создание условий для развития профессиональной педагогической компетенции

1. Компетенции как элемент системы управления бизнесом [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.aitsoft.ru/competence.php

2. Ксенофонтова Е. Это модное слово «компетенции» [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. – 2006. – № 23/ – URL: http://www.rhr.ru/index/rule/employees_11421,0.html

3. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Д. Равен; [пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Белопольского]. – М.: Когито-центр, 2002. – 395 с.

4. Слободской А.Л. Управление компетенциями / А.Л. Слободской, Я.Я. Клементовичус, О.Д. Смирнова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 75 с.

5. Спенсер Л.М. (мл.) Компетенции at work: модели максимальной эффективности работы [Текст] / Л.М. Спенсер-мл., С.М. Спенсер; [пер с англ.]. – М.: HIPPO, 2005. – 371 с.

6. Уиддет С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд; [пер. с англ.]. – М.: HIPPO, 2003. – 218 с.

7. Ashcroft L. Developing competencies, critical analysis and personal transferable skills in future = Развитие компетенции, критического мышления и персональных навыков у будущих информационных специалистов // Library Review. – 2004. – Vol. 53. – N 2. – P. 82-88.

8. Cassner M., Adams K.E. Assessing the professional development needs of distance librarians in academic libraries = Оценка потребностей в профессиональном развитии библиотекарей дистанционного обучения в вузовских библиотеках // Journal of Library Administration. – Vol. 45. – N 1-2. – P. 81-99.

9. Cortez E.M., Dutta S.K., Kazlauskas E.John. What the library and information professional can learn from the information technology and project management knowledge areas = Компетенция и профессиональные навыки специалистов по информации и библиотечному делу: что могут дать им знания по информационным технологиям и проектному менеджменту // Portal: Libraries and Academy. – 2004. – Vol. 4. – N 1. – P. 131-144.

10. Duplsessis P. L’enjeu des referentiels de competences info-documentaires dans l’Education nationale = Справочники по компетенции библиотечных и информационных работников в национальной системе образования // Documenaliste – Sciences de I`information. – 2005. – Vol. 42. – N 3. – P. 178-189, 254-256.

11. Le Deist F.D. Что такое компетенции? [Электрон. ресурс] / F.D. Le Deist, J. Winterton; [пер. с англ. Я.Ю. Епутаев] // Slovar «Kompetencijj». – URL: http://www.wiki.hr-portal.ru

12. Pastor J.-L. Emploi et formation: Une demarche pour la Bibliotheque nationale de France = Работа и обучение: на пути к созданию Национальной библиотеки Франции / Pastor Jean-Louis // Bulletin des bibliotheques des France. – 1995. – Vol. 40. – N 6. – P. 4, 32-38.

13. Rockman I.F., Watstein S.B. Reference librarians/educators: Vision of the future = Библиотекари справочного отдела/педагоги: взгляд в будущее // The Referense Librarion. – 1999. – N 66. – P. 45-59.

14. Screve A. La relation emploi-formation au CNFPT = Рекомендации для обучения и повышения квалификации библиотекарей: L’exemple de la lecture publique // Bulletin des bibliotheques des France. – 2003. – Vol. 48. – N 1. – P. 51-60, 156, 157, 159.

15. Stoof A. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства [Электрон. ресурс] / A. Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer; [пер с англ. Е. Орел]. – URL: http://www.hr-portal.ru/node/348

Форум «Библиотекарь будущего» состоялся в Москве в рамках празднования Общероссийского дня библиотек. Его организаторы: Российская государственная библиотека (РГБ), Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского, проект «Атлас новых профессий» и НИУ «Высшая школа экономики» — пригласили специалистов библиотечной отрасли, а также заинтересованных пользователей к открытому разговору о будущем библиотек и новом профессионализме библиотекаря.

Форум стал продолжением форсайт-сессии, которая прошла в Иркутске в феврале этого года.

С приветственным словом к участникам обратилась Лидия ФЕДЯКИНА, заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ.

— Ещё недавно многие в стране сомневались в том, что библиотеки существуют. Сегодня мы живём в такие времена, когда даже Президент РФ в своём Послании Федеральному собранию говорит о выделении дополнительных средств на библиотеки. Значит, мы действительно востребованы, а в большей степени нужны библиотеки нового поколения. И это не просто пространства и фонды, но в первую очередь люди. Библиотека будущего — то место, где могут реализовываться самые смелые идеи и инициативы. Нам необходимо определить, какими навыками и компетенциями они должны обладать, как достичь баланса между традициями и современными реалиями, — подчеркнула Л. Федякина.

Генеральный директор РГБ Вадим ДУДА напомнил участникам встречи о важности фондов и необходимости двигаться вперёд.

— Нам нужно не бежать за уходящим поездом, а управлять им. Будущим следует заниматься уже сейчас. Фонд «Ленинки» составляет около 40 млн документов. После присоединения Российской книжной палаты мы станем крупнейшим книгохранилищем Европы с объёмом более 200 млн единиц хранения. Можно представить, что в цифровой среде также появится полноценная национальная электронная библиотека. Если весь фонд так или иначе окажется доступен в личных кабинетах пользователей, это очень серьёзный вызов для библиотек. Поэтому мы должны целенаправленно поддерживать офлайн-модель нашей работы, комплектование печатных фондов, идею библиотекаря как проводника в мире информации.

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ

Директор Департамента модельных библиотек РГБ Анастасия ДЯТЛОВСКАЯ в своём выступлении сделала акцент на важность и востребованность дополнительного профессионального образования (ДПО), ведь именно программы ДПО способны заполнить возникающие лакуны и разрывы между традиционным образованием и реальной практикой сотрудников библиотек. Для этого в РГБ был создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Программы Центра способствуют развитию креативного мышления, компетенций в области проектного управления, создания и продвижения библиотечных услуг и продуктов, дизайна и организации пространства библиотеки. В этом году слушателями программ Центра станут 4 тыс. человек. А. Дятловская также отметила важность проведения исследований библиотечной сферы, ведь они позволяют библиотекарям понять, насколько правильно они оценивают свою миссию.

— Сейчас мы находимся в совершенно уникальной ситуации, когда любые перемены возможны. И всё зависит только от нас. Не от кого-то, а именно от тех людей, которые работают в библиотеке. Как мы распорядимся средствами, которые нам доверяет государство, вниманием наших читателей, которые к нам приходят? Библиотеки стали интереснее, но что дальше? Сможем ли мы удержать фокус внимания публики?

Заведующий лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Илья КОРШУНОВ и научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья ШИРКОВА представили результаты анализа российских и зарубежных рекрутинговых баз данных. Они сопоставили требования, которые содержатся в вакансиях для библиотекарей.

Исследование показало, что по мере повышения уровня развития отрасли существенно расширяется состав навыков, необходимых библиотекарю. Например, в США библиотекарь — это уже почти ИT-специалист. В группе цифровых навыков компетентностного профиля американского библиотекаря знание 3D-печати, статистики, тестирование приложений, BigData, вёрстка, цифровое кураторство, SMM, цифровая и информационная грамотность. В России список требований значительно скромнее: знание MS Word, MS Excel, Adobe Photoshop, иногда — языков программирования, продвижение библиотеки в социальных сетях, информационная грамотность, и даже эти компетенции занимают в запросах незначительную долю. Работодатели практически не запрашивают навыки в сфере научно-аналитической (исследования, разработка программ развития), методической деятельности (мониторинг и диагностика библиотечной сферы). Наблюдается повышенный спрос на компетенции, связанные с работой с клиентами, проведением мероприятий.

bibliotekar-bud-r1

В США работодатели акцентируют внимание на наукоёмких и высокотехнологических навыках, затрагивающих основные направления деятельности современного специалиста: создании библиотек и библиотечных систем на национальном уровне, участии в консорциумах, разработке глобальных перспектив.

Интересно, что в России общее число выделенных навыков составляет около 11 тыс., а в США превышает 14 тыс. Распределение компетенций по группам представлено в табл. 1.

bibliotekar-bud-t1

Исследователи подчеркнули важность развития так называемых мягких навыков: чтобы производить конкурентоспособный продукт для постоянно меняющегося инновационного рынка, необходимо работать с индивидуальными запросами потребителя. По итогам зимней форсайт-сессии в Иркутске надпрофессиональные навыки занимают в компетентностном профиле библиотекаря будущего 63,3%, профессиональные — 21,5%, цифровые — 15,2%. Они также отметили «якорные» навыки, которыми должен обладать библиотекарь будущего: информационная грамотность, знание истории, культуры и литературы, умение работать в команде, управление проектами и организация мероприятий (табл. 2).

bibliotekar-bud-t2

В этом году Центр непрерывного образования РГБ совместно с НИУ ВШЭ проведёт исследование навыков кадрового состава сотрудников российской библиотечной сферы. По итогам исследования на базе РГБ будет создана система постоянно действующего мониторинга базовых навыков и профессиональных дефицитов кадрового состава сотрудников библиотек страны.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

По сообщению старшего преподавателя Департамента медиа НИУ ВШЭ Юлии ЧЕРНЕНКО, образование в сфере культуры и искусства в 2020 г. выбрали 9% абитуриентов. Для сравнения: естественные науки — 16%, экономику и менеджмент — 16%, технические науки, технологии и инженерное дело — 15%. В 2019-м на всё укрупнённое направление приходилось 2,5% выпускников бакалавриата и магистратуры и 1,8% выпускников аспирантуры.

bibliotekar-bud-r2

Как показывает анализ рис. 2, число обучающихся на бакалаврских программах библиотечно-информационной деятельности (БИД) с 2014 г. Неуклонно сокращалось, и даже сильнее, чем в целом по программам высшего образования, т.е. провалы не могут быть однозначно объяснены демографическими факторами. Тем не менее в последние два года число желающих поступить учиться на библиотекаря несколько увеличилось (рис. 3).

bibliotekar-bud-r3

В магистратуре традиционно превалирует заочная форма обучения, а неравномерность приёма обусловлена, скорее всего, запросами от отрасли: число обучающихся за свой счёт крайне невелико.

bibliotekar-bud-r4

В компетентностный профиль специалиста, обучающегося в российских вузах, в основном входят:

  • библиотечное дело (ядро специальности в его текущем виде);
  • связанные библиотечные дисциплины (периферия специальности в её текущем виде);
  • делопроизводство, организация работы библиотеки;
  • общеобразовательные и дополнительные дисциплины и курсы (в основном базовое ядро бакалавриата);
  • дополнительные социокультурные дисциплины и литература;
  • педагогика и психология;
  • специфические региональные дисциплины.

БИБЛИОТЕКАРЬ В АТЛАСЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Атлас новых профессий — это большой профориентационный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ), направленный на то, чтобы познакомить сегодняшних подростков с широким спектром профессий будущего. По итогам форсайта АСИ пересмотрит позиционирование в Атласе библиотекаря как профессии-«пенсионера». Главный научный сотрудник Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского Ольга ПАЛКЕВИЧ представила на обсуждение несколько ипостасей библиотекаря будущего: библиограф 5.0, информационный куратор и архитектор событий.

Позиция библиографа нового типа включает пять ключевых компетенций.

1. Инженер знаний — универсальный специалист, владеющий инструментами стратегического анализа среды знаний. Осуществляет её проектирование и разметку по предметным областям с использованием формальных языков человеко-машинного общения.

2. Конструктор локальной среды знаний осуществляет распаковку и пересборку содержимого универсальных графовых баз знаний для развития локальных сообществ, формирования локальных брендов, социально-экономического развития территорий.

3. Библиолингвист — специалист, который переводит запросы на естественных языках на формальные языки человеко-машинного общения, достраивает, конкретизирует неопределённые запросы.

4. Сборщик инфосетов — специалист, подготавливающий информацию/данные/знания для человеко-машинной коммуникации. Владеет навыками человеко-машинного анализа и синтеза. С их помощью он выделяет из текстов и медиа единицы хранения и упаковывает их в нелинейные базы знаний, построенные на графах.

5. Археолог знаний — специалист, который обеспечивает научное изучение и сохранность материальных объектов книжной культуры в общем пространстве знаний, создаёт их виртуальные, в том числе многомерные, копии. Обеспечивает преемственность единиц хранения в различных форматах.

Информационный куратор — специалист, способный выполнить информационный запрос любой сложности, построить индивидуальную информационную траекторию. Может стать своеобразным информационным диетологом, помогающим снизить потребление вредного контента, способным защитить психофизическое здоровье человека. Это специалист, обеспечивающий цифровую инклюзию, помогающий людям любого возраста адаптироваться к цифровой среде и виртуальности.

Архитектор событий — профессионал, который организует локальные сообщества разного типа, предлагает местные инициативы и мероприятия и выступает их катализатором.

Проектирует и организует события на основе верифицированных знаниевых продуктов.

Создаёт расписание полезных мероприятий, позволяющих просвещаться и отдыхать вместе с другими людьми в реальности и виртуальности.

Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Дмитрий СУДАКОВ подчеркнул, что на данный момент профессия библиотекаря не является пределом мечтаний людей и мало кто из детей говорит: «Мама, я хочу быть библиотекарем». Форум будет способствовать изменению этой ситуации и популяризации профессии библиотекаря, чтобы в будущем люди мечтали попасть на работу в библиотеку.

Как отметил И. Коршунов, библиотекарь новой формации — это:

  • аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учётом потребностей и запросов клиентов;
  • креативный информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных ресурсов;
  • специалист в области цифровых технологий;
  • инструктор по освоению информационной культуры;
  • менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;
  • агент книгоиздательского и книготоргового рынков;
  • организатор культурно-досуговой деятельности и педагог;
  • хранитель гуманистических традиций общества;

В целом форум показал готовность библиотек включаться в повестку будущего, в стратегические планы развития страны, занимать проактивную позицию во взаимодействии с непривычными партнёрами, осваивать новые площадки, формировать и продвигать инициативы в логике присоединения.

bibliotekar-bud-1

bibliotekar-bud-2

bibliotekar-bud-3

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По итогам форсайта «Библиотекарь будущего» согласована финальная сборка текста для Атласа новых профессий.

В августе 2021 г. вышла электронная версия Атласа в новой редакции, а в сентябре будет представлен печатный вариант.

Опубликовано в номере сентябрь 2021

Ольга Иванова
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ как ресурс повышения качества образования

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ как ресурс повышения качества дошкольного образования (из опыта работы МБДОУ

«Детский сад №79 г. Йошкар-Олы «Золотой колосок»)

Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы.

Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Именно от профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Поэтому создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов является одним из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Работу по повышению профессиональной компетентности педагогов мы начали с изучения и анализа профессионального уровня педагогов, их потребностей, мотивов деятельности.

Одним из главных условий для формирования профессиональной компетенции педагогов является мотивация к самореализации, и профессиональному росту. Мы стремимся сформировать у педагога устойчивую мотивацию в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений

Следующим необходимым условием для повышения профессиональной компетенции педагога является его психологическая поддержка. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В нашем учреждении этому способствуют групповые и индивидуальные консультации, семинары, тренинги.

Следующим важным условием для повышения профессиональной компетентности педагогов является кадровое обеспечение. Эффективной работе нашего дошкольного учреждения способствует профессиональный педагогический коллектив, который работает в тесном сотрудничестве (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, инструктор по физкультуре, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель, заведующий).

Важным этапом в работе с кадрами является методическая работа по совершенствованию педагогического мастерства, которая осуществляется в нескольких направлениях. Это:

• повышение квалификации педагогов в рамках курсовой подготовки;

• повышение квалификации педагогов в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы, круглые столы, с целью оказания методической помощи;

• аттестация педагогов

• тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества и педагогического мастерства мы проводим смотры, конкурсы педагогических проектов («Ветер-невидимка», «Юные исследователи», «Никто не забыт, ничто не забыто!» и др., которые способствуют сплочению педагогического коллектива, совершенствованию педагогической компетентности;

• используем в практике тематические недели («Сказочные вечера», «Неделя вежливости», «Выставочная неделя» – кружковая работа и др.);

• с прошлого года у нас в ДОУ функционируют творческие мини-группы, с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы. Всего мы организовали пять творческих групп: коммуникативно-личностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного направлений. Каждая творческая группа объединяет педагогов, имеющих достаточно высокую квалификацию в данной области.

• уже несколько лет работает «Школа начинающего воспитателя», где опытные педагоги проводят консультации, мастер-классы, семинары для начинающих воспитателей по совершенствованию педагогического мастерства;

• регулярно организуем методические выставки по разным направлениям, проводим анкетирование педагогов.

• большое внимание уделяем самообразованию педагогов. Для этого мы выписываем периодические издания с практическим и теоретическим материалом и приобретаем новинки методической литературы.

Следующим важным условием для повышения профессиональной компетенции педагогов является комплексное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада построен на основе реализации «Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в сочетании с парциальными программами: «Музыкальные шедевры» под ред. О. П. Радыновой, «Театр-творчество-дети» Сорокина В., «Наш дом-природа» Рыжова Н. А., «Старт» Яковлева Л. В., «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., «Введение в школьную жизнь» Программа подготовки детей к школе Цукерман Г. А., «Удивляюсь, боюсь, злюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Крюкова С. В., Слободяник Н. П., использование которых дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми.

Не менее важным фактором для повышения профессиональной компетенции педагогов является организация в ДОУ дополнительного образования.

В нашем детском саду функционируют несколько кружков на платной и бесплатной основе:

«Дружная компания» (театральный);

«Умелые ручки» (соленое тесто);

«Затейники» (фольклорный);

«Юные экологи» (экспериментальная деятельность);

«Мастерская чудес» (оригами);

«Семь гномов» (рисование);

«Почемучки» (математика);

«Крепыш» (физкультурно-оздоровительный);

«Smile» (изучение английского языка);

И др.

Эффективность работы по повышению качества образования зависит от организации плодотворного сотрудничества с семьей

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие с ними происходит с учетом их интересов и запросов.

Следующим важным условием по повышению компетенции педагогов является сотрудничество и координация работы с социумом.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает с различными учреждениями и организациями. В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между социумом и детским садом, родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для роста профессионального мастерства всех специалистов ДОУ. Кроме этого социальное партнерство поднимает статус учреждения, что является одной из важных целей ФГОС.

Наши воспитанники ежегодно принимают участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях («Мир сказок», «День Победы», «Природа и мы», «Красный сарафан» и др.).

Благодаря систематизированному комплексу мероприятий по созданию условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива.

Подводя итоги 2018-2019 учебного года, мы провели повторный педагогический мониторинг по методикам, упомянутым ранее. По результатам обследования выяснилось, что наблюдается положительная динамика. Данные диагностики подтвердили эффективность нашей работы.

Таким образом, созданная нами система работы по созданию условий для повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ эффективно способствует повышению мастерства педагогов, их самообразованию, самореализации, полностью раскрывает творческие возможности педагога как личности.

Сегодня в сложных условиях работы в ДОУ очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно и творчески. Только таким образом можно повысить качество дошкольного образования, которое существенно повлияет на развитие успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Аннотация

Для эффективного роста и реализации новой стратегии любой компании необходимо развитие компетенций сотрудников. Это особенно важно по отношению к сотрудникам высшего звена, так как найти специалиста необходимого уровня со стороны на рынке труда зачастую невозможно. Авторы книги рассказывают о специфике выращивания лидеров внутри компании, об управлении потенциалом (Talent Management), о коучинге и наставничестве, личностном росте и корпоративной культуре.В книге мало теории и много практики. Она знакомит с уникальными методиками управления потенциалом, задачами по развитию лидерских компетенций и совершенствованию культуры обучения, примерами управленческих решений.Книга будет интересна владельцам бизнеса, руководителям и HR-менеджерам, а также всем тем, кто ориентирован на профессиональный рост и карьеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *