ТЕСТ НА ТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НОС

Диагностическая
работа по оценке профессиональной
компетентности учителя начальных
классов может проводиться представителями
администрации школы или специалистом
в области педагогической психологии.

Программа
диагностической работы рассчитана на
индивидуальное оценивание профессиональной
деятельности конкретного учителя и
включает в себя два основных этапа:

1этап – накопление
информации о профессиональной деятельности
учителя и ее первичная обработка

2 этап – основная
обработка полученных результатов и их
общая оценка.

§ 1. Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Итак, под
профессиональной
компетентностью учителя
мы будем понимать интегральную систему
профессионально-значимых личностных
свойств, приобретенных педагогом как
в процессе общего и специального
образования, так и на основе практического
опыта, обеспечивающих высокий уровень
профессиональной педагогической
деятельности. Под высоким уровнем
профессиональной педагогической
деятельности понимается ее эффективность,
соответствующая уровню современной
науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический
анализ психолого-педагогической
литературы позволил выделить пять
критериев профессиональной компетентности
учителя начальных классов:

Специалисту в
области образовательной деятельности
необходимо хорошее общее образование,
он должен обладать широкими и глубокими
познаниями в разнообразных областях.
Применительно к начальной школе это
особенно актуально, так как учитель
преподает младшим школьникам несколько
различных научных дисциплин. Таким
образом, его общие познания охватывают
области языкознания, литературы и
литературоведения, математики, различных
разделов естествознания и истории.
Часто к этому списку добавляется
изобразительное искусство и музыка,
основы физической культуры, информатика
и даже иностранный язык. Причем речь
идет не о знании содержания учебного
предмета, что само собой разумеется, а
о широте кругозора и возможности
глубокого анализа разнообразных сторон
окружающей действительности. Учителю
необходимо хорошо знать культурные и
исторические объекты своего города,
края, поселка, ориентироваться в его
истории и культуре, быть в курсе культурных
событий, происходящих в родном городе
и за его пределами. Широта кругозора,
полнота и тонкость мировосприятия –
неотъемлемая черта человека культуры,
которым не может не быть учитель.

Постоянное
увеличение объема окружающей нас
интеллектуальной и культурной информации
сопровождается увеличением числа ее
источников: это книги и средства массовой
информации, кино- и видеопродукция,
компьютерные образовательные программы
и Интернет. Уже в младшем школьном
возрасте ребенок может оказаться более
информированным в некоторых областях
знания, чем учитель. Поэтому учитель
вынужден постоянно пополнять свою
информированность, опираться на новые
сведения, следить за культурными и
интеллектуальными новинками.

Важной составляющей
общей культуры, несомненно, можно считать
культуру речи учителя. Речь для педагога
является основным инструментом его
профессиональной деятельности. Такие
свойства речи как грамотность,
интонационная выразительность и четкость
в начальной школе обеспечивают оптимальные
условия для усвоения детьми учебного
материала. Эмоциональная насыщенность
речи не должна переходить в «разговор
на повышенных тонах», сдержанность
негативных эмоций в высказываниях
учителя – это правило, которое не должно
нарушаться. Постоянное бесконтрольное
проявление в речи отрицательных эмоций
в отношении к детям говорит о низкой
профессиональной культуре учителя.

Таким образом, мы
предлагаем выделить три
показателя профессиональной компетентности
учителя по общекультурному критерию:

Качество
профессиональной педагогической
деятельности, как и любой другой
деятельности, во многом определяется
теми свойствами, которыми обладает
выполняющий ее специалист. Для успешного
труда педагогу необходимо обладать
множеством разнообразных личностных
свойств и качеств. Можно сгруппировать
профессионально значимые качества
педагога по трем основаниям.

Во-первых,
профессиональная педагогическая
компетентность может сформироваться
только на основе профессиональной
направленности личности учителя.
Подобная направленность предполагает
достаточную степень социальной зрелости
и гражданской ответственности, гуманизм,
как личностное свойство, наличие
профессиональных идеалов, и даже
определенную степень самоотверженности
в отношении учителя к своей специальности.
Ведь не секрет, что низкий социальный
и экономический статус педагогической
специальности в современном российском
обществе приводит к хронической нехватке
компетентных педагогов в образовательных
учреждениях всех типов.

Во-вторых, учителю
требуется целая группа специфических
для данной профессии свойств, таких как
организованность (применительно к своей
деятельности и деятельности детей),
инициативность и интеллектуальная
активность, обеспечивающие активное
развитие познавательной и нравственной
сфер личности младших школьников. Кроме
того, учителю профессионально необходимы
такие качества как требовательность и
справедливость. При этом с позиции
педагогической компетентности важна
гибкость учителя в поведении и
деятельности, а также креативность,
склонность к педагогическому творчеству
и развитию творческих способностей
детей.

Наконец, в-третьих,
учителю необходимо обладать специфическими
психофизиологическими свойствами.
Профессиональный труд учителя тяжел
и, несомненно, представляет собой
огромную нагрузку на нервную систему
и психику педагога. Поэтому при отсутствии
устойчивости нервной системы, хорошей
работоспособности и выносливости к
психо-эмоциональным нагрузкам
профессиональная педагогическая
деятельность невозможна. Высокий
эмоционально-волевой тонус учителя
также служит предпосылкой его
профессиональной компетентности.

Из всего вышесказанного
следует, что можно говорить о трех
показателях профессиональной
компетентности учителя по личностному
критерию:

Профессиональный
педагогический потенциал учителя не
может быть сформирован однажды и
навсегда.

Профессиональное
совершенствование в процессе накопления
опыта практической деятельности должно
осуществляться на основе критичного и
требовательного отношения педагога к
себе и к своей работе. Постоянный
личностный и профессиональный рост в
идеале выступает как неотъемлемая черта
профессионализма учителя.

Необходимость
саморазвития и самообразования учителя
продиктована также особенностями
современного социального опыта в области
психолого-педагогической теории и
практики. Постоянное увеличение объема
профессиональной информации, моральное
устаревание психолого-педагогических
знаний приводит к необходимости
систематического пополнения учителем
своего профессионального образования.
Как и большинство специалистов, работающих
в гуманитарной сфере, учитель начальных
классов вынужден систематически повышать
свою квалификацию.

Такому
самосовершенствованию способствует и
сам объект приложения педагогических
сил – живой растущий постоянно меняющийся
ребенок. Динамический характер
учебно-воспитательного процесса требует
от учителя исключительной мобильности,
которая поддерживается, в том числе и
постоянным самообразованием и
саморазвитием педагога.

Знакомство с
педагогическими инновациями обогащает
деятельность учителя, позволяет ему
отобрать для себя те подходы, которые
близки ему в силу личностных особенностей
и реально применимы к конкретной ситуации
обучения и воспитания школьников. Кроме
того, деятельность современного учителя
не может сводиться лишь к внедрению
чужих педагогических идей и разработок.
Поэтому компетентный учитель ведет
постоянный педагогический поиск и может
рассматривать свою учительскую работу
как систематическую исследовательскую
деятельность в стенах школы.

Итак, показателями
профессиональной компетентности учителя
начальных классов по критерию саморазвития
и самообразования
можно считать:

В заключение
раздела необходимо указать, что
представленные здесь критерии оценки
профессиональной компетентности учителя
начальных классов представляют собой
один из возможных подходов к анализу
проблемы педагогического профессионализма.
Данный подход не претендует на
исчерпывающий характер, но позволяет
разработать основы для диагностики
профессиональной компетентности
учителя.


ТЕСТ НА ТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НОС

ТЕСТ НА ТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НОС

Дата публикации 29.06.2022

Авторская диагностика самоопределения уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов

Профессиональная компетентность – неотъемлемый компонент педагога. От того какими качествами обладает учитель, зависит успех обученности его подопечных. В данной работе мы рассмотрим авторскую диагностику, которая охватывает пять критериев профессиональной компетентности учителей начальных классов, и позволяет понять в каком направлении необходимо совершенствовать свои знания и умения. профессиональная компетентность, компетентность, учитель, учитель начальных классов, диагностика профессионализма, диагностика профессиональной компетентности.

Author’s diagnostics of measuring the level of professional competence of primary school teachers

Komissarova Lubov Valeryevna5th year student, branch of Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Essentuki

Professional competence is an integral component of a teacher. The success of the training of his wards depends on what qualities the teacher has. In this paper, we will consider the author’s diagnostics, which covers five components of the professional competence of primary school teachers, and allows us to understand in which direction it is necessary to improve their knowledge and skills. professional competence, competence, teacher, primary school teacher, diagnostics of professionalism, diagnostics of professional competence.

Правильная ссылка на статью

Комиссарова Л. В. Авторская диагностика самоопределения уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/avtorskaya-diagnostika-samoopredeleniya-urovnya-professionalnoj-kompetentnosti-uchitelej-nachalnykh-klassov.html (Дата обращения: 29.06.2022)

С каждым годом по всей стране педагогические институты и колледжи выпускают около ста тысяч готовых специалистов своего дела. По статистическим данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой, 70% выпускников – это молодые педагоги, которые впервые столкнутся с данной профессий, и только малая часть – опытные работники образования, которым уже довелось работать с детьми в школе, после получения среднего профессионального образования. Многие, в начале своего педагогического пути, не понимают какими учителями должны быть. Не имея опыта, перенимают манеру поведения, принцип постановки урока, систему оценки знаний от своих предшествующих школьных наставников и опытных коллег, переделывая все на свой лад. Зачастую, стараются не стать теми, кого так не любили в школе, а наоборот стать любимым учителем каждого ученика. Но, придерживаясь такой системы поведения, невозможно стать профессионалом, а просто усовершенствованной копией тех, кто нас учил. Обладая базовыми знаниями и умениями начинающего педагога, необходимо постоянно работать над собой и своей профессиональной компетентностью, увеличивая прогресс своих достижений. Но как понять, что есть профессиональная компетентность и как ее развивать, именно эта проблема и легла в основу данной работы.

Проанализировав труды отечественных и зарубежных ученых можно выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, личностный, критерий саморазвития и самообразования.

Исходя из этих критериев, мы составили авторскую диагностику, которая позволит педагогам начального образования самостоятельно определять уровень своей профессиональной компетентности, а также понимать в какой области необходимо усовершенствовать свои знания и умения. Всего в данном опроснике (таблица 1) 60 вопросов, которые разделены на пять блоков, представленных выше.

По результатам данной диагностики, можно определить причастность к одному из шесть уровней самоопределения профессионализма, где «высокий» уровень показывает педагога – профессионала своего дела, знающего все теоретические аспекты преподавания, нормативно-правовую базу, имеет высокую результативность учебной деятельности своих подопечных, а «очень низкий» – новичка, которому необходимо совершенствовать свои знания и умения профессии учителя начальных классов.

180 – 144 баллов «Высокий».

143 – 108 баллов «Выше среднего».

107 – 81 баллов «Средний».

80 – 45 баллов «Ниже среднего».

44 – 18 баллов «Низкий».

17 – 0 баллов «Очень низкий».

Таблица 1. Авторская диагностика профессиональной компетентности учителя начальных классов

Профессиональная компетентность – есть неотъемлемая составляющая педагога, обладающего способностями обращаться к творчеству, внедрять современные программы и технологии, умеющего принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях. В структуру этого понятия входит совокупность специальных знаний, умений, значимых личностных характеристик, а также его ценностных ориентаций. При более детальном рассмотрении данной проблемы, было выявлено пять основных критериев, которые позволяют проводить оценку уровня профессионализма педагога: общекультурный, включающий общую образованность, широкий кругозор, культуру речи, информационную осведомленность в области культуры; общепрофессиональный – владение общими знаниями преподаваемых дисциплин, использование на своих уроков ИКТ, модернизация образовательного процесса, владение широким спектром педагогических методик и технологий; коммуникативный – владение профессиональным языком, умением находить контакт с детьми, коллегами и родителями; личностный – зрелость самоопределения, мотивация обучать других,  устойчивость нервной системы, умение к самоорганизации, критерий саморазвития и самообразования – готовность к обучению, систематическое прохождение курсов по повышению квалификации, реализуемый план развития на ближайшие 5 лет. Данная авторская диагностика учитывает все эти критерии и позволяет учителю начальных классов самостоятельно определить уровень профессиональной компетентности, а также потребность в повышении его.

«Профессиональная компетенция учителей

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами».

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.  Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя.   Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Учитель  должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Понятие «компетентность», «компетенция» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста.

Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях,  поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.

– это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность. Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

Профессионализм учителя обеспечивают следующие компетенции педагога: общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смысловая ориентация личности, коммуникативная компетенция, информационная компетенция, социально-трудовая компетенция, профессиональная компетенция педагога.

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствования:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения;

· потребность и способность самореализации;

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности.

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет.

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями.

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция;

· профессиональные знания и умения;

· профессиональные личностные качества;

· творческие умения.

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит  осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое  осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;- уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;- уметь организовать понятийную работу детей.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Известное выражение «Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают!» лишний раз убеждает в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель – творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребёнка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Анкетирование с целью изучить уровень профессиональной компетентности педагогов начальных классов.

В состав диагностического портфеля вошли такие методики:

КРАТКАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Прочитайте каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.

с утверждением из  столбца, то обведите число «10»

Если вы не вполне уверены, т.е. считаете, что «это скорее всего, так», – обведите цифры от «9» до «6».

с утверждением из  столбца, то обведите цифру «1».

Если вы не вполне уверены, то – От «2» до «5».

I. Педагогическая деятельность учителя

II. Педагогическое общение учителя

III. Личность учителя

IV. Обученноеть и обучаемость школьников

V. Психологический аспект педагогической деятельности

15 – 45 баллов – недопустимый уровень;

45 – 75 баллов – критический уровень;

75 – 120 баллов –средний уровень;

120 – 135 баллов – высокий уровень;

135 – 150 баллов – уровень мастерства.

АНАЛИЗ  УЧИТЕЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель диагностического исследования: определение своего стиля преподавания и составление индивидуального плана совершенствования своего стиля.

В предполагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух-трёх вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой стиль работы.

Анализ педагога особенностей собственного стиля педагогической деятельности.

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель стро ит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во вре мя опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опра шивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сфор мулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС харак терно недостаточно адекватное планирование учебно-вос питательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный матери ал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно пред ставлены закрепление и повторение учебного материала, кон троль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использование большого арсенала разнооб разных методов обучения. Он часто практикует коллектив ные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особен ности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обу чения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адек ватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и сла бых), в его деятельности постоянно представлены закреп ление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллек тивное обсуждение. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится

активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учи теля с РИС характерны ориентация на процесс и результа ты обучения, адекватное планирование учебно-воспитатель ного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретатель ность в подборе и варьировании методов обучения, не все гда способен обеспечить высокий темп работы, реже прак тикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него мень ше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочи тая воздействовать на учащихся косвенным путем (посред ством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность от-вечаюшим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно пла нируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС про являет консервативность в использовании средств и спосо бов педагогической деятельности. Высокая методичность (си стематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандарт ным набором используемых методов обучения, предпочте нием репродуктивной деятельности учащихся, редким про ведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учи тель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

совершенствованию учителем индивиду ального стиля своей педагогической деятельности.

После того как вы определили свой стиль преподавания, предлагаем вам ознакомиться с общей характеристикой каж дого стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные осо бенности со спецификой процесса и результативностью ва шей деятельности. В случае совпадения на основе предлагае мых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и присту пайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной ока залась ваша работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выяв ленного стиля предлагаем вам следующие рекомендации.

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артис тизмом, контактностью, проницательностью, умением ин тересно преподавать учебный материал, увлечь учеников пре подаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определен ные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учеб ного материала, контроля знаний учащихся). Возможны не достаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обу словливает вашу зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изуча емому предмету и высокая активность сочетаются с непроч ными знаниями, недостаточно сформированными навыка ми учения.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем вам несколько уменьшить количество вре мени, отводимого объяснению нового материала; в процес се объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки вре мени можно обращаться к ученикам с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относи тесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отраба тывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скуч ных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развле кательностью, а вызвать у них интерес к особенностям са мого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждо го ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятель но, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять наме ченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизиро вать учеников, вызвав у них интерес к особенностям пред мета, умелое варьирование форм и методов обучения.

В результате у ваших учащихся прочные знания сочета ются с высокой познавательной активностью и сформули рованными навыками учения.

Однако вам свойственны и некоторые недостатки: не сколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, на строения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться вашим учащимся, не ис правлять сразу неправильных ответов, а путем многочис ленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, что бы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Соб ственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержан ности.

Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внима тельным отношением к уровню знаний всех учащихся, объек тивной самооценкой, сдержанностью.

У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету соче тается с прочными знаниями и сформированными навыка ми учения. Однако вашу деятельность характеризуют и оп ределенные недостатки: недостаточно широкое варьирова ние форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваясь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разно образные методы работы.  .

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные об суждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к наруше ниям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте ти шины на каждом уроке, и в конечном итоге вам не придет ся делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Вы обладаете многи ми достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой тре бовательностью.

Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандарт ного набора форм и методов обучения, предпочтение ре продуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интере са к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоциональ ного состояния ваших учащихся зависят и результаты обу чения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических при емов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть тек стов, зазубриванием правил. Если вы будете использовать только их, то ваши учащиеся потеряют интерес к предме ту, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языко вые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Диагностика успешности классного руководителя.

Диагностика проводилась  с целью проанализировать свою работу, выявить недостатки и построить пути выхода из конфликтной ситуации, если такие имеются, а также эти анкеты позволят спланировать дальнейшую работу классного руководителя.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).

35 – 105 баллов – недопустимый уровень;

105 – 175 баллов – критический уровень;

175 -280 баллов –средний уровень;

280 – 315 баллов – высокий уровень;

315 – 350 баллов – уровень мастерства.

Классный руководитель глазами воспитанников.

Опросный лист для экспертной оценки классного руководителя среди родителей учащихся.

Просим вас высказать своё мнение о педагоге ________________________________________________________ (Ф. И. О. педагога)

Прочитайте каждый пункт анкеты. Если вы полностью согласны с утверждением, то обведите цифру «5». Если вы не вполне уверены, т.е. считаете, что «это, скорее всего так», обведите цифру «4». Если вы не вполне уверены, то – цифру «2». Если вы затрудняетесь с ответом, то – «3», Если полностью не согласны, то это – «1». Постарайтесь, чтобы не один из пунктов анкеты не был вами пропущен

0 – 15 баллов – недопустимый уровень;

15 – 40 баллов – критический уровень;

40 – 60 баллов – средний уровень;

60 – 70 баллов – высокий уровень;

70 – 75 баллов – уровень мастерства.

В культурной практике внедрения инноваций выделены следующие типы учителей по отношению к нововведениям (по Э. М. Роджеру):

Новаторы (до 2.5% в выборке)

Отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически.

Ранние реализаторы (до 13,5 %)

Следуют за новаторами, информаторы и советники.

Предварительное большинство (до 34%)

Осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают их лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новшества.

Позднее большинство (до 34%)

Проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды, когда большое количество групп и общество не начнёт ясно высказываться в пользу определённого новшества.

Ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решения принимают с учётом прошлого опыта; контактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; являются тормозом для распространения новшества.

К какому типу относитесь вы?

Демоверсии тестов по профессиональным компетенциям педагога

Пройдите тест и получите бонус от Института развития образования. Результаты тестирования будут видны только Вам.

Планируется ввести обязательную для всех учителей новую единую систему аттестации. Один из этапов аттестации – тест на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Проверьте себя: насколько вы готовы к тестированию в рамках новой процедуры аттестации.

Тренажеры разработаны на основе материалов ЕФОМ. Данные о тестировании не передаются третьим лицам и служат только для самостоятельной тренировки знаний.

Если Вы из Санкт-Петербурга и хотите повысить или подтвердить имеющуюся квалификационную категорию, собрать материалы для портфолио (индивидуальной папки) и при этом сэкономить, получив значительные скидки, мы Вам поможем!

Публикация методической разработки

Благодарность (всероссийский уровень)

Благодарность (городской уровень)

Методические разработки, презентации и конспекты

Данный этап включает
в себя четыре блока.

1 блок
предназначен для
представителя администрации (или
специалиста-психолога),
который организует и координирует весь
диагностический процесс. Для удобства
изложения мы будем называть его
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ.

Этот блок предполагает
посещение исследователем
уроков данного учителя и некоторых
внеурочных форм его деятельности.
Рекомендуется посетить не
менее трех уроков по
различным предметам (например, по
русскому языку, математике и окружающему
миру), внеклассное
воспитательное мероприятие
(праздник, беседу, конкурс или кружковое
занятие, проведенное учителем) и
родительское
собрание.

На основании этого
исследователем заполняется
диагностическая карта
(см. приложение 1)

Данная карта
предполагает оценку профессиональной
компетентности учителя по описанным
выше критериям, пользуясь разработанными
показателями по 3-х-балльной системе:

1 балл – показатель
выражен слабо.

2 балла – показатель
выражен средне.

3 балла – показатель
сильно выражен.

Для облегчения
работы исследователя в диагностической
карте раскрыто содержание каждой оценки
по каждому критерию и показателю.
Поскольку по каждому критерию выделено
три показателя, деятельность учителя
может быть оценена по каждому критерию
в виде суммы от 3-х до 9 баллов.

Заполнив
диагностическую карту, исследователь
подсчитывает сумму полученных баллов
по каждому критерию отдельно.

2 блок
предназначен для
самого учителя начальных классов,
профессиональная компетентность
которого оценивается.

Это заполнение
учителем анкеты
самооценки своей профессиональной
компетентности.

Данная анкета
позволяет педагогу оценить свою
профессиональную компетентность по
каждому из пяти критериев по 3-х-балльной
системе по тем же принципам, что и в
диагностической карте (см. приложение
2)

Инструкция
учителю: «Перед
Вами анкета самооценки профессиональной
компетентности учителя. Оцените,
пожалуйста, каждый показатель Вашей
профессиональной деятельности по
3-х-балльной системе.

2 балла – показатель
выражен в средней степени.

3 балла – показатель
выражен в высокой степени.

Выбранный Вами
нужный балл обведите в кружок, подчеркните
или зачеркните. Подсчитайте сумму
полученных баллов по каждому из пяти
критериев отдельно».

Оценив свою
деятельность по каждому показателю,
учитель подсчитывает полученную сумму
баллов
(от 3-х до 9-ти) отдельно по каждому
критерию.

3 блок
предназначается
родителям
учащихся того класса, в котором работает
оцениваемый учитель.

Им предлагается
заполнить анонимную
анкету,
где в косвенной форме проявляется их
отношение к данному учителю и общая,
пусть и непрофессиональная оценка его
профессионализма.

Анкета содержит
пять вопросов, каждый из которых косвенно
направлен на один из критериев оценки
профессиональной компетентности
учителя:

1 вопрос – направлен
на оценку общекультурного критерия;

2 вопрос – на оценку
общепрофессионального критерия;

3 вопрос –
коммуникативного критерия;

4 вопрос – личностного
критерия;

5 вопрос – на оценку
критерия саморазвития и самообразования.

Международная научно-практическая конференция (2012г. Форма участия: заочная. Тема доклада: “Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал.

Ответы на вопросы к аттестации учителя

Тема: “Развитие интереса к урокам русского языка у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

“Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся”

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени.

Статья 1 “У Вас в классе – особый ребенок” К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе – особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования).

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти.

Критерии профессиональной компетенции учителя начальных классов

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:      1. Общекультурный крит.

Профессиональная компетенция учителя.

В резентации представлены  основные пути развития профессиональной компетенции современного педагога.

“Профессиональная компетенция учителей начальных классов

Что такое компетентность и компетенции? Компетенции педагога: : общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смыслова.

Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

laquo;Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». ( Али Апшерони).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *