Совершенствование профессиональных компетенций это

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 92»

Доклад на РМО на тему: « Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения»

Выполнила: Ефимова С.

В последнее время всё чаще звучат словосочетания: качества жизни, качество образования, социальная успеваемость. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

С каждым годом в школу приходит всё большее количество детей со сложной структурой дефекта.

Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формулируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Одним из показателей качества образования и воспитания является использование учителями и воспитателями в образовательном процессе новых методик и технологий. Мы активно осваиваем компьютерные технологии, изучают возможности использования интерактивной доски на уроках и занятиях.

Применяя разнообразные методы и приёмы для развития творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью, используя новые технологии и успешный опыт других педагогов, учителя и я работаем над развитием дополнительных практических умений и навыков учащихся, исходя из их психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Дети с удовольствием работают на интерактивной доске или выполняют задания на компьютере.

Наши усилия, мои и учителя, не проходят даром. Учащиеся радуют нас своими достижениями. Воспитанники нашего класса регулярно принимают участие в районных конкурсах детского творчества, и работы наших детей не остаются незамеченными. Также дети, совместно с родителями, участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Конечной целью специального образования является:

Таким образом, положительные результаты деятельности воспитателя являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижений, воспитанности, психических функций, творческих способностей, здоровья.

Современные учителя и воспитатель в постоянном внутреннем движении и поддерживают в детях стремление к открытиям, знаниям, изменениям. Мы уверены в себе и поэтому верим в своих учеников. Мы всегда готовы организовать увлеченные поиски ответов на любые вопросы. Нам просто интересно и увлекательно заниматься тем, что мы любим учить и воспитывать детей, а так же работать с ними.

татьяна лукичева
Совершенствование профессиональной компетенции педагога как условие реализации ФГОС

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».

Компетенция – это базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности.

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции.

Для того чтобы воспитатель смог осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

курсы повышения квалификации,

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

умение ориентироваться в информационном потоке,

исследовательская, экспериментальная деятельность,

участие в методических объединениях,

обобщение собственного педагогического опыта,

активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию.

Существуют различные формы самообразования это:

обзор информации в интернете,

посещение семинаров, конференций, тренингов,

прослушивание лекций, докладов,

практическая деятельность.

творческий рост педагога,

внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

эффективность профессиональной деятельности,

Алгоритм работы по самообразованию:

определение целей и задач,

составление плана работы,

подбор видов деятельности для работы над темой,

анализ результатов.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Бахарева Алёна Александровна
Самообразование педагогов  как фактор повышения профессиональной компетентности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам послушать одну притчу, а потом ответить на вопрос: в чем ее смысл? В чем мораль притчи?

(Трансляция ролика «Крылья» Ш. Амонашвили

(Присутствующие озвучивают ответы на вопрос

Вы совершенно правы, для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала научиться самому.

вытекает наша тема Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности

Начнем с того что современный мир требует от педагога новых профессиональных и личностных качеств.

Вопрос: Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?

(Ответы участников. ) (системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, стрессоустойчивость)

Вот какой портрет современного педагога у нас получился.

Вопрос: Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?

Педагогу нужно постоянно повышать свою профессиональную компетентность, что бы идти в ногу со временем. Таким образом, внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами : нарастающим объемом научной информации, прогрессом в области техники и технологии, интеграцией образования, наук и производства.

Вопрос: Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?

(Ответы присутствующих. ) Давайте себя проверим и обратимся к термину.

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Вопрос: Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

В нашем детском саду проходит работа в методических объединениях, так же созданы творческие группы, которые разработали региональную программу детского сада, программу на летний оздоровительный период;

исследовательская деятельность бывает спланированная, а иногда по желанию и интересам детей, эти исследования мы включаем в проектную деятельность;

инновационная деятельность – мы работаем в инновационном режиме и как инновационная площадка при АКИПКРО делимся своим опытом с другими педагогами, освоение новых педагогических технологий реализуется через своевременное прохождение курсов повышения квалификации всеми педагогами детского сада, а так же все педагоги, не имеющие дошкольного образования, прошли профессиональную переподготовку;

различные формы педагогической поддержки – так в саду регулярно проходит «Школа молодого педагога», разработаны и реализуются программы наставничества, где опытные педагоги обучают молодых педагогов;

активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, так в нашем саду каждый месяц проходят конкурсы, педагоги участвуют в краевых и всероссийских конкурсах и фестивалях;

трансляция собственного педагогического опыта и др. в нашем коллективе есть педагоги которые публикуют свой опыт в периодической литературе и на сайтах АКИПКРО и Министерства Образования Алтайского края.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Вопрос: Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?

Вы совершенно правы, коллеги! Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Вопрос: Какие 3 основных этапа формирования профессиональной компетентности мы с Вами можем выделить?

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Можно сделать вывод что: формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• изучение учебной и научно-методической литературы;

• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• изучение новых программ и педагогических технологий;

• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• повышение общекультурного уровня.

Чем еще мы можем дополнить эти направления?

Я предлагаю Вам посмотреть Алгоритм составления плана по самообразованию нашего детского сада.

• название темы,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• способ демонстрации результата проделанной работы,

• форма отчета по проделанной работе.

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Вопрос: Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение.

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Вебинары.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

• Курсы повышения квалификации.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Вопрос: Каковы могут быть результаты самообразования на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно

• Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

• Диссеминация педагогического опыта, публикация или издание методических разработок.

• Разработка новых форм, методов и приемов обучения.

• Разработка дидактических материалов, развивающих игр, пособий.

• Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

• Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.

• Создание комплектов педагогических разработок.

• Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Давайте теперь перечислим параметры успешной реализации плана по самообразовнию педагога.

Наталья Асанова
Формирование профессиональной компетентности педагога в процессе самообразования

Администрация Волчихинского района

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Волчихинского района Алтайского края

«Формирование профессиональной компетентности педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования».

Вопрос: «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

Подготовила: Асанова Н.

Волчиха 2016год.

Асанова Наталья Демьяновна,

воспитатель МКДОУ «Волчихинский детский сад №2»

Константин Сергеевич Станиславский

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

планируется, управляется и контролируется самим человеком;

необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Данная деятельность включает в себя несколько этапов: Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

Соответствие современным достижениям науки

Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть :

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть :

материалы сети Интернет;

видео, аудио информация на различных носителях;

семинары и конференции;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия и т.

5 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

способ демонстрации результата проделанной работы;

6 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка и проведение открытых НОД по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

разработка модели образовательного процесса;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета (результативность).

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

• Воспитатель 21 века – это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Тема: «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода»

Цель: определение педагогической, профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой на современном образовательном уровне.

Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно-категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.

Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.

Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.

Форма проведения: организационно-деятельностная игра.

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и. чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

В условиях стремительно меняющегося социума современная экономика предъявляет жесткие требования к человеку, осуществляющему свой социально-нравственный и профессиональный выбор. Помочь ему призван учитель, являющийся носителем как общечеловеческих, так и национальных ценностей широкого спектра профессиональных компетентностей и личностных качеств. Развивающей и развивающейся школе нужен компетентный педагог, освоивший профессиональные позиции воспитателя и дидакта, методиста и психотерапевта. Безусловно, подготовка учителя к выполнению профессиональных задач может быть успешной при наличии четко продуманной программы, предусматривающей различные аспекты: общечеловеческий, личностный, профессиональный, национально-этнический, региональный и т. Все это предполагает качественное обновление педагогического образования, поиск новых подходов к профессиональной подготовке компетентного учителя для школы XXI века. Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?

Послушайте притчу.

Наберись смелости – сделай попытку!

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию «современный»?

В современных условиях развития общества мы часто находимся в ситуации неопределенности, когда очень важно уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни учащиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому должен:

Работа в группах. Обсуждение. Выводы.

– иметь активную жизненную позицию;

– уметь анализировать свое поведение;

– управлять собой и своими эмоциями;

– применять творчество в педагогической деятельности;

– стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;

– внедрять и использовать новейшие технологии;

– быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;

– заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.

Показателями успешности деятельности учителя на ваш взгляд является?

– плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы);

– востребованность учителя;

– благоприятный эмоциональный фон на уроке;

– психологический комфорт при общении учащихся с учителем;

– высокая учебная мотивация учащихся на уроках.

Определилите ключевые проблемы современного учителя:

Недостаточное владение современными информационными средствами.

Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей.

Низкий социальный статус учителя.

Информационный блок работы

Профессиональная компетентность учителя – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.

Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы педагогического общения).

Можно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции:

• Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

• Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

• Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

• Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

• Управленческая компетенция, т. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

• Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

• Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИКТ-технологий.

• Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

• Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Учитель ХХI века. Современный учитель. Какой он? Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

В соответствии с Программой развития гимназии, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы.

Одобрить накопленный опыт работы коллектива по повышению профессиональной компетентности: тематические педсоветы, теоретические семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя, внедрение системного анализа урока, участие в конкурсах педагогического мастерства.

С целью повышения профессиональной компетенции педагогов при проведении последующих педагогических советов для обсуждения проблем активно использовать формы: дискуссии, дебаты, форумы.

Отв. заместители директора школы

Взять за основу сформированный при обсуждении на педагогическом совете перечень ключевых компетенций педагогов нашей школы.

В план работы гимназии на новый учебный год включить мероприятия, направленные на развитие этих педагогических компетенций.

Отв. администрация школы.

Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям в большей степени раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы,

Отв. руководители МО, методический совет школы.

Спланировать методическую работу с педагогическими кадрами на диагностической основе дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога.

Отв. заместитель директора по УВР

С целью изучения опыта работы учителей гимназии, руководителям МО запланировать проведения «мастер-классов» педагогами школы, в рамках методических и предметных недель.

Продолжить работу по созданию положительного имиджа гимназии через постоянную, систематическую работу над своим имиджем каждым педагогом, учащимся.

Отв. администрация школы, педагоги школы.

Доклад на тему:
«Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как
фактор повышения качества образования в соответствии с
современными требованиями в рамках реализации  ФГОС»

В современных условиях основным принципом построения образовательного
процесса   в   школе   является   ориентация   на   развитие   личности   учащегося,
вооружение   его   способами   действий,   позволяющих   продуктивно   учиться,
реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и
будущие   профессиональные   запросы. Поэтому   в   качестве   основной   задачи
школы   выдвигается   задача   организации   образовательной   среды,
способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение   поставленной   задачи   напрямую   зависит   от   профессиональной
компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном
стандарте   педагога»:   «Педагог   –   ключевая   фигура   реформирования
образования». В   стремительно   меняющемся   открытом   мире   главным
профессиональным   качеством,
  которое   педагог   должен   постоянно
демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. позиции,
 
 
 
методологической,
Следовательно,   важным   условием   введения   ФГОС   в   общеобразовательную
школу   является   подготовка   учителя,   формирование   его   философской   и
педагогической
дидактической,
коммуникативной,   методической   и   других   компетенций. Работая   по
стандартам   второго   поколения,   учитель   должен   осуществить   переход   от
традиционных   технологий   к   технологиям   развивающего,   личностно
ориентированного   обучения,
  использовать   технологии   уровневой
дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных
ситуаций»,   проектной   и   исследовательской   деятельности,   информационно­
коммуникационных   технологий,   интерактивных   методов   и   активных   форм
обучения. Неотъемлемой   составляющей   профессионализма   и   педагогического
считать его   профессиональную
мастерства
компетентность. учителя   принято  
Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь. Компетентность   –   это   способность   учителя   действовать   в   ситуации
неопределенности. Чем   выше   неопределенность,   тем   значительнее   эта
способность. Под   профессиональной   компетентностью понимается   совокупность
профессиональных   и   личностных   качеств,   необходимых   для   успешной
педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта
через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности
учителя   выступает   как   единство   его   теоретической   и   практической
готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы. Умения   “переводить”   содержание   объективного   процесса   воспитания   в
конкретные   педагогические   задачи:   изучение   личности   и   коллектива   для
определения   уровня   их   подготовленности   к   активному   овладению   новыми
знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных
учащихся;   выделение   комплекса   образовательных,   воспитательных   и
развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи. Умения   построить   и   привести   в   движение   логически   завершенную
педагогическую   систему:   комплексное   планирование   образовательно­
воспитательных   задач;   обоснованный   отбор   содержания   образовательного
процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации. Умения   выделять   и   устанавливать   взаимосвязи   между   компонентами   и
факторами воспитания, приводить их в действие:
создание   необходимых   условий   (материальных,   морально­психологических,
организационных,   гигиенических   и   др. );   активизация   личности   школьника,
развитие   его   деятельности,   превращающей   его   из   объекта   в   субъект
воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение
связи   школы   со   средой,   регулирование   внешних   непрограммируемых
воздействий. Умения   учета   и   оценки   результатов   педагогической   деятельности:
самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности
учителя;   определение   нового   комплекса   доминирующих   и   подчиненных
педагогических задач. Профессионально   компетентным можно   назвать   учителя,   который   на
достаточно   высоком   уровне   осуществляет   педагогическую   деятельность,
педагогическое   общение,   достигает   стабильно   высоких   результатов   в
обучении и воспитании учащихся. Развитие   профессиональной   компетентности –   это   развитие   творческой
индивидуальности,   формирование   восприимчивости   к   педагогическим
инновациям,   способностей   адаптироваться   в   меняющейся   педагогической
среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­
экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в
современной   системе   образования,   делают   необходимостью   повышение
квалификации и профессионализма учителя,
  началу   трудовой   деятельности,
т. его   профессиональной   компетентности. Основная   цель   современного
образования   –   соответствие   актуальным   и   перспективным   потребностям
личности,   общества   и   государства,   подготовка   разносторонне   развитой
личности   гражданина   своей   страны,   способной   к   социальной   адаптации   в
обществе,
  самообразованию   и
самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты
своей   деятельности   и   моделирующий   образовательный   процесс   педагог
является   гарантом   достижения   поставленных   целей. Именно   поэтому   в
настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески
мыслящую,
  способную
воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. конкурентно   способную   личность   учителя,
Одним   из   современных   требований,   предъявляемых   к   педагогу,   школа
определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:








система повышения квалификации. аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой 
должности и квалификационную категорию. самообразование педагогов. активное участие в работе методических объединений, педсоветов, 
семинаров, конференций, мастер­классов. Востребованными формами 
методической работы являются теоретические и научно­практические 
конференции, слеты, съезды учителей. владение современными образовательными технологиями, 
методическими приемами, педагогическими средствами и их 
постоянное совершенствование. овладение информационно­коммуникационными технологиями. участие в различных конкурсах, исследовательских работах. обобщение и распространение собственного педагогического опыта, 
создание публикаций. Процесс   самообразования   педагогов стал   особенно   актуальным   на   этапе
введения   ФГОС   в   связи   с   тем,   что   главной   идеей   стандартов   является
формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться
может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Самообразование   осуществляется   посредством   следующих   видов
деятельности:








систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер­классах, конференциях, посещение уроков 
коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы. знакомство с педагогической и методической литературой. использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога
играет   его инновационная   деятельность. В   связи   с   этим   становление
готовности   педагога   к   ней   является   важнейшим   условием   его
профессионального развития. Если   педагогу,   работающему   в   традиционной   системе,   достаточно   владеть
педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему
осуществлять   учебно­воспитательную   деятельность   на   профессиональном
уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в
инновационный   режим   определяющей   является   готовность   педагога   к
инновациям. Инновационная  деятельность  педагогов в школе представлена следующими
направлениями:   апробация   учебников   нового   поколения,   внедрение   ФГОС
НОО,   освоение   современных   педагогических   технологий,   социальное
проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов. Развитие   профессиональной   компетентности –   это   динамичный   процесс
усвоения   и   модернизации   профессионального   опыта,   ведущий   к   развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального
опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование   профессиональной   компетентности ­   процесс   цикличный,
т. в   процессе   педагогической   деятельности   необходимо   постоянное
повышение   профессионализма,   и   каждый   раз   перечисленные   этапы
повторяются,   но   уже   в   новом   качестве. Вообще,   процесс   саморазвития
обусловлен   биологически   и   связан   с   социализацией   и   индивидуализацией
личности,   которая   сознательно   организует   собственную   жизнь,   а   значит,   и
собственное   развитие. Процесс   формирования   профессиональной
компетентности   так   же   сильно   зависит   от   среды,   поэтому   именно   среда
должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях
внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических
работников   к   реализации   ФГОС   через   создание   системы   непрерывного
профессионального развития каждого педагога. Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь
зависит от профессиональной компетентности педагогических работников –
главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека
с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни,
могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в
понятие   «профессионализм»   входят   не   только   профессиональная,
коммуникативная,
  информационная   и   правовая   составляющие
компетентности   работников   образования,   но   и   личностный   потенциал
педагога,   система   его   профессиональных   ценностей,   его   убеждения,
установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. В   современных   условиях   требования   к   профессиональной   компетентности
учителя   предъявляет   не   только   новый   образовательный   стандарт,   но   и
ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная,
но   разрешимая   задача   –   «оказаться   во   времени». Чтобы   это   произошло
каждый,  выбравший  профессию   учителя,  периодически  должен  вспоминать
очень   важные   и   правильные   слова   русского   педагога,   основоположника
научной   педагогики   в   России,   Константина   Дмитриевича   Ушинского,   на
которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во
всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель
живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем
умирает учитель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *