схема профессиональной компетенции педагога

Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.

Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность в словарях С. Ожегова, Д. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:

  • теоретического;
  • практического;
  • личностного.

схема профессиональной компетенции педагога

Структура профессионально педагогической компетентности

Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.

Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:

  • использование информационных и коммуникационных технологий;
  • адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
  • разработка дидактических материалов;
  • организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.

https://youtube.com/watch?v=oQhsJ-pLGaI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.

Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.

Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:

Общие компетенцииПрофессиональные компетенцииПоликультурная (толерантность). Коммуникативная. Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность). Информационно-коммуникационная. Правовая. Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость). Компетенция в целеполагании педагогической работы. Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников. Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания. Компетенция в умении организовать учебный процесс. Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.

Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.

схема профессиональной компетенции педагога

Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.

В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.

Виды компетенций

Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.

Ключевыми компетенциями являются:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире. Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.

Общекультурные

Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств. Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:

  • педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
  • анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
  • создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
  • владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
  • постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.

Информационные

Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей. Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц. Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Коммуникативные

Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.

Социально-трудовые

Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.

Компетенция личностного самосовершенствования

Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.

Характеристики профессионально-педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.

В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:

  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • профессиональные.

Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.

Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.

Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.

На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.

Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога

Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.

Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.

Составляющие части личностно-профессиональной компетентностиСодержание компонентов Профессиональная продуктивность Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;участие в образовательных семинарах,уровень реализации образовательной программы и её качество;повышение квалификации педагога;использование передовых технологий;распространение педагогического опыта. Эмоциональный интеллектСпособность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту. Социальное взаимодействиеКультура поведения и речи, коммуникативная толерантность.

Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.

Уровни профессионально-педагогической деятельности

Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:

  • Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
  • Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
  • Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
  • Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
  • Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.

Проблемы педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.

Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.

Этапы и система формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.

В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа:

  • Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
  • Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
  • Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.

Пути развития профессионально-педагогической компетенции:

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в профессиональных объединениях разного уровня;
  • владение информационно-коммуникационными технологиями;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
  • обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
  • участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.

Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.

Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.

Педагог – ключевая фигура реформирования
образования. “В деле обучения и воспитания, во
всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя
голову учителя” (К. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире
главным профессиональным качеством, которое
педагог должен постоянно демонстрировать
своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность,
способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии
решений – все эти характеристики деятельности
успешного профессионала в полной мере относятся
и к педагогу. Обретение этих ценных качеств
невозможно без расширения пространства
педагогического творчества. Труд педагога
должен быть избавлен от мелочной регламентации,
освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные
характеристики и должностные инструкции,
сковывающие инициативу учителя, обременяющие
его формальными требованиями (например,
предписывающими составлять образовательные
программы) и дополнительными функциональными
обязанностями, отвлекающими от непосредственной
работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который
должен прийти на смену морально устаревшим
документам, до сих пор регламентировавшим его
деятельность, призван, прежде всего,
раскрепостить педагога, дать новый импульс его
развитию.

От педагога нельзя требовать то, чему его никто
никогда не учил. Следовательно, введение
нового профессионального стандарта педагога
должно неизбежно повлечь за собой изменение
стандартов его подготовки и переподготовки в
высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога,
профессиональный стандарт одновременно
повышает его ответственность за результаты
своего труда, предъявляя требования к его
квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации
педагогов страны предусматривается процедура
постепенного, поэтапного введения
профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации
педагогов, но и те условия, в которых они
осуществляют свою профессиональную
деятельность. Поэтому в рамках
профессионального стандарта педагога
предусматривается введение региональной и
школьной компоненты, учитывающей как
региональные особенности (преобладание сельских
школ, работа учителя в мегаполисе,
моноэтнический или полиэтнический состав
учащихся и т. ), так и специфику реализуемых в
школе образовательных программ (математический
лицей, инклюзивная школа и т. Наполнение
региональной и школьной компоненты
профессионального стандарта педагога потребует
совокупных творческих усилий учителей,
администраторов, родительской общественности,
экспертного сообщества и должно быть принято и
утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе
по вопросу введения профессионального стандарта
педагога заложено в процесс его разработки,
апробации и внедрения, начиная с широкого
обсуждения проекта документа, заканчивая
определением окончательных сроков его введения.

Зачем нужен профессиональный стандарт
педагога

· Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного образования
на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель
квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических
кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального
стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для
которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в
развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально
запущенными и социально уязвимыми учащимися,
имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту
педагога

· Соответствовать структуре профессиональной
деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жесткой
регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения
несвойственных функций, отвлекающих его от
выполнения

своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных
решений.

· Соответствовать международным нормам и
регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных
министерств и ведомств, от которых зависят
исчисление трудового стажа, начисление пенсий и
т.

· Профессиональный стандарт педагога –
рамочный документ, в котором определяются основные
требования к его квалификации.

· Общенациональная рамка стандарта может быть
дополнена региональными требованиями,
учитывающими социокультурные, демографические и
прочие особенности данной территории
(мегаполисы, районы с преобладанием сельского
населения, моноэтнические и полиэтнические
регионы накладывают свою специфику на труд
педагога).

· Профессиональный стандарт педагога может
быть также дополнен внутренним стандартом
образовательного учреждения (по аналогии со
стандартом предприятия), в соответствии со
спецификой реализуемых в данном учреждении
образовательных программ (школа для одаренных,
инклюзивная школа и т.

· Профессиональный стандарт педагога является
уровневым, учитывающим специфику работы
педагогов в дошкольных учреждениях, начальной,
основной и старшей школе.

· Учитывая особое место и роль в общем среднем
образовании таких предметов, как математика и
русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ
для всех без исключения выпускников школ, в
приложениях к документу отдельно выделяются
профессиональные стандарты педагога по этим
специальностям.

· Профессиональный стандарт педагога отражает
структуру его профессиональной деятельности:
обучение, воспитание и развитие ребенка. В
соответствии со стратегией современного
образования в меняющемся мире, он существенно
наполняется психолого-педагогическими
компетенциями, призванными помочь учителю в
решении новых стоящих перед ним проблем.

· Стандарт выдвигает требования к личностным
качествам учителя, неотделимым от его
профессиональных компетенций, таких как:
готовность учить всех без исключения детей, вне
зависимости от их склонностей, способностей,
особенностей развития, ограниченных
возможностей.

Профессиональный стандарт педагога
выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке
труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и
ответственности педагога за результаты своего
труда.

· Мотивировать педагога на постоянное
повышение квалификации.

Область применения. Сфера дошкольного,
начального и общего среднего образования.

Профессиональный стандарт педагога может
применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное
учреждение на должность “педагог”;

в) при проведении аттестации педагогов
образовательных учреждений региональными
органами исполнительной власти, осуществляющими
управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих полномочий.

Определять необходимую квалификацию
педагога, которая влияет на результаты обучения,
воспитания и развития ребенка.

Обеспечить необходимую подготовку педагога
для получения высоких результатов его труда.

Обеспечить необходимую осведомленность
педагога о предъявляемых к нему требованиях.

Содействовать вовлечению педагогов в
решение задачи повышения качества образования.

Содержание профессионального стандарта
педагога

Часть первая: обучение

Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим
среднее специальное образование и работающим в
настоящее время в дошкольных организациях и
начальной школе, должны быть созданы условия для
его получения без отрыва от своей
профессиональной деятельности.

Демонстрировать знание предмета и программы
обучения.

Уметь планировать, проводить уроки,
анализировать их эффективность (самоанализ
урока).

Владеть формами и методами обучения,
выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.

Использовать специальные подходы к обучению,
для того чтобы включить в образовательный
процесс всех учеников:

со специальными потребностями в образовании;

учеников, для которых русский язык не является
родным;

учеников с ограниченными возможностями и т.

Уметь объективно оценивать знания учеников,
используя разные формы и методы контроля.

Владеть ИКТ-компетенциями (подробные
разъяснения в отношении ИКТ-компетенций
приведены в Приложении 1).

Часть вторая: воспитательная работа

Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во
внеклассной деятельности.

Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций.

Владеть методами музейной педагогики,
используя их для расширения кругозора учащихся.

Эффективно регулировать поведение учащихся
для обеспечения безопасной образовательной
среды.

Эффективно управлять классами, с целью
вовлечения учеников в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность. Ставить воспитательные цели,
способствующие развитию учеников, независимо от
их происхождения, способностей и характера,
постоянно искать педагогические пути их
достижения.

Устанавливать четкие правила поведения в
классе в соответствии со школьным уставом и
правилами поведения в образовательной
организации.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в
организации ученических органов самоуправления.

Уметь общаться с детьми, признавая их
достоинство, понимая и принимая их.

Уметь находить (обнаруживать) ценностный
аспект учебного знания и информации и
обеспечивать его понимание и переживание
учащимися.

Уметь проектировать и создавать ситуации и
события, развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)
воспитательные возможности различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.

Уметь строить воспитательную деятельность с
учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.

Уметь создавать в учебных группах (классе,
кружке, секции и т. ) детско-взрослые общности
учащихся, их родителей и педагогов.

Уметь поддерживать конструктивные
воспитательные усилия родителей (лиц, их
заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению
вопросов воспитания ребенка.

Уметь сотрудничать (конструктивно
взаимодействовать) с другими педагогами и
специалистами в решении воспитательных задач (задач
духовно-нравственного развития ребенка).

Уметь анализировать реальное состояние дел в
классе, поддерживать в детском коллективе
деловую дружелюбную атмосферу.

Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях.

Поддерживать уклад, атмосферу и традиции
жизни школы, внося в них свой положительный
вклад.

Часть третья: развитие. (Личностные качества
и профессиональные компетенции, необходимые
педагогу для осуществления развивающей
деятельности)

Готовность принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.

Способность в ходе наблюдения выявлять
разнообразные проблемы детей, связанные с
особенностями их развития.

Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.

Готовность к взаимодействию с другими
специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.

Умение читать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.

Умение составлять совместно с другими
специалистами программу индивидуального
развития ребенка.

Владение специальными методиками,
позволяющими проводить
коррекционно-развивающую работу.

Умение отслеживать динамику развития
ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском
коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития
личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы
психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и
развивающий.

Умение проектировать психологически
безопасную и комфортную образовательную среду,
знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в школе.

Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) осуществлять
психолого-педагогическое сопровождение
образовательных программ начального и среднего
общего образования, в том числе программ
дополнительного образования.

Владение элементарными приемами
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей учащихся, осуществление
совместно с психологом мониторинга личностных
характеристик ребенка.

Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности учащегося.

Умение разрабатывать и реализовывать
индивидуальные программы развития с учетом
личностных и возрастных особенностей учащихся.

Умение формировать и развивать
универсальные учебные действия, образцы и
ценности социального поведения, навыки
поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного
общения и толерантность, ключевые компетенции
(по международным нормам) и т.

Владение психолого-педагогическими
технологиями (в том числе инклюзивными),
необходимыми для работы с различными учащимися:
одаренные дети, социально уязвимые дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и
др. ), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети
с зависимостью.

Умение формировать детско-взрослые
сообщества, знание их социально-психологических
особенностей и закономерностей развития.

Знание основных закономерностей семейных
отношений, позволяющих эффективно работать с
родительской общественностью.

Часть четвертая: профессиональные
компетенции педагога, отражающие специфику
работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

Учитывать своеобразие социальной ситуации
развития первоклассника в связи с переходом
ведущей деятельности от игровой к учебной,
целенаправленно формировать у детей социальную
позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться
(универсальных учебных действий) до уровня,
необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной
деятельности достижение метапредметных
образовательных результатов как важнейших
новообразований младшего школьного возраста.

Быть готовым, как самый значимый взрослый в
социальной ситуации развития младшего
школьника, к общению в условиях повышенной
степени доверия детей учителю.

Уметь реагировать на непосредственные по
форме обращения детей к учителю, распознавая за
ними серьезные личные проблемы. Нести
ответственность за личностные образовательные
результаты своих учеников.

Учитывать при оценке успехов и возможностей
учеников неравномерность индивидуального
психического развития детей младшего школьного
возраста, а также своеобразие динамики развития
учебной деятельности мальчиков и девочек.

Часть пятая: профессиональные компетенции
педагога дошкольного образования (воспитателя),
отражающие специфику работы на дошкольном
уровне образования

Методы оценки выполнения требований
профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности
педагога производится по результатам обучения,
воспитания и развития учащихся. Производя такую
комплексную оценку, необходимо учитывать уровни
образования, склонности и способности детей,
особенности их развития и реальные учебные
возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными,
способными учащимися в качестве критериев могут
рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и
ограниченные возможности, в качестве критериев
успешной работы педагогами совместно с
психологами могут рассматриваться
интегративные показатели, свидетельствующие о
положительной динамике развития ребенка. (Был –
стал. ) Или, в особо сложных случаях (например,
ребенок с синдром Дауна), о сохранении его
психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога
дошкольного образования оценивается только
комплексно. Высокая оценка включает сочетание
показателей динамики развития интегративных
качеств ребенка, положительного отношения
ребенка к детскому саду и высокой степени
активности и вовлеченности родителей в решение
образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности
педагога преобладают и в начальной школе.

Оценивая профессиональные качества
педагога, необходимо обеспечить обратную связь с
потребителями его деятельности. В качестве таких
потребителей выступают сами учащиеся и их
родители. Отсюда следует, что оценка
деятельности учителя выходит за узкие
ведомственные рамки и требует закрепления
организационных форм и соответствующего им
порядка проведения, обеспечивающего
общественное участие в этой процедуре.

Возможные способы достижения и демонстрации
учителем соответствия требованиям настоящего
профессионального стандарта приведены в
Приложениях № 1–2.

Оценка соответствия требованиям,
предъявляемым к учителю, может быть проведена
посредством внутреннего аудита, включающего
анализ планов и отчетов, посещение проводимых им
уроков, или в иной форме. Сбор данных для
оценивания может быть осуществлен посредством
результативного опроса, выслушивания,
наблюдений и анализа документов, записей и
данных.

Внутренние аудиторы образовательного
учреждения должны назначаться из числа наиболее
уважаемых и авторитетных учителей данного
учреждения и быть обучены принципам, процедурам
и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011
как руководство по проведению аудита).

Объем и частота проведения внутреннего аудита
в отношении конкретного учителя устанавливаются
самой образовательной организацией, исходя из ее
политики в области повышения качества
образовательных услуг.

Результаты внутренних аудитов должны
учитываться при проведении государственной
аттестации учителя и присвоении ему
соответствующей категории.

Введение профессионального стандарта педагога
предоставляет регионам РФ и образовательным
организациям дополнительные степени свободы,
вместе с тем накладывая на них серьезную
ответственность.

Региональные органы управления образованием
совместно с профессиональным сообществом могут
разработать дополнения к нему. В свою очередь,
образовательные организации имеют возможность
сформулировать свои внутренние стандарты, на
основе которых нужно будет разработать и принять
локальные нормативные акты, закрепляющие
требования к квалификации педагогов,
соответствующие задачам данной образовательной
организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо
прочего, – средство отбора педагогических
кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее
эффективной формой отбора, выявляющей уровень
квалификации персонала в любой сфере
деятельности, является стажировка будущих
сотрудников. Предстоит определить те правовые,
организационные, кадровые и экономические
условия, которые позволят ввести стажировку
будущего учителя, как оптимальный способ
введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение
профессионального стандарта педагога не может
произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к
нему профессионального сообщества. В связи с
этим к документу прилагаются рекомендации по
процедуре внедрения профессионального
стандарта учителя.

Система Российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе
образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –
школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на
практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных
инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог
должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и
профессионализма.

Приложение. (Презентация).

Слайд 1. Формирование профессиональной компетентности учителя
начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО.

Что же такое профессиональная компетентность?

Слайд 2. Понятие профессиональная компетентность педагога – это
единство его теоретической и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Слайд 3. Под профессионализмом понимается особое свойство людей
готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых разнообразных условиях.

В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения
человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая
соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для
приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и
характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками
высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

  • Специальная, или деятельностная профкомпетентность – владение
    деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только
    наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  • Социальная профкомпетентность – владение способами совместной
    профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном
    сообществе приемами профессионального общения.
  • Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и
    саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации.
    Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную
    деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  • Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции,
    готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному
    старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном
единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к
деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный
результат.

Слайд 5. Наш великий педагог ХХ века В. Сухомлинский предупреждал:

“Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,
– в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание
учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте
эту почву”.

Слайд 6. Тема деятельности МО на этот учебный год: “Повышение
качества образования в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе”.

Цель: повышение качества образования младших школьников путем
формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в рамках
введения ФГОС НОО.

Задачи: осуществлять внедрение новых образовательных стандартов в
начальной школе и обновление системы качества образования; организовать
методическую работу с педагогами.

Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, мы и
определяем условия успешной реализации ФГОС НОО, в частности, условия успешного
формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них
первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь
недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет
дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Итак, каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника формирование
учиться и способности организации своей деятельности? Самое первое – это
педагогическая профессиональная компетентность учителя.

Слайд 7. В нашем лицее она складывается из курсовой подготовки,
семинаров, мастер – классов, обеспечения и изучения методической литературы,
педагогических сообществ различного уровня, проведения открытых уроков,
публикаций, участия в профессиональных конкурсах, создания портфолио и работа по
внедрению ФГОС НОО.

Подробнее я и хочу об этом рассказать.

Слайд 8. Работать по введению ФГОС НОО мы начали задолго до
сегодняшнего дня. Уже с 2008 года при прохождении курсовой подготовки в
КРИПКиПРО педагоги делились новыми знаниями: Гусарова Г. , Гребенюкова Л. ,
Почанкина О. , Ходырева Н.

За предыдущий учебный год мы посетили несколько семинаров в МОУ “Лицей №17”,
на методсоветах лицея, педсоветах, МО изучали нормативные документы, ездили на
разовые семинары в КРИПКиПРО, подбирали для изучения методическую литературу. В
марте были написаны нами программы по внеурочной деятельности, в августе-начале
сентября рабочие программы по учебным дисциплинам. В апреле изучили и
познакомились с новым учебным планом. Летом закупили учебники по программе
“Школа 2100”.

Слайд 9. В сентябре этого учебного года была создана
экспериментальная творческая группа учителей по введению ФГОС НОО. Это педагоги,
работающие в настоящее время в первых классах: Гусарова Г. , Гребенюкова Л. и Ходырева Н. Именно на них лег большой объем работы по подготовке введения
ФГОС НОО. До 2014года им нужно будет составить рабочие программы по учебным
дисциплинам и по внеурочной деятельности для 2-4-ых классов в соответствии с
требованиями нового образовательного стандарта.

А еще к этому необходимо разработать эффективную систему методического
сопровождения образовательного учреждения по освоению нового государственного
образовательного стандарта.

Слайд 10. В своей практике на уроках педагоги применяют различные
педагогические технологии: игровые, ИКТ, проблемное обучение, проектная и
исследовательская деятельность, формирование продуктивного чтения.

Я хочу подробнее остановиться на проектной и исследовательской деятельности.

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. для
каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна
быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой
развития ребенка.

В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как
взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на
практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт
способов деятельности. Считаем, что проектная деятельность позволяет приобрести
умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.

Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности
обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее
обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся,
учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только
конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. За месяц, который обучающиеся провели в лицее, мы выполнили несколько проектных
работ.

Слайд 11. Литературное чтение. Проект “Речь”.

Слайд 12. Математика. Проект “Сложение”.

Ученица из геометрических фигур сложила рыбку. Спрашиваю:

– Что сделала Карина? (Рыбку. )
– Как она сделала рыбку? (Она ее сложила из геометрических фигур. )
– А как? (Собрала их вместе. Сложила. )
– Рыбка – результат действия сложения.

Далее вводится знак “+” и делается вывод, что при сложении число предметов
увеличивается, их становится больше.

Слайд 13. Следующий проект был выполнен на уроке окружающего мира
по теме “Предметы и их признаки”.

В результате исследований по группам ребята узнали, что предметы можно
отличить по цвету, по форме, по размеру, по вкусу, по запаху, по частям, по
материалу, по свойствам, по осязанию.

Такие уроки очень интересны для детей. Ведь по своей природе они– маленькие
исследователи.

Слайд 14. И, конечно же, по новым ФГОС мы проводим внеурочные занятия. Уже есть первые результаты. В сентябре была проведена Осенняя спартакиада. Это
первые достижения детей. В конце сентября прошел праздник осени. В начале
октября ходили в поход. Для первоклассников это были очень яркие события,
которые надолго останутся в памяти их и их родителей. На внеурочном занятии
“Юный краевед” прошла встреча с ветераном педагогического труда Пановой
Анастасией Ивановной.

Слайд 15. Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС НОО,
апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для
творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то
есть профессиональная компетентность.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *