучшает свои профессиональные и личностные качества, цель и смысл которых заключается в том, чтобы научиться быть лучшим человеком, осознающим гармонию отношений между собой и миром через достижение высших экзистенциальных и профессиональных ценностей, тем самым способствуя развитию и формированию образованных.

Коммуникация как обмен информацией, выражение мыслей, идей, знаний является причиной и основой формирования новых представлений, знаний, сознания и культуры человека. Коммуникативная компетентность учителя – это такой уровень обучения взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, который необходим для адекватного выполнения профессиональных функций в рамках их способностей и социального статуса.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общения необходимо развивать комплексно. Необходимо регулярное познание нового и пополнение своего лексикона. Для запоминания сложных слов можно рисовать их изображение или печатать готовые картинки. Многие дети запоминают новое лучше визуально. Необходимо также развивать грамотность, как письменную, так и устную.

Для формирования коммуникативной компетенции у школьников важно привить любовь к знаниям и пробудить желание учиться. Широкий кругозор и начитанность повышают словарный запас, способствуют формированию чистой и красивой речи, подвигают ребенка к размышлениям и анализу.

Коммуникативная компетенция значительно улучшается у детей, проходящих курсы актерского мастерства, участвующих в театральных постановках и концертах.

Благоприятной средой для развития навыков общения служат школьные уроки литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *