СПРАВОЧНИК ХИМИКА 21

Далее проектная деятельность развивается на уровне составления программы (плана). Представление о необходимых действиях по реализации педагогического замысла, будучи непременным условием успешности проектной деятельности, связано с понятиями программирования и планирования. Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, поскольку в динамичном процессе проектирования систематически будет осуществляться его детализация. « Сущность планирования как управленческого действия состоит в выделении этапов достижения намеченной цели через определение ряда промежуточных продуктов на пути к конечному результату» (СНОСКА: Масюкова И. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999. — С. 141).

Программа — особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования. К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся:

·         образовательная программа;

·         учебная программа;

·         программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;

·         программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;

·         программы деятельности по конкретным направлениям (программа работы с кадрами, программа исследовательской деятельности, воспитательной деятельности и т.д.).

В живых клетках протекает множество ферментативных реакций. Всю совокупность этих реакций объединяют общим понятием «метаболизм» («обмен веществ»). Он выполняет четыре специфические функции: 1) снабжение химической энергией, которая добывается путем расщепления богатых энергией пищевых веществ, поступающих из среды, или путем преобразования улавливаемой энергии солнечного света; 2) превращение молекул пищевых веществ в строительные блоки, которые в дальнейшем используются клеткой для построения макромолекул; 3) сборка белков, нуклеиновых кислот, липидов, полисахаридов и прочих клеточных компонентов из этих строительных блоков; 4) синтез и разрушение тех биомолекул, которые необходимы для выполнения каких-либо специфических функций.

Выделяют внешний и промежуточный обмен веществ:

Внешний обмен веществ – внеклеточное переваривание веществ на путях их поступления и выделения из организма.

Промежуточный обмен веществ ‒ превращение веществ внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов.

Попав внутрь клетки, питательное вещество метаболизируется, т.е. претерпевает ряд химических изменений, катализируемых ферментами. Определённая последовательность таких химических изменений называется метаболическим путём, а образующиеся промежуточные продукты – метаболитами.

Большей частью метаболические пути линейны (рис. 16.1). На рисунке показано, что в результате четырех последовательных ферментативных реакций предшественник А превращается в продукт Е, а продукт одной ферментативной реакции служит субстратом следующей:

Рис. 16.1. Линейный метаболический путь

Кроме линейных выделяют циклические метаболические пути (рис. 16.2). Обычно они имеют разветвления, в которых какие-нибудь продукты реакций выходят из цепи реакций данного метаболического пути или, наоборот, вливаются в нее:

Рис. 16.2. Циклический путь

Именно таким путем происходит окисление ацетильных групп до СО2 и Н2О в цикле лимонной кислоты

Все метаболические пути делят на центральные и специальные (вторичные). Центральные метаболические пути – пути превращения основных пищевых веществ в клетке (углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот). На этих путях потоки метаболитов довольно внушительны. Например, в организме взрослого человека ежесуточно окисляется несколько сотен граммов глюкозы до СО2 и воды. Последовательности химических превращений на каждом из центральных метаболических путей, в принципе, у всех живых форм едины. Так, например, расщепление D-глюкозы протекает почти у всех живых организмов одинаково, т. е. через те же реакции и с образованием одних и тех же промежуточных продуктов.

Кроме центральных путей есть и другие метаболические пути со значительно меньшим потоком метаболитов (ежесуточный синтез или распад при этом измеряется миллиграммами). Эти специальные метаболические пути составляют так называемый вторичный метаболизм, роль которого – в образовании различных специализированных веществ, требующихся клеткам в малых количествах. К вторичным метаболическим путям принадлежит, например, биосинтез коферментов и гормонов, потому что эти соединения вырабатываются и используются только в следовых количествах. Сотни различных высокоспециализированных биомолекул, в том числе нуклеотиды, пигменты, токсины, антибиотики и алкалоиды, продуцируются у разных форм жизни на вторичных метаболических путях.

Промежуточная и конечная продукция.

Для избежания завышения размеров НП в его стоимость включается только стоимость конечной продукции. Лишь немногие из обращающихся на рынке товаров и услуг являются конечными продуктами. Большинство из них представляют собой продукты промежуточные. Так, железная руда используется не как конечный продукт, а как сырье для производства металла, который, в свою очередь, часто включается в длинные технологические цепочки. Сталь, скажем, превратится в прокат, из проката отштампуют деталь легкового автомобиля, и только он уже станет предметом потребления для человека. Если учитывать стоимость железной руды на каждом этапе технологической цепочки, то в НП она будет отражена четырежды.

Чтобы избежать двойного счета, товары и услуги учитываются в НП по добавленной стоимости. Для этого из цены вычитается стоимость товаров и услуг, пошедших на промежуточное потребление (т.е. полностью потраченных или трансформировавшихся) при производстве данного продукта. Например, стоимость металла будет учтена за вычетом цены руды и угля; проката – за вычетом стальной заготовки и т.д. Весь же произведенный национальный продукт примет форму суммы прироста стоимостей, добавленных на каждой стадии производства. Его называют НП, очищенным от двойного счета.

ВВП и его измерение.

На пути реального подсчета НП стоит ряд принципиальных трудностей и решить их полностью невозможно. Ни один исчисленный статистикой показатель никогда не будет полностью соответствовать реальному объему НП. Чтобы преодолеть эту трудность, наука прибегает к методу аппроксимации, т.е. последовательного приближения к точному описанию реальности с помощью использования целой системы показателей (СНС).

Основным макроэкономическим показателем, для реального статистического измерения производства и потребления НП является Валовой внутренний продукт (ВВП). В ВП – стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени (чаще всего за год).

ВВП измеряет одновременно и доход в экономике, и объем расходов на производство. Поскольку в конечном счете эти величины одинаковы, то в целом для экономики объем доходов должен быть равен объему расходов. Поэтому ВВП можно измерить двумя способами: суммированием всех расходов общества на приобретение товаров и услуг, произведенных в данном году, или посредством сложения денежных доходов, полученных в результате производства продукции в этом же году. Равенство доходов и расходов вытекает из правила учета: все расходы на приобретение продуктов обязательно являются доходом производителей этих продуктов.

ВВП по потоку доходов определяется как сумма трех компонентов:

1) доходов владельцев факторов производства;

ВВП = W + i + R + P + A + КН, где

W – оплата труда наемных работников (заработная плата, включая премии, доплаты, надбавки и т.п., исчисленные до уплаты налогов);

i – процент за использование капитала;

R – рентные платежи;

P – прибыль и доходы;

A – амортизация;

КН – косвенные налоги (первичные доходы государства).

Расходы в составе ВВП делятся на четыре большие группы:

Государственные закупки (G)

Чистый экспорт (Xn)

ВВП = С + I + G + Xn.

Эта формула не только характеризует потребление, но и описывает структуру макроэкономического спроса.

Самым большим компонентом в структуре потребления является личное потребление (С). Это спрос, со стороны домашних хозяйств на предметы потребления.

I – валовые частные инвестиции.

I = A + In, где

A – амортизация (инвестиции, идущие на восстановление капитала)

In – чистые частные инвестиции (инвестиции, идущие на расширение капитала).

G – Государственные закупки товаров и услуг связаны с выполнением тех политических, экономических и социальных функций, которые осуществляет современное государство. Они простираются от закупки вооружений для армии до приобретения канцелярских принадлежностей для чиновников.

Xn – сальдо внешней торговли.

Поиск на сайте:

Концептуализация –
разработка концепции как развёрнутого предъявления замысла
преобразования управляемой деятельности.
Содержит указания на:
проблемы;
ценности, разделяемые и воплощаемые в проекте;
цель проектируемой деятельности;
теоретические положения, подкрепляющие возможность
преодоления проблем и цели;
методологические основания — подходы и принципы
проектируемой деятельности.

Дистанционный курс
«Профессиональная
компетентность
педагогов в условиях
внедрения ФГОС»
Угликова Ирина Валерьевна

Педагогическое
проектирование
Предварительная разработка основных деталей,
создание предположительных вариантов
предстоящей деятельности педагога и
обучающихся как активных субъектов.
Современный способ, культурная форма
нормирования и трансляции образовательных
процессов, институтов и сред, обращённая к
реальности будущего, направленная на
достижение заранее планируемых
преобразований, развитие проектируемых
объектов.

Основные признаки
развивающего обучения
Компоненты
педагогического
процесса
Цель
Доминирующее содержание
Общее развитие учащихся,
овладение способами учебной
деятельности
Исходное содержание
Обобщения: закономерности,
теории, правила, понятия
Формы обучения
Совместная учебная деятельность,
коллективный способ обучения

Задачи педагогических
технологий
Отработка глубины и прочности знаний,
закрепление умений и навыков.
Научные действия.
Отработка и закрепление социально
ценных форм и привычек поведения.
Развитие технологического мышления.

Слагаемые педагогических
технологий
Методологическое обоснование.
Отбор и структурирование
материала.
Определение целей, соотнесение их с конечным
результатом обучения.
Система диагностических методов.
Система коррекционных мер.
Подготовка преподавателей.
Мотивация учащихся, родителей.
Конкретизация цели в системе дидактических
задач.
Моделирование педагогического процесса.
Проектирование желаемого результата.

Технология развития критического мышления
Трёхфазовая структура занятия
I фаза – вызов –
пробуждение имеющихся
знаний, интереса к
получению новой
информации
Мозговой штурм, корзина
идей, ассоциации,
ключевые слова, кластер
II фаза – осмысление
содержания – получение
III фаза –
рефлексия
новой информации
Инсерт , метод «зигзаг»,
перекрёстная дискуссия,
заполнение таблицы «знаю –
хочу узнать – узнал»
Написание эссе,
рефлексивный круг,
синквейн

Тезисы доклада/статьи
Общая структура
Структура основного
текста
Название, аннотация (русский и английский),
Вводная часть, основная часть,
ключевые слова (русский и английский),
заключение
основной текст, список литературы, данные об
авторе (авторах)

Исследовательская деятельность
Цель
Выработка нового знания
Результаты
Тезисы доклада на конференции
Публикация статьи в научном
журнале

Технология развития критического мышления
Основные образовательные
результаты
умение работать с постоянно обновляющейся информацией
(принимать, перерабатывать и передавать, используя разные
стратегии);
умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта и представлений;
умение сотрудничать и выстраивать конструктивные
взаимоотношения с другими людьми, работая в группе.

Овладение профессиональными компетенциями по направлению
«Культурно-просветительская деятельность»
Способность выявлять и формировать культурные потребности различных
социальных групп (ПК-13).
Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские
программы (ПК-14).

Технологизация –
отбор средств решения каждой из обозначенных планом задач:
методов и методик;
характеристик отдельных компонентов образовательной
среды;
описания направления движения в зонах знания-незнания;
характеристики учебно-воспитательного процесса.

Овладение профессиональными компетенциями по направлению
«Педагогическая деятельность»
Готовность реализовывать образовательные программы в соответствии
с требованиями образовательных стандартов (ПК-1).
Способность использовать современные методы и технологии обучения
и диагностики (ПК-2).
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного
развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).
Способность использовать возможности образовательной среды для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения и обеспечения качества педагогического процесса (ПК-4).
Способность осуществлять педагогическое сопровождение
социализации и профессионального самоопределения (ПК-5).
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного
процесса (ПК-6).
Способность организовывать сотрудничество обучающихся,
поддерживать активность, самостоятельность обучающихся, развивать
их творческие способности (ПК-7).

Культурно-образовательное пространство
Учебно-развивающая
среда школы
Внеклассная досуговоразвивающая среда
(беседа, дискуссия, встреча с
интересными людьми, викторина,
театр, тренинг, конференция,
олимпиада, смотр, конкурс,
экскурсия)
(мастер-класс, театральная
студия, литературная гостиная,
конкурс, игра, спортивные
соревнования, походы)
Способствуют культурному обогащению личности
и насыщают культурно-образовательную среду
учреждения образования

Выводы
1
2
3
Компетентность проявляется в деятельности.
Основные виды деятельности бакалавров
(«Педобразование»): педагогическая деятельность,
проектная деятельность, культурно-просветительская
деятельность, исследовательская деятельность.
Список профессиональных компетенций, которыми
выпускник должен овладеть, определяется ФГОС.

Планирование
Выделение последовательного ряда промежуточных
продуктов на пути к достижению цели как конечного
продукта проектируемого процесса.
Промежуточные продукты = задачи = этапы проектируемой
деятельности.

Бакалавриат
1. Основной фундамент научной и профессионально-педагогической
подготовки по избранному направлению.
2. Возможность работать в качестве учителя средней школы и
педагога в средних учебных заведениях различных профилей.
3. Обеспечивает подготовку по 4 видам профессиональной
деятельности:
педагогической;
проектной;
исследовательской;
культурно-просветительской.
ФГОС ВО, направление
подготовки «Педагогическое
образование»

Культурно-образовательное
пространство:
особым образом организованная социокультурная и
педагогическая среда, стимулирующая развитие и
саморазвитие каждого включённого в неё индивида;
система условий для личностного и творческого
развития обучающихся и педагогов – всех субъектов
образовательного процесса; это среда развития и
воспитания личности.

«Профессиональный портфель»
Педагогическая
деятельность
Понятие о современных педагогических
технологиях; основные положения технологии
развития критического мышления
Проектная
деятельность
Сущность и основные этапы педагогического
проектирования
Культурнопросветительская
деятельность
Культурно-образовательное пространство:
сущность и особенности организации
Исследовательская
деятельность
Представление результатов
научного исследования

Этапы педагогического проектирования
• Предварительный: анализ социокультурной
ситуации; моделирование исследуемого объекта.
• Концептуализация.
• Планирование.
• Технологизация.
• Моделирование снабжения
деятельности.

Последовательность разработки технологической схемы

Задача создания технологической схемы нового производства состоит в разработке комплекса взаимосвязанных процессов, обеспечивающих получение требуемых продуктов нужного качества при минимальной себестоимости. Взаимосвязь отдельных процессов, возможность решения проблемы различными путями, необходимость экономического решения обусловливают участие в разработке технологической схемы специалистов разного профиля (химиков-технологов, механиков, специалистов по монтажу оборудования и автоматизации).

Исходными данными для разработки технологической схемы являются:

– задание на проектирование;

– материал предпроектной проработки (предполагаемый район строительства, мощность производства, сведения по технологии действующих производств или их аналогов и т. д.);

– общие данные по заводу (температура воздуха, воды, условия выброса сточных вод в общезаводскую канализацию, сброса отходящих газов в атмосферу, вывозка шлаков и отходов, особые условия и т. д.);

– рецептурные материалы к проектированию (регламент и все изменения и дополнения к нему, отчеты о научно-исследовательских разработках, материалы из учебников, монографий, справочников, периодических изданий, авторских свидетельств и патентов, материалы по обследованию родственных производств; систематизируется литература по методам расчета основных технологических процессов и аппаратов, которые будут использоваться при проектировании);

– уточненные ограничивающие параметры (запрещение использовать в виде промежуточных продуктов в технологической схеме канцерогенных или мутагенных веществ), выбор мероприятий, позволяющих исключить использование сильнодействующих ядовитых веществ, технико-экономические ограничения и т. д.

После сбора и обработки данных на разработку технологической схемы приступают к составлению операционной технологической схемы. Результаты изображают графически: отдельные процессы обозначают прямоугольником или кружками, пути перемещения материалов – сплошными линиями различной толщины. Каждому процессу и технологической линии присваивается номер; весь чертеж называется схемой материальных и технологических потоков производства.

Такая схема дает только общее представление о характере проектируемого производства, поэтому следующим этапом является составление операционных блок-схем отдельных стадий производства. Блок-схема обычно включает следующие стадии:

– подготовка сырья;

– проведение химического превращения;

– выделение и очистка целевого продукта;

– создание товарной формы целевого продукта.

Пример блок-схемы представлен на рис. 5.1.

Следующим этапом детализации блок-схемы является разбивка каждой стадии процесса на отдельные физико-химические и химические операции. Это один из важнейших моментов проектирования, определяющий технический уровень и качество всего проекта. Анализ большого числа технологических схем показал, что чаще всего встречается ограниченное число операций. К ним можно отнести:

– подачу и выдачу газообразных, жидких и твердых веществ с их дозировкой, разбавлением или концентрированием;

– массообменные процессы – растворение, кристаллизация, простая перегонка и ректификация, экстракция, абсорбция, адсорбция, десорбция;

– гидромеханические процессы – осаждение, фильтрование, центрифугирование;

– теплообменные процессы – нагревание, охлаждение, испарение, конденсация, выпаривание, сушка;

– механические процессы – дробление, измельчение, классификация и дозирование твердых веществ; транспортирование и перемешивание жидкостей;

– химические процессы – хлорирование, нитрование, окисление, восстановление, гидрирование, пиролиз и т. д.

На этом этапе решаются вопросы о непрерывном, периодическом или полупериодическом режиме проведения отдельных операций с учетом экономической эффективности их работы. Прежде чем приступить к определению состава операций стадии подготовки сырья необходимо уточнить, какие формы состояния сырья наиболее рациональны для проведения в дальнейшем химических превращений в оптимальных условиях. Следует стремиться к созданию однофазной системы в аппаратах, где происходит химическое превращение, так как однофазные системы позволяют упростить технологическое и конструктивное оформление химического процесса и легче поддаются комплексной автоматизации. Наиболее предпочтительна работа с жидкостями, так как в этом случае можно обрабатывать в единице объема реактора большую массу реагентов в единицу времени по сравнению с газовыми системами. Но газовые (паровые) системы имеют ряд достоинств, например возможность смешивать любые вещества в любом соотношении. Наименее предпочтительно использование трех и более фаз в одном аппарате.

Изучив стандарты и технические условия (ТУ) на сырьевые продукты, выбирают процессы и операции перевода их в рациональную форму. Чаще всего встречаются операции приема жидких, твердых и газообразных продуктов, операции отмеривания, взвешивания, растворения, переме­шивания, измельчения и пр.

При приеме продуктов в условиях Сибири иногда приходится предусматривать их предварительный подогрев для уменьшения вязкости или плавления в железнодорожной цистерне перед перекачкой. В случае создания склада на открытой площадке предусматривается постоянный подогрев емкостей.

При приеме газообразных продуктов уделяется внимание удалению конденсированных фаз, например фильтрованием, осушкой, сорбцией и т. д. Иногда приходится прибегать к увлажнению газов, например для безопасной работы с ацетиленом в него добавляется «транспортный» водяной пар.

При приеме и удалении из цеха твердых продуктов уделяется внимание механизации следующих основных операций:

– доставка материалов в цех, разгрузка и размещение их в цехе;

– вскрытие тары и ее обработка;

– подготовка материалов к использованию;

– доставка материалов к технологическим аппаратам и их дозировка;

– обработка и удаление твердых и сыпучих отходов производства;

– переработка твердых целевых продуктов.

В некоторых случаях на стадии подготовки сырья приходится осуществлять процессы и операции по повышению качества сырья в связи с тем, что требования технологического процесса превышают показатели стандартов или ТУ. Обычно применяются процессы перегонки, сорбции, сушки, фильтрования и т. п. Иногда приходится использовать и химические процессы, например гидрирование для удаления следов ацетилена, разложение перекисей, которые могут образоваться во время хранения ряда продуктов, и т. д.

Особого внимания требует составление схемы стадий химического превращения, так как проведение технологического процесса при этом предопределяет во многом экономическую эффективность всего произ­водства в целом.

Исходными данными для составления операционной схемы в этом случае являются данные по термодинамике, кинетике, механизму химической реакции, данные о фазовом состоянии реагентов. На основании этих данных необходимо задаться определенным типом аппарата. При проведении стадии химического превращения приходится иметь дело с явлениями различной физико-химической природы: химическими, тепловыми, диффузионными и гидромеханическими. Они, как правило, совмещены в объеме аппарата и характеризуются большим числом элементов и связей, иерархий уровней элементарных физико-химических эффектов, связанных цепью причинно-следственных отношений. Поэтому необходимо стремиться, прежде всего, провести качественный анализ физико-химической системы и процессов, протекающих в ней. Следует заметить, что глубина детализации зависит от степени изученности рассматриваемой системы и явлений, связанных с проектируемым процессом.

На основе проведенного анализа можно составить набор операций, обеспечивающих стадию химического превращения, и определить их локализацию. Результаты анализа можно представить в текстовом виде или дополнить текст графической иллюстрацией (см. пример на рис. 5.2).

Выбирая определенную операцию или их набор, надо точно уяснить достигаемую цель. Необходимо иметь представление, как осуществляется та или иная операция. Например, целью перемешивания может являться:

– ускорение течения химической реакции;

– равномерное распределение твердых частиц в объеме жидкости;

– интенсификация теплообмена.

Перемешивание может происходить как в реакционных аппаратах, так и в специальных аппаратах-смесителях или в трубопроводах. Перемешивание может осуществляться механическими мешалками, газом или паром, циркуляцией с помощью насосов, вибраторами или пульсаторами.

При составлении операционной схемы стадии выделения целевого продукта решаются задачи:

– выпуск готовой продукции в соответствие с требованием стандартов и технических условий;

– максимально возможная утилизация побочных продуктов;

– выделение и регенерация не прореагировавшего сырья и вспомогательных продуктов.

Обычно эти задачи решаются за счет использования процессов дистилляции и ректификации, кристаллизации, переосаждения, сорбционных процессов и т. д. Критерием выбора процесса или комбинации процессов является удовлетворение требований стандартов и экономическая эффективность. Набор операций зависит от принятия решения по выбору вывода из цеха готовой продукции (по трубопроводам, в цистернах, бочках, контейнерах, мешках и т. п.).

Операционная схема должна решать и вопросы удаления отходов производства. Под отходами производства понимают удаляющиеся в технологическом процессе продукты, которые не могут быть использованы ни на данном, ни на другом предприятии, и поэтому подлежат уничтожению или обезвреживанию.

Отходами могут быть отработанная охлаждающая вода, отходящие газы, жидкие органические соединения, химически загрязненные водные стоки, кислотно-щелочные стоки, твердые отходы и т. д. Газовые отходы перед выбросом в атмосферу могут очищаться в скрубберах, циклонах, электрофильтрах или подаваться на факел к печам сжигания.

В зависимости от конкретных условий предусматриваются как общезаводские установки по переработке и обезвреживанию отходов, так и прицеховые.

Принципиальная технологическая схема

После разработки операционной схемы приступают к составлению принципиальной технологической схемы, которая, по сути, является аппаратурным оформлением операционной. Ее можно рассматривать как состоящую из ряда технологических узлов. Технологическим узлом называют аппарат (машину) или группу аппаратов с обвязочными трубопроводами и арматурой, в которых начинается и полностью заканчивается один из физико-химических или химических процессов.

В технологические узлы входят такие объекты, как сборники, мерники, насосы, компрессоры, газодувки, сепараторы, теплообменники, ректификационные колонны, реакторы, котлы-утилизаторы, фильтры, центрифуги, отстойники, дробилки, классификаторы, сушилки, выпарные аппараты, трубопроводы, арматура трубопроводов, предохранительные устройства, датчики и приборы контроля и автоматизации, исполнительные и регулирующие механизмы и устройства.

Абсолютное большинство указанных аппаратов и машин выпускается промышленностью и стандартизовано. Сведения о типах выпускаемых машин и аппаратов, их конструкциях и характеристиках можно получить из различных справочников, каталогов изделий заводов, изданий отраслевых и информационных институтов, из рекламных материалов и отраслевых научно-технических журналов.

Но, прежде чем составить технологическую схему, необходимо уточнить ряд задач, которые решаются на данном этапе работы. Это, прежде всего, обеспечение охраны труда и техники безопасности. Поэтому в технологической схеме должны предусматриваться средства предотвращения превышения давления (предохранительные клапаны, взрывные мембраны, гидрозатворы, аварийные емкости), системы создания защитной атмосферы, системы аварийного охлаждения и т. д.

На этапе синтеза технологической схемы решается вопрос об уменьшении затрат на перекачку продуктов. Необходимо максимально использовать самотек для транспортировки жидкостей из аппарата в аппарат. Поэтому уже здесь предусматривается необходимое превышение одного аппарата над другим.

На данном этапе определяется набор тепло- и хладоносителей, которые будут использованы при осуществлении процесса. Стоимость единицы тепла или холода зависит от наличия на предприятии энергоносителя и его параметров. Самыми дешевыми хладоагентами являются воздух и оборотная промышленная вода. Экономически выгодно основное количество тепла передать этим дешевым хладоносителям и только остаточное тепло снимать дорогими хладоагентами (захоложенная вода, рассол, жидкий аммиак и т. п.). Самыми дешевыми теплоносителями являются топочные газы, но они не транспортабельны.

Для составления принципиальной технологической схемы на листе миллиметровки сначала проводят линии коллекторов подачи и вывода материальных потоков, теплоносителей и хладоагентов, оставив в нижней части листа свободной полосу высотой 150 мм, где позднее будут размещены средства КИПиА. Рекомендуется линии газовых коллекторов проводить в верхней части листа, а жидкостных – в нижней его части. После этого на плоскости листа между коллекторами располагают условные изображения аппаратов и машин, необходимых для выполнения операций, в соответствии с разработанной операционной схемой. Условные изображения машин и аппаратов не имеют масштаба. Расстояние между ними по горизонтали не регламентируется, оно должно быть достаточным для размещения линий материальных потоков и средств контроля и автоматизации. Расположение условных изображений по вертикали должно отражать реальное превышение аппарата над другим без соблюдения масштаба. Размещенные на плоскости листа условные изображения машин и аппаратов соединяют линиями материальных потоков, подводят линии хладоагентов и теплоносителей. Производится нумерация позиций аппаратов и машин слева направо.

Особое внимание при проектировании технологической схемы следует уделять обвязке ее отдельных узлов. Пример такой обвязки приведен на рис. 5.3. Здесь показан узел абсорбции компонента газовой смеси жидкостью. Нормальная работа узла абсорбции зависит от постоянства температуры, давления и от соотношения количества газа и абсорбента. Соблюдение этих условий достигается установкой следующих приборов и арматуры.

На линии подачи газа (I: диафрагма расходомера, пробоотборник, бобышка для замера давления и бобышка для замера температуры.

На линии выхода газа (II): диафрагма расходомера, пробоотборник, бобышка для замера температуры, бобышка для замера давления, регулирующий клапан, поддерживающий постоянное давление «до себя», т. е. в абсорбере.

На линии подачи свежего абсорбента (III): диафрагма расходомера, или ротаметр, пробоотборник, бобышка для замера температуры, регулирующий клапан, связанный с регулятором соотношения газа и абсорбента.

На линии вывода насыщенного абсорбента (IV): диафрагма расходомера или ротаметр, бобышка для замера температуры, регулирующий клапан, связанный с регулятором уровня жидкости в нижней части абсорбера.

При разработке технологической схемы следует иметь в виду, что регулирующие клапаны не могут служить запорными устройствами. Поэтому на трубопроводе должна быть предусмотрена запорная арматура с ручным или механическим приводом (вентили, задвижки), а для отключения регулирующих клапанов – обводные (байпасные) линии.

Вычерченная схема является предварительной. После проведения предварительных материальных и тепловых расчетов в разработанной технологической схеме должны быть проанализированы возможности рекуперации тепла и холода технологических материальных потоков.

В процессе проектирования в технологическую схему могут вноситься и другие изменения и добавления. Окончательное оформление технологической схемы производится после принятия основных проектных решений по расчету и подбору реакторов и аппаратов, по выяснении всех вопросов, связанных с размещением и расположением аппаратов проектируемого производства.

Так, иногда при подборе оборудования приходится сталкиваться с тем, что некоторые его виды либо не выпускаются в России, либо находятся на стадии освоения. Отсутствие какой-либо машины или аппаратов нужной характеристики, изготовленных из конструкционного материала, устойчивого в данной среде, зачастую вызывает необходимость в изменении отдельных узлов технологической схемы и может послужить причиной перехода на другой, экономически менее выгодный метод получения целевого продукта.

Технологическая схема не может являться окончательной, пока не проведена компоновка оборудования. Например, по первоначальному варианту предполагалась передача жидкости из аппарата в аппарат самотеком, который не удалось осуществить при разработке проекта размещения оборудования. В этом случае необходимо предусмотреть установку дополнительной передаточной емкости и насоса наносимых на технологическую схему.

Окончательная технологическая схема составляется после разработки всех разделов проекта и вычерчивается на стандартных листах бумаги в соответствии с требованием ЕСКД.

После этого составляется описание технологической схемы, которая снабжается спецификацией. В спецификации указывается количество всех аппаратов и машин.

Резерв оборудования выбирается с учетом графика проведения планово-предупредительного ремонта и свойств технологического процесса.

Описание технологической схемы является частью расчетно-пояснительной записки. Целесообразно описывать схему по отдельным стадиям технологического процесса. В начале следует указать, какое сырье подается в цех, как оно поступает, где и как хранится в цехе, какой первичной обработке подвергается, как дозируется и загружается в аппараты.

При описании собственно технологических операций кратко сообщается о конструкции аппарата, способе его загрузки и выгрузки, указываются характеристики протекающего процесса и способ проведения (периодический, непрерывный), перечисляются основные параметры процесса (температура, давление и др.), методы его контроля и регулирования, отходы и побочные продукты.

Описываются принятые способы внутрицеховой и межцеховой транспортировки продуктов. В описании должны быть перечислены все изображенные на чертеже схемы, аппараты и машины с указанием присвоенных им по схеме номеров.

Анализируется надежность разработанной технологической схемы и указываются способы, применяемые для повышения ее устойчивости.

Комбинированным

Вопрос 2. Способы организации воинских перевозок при комплексном использовании различных видов транспорта.

Комплексная перевозка может выполняться одним из трех основных способов:

1. Параллельный способ выполнения комбинированной перевозки схематически можно представить так (вариант):

Генерация страницы за: 0.112 сек.

Эмпирические методы
наблюдение;
метод диагностирующих контрольных работ;
изучение и обобщение опыта;
педагогический эксперимент;
анкетирование;
контент-анализ.
методы рейтинга и самооценки;

Овладение профессиональными компетенциями по направлению
«Исследовательская деятельность»
Готовность использовать систематизированные теоретические и
практические знания для постановки и решения исследовательских
задач в области образования (ПК-11).
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью
обучающихся (ПК-12).

Уровни педагогических
технологий
Уровень теоретического
представления.
Уровень конкретного проекта.
Уровень нормированного
представления.
Уровень описания последовательности и
характера действий субъектов.

Практические основания развития
профессиональной компетентности
педагога
Описание профессиональных
компетенций, формируемых в
процессе подготовки по
каждому направлению
«Профессиональный
портфель»

Овладение профессиональными компетенциями по направлению
«Проектная деятельность»
Способность проектировать образовательные программы (ПК-8).
Способность проектировать индивидуальные образовательные
маршруты обучающихся (ПК-9).
Способность проектировать траектории своего профессионального роста
и личностного развития (ПК-10).

Лекция 5
Практические
основания развития
профессиональной
компетентности
педагога

Основные признаки
развивающего обучения
Компоненты
педагогического
процесса
Методы обучения
Контроль
Мышление
Доминирующее содержание
Проблемное обучение, частичнопоисковый, исследовательский
Самоконтроль, самооценка
Теоретическое: дедукция,
анализ, рефлексия, моделирование

Развивающее обучение
Л. С. Выготский в 1930-е годы выдвинул положение
о двух уровнях умственного развития ребенка.
1-ый уровень
2-ой уровень
Уровень актуального развития – наличный
уровень подготовленности ученика,
характеризующийся тем, что ученик может
выполнить самостоятельно.
Зона ближайшего развития – то, что
учащийся ещё не может пока сделать
сам, но с чем он справляется при
некоторой помощи.

Педагогическая
технология –
исследования с целью выявить принципы и
разработать приёмы оптимизации
образовательного процесса путём анализа
факторов, повышающих образовательную
эффективность путём конструирования и
применения приёмов и материалов, а также
посредством оценки применяемых методов.

Основные методы научного исследования
По уровню
По цели и характеру
Философский, общенаучный, конкретнонаучный
Эмпирические, теоретические,
математические

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *