Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в контексте реализации обновленных фгос

Анна Желтуха
Консультация для педагогов на тему «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершённость – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать своё мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных учёных. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. На сегодняшний день в литературе существуют определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трё х критериев:

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

Готовность решать профессиональные предметные задачи.

Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Воспитатель XXI века – это:

– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

– педагог, умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

– педагог, умеющий организовывать рефлексивную деятельность;

– педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности : должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Видами профессиональной компетенции является :

Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнёра). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребёнка.

Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОО инвестицинно-привлекательным.

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребёнка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребёнка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определённому виду деятельности.

Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщённых способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечивает наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляет им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Залог профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

Юлия Денисова
Формы работы по формированию профессиональных компетенций педагога

профессиональных компетенций педагога.

МБДОУ «Детский сад № 94»

Денисова Ю.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Педагог 21 века это не просто учитель, воспитатель, наставник, это педагог, профессионально и личностно развивающийся. Развитие современного общества, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми диктует особые условия организации дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов.

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И. Алексашина, Е. Бондаревская; Т. Браже, С. Вершловский, В. Воронцова, Е. Вторина, И. Зимняя, И. Колесникова, Ю. Кулюткин, Н. Кузьмина, Н. Лобанова, А. Маркова, Л. Митина, Н. Переломова, Г. Прозументова, Г. Сухобская, Е. Соколовская, Т. Шадрина и др. Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов : ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге – педагогической компетентности.

Все ученые, изучающие компетентность, отмечают ее системный и многосторонний характер.

Ученые А. Белкин и В. Нестеров так определяют компетенцию : «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Тихомирова выделяет следующие компоненты компетентности :

Функциональный компонент включает в себя знания в области профессиональной деятельности, владение навыками и умениями при выполнении деятельности (мотивации, целеполагания, сбора и обработки необходимой информации, программирования, реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее осуществления.

Коммуникативный компонент представляет собой способность воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и невербальными средствами передачи информации и способностью конструировать прямую и обратную связь.

Личностный компонент включает в себя следующие субъективные характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая направленность, ценностные установки, личностные особенности.

Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Основные задачи методической работы :

выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.

повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.

обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.

организация работы по изучению нормативных документов.

оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).

оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

На первом этапе проводится мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.

Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем детском саду, являются мероприятия, реализующие деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации, где педагог просто слушатель- это постоянно действующий семинар, педагогический совет, семинар-практикум, работа в рабочих группах, индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.

Старшим воспитателем оформляется выставка в методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ», целью, которой является профессиональная компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС. На данной выставке для педагогов предлагается следующий материал: циклограммы планирования образовательного процесса, модель организации образовательного процесса по образовательным областям для возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.

Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на сегодняшний день не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогами, как индивидуальное консультирование по организации образовательной работы, так как именно форма работы является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности, какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми, что особенно актуально для педагогов-«консерваторов», которым трудно перестроиться в новых условиях.

Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая старшим воспитателем, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

Новые педагогические технологии внедряются в практику, исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.

Инновационные подходы к управлению методической работой связаны с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

Чеменева А. , Вербовская Е. , Попова В. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

Тимофеева Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М. , «Педагогическое общество России», 2013

Сластенин В. , Исаев И. ,Мищенко А. , Шиянов Е. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических заведений – М. : Школа – Пресс, 1997. – 512с.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать такого педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из современных требований образования, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в предметно-цикловых комиссиях, творческих группах;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства;
  • Обобщение собственного педагогического опыта и др.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • анализ, самокорректировка, самопроявление.

Ежегодно проводимые традиционные педагогические конкурсы направлены главным образом на выявление инновационных практик обучения, обобщение результативного опыта, на поддержку талантливых, творчески работающих преподавателей, поиск педагогических идей по обновлению содержания педагогических технологий. Участие педагогов в таких конкурсах позволяет раскрыть свой потенциал, а главным образом поделиться своим опытом работы. Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио – это отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит само оценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы со студентами и достижения самого педагога. Имея хорошее портфолио, можно принимать участие в различных конкурсах.

Сама профессиональная деятельность многое дает преподавателю для развития его творческого потенциала. Но это происходит тогда, когда эта деятельность творческая. Чем отличается творческий педагог от не творческого? Прежде всего тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремиться на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Творческий педагог всегда в поиске. Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес педагога к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой педагог работает с перспективой, он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Педагог- исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой студентов к творческому труду.

Байденко В. Компетенции: к освоению компетентностного подхода (Лекция в слайдах): Материалы к первому заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 30 с.

Байденко В. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

Верстакова Ю. , Симоненко Е. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие – М. : Эксмо, 2008 г – 432 с.

Лаптева, И. К вопросу о педагогической компетентности / И. Лаптева //Педагогическое образование и наука. – 2007. – №4. 35-38.

Поташник М. , Моисеев А. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М. : Новая школа, 1997. – 352 с.

Болотов В. А, В. Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С. 8-147. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144

Екатерина Ваганова
Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»

Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.

Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

В связи с этим тема моей работы – Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие условия:

Научно – исследовательские условия:

Изучение работ психологов и педагогов по проблеме профессиональной компетентности педагога – Введенский В. , Воронцова В. , Вторина Е. , Зимняя И. , Маркова Н. , Молчанов С. , Петровская Л. , Шамова. Cпециалисты ГБОУ ДПО НИРО Чеменева А. Вербовская Е. , Попова В.

Активные формы взаимодействия с педагогами – Бельчикова Я. , Бирштейн М. , Попова В. , Веселова Т. , Метенова Н.

Белая К. «Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы»; Лосев П. «Управление методической работой в современном ДОУ»; Метенова Н. «Педсовет: «Нравственное воспитание»

Организационно – педагогические условия :

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех.

Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» «Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17. 2013г №1155 (рег. в Минюсте России 14. 2013 № 22303) п. «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей».

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены такие ключевые понятия:

Компетентность – способность применять знания, умения и с наличием личностных качеств специалиста, необходимых для успешной деятельности в определенной области. Антипина Л.

Профессиональная компетентность – способность успешно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при решении профессиональных задач. Зеер Э.

Профессиональная компетентность рассматривается в единстве профессиональных и личностных качеств педагога. Асаева И. , Майер А. , Яфаева В.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. , о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Она должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Майер А.

Структура профессионально-педагогической компетенции педагога (Чеменева А. , Вербовская Е. , Попова В. ) :

Рассмотрены несколько классификаций активных форм взаимодействия : Все формы методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. ); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. ) Белая К.

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации и по степени активности участников (активные, пассивные) Бельчикова Я. , Бирштейн М.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. (Педагогическая мастерская, мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, мозговой штурм, ярмарка педагогических идей, педагогический КВН)

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами. Кругликов.

Наиболее эффективной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются семинары-практикумы, которые способствуют повышению уровня практической подготовки педагога, совершенствованию его практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Веселова Т.

Педсовет не должен быть скучным и формальным. Педсовет – это неотъемлемая часть работы педагогов. И если здесь активно внедряются новые формы и технологии проведения мероприятий, поощряется инициатива и новаторство, то это неизбежно плодотворно отразиться и на самом учебно-воспитательном процессе. Метенова Н.

Исследователями доказана зависимость усвоения материала от методов и форм его сообщения. При слушании лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – более половины, а при разработке конкретных ситуаций, в деловых играх – почти всю.

Поэтому необходимо использование активных форм работы в системе взаимодействия, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм взаимодействия в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

В связи с этим цель моей работы – повышение профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей, уровня их потребности в инновационных педагогических знаниях;

Разработка и апробация системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;

Определение эффективности системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;

Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;

Создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков;

Развитие мотивации к самосовершенствованию, профессиональному росту, самореализации.

Отсюда ведущая педагогическая идея – Грамотное включение в методическую работу активных форм взаимодействия приводит к повышению профессиональной компетентности каждого педагога.

Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия проходила в 3 этапа. На первом этапе выявляла уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень развития отдельных компетенций. Разработала перспективное планирование работы с педагогами, Разработала систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия.

С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Ноздриной.

У большинства педагогов низкий уровень – 64% профессиональной компетентности. Основными трудностями является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание осваивать новшества. Они не проявляют инициативу в представлении педагогического опыта, не стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.

Педагоги, имеющие средний уровень профессиональной компетентности (24%, владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта, им требуется признание со стороны администрации. Поэтому они охотно выполняют задания и поручения.

Высокий уровень профессиональной компетентности выявлен у 12 %. Для данных педагогических работников свойственно стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога являются личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

В ходе мониторинга отдельных компетентностей педагогов мы видим сниженный уровень технологической компетентности, поэтому необходимо активно внедрять современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологию, используя такую форму работы, как эстафету педагогического мастерства, включать мастер-классы, открытые показы.

– Низкий уровень креативной компетенции, поэтому необходимо проводить работу для развития творческого потенциала педагогов, используя проектный метод.

– Низкий уровень рефлексивной компетентности, поэтому необходимо развивать мотивацию к профессиональному росту педагогов, внедрив технологию портфолио.

Далее я провела анкетирование «Самооценка профессиональных навыков воспитания». И дифференцировала педагогов по степени мастерства. Полученные данные показали, что педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель по повышению профессиональной компетентности с учетом дифференциации педагогов по степени мастерства с подбором соответствующих форм методической работы.

На втором этапе был проведен установочный педсовет в форме круглого стола. В теоретической части решались вопросы, касающиеся цели и задач педагогического коллектива на год, одной из которых была использование современных образовательных технологий в образовательном процессе. Вниманию педагогов была представлена презентация «Современные образовательные технологии». В практической части «Педагогам-новаторам» и «Педагогам мастерам» было предложено взять «опеку» над «педагогами успешными» и «молодыми педагогами» и рассмотреть с ними в творческих микрогруппах одну из выбранных образовательных технологий.

Следующая активная форма – это эстафета педагогического мастерства, где наставники делились своим опытом в творческих микрогруппах, используя разнообразные формы : мастер-классы, открытые показы. Не одно мероприятие не прошло без моей методической поддержки. К мастер-классу по игровым технологиям мною было разработано положение об организации выставки «Дидактическое пособие своими руками». Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям сопровождался организованной мною выставкой методической литературы, а мастер-класс по информационно-коммуникационным технологиям – созданием интерактивной игротеки.

К выступлениям педагогов по технологиям построения развивающей среды и познавательно-исследовательской деятельности мною были разработаны памятки для воспитателей, представленные на слайде.

Завершила эстафету педагогического мастерства – деловая игра

Для повышения активности и инициативности педагогов и развития их творчества был проведен семинар-практикум, также состоящий из теоретической части, в которой было освещено содержание проектной деятельности и практическая часть, в которой педагоги разрабатывали творческие образовательные проекты. В итоге данного мероприятия педагогам было предложено поучаствовать в конкурсе образовательных проектов. В конкурсе приняли участие воспитатели из 9 групп с привлечением специалистов ДОУ. Наиболее яркие проекты были «Новый год у ворот» в средней группе и «Его величество Этикет» в подготовительной группе.

С целью развития мотивации к профессиональному росту педагогов я создала портфолио, которое включает в себя следующие разделы: Общие сведения о педагоге, материалы работы педагога с детьми, научно-методическая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, работа с родителями.

Следующая форма – это создание доски почета, где присутствуют более отличившиеся педагоги.

На третьем этапе был проведен сравнительный мониторинг. Полученные результаты на начало и на конец учебного года показывает положительную динамику профессионального развития педагогов. В результате проделанной работы увеличилось число педагогов, с уровнем развития профессиональной компетентности, соответствующий высокому показателю (на– 23%). При этом педагоги, уровень профессиональной компетентности которых характеризовался как средний или низкий, стали проявлять творческую активность и более охотно демонстрировать свои достижения педагогической практики коллегам, посредством участия в коллективных мероприятиях проекта, в конкурсах профессионального мастерства и т.

Качественные изменения и в результатах сравнительного анализа развития отдельных компетентностей воспитателей

Анализ самооценки профессиональных навыков воспитания тоже дал положительные результаты.

Воспитатели реализуют приоритетные направления образовательной деятельности: активно включают в образовательный процесс современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, разрабатывают творческие образовательные проекты, вносят изменения в развивающую предметно-пространственную среду, создавая условия для социализации и индивидуализации детей, способны к самоанализу, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, стремятся к профессиональному самосовершенствованию.

Хотелось бы отметить, что внедрение активных форм работы с педагогами позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы. о чем свидетельствуют следующие данные:

Увеличилось количество участий в конкурсах:

Повысилось число аттестованных педагогов

Увеличилось количество транслируемости обощенного опыта :

Мной была разработана и апробирована система работы по развитию профессиональной компетенции педагогов через активные формы взаимодействия;

• Конспекты: круглого стола «Перспективы работы участников образовательного процесса на новый учебный год», семинара- практикума «Проектная деятельность в образовательном процессе», деловой игры «Современные образовательные технологии»

• Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Пирамида здоровья», «Лепбук как средство развития познавательных способностей дошкольников», «Технологии создания и многофункционального использования ширм-трансформеров и крупных маркеров при создании игровых ситуаций в разных формах образовательного процесса».

• Разработаны памятки для воспитателей: «Содержание уголков экспериментальной деятельности», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах», «Алгоритм проекта».

• Положение о смотре-конкурсе «Дидактическое пособие своими руками», «Лучший образовательный проект»

Составлена презентация «Современные образовательные технологии»;

Созданы портфолио педагогов;

Создана игротека «Интерактивные игры для дошкольников».

Транслировала свой опыт работы на ГМО для старших воспитателей.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17. 2013г №1155

Медведникова Л. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ Л. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

Тавберидзе В. , Калугина В. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. – М: Школьная Пресса, 2008 Тимофеева Л. Повышение профкомпетентности педагога ДОУ. -методическое пособие. Выпуск 1. , 2013

Чеменева А. , Вербовская Е. , Попова В. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *