Свидетельства профессиональной компетенции

Новшества, связанные с развитием цифровых технологий

Новый документ включает в себя требования, касающиеся освоения учителем современных цифровых технологий и инструментов. В том числе учителя обязаны:

  • обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
  • успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
  • применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
  • пользоваться цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
  • использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
  • находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
  • вести электронную документацию;
  • придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.

Свидетельства профессиональной компетенции

Если говорить о преподавании в широком смысле, то новый документ предполагает следующие профессиональные компетенции современного педагога:

  • формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
  • использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
  • применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.

Мы убедились, что современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.

Стоит помнить, что, помимо перечисленных компетенций, хороший педагог должен пользоваться эффективными стратегиями обучения и воспитания, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать контакт с коллегами и семьями учеников.

Очень часто дети переносят отношение к педагогу на преподаваемый им предмет. Поэтому важно поддерживать интерес в глазах подопечных, быть современным и идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои способности и повышая компетентность.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

(в ред. Приказов Минтранса РФ от 11. 2018 N 7, от 19. 2018 N 461)

Порядок проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика (далее – Порядок, экзамен, свидетельство соответственно) разработан во исполнение статьи 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ <1> и подпункта 5. 53(53). 2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 <2>.

<1> Бюллетень международных договоров, 2008, N 11.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. 1), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. 2), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439, N 44, ст. 6029, N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388, N 12, ст. 1322, N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386, N 38, ст. 4821, N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286; N 18 (ч. 4), ст. 2177; N 30 (ч. 2), ст. 4311; N 30 (ч. 2) ст. 325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, ст. 491, N 16, ст. 2394, N 17 (ч. 4), ст. 2571, N 20, ст. 2925, N 38, ст. 5300, N 47, ст. 6605, N 49, ст. 6976; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 242, N 2 (ч. 1), ст. 325, N 7, ст. 996, 997.

Настоящий Порядок определяет процедуру проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельств для:

назначенных российскими перевозчиками лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (далее – ответственные специалисты), в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 730 <1>;

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4109; 2002, N 41, ст. 3983; 2006, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2007, N 17, ст. 2048; 2009, N 48, ст. 5830; 2012, N 22, ст. 2877.

водителей автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (далее – водители).

К экзамену допускаются лица, прошедшие обучение по программам дополнительного обучения в области профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков (далее – кандидаты) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определенных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с приложением N 2 к Соглашению о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ <1> (далее – учебные организации).

<1> Статья 4 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ.

Проведение экзаменов осуществляется аттестационными комиссиями (далее – комиссии), создаваемыми распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации с указанием субъектов Российской Федерации, на территорию которых распространяется компетенция комиссии.

Экзамены проводятся в день окончания обучения на территории учебных организаций.

Учебная организация подает в письменном виде заявку на проведение экзамена (далее – заявка) в Федеральное бюджетное учреждение “Агентство автомобильного транспорта” (далее – ФБУ “Росавтотранс”) или филиал ФБУ “Росавтотранс”, на территории осуществления функций которого расположено предлагаемое место проведения экзамена, по адресам, опубликованным на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс” в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт ФБУ “Росавтотранс”), не позднее чем за 12 рабочих дней до предлагаемой даты проведения экзамена.

Допускается подача заявки путем направления ее посредством факсимильной связи либо направлением копии электронной почтой с последующим представлением оригинала.

В заявке должны содержаться следующие сведения:

наименование учебной организации;

предлагаемые дата, время и адрес места проведения экзамена;

список кандидатов, содержащий фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) каждого кандидата, с указанием учебной группы и наименования квалификации, по которой проводится обучение. Количество кандидатов, представляемых учебной организацией на экзамен, должно составлять не менее 15 ответственных специалистов и водителей суммарно.

ФБУ “Росавтотранс” в течение трех рабочих дней рассматривает заявку и размещает информацию о дате, времени и адресе места проведения экзамена на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс”.

В случае повторной сдачи экзамена ФБУ “Росавтотранс” информирует кандидатов по их запросу о дате, времени и адресе места проведения экзамена.

Экзамен проводится при наличии не менее половины членов от общего состава комиссии.

К сдаче экзамена допускаются кандидаты, представившие в комиссию непосредственно перед сдачей экзамена:

а) заявление о допуске к сдаче экзамена, содержащее следующие сведения о кандидате:

фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);

место работы и занимаемая должность;

номер контактного телефона;

адрес электронной почты (при наличии);

дата и место проведения экзамена, который не сдал кандидат (при повторной сдаче экзамена);

б) оригинал и копию документа, подтверждающего прохождение кандидатом обучения в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;

в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата;

г) российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории или в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, – иностранное национальное или международное водительское удостоверение соответствующей категории и его копию (для водителей). (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19. 2018 N 461)

Экзаменационные вопросы составляются в соответствии с перечнями тем квалификационного экзамена на получение свидетельства профессиональной компетентности перевозчика и водителя, предусмотренными Едиными требованиями к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ, утвержденными решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 г.

Экзаменационный билет для ответственных специалистов содержит 60 вопросов, а для водителей – 20 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый вопрос, на которые кандидат обязан ответить в течение 120 минут.

На титульном листе экзаменационного билета кандидат указывает дату сдачи, время начала и окончания экзамена и заверяет своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии).

В ходе проведения экзамена кандидату запрещается пользоваться справочной или специальной литературой, средствами связи. Кандидат, нарушивший эти требования, отстраняется от сдачи экзамена и признается не сдавшим экзамен.

Экзамен считается сданным, если кандидат правильно ответил не менее чем на 75% вопросов.

Результаты экзамена указываются в протоколе заседания комиссии и заверяются подписями присутствующих членов комиссии.

Результаты экзамена сообщаются кандидату в день сдачи экзамена.

В случае успешной сдачи экзамена, кандидату комиссией выдается свидетельство.

Выдача свидетельства кандидату осуществляется в день сдачи экзамена.

Свидетельство выдается на срок пять лет. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 11. 2018 N 7)

Кандидат может обжаловать решение комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кандидат, не сдавший экзамен, допускается к повторной сдаче экзамена в любой из комиссий в соответствии с информацией о проведении экзаменов, но не ранее чем через шесть календарных дней с даты проведения экзамена, который он не сдал.

При повторной сдаче экзамена кандидат в письменном виде уведомляет ФБУ “Росавтотранс” или филиал ФБУ “Росавтотранс”, на территории осуществления функций которого расположено место проведения экзамена, о намерении повторной сдачи экзамена. ФБУ “Росавтотранс” или филиал ФБУ “Росавтотранс” подтверждает участие кандидата в экзамене.

Допускается уведомление посредством факсимильной связи либо направлением копии электронной почтой по адресам, опубликованным на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс”.

В случае если уведомление направлено не было или поступило позднее чем за три рабочих дня до даты проведения экзамена, кандидат к сдаче экзамена не допускается.

Копия протокола заседания комиссии и информация о выданных свидетельствах не позднее трех рабочих дней с даты проведения экзамена направляется в ФБУ “Росавтотранс” для формирования сводного реестра протоколов заседаний комиссий и выданных свидетельств.

Копии протоколов заседаний комиссий размещаются на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс”.

Свидетельство профессиональной компетентности водителя

Свидетельство станет обязательным с 14 декабря 2018 года. Именно с этого дня вступит в законную силу п. 3 приказа Минтранса № 287 от 28. 2015, в соответствии с которым данный документ будет необходим автомобилистам-международникам. Это следует из п. 2 настоящего приказа, гласящего, что п. 3 начинает действовать спустя три года с момента опубликования нормативного акта. Публикация правового документа состоялась 14 декабря 2015 года.

Заранее был разработан и утвержден другой приказ Минтранса – № 87 от 31. 2016. Им определен порядок проведения экзамена для получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. В частности, документ предупреждает, что перед экзаменационным испытанием водителя ожидает курс дополнительного обучения по специальным программам, разъясняющим правила международного вождения. Образовательный курс можно пройти в учебных центрах (организациях), определенных Министерством транспорта РФ.

Наличие данного свидетельства будет контролироваться при пересечении российской границы водителем.

Состав затрат на развитие и трансформацию компетенций персонала

Компетенции персонала, как ключевой элемент компетенций высокотехнологичного предприятия, должны соответствовать требованиям непрерывного развития, совершенствования и трансформации согласно изменениям стратегии предприятия. Развитие и преобразование компетенций персонала высокотехнологичных предприятий предполагает, прежде всего, усиление интеллектуальной составляющей, использование различных комбинаций знаний, умений и навыков, формирование межпредметных и межотраслевых знаний, многопрофильных умений, кросс-функциональных и системных компетенций (рис. Динамичное расширение и усложнение компетенций персонала в соответствии с приоритетными задачами и преобладающими видами деятельности высокотехнологичного предприятия, прогноз и своевременное формирование перспективных индивидуальных компетенций, необходимых для реализации стратегических задач, становится важнейшим фактором повышения его конкурентоспособности.

Свидетельства профессиональной компетенции

Рис. Алгоритм развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенции организации (на примере модернизации производства)

При выборе направления, способа развития и трансформации компетенций персонала следует учитывать два критерия:

  • набор и уровень развития компетенций персонала организации, наличие потенциала компетенций и возможности обмена опытом;
  • экономическую целесообразность.

Развитие и трансформация компетенций персонала, обновление профиля индивидуальных компетенций может быть осуществлено как собственными силами организации, так и за счет сотрудничества с партнерами. Варианты обновления компетенций на уровне конкретной организации представлены различными способами и формами: самообучение, саморазвитие, обучение на рабочем месте, наставничество. Особенностью подготовки и переподготовки кадров собственными силами предприятия является обмен опытом между сотрудниками и расширение профиля компетенций во время выполнения производственных задач и должностных обязанностей, когда более опытные и компетентные сотрудники передают знания и навыки молодым специалистам в целях развития прикладных профессиональных компетенций.

Свидетельства профессиональной компетенции

Рис. Направления и способы развития и трансформации компетенций персонала организации

Целесообразна также организация обучения с отрывом от производства, повышение квалификации в корпоративных университетах и Центрах компетенций, которые могут быть организованы на базе собственного предприятия или сторонними организациями, предоставляющими образовательные услуги и осуществляющими профессиональную поддержку процесса развития и совершенствования человеческих ресурсов. Основная задача производственно-образовательных подразделений (организаций) – разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию индивидуальных компетенций, раскрытию интеллектуального и инновационного потенциала человеческих ресурсов, продиктованных динамикой технологических процессов, совершенствованием технической составляющей производственной системы.

Преимущества внутреннего обучения связаны с учетом специфики бизнес-процессов конкретного предприятия и сосредоточения ключевых компетенций персонала внутри организации. Однако новые стратегические направления, цели и задачи предприятия, проекты, как правило, требуют развития новых знаний, умений и навыков персонала, что предполагает обновление, расширение, усложнение и трансформацию индивидуальных компетенций. Нередко приобретение совершенно новых компетенций представляется возможным только с помощью сторонних организаций, обладающих знаниями и навыками в определенных профессиональных сферах и способных поделиться опытом, если он востребован и может быть передан без ущерба для обучающей организации.

Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации и компетентности предполагают затраты на следующие цели:

Zf – оценку сформированных компетенций персонала организации и их соответствия новым

стратегическим направлениям (расходы на оплату труда аттестационной комиссии);

Zon – оплату труда наставников;

Zms – мотивацию самообучения саморазвития работников;

Zuc – создание корпоративного университета или Центра компетенций на базе собственного предприятия;

Zopp – обучение, переобучение, повышение квалификации через собственные (и/или сторонние) образовательные подразделения (организации).

Компетенция считается сформированной, если знания, полученные в процессе обучения, были проверены на рабочем месте и позволили развить навыки, необходимые для выполнения новых профессиональных задач. Ускорить процесс приобретения новых компетенций персонала позволяют организационные мероприятия, направленные на поиск и привлечение новых специалистов с уже сформированным профилем компетенций, актуальным для конкретного предприятия.

В данной ситуации временные затраты связаны с поиском таких специалистов и нормативно-правовым регулированием трудовых отношений с ними. Поиск, предварительная оценка уровня компетентности, переговоры о сотрудничестве могут быть осуществлены как собственными HR-специалистами, так и с помощью кадровых агентств. Преимущество данного способа развития компетенций персонала связано с отсутствием затрат на непосредственное формирование профессиональной компетенции у конкретного работника (обучение и повышение квалификации), наличием уже сформированной компетенции (на уровне отработанных навыков).

Свидетельства профессиональной компетенции

Рис. Алгоритм развития и трансформации кадровой составляющей компетенции организации

Что касается расходов (Zns) на привлечение новых работников, то они, в первую очередь, связаны с:

Zpn – поиском и привлечением новых сотрудников (расходы на организацию и содержание HR-отдела или услуги кадрового агентства);

Zan – адаптацией новых работников;

Zsh – изменением штатного расписания предприятия (в случае вынужденного сокращения персонала, компетенции которого не соответствуют новым требованиям).

Проектная деятельность высокотехнологичных предприятий нередко связана с частой сменой компетенций персонала, непрерывным развитием умений и навыков. Для сложных инновационных проектов актуальной становится задача усложнения компетенций через объединение и комплексное сочетание различных рабочих навыков и способов, при этом резко повышается спрос на уникальные ключевые компетенции,

необходимые в производстве сложного инновационного продукта. Для производителя важно «получить» такую компетенцию для реализации конкретного проектного решения, но не всегда есть необходимость и возможность развивать компетенцию у своих работников. Перспективные компетенции персонала, требующие значительных затрат для формирования или вовсе невоспроизводимые организацией самостоятельно, могут быть «получены» за счет объединения ключевых компетенций различных производителей, обладающих потенциальными профессиональными возможностями для распределенного (совместного) проектирования и производства инновационной продукции.

Тем не менее развитие компетенций персонала даже с помощью такого выгодного экономического сотрудничества требует определенных затрат, связанных в том числе с (Zrpp):

Zpp – поиском потенциальных партнеров;

Zov – оценкой компетенций и выбором инновативного партнера;

Zps – переговорами по вопросу инновативного партнерства и подписанием соглашения о сотрудничестве;

Zur – устранением различий в компетенциях партнеров, возникающих вследствие пространственных, временных, ментально-культурных, коммуникационных и других различий.

Свидетельства профессиональной компетенции

Рис. Направления развития и трансформации интеллектуальной составляющей компетенции организации

Таким образом, принятие решения о направлении развития и трансформации компетенций персонала для создания инновационного продукта базируется на выявлении потребности в перспективных компетенциях, которые не соответствуют имеющимся, уже сформированным навыкам персонала. Наличие кадрового потенциала дает возможность рассматривать внутренние направления обучения, переобучения и повышения квалификации работников. Отсутствие кадрового потенциала заставляет руководство искать внешние источники получения перспективных компетенций. Дальнейший выбор направлений развития компетенций персонала осуществляется по критерию минимума затрат (рис.

Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.

Для кого этот стандарт?

Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.

Свидетельства профессиональной компетенции

Для чего этот стандарт?

Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:

  • это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Свидетельства профессиональной компетенции

Какие изменения?

Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.

  • Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
  • Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
    деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;создание программ и методик всех уровней общего образования.
  • деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • создание программ и методик всех уровней общего образования.

Свидетельства профессиональной компетенции

В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:

  • Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
  • Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Порядок проведения экзамена

Минтранс РФ по заявке учебной организации, сформировавшей определенную группу, утверждает экзаменационную аттестационную комиссию. Заявку на проведение данного экзамена подают в ФБУ «Росавтотранс». В данной заявке содержится следующая информация:

  • наименование учебной организации;
  • дата и время начала проведения экзамена;
  • место проведения экзамена;
  • перечень кандидатов, прошедших учебный курс и желающих получить СПК (указываются ФИО всех кандидатов).

Важно! На рассмотрение такой заявки у Минтранса уходит около 3 дней. В случае положительного решения, происходит назначение первичного испытания на последний день обучения. Проводится это испытание в одном из помещений учебного заведения. Одновременно данный экзамен должны сдавать как минимум 15 человек.

Документы, предъявляемые кандидатами

Кандидаты, которые прошли курс обучения, явившись на экзамен, должны предъявить следующие документы:

  • заявление, в котором содержится просьба о допуске к сдаче экзамена;
  • паспорт гражданина РФ, либо иной документ, удостоверяющий личность кандидата;
  • оригинал и копию справки, подтверждающей прохождение кандидатом необходимого обучения;
  • оригинал и копию водительского удостоверения кандидата.

Важно! На проведение экзамена отводится 2 часа. Число вопросов в билете будет зависеть от того, кто именно получает СПК. Если это ответственный специалист, то число вопросов в билете составит 60, а если водитель, то 20.

Состав затрат на формирование, развитие и трансформацию технико-технологической составляющей компетенций организации

Развитие, совершенствование и трансформация технико-технологической составляющей компетенций организации становятся актуальными в ситуации изменения стратегии организации, в частности, в случае организации нового производства (предприятия), при его диверсификации, поскольку освоение нового высокотехнологичного производства, выпуск новой технически сложной инновационной продукции требуют изменения технологических процессов, модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и реорганизации производства.

Развитие и совершенствование техники и технологий не только способствует диверсификации производства, но и усиливает конкурентоспособность предприятия, укрепляет ключевые компетенции организации. Традиционным подходом считается развитие и трансформация технико-технологической составляющей собственными силами или с привлечением сторонних организаций (рис 1).

Выбор направления развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций организации следует осуществлять с учетом двух критериев:

  • технической и кадровой возможности;
  • экономической целесообразности.

Техническая и кадровая возможность развития и трансформации компетенций организации зависит от ее производственного потенциала, способности трансформировать имеющиеся компетенции под новые стратегические задачи. Нередко инновационная активизация диктует необходимость выхода за рамки освоенных видов деятельности, что может быть связано с технической и кадровой невозможностью дальнейшего развития компетенций собственными силами. Решение в такой ситуации одно – «приобретение» компетенций других производителей.

Однако при наличии технической и кадровой возможности развития компетенций организации предпочтение все же может быть отдано интеграции с партнерами по вопросам совместного проектирования и производства новой продукции. Экономическую целесообразность конкретного управленческого решения определяют, как правило, затраты.

Свидетельства профессиональной компетенции

Рис. Варианты направлений развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций организации

В состав затрат на развитие и трансформацию технико-технологической составляющей компетенций организации собственными силами могут быть включены:

Ztr – оплата труда работников, участвующих в проведении модернизации, технического перевооружения, реконструкции или реорганизации;

Zot – приобретение нового оборудования/технологии;

Zk – приобретение комплектующих изделий для модернизации оборудования;

Zm – монтаж нового оборудования;

Zpk – проектно-конструкторские работы;

Zi – испытания нового оборудования;

Zs – строительство зданий и инженерных сооружений;

Zts – транспортные и складские расходы;

Zu – управленческие расходы, связанные с модернизацией, техническим перевооружением, реконструкцией или реорганизацией предприятия;

Zpr – прочие расходы по модернизации, техническому перевооружению, реконструкции или реорганизации предприятия.

Представленный перечень затрат можно считать универсальным. В конкретной ситуации он будет меняться в зависимости от имеющегося и прогнозируемого уровня технико-технологической составляющей компетенций организации.

Что касается взаимодействия с партнерами по вопросам совместного проектирования и производства инновационной продукции (Zrpp), то в перечень затрат на эти цели входят следующие позиции:

Zpp – поиск потенциальных партнеров;

Zov – оценка компетенций и выбор инновативного партнера;

Zps – переговоры по вопросу инновативного партнерства и подписание соглашения о сотрудничестве;

Zur – устранение различий в компетенциях партнеров, возникающих вследствие пространственных, временных, ментально-культурных, коммуникационных и других различий.

Следует отметить, что перед выбором направления развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций необходимо провести оценку имеющихся материальных ресурсов, техники и технологий на предмет их соответствия новым стратегическим задачам. Процесс анализа достигнутого уровня технико-технологической составляющей предполагает расходы на оплату труда специалистов. На этом этапе важно определить есть ли разрыв между имеющимися технико-технологическими компетенциями и требуемыми для создания инновационной продукции. Дальнейшее развитие и трансформация компетенций внутренними силами предприятия зависит от наличия технического и кадрового потенциала. Вторым не менее важным критерием становится уровень затрат на формирование технико-технологической составляющей компетенции. Так, при наличии возможности и экономической целесообразности развитие компетенции осуществляется собственными силами предприятия, например, реализуются мероприятии по модернизации оборудования. В противном случае, формирование технико-технологической составляющей компетенций организации происходит за счет распределенного проектирования и производства инновационной продукции (рис.

Как подготовиться к сдаче экзамена

Помимо прохождения дополнительного обучения, водителям, планирующим получить СПК, следует изучить «Единые требования к дополнительному обучению на профкомпетентность международных автоперевозчиков стран-участников СНГ» (утв. 2008). В данном документе содержится примерный перечень вопросов, которые водителям и ответственным специалистам могут встретиться в экзаменационных билетах.

Структура компетенций организации

Поскольку источниками формирования компетенций служат основные элементы производственной системы предприятия (материальные и человеческие ресурсы, техника и технологии, организационно-управленческая подсистема), тремя их базовыми составляющими являются:

  • компетенции персонала;
  • материальные ресурсы, техника и технологии;
  • нематериальные активы (программные продукты, лицензии, патентные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, ноу-хау, а также деловая репутация как основа доверия к производителю).

Человеческие ресурсы (персонал) – важнейший элемент производственной системы любого предприятия. Именно компетенции персонала (знания, умения, опыт), формирующиеся в процессе образовательной и профессиональной деятельности и проявляющиеся при выполнении должностных обязанностей и решении профессиональных задач, определяют возможности организации, обеспечивают взаимодействие средств и предметов труда, влияют на возможность реализации бизнес-процессов. Компетенции организации формируются в рамках интеграции компетенций персонала с технико-технологической составляющей производства и организационно-управленческой подсистемой, обеспечивая наличие взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, необходимых для достижения целей и реализации стратегии организации. Способность организации интегрировать имеющиеся ресурсы и координировать внутриорганизационные процессы производства и управления реализуется, как правило, через компетенции персонала.

Второй, не менее важной, составляющей компетенций считается материально-техническая, которая определяет отраслевую принадлежность организации, направления и виды деятельности, специфику производственных процессов и, как следствие, ключевые компетенции. Современный этап функционирования высокотехнологичных предприятий характеризуется прорывным развитием и непрерывным совершенствованием техники и технологий. В высокотехнологичном производстве широко применяются цифровизация, аддитивные и гибридные, информационно-коммуникационные технологии, высокопроизводительные вычислительные системы, технологии интеллектуального анализа данных, мехатроника и робототехника, биотехнологии, компьютерное моделирование, искусственный интеллект и т.

На фоне усиления тенденции выхода производства за пределы конкретного предприятия, продиктованного усложнением высокотехнологичной продукции, и осознания целесообразности сотрудничества и партнерства в сфере инновационной деятельности в качестве компетенции организации следует рассматривать и ее деловую репутацию, формирующую, требующую определенных знаний, навыков, действий и во многом определяющую доверие между партнерами.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

В соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ (Бюллетень международных договоров, 2008, N 11), распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р “О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. 2), ст. 5242) и подпунктом 5. 53(53). 2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. 1), ст. 1029, N 17, т. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. 2), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652; N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935; N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439, N 44, ст. 6029, N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388, N 12, ст. 1322, N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386, N 38, ст. 4821, N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286, N 18 (ч. 4), ст. 2177, N 30 (ч. 2), ст. 4311, N 30 (ч. 2), ст. 325, N 37, ст. 4974, N 42, ст. 5736, N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, ст. 491, N 16, ст. 2394, N 17 (ч. 4), ст. 2571, N 20, ст. 2925, N 38, ст. 5300, N 47, ст. 6605, N 49, ст. 6976; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 242, N 2 (ч. 1), ст. 325, N 7, ст. 996, 997) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.

Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 51 “Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика” (зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2011 г. , регистрационный N 20430).

Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Министр М. СОКОЛОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Минтранса России от 31 марта 2016 г. N 87

Компетентностный подход в педагогике

По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.

А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.

Свидетельства профессиональной компетенции

Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.

Свидетельства профессиональной компетенции

Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.

Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.

Свидетельства профессиональной компетенции

Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ­ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.

В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:

  • Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
  • Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.

Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.

Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.

Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.

Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.

Классификация и перечень компетенций педагога

Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.

Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.

Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.

Свидетельства профессиональной компетенции

Ключевыми личностными компетенциями являются:

​Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.

Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.

Свидетельства профессиональной компетенции

​Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.

Свидетельства профессиональной компетенции

​Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.

Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.

Свидетельства профессиональной компетенции

Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности

  • Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
  • Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
  • Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
  • Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
  • ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
  • ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –­ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
  • Психолого-педагогические.
  • Общие и специальные предметные.

Законодательная база

Обязательным свидетельство профессиональной компетентности (СПК) станет с 14. 2022 года. С этот даты в силу вступает приказ Минтранса 287, который был издан еще 28. 2015. В соответствии с указанным документом, СПК потребуется водителям, занятым в международных рейсах. Следует это их п. 3 указанного Приказа, в котором также указывается, что действовать данное требование начинает по истечение 3 лет с момента опубликования приказа. А публикация указанного документа состоялась 14 декабря 2015 года.

В 2016 году Минтрасом был утвержден другой приказ №87 от 31. 2016, которым определяется порядок сдачи экзамена с целью получения СПК международного автомобильного перевозчика. Данный документ предупреждает о том, что перед непосредственной сдачей экзамена, водитель должен будет пройти обучение по специальным программам по вопросам международного вождения. Дополнительное образование проводится в учебных организациях, которые определяет Минтранс РФ.

Важно! Наличие свидетельства профессиональной компетентности у водителя будет проверяться при пересечении им границы РФ.

Как проходит экзамен

Экзаменационная (аттестационная) комиссия формируется Министерством транспорта РФ по заявке учебного заведения, набравшего группу. Заявка о проведении квалификационного экзамена подается в ФБУ «Росавтотранс». В ней сообщается:

  • название учебного центра;
  • дата и время планируемого экзамена;
  • место его проведения;
  • список кандидатов, желающих получить свидетельство профессиональной компетентности водителя-международника (указывается их ФИО).

Заявка рассматривается в течение трех дней. При положительном решении проверочное испытание назначается на последний день занятий и проводится в одном из помещений учебной организации. Единовременно его должны проходить не менее 15 кандидатов.

Придя на экзамен, водители должны предъявить ряд обязательных документов;

  • заявление с просьбой о допуске (к экзамену);
  • российский паспорт или другой документ, подтверждающий личность водителя;
  • оригинал (вместе с копией) справки, свидетельствующей, что кандидат прошел необходимое обучение;
  • российское водительское удостоверение установленного образца (вместе с копией)

На экзамен дается два часа. Количество вопросов в билете зависит от того, кто желает получить свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика – ответственный специалист или водитель. В первом случае кандидату выдается билет, содержащий 60 вопросов, во втором – всего 20.

В рамках подготовки к экзаменам полезно изучить «Единые требования к дополнительному обучению на профкомпетентость международных автоперевозчиков стран-участников СНГ», утвержденные 12. 2008. Они содержат примерный перечень вопросов, которые могут быть в экзаменационных билетах.

Как получить свидетельство

Важно! СПК не заменяет обычное удостоверение водителя, а выдается помимо него. Получить данный документ следует заранее, а не дожидаться того момента, когда без СПК невозможно будет осуществлять перевозку груза или людей на автомобилях за пределы РФ.

Для получения свидетельства водителю нужно будет выполнить следующие действия:

Пройти учебный курсПрослушать курс водители вправе в одной из организаций, которую одобрил Минтранс. Полный перечень эти компании опубликован на сайте Росавтотранса. В последний раз обновление данного перечня происходило 15 ноября текущего года. Успешно сдать итоговый экзаменСдача итогового квалификационного экзамена происходит в письменном виде. Успешной сдача считается в том случае, если не менее 75% ответов на вопросы будут верными.

СПК является обязательным для всех водителей международных перевозок, несмотря на то, являются ли они опытными или только новичками. Однако, большая часть специализированных организаций, проводящих обучение, учитывают наличие стажа у водителей. В том случае, если стаж небольшое, водитель должен будет пройти более углубленное обучение.

Что такое профессиональной компетенции?

Таким образом, в отличие от других видов компетенций , профессиональные компетенции – это специализированные знания и умения, необходимые сотрудникам компании для эффективного решения рабочих задач в производственной деятельности

Сколько компетенции в каждом из уровней должностей?

Содержание и формулировка некоторых компетенций различаются в зависимости от уровня должности работника. Всего таких уровней четыре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *